Состояние и перспективы развития разведывательных машин зарубежных стран ч 1
Полковник О. Иванов, кандидат военных наук;
Д. Изюмов
Войсковая разведка считается одним из важных видов боевого обеспечения тактического и оперативно-тактического звена сухопутных войск (СВ) НАТО. Она осуществляется штатными или временно созданными подразделениями, включающими наблюдательные пункты и посты, подвижные разведывательные дозоры и отряды. Данные формирования могут выполнять свои функции на легких танках, боевых разведывательных машинах (БРМ), бронеавтомобилях и военных мотоциклах, а также пешими группами. Разведданные добываются посредством визуального наблюдения, с помощью технических средств, путем захвата пленных (их допроса), документов, образцов вооружения и военной техники, а также ведения разведки боем.
|
Классификация разведывательных машин сухопутных войск зарубежных стран
|
Штатные силы и средства войсковой разведки, как правило, входят в состав корпусов, дивизий, бригад и батальонов. Наиболее многочисленные и хорошо оснащенные разведывательные части и подразделения имеются в сухопутных войсках США, ФРГ, Великобритании и Франции, на вооружении которых состоят различные типы разведывательных машин (РМ).
По сложившейся традиции за рубежом РМ подразделяют на следующие типы: легкие разведывательные танки (имеются главным образом в СВ Великобритании, Китая, а также ряда других стран и как устаревшие не рассматриваются в данной статье); гусеничные и колесные боевые разведывательные машины (БРМ); боевые машины огневой поддержки (БМОП) разведывательных подразделений с 90-120-мм пушечным вооружением); специальные ударные автомобили (4x2 и 4x4), вариант 6x6 находится в разработке; разведывательные мотоциклы (2x2 и 3x3).
По состоянию на 2005 год на вооружении СВ ведущих зарубежных стран имеется более 7,8 тыс. РМ.
США. Парк американских РМ состоит из 3,61 тыс. машин, в том числе БРМ МЗ «Брэдли» (около 2 230 единиц) и бронеавтомобилей Ml 114 «Хаммер», оснащенных разведывательной аппаратурой.
БРМ МЗ «Брэдли» (рис. 1) принята на вооружение в 1981 году. Машина прошла несколько этапов модернизации: в 1985 году - до уровня МЗА1, в 1988-м - до МЗА2 и в 1995-м - до МЗАЗ. Конструктивно она выполнена на гусеничной базе боевой машины пехоты (БМП) М2 «Брэдли». Несколько изменена компоновка десантного отделения, в котором размещаются два разведчика-наблюдателя, боеукладка для 10 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) ТОУ, разведывательный мотоцикл, РЛС наземной разведки AN/PPC-15A (В) и другое оборудование.
|
Рис. 1. Боевая разведывательная машина МЗ «Брэдли» (США) |
|
Рис. 2. Бронеавтомобиль М1114 «Хаммер» |
|
Рис. 3. Перспективная боевая разведывательная машина RSV, разрабатываемая в рамках программы FCS (Future Combat Systems, США) |
|
Рис. 4. Боевая разведывательная машина «Визель-1»(ФРГ) |
|
Рис. 5. Боевая разведывательная машина «Фенек» (ФРГ и Нидерланды) |
|
Рис. 6. Боевая разведывательная машина FV107 "Симитер" (Великобритания) |
|
Рис. 7. Перспективная боевая разведывательная машина «Скараб» (4 х 4, Великобритания и Бельгия) |
|
Рис. 8. Модернизированная боевая машина огневой поддержки АМХ-10RC (6x6, Франция) |
|
Рис. 9. Разведывательная машина VBL (Франция) |
|
Рис. 10. Опытный образец боевой машины огневой поддержки «Чентауро»(8 х 8, Италия) |
Кроме того, на БРМ МЗ отсутствуют амбразуры по бортам кормовой части корпуса и дополнительное бронирование днища.
В двухместной бронированной башне установлена 25-мм автоматическая пушка М242, с которой спарен 7,62-мм пулемет М240. Основное вооружение стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести прицельный огонь с ходу. На башне размещено восемь дымовых гранатометов. На левой ее стороне смонтирована пусковая установка ПТУР ТОУ-2.
Водные преграды БРМ МЗ преодолевает на плаву за счет перематывания гусениц.
Машина оснащена приборами ночного видения, радиостанциями AN/VRC-12 и AN/PSC-77, которые будут заменены на многодиапазонные программируемые радиостанции семейства JTRS, фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и автоматической системой пожаротушения.
Последняя модификация этой БРМ- МЗАЗ «Брэдли» отличается тем, что она оснащена интегрированной информационно-управляющей системой, имеющей единую шину данных, а кроме того, электронным баллистическим вычислителем с лазерным дальномером, новой радиостанцией, тепловизионным прибором наблюдения механика-водителя, дополнительным бронированием днища для повышения противоминной стойкости, а также имеет навесную динамическую защиту.
В СВ США для решения разведывательных задач используется также бронеавтомобиль Ml 114 «Хаммер» (HMMWV, 4x4, рис. 2).
Комплект дополнительного бронирования защищает экипаж (четыре человека) от огня 7,62-мм бронебойных пуль и осколков артиллерий-
ских снарядов. В качестве вооружения используются 7,62- или 12,7-мм пулеметы.
Фирмой SEI (Systems Electronics Inc.) разработан и производится комплект разведывательной аппаратуры для установки на бронеавтомобиль Ml 114. В интересах разведки морской пехоты используется аппаратура той же компании под наименованием «Страйкер-2», опытные образцы которой прошли испытания в 1998 году в штате Аризона (США). Планируется, что к 2010 году будет закуплено до 800 таких комплектов.
Неудачей завершилась совместная разработка США и Великобритании перспективной БРМ FSCS (Future Scout & Cavalry System) и TRACER (Tactical Reconnaissance Armored Combat Equipment Requirement), предназначенных для замены БРМ МЗ «Брэдли», а также легкого разведывательного танка «Скорпион» в Великобритании.
По сообщениям зарубежной печати, дальнейшее создание перспективной БРМ прекращено в связи с финансовыми проблемами.
В Соединенных Штатах в рамках программы FCS (Future Combat Systems) с 1996 года ведется разработка перспективной БРМ RSV (Reconnaissance & Surveillance Vehicle, рис. 3), которая создается на базе унифицированного шасси с боевой массой 18-20 т. Предполагается, что на борту этой машины будут устанавливаться датчики для обнаружения и идентификации целей на поле боя на значительных дальностях при любых погодных условиях и в любое время суток. БРМ должна иметь телескопическую мачту с электронно-оптическими и ИК-датчиками, устройства радиочастотного (RF) перехвата сигналов, а также индикатор обнаружения химического заражения местности.
Боевой расчет машины будет состоять из шести человек (экипаж два человека и четыре разведчика). Для повышения разведывательных возможностей на борту БРМ намечается разместить переносную дистанционно управляемую машину и два беспилотных летательных аппарата.
Принятие на вооружение СВ США перспективной БРМ RSV ожидается после 2012 года.
ФРГ. Парк германских РМ, состоящий из 920 машин, включает колесную БРМ «Луке» (520 единиц), а также гусеничные - «Визель-1» (133), «Визель-2» (67) и «Фенек» (около 200 единиц).
БРМ «Луке» (8 х 8) принята на вооружение СВ ФРГ в 1975 году. Разработанная фирмой «Даймлер-Бенц», она является одной из самых тяжелых колесных машин (боевая масса около 20 т). В ней предусмотрены места для двух водителей (расположены впереди и сзади).
Программа модернизации БРМ «Лукс-А2» предусматривала установку независимых танковых прицелов к 20-мм автоматической пушке, новых шин низкого давления, радиостанции и тепловизионных приборов первого поколения.
БРМ «Визель-1» (рис. 4) разработана фирмой «Мак-систем» и поставлена в СВ ФРГ с двумя вариантами вооружения: 20-мм автоматической пушкой МК20 RH202 и ПТУР ТОУ (дальность стрельбы 3 750 м).
В настоящее время «Ви-зель-1» оснащается разведывательными приборами, установленными на платформе телескопической мачты.
В 1997 году была принята на вооружение БРМ «Визель-2», которая имеет увеличенные габаритные размеры, больший внутренний объем и более мощный двигатель. Всего для СВ ФРГ изготовлено 67 таких машин.
БРМ «Фенек» (4 х 4) принята на вооружение сухопутных войск ФРГ и Нидерландов в 2003 году (202 и 410 единиц соответственно) для ведения разведки в тылу противника в отрыве от главных сил и для выполнения специальных задач (рис. 5).
Основными элементами разведывательного оборудования этой машины являются: лазерный дальномер, телевизионная и тепловизи-онная камеры, установленные на платформе выдвигающейся телескопической мачты. Эти камеры позволяют обнаруживать боевую технику и личный состав на дальностях до 4 и 10 км, а также осуществлять их идентификацию на дальностях до 1 и 5 км соответственно. Поступающая информация отображается на мониторе командира БРМ. Инерциальная навигационная аппаратура «сопряжена» с космической радионавигационной системой NAVSTAR. Машина может автономно вести боевые действия в течение 5 сут.
Предусматривается два варианта вооружения БРМ «Фенек»: 40-мм автоматический гранатомет или 12,7-мм пулемет, которые устанавливаются на турели люка командира. Корпус машины полностью сварной, его броня защищает от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Машина имеет низкий силуэт, оснащена шестицилиндровым дизельным двигателем и автоматической коробкой передач. Экипаж три человека. Большой диаметр колес обеспечивает достаточную проходимость по пересеченной местности.
Великобритания. Парк английских РМ, состоящий из 475 машин, включает в себя колесную БРМ «Фокс» (200 единиц) и гусеничную - «Симитер» (275, рис. 6), которые практически отработали свой ресурс (находятся в эксплуатации с 70-х годов).
Модернизация «Симитер» заключалась в установке дизельного двигателя фирмы «Камминз» и 30-мм автоматической пушки в башне от БРМ «Фокс». После проведенных работ она получила название «Сейбр».
Кроме того, английская фирма «Элвис» разработала бронеавтомобиль «Скараб» (4 х 4, рис. 7), который, вполне вероятно, станет основной РМ сухопутных войск Великобритании и Бельгии. Потребности одних составляют около 500 единиц, а других- 170. Решение о серийном производстве машины пока не принято. Бронированный корпус защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков мин. Узлы и агрегаты машины (двигатель и трансмиссия) аналогичны имеющимся у многоцелевого легкового автомобиля повышенной проходимости «Унимог-1600» (4x4) германской фирмы «Мерседес-Бенц». Боевая масса новой РМ 10,4 т. Основное вооружение: 7,62- или 12,7-мм пулемет и 20-мм автоматическая пушка или ПТУР. Разведывательные приборы - дневная тепловизионная камера и лазерный дальномер. Машина авиатранспортабельна (для этого используется самолет С-130 «Геркулес» военно-транспортной авиации).
В Великобритании фирма «Виккерс дефенз системз» (VDS) по заказу МО страны ведет НИОКР по созданию перспективного семейства боевых машин в рамках программы FRES (Future Rapid Effects System). В соста-
ве этого семейства разрабатывается и БРМ с комплексом разведывательного оборудования, которая аналогична американской машине RSV. Принятие ее на вооружение ожидается после 2012 года.
Франция. Парк французских РМ включает 1 946 боевых машин, в том числе колесные AMX-10RC (317 единиц) и ERC-90 F4 (187), а также бронеавтомобиль VBL М-11 (1 442).
БМОП AMX-10RC (6x6, рис. 8) состоит на вооружении с 1976 года. Корпус и башня сварены из алюминиевого сплава и обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Экипаж четыре человека. Механик-водитель находится в передней части корпуса слева, три других члена экипажа размещаются в башне (командир и наводчик - справа, заряжающий - слева от пушки).
Основное вооружение - 105-мм пушка G-2, стрельба из которой ведется стандартными боеприпасами НАТО. Для ведения огня ночью на машине установлена низкоуровневая телевизионная аппаратура DIVT-13-LLLT.
Двигатель и трансмиссия размещены в корме корпуса. Коробка передач обеспечивает предварительный выбор одного из четырех возможных режимов для движения вперед или назад и отбор мощности на два водометных движителя, а также поворот (осуществляется «по-танковому» - посредством торможения колес одного из бортов) за счет планетарных механизмов и дисковых тормозов с гидравлическим приводом.
Гидропневматическая подвеска может регулироваться водителем в соответствии с дорожными условиями. Минимальный клиренс составляет 210 мм, при движении по дорогам-350 мм, на пересеченной местности 470, а при преодолении водных преград - 600 мм.
В середине 2000 года началась модернизация БМ AMX-10RC (6 х 6) с целью повышения уровня броневой защиты, подвижности и огневой мощи. Первая усилена путем установки дополнительного бронирования корпуса и башни.
В левой части башни размещена ИК-система противодействия LIRE для нейтрализации систем наведения подлетающих ПТУР. 105-мм пушка G-2 заменена усовершенствованной - F2, с уменьшенным откатом. Тепловизионная камера фирмы «Талес» находится справа от нее на башне.
Машина оборудована системой опознавания «свой-чужой» (IFF), ИИУС под индексом SIT-V1, новыми средствами связи PR4G фирмы «Талес», а также системой навигации GPS.
Программа модернизации парка БМ AMX-10RC должна быть реализована к 2009 году.
БМОП ERC-90 «Сагайа» (6x6) принята на вооружение СВ Франции в 1979 году. Она поставлялась также в южноамериканские и африканские страны. Экипаж три человека. Боевая масса 9,1 т. Серийно выпускаются машины двух типов: плавающие и неплавающие. Движение на плаву осуществляется при помощи вращения колес (скорость 4,5 км/ч) и водометов (7,2 км/ч).
Модернизированная БМ ERC-90 F4 (6 х 6) отличается установкой нового силового блока, состоящего из дизельного двигателя фирмы «Мерседес-Бенц» мощностью 170 л. с. и автоматической трансмиссии «Ренк». Запас хода машины увеличился до 700-900 км.
Вооружение (90-мм пушка и 7,62-мм спаренный с ней пулемет) размещено в двухместной башне TS-90 фирмы «Жиат».
Бронеавтомобиль VBL (4 х 4, рис. 9) разработан в 1990 году. Имеется два базовых варианта: РМ с экипажем из двух человек, вооруженная двумя пулеметами (7,62- и 12,7-мм), и машина с ПТУР ТОУ и экипажем, состоящим из трех человек, с 7,62-мм пулеметом.
Машина плавающая, передвигается по воде с помощью гребного винта, находящегося в нижней части корпуса. Скорость на плаву 4,5 км/ч.
РМ VBL, известные во многих странах мира, состоят на вооружении СВ Франции, Греции, Португалии, Бенина, Камеруна, Габона, Индонезии, Кувейта, Мексики, Нигерии, Омана, Катара, Руанды и Того.
Италия. Парк итальянских РМ, насчитывающий около 600 машин, включает БМОП «Чентауро» (колесные, 400 единиц), а также БРМ «6616» (40) и «Пума» (6 х 6).
Боевая машина огневой поддержки «Чентауро» (8х8), в печати именуемая «истребителем танков», разработана итальянскими фирмами «Ивеко» (шасси) и «ОТО Мелара» (башня с пушкой) в 1996 году.
Основное вооружение - 105-мм нарезная танковая пушка, использующая стандартные боеприпасы НАТО. Помимо основного вооружения на БМОП установлены два 7,62-мм пулемета (спаренный и зенитный) и восемь дымовых гранатометов. Боевая масса машины составляет 25 т.
БМ оснащена той же компьютеризированной системой управления огнем TURMS фирмы «Галелио авионикс», что и ОБТ «Ариете», а также дневным/ ночным прицелами. В кормовом отделении корпуса машины могут разместиться четыре пехотинца-разведчика за счет сокращения боекомплекта. Некоторые БМ имеют дополнительное навесное бронирование.
«Чентауро» оснащается усилителем рулевого управления, лебедкой, системой ППО, кондиционером, а также системой централизованной подкачки шин.
Вариантами этой машины являются БМП с индексом VBC и БМ со 120-мм гладкоствольной пушкой (боевая масса 28 т, рис. 10).
Количественный состав БРМ, используемых в войсковой разведке формирований Сухопутных войск зарубежных стран по состоянию на 2005 год. |
наименование БРМ |
США |
ФРГ |
Велико-британия |
Франция |
Италия |
Испания |
Япония |
МЗ «Брэдли» M1114 |
2 230 |
|
|
|
|
|
|
«Хаммер»(4х4) с ПТУР ТОУ |
1380 |
|
|
|
|
|
|
SP-2 «Луке» (8x8) |
|
520 |
|
|
|
|
|
«Фенек»(4x4) |
|
200 |
|
|
|
|
|
«Визель-1/2» |
|
133/67 |
|
|
|
|
|
«Фокс» (4x4) |
|
|
200 |
|
|
|
|
«Симитер» |
|
|
275 |
|
|
|
|
AMX-10RC(8x8) |
|
|
|
317 |
|
|
|
ERC-90-F4(6x6} |
|
|
|
187 |
|
|
|
VBL M-11(4x4) |
|
|
|
1442 |
|
|
|
«Чeнтaypс»(Sx8) |
|
|
|
|
400 |
|
|
«6616» (4x4) |
|
|
|
|
40 |
|
|
VBC 3562 (6x6) «Пегасо» |
|
|
|
|
|
340 |
|
«87» (6x6) |
|
|
|
|
|
|
100 |
Всего |
3610 |
922 |
475 |
1946 |
440 |
340 |
100 |
«Чентауро» состоит на вооружении также СВ Испании (22 единицы).
Итальянский консорциум «Ивеко-ОТО Мелара» разработал разведывательную БМ «Пума» двух типов: с колесной формулой 4x4 (вместимостью четыре человека) и 6 х 6 (семь человек). Боевая масса соответственно 7 и 8,4 т. Контрактом от 2003 года предусмотрено серийное производство 540 таких машин: 300 единиц (4 х 4) и 240 (6x6). Они имеют много унифицированных узлов и агрегатов. Основное вооружение - 12,7-мм пулемет.
Испания. Парк испанских РМ представлен БРМ VEC 3562 «Пегасо» (6 х 6, 340 единиц). Она разработана в 1986 году испанской фирмой «Санта-Барбара» и имеет три варианта вооружения (20-, 25- и 90-мм пушки).
Бронированный корпус выполнен из алюминиевого сплава и защищает военнослужащих от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Боевая масса 13,75 т. Вместимость машины пять человек (три члена экипажа и два разведчика). Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса, где размещен дизельный двигатель мощностью 310 л. с. и водометный движитель.
БРМ оснащена современной разведывательной аппаратурой, навигационной системой, кондиционером, а также системой централизованной подкачки шин.
Япония. Парк японских РМ представлен колесной типа «87» (около 100 единиц). Машина принята на вооружение СВ в 1987 году. Разработана на базе БТР Тип «82» (6 х 6) фирмой «Мицубиси».
Корпус сварен из броневой стали, закрытый. Отделение управления расположено в передней части справа, а силовое - в корме.
Основное вооружение - 25-мм пушка, вспомогательное - 7,62-мм пулемет в бронированной башне, где находятся командир и наводчик. В состав экипажа (пять человек) входят также радист и наблюдатель. Они размещаются за боевым отделением.
Силовая установка дизельный двигатель и механическая трансмиссия. ФВУ отсутствует. Машина неплавающая.
(Окончание)
"Зарубежное военное обозрение" 2006 №2 с.22-29
Смотрите также
|