Американский транспортно-десантный вертолёт S-70 и его модификации часть 1 (ч2) (ч3)
Полковник О. Михайлов
Компания «Сикорский эркрафт» основана в 1923 году. С 1929
года она является подразделением концерна «Юнайтед текнолоджис». Разработкой и
производством вертолетов занимается с 40-х годов прошлого века. В настоящее
время основными направлениями деятельности компании являются разработка,
модернизация и производство вертолетов S-70, S-76, S-80 и их модификаций, а
также S-92 «Хелибас».
Вертолеты, разработанные специалистами этого концерна, производятся по лицензии
такими компаниями, как итальянская «Аугуста», «Кориэн эр лайнз» (Республика
Корея) и японская «Мицубиси». В 1983 году компанией «Сикорский Эркрафт» было
подписано соглашение с бразильской «Эмбраер» по обмену технологиями в области
разработки и производства композитных материалов, а в 1984-м - с испанской
CASA-Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совместное производство
вертолетов на долговременной основе.
Опыт применения вертолета боевого обеспечения UH-1H «Хью
Кобра» при ведении боевых действий во Вьетнаме доказал необходимость принятия на
вооружение сухопутных войск США более совершенной машины, и в январе 1972 года
министерством СВ США был объявлен тендер на разработку тактической транспортной
авиационной системы боевого обеспечения UTTAS (Utility Tactical Transport
Aircraft System). Этот образец вооружения должен был перевозить такое же по
численности воинское подразделение, что и UH-1H, но иметь лучшие
летно-технические характеристики и более высокую надежность. Специалисты
компании «Сикорский эркрафт» спроектировали транспортно-десантный вертолет
нового поколения S-701, имеющий двойное управление
и широкий транспортный отсек.
Пилотская кабина этой машины с обеих сторон оборудована открывающимися вперед
дверями, причем предусмотрен принудительный сброс как их остекления, так и самих
дверей. Кресла летчиков с внешних сторон защищены сдвижными бронированными
панелями. Штатный бортстрелок располагается в транспортном отсеке. Для быстрой
погрузки и выгрузки на каждой стороне транспортного отсека установлена большая
сдвигаемая назад дверь. Кабина летчиков и транспортный отсек конструктивно не
разделены. Последний рассчитан на размещение 20 пассажиров или 14 полностью
экипированных десантников.
Восемь сидений могут быть демонтированы, а на их месте может быть установлено до
четырех носилок либо оборудован грузовой отсек. При необходимости внутренний
объем кабины позволяет разместить шесть носилочных раненых. VIP-модификации
S-70A имеют системы обогрева и вентиляции и рассчитаны на 6-12 пассажиров.
Двери и фонарь кабины, а также обшивка фюзеляжа и обтекатели двигателей
изготовлены из стекловолокна и кевлара. Грузовой пол выполнен из стекловолокна и
номекса - термостойкого волокна из полиамида.
Неубирающееся в полете трехопорное шасси с задней опорой имеет по одному колесу
на стойке (вертолеты, базирующиеся на Аляске, оборудованы лыжным шасси).
Амортизационные стойки с большим запасом прочности оснащены жидкостными
амортизаторами. Применение задней опоры обеспечивает защиту рулевого винта (РВ)
при рулении по неровной местности, а также при грубой посадке. Мощность на
несущий винт (НВ) передается от двух турбовальных двигателей. На
цельнометаллической титановой втулке четырехлопастного НВ с не требующими смазки
упругими элементами крепления лопастей и ограничителями их колебаний расположен
бифилярный самонастраивающийся поглотитель вибраций.
Управление шагом винта осуществляется с помощью двух независимых гидросистем.
Лопасти переменного профиля имеют угол геометрической крутки 18°.
Лонжерон лопасти НВ выполнен из титана, передняя кромка для защиты от
эрозионного износа усилена слоем титановой фольги. Задняя кромка лопасти
изготовлена из графита, законцовка сделана из кевлара, а ее обшивка - из
стекловолокна. Ось вращения выполненного из композиционных материалов (КМ) РВ
отклонена вверх для увеличения эксплуатационного диапазона центровок за счет
создания вертикальной составляющей тяги.
Узел тянущего РВ образован двумя двухлопастными модулями, установленными соосно
на одном валу под прямым углом и на расчетном расстоянии друг от друга. Подобная
конструкция позволяет использовать основное преимущество двухлопастного винта -
центробежные силы и первая гармоника кориолисовых сил, действующих на лопасти,
взаимно уравновешиваются, не нагружая корпус втулки. Вместе с тем устраняется и
основной недостаток двухлопастного винта- ограниченная тяговая эффективность,
обусловленная малым заполнением.
Прочность двух основных топливных баков (ТБ) рассчитана для выполнения аварийной
посадки. Они имеют вырабатываемую емкость 1 360 л и расположены за транспортным
отсеком. Заправка топливом осуществляется централизованно под давлением с
использованием единого штуцера или через горловины в каждом баке. Возможна
дополнительная установка в транспортном отсеке одного или двух ТБ емкостью по
700 л.
Вертолет оборудован электрогенераторами постоянного тока мощностью 30 и 40 кВА,
никель-кадмиевой аккумуляторной батареей емкостью 17 А/ч, системой пожаротушения
двигателей, стандартной для вертолетов СВ США антиобледенительной системой НВ
(для экспортных вариантов -по заказу), а также системой предотвращения
обледенения ветровых стекол. Вспомогательная установка мощностью 67 кВт
применяется для запуска двигателей и проверки бортового оборудования.
Состав БРЭО варьируется в зависимости от модификации. С 1996 года
устанавливаются многофункциональные дисплеи (МФД) и цифровая аппаратура, в том
числе навигационно-пилотажное оборудование и система автоматического управления
(САУ) полетом.
САУ обеспечивает выдерживание заданной скорости и профиля полета, а также
управление в комбинированных режимах. Режим постоянной автостабилизации
позволяет сохранить заданный курс за счет компенсации реактивного момента от НВ
во всем эксплуатационном диапазоне скоростей, а также в режиме висения.
Автоматическая стабилизация по тангажу осуществляется с помощью стабилизатора,
отклоняемого электрическими приводами на углы от + 34 (в режиме висения) до - 6°
(в режиме авторотации) в зависимости от приборной скорости, положения органов
управления, угла тангажа и аэродинамической перегрузки.
Радиосвязное оборудование состоит из радиостанций AN/ARC-186 метрового и
дециметрового диапазонов, AN/ARC-115 и AN/ARC-164 метрового диапазона,
приемопередатчика AN/APX-100 системы госопознавания, аппаратуры кодирования
речевых сообщений TSEC/KT-28 и внутренней связи.
Пилотажно-навигационное оборудование включает систему радионавигации AN/ARN-123(V)1,
автоматический радиопеленгатор AN/ARN-89, гирокомпас AN/ASN-43 и радиовысотомер
AN/APN-209(V)2. В базовую комплектацию UH-60 входят приемник системы оповещения
экипажа о радиолокационном облучении AN/APR-39, комплекс постановки помех
ИК-диапазона AN/ALQ-144, а также автомат отстрела дипольных отражателей и ложных
тепловых целей М-130.
При разработке вертолета S-70 в его техническое задание были заложены запас
боевой живучести и простота боевого применения, которые позволили создать на его
основе большое количество модификаций, в том числе и морских. Модификации для СВ и ВВС2
UH-60A - первая серийная модификация S-70. По общим летным характеристикам,
маневренности и надежности вертолет превосходил своего предшественника -UH-1H.
Оснащенный взрывозащищенны-ми самогерметизирующимися топливными баками, он
предназначался также для выполнения задач разведки, воздушного управления,
авиационной поддержки действий сил (войск) и медицинского обеспечения (с 1981
года). Он оборудован двигателями T700-GE-700 компании «Дженерал электрик»
мощностью 1 163 кВт каждый, при этом трансмиссия рассчитана на передачу мощности
(от двигателей к НВ, РВ и вспомогательным агрегатам) 2 109 кВт.
Первый полет опытного образца с обозначением YUH-60A состоялся 17 октября 1974
года. В ходе оценочных испытаний машина показала исключительно высокую живучесть
и в декабре 1976 года была объявлена победителем в конкурсе с вертолетом YUH-61
фирмы «Боинг вертол». Первый полет серийного образца UH-60A «БлэкХок»
состоялся 17 октября 1978 года, а через две недели начались поставки новой
техники на вооружение СВ США. В июне 1979 года этими машинами было
укомплектовано первое подразделение 101-й воздушно-десантной дивизии.
В течение нескольких лет вертолет подвергся ряду технических усовершенствований,
в частности был оснащен улучшенными средствами электронной защиты и БРЭО,
комплектом медико-эвакуационных средств, а также устанавливаемыми в дверных
проемах транспортного отсека спасательными лебедками и пулеметами М134 или М60.
С помощью системы внешней подвески, рассчитанной на груз массой 3 629 кг,
вертолет UH-60A способен транспортировать гаубицу калибра 105 мм, ее боевой
расчет из пяти человек и боекомплект, из 50 снарядов. Спасательная лебедка
грузоподъемностью 272 кг включается в оснащение вертолета по желанию заказчика.
С ноября, 1985 года на новые, а также на находящиеся в эксплуатации машины
устанавливается светотехническое оборудование кабины, позволяющее выполнять
полет с использованием приборов ночного видения. В июне 1987 года закончились
приемочные испытания системы управления оружием, обеспечивающей применение
противотанковой УР AGM-114 «Хеллфайр» в ночных условиях на любых режимах полета.
30 вертолетов были оснащены системой индикации величины нагрузки на несущий
винт. Всего к октябрю 1989 года для СВ США построено 1 049 машин и не менее
десяти для ВВС.
По мере установки на вертолеты UH-60A дополнительного оборудования возрастала
полетная масса, в связи с чем встал вопрос о6 оснащении их более мощными
двигателями. Разработчики предложили начать производство модификации UH-60L
с двигателями T700-GE-701C, каждый из которых развивает мощность 1 402 кВт и
усовершенствованной трансмиссией, рассчитанной на передачу мощности 2 535 кВт.
Первый полет был выполнен 22 марта 1988 года. В октябре 1989 года вертолеты
UH-60L заменили в производстве UH-60A, а уже 7 ноября первая машина была
поставлена СВ национальной гвардии штата Техас.
Состоящие в настоящее время вертолеты этой модификации имеют систему
экранирования ИК-излучения силовой установки в режиме висения HIRSS (Hover
Infra-Red Suppression System); ею же дооборудованы ранее выпущенные машины.
Лопасти НВ имеют увеличенную на 16 проц. длину хорды и модифицированные
законцовки, отклоненные вниз на 20°. Полетные испытания выявили уменьшение
вибрации, увеличение скорости и улучшение маневренности.
В апреле 1999 года производителем был подписан контракт стоимостью 7,1 млн
долларов с компанией-субподрядчиком «Симула сейфти системз» на поставку первой
партии «подушек безопасности» CABS (Cocpit AirBag System) для установки в
пилотских кабинах вертолетов UH-60A и L сухопутных войск США для оборудования
ими 275 машин с поставкой 15 запасных комплектов.
Оснащение вертолетов UH-60A и L, начиная с заводского номера 431, включает
систему внешней подвески ESSS (External Stores Support System) с четырьмя
пилонами, обеспечивающей размещение около 2 270 кг различных видов вооружения и
грузов, в том числе два внешних ТБ емкостью по 871 л., что делает возможным
полет на дальность 2 222 км без дозаправки. Эта система позволяет подвешивать до
16 ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» или УР FIM-92 «Стингер», НАР, пушки или авиационную
систему постановки противотанковых мин М56, аппаратуру РЭБ и другое
оборудование. Две турельные установки предназначены для установки пулеметов
GECAL-50 калибра 12,7 мм или шестиствольных 7,62-мм «Миниган».
Массогабаритные характеристики вертолёта
UH-60A |
Диаметр НВ, м |
16,36 |
Максимальная ширина транспортного отсека, м |
1,75 |
Диаметр РВ, м |
3,35 |
Объем транспортного отсека, м3 |
11,6 |
Длина, м |
полная |
19,76 |
Высота дверей транспортного отсека, м |
1,37 |
со сложенными НВ и ХБ |
12,60 |
Ширина дверей транспортного отсека, м |
1,75 |
Длина фюзеляжа, м |
UН-60А и НН-60G1 |
15,26 |
Масса пустого, кг: |
UH-60A |
5118 |
HH-60G2 |
17,38 |
UH-60L |
5344 |
Максимальная ширина фюзеляжа, м |
2,36 |
UH-60M |
5 760 |
Высота, м |
по РВ |
5,13 |
Масса ПН, кг |
транспортного отсека |
UH-60A и L |
1 197 |
по НВ |
3,76 |
на внешней подвеске |
UH-60A |
3629 |
в транспортировочной конфигурации |
2,67 |
UH-60L,Q и S |
4082 |
Высота нижней точки РВ, м |
1,98 |
Максимальная взлетная масса, кг |
UH-60A |
7708 |
Размах стабилизатора, м |
4,38 |
UH-60L |
8 031 |
Длина лопасти РВ, м |
0,88 |
HH-60G |
9119 |
Колея шасси, м |
2,705 |
МН-60К |
11 113 |
База шасси, м |
8,83 |
UH-60M |
8792 |
Длина хорды лопасти НВ, м |
0,53 |
UH-бОА и L в переговочном варианте |
11 113 |
1 С убранной штангой дозаправки.
2 Со штангой дозаправки. |
Лётно-технические характеристики вертолётов UH-60A
и L |
Максимальная скорость, км/ч |
361 |
Перегоночная дальность с двумя подвесными ТВ по 870 л4,
км |
1630 |
Максимальная крейсерская скорость1,
км/ч |
UH-60A |
257 |
Максимальная дальность полета без подвесных
ТБ5, км |
UH-60A |
592 |
UH-60L |
282 |
UH-60L |
584 |
Максимальная крейсерская скорость2,
км/ч |
195 |
Перегоночная дальность с двумя
подвесными ТБ по 870 л и двумя - по 1 703 л1, км |
2 222 |
Максимальная скороподъемность1, м/с |
UH-60A |
1,9 |
UH-60L |
7,9 |
Продолжительность полета, ч |
UH-60A |
2 ч 18 мин |
Практический потолок, м |
UH-60A |
5700 |
UH-60L |
2 ч 6 мин |
UH-60L |
5835 |
1На Н = 1 220 м при Тн.в.
=35"С. 2 UH-60A при одном работающем двигателе с максимальной
взлетной массой на Н = 1 220 м при Tн.в.= 35°С 3Вне зоны влияния земли при Тн.в.=35"С. 4UH-60A с максимальной взлетной массой 5С 30-мин. резервным остатком топлива
|
Статический потолок3, м |
UH-60A |
1645 |
UH-60L |
2 330 |
В ноябре 1989 года была развернута программа доработки вертолетов UH-60A и L в
вариант UH-60M, рассчитанная ориентировочно до 2025-го. Исключение
составляют 193 машины, на которых выполняется только текущий ремонт. Для этой
модификации разработаны двигатели T700-GE-701D, развивающие мощность по 1 652
кВт (для экспортных поставок - T700-GE-701А мощностью по 1 285 кВт). Как и на
вертолетах UH-60L, на них будут установлены лопасти НВ с лонжеронами,
выполненными из КМ. Глубокая модернизация 906 машин UH-60A и 311 UH-60L
предусматривает продление срока эксплуатации вертолетов до 30 лет, увеличение их
полезной нагрузки по сравнению с UH-60A на 907 кг и скорости на 28 км/ч.
Обновленное БРЭО включает: помехозащищенную аппаратуру радиосвязи SINCGARS (Single
Channel Ground/Air Radio System); объединенную систему распределения
оперативно-тактической информации JTIDS (Joint Tactical Information Distribution
System), совместимую с использованием приборов ночного видения ИК-станцию
переднего обзора; аппаратуру планирования полетного задания и оборудование
радиоэлектронного противодействия.
Установленные на большей по размерам приборной доске цветные
жидкокристаллические дисплеи с активными матрицами размером 152 х 203 мм на базе
шины данных MIL-STD-1553 обеспечивают экипаж пилотажно-навигационными данными и
информацией о тактической обстановке с привязкой к местности.
UH-60M укомплектован системой управления полетом СМА-2082М, а также панелью
аварийного управления СМА-2088. Кроме того, он оборудован системой метеоразведки
Stormscope, усовершенствованной бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ),
системой контроля исправности бортового оборудования и системой HIRSS.
Планируется увеличить объем внутренних ТБ и усилить центральную часть фюзеляжа.
Модернизация предполагает установку активной и пассивной систем самообороны,
навигационного приемника AN/ARN-148 «Омега», приемопередатчика спутниковой
радиосвязи СВЧ-диапазона AN/LST-5B, радиостанции AN/ARC-199 ВЧ-диапазона и
усовершенствованного приемника системы оповещения экипажа о радиолокационном
облучении AN/APR-44(V)3 в дополнение к AN/APR-39. Одноствольные пулеметы М60
заменяются на шестиствольные (один или два) Ml34.
|
Проекции вертолетов UH-60L (три сверху) и МН-60К (две снизу) |
Контракт в размере 219,7 млн долларов на проведение
исследований, НИОКР и испытаний нового образца для СВ США, а также на его оценку
подписан в мае 2001 года. Первый полет UH-60M выполнен в сентябре 2003 года.
Стоимость всей программы составляет приблизительно 11,6 млрд долларов.
Производство машин этой модификации начато в 2007 году. Всего будет выпущено 300
единиц.
В рамках программы «Перспективный винтокрылый летательный аппарат боевого
обеспечения» (Future Utility Rotor-craft - FUR) специалисты компании «Си-корский
эркрафт» на альтернативной основе разрабатывают вертолет под обозначением
UH-60X. Базой для него, возможно, станет модификация UH-60M (как логичное
развитие UH-бОА и UH-60L) с использованием новых двигателей суммарной мощностью
4 027 кВт, а также трансмиссии, НВ и РВ от машин серии S-92. Новый вертолет
должен будет вдвое превосходить UH-60A по грузоподъемности и продолжительности
полета, иметь максимальную скорость больше на 24 км/ч и на 50 проц. быть дешевле
в обслуживании. Кроме того, он должен быть оснащен качественно новым комплексом
самообороны.
Всего, по оценкам американских специалистов, ВС США требуется 255 таких машин
для оснащения ими частей постоянной боевой готовности.
В целях расширения возможностей 160-го авиационного полка сил специальных
операций (160 ап СО) 30 вертолетов UH-60A «Блэк Хок» сухопутных войск были
модернизированы до стандарта МН-60А с установкой на них усовершенствованного
оборудования пилотской кабины, двигателей T700-GE-701 С, системы дозаправки
топливом в воздухе и специального оборудования, необходимого, для обеспечения
скрытной переброски разведывательно-диверсионных групп. Оно включало размещенную
на турели ИК-станцию переднего обзора AN/AAQ-16, навигационный приемник AN/ARN-148
«Омега», оборудование ночного видения, МФД, а также подвесные ТБ и пулемет «Миниган».
Позже из состава 160 ап СО (Форт-Кэмпбел, штат Кентукки) МН-60А были переданы
сухопутным войскам национальной гвардии штата Оклахома.
В 1990 году для 160 ап СО в вариант MH-60L были модернизированы около 40
вертолетов МН-60А, которые оснастили усовершенствованным оборудованием кабины
летчиков, ИК-станцией переднего обзора, РЛС переднего обзора, подвесными
топливными баками и двигателями T700-GE-701C. Имея в составе вооружения 30-мм
пушку М230, четыре ПТУР AGM-114 «Хеллфайр», а также 40-мм гранатомет или
подвесные пулеметы калибра 7,62 мм, эти вертолеты часто применяются для
проникновения за линию фронта. 1 В дальнейшем вертолеты, разрабатываемые
для СВ и ВВС, получили серийный индекс S-70A, для ВМС -S-70B, а коммерческому
варианту присвоен индекс S-70C.
2 В том числе национальной гвардии и резерва.
(Продолжение следует)
Зарубежное военное обозрение №4 2008 С.55-60
Другие материалы по теме
Content-Disposition: form-data; name="edttmessage"
1
Смотрите также
|