Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 21:01
Ключевые слова
Реалистическое устрашение, стратегия, П. Сергеев, В. Трусенков

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Американская стратегия "Реалистического устрашения" (1977)

Американская стратегия "Реалистического устрашения"

Генерал-майор запаса П. Сергеев,
полковник запаса В. Трусенков

Стремление милитаристских кругов сохранить войну в качестве средства достижения агрессивных целей находит выражение прежде всего в непрерывном росте военных бюджетов империалистических государств, в гонке вооружений, переводе вооруженных сил па новую боевую технику, в разработке новейших средств массового уничтожения.

Тон в гонке вооружений по-прежнему задает военно-промышленный комплекс США. Американский империализм не отказался от бредовой идеи завоевания мирового господства. Стремление к его достижению с помощью военной силы ярко выражено в стратегии "реалистического устрашения", составляющей основу современной военной доктрины США.

Главным в стратегии "реалистического устрашения" является стремление обеспечить Соединенным Штатам военное превосходство над Советским Союзом и другими странами социалистического содружества, с тем чтобы предоставить политическому руководству США возможность "для осуществления широкого диапазона политических и поенных инициатив". Для достижения желаемого превосходства стратегия "реалистического устрашения", как и предшествующие ей стратегии "массированного ядерного возмездия" и "гибкого реагирования", предполагает прежде всего всемерное наращивание военного потенциала Соединенных Штатов. Однако в отличие от прежних стратегий она предусматривает использовать не только собственный военный и экономический потенциал Соединенных Штатов, но и финансовые, материальные, людские и другие ресурсы всех капиталистических стран - союзниц США по военно-политическим блокам и двусторонним соглашениям.

В решении этой задачи стратегия "реалистического устрашения" опирается на принцип партнерства, который основан на общности классовых целей монополистической буржуазии. Кроме того, в связи с зависимостью от США в военном отношении правящие круги капиталистических стран, несмотря на усиливающиеся противоречия, вынуждены идти на сотрудничество в рамках военно-политических союзов или на основе двусторонних договоров "безопасности". Осуществляя этот принцип, американское руководство в военном строительстве делает упор на развитие стратегических и тактических ядерных сил, а от своих союзников требует всемерного наращивания боевой мощи вооруженных сил общего назначения.

Стратегия "реалистического устрашения" существенно отличается от предшествовавших ей стратегий и тем, что она является еще более агрессивной в обеспечении внешнеполитического курса США "с позиции силы". Как отмечалось в докладе бывшего министра обороны США М. Лэйрда конгрессу в 1971 году "О военной программе на 1972- 1976 годы и о военном бюджете на 1971/72 финансовый год", "прежняя стратегия ("гибкого реагирования") была направлена на обеспечение способности наших вооруженных сил к ответным действиям... была в основном стратегией сдерживания и приспособления. Новая стратегия является позитивной и предусматривает активные действия". Она предполагает использование самых различных форм применения военной силы для достижения агрессивных целей американского империализма - от скрытой поддержки агрессии своих союзников и "демонстрации силы" до прямой военной интервенции Соединенных Штатов.

Как косвенную агрессию США следует рассматривать их помощь расистскому режиму ЮАР в интервенции против Народной Республики Ангола. "Демонстрация силы" наиболее полно осуществлялась Соединенными Штатами во время арабо-израильской воины 1973 года, когда они привели в повышенную боевую готовность все свои вооруженные силы и сосредоточили в восточной части Средиземного моря все корабли 6-го флота. Наиболее крупной прямой военной агрессией США в последнее десятилетие была война, которую они вели против народов Индокитая. Агрессивный характер американской стратегии "реалистического устрашения" вновь проявился и в так называемой "новой тихоокеанской доктрине", провозглашенной бывшим президентом Фордом 7 декабря 1975 года в Гонолулу. Как следует из анализа доктрины, главная ее цель состоит в том, чтобы активизировать в Азии военно-политические блоки, возглавляемые Соединенными Штатами, усилить американское "присутствие" в этой части земного шара, "сохранить гибкую и сбалансированную позицию силы на Тихом океане" после поражения во Вьетнаме.

Центральное место в стратегии "реалистического устрашения" отводится подготовке к ведению стратегической ядерной войны против Советского Союза и социалистического содружества в целом в условиях, в которых, по признанию бывшего президента США Никсона, "и Советский Союз, и Соединенные Штаты приобрели способность нанести друг другу неприемлемый удар, независимо от того, кто нанесет его первым".

Продолжая рассматривать стратегическую ядерную войну в качестве средства достижения своих политических целен и в новых условиях, правящие круги Соединенных Штатов разрабатывают такие способы ее ведения, которые позволили бы избежать ответного удара по территории США. Для этого Пентагон пытается прежде всего обеспечить себе стратегическое превосходство над Советским Союзом путем качественного совершенствования ядерных боеприпасов, средств их доставки к целям, систем разведки и боевого управления. Кроме того, изыскиваются новые способы применения стратегических средств нападения, которые должны лишить Советский Союз возможности нанести эффективный ответный удар. Задача разработки таких способов была поставлена еще бывшим президентом Никсоном во внешнеполитическом послании конгрессу в 1970 году. В нем, в частности, ставился вопрос: "Должен ли президент в случае ядерного нападения иметь лишь один вариант действии и отдать распоряжение о массовом уничтожении мирного населения противника, будучи уверенным, что за этим шагом последует массовое уничтожение американцев?".

Как известно, в 1974 году в США была принята разработанная Пентагоном новая стратегическая концепция, получившая наименование концепции "выбора целей", или "гибкого стратегического реагирования". Эта концепция предусматривает различные варианты применения ядерного оружия от ограниченных ударов по выборочным целям до внезапного массированного удара, наносимого одновременно по военным объектам н промышленным центрам Советского Союза.

Таким образом, в стратегии "реалистического устрашения" и в условиях так называемого "ядерного паритета" основная ставка по-прежнему делается на подготовку стратегической ядерной войны. От прежних стратегий в этом вопросе она отличается только несколько измененным способом развязывания воины, чтобы не поставить под угрозу существование Соединенных Штатов.

По данным иностранной печати, на содержание и модернизацию стратегических наступательных сил в 1977/78 году планируется ассигновать почти 11 млрд. долларов (фактические же расходы на эти цели значительно превышают официальные ассигнования). Одновременно с осуществлением программ модернизации существующих средств доставки ядерных боеприпасов стратегических наступательных сил разрабатываются новые системы МБР, в том числе подвижного и морского базировании, стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты.

Ставя во главу угла подготовку к стратегической ядерной войне н рассматривая се как средство решения исторического спора между двумя социально-экономическими системами, военно-политическое руководство США в то же время делает большую ставку на ядерную и обычную войну на театре войны, которые бы позволили достичь определенных политических целей и в то же время не представляли бы большой опасности для существования Соединенных Штатов. В этой связи в стратегии "реалистического устрашения", как и в предшествовавшей ей стратегии "гибкого реагирования", предусматривается дальнейшее наращивание сил общего назначения, которое предполагается достичь главным образом за счет союзников, а также путем повышения боевой мощи и готовности резервных компонентов собственных вооруженных сил. Так, в марте 1975 года бывший министр обороны США Шлесинлжер в своем докладе конгрессу заявил. "Совершенствование обычных сил должно неуклонно осуществляться как Соединенными Штатами, так и их союзниками по НАТО".

Кроме указанных войн, стратегия "реалистического устрашения" предусматривает ведение обычных войн в пределах одного какого-либо театра военных действий и так называемых локальных войн для достижения ограниченных целей.

Стратегия "реалистического устрашения" тщательно скрывает социально-политическое содержание войны. На маскировку агрессивных замыслов американского империализма и политической сущности его военной доктрины мобилизованы все средства массовой пропаганды. Однако правящие круги США не делают секрета из того, что главным противником они считают Советский Союз, против которого прежде всего а направлены их военные приготовления. Наряду с этим многочисленные военные акции с прямым или косвенным участием США убедительно свидетельствуют о намерении правящих кругов этой страны не допустить развития по социалистическому пути стран, добившихся самостоятельности, подавить борьбу народов за национальную независимость.

Стратегией "реалистического устрашения" предусматривается по-новому распределить степень участия Соединенных Штатов и их союзников в различных войнах. Так, главная роль в подготовке, планировании и обеспечении стратегической ядерной войны, а также ядерной войны на театре отводится Соединенным Штатам. Они взяли на себя основную ответственность за ведение этих войн. При этом право принимать решения на применение ядерного оружия также сохраняется за военно-политическим руководством США в соответствии с их собственными интересами. Ведение обычной войны в равной степени возлагается на США и союзников. Локальные войны согласно положениям стратегии "реалистического устрашения" должны вестись втянутыми в них странами н региональными блоками. Прямое участие США в таких войнах предусматривается только в крайних случаях, когда под угрозой будут находиться "жизненно важные" интересы Соединенных Штатов.

Стратегией "реалистического устрашения" предусматривается обеспечение превосходства в силах и ведение активных боевых действий во всех вилах войн. Для завоевания стратегической инициативы требуется использовать фактор внезапности как при развязывании войны, так и в ходе военных действий. В целях достижения внезапности считается целесообразным начинать войну вооруженными силами постоянной готовности при минимальном объеме мобилизационных мероприятий. Однако в условиях постепенного обострения международной обстановки и назревания вооруженного конфликта, а также в ходе войны с применением только обычного оружия не исключается планомерный перевод на военное положение экономики страны и отмобилизование дополнительных контингентов всех видов вооруженных сил для наращивания их группировок на главных ТВД.

Стратегическая ядерная война, по оценке американских военных теоретиков, может быть развязана внезапно или путем эскалации ограниченной войны между коалициями государств противоборствующих социально политических систем. Главным ее содержанием считаются массированные ядерные удары. Одновременно с ними предусматривается проведение на сухопутных и морских ТВД стратегических операций коалиционными группировками сил общего назначения с целью разгрома развернутых на ннх группировок сухопутных войск, авиации и флота противника, овладения его территорией и достижения конечных целей войны. В качестве основного способа начала такой войны в стратегии "реалистического устрашения" предусматривается нанесение по противнику внезапного или упреждающего массированного ядерного удара стратегическими наступательными силами и ядерными силами, развернутыми на ТВД. Так, бывший министр обороны Шлесинджер в одном из своих выступлений прямо заявил, что общепринятым и наиболее часто проигрываемым вариантом начала любой ядерной войны является обмен массированными ядерными ударами. В ходе внезапного массированного удара по военным объектам Советского Союза в первую очередь планируется нанести поражение его силам стратегического назначения и уничтожить пункты управления вооруженными силами, с тем чтобы сорвать или максимально ослабить ответный удар по территории Соединенных Штатов.

Наряду с расчетом на скоротечность ядерной войны стратегия "реалистического устрашения" допускает, что она может принять и затяжной характер, если обе воюющие стороны, несмотря на огромные потери, сохранят способность и решимость к продолжению борьбы. В этом случае, по оценке американских военных теоретиков, такая война будет состоять из двух периодов - начального и последующего. Основной формой боевых действий вооруженных сил в последующем периоде будут стратегические операции на ТВД, проводимые с применением обычного оружия.

Ядерная война на театре войны, как это следует из стратегии "реалистического устрашения", может быть развязана западными державами прежде всего в Европе в случае неспособности их вооруженных сил выполнить поставленные задачи с применением обычных средств вооруженной борьбы. При этом имеется в виду применение ядерного оружия внезапно и массированно. Об этом, в частности, свидетельствует заявление Шлесинджера в докладе конгрессу в марте 1У75 года. "Ядерный удар, - заявил он, - должен наноситься достаточно внезапно, иметь решительный характер и быть сокрушительным".

Ядерное оружие в такой войне предусматривается применять прежде всего по тем группировкам войск и боевым средствам противника, уничтожение которых должно привести к резкому изменению соотношения сил в пользу вооруженных сил НАТО. Такими ключевыми элементами считаются пусковые установки УР класса "земля-земля", авиация, соединения и части бронетанковых войск, артиллерия.

Основной формой ведения военных действий считаются последовательные стратегические наступательные операции коалиционных группировок сухопутных войск и ВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД. Характер военных действии на других европейских ТВД ставится в зависимость от успешности операций в Центральной Европе.

В обычной войне на театре войны стратегией "реалистического устрашения" предусматривается сочетание наступательных и оборонительных действий на различных ТВД. Ближайшей задачей вооруженных сил в ней является завоевание стратегической инициативы. При невыгодном для коалиции империалистических стран соотношении сил в начале войны на отдельных направлениях предусматривается ведение стратегической обороны с целью создания предпосылок для перехода в контрнаступление. В рамках стратегических оборонительных операций на ТВД рекомендуются активные способы действий оперативных объединений видов вооруженных сил - нанесение контрударов, проведение операций по завоеванию превосходства в воздухе, борьба с подходящими резервами.

На важнейших стратегических направлениях могут проводиться совместные наступательные операции оперативных объединений сухопутных войск и ВВС при поддержке ударных сил флота. При этом в последние годы отчетливо проявляется тенденция к повышению роли тактической авиации и вертолетов огневой поддержки в подобных операциях. Из всех присущих тактической авиации задач в операциях с применением только обычного оружия основной считается непосредственная поддержка боевых действий сухопутных войск. Соответственно сделан акцент и на повышение способности средств ПВО надежно прикрыть группировки сухопутных войск от ударов противника с воздуха.

Главным требованием стратегии "реалистического устрашения" к строительству вооруженных сил является обеспечение их достаточности. Наращивание боевых возможностей вооруженных сил осуществляется путем непрерывного совершенствования боевой техники, вооружения и средств управления, изменения соотношения личного состава в боевых и обслуживающих подразделениях в пользу первых и изыскания организационной структуры, в наибольшей мере обеспечивающей устойчивое управление войсками и оптимальное сочетание различных видов огневых средств и боевой техники для выполнения боевых задач.

Конкретные пути повышения способности вооруженных сил США и союзников к ведению всех видов войн определены в официально принятых стратегических концепциях "тотальных (всеобщих) сил", "стратегической достаточности", "полутора войн" и "стратегической мобильности".

Требования стратегии "реалистического устрашения" в области подготовки страны к войне охватывают наращивание военно-экономического потенциала, мобилизационное развертывание промышленности для обеспечения потребностей вооруженных сил в войне, повышение ее живучести, особенно в условиях массированного воздействия ядерного оружия, подготовку собственной территории н основных ТВД в оперативном отношении, меры по защите населения от ядерных ударов и его идеологическую обработку.

Для руководства подготовкой экономики к войне в США создана система органов военно-экономической мобилизации. В действующем состоянии содержатся значительные производственные мощности по выпуску военной продукции. В высокой степени готовности к развертыванию поддерживаются резервные мощности. Накоплены значительные запасы стратегического сырья. Осуществляется ряд мер, направленных на рациональное размещение производительных сил страны.

Для обеспечения выживания населения в ядерной войне созданы органы по руководству гражданской обороной, оборудуются защитные убежища с запасами продовольствия, разработаны планы рассредоточения населения крупных городов.

В вопросах оперативного оборудования территории США, включая Аляску и островные владения, главное внимание уделяется рассредоточенному размещению стратегических сил, тактической авиации и ВМС, быстрой переброске стратегического резерва сухопутных войск и тактической авиации на ТВД, надежному хранению запасов материальных средств и своевременной подаче их передовым группировкам войск, бесперебойной работе глобальной системы управления вооруженными силами.

Оперативное оборудование территорий на заморских театрах военных действий осуществляется с целью обеспечения боевой подготовки и боевой готовности передовых группировок вооруженных сил в мирное время, их наращивания и оперативного развертывания для ведения войны. Развитие инфраструктуры на чужих территориях выполняется по планам США и союзных им стран, а в Западной Европе - по планам НАТО.

Таким образом, стратегия "реалистического устрашения" наряду с установками на обеспечение военного превосходства над государствами социалистического содружества и на подготовку против них всеобщей (стратегической) ядерной войны, которые были присущи и прежним так называемым стратегиям "массированного ядерного возмездия" и "гибкого реагирования", включает некоторые новые положения, обусловленные реальным соотношением сил в мире.

Прежде всего в этой стратегии, как отмечается в иностранной печати, предусматривается подготовка коалиционных войн, в которых США могли бы полностью использовать в своих интересах военный потенциал союзников и сократить слишком большие военные обязательства Соединенных Штатов перед союзными странами во всех частях земного шара. В ней также четко выражено требование о подготовке к длительной большой войне без применения ядерного оружия. Она дает установку на повышение "ядерного порога" и требует от союзников форсировать наращивание сил общего назначения для ведения безъядерной войны.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №11, с. 9-15

 

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (06.12.2012) | Автор: Генерал-майор запаса П. Сергеев

Просмотров: 1835 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов