Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 17:17
Ключевые слова
О. Иванов, БРМ, Д. Изюмов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Вооружение

Состояние и перспективы развития разведывательных машин зарубежных стран часть 1 (2006)

Состояние и перспективы развития разведывательных машин зарубежных стран ч 1

Полковник О. Иванов, кандидат военных наук;
Д. Изюмов

Войсковая разведка считается одним из важных видов боевого обеспечения тактического и оперативно-тактического звена сухопутных войск (СВ) НАТО. Она осуществляется штатными или временно созданными подразделениями, включающими наблюдательные пункты и посты, подвижные разведывательные дозоры и отряды. Данные формирования могут выполнять свои функции на легких танках, боевых разведывательных машинах (БРМ), бронеавтомобилях и военных мотоциклах, а также пешими группами. Разведданные добываются посредством визуального наблюдения, с помощью технических средств, путем захвата пленных (их допроса), документов, образцов вооружения и военной техники, а также ведения разведки боем.

Классификация разведывательных машин сухопутных войск зарубежных стран

Классификация разведывательных машин сухопутных войск зарубежных стран

Штатные силы и средства войсковой разведки, как правило, входят в состав корпусов, дивизий, бригад и батальонов. Наиболее многочисленные и хорошо оснащенные разведывательные части и подразделения имеются в сухопутных войсках США, ФРГ, Великобритании и Франции, на вооружении которых состоят различные типы разведывательных машин (РМ).
По сложившейся традиции за рубежом РМ подразделяют на следующие типы: легкие разведывательные танки (имеются главным образом в СВ Великобритании, Китая, а также ряда других стран и как устаревшие не рассматриваются в данной статье); гусеничные и колесные боевые разведывательные машины (БРМ); боевые машины огневой поддержки (БМОП) разведывательных подразделений с 90-120-мм пушечным вооружением); специальные ударные автомобили (4x2 и 4x4), вариант 6x6 находится в разработке; разведывательные мотоциклы (2x2 и 3x3).
По состоянию на 2005 год на вооружении СВ ведущих зарубежных стран имеется более 7,8 тыс. РМ.
США. Парк американских РМ состоит из 3,61 тыс. машин, в том числе БРМ МЗ «Брэдли» (около 2 230 единиц) и бронеавтомобилей Ml 114 «Хаммер», оснащенных разведывательной аппаратурой.
БРМ МЗ «Брэдли» (рис. 1) принята на вооружение в 1981 году. Машина прошла несколько этапов модернизации: в 1985 году - до уровня МЗА1, в 1988-м - до МЗА2 и в 1995-м - до МЗАЗ. Конструктивно она выполнена на гусеничной базе боевой машины пехоты (БМП) М2 «Брэдли». Несколько изменена компоновка десантного отделения, в котором размещаются два разведчика-наблюдателя, боеукладка для 10 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) ТОУ, разведывательный мотоцикл, РЛС наземной разведки AN/PPC-15A (В) и другое оборудование.

Боевая разведывательная машина МЗ «Брэдли»
Рис. 1. Боевая разведывательная машина МЗ «Брэдли» (США)
ронеавтомобиль М1114 «Хаммер»
Рис. 2. Бронеавтомобиль М1114 «Хаммер»
Future Combat Systems
Рис. 3. Перспективная боевая разведывательная машина RSV, разрабатываемая в рамках программы FCS (Future Combat Systems, США)
Боевая разведывательная машина «Визель-1
Рис. 4. Боевая разведывательная машина «Визель-1»(ФРГ)
Боевая разведывательная машина «Фенек»
Рис. 5. Боевая разведывательная машина «Фенек» (ФРГ и Нидерланды)
оевая разведывательная машина FV107 "Симитер"
Рис. 6. Боевая разведывательная машина FV107 "Симитер"  (Великобритания)
Перспективная боевая разведывательная машина «Скараб»
Рис. 7. Перспективная боевая разведывательная машина «Скараб» (4 х 4, Великобритания и Бельгия)
Модернизированная боевая машина огневой поддержки АМХ-10RC
Рис. 8. Модернизированная боевая машина огневой поддержки АМХ-10RC (6x6, Франция)
Разведывательная машина VBL
Рис. 9. Разведывательная машина VBL (Франция)
Опытный образец боевой машины огневой поддержки «Чентауро»
Рис. 10. Опытный образец боевой машины огневой поддержки «Чентауро»(8 х 8, Италия)

Кроме того, на БРМ МЗ отсутствуют амбразуры по бортам кормовой части корпуса и дополнительное бронирование днища.
В двухместной бронированной башне установлена 25-мм автоматическая пушка М242, с которой спарен 7,62-мм пулемет М240. Основное вооружение стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести прицельный огонь с ходу. На башне размещено восемь дымовых гранатометов. На левой ее стороне смонтирована пусковая установка ПТУР ТОУ-2.
Водные преграды БРМ МЗ преодолевает на плаву за счет перематывания гусениц.
Машина оснащена приборами ночного видения, радиостанциями AN/VRC-12 и AN/PSC-77, которые будут заменены на многодиапазонные программируемые радиостанции семейства JTRS, фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и автоматической системой пожаротушения.
Последняя модификация этой БРМ- МЗАЗ «Брэдли» отличается тем, что она оснащена интегрированной информационно-управляющей системой, имеющей единую шину данных, а кроме того, электронным баллистическим вычислителем с лазерным дальномером, новой радиостанцией, тепловизионным прибором наблюдения механика-водителя, дополнительным бронированием днища для повышения противоминной стойкости, а также имеет навесную динамическую защиту.
В СВ США для решения разведывательных задач используется также бронеавтомобиль Ml 114 «Хаммер» (HMMWV, 4x4, рис. 2).
Комплект дополнительного бронирования защищает экипаж (четыре человека) от огня 7,62-мм бронебойных пуль и осколков артиллерий-
ских снарядов. В качестве вооружения используются 7,62- или 12,7-мм пулеметы.
Фирмой SEI (Systems Electronics Inc.) разработан и производится комплект разведывательной аппаратуры для установки на бронеавтомобиль Ml 114. В интересах разведки морской пехоты используется аппаратура той же компании под наименованием «Страйкер-2», опытные образцы которой прошли испытания в 1998 году в штате Аризона (США). Планируется, что к 2010 году будет закуплено до 800 таких комплектов.
Неудачей завершилась совместная разработка США и Великобритании перспективной БРМ FSCS (Future Scout & Cavalry System) и TRACER (Tactical Reconnaissance Armored Combat Equipment Requirement), предназначенных для замены БРМ МЗ «Брэдли», а также легкого разведывательного танка «Скорпион» в Великобритании.
По сообщениям зарубежной печати, дальнейшее создание перспективной БРМ прекращено в связи с финансовыми проблемами.
В Соединенных Штатах в рамках программы FCS (Future Combat Systems) с 1996 года ведется разработка перспективной БРМ RSV (Reconnaissance & Surveillance Vehicle, рис. 3), которая создается на базе унифицированного шасси с боевой массой 18-20 т. Предполагается, что на борту этой машины будут устанавливаться датчики для обнаружения и идентификации целей на поле боя на значительных дальностях при любых погодных условиях и в любое время суток. БРМ должна иметь телескопическую мачту с электронно-оптическими и ИК-датчиками, устройства радиочастотного (RF) перехвата сигналов, а также индикатор обнаружения химического заражения местности.
Боевой расчет машины будет состоять из шести человек (экипаж два человека и четыре разведчика). Для повышения разведывательных возможностей на борту БРМ намечается разместить переносную дистанционно управляемую машину и два беспилотных летательных аппарата.
Принятие на вооружение СВ США перспективной БРМ RSV ожидается после 2012 года.
ФРГ. Парк германских РМ, состоящий из 920 машин, включает колесную БРМ «Луке» (520 единиц), а также гусеничные - «Визель-1» (133), «Визель-2» (67) и «Фенек» (около 200 единиц).
БРМ «Луке» (8 х 8) принята на вооружение СВ ФРГ в 1975 году. Разработанная фирмой «Даймлер-Бенц», она является одной из самых тяжелых колесных машин (боевая масса около 20 т). В ней предусмотрены места для двух водителей (расположены впереди и сзади).
Программа модернизации БРМ «Лукс-А2» предусматривала установку независимых танковых прицелов к 20-мм автоматической пушке, новых шин низкого давления, радиостанции и тепловизионных приборов первого поколения.
БРМ «Визель-1» (рис. 4) разработана фирмой «Мак-систем» и поставлена в СВ ФРГ с двумя вариантами вооружения: 20-мм автоматической пушкой МК20 RH202 и ПТУР ТОУ (дальность стрельбы 3 750 м).
В настоящее время «Ви-зель-1» оснащается разведывательными приборами, установленными на платформе телескопической мачты.
В 1997 году была принята на вооружение БРМ «Визель-2», которая имеет увеличенные габаритные размеры, больший внутренний объем и более мощный двигатель. Всего для СВ ФРГ изготовлено 67 таких машин.
БРМ «Фенек» (4 х 4) принята на вооружение сухопутных войск ФРГ и Нидерландов в 2003 году (202 и 410 единиц соответственно) для ведения разведки в тылу противника в отрыве от главных сил и для выполнения специальных задач (рис. 5).
Основными элементами разведывательного оборудования этой машины являются: лазерный дальномер, телевизионная и тепловизи-онная камеры, установленные на платформе выдвигающейся телескопической мачты. Эти камеры позволяют обнаруживать боевую технику и личный состав на дальностях до 4 и 10 км, а также осуществлять их идентификацию на дальностях до 1 и 5 км соответственно. Поступающая информация отображается на мониторе командира БРМ. Инерциальная навигационная аппаратура «сопряжена» с космической радионавигационной системой NAVSTAR. Машина может автономно вести боевые действия в течение 5 сут.
Предусматривается два варианта вооружения БРМ «Фенек»: 40-мм автоматический гранатомет или 12,7-мм пулемет, которые устанавливаются на турели люка командира. Корпус машины полностью сварной, его броня защищает от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Машина имеет низкий силуэт, оснащена шестицилиндровым дизельным двигателем и автоматической коробкой передач. Экипаж три человека. Большой диаметр колес обеспечивает достаточную проходимость по пересеченной местности.
Великобритания. Парк английских РМ, состоящий из 475 машин, включает в себя колесную БРМ «Фокс» (200 единиц) и гусеничную - «Симитер» (275, рис. 6), которые практически отработали свой ресурс (находятся в эксплуатации с 70-х годов).
Модернизация «Симитер» заключалась в установке дизельного двигателя фирмы «Камминз» и 30-мм автоматической пушки в башне от БРМ «Фокс». После проведенных работ она получила название «Сейбр».
Кроме того, английская фирма «Элвис» разработала бронеавтомобиль «Скараб» (4 х 4, рис. 7), который, вполне вероятно, станет основной РМ сухопутных войск Великобритании и Бельгии. Потребности одних составляют около 500 единиц, а других- 170. Решение о серийном производстве машины пока не принято. Бронированный корпус защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков мин. Узлы и агрегаты машины (двигатель и трансмиссия) аналогичны имеющимся у многоцелевого легкового автомобиля повышенной проходимости «Унимог-1600» (4x4) германской фирмы «Мерседес-Бенц». Боевая масса новой РМ 10,4 т. Основное вооружение: 7,62- или 12,7-мм пулемет и 20-мм автоматическая пушка или ПТУР. Разведывательные приборы - дневная тепловизионная камера и лазерный дальномер. Машина авиатранспортабельна (для этого используется самолет С-130 «Геркулес» военно-транспортной авиации).
В Великобритании фирма «Виккерс дефенз системз» (VDS) по заказу МО страны ведет НИОКР по созданию перспективного семейства боевых машин в рамках программы FRES (Future Rapid Effects System). В соста-
ве этого семейства разрабатывается и БРМ с комплексом разведывательного оборудования, которая аналогична американской машине RSV. Принятие ее на вооружение ожидается после 2012 года.
Франция. Парк французских РМ включает 1 946 боевых машин, в том числе колесные AMX-10RC (317 единиц) и ERC-90 F4 (187), а также бронеавтомобиль VBL М-11 (1 442).
БМОП AMX-10RC (6x6, рис. 8) состоит на вооружении с 1976 года. Корпус и башня сварены из алюминиевого сплава и обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Экипаж четыре человека. Механик-водитель находится в передней части корпуса слева, три других члена экипажа размещаются в башне (командир и наводчик - справа, заряжающий - слева от пушки).
Основное вооружение - 105-мм пушка G-2, стрельба из которой ведется стандартными боеприпасами НАТО. Для ведения огня ночью на машине установлена низкоуровневая телевизионная аппаратура DIVT-13-LLLT.
Двигатель и трансмиссия размещены в корме корпуса. Коробка передач обеспечивает предварительный выбор одного из четырех возможных режимов для движения вперед или назад и отбор мощности на два водометных движителя, а также поворот (осуществляется «по-танковому» - посредством торможения колес одного из бортов) за счет планетарных механизмов и дисковых тормозов с гидравлическим приводом.
Гидропневматическая подвеска может регулироваться водителем в соответствии с дорожными условиями. Минимальный клиренс составляет 210 мм, при движении по дорогам-350 мм, на пересеченной местности 470, а при преодолении водных преград - 600 мм.
В середине 2000 года началась модернизация БМ AMX-10RC (6 х 6) с целью повышения уровня броневой защиты, подвижности и огневой мощи. Первая усилена путем установки дополнительного бронирования корпуса и башни.
В левой части башни размещена ИК-система противодействия LIRE для нейтрализации систем наведения подлетающих ПТУР. 105-мм пушка G-2 заменена усовершенствованной - F2, с уменьшенным откатом. Тепловизионная камера фирмы «Талес» находится справа от нее на башне.

Машина оборудована системой опознавания «свой-чужой» (IFF), ИИУС под индексом SIT-V1, новыми средствами связи PR4G фирмы «Талес», а также системой навигации GPS.
Программа модернизации парка БМ AMX-10RC должна быть реализована к 2009 году.
БМОП ERC-90 «Сагайа» (6x6) принята на вооружение СВ Франции в 1979 году. Она поставлялась также в южноамериканские и африканские страны. Экипаж три человека. Боевая масса 9,1 т. Серийно выпускаются машины двух типов: плавающие и неплавающие. Движение на плаву осуществляется при помощи вращения колес (скорость 4,5 км/ч) и водометов (7,2 км/ч).
Модернизированная БМ ERC-90 F4 (6 х 6) отличается установкой нового силового блока, состоящего из дизельного двигателя фирмы «Мерседес-Бенц» мощностью 170 л. с. и автоматической трансмиссии «Ренк». Запас хода машины увеличился до 700-900 км.
Вооружение (90-мм пушка и 7,62-мм спаренный с ней пулемет) размещено в двухместной башне TS-90 фирмы «Жиат».
Бронеавтомобиль VBL (4 х 4, рис. 9) разработан в 1990 году. Имеется два базовых варианта: РМ с экипажем из двух человек, вооруженная двумя пулеметами (7,62- и 12,7-мм), и машина с ПТУР ТОУ и экипажем, состоящим из трех человек, с 7,62-мм пулеметом.
Машина плавающая, передвигается по воде с помощью гребного винта, находящегося в нижней части корпуса. Скорость на плаву 4,5 км/ч.
РМ VBL, известные во многих странах мира, состоят на вооружении СВ Франции, Греции, Португалии, Бенина, Камеруна, Габона, Индонезии, Кувейта, Мексики, Нигерии, Омана, Катара, Руанды и Того.
Италия. Парк итальянских РМ, насчитывающий около 600 машин, включает БМОП «Чентауро» (колесные, 400 единиц), а также БРМ «6616» (40) и «Пума» (6 х 6).
Боевая машина огневой поддержки «Чентауро» (8х8), в печати именуемая «истребителем танков», разработана итальянскими фирмами «Ивеко» (шасси) и «ОТО Мелара» (башня с пушкой) в 1996 году.
Основное вооружение - 105-мм нарезная танковая пушка, использующая стандартные боеприпасы НАТО. Помимо основного вооружения на БМОП установлены два 7,62-мм пулемета (спаренный и зенитный) и восемь дымовых гранатометов. Боевая масса машины составляет 25 т.
БМ оснащена той же компьютеризированной системой управления огнем TURMS фирмы «Галелио авионикс», что и ОБТ «Ариете», а также дневным/ ночным прицелами. В кормовом отделении корпуса машины могут разместиться четыре пехотинца-разведчика за счет сокращения боекомплекта. Некоторые БМ имеют дополнительное навесное бронирование.
«Чентауро» оснащается усилителем рулевого управления, лебедкой, системой ППО, кондиционером, а также системой централизованной подкачки шин.
Вариантами этой машины являются БМП с индексом VBC и БМ со 120-мм гладкоствольной пушкой (боевая масса 28 т, рис. 10).

Количественный состав БРМ, используемых в войсковой разведке формирований Сухопутных войск зарубежных стран по состоянию на 2005 год.
наименование БРМ США ФРГ Велико-британия Франция Италия Испания Япония
МЗ «Брэдли» M1114 2 230            
«Хаммер»(4х4) с ПТУР ТОУ 1380            
SP-2 «Луке» (8x8)   520          
«Фенек»(4x4)   200          
«Визель-1/2»   133/67          
«Фокс» (4x4)     200        
«Симитер»     275        
AMX-10RC(8x8)       317      
ERC-90-F4(6x6}       187      
VBL M-11(4x4)       1442      
«Чeнтaypс»(Sx8)         400    
«6616» (4x4)         40    
VBC 3562 (6x6) «Пегасо»           340  
«87» (6x6)             100
Всего       3610 922 475 1946 440 340 100

«Чентауро» состоит на вооружении также СВ Испании (22 единицы).
Итальянский консорциум «Ивеко-ОТО Мелара» разработал разведывательную БМ «Пума» двух типов: с колесной формулой 4x4 (вместимостью четыре человека) и 6 х 6 (семь человек). Боевая масса соответственно 7 и 8,4 т. Контрактом от 2003 года предусмотрено серийное производство 540 таких машин: 300 единиц (4 х 4) и 240 (6x6). Они имеют много унифицированных узлов и агрегатов. Основное вооружение - 12,7-мм пулемет.
Испания. Парк испанских РМ представлен БРМ VEC 3562 «Пегасо» (6 х 6, 340 единиц). Она разработана в 1986 году испанской фирмой «Санта-Барбара» и имеет три варианта вооружения (20-, 25- и 90-мм пушки).
Бронированный корпус выполнен из алюминиевого сплава и защищает военнослужащих от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Боевая масса 13,75 т. Вместимость машины пять человек (три члена экипажа и два разведчика). Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса, где размещен дизельный двигатель мощностью 310 л. с. и водометный движитель.
БРМ оснащена современной разведывательной аппаратурой, навигационной системой, кондиционером, а также системой централизованной подкачки шин.
Япония. Парк японских РМ представлен колесной типа «87» (около 100 единиц). Машина принята на вооружение СВ в 1987 году. Разработана на базе БТР Тип «82» (6 х 6) фирмой «Мицубиси».
Корпус сварен из броневой стали, закрытый. Отделение управления расположено в передней части справа, а силовое - в корме.
Основное вооружение - 25-мм пушка, вспомогательное - 7,62-мм пулемет в бронированной башне, где находятся командир и наводчик. В состав экипажа (пять человек) входят также радист и наблюдатель. Они размещаются за боевым отделением.
Силовая установка дизельный двигатель и механическая трансмиссия. ФВУ отсутствует. Машина неплавающая.

(Окончание)

"Зарубежное военное обозрение" 2006 №2 с.22-29

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (16.02.2006) | Автор: Полковник О. Иванов

Просмотров: 6263 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов