search
menu
person

NEWS AND UDATES


Трансформация модели обучения личного состава сил специального назначения США

Трансформация модели обучения личного состава сил специального назначения США

Н. Майков

На протяжении уже нескольких лет политики всего мира озвучивают тезис о новой мировой войне - войне с глобальным терроризмом. Понятие «терроризм» не имеет однозначного толкования. Обычно его определяют как любые насильственные действия против гражданского населения, направленные на провоцирование паники, нагнетание чувства страха и незащищенности в обществе, дестабилизацию социальных институтов. Борьба с терроризмом включает мероприятия по освобождению захваченных заложников, предотвращению терактов, поиску и уничтожению групп и ликвидации баз террористических организаций. Американское руководство в качестве одного из наиболее действенных инструментов, используемых для усиления своего политического и военного влияния за рубежом, рассматривает силы специального назначения (ССН) - именно на них возложена основная задача по борьбе с международным терроризмом.
В 2006 году было объявлено, что в ближайшее десятилетие МО США для успешного проведения антитеррористических операций по всему миру потребуется многократно увеличить численность элитных подразделений. Эти выводы содержатся в военном обозрении «Квадрениал дефенс ревью» (Quadrennial Defense Review). Рост числа личного состава затронет все силы специальных операций США, включая секретное антитеррористическое подразделение «Дельта», спецназ ВМС, рейнджеров и спецназ сухопутных войск («зеленые береты»). Пентагон планирует увеличить численность сухопутного спецназа с 15 до 20 батальонов и создать около 90 новых команд А. Личный состав подразделения «Дельта» будет увеличен примерно на треть. Рейнджеры, являющиеся элитными частями пехоты, получат дополнительно три роты, что составляет около 400 человек. По словам главы отдела военных исследований центра стратегического и бюджетного анализа Майкла Уикерса, «данное увеличение численности личного состава сил спецопераций США станет крупнейшим со времен войны во Вьетнаме».
К кандидатам на службу в ССН традиционно предъявляются высокие требования.
В зависимости от конкретной ситуации эти требования могут ослабляться или ужесточаться, но их общий уровень всегда остается высоким. При отборе учитывается биография кандидата, его физические качества, а также его военные и управленческие способности. Солдаты спецназа проходят троекратный отбор: при поступлении на службу в армию, при поступлении в десантные войска и при поступлении в спецназ. Учебным заведением, готовящим подобных специалистов армии США, является центр и школа специальных методов ведения войны им. Дж. Кеннеди (Форт-Брэгг, штат Северная Каролина). Аналитики отмечают, что квалификационный курс сил специального назначения США (Q-курс) в целом оставался неизменным на протяжении достаточно длительного периода времени (более 10 лет). Он включал в себя три этапа.
Основной задачей 1-го этапа было обучение курсантов базовым навыкам, необходимым для всех спецназовцев (топография, тактика, отработка навыков командования). Кроме того, они проходили психологические и интеллектуальные тесты. На этом этапе отсеивались все те, кто не имел достаточной мотивации и инициативы. Физическое состояние оценивалось с помощью пробежек на дальнюю дистанцию, маршей с полной выкладкой, а также преодоления полосы препятствий.
Во время 2-го этапа обучения начиналась специализация курсантов (по выбранной или предложенной, на основании результатов тестирования, специальности). Занятия носили преимущественно академический характер. В ходе обучения кандидаты осваивали углубленные сержантские курсы по вооружению, инженерной и медицинской подготовке, связи. Обучение проходило на фоне постоянных марш-бросков, занятий по топографии и тактике.
Во время прохождения 3-го этапа курсанты учились действовать совместно, ознакомившись с основами ведения партизанской войны и планирования операций. Этот учебный этап завершался двухнедельной практикой. Курсанты планировали и готовили операции, после чего их забрасывали с парашютами на территорию Национального лесопарка Юэрри,
к северу от г. Форт-Брэгг. Каждая команда устанавливала связь со своей партизанской группой, созданной из других курсантов, возглавляемых инструкторами. Курсанты организовывали отряд, обучали бойцов, проводили рейд и выполняли другие партизанские операции. После завершения 3-го этапа обучения курсанты становились квалифицированными специалистами.
Однако следует отметить, что возросшие требования вызвали необходимость внесения изменений в сложившуюся систему и программу обучения курсантов центра по ведению нетрадиционной войны. На совещании высшего и сержантского командного состава, прошедшем в октябре 2004 года под руководством начальника этого учебного заведения генерал-майора Дж. Паркера, было принято решение, что для достижения мировых стандартов обучения необходимо внедрение новейших методов и технологий, позволяющих более эффективно использовать учебное время и материально-техническую базу.
Ядром трансформации стало совершенствование методики обучения и качества преподавания. В общем и целом отличительной особенностью программы явился переход от последовательного (линейного) повышения профессионализма военнослужащего к модульной модели обучения, при которой учитывается подготовка и квалификация каждого слушателя с последующей разработкой индивидуальной программы обучения. Например, военнослужащий, в совершенстве владеющий иностранным языком, может не проходить лингвистическую подготовку и закончить курс на восемь недель раньше. Модуляри-зация Q-курса ССН позволила обеспечить большее число повторений каждого из профилирующих блоков обучения, оптимальное численное соотношение в звене «преподаватель - обучаемый» и более быстрый переход к следующему этапу обучения.
В марте 2005 года произошло дробление учебной программы на пять модулей (их цикличность составляет две недели), каждый из которых рассчитан на обучение 75 курсантов, однако уже в 2006-м наблюдалось превышение набора - 90-100 слушателей.
Содержание программ обучения кадровых военных ССН в основном осталось прежним, однако к учебному плану был добавлен новый материал. Расширение программы подготовки произошло за счет появления таких дисциплин, как информационные операции, предотвращение похищений, выживание в плену, адаптивное мышление и обучение, дополнительное обучение общим и специальным навыкам личного состава сил специального назначения. Благодаря плану трансформации общее увеличение перечня учебных дисциплин не привело к удлинению срока прохождения квалификационного курса - наоборот, он сократился на два - четыре месяца.
Для обеспечения должного уровня адаптивности управления учебным процессом предполагается производить критический анализ хода современных операций с целью оперативного внесения корректировок в различные программы обучения.
Интеграция учебных дисциплин в центре и школе специальных методов ведения войны началась в апреле 2005 года. В самом начале учебного процесса курсант располагает сведениями о назначении его группы спецопераций и о языке вероятного противника. Эти сведения позволяют инструкторам формировать группы для прохождения фаз Q-курса.
Особое внимание в ходе обучения уделяется лингвистической подготовке. Практический опыт выявил несомненную ее важность. Высокие стандарты в овладении иностранными языками достижимы и фактически уже достигнуты. Так, более 95 проц. слушателей успешно проходят квалификационный языковой тест министерства обороны (DLPT) еще до окончания Q-курса даже в языках, традиционно считающихся «трудными», и получают соответствующую денежную надбавку (за владение иностранным языком).
В мае 2005 года в начальную стадию Q-курса интегрирован курс выживания, уклонения от боя, сопротивления и побега из плена (SERE). К концу 2005 финансового года его прошли 1 287 студентов, что на треть больше, чем в 2004-м, а уже в 2006 году этот показатель превышен более чем на 100 проц. (ориентировочно 1 968-2 178 человек). С 1 августа 2005 года частью курса выживания стала правительственная программа по работе с заложниками, а также курс заложника (PGD/HD).
Завершающим этапом Q-курса являются учения «Робин Сейдж», в ходе которых проверяются навыки по принятию быстрых решений, тактике, умению входить в контакт с населением и получать необходимую информацию. Они традиционно проводятся в окрестностях Форт-Брегг (условная страна Пайнленд), однако место проведения тренировки в дальнейшем может быть изменено.
В августе 2005 года два оперативных отделения курсантов были направлены в национальный учебный центр /Форт-Ирвин, штат Калифорния) для изучения его пригодности в качестве альтернативного места проведения заключительной тренировки. В различных учебных упражнениях моделировались ситуации, базирующиеся на современном опыте ведения боевых действий. В перспективе предстоит также включить местностно-ориентированные сценарии, позволяющие курсантам полнее использовать знания иностранного языка и межкультурные навыки общения в реальной обстановке. В частности, в июле 2006 года в калифорнийской пустыне были проведены учения, в ходе которых военнослужащих обучали ведению боевых действий против мятежников в городских условиях. Военнослужащие вместе с американцами иракского происхождения, изображавшими местных жителей, вели тренировочные бои в бутафорских учебных городах и поселках.
Выпуск марта 2005 года стал последним, когда курсанты носили «зеленый берет» до завершения курса выживания и лингвистической подготовки. В настоящее время одним из требований к его получению стало назначение в период обучения на должности в 1-й специальный полк и выполнение служебных обязанностей вплоть до выпуска из учебного заведения.
Таким образом, системный подход распространяется на все, что имеет отношение к обучению и воспитанию военнослужащих армии США, в частности ССН. В основе воспитательного воздействия лежит формирование военных профессионалов, обладающих знаниями и воинским мастерством в выбранной специальности, имеющих управленческие навыки. Эти требования составляют основу стандартов профессионального мастерства выпускников, являются универсальными и распространяются на присущие специалистам знания, умения и навыки, необходимые для успешной профессиональной карьеры. Педагогическая система США исключает слепое подчинение и обязывает обучаемого самостоятельно получать знания («зеленые береты» совершенствуют свою боевую выучку в течение всей службы).

Зарубежное военное обозрение №3 2008 С. 35-37


Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: Подготовка | Добавил: pentagonus (28.04.2008) | Автор: Н. Майков
Просмотров: 4672 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar