search
menu
person

NEWS AND UDATES


Тренажёры, средства имитации и моделирования боевых действий Сухопутных войск США (1993)

Тренажёры, средства имитации и моделирования боевых действий Сухопутных войск США

Полковник Л. Палагута,
капитан А. Косик

В условиях сокращения военных ассигнований и активизации движения общественности за уменьшение отрицательного воздействия боевой подготовки войск на окружающую среду дальнейшее повышение ее интенсивности и эффективности эксперты Пентагона видят прежде всего в автоматизации и компьютеризации процессов обучения личного состава. В американских вооруженных силах, и в частности в сухопутных войсках, в последние годы повсеместное распространение получили разнообразные тренажеры, имитаторы и моделирующие обучающие системы. При их использовании экономия средств достигается за счет сокращения расходов на полевые выходы, "живые" боеприпасы и другие дорогостоящие военные материалы. Известно, например, что четырехчасовой выход в поле танкового взвода обходится в 5000 - 10000 долларов при условии, что учебные стрельбы ведутся вкладным стволом (стоимость одного выстрела 3,5 доллара). Каждый же реальный боеприпас, например для ПТУР ТОУ, стоит уже 5000 долларов.
Как подсчитали специалисты учебного центра в Форт-Беннинг, имитатор "Модель-70 Уэпонир" позволяет экономить на боеприпасах 228 тыс. долларов в год. В сухопутных войсках это означает, что каждый военнослужащий отделения, сдавая упражнение по стрельбе с помощью имитатора, экономит 348 патронов. Использование в танковом батальоне тренажера для стрельбы из танковой пушки в зависимости от калибра дает экономию 0,3 - 2 млн. долларов в год. К этой сумме добавляется еще 0,3 млн. долларов, сэкономленных на расходах топлива и моторесурсов. При этом стоимость тренажера, например типа COFT, окупается за один -три года, а удельный вес затрат на тренажеры данного типа от общей стоимости закупок танков не превышает 1,5-2 проц.
Компьютеризация боевой подготовки в армии США позволила резко сократить количество личного состава и боевой техники, привлекаемых для проведения учений. Так, в учениях5 ак в Европе в 1992 году принимало участие 6 тыс. военнослужащих и 20 вертолетов, но не было ни одного танка. Соответствующие же показатели 1989 года составляли 40 тыс., 326 и 231. В то же время на полигоне в Графенвер (ФРГ) число дней, отводимых для выполнения стрельб танковыми подразделениями, сокращено до четырех, а всего подразделение находится в поле 18 дней (ранее полевой выход длился 30 суток и стрельбы проводились ежедневно).
Этот фактор особенно важен в условиях сокращающихся возможностей полигонной базы в целом , полное использование которой к тому же затруднено по все возрастающим экологическим соображениям.
Именно с учетом всего этого командование сухопутных войск США в Европе утвердило программу, получившую название "рациональная подготовка". Она предусматривает разумное сочетание полевых выходов с проведением занятий и учений с использованием компьютеров.
Для этих целей в войсках создана хорошая учебная компьютерная база. Например, с 1983 года в ФРГ в гарнизоне Айнзидлерхоф функционирует компьютерный центр по моделированию и имитации боевых действий всех видов вооруженных сил США и стран НАТО в масшта-бах европейских ТВД. (Ежегодно в центре проходит до 14 четырех-шестидневных компьютерных учений с участием командного состава вооруженных сил США в Европе и стран НАТО уровня корпуса и выше. Центр укомплектован 115 сотрудниками, его годовой бюджет составляет 10 млн. долларов. Как правило, накануне учений оперативные группы центра устанавливают на каждом командном пункте в среднем до 10 т специального оборудования, а затем в течение недели обучают участников учений навыкам работы на нем. Эффективно функционирует также учебный центр в Хоэнфельс (Германия) установлен компьютерный тренажер управления боевыми действиями батальона.
Использование компьютеров и тренажеров способствует качественному совершенствованию всего процесса боевой подготовки по следующим направлениям.
1. Значительно возрастает интенсификация боевой учебы и пропускная способность используемой материальной базы. Так, командир бригады, проводя курс обучения на полигоне в Хоэнфельс, имеет возможность поочередно пропустить все свои батальоны через поле и компьютерные классы, компенсируя сокращение объема полевой подготовки работой на тренажерах.
2. Тренажеры и компьютеры предоставляют уникальную возможность проведения эффективных двусторонних учений с выбором любого вероятного противника. Программы, разрабатываемые в национальном центре имитационных средств в Форт-Ливенуэрт (штат Канзас) и передаваемые на компьютеры командных пунктов американских дивизий в Европе, которые проводят компьютерные учения, могут предложить в качестве вероятного противника Северную Корею, Ирак или другую страну мира, а также смоделировать действия вооруженных сил несуществующего государства. Так, на одном из учений 3 мд США в Европе ее части вместо "обкатки" привычного района развертывания, в котором они тренировались последние 40 лет, вынуждены были "воевать" против войск вымышленной страны "Медведь" расположенной в противоположном направлении. Это потребовало пересмотра привычных схем развертывания сил дивизии и их применения, полного изменения структуры боевого и тылового обеспечения. Интересен и пример учений ОВС НАТО "Дайнэмик фьюче", проводившихся осенью 1991 года на Южно-Европейском ТВД и ставших крупнейшими компьютерными учениями вооруженных сил США и НАТО за всю историю существования блока. В этих учениях 11 стран альянса воевали против армии вымышленной Грейландии. Несуществующий противник был выбран не случайно - это давало наибольший простор при имитации боевых ситуаций, концепций применения вооруженных сил и выбора оружия и боевой техники.
В "Дайнэмик фьюче" принимало участие более 3 тыс. офицеров и генералов ОВС НАТО, имитировавших боевые действия на компьютерах. С помощью спутниковой связи между собой были связаны 12 командных пунктов компьютерной имитации боевых действий (шесть - в Италии, из них один на флагманском корабле 6-го флота США, пять - в Турции и один -в Германии).
3. Использование систем комплексного моделирования боевых действий привносит элемент реализма в подготовку штабов, особенно при отработке задач переброски частей, соединений и объединений на удаленные от территории США театры военных действий.
4. Широкое внедрение компьютерных обучающих систем позволяет резко повысить качество подготовки командиров, которые умели бы быстро и с привлечением оптимального комплекта сил своих штабов принимать правильные решения. Это особенно важно, если учесть, что из десяти первых сражений, с которыми войска США вступали в различные войны, пять были проиграны, в четырех были одержаны победы, доставшиеся очень тяжело, и только в одной был достигнут несомненный успех. Как принято считать, победы были одержаны лишь благодаря самоотверженности и героизму солдат, несмотря на "преступную неподготовленность командного состава".
Однако компьютерные формы подготовки обладают и многими недостатками. Они вызваны в основном единственным фактором-отсутствием реальной работы на боевой технике в полевой обстановке. Существенным недостатком тренажеров, особенно комнатного типа, считается фактическое отсутствие имитации динамики действий самого военнослужащего, его мышц и тела. Кроме того, невозможно воспроизвести характерную при стрельбе реальными боеприпасами обстановку: дым, запах, нервное возбуждение, страх. Утрачивается также возможность наблюдать воздействие реального боеприпаса на цель или использовать трассер для пристрелки. Лазерные имитаторы, кроме того, теряют свои качества даже при легкой задымленности. Еще не разработаны до конца и методы, которые позволили бы определять степень поражения объекта при попадании в него лазерного луча.
В связи с вышеизложенным даже сторонники широкого применения имитаторов и тренажеров подчеркивают, что они не рассматриваются в армии США в качестве средств, способных полностью заменить реальную полевую подготовку военнослужащих. Прогресс в боевой подготовке войск зависит от умелого сочетания этих двух форм обучения.
Современные лазерные имитаторы стрельбы основаны на использовании лазерного луча или лазерных импульсов видимого либо инфракрасного спектра для имитации полета пули. Они применяются в процессе боевой подготовки как о закрытых помещениях, так и на открытых полигонах.
Оборудование для имитации стрельбы можно разбить на две группы: стационарное - для обучения стрельбе и приемоизлучающее - для проведения двусторонних учений с участием военнослужащих.
Стационарные имитаторы стрельбы из стрелкового оружия представляют собой обучающую систему лазерного типа, работа которой согласована с видеографической имитацией целей или со специальными мишенями. Вторая группа тренажеров - это объединенные системы имитирующие ведение двусторонних общевойсковых боевых действий.
~ В сухопутных войсках США наиболее распространенным является имитатор стрелкового оружия "Модель-70 . Уэпонир" с вариантами для стрельбы из автоматических винтовок М16А1 и А2, пистолета М9, винтовки G3, других видов стрелкового оружия, а также из гранатомета. Конструкция тренажера позволяет вести огонь лежа, с колена и стоя с поражением целей, появляющихся на дисплее. Мишенная обстановка создается на экране в зависимости от используемой инструктором видеопрограммы. Имитационная система позволяет реально воссоздавать ощущение отдачи, звук выстрела (через наушники) и вздрагивание ствола, причем силовые параметры регулируются инструктором. Видеодисплей тренажера, расположенный вблизи стреляющего, воспроизводит в масштабе реального времени места поражения мишеней и дальность, на которой произошло поражение цели. Тренажер способен фиксировать отклонения прицельного приспособления во время прицеливания и имитировать задержки при стрельбе и перезаряжании магазина. При отработке упражнений используются одиночные и групповые мишени, а также подвижные мишенные поля (последние - на удалении от 25 до 500 м).
Еще один тренажер - MAGLAD - был специально разработан для имитации одиночного и автоматического огня из стрелкового оружия и артиллерийского вооружения. Для тренировки в помещении или на открытых полигонах применяются соответственно уменьшенные или стандартные мишени. Лазерные излучатели тренажера устанавливаются непосредственно на стволе и приводятся в действие связанным со спусковым крючком включателем или выстрелом холостого заряда.
Другой тренажер стрельбы из стрелкового оружия - SMT. В нем для обозначения мишенной обстановки применяются видеофильмы, что усиливает эффект реальности учебной обстановки. Компьютерная система, связанная с лазерными устройствами подсветки цели, определяет место попадания в цель, учитывая при этом траекторию и время полета пули, воздействие всевозможных климатических факторов. Изображаемые цели могут быть подвижными и неподвижными, возможна имитация ответного огня.
В сухопутных войсках США применяется также лазерный стрелковый видеотренажер FATS, предназначенный для стрельбы из автоматической винтовки М16, а также из пистолета или револьвера. На нем отрабатывается весь комплекс упражнений стрелковой подготовки (условия выполнения задания заложены в видеодиски, выбор которых зависит от инструктора). При выполнении упражнения на быстроту реакции необходимо, например, уловить момент, когда изображенный на экране предмет вдруг превращается в "противника", ведущего огонь.
Последние модификации тренажера FATS предусматривают возможность имитации поражения бронированной техники, ведения огня непрямой наводкой, использования приборов ночного видения.
Имитаторы стрельбы и тренажеры применяются не только для обучения самой стрельбе, но и при индивидуальном пристреливании оружия. Такие тренажеры, как "Ферранти" или "Супердарт AMS" используют принцип регистрации давления плеча военнослужащего на приклад и отклонения ствола от линии прицеливания, что позволяет обучаемому и инструктору контролировать процесс пристреливания и сразу же исправлять ошибки.
Наиболее универсальными являются лазерные имитаторы стрельбы системы MILES, поступившие на вооружение в начале 80-х годов. Принцип действия имитатора сводится к следующему. Перед дульным срезом штатного вооружения устанавливается лазерный излучатель, выдающий импульс или серию импульсов в зависимости от того, произведен одиночный выстрел холостого патрона или очередь. Приемо-регистрирующие устройства (детекторы) закрепляются на снаряжении военнослужащих или на боевой технике и при попадании на них лазерного излучения фиксируют (звуком или световой сигнализацией) поражение на дальности 500 -3000 м в зависимости от вида оружия. Имитаторы MILES могут устанавливаться на стрелковом, артиллерийском, танковом и зенитном вооружении.
Наиболее широкомасштабно и комплексно лазерные имитаторы стрельбы используются в Национальном учебном центре сухопутных войск США в Форт-Ирвин штат Калифорния), в ходе плановой боевой подготовки проводятся двусторонние батальонные тактические учения с имитацией стрельбы и поражения. Применение имитаторов стрельбы системы MILES можно рассмотреть на примере отработки ведения ближнего боя в виде спортивной игры. На участке местности размером 100 х 70 м оборудуются две полосы длиной по 100 м и шириной по 30 м с 10-м разделительной полосой (рис. 5). Каждая полоса делится проволочными заграждениями на три зоны. В первой и во второй размещены различные укрытия, в третьей - объект атаки (огневая точка "противника"). В качестве укрытий используются любые материалы и конструкции, обеспечивающие защиту от лазерного излучения (бочки, щиты из досок, ящики и т.п.). В игре участвуют две команды по шесть военнослужащих, что соответствует численности пехотинцев, размещаемых в десантном отделении БМП М2 "Брэдли". На вооружении каждой команды имеются пулемет М60 и пять винтовок М16А1. Комплект боеприпасов включает 400 холостых патронов для пулемета и 1000 для винтовок (по 200 на ствол), а также пять ручных учебно-боевых гранат и одну дымовую.
Команды занимают места на исходном рубеже на противоположных сторонах учебного поля и могут начинать "боевые действия" из 'двух положений: из-за укрытий или находясь в БМП. Сигналом к началу игры служит имитация артиллерийского выстрела, после чего команды начинают продвижение по своим полосам навстречу друг другу. Пехотинцы ведут "огонь" по "противнику" и, используя различные способы передвижения от укрытия к укрытию, стремятся с наименьшими потерями преодолеть зоны и уничтожить его огневую точку. На все занятие отводится 10 мин.
Все действия во время занятий строго регламентированы: военнослужащие одной команды должны действовать только на своей полосе; любой ее участник может заменить "убитого" пулеметчика; дымовая граната применяется только на своей полосе или на разделительной; военнослужащие передают боеприпасы друг другу в ходе боя либо берут их у "убитых" (но без помощи последних); "убитый" пехотинец должен снять каску и оставаться на месте, наблюдая за ходом занятия.
Соблюдение перечисленных правил контролируют "судьи", роль которых обычно выполняют командир взвода и его заместитель. Они вооружены винтовками М16А1 или специальными пистолетами, оснащенными лазерными излучателями, и имеют право пользоваться ими для "наказания" военнослужащих, нарушивших правила. Например, если "убитый" пехотинец пытается вступить с кем-нибудь в кон-. такт, то руководитель занятия или его помощник "убивает" ближайшего к нему члена его команды. Так же наказываются и те, кто вышел за пределы своей полосы, в том числе в разделительную полосу.
Для выявления победителей используется пятибалльная система: по одному баллу начисляется за каждого пехотинца, достигшего первого проволочного заграждения, по два - за того, кто преодолеет это препятствие, по три -за каждого пехотинца, преодолевшего второе проволочное заграждение, и по пять - за каждую гранату, попавшую точно в огневую точку "противника". В то же время с участников могут сниматься баллы (по одному) за такие нарушения, как бросок дымовой гранаты на полосу "противника", выход за пределы своей полосы и т.д.
Американские военные специалисты отмечают, что проведение подобных занятий решающим образом способствует повышению таких профессиональных качеств, как умение прицельно вести огонь, передвигаться на поле боя под огнем противника, бросать гранаты, ставить дымовые завесы, а также выработке у военнослужащих воли к победе, хладнокровия, хитрости, ловкости, способности и желания "выжить". Анализ тренировок уже сейчас позволяет сделать выводы, которые могут быть использованы в тактике действий небольших подразделений. Так, командиры, находящиеся позади своих солдат, "погибали" чаще, чем те, кто был с ними или даже впереди них. а для победы в скоротечном ближнем бою большое значение приобретают организация взаимодействия военнослужащих, взаимопонимание между ними, управление их действиями со стороны командиров.
С целью совершенствования процесса обучения коллективным действиям военнослужащих в общевойсковом бою против хорошо вооруженного и подготовленного противника министерство армии США заключило контракты на поставку в сухопутные войска 10 тыс. новых лазерных имитаторов стрельбы - системам MILES-2 и SAWE-RF которые позволяют обеспечить:
- Идентификацию боевой единицы (за счет присвоения каждому участнику учений и каждой единице боевой" техники специального кода). Двусторонняя система считывания обеспечивает полную двустороннюю информацию -(кто кого "убил", когда, как, чем, где и т.п.).
- Комплексирование аппаратуры. Подробности всех сымитированных действий, и дислокация участников на учебном поле передаются с MILES-2 электронными блоками, что обеспечивает сопряжение с SAWE-RF, который управляет имитацией комплексного огня.
- Программирование вероятного поражения цели. Каждая "огневая." система перед
учениями может быть настроена на определенные мощностные характеристики. Например, мощность выстрела может быть отрегулирована так, что 76-мм пушке "Скорпион" будет "придана" огневая мощь пушки калибра 125- мм танка Т-72. И наоборот, система имитации защищенности, установленная на колесном автомобиле, может быть запрограммирована на имитацию броневой защиты того же танка Т-72.
Дифференциацию зон поражения. Различная степень защищенности имитируется для лобовой, боковой, задней и верхней брони в зависимости от вида боевой техники, применяемого боеприпаса и дальности поражения.
- Имитацию типа поражения. Можно имитировать полный вывод из строя, вывод из строя двигательной установки, системы вооружения или средств связи.
- Надежность контроля.
Внедрение новых средств контроля увеличивает вероятность объективной оценки результатов учений.
Благодаря вышеперечисленным свойствам, сочетание систем MILES-2 и SAWE-RF, позволяет, например, точно воспроизводить учебную базу Национального учебного центра сухопутных войск США на любом участке местности с применением любых движущихся средств для имитации боевой техники.
В центре в Форт-Ирвин, где в настоящее время постоянно эксплуатируется несколько тысяч лазерных обучающих систем, с 1983 года функционирует система MILES-2 стоимостью более 90 млн. долларов.
В настоящее время в войсках внедряются последние Модификации MILES и модернизируются системы связи, которые значительно повысят эффективность контроля за учениями при одновременном снижении затрат на ее содержание (рис. 6).
В ближайшем будущем ожидается введение в строй новой системы имитации ведения боевых действий в условиях маскировки - STOM, которая уже прошла демонстрационные испытания и должна заменить систему MILES-2. Ее внедрение вызвано стремлением командования в максимальной степени приблизиться к полной имитации современного боя, насыщенного, с одной стороны, различными средствами маскировки (аэрозольными, дымовыми, противорадиолокационными, противотепловыми и другими), с другой - средствами обнаружения (тепловые прицелы, приборы ночного видения, дешифровальные средства и т.п.).
Важной частью огневой подготовки военные эксперты США считают создание на стрельбище такой мишенной обстановки, которая бы требовала от военнослужащих максимального напряжения сил и проявления качеств, необходимых в реальном бою -психологической стойкости, внимания и сосредоточенности, профессионального мастерства и физической выносливости.
С этой точки зрения наиболее перспективными представляются дистанционно управляемые мишенные поля RETS, оснащенные радиоуправляемыми мишенями. В отличие от старых "встающих-падающих" стационарных или перемещающихся по заданным маршрутам мишеней радиоуправляемые цели могут быть размещены в любой точке полигона, что делает мишенное поле более реалистичным, а также с помощью пиротехнических устройств имитировать огонь со своей стороны. Поражение мишеней производится, как правило, боевыми пулями. С целью предотвращения несчастных случаев, связанных с рикошетом, применяются специальные пули, изготовленные из легко разрушающихся материалов.
В сухопутных войсках США введены в строй 16 новых стрельбищ, оснащенных компьютерной системой создания мишенной обстановки и учета эффективности огня обучающихся. Установка сети сенсорных датчиков позволила отказаться от моделей старых мишеней, поражение которых засчитывалось при их падении. На новых стрельбищах размещены объемные трехмерные мишени, воссоздающие туловище солдата, вооруженного автоматом. Их окраска воспроизводит цветовую гамму обмундирования и открытых частей тела военнослужащего.
При ведении огня по таким мишеням его результативность фиксируется компьютером инструктора, расположенным в башне наблюдения. После выполнения упражнения компьютер распечатывает данные по ведению огня, в которых содержится число появившихся мишеней, дистанции и эффективность поражения. Установлено определенное число мишеней (от 23 до 40), поражение которых позволяет считать упражнение выполненным.
Широкое применение находят имитаторы боеприпасов калибра 5,56 мм ROTA для автоматического и полуавтоматического оружия, которые при стрельбе теряют свою убойную силу на расстояниях, превышающих 200 м. Если применение боевых 5,56-мм патронов требует создания 3800-м зоны безопасности за последним рубежом мишеней, то благодаря использованию в боеприпасах ROTA пластмассовой пули, наполненной металлическим порошком, зона стрельбы может быть надежно ограничена 45 м с помощью установки 3-мм заградительных металлических щитов.

В сухопутных войсках Соединенных Штатов при подготовке механиков-водителей, наводчиков, командиров танков, а также для совместной тренировки экипажа и обучения технических специалистов широко применяются компьютеризированные тренажеры и имитаторы. Универсальным является созданный фирмой Дженерал электрик тренажер для огневой подготовки COFT, предназначенный для ускорения— переобучения личного состава действиям на новых танках "Абрамс" и БМП "Брэдли". Он включает следующие основные элементы: учебную танковую башню, видеосистему, цифровую ЭВМ и пульт управления инструктора. На нем можно выполнять более 680 упражнений продолжительностью по 10 мин. Прежде чем выйти на стрельбище или на полигон на новой технике экипаж танка (БМП) проводит не менее 6 ч занятий на I тренажере.
COFT позволяет воссоздавать шум двигателя, лязг гусениц, выстрелы пушки и отдачу. В окулярах прицелов с помощью оптической системы и ЭВМ моделируются цветное изображение местности, неподвижные и движущиеся цели. Для обучения стрельбе ночью или в условиях плохой видимости используется тепловизионный прицел. Попадание в цель имитируется световой вспышкой. Наводчик и командир танка могут следить за траекторией полета снаряда и видеть место его разрыва. Одновременно имитируется и огонь противника. Члены экипажа отрабатывают наведение орудия на цель, обучаются пользоваться различными прицелами, действовать в условиях применения ОМП, отражать атаки противника с тыла. Незачет засчитывается в том случае, если цель не уничтожена до того, как она сама обнаружит атакующего.
Наводчики танков и операторы-наводчики БМП проходят обучение на устанавливаемых в закрытых помещениях макетах местности, на которых моделируется боевая обстановка. Для имитации целей используются уменьшенные в масштабе 1:8 макеты боевой техники. Экипажи, находясь в боевых машинах, выполняют все необходимые операции по поиску и распознаванию целей, наведению оружия и поражению, которое осуществляется лазерным лучом. Попадание имитируется выпусканием дыма и световой вспышкой..
Для экономии средств при обучении стрельбе танковых экипажей широко применяются вкладные стволы калибра 35 мм производства германской фирмы "Маузер". Они устанавливаются внутри стволов 105- и 120-мм танковых пушек. Недостатками "вкладышей" являются большой разброс снарядов при стрельбе, отсутствие эффекта реального выстрела и сильной отдачи. Тем не менее "вкладыш" позволяет экипажу отрабатывать без изменений все действия по наведению и заряжанию орудия (35-мм сердечник оснащен гильзой, изготовленной из стекловолокна и соответствующей по своим размерам казеннику орудия).
Ускоренное обучение эксплуатации, обслуживанию и ремонту бронетанковой техники осуществляется на тренажере НОТ. С его помощью удается в кратчайшие сроки подготовить личный состав работе на материальной части, например БМП, техническое описание которой заснимает пять объемных томов.
НОТ оснащен звуковой и световой сигнализацией, позволяющей быстро находить неисправность и выбирать способ ее устранения.
При подготовке пилотов армейской авиации, в частности боевых вертолетов АН-64 "Апач", применяются два тренажера. Один из них - CMS -предназначен для отработки действий летчика, как правило, в нестандартных ситуациях. По мнению американских специалистов, 12ч работы на тренажере равнозначны полугодичному налету, который для пилота вертолета "Апач" составляет 70 ч.
CMS (стоимость одного комплекта 15 млн. долларов) поступает в войска с 1986 года. В армейской авиации США находятся восемь тренажеров, из них три в частях, дислоцированных в ФРГ.
Другой тренажер - STT (стоимость 200 тыс. долларов) имитирует работу прицельно-навигационного комплекса вертолета АН-64 "Апач". Он рассчитай на тренировку летчика-оператора. На дисплее тренажера отображается условная боевая обстановка в оптическом или инфракрасном (при имитации действий ночью) диапазоне. Наиболее сложным моментом считается достижение автоматизма в работе на аппаратуре управления вооружением, переключатели и рычаги Которой имеют большое количество положений. Всего в армейской авиации США имеются три таких тренажера.
С целью быстрого и эффективного обучения личного состава зенитных ракетных дивизионов, вооруженных ЗРК "Патриот", создан специальный тренажерный комплекс стоимостью 4 млн. долларов. Он способен имитировать действия дивизиона шестибатарейного состава. В частности, тренажер позволяет отрабатывать вопросы взаимодействия батарей, дислоцирующихся на местности на удалении 30 - 35 км друг от друга. Личный состав каждой из них 4 раза в год проходит на нем обучение, завершающееся зачетным занятием.
'Тактические тренажеры и взаимодействующие обучающие системы. Наиболее распространенными тактическими тренажерами в сухопутных войсках США являются SIMNET и ARTBASS. Первый предназначен для моделирования боя танковых подразделений и боевого слаживания танкового экипажа, а второй - для имитации учебного боя сухопутных войск до бригадного уровня.
SIMNET (рис. 3) используется в войсках с 1985 года, состоит из нескольких комплектов аппаратуры, объединенных системой связи. Он позволяет отрабатывать вопросы ведения боевых действий взводом, ротой, батальоном. В приборах наблюдения и прицеливания тренажера воспроизводится обстановка на поле боя - изображается своя и чужая боевой техника, маневрирующая и ведущая огонь в соответствии с общим замыслом боя. С целью придания большего реализма наблюдение через приборы может быть затруднено имитацией тумана, дыма и пыли. Кроме того, воссоздается трехмерное изображение поля боя - ландшафт, деревья, здания, дороги и т.п. На тренажере с помощью видеоэлектронного макета имитируются боевые действия на местности размером 50x75 км.
В настоящее время командование армии США рассматривает возможность принятия на вооружение более совершенного тренажера ССТТ, который позволит имитировать ведение боевых [ действий подразделениями с участием всех боевых и обеспечивающих компонентов. / Для обучения командиров и офицеров штабов / батальонов и бригад служит система ARTBASS, способная имитировать боевые действия на участке местности размером 100x100 км. Она укомплектована десятью терминалами, четыре из них предоставляются командирам подразделений, входящих в состав бригады (батальона). По одному терминалу выделяется офицерам, отвечающим за боевое и материально-техническое обеспечение бригады, действия авиации, огневую поддержку, моделирование действий наземных сил и авиации противника. Ход выполнения тренировочных упражнений контролирует офицер-контролер (один терминал). Отработка каждого упражнения может длиться 24 или 36 ч. Особенностью данной системы является то, что командиры при работе на компьютере обладают только той информацией, которая может быть им доступна в реальном бою. Например, командир роты на терминале получает изображение лишь своего участка местности и информацию, касающуюся только его роты. В то же время существует возможность двустороннего обмена данными как по горизонтали, так и по вертикали.
С помощью укрупнения масштаба карты боевых действий на экране дисплея можно добиться отображения реально существующих на местности объектов - улиц, переулков, отдельных зданий, деревьев, воронок и т.д. Для компьютеров созданы специальные программы, в которые заложены картографические отображения боевых полей ряда учебных центров, а также отдельных участков территории Германии и Южной Кореи.
Действия офицеров оцениваются с помощью ЭВМ на любом этапе тренировки. Весь ход учений фиксируется на видеопленку и может быть воспроизведен на телеэкране и распечатан на принтере.
В сухопутных войсках США разработан также тактический общевойсковой тренажер CATTS. С его помощью производится компьютерное моделирование обстановки на поле боя при подготовке командиров расчетов, взводов, рот и батальонов.
Обучение командиров и офицеров штабов бригад, дивизий и корпусов управлению войсками проводится с использованием системы электронного моделирования боевых действий корпуса -CBS, разработанной в США в 1983 году. В зависимости от программы на CBS моделируются в реальном масштабе времени действия частей, соединений и объединений любой организационно-штатной структуры на фоне оперативной обстановки практически любого ТВД мира. При моделировании учитываются технические характеристики вооружения, боевой техники и боеприпасов своих войск и противника,
В ходе учений с использованием этого комплекса офицеры и генералы после прохождения краткого курса обучения "воюют" с помощью нескольких десятков станций системы CBS, каждая из которых моделирует боевую обстановку для частей, соединений и объединений. Во время учений командный состав находится в тактических операционных центрах, развертываемых в местах постоянной дислокации или на учебных полигонах на территории США и за ее пределами. Передача информации между компонентами системы осуществляется по каналам космической связи.
Одновременно с имитацией своих войск моделируются действия войск противника, за командование которого выступает группа имитации в количестве 60 человек. С помощью компьютеров и средств связи она "играет" за противника во всех учениях, проводимых американскими войсками в различных регионах мира.
Важнейшим этапом учений, проигрываемых с помощью системы CBS, является разбор их результатов. Итоговое донесение о ходе учений, составленное на основе видео- и магнитофонных записей, компьютерных распечаток и других документов, изучается в первую очередь офицерами штабов соединений и объединений. Использование технических средств позволяет в ходе разбора воссоздать любой эпизод, чем достигается эффект присутствия на учениях всех военнослужащих, привлекавшихся к обсуждению.
В качестве примера, раскрывающего работу имитационного комплекса CBS, можно привести учение "Центурион шилд", состоявшееся в Европе в 1990 году с участием четырех (два с каждой стороны) армейских корпусов (только два из них -реальные).
В поле действовал минимальный состав войск, а танки имитировались машинами высокой проходимости "Хаммер". В частности, действия пехотного батальона обозначали 12 единиц гусеничной техники и 125 военнослужащих, а танкового - 12 гусеничных, 30 - 40 колесных машин и 120 военнослужащих.
Система имитации боевых действий каждой из воюющих сторон состояла из комплекса CBS, командных пунктов и полевых пунктов имитации боевых действий. Контроль за действиями обеих сторон, как реальными, так и имитируемыми, осуществлялся общим центром контроля учений (рис.4). Таким образом, структура бригады на учениях, например, была представлена тактическим командным пунктом (штаб бригады) и полевыми пунктами имитации боевых действий .(штабы подразделений).
В ходе учений строго соблюдалось правило однородности боевых действий, а реальные силы могли действовать только против реальных сил "противника". В то же время результаты "боев" войск, действия которых лишь моделировались, оперативно учитывались и влияли на тактику действий реальных подразделений.
Прохождение информации носило двусторонний характер и осуществлялось через полевые пункты имитации боевых действий, укомплектованные командирами ротного звена. В распоряжении каждого из них имелись компьютерный терминал и УКВ радиостанция для поддержания постоянной связи с действовавшими в поле подразделениями и военнослужащими обозначения. Информация о боевой обстановке с полевых пунктов имитации боевых действий передавалась на тактические КП, где вводилась в компьютеры и наносилась на карты, а также в систему CBS (или центральный командный пункт одной из сторон). Центральный командный пункт, учитывая получаемые данные, вносил коррективы в планирование боевых действий в масштабе всей группировки, отдавал уточненные в соответствии с ситуацией приказы вниз и предоставлял требуемую информацию в центр контроля учений. На каждом этапе результаты анализа поступающей информации оформлялись в виде компьютерных распечаток, а также цветных схем и диаграмм, отображаемых на дисплеях.
Параллельно с основной системой прохождения информации на учениях была создана сеть посредников-контролеров, имеющая главный контрольный центр и четыре (два с каждой стороны) полевых контрольных центра. Главные функции посредников - контроль за ведением боевых действий на переднем крае, обеспечение информацией центра контроля учений, проверка достоверности данных, получаемых снизу.
На низшем уровне имитация боевых действий осуществлялась, как правило, одним военнослужащим, чаще лейтенантом или капитаном. Перемещаясь по местности на колесной машине высокой проходимости, он обозначал, например, танковые или пехотные взводы (роты) . Рядом с ним постоянно находился посредник-контролер, фиксирующий действия офицера.
Время от времени офицер останавливался для оценки ситуации (на основе данных, полученных по радио с полевых пунктов имитации боевых действий) и принятия решения Дислокация подразделения и его действия моделировались и контролировались компьютером. Это исключало использование подразделения в масштабах, не соответствующих его боевым возможностям на каждом конкретном этапе учений. Данные о противнике сообщались из вышестоящего штаба, а также посредником-контролером.
Зарубежное военное обозрение 1993  №4,5

Смотрите также
Категория: Подготовка | Добавил: pentagonus (12.12.2007) | Автор: Полковник Л. Палагута
Просмотров: 16295 | Теги: Подготовка, Л. Палагута, тренажёр, А. Косик | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar