Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 01:21
Ключевые слова
Подготовка, Ю. Кудрявцев, взаимоотношенния, офицер

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Подготовка

Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в ВУЗах США, ФРГ и Великобритании (2006)

Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в ВУЗах США, ФРГ и Великобритании

Полковник Ю. Кудрявцев, кандидат педагогических наук

Изучение военно-педагогической подготовки в военно-учебных заведениях было бы неполным без краткого анализа системы военно-профессионального обучения военнослужащих ряда зарубежных армий. Поскольку решение данной задачи, как представляется, должно стать предметом специального педагогического исследования, в данной статье рассмотрены лишь некоторые аспекты и основные тенденции, сильные и слабые стороны системы подготовки офицеров к работе с военнослужащими в военных учебных заведениях ведущих стран НАТО - США, Германии и Великобритании.
В связи с существенными переменами, произошедшими в мире в результате распада СССР и социалистического лагеря, а также с другими геополитическими и военно-стратегическими процессами содержание и направленность морально-психологической подготовки военнослужащих армий НАТО подвергаются значительным изменениям. На данный вид подготовки в военных учебных заведениях ведущих стран блока оказывают влияние такие факторы, как военно-политические интересы государства, требования общества и войсковой практики к офицерским кадрам, состояние педагогической и психологической наук, способы комплектования офицерского и рядового состава, система их военно-профессиональной подготовки и т. д.
Состояние и развитие теории и практики педагогической подготовки будущих воспитателей являются предметом научных исследований зарубежных ученых, в частности таких, как А. Акеркпехт, М. Эйнскау, М. Коллинс, К. Евелин. Обобщенные результаты проведенных в области военной педагогики исследований показывают, что в теоретическом отношении такая подготовка офицерских кадров в западных странах базируется на определенных философских, социологических, психологических и военных концепциях.
Следует отметить, что в основе системы обучения будущих педагогов в вузах США, Германии, Великобритании и некоторых других стран НАТО лежат такие течения и направления, как рационализм, неотомизм, экзистенциализм, неопозитивизм, прагматизм, неофрейдизм и другие.
Среди основных требований, которые предъявляются к офицерским кадрам вооруженных сил США, важное место занимают следующие: методы обучения и воспитания подчиненных, умение создавать сплоченные коллективы военнослужащих, правильно строить взаимоотношение с подчиненными, а также развивать у них чувство уверенности и доверия, мотивировать свои поступки и действия подчиненных. Система подготовки командных кадров включает три ключевых аспекта: профессиональная подготовка в военных учебных заведениях, приобретение определенного опыта в процессе службы на различных должностях и самостоятельная подготовка. При назначении на должность в первую очередь учитываются наличие у кандидата навыков руководства людьми.
Приоритетное внимание в военных вузах уделяется формированию у обучаемых трех главных качеств, которые, как считается, должны быть присущи профессиональному военному руководителю: компетентность, ответственность и преданность своему делу.
Сосредоточение усилий организаторов военно-профессиональной подготовки офицерских кадров на решении данной проблемы позволяет, по оценкам командования вооруженных сил США, добиваться наличия у командиров частей и подразделений «выдающихся качеств» для руководства подчиненными как в мирное время, так и в боевой обстановке. Такой высокой оценки своего состояния и уровня развития американский офицерский корпус добился в процессе длительной и целенаправленной работы государственных, политических, общественных и военных органов. Еще в 70-х годах в американской печати широко обсуждались недостатки в подготовке офицерских кадров в вузах в связи с переходом армии на контрактную систему комплектования. В частности, указывалось, что в процессе обучения курсантов военных колледжей недостаточное внимание уделяется изучению ораторского искусства, приобретению навыков четко, уверенно и кратко выражать свои мысли. При этом отмечалось, что наличие таких качеств крайне необходимо хорошему командиру-руководителю для эффективного обучения подчиненных.
В результате сделанных выводов руководство министерства обороны стало уделять больше внимания подготовке офицерских кадров к работе с личным составом. За основу была принята та точка зрения, что выпускник военного учебного заведения должен быть в первую очередь высокоинтеллектуальным, широко образованным офицером. В связи с этим в настоящее время объем военных дисциплин в вузах США не превышает 15 проц. общего количества учебных часов, а на гуманитарные дисциплины в военных колледжах отводится до 50 проц. учебного времени на первом курсе, до 30 - на втором, до 60 - на третьем и до 70 проц. - на четвертом.
Основы военно-педагогической подготовки будущих офицеров ВС США, по мнению американских специалистов, формируются в военных колледжах. Так, обучение курсантов в Вест-Пойнт осуществляется в соответствии с концепцией «Цельная личность», предусматривающей выработку у воспитанников таких качеств, как интеллигентность, физическая выносливость и умение работать с людьми. Официальные документы Пентагона требуют от военных педагогов, чтобы содержание подготовки кадетов обеспечивало формирование офицера-лидера, который был бы способен своими знаниями и умениями побудить и направить подчиненных на выполнение поставленных перед ними задач. В связи с этим в ходе изучения военных дисциплин, включенных в учебную программу колледжа, необходимо также формировать у воспитанников командные качества и навыки. В рамках же общеобразовательной части предусмотрено изучение таких предметов, как общая психология, основы военного руководства, методика обучения, социология и проблемы управления личным составом. В настоящее время основной курс этого учебного заведения включает 31 учебную дисциплину, в том числе военную педагогику и психологию.
Дальнейшее совершенствование подготовки офицеров к работе с людьми происходит во время обучения их на курсах или в других военных учебных заведениях. Так, в командно-штабном колледже армии США (г. Форт-Ливенуорт, штат Канзас) была разработана и с 1980 учебного года реализуется специальная программа обучения слушателей ораторскому искусству. Она включает занятия по профессиональному чтению, а также по выработке навыков письменной и устной речи. При этом выдвигается требование, чтобы каждый слушатель в процессе обучения регулярно выступал перед различными аудиториями с устными сообщениями, выполнял другие задания.
Для дальнейшего совершенствования военно-педагогической подготовки офицеров руководящего состава ВС США в армейском колледже (г. Карлайл-Бэррэкс, штат Пенсильвания) на первом курсе рассматриваются такие вопросы, как этика старшего начальника, роль человеческого фактора в бою и другие с целью подготовить офицеров к умелому руководству и взаимодействию с подчиненными. Справедливо считается, что из-за масштабов и важности решений, принимаемых выпускниками колледжа, слушателям необходимо более четкое и всеобъемлющее понимание составляющих военной профессии: этика и человеческий фактор, руководство и управление, профессиональные ценности и другие.
Методика изучения данных проблем предполагает проведение серии лекционных занятий. Однако следует подчеркнуть, что большая часть времени отводится обсуждению проблемных вопросов в малых по численности учебных группах. С целью дальнейшего углубления знаний изучение различных эстетических проблем продолжается и на старших курсах с привлечением для чтения лекций известных специалистов и ученых. Для тех офицеров, которые желают более глубоко изучить данные вопросы, организуются индивидуальные занятия по продвинутой программе. При этом организаторы учебного процесса постоянно обращают внимание на то, чтобы преподаватели колледжа способствовали развитию у слушателей навыков поиска и обсуждения вопросов этики и других проблем, связанных со взаимоотношениями между людьми.
Кроме этого, военный колледж обеспечивает кадетов программой приобретения различных коммуникативных навыков и умений посредством частого говорения и письма, что имеет важное значение для компетентного общения офицеров с подчиненными и коллегами. В начале каждого учебного года все слушатели подвергаются проверке на диагностический тест по английскому языку, затем проходят дифференцированные занятия на курсах повышения эффективности письма, использования языковых средств в общении и других.
Таким образом, проведенный анализ существующей системы подготовки офицерских кадров в вузах США к работе с военнослужащими на психолого-педагогической основе показывает, что уже в военных колледжах создаются условия жизнедеятельности кадетов, которые способствуют их формированию как руководителей воинских коллективов. В процессе дальнейшей службы в войсках существует поэтапная система совершенствования педагогической подготовки военных кадров в соответствии с должностным предназначением.
Опыт подготовки офицерских кадров в военных вузах Германии к работе с военнослужащими, проходящими службу в качестве профессиональных военных, солдат сверхсрочной службы, призывников и резервистов, является актуальным и для Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемых также на основе смешанной системы (по призыву и контракту).
Заслуживает внимания то обстоятельство, что в служебном уставе (концепции) по «внутреннему руководству» определяется исходное основание и цель педагогической деятельности офицерских кадров ФРГ. В ст. 215 отмечается: «Образовательная и воспитательная работа в вооруженных силах строится на основе тех знаний и представлений, с которыми призывник приходит в бундесвер. Она способствует развитию личности и имеет своей целью приблизить ее к тому идеалу военнослужащего, который имеется в общественном сознании. Наличие четких ориентиров воспитательно-образовательной деятельности благоприятно сказывается на разработке теории и практики педагогической работы с военнослужащими, а также на подготовке к ней в военных учебных заведениях.
Что касается педагогической деятельности офицеров, то многие немецкие военные ученые придерживаются точки зрения, согласно которой обучение и воспитание военнослужащих является своеобразной «инвестицией в будущее» в том смысле, что молодые люди, получившие воспитание в армейских условиях и возвратившиеся в гражданское общество, призваны способствовать обеспечению его дальнейшего благополучия. Как считают сторонники данного подхода, военные задачи, стоящие сейчас перед армиями передовых стран, приобретают все более комплексный характер, а динамика значимых с военной точки зрения изменений в политических, экономических, экологических, правовых условиях непрерывно нарастает.
Исходя из этого, именно комплексность и динамика должны учитываться в военно-педагогической деятельности офицеров бундесвера.
Следует отметить также и то, что политики, ученые, военные специалисты ведут постоянные дискуссии в печати, касающиеся смысла понятий «обучение» и «воспитание» военнослужащих, содержания, возможности и необходимости воспитания в армейской среде, объема необходимых знаний, навыков и умений, требований к профессиональной подготовке офицера-воспитателя, проблем педагогической подготовки в вузах.
Что касается непосредственной подготовки офицеров к педагогической деятельности, то одной из задач обучения является приобретение опыта, который бы способствовал формированию умений слушателей анализировать обстановку в процессе обучения и обдумывать собственное поведение сообразно концепции «внутреннего руководства».
В последующем в ряде высших школ бундесвера в качестве эксперимента были введены некоторые новшества в изучении поведенческих и общественных учебных дисциплин. Так, на первом году обучения создавались такие педагогические ситуации, когда слушатели должны были выступать то в роли обучаемых, то обучающих для того, чтобы в процессе службы офицер умел анализировать свое положение как начальника и руководителя с позиции педагога, а также контролировать свое поведение.
Руководство министерства обороны ФРГ с середины 80-х годов уделяет первостепенное внимание в программах и учебных планах в военных учебных заведениях следующим поведенческим и общественным дисциплинам: руководство людьми и теория управления, военная подготовка (педагогика обучения), дидактика и методика политического воспитания. Предусматривалось, что их изучение будет способствовать выработке у обучаемых ка¬честв, необходимых руководителю, а также формированию определенных идеалов и представлений о ценностях военной службы и педагогической деятельности.
В современных условиях в университетах бундесвера организаторы учебно-воспитательного процесса единодушны в том, что объектом научной подготовки офицера должно быть его будущее поле деятельности, а поведенческие и общественные дисциплины, в том числе педагогика, должны осуществлять при этом решающую профессиональную мотивацию в пользу службы в вооруженных силах. Поэтому изучению данного предмета уделяется довольно значительное место в университетах. Педагогика относится к основополагающим учебным дисциплинам, изучение которых позволяет овладеть необходимыми знаниями и умениями действовать, повышающими уровень «педагогической образованности» командного состава. После предварительной фазы обучения слушателей (знакомства с основами этой дисциплины) происходит их специализация по следующим курсам: образование взрослых (социальная подготовка), профессиональная и производственная педагогика.
В других военных учебных заведениях бундесвера также изыскиваются дополнительные возможности для проведения занятий с обучаемыми по вопросам руководства воспитательной работой с подчиненными военнослужащими. Командование военных учебных заведений стремится выделить в учебной программе больше времени для приобретения кандидатами в офицеры практических навыков работы с людьми. Одним из способов решения данной проблемы в военных университетах сухопутных войск является предоставление возможности каждому слушателю пройти в течение трех месяцев практику в качестве командира отделения.
Таким образом, в настоящее время программы подготовки кадровых офицеров в военных университетах направлены на то, чтобы их выпускники-лейтенанты могли выступать в качестве командира, воспитателя и наставника.
В военных учебных заведениях ФРГ существует четко определенная практика организации педагогической подготовки: ключевые проблемы педагогической деятельности офицеров в войсках и подготовки к ней в вузах закреплены в специальной концепции «внутреннего руководства»; обучение и воспитание военнослужащих, а также подготовка офицерского корпуса к выполнению этих функций признаны в качестве приоритетных целей; серьезное внимание уделяется изучению поведенческих и общественных дисциплин, в том числе педагогики и психологии, причем оно тесно увязано с войсковой практикой. Кроме того, теория и практика воспитательной работы офицеров и военно-педагогическая подготовка в вузах имеет тенденцию постоянного научного осмысления в связи с новыми реалиями.
В ВС Великобритании функционирует национальная система подготовки офицерских кадров в военных учебных заведениях, в том числе к педагогической деятельности в войсках. Характерно, что главная ответственность за военно-профессиональное обучение и формирование морально-боевых качеств у военнослужащих, педагогическую деятельность и подготовку к ней возложена на командиров всех степеней.
По оценкам специалистов в самой стране и за ее пределами, система подготовки профессиональной британской армии достаточно эффективна. Как свидетельствуют результаты специального военно-педагогического исследования и публикации в зарубежных СМИ, ее эффективность достигается за счет комплексного решения нескольких задач:
- во-первых, проведение тщательного и профессионального поэтапного отбора военнослужащих, в том числе будущих офицеров, для службы в армии с учетом их общеобразовательной подготовленности, уровня начальной военной подготовки, морально-психологических качеств и других характеристик;
- во-вторых, продуманная и хорошо спланированная педагогическая подготовка военных кадров, осуществляемая непосредственно в вузах. В программу общей подготовки офицерского состава включено изучение курса военного администрирования, предусматривающего усвоение системы воинской дисциплины и конкретных обязанностей офицеров в отношении подчиненных. В этот же раздел включен курс лидерства как основы управления и руководства личным составом, который «подкрепляется» практикой руководства и общественными дисциплинами;
- в третьих, непрерывная переподготовка военнослужащих, прежде всего унтер-офицерского и офицерского состава, которая так же, как и в период их обучения в колледжах вооруженных сил, включает общеобразовательную и педагогическую подготовку, и кроме того, так называемый курс морального лидерства офицеров и младших командиров;
- в-четвертых, оптимальный характер воздействия всей системы обучения и воспитания в сочетании с результативными мерами материального стимулирования военно-профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности и подготовки к ней.
В раздел программы, связанный со специализацией воспитанников вузов в соответствии с должностным предназначением, входит изучение ими информационных и педагогических технологий («технологий обучения»): «теории коммуникации» как учебной дисциплины, способствующей выработке средств и способов общения (в устной и письменной форме) и «личного воздействия» на окружающих, особенно в условиях «стрессовых ситуаций».
Специалисты по исследованию системы подготовки личного состава вооруженных сил Великобритании отмечают, что «такое построение программ подготовки офицерского состава обеспечивает, во-первых, практическую направленность, во-вторых, достаточно высокий уровень военно-профессиональной подготовленности, причем в современных областях знаний. Оно отражает и педагогическую направленность подготовки командных кадров как субъектов воздействия на личный состав, их обучения и воспитания.
Таким образом, в целом подготовка офицеров в вузах к обучению и воспитанию личного состава отличается такими сильными сторонами, как эффективный профессиональный отбор; постоянно осуществляемая переподготовка; ярко выраженная практическая направленность; использование средств стимулирования и другими.
Следует особо подчеркнуть, что военные учебные заведения США, Германии и Великобритании располагают самой современной учебной материально-технической базой, включающей компьютерную технику последнего поколения, тренажеры-имитаторы на ее основе, а также различные обучающие и контролирующие программы. В ходе изучения психологии и педагогики, других поведенческих и общественных наук активно используются различные учебные и методические пособия, организуются практикумы и т. д.
Результаты изучения состояния военно-педагогической подготовки офицеров в вузах зарубежных армий позволяют выделить некоторые наиболее общие тенденции. К ним, в частности, относятся:
- закрепление в руководящих документах (уставах, наставлениях, концепциях, программах и других) нормативных требований к целям и задачам педагогической деятельности офицерских кадров в войсках, а также необходимости и значимости подготовки воспитанников вузов к успешному обучению, воспитанию и руководству военнослужащими;
- содержание педагогической подготовки офицерских кадров в военных учебных заведениях включает прежде всего овладение умениями и навыками по обучению и воспитанию личного состава, решение реальных проблем руководства военнослужащими и ориентировано также на изучение психолого-педагогической теории, понимание внутренних психологических закономерностей педагогических явлений и процессов;
- в методике обучения основное внимание преподавателей вузов сосредоточено на индивидуализации обучения, педагогической работе с небольшими группами кадетов (слушателей), широком использовании методов индивидуальных заданий обучаемым, самостоятельного поиска информации, разрешения проблемных ситуаций;
- организация военно-педагогической подготовки обучаемых предусматривает как учебно-плановые аудиторные формы и виды занятий, так и стажировки на командных должностях, самостоятельную деятельность по формированию и развитию педагогических умений и навыков уже во время обучения в военной школе;
- - командование и профессорско-преподавательский состав стремятся создавать и поддерживать в вузах такую атмосферу, которая в наибольшей степени способствует развитию активности, самостоятельности и ответственности слушателей за свою подготовку к обучению и воспитанию подчиненных, а также за формирование у обучаемых творческого мышления;
- в учебно-воспитательном процессе в полной мере используются различные стимулы, оказывающие влияние на качество подготовки офицеров как воспитателей;
- в процессе военно-педагогической подготовки воспитанников широкое применение находят современные информационные и педагогические технологии, технические средства обучения и воспитания, оценки результатов и контроля.

ЗВО №5,6 2001

Категория: Подготовка | Добавил: pentagonus (20.12.2007) | Автор: Полковник Ю. Кудрявцев

Просмотров: 7024 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов