search
menu
person

NEWS AND UDATES


"Разведывательное сообщество" США Часть 2


(Часть 1*) "Разведывательное сообщество" США Часть 2

Полковник В. Доронин

Если ЦРУ благодаря постоянному вниманию средств массовой информации приобрело широкую скандальную популярность, то главный компонент американского «разведывательного сообщества» - военная разведка - традиционно продолжает оставаться в тени. Вместе с тем, как явствует из сообщений западной печати, в министерстве обороны сосредоточена наиболее значительная часть сил и средств всей разведки Соединенных Штатов. Военная разведка владеет крупнейшим информационным массивом, способна решать основной объем задач по обеспечению военно-политического руководства США оперативной и аналитической разведывательной информацией. Достаточно сказать, что, по оценкам американских экспертов, бюджет разведки министерства обороны составляет до 85 проц. всех расходов «разведывательного сообщества» США, а сфера ее деятельности простирается от ведения агентурной работы на территории других стран и использования космического и воздушного пространства до бесцеремонного контроля над частной жизнью американских граждан (в 1982 году директивой министра обороны № 5240 I-R было подтверждено право подразделений специальных операций армейской разведки контролировать в своих целях переписку американцев за рубежом). Недаром Генри Саттон в книге «Гром среди ясного неба» дал следующую характеристику сотрудникам военной разведки: «Ребята из ЦРУ по сравнению с военными разведчиками были просто детьми, безобидной футбольной командой старшеклассников рядом с бандой профессиональных громил».

Разведка СШАВ оперативном плане военная разведка имеет почти полную самостоятельность. В рамках «разведывательного сообщества» контроль директора центральной разведки над ней сводится фактически к обеспечению координации ее работы с другими ведомствами, утверждению и представлению на рассмотрение конгресса бюджета военных разведслужб. В 1989 году для координации деятельности всех компонентов военной разведки в рамках министерства обороны, контроля над планированием и реализацией разведывательных программ была введена должность помощника министра обороны по разведке.

Основу военной разведки составляют разведывательное управление министерства обороны (РУМО), управление национальной безопасности (УНБ), национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР), разведслужбы министерств армии, ВМС и ВВС, а также многочисленные разведорганы специальных и объединенных командований вооруженных сил США (см. схему).

Ведущим разведывательно-информационным органом является разведывательное управление министерства обороны, которое одновременно представляет собой и высший руководящий и координирующий орган военной стратегической разведки. Его директор руководит всеми добывающими и обрабатывающими разведорганами министерства обороны, отвечает за сбор, оперативную и аналитическую обработку военной информации и представляет ее министру обороны и КНШ. Кроме того, информация РУМО направляется в аппарат центральной разведки для подготовки национальных разведывательных оценок. Согласно данным американских экспертов, в этом органе насчитывается около 6 тыс. военных и гражданских специалистов, из них более 1 тыс. работают за рубежом в системе аппаратов военных атташе (ВАТ). В рамках министерства обороны РУМО занимает особое положение. В частности, согласно решению конгресса оно не подлежат каким-либо сокращениям штатов в ходе любой возможной реорганизации вооруженных сил. В «интересах безопасности» министр обороны имеет право не предоставлять конкретной информации о РУМО (организация работы, имена и звания сотрудников и даже точные оклады) никому, в том числе и комитетам конгресса, за исключением самого президента США.

Директор РУМО организует работу своего ведомства при помощи непосредственно подчиненных ему нескольких отдельных подразделений (секретариат, отдел разработки разведывательных программ, управление безопасности и контрразведки, отделы советников по науке, генерального инспектора, юрисконсульта и фининспектора). Отдел разработки разведывательных программ, как сообщает американская пресса, разрабатывает соответствующие программы согласно указаниям президента, министра обороны и КНШ, определяет приоритетность задач и контролирует их выполнение органами военной разведки, планирует бюджет. Управление безопасности и контрразведки обеспечивает деятельность аппаратов самого РУМО, министра обороны, ЁНШ и объединенных командований (в Пентагоне вся контрразведка подчинена непосредственно министру обороны, а в оперативном плане - директору ФБР, который является главой всей контрразведывательной службы США).

Особое место в аппарате директора РУМО занимает так называемая группа ответственных сотрудников военной разведки - высококвалифицированных специалистов в области анализа развединформации. Эти аналитики координируют направления работы подразделений РУМО по той или иной тематике, отдельным проблемам, организуют подготовку важнейших информационных документов для военно-политического руководства США.

По данным американской печати, в составе РУМО имеются три главных и два отдельных управления.

Главное управление операций, планирования и подготовки кадров является основным добывающим органом РУМО. Оно осуществляет руководство всеми видами стратегической разведки, в том числе агентурной, радио- и радиотехнической (РРТР) и видовой, координирует воздушно-космические разведпрограммы, организует работу аппаратов военных атташе. Главное управление отвечает также за обеспечение командований вооруженных сил США необходимой информацией, реализует программы специальной подготовки кадров. В его состав входят следующие управления: руководства сбором разведданных, операций и руководства аппаратами военных атташе, планирования и разведывательного обеспечения командований, а также подготовки кадров.

Главное управление внешней разведывательной информации руководит всей информационной работой разведслужб министерства обороны, осуществляет информационное обеспечение высшего военно-политического руководства США, в частности министерства обороны и его основных оперативных элементов. Оно включает управления разведывательных оценок, научно-технической информации, анализа данных видовой разведки. Информационной работой занято до 2 тыс. специалистов, которые активно используют мощную информационную базу с высокой степенью компьютеризации. Причем обработкой данных только по Советскому Союзу и странам Восточной Европы занимаются более 600 высококвалифицированных аналитиков. Для выполнения аналитической работы РУМО привлекает также до 150 различных научно-исследовательских центров, лабораторий и других организаций видов вооруженных сил. В информационном плане главное управление осуществляет широкое взаимодействие не только с другими • членами «разведывательного сообщества» США, но и с разведслужбами свыше 45 союзных или дружественных Соединенным Штатам стран. По данным американских журналистов, информационная служба РУМО следит за состоянием и перспективами развития основных систем оружия иностранных государств, направленностью строительства их вооруженных сил, организацией и уровнем боевой подготовки войск, состоянием военной экономики. Главные усилия при этом направлены на анализ происходящих в СССР процессов перемен социально-экономического и военного характера, мероприятий по осуществлению конверсии в советской промышленности и их влияния на военный потенциал страны. В информационном массиве РУМО имеются описания на 500 тыс. объектов-целей, в том числе и советских. Специалисты производят оценку их физической уязвимости и эффективности возможного применения по ним ядерного оружия.

Значительное внимание информационные службы РУМО уделяют также накоплению и учету данных о личностях представителей военно-политического руководства СССР и ведению персонального учета советских офицерских кадров.

Главное управление административно - технического обеспечения не только осуществляет материально-техническое обеспечение РУМО, но и организует глобальную закрытую систему связи для передачи развединформации. В него входят следующие управления: технических служб и обеспечения, кадров, информационных систем, связи, закупок, руководства информационной системой министерства обороны, ее инженерного обеспечения. Специалисты этих управлений ведут закупки в интересах РУМО электронно-вычислительной техники, средств связи, обеспечивают деятельность центральной справочной службы, которая согласно опубликованным данным, насчитывает более 50 специализированных подразделений и имеет инженерное обеспечение программно-математических систем

Управление разведывательного обеспечения КНШ готовит разведывательную информацию непосредственно для КНШ, организует работу национального центра военной разведки (ЕП РУМО), руководит деятельностью центра тревог РУМО**, осуществляет, аналитическое обеспечение национальной системы управления вооруженными силами. На него замыкаются все элементы глобальной системы индикации и предупреждения. Это управление организует подготовку докладов о текущей обстановке для министра обороны и КНШ, выделяет специалистов в состав воздушного КП и запасного командного центра КНШ, поддерживает взаимодействие центра тревог РУМО с аналогичными органами других федеральных ведомств, в частности ЦРУ, и ситуационной комнатой Белого дома.

Управление внешних связей РУМО отвечает за координацию действий американской военной разведки со специалистами других федеральных ведомств и союзных стран, выполняет исключительно важную в условиях Соединенных Штатов работу по поддержанию эффективной связи с комитетами палаты представителей и сената конгресса США, организует разведобеспечение деятельности различных внешнеполитических ведомств в сфере переговоров по военным вопросам.

Структура РУМО, как и других компонентов военной разведки, постоянно совершенствуется на самых различных уровнях в соответствии с изменениями в военно-стратегической обстановке и корректировкой приоритетности задач. По данным средств массовой информации США, основной контингент специалистов для военной разведки готовится в школе (колледже) военной стратегической разведки, подчиненной РУМО. В этом учебном заведении проходят обучение не только военные и гражданские специалисты министерства обороны, но и представители других федеральных ведомств Соединенных Штатов. По окончании школы выпускникам вручают диплом, свидетельствующий о получении высшего образования в области стратегической разведки. Кроме того, при данной школе функционируют многочисленные краткосрочные курсы разведывательной подготовки по различным дисциплинам. В целях повышения эффективности агентурной разведки, как сообщает пресса, РУМО получило возможность широко использовать «крышу» официальных учреждений и создавать собственные коммерческие формы прикрытия.

В 1952 году указом президента США было создано особо засекреченное управление национальной безопасности (УНБ) - «гигантское ухо Америки». Эта организация приобрела широкую известность не только огромными масштабами своей тайной работы - перехвата и чтения чужих секретов. УНБ стало прямым продолжателем дел небезызвестных «черных кабинетов» и быстро разрослось в мощную, протянувшую свои электронные щупальца по всему земному шару организацию. Будучи подчинено министру обороны, оно вместе с тем имеет особый национальный статус. Несколько лет назад, как сообщают газеты, работник этого сверхсекретного ведомства только за неосторожное упоминание о своей причастности к нему мог получить тюремный срок.

УНБ ведет перехват и дешифрование кодов почти всех иностранных государств, в том числе и своих союзников. Управление руководит всей системой радио- и радио-технической разведки (РРТР) Соединенных Штатов, обеспечивает безопасность систем правительственной связи США, разрабатывает коды. О размерах этой организации свидетельствуют приводимые американской прессой данные: в штаб-квартире УНБ в Форт-Мид насчитывается до 24 тыс. кадровых сотрудников; число специалистов, работающих на многочисленных разбросанных за рубежом и на территории США постах РРТР составляет многие десятки тысяч человек. Годовой бюджет УНБ достигает 15 млрд. долларов.

Деятельность управления охватывает все аспекты добывания информации, криптоанализ закрытых перехватов, расшифровку телеметрической информации, слежение за пусками ракет, разработку систем закрытия линий связи. Кроме того, оно в широких масштабах организует НИОКР в области создания технических средств РРТР. Управление прочно занимает ведущее место на Западе в сфере применения электронно-вычислительной техники для расшифровки перехваченной информации, имеет на вооружении самые современные компьютерные системы. В его составе находятся управления РРТР, безопасности связи, НИОКР, телекоммуникаций и электронно-вычислительной техники, а также вспомогательные - административное, МТО, планирования и выработки политики, программ и ресурсов.

В 1961 году в США появилось еще одно сверхсекретное ведомство - национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР), которое развернуло свою практическую деятельность с того, что продолжило начатые ЦРУ шпионские полеты самолетов U-2. Затем оно занялось использованием первых американских спутников в разведывательных целях.

Официально НУВКР входит в состав министерства ВВС. Однако, имея особый национальный статус, оно в значительной степени автономно. Управление занимается эксплуатацией разведывательных ИСЗ в интересах всего «разведывательного сообщества», координирует работы по созданию новой космической техники. В частности, согласно сообщениям американского журнала «Сайенс», НУВКР активно работает над проблемами фильтрации огромных массивов информации, получаемой при помощи новейших разведывательных ИСЗ. Развертываемая в настоящее время система «Лакросс» с РЛС на борту позволит в любых погодных условиях круглосуточно получать изображения земной поверхности с высокой разрешающей способностью. Запланирован ввод в строй системы ИСЗ типа КН-12 с мощным телескопом на борту, работающим как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне. Это, по мнению американских специалистов, обеспечит эффективное отслеживание мобильных и стационарных целей, подлежащих уничтожению с началом войны, осуществление жесткого и надежного контроля за соблюдением будущих договоров по стратегическим наступательным вооружениям. Проблемой становится скоростная обработка огромного количества поступающей с разведывательных ИСЗ информации.

Годовой бюджет НУВКР, насчитывающего 25 тыс. человек, оценивается в 4- 7 млрд. долларов. Это и неудивительно, поскольку стоимость одного ИСЗ «Лакросс» достигает 500 млн. долларов, а КН-12 - превышает 1,5 млрд. По сообщению американской прессы, командиры оперативного звена уже через несколько часов после запуска ИСЗ могут получать видовую информацию по требуемому участку местности.
Каждый вид вооруженных сил США располагает в настоящее время мощными разведорганами, эффективность которых постоянно усиливается, а структура реорганизуется в целях обеспечения большей гибкости.

Руководство всей разведкой сухопутных войск осуществляется ее начальником при помощи отлаженного аппарата, куда входят следующие управления: внешних связей, внешней разведки, контрразведки, разведывательных систем. Основными рабочими органами армейской разведки, выполняющими как оперативные, так и стратегические задачи, являются командование разведки и безопасности, а также разведывательное управление.

Судя по опубликованным в западной прессе данным, командование разведки и безопасности насчитывает более 15 тыс. специалистов, которые выполняют разведывательные и контрразведывательные задачи, ведут стратегическую радио- и радиотехническую разведку, занимаются обработкой полученной информации. Командование руководит деятельностью разведорганов в зонах ответственности объединенных командований вооруженных сил США. Только в его штаб-квартире работают свыше 2 тыс. специалистов, а в штаб-квартире УНБ, которому оно подчинено в оперативном плане, - около 3 тыс. В состав командования входит и так называемая группа разведывательного обеспечения, укомплектованная специалистами по диверсионной работе в количестве примерно 300 человек. Журналисты не раз писали об этом подразделении, сформированном в свое время для освобождения американских заложников в Иране (1979). Б силу специфики ее задач группа имела и неофициальное название - «мини-ЦРУ».

Разведывательное управление сухопутных войск руководит работой трех крупных информационных центров и обеспечивает командование данными РРТР.

Центр анализа и оценки угрозы готовит оперативную информацию, материалы по долгосрочному прогнозированию, оценки состояния вооруженных сил и военной экономики стран вероятного противника, анализирует развитие военной науки, моделирует возможные операции вооруженных сил СССР и стран Восточной Европы, проводит сравнительный анализ военных потенциалов государств, оценивает обстановку в районах возможного применения американских войск, готовит видовую информацию по объектам и системам оружия иностранных государств. Согласно данным западной прессы, основной массив разведывательной информации центра относится к СССР, поэтому большая часть сотрудников (всего их около 300) является специалистами по «советским проблемам».

Армейский центр зарубежной научно-технической информации готовит развединформацию по самым различным проблемам (от медицины до ракетной технологии), прогнозирует научно-техническую угрозу для сухопутных войск США, изучает образцы иностранного оружия. В нем работает примерно 600 специалистов-аналитиков.

Центр информации по ракетному и космическому оружию занимается добыванием, обработкой и распространением научно-технической информации по ракетным и космическим системам оружия, комплексам ПВО, исследованием технологических возможностей создания ПРО иностранных государств. Здесь насчитывается почти 400 высококвалифицированных специалистов.

Разведывательная служба ВВС имеет специфическую организационную структуру и располагает значительными силами и средствами. Ее основу составляют аппарат помощника начальника штаба ВВС по разведке, разведывательное управление ВВС, командование безопасности и РЭБ, управление иностранной техники, центр технической разведки и контроля ВВС.

Аппарат помощника начальника штаба ВВС по разведке выполняет задачи планирующего и руководящего органа всей разведки ВВС. Он включает управления разведки целей, кадров, выработки политики, планирования и программ, а также безопасности и связи. Кроме того, имеется отдел связи с КНШ и советом национальной безопасности.

Разведывательное управление ВВС является основным оперативным разведорганом американских военно-воздушных сил. Оно добывает и обрабатывает информацию, готовит материалы для обеспечения текущего и долгосрочного планирования и строительства ВВС США, подготовки и ведения ими боевых действий. Управление организует разработку аналитических материалов по направлениям развития ВВС СССР и их боевому применению, по советской военной доктрине, стратегии и НИОКР, отвечает за подготовку экипажей по программам выживания в тылу противника. Численность личного состава этого органа 2,3 тыс. человек. В него входят следующие управления: безопасности и связи, руководства использования разведывательных данных, по делам ВАТ, резерва сил разведки, исследований и проблем ВВС СССР, оценки угрозы и технологии, предупреждения и региональных оценок, обеспечения объединенных служб. Кроме того, разведывательное управление располагает центром специальных операций ВВС, который руководит всей агентурной разведкой военно-воздушных сил. В нем, согласно данным американской прессы, насчитывается до 350 специалистов, его оперативные подразделения ведут разведывательную работу в различных районах мира.

Командование безопасности и РЭБ представляет собой, по оценке американских экспертов, УНБ в миниатюре и действует в оперативном плане под его руководством, поскольку отвечает за организацию и. ведение РРТР, криптоаналитическую работу, защиту средств связи и РЭБ непосредственно в интересах военно-воздушных сил. В штате командования находится 14 тыс. специалистов, из числа которых комплектуются посты РРТР и экипажи разведывательных самолетов.

Управление иностранной техники организационно входит не в разведку, а в состав командования разработки систем вооружений ВВС. Однако оно выполняет разведывательно-информационные задачи по проблемам авиации и космонавтики стран вероятного противника. Управление добывает и изучает образцы боевой техники иностранных государств, анализирует уязвимость их ракетно-космического оружия, руководит некоторыми программами сбора информации и разработкой новых технических систем, осуществляет разведывательное обеспечение командования, особенно в области перспективных систем воздушно-космического оружия. Оно включает следующие департаменты: планирования и операций, технических систем, обработки данных, технологический и оценки угрозы.

Одно из важнейших мест в системе разведки ВВС занимает центр технической разведки и контроля ВВС, который отвечает за организацию работы глобальной комплексной системы по обнаружению ядерных испытаний и оценке их характеристик. Примерно 1,4 тыс. высококвалифицированных специалистов контролируют сеть сейсмических и гидроакустических станции, системы сбора информации воздушного и космического базирования. Центр оценивает потенциалы иностранных государств в области ядерной энергии.

Главная задача военно-морской разведки, которая в сравнении с разведорганами других видов вооруженных сил имеет значительно больший опыт и традиции, состоит в обеспечении ВМС данными для эффективного действия в передовых районах против советского флота. Ее основные усилия направлены на установление контроля за океанскими и морскими ТВД, сбор информации о ВМФ СССР и военно-морских флотах других вероятных противников. Морская разведка отслеживает повседневную деятельность иностранных флотов, выявляет направления их строительства, состояние и перспективы развития систем оружия, вскрывает системы базирования.

Общее руководство всей разведывательной и контрразведывательной деятельностью в американских ВМС осуществляет разведывательное управление штаба ВМС, основную оперативную работу по сбору развединформации выполняют подчиненные ему командование разведки ВМС и командование групп безопасности ВМС.

Командование разведки ВМС играет ведущую роль в сфере сбора и обработки разведывательных данных и поэтому располагает эффективными силами и средствами. В частности, согласно ряду американских публикаций, оно ведет агентурную разведку, использует самые различные источники получения информации в целях отслеживания состава и определения боевых возможностей иностранных флотов. В качестве основного оперативного органа командования упоминается так называемое 168-е оперативное соединение, группы которого действуют при командованиях ВМС США в различных зонах. Командование располагает значительными возможностями по ведению информационно-аналитической работы в целях обеспечения необходимыми данными национального военно-политического руководства, командования ВМС и оперативных компонентов военно-морских сил. В его составе имеется несколько специализированных информационных центров, осуществляющих сбор, обработку и рассылку многоплановой разведывательной информации в различной форме, начиная от кратких сообщений до фундаментальных разработок. Входящий в командование центр научно-технической разведки ВМС занимается проблемами анализа боевых возможностей флотов иностранных государств, формирует информационный массив всей морской разведки, анализирует концепции боевого применения компонентов иностранных флотов, обрабатывает данные РРТР и видовой разведки, изучает ТТХ боевых кораблей вероятного противника, прежде всего советских, внимательно следит за создаваемыми за рубежом в интересах флота новыми технологиями. Центр обработки и рассылки оперативной и разведывательной информации, в свою очередь, сосредоточивает усилия на вопросах обеспечения боевого применения ВМС США, следит за оперативной обстановкой на морских театрах, отслеживает учения ВМФ СССР, обращая особое внимание на проблемы подводной войны, изучает операционные возможности торговых флотов. Кроме того, командование располагает центром автоматизированной обработки разведывательной информации.

Командование групп безопасности ВМС отвечает за организацию и ведение РРТР на флоте, находится в оперативном подчинении УНБ. Оперативные группы и отряды безопасности (их число достигает, по данным американской прессы, 27 и 11 соответственно) рассредоточены в различных районах мира в распоряжении командований ВМС США в зонах.

Специальные и объединенные командования вооруженных сил США в своих интересах используют собственные многочисленные хорошо оснащенные техническими средствами разведывательные части и подразделения, имеющие разнообразную структуру.

Согласно оценкам американских экспертов, руководство «разведывательного сообщества» Соединенных Штатов вопреки позитивным тенденциям в развитии советско-американского диалога продолжает принимать меры, направленные на дальнейшее наращивание сил и средств национальной разведки с учетом динамичных процессов, происходящих б мире, особенно в Советском Союзе и странах Восточной Европы, и возможностей заключения новых соглашений по контролю над вооружениями. В целях более эффективного разведывательного обеспечения внешней и военной политики Вашингтон предполагает повысить качественные параметры разведки и значительно усилить ее материальную базу. Идет процесс развертывания новых космических разведывательных систем, совершенствования средств сбора и автоматизированной обработки информации, подготовки квалифицированных специалистов-разведчиков требуемого профиля. Так, по сообщению газеты «Нью-Йорк тайме», институт иностранных языков министерства обороны из 4,5 тыс. ежегодно принимаемых слушателей 1 тыс. готовит целенаправленно для работы по Советскому Союзу. Его выпускников планируется активно использовать в составе инспекционных групп на территории СССР для контроля за выполнением соглашений по сокращению вооружений после овладения методикой получения разведывательной информации в ходе контактов с советскими военнослужащими. ЦРУ и военная разведка, включившись весьма активно в борьбу с наркобизнесом и терроризмом, вынесли свои операции за пределы Соединенных Штатов, «осваивая» территорию не только Латинской Америки, но и многие другие районы мира. Администрация Дж. Буша, по данным газеты «Филадельфия инкуайрер», приняла уже несколько юридических решений, дающих разведке широкие полномочия по операциям за рубежом. Одновременно происходит процесс насыщения высших органов власти США, участвующих в формировании военно-политического курса страны, высококвалифицированными экспертами в области разведки, что предполагает дальнейшую активизацию деятельности американских спецслужб, направленной против Советского Союза. В связи с этим, согласно оценкам зарубежных специалистов, объявленные администрацией возможные сокращения численности разведывательных органов министерства обороны носят в большей степени показной харакгер и могут коснуться только дублирующих звеньев управленческого аппарата, а также многочисленных объектов РРТР, которые утрачивают свое значение с выводом советских войск из Восточной Европы.

* Начало статьи см.; Зарубежное военное обозрение,- 1990.- № 7,- Ред.

** Центр работает круглосуточно в составе пяти смен, готовит оперативную развединформацию в реальном масштабе времени для Пентагона.

Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.3-10

Смотрите также
Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (20.08.2008) | Автор: Полковник В. Доронин
Просмотров: 14191 | Теги: РУМО, УНБ, разведывательное сообщество, разведывательное управление СВ, разведка ВВС, национальное управление воздушно-ко, КНШ, разведка | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar