search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американские авиационные системы радиоэлектронной разведки (2004)

Американские авиационные системы радиоэлектронной разведки

Полковник А.Максименко

В последние годы наметилась тенденция повышения активности применения американских сухопутных войск в различных районах мира, что свидетельствует о возросшей роли сил общего назначения при обеспечении национальных интересов США, главным из которых является достижение мирового лидерства. Сухопутные войска, которые обладают широкими возможностями, рассматриваются военно-политическим руководством (ВПР) страны в качестве одного из основных компонентов закрепления военного успеха и решения задачи окончательного подавления противника.

Неотъемлемая составляющая успеха войск на поле боя - их всестороннее обеспечение, одним их компонентов которого является непрерывность и своевременность добывания достоверных разведывательных сведений о деятельности сил и средств противника. Значительная роль при вскрытии оперативной обстановки в реальном масштабе времени отводится авиационным системам радиоэлектронной разведки, включающей следующие виды: радио-, радиотехническую, радиолокационную и оптоэлектронную разведку. Данные системы способны обеспечить автоматизированное обнаружение, опознавание, высокоточное определение местоположения современных средств радиолокации и радиосвязи в широком диапазоне частот, выполнение оптоэлектронной съемки объектов противника и выдачу целеуказаний средствам огневого поражения.

Основными авиационными системам радиоэлектронной разведки, находящимися на вооружении и ведущими разведку в интересах армейского корпуса сухопутных войск США, являются "Гардрейл коммон сенсор", ARL и беспилотные летательные аппараты (БЛА).

Авиационная система радиоэлектронной разведки "Гардрейл коммон сенсор" (Guardrail/Common Sensors) предназначена для обнаружения, распознавания типов и определения местоположения РЛС, средств радиосвязи и постановщиков помех противника.

Она включает до 12 разведывательных самолетов RC-12 с различными вариантами полезной нагрузки, а также мобильный наземный центр управления, обработки данных и передачи результатов разведки на пяти автомобилях. Самолеты этой системы, принятой на вооружение в 80-х годах, совершенствовались на протяжении более 20 лет. В частях разведки сухопутных войск США есть четыре модификации самолетных комплексов системы. Базовые самолеты, используемые в ней, имеют следующие характеристики: взлетная масса 5 500 кг, максимальная скорость полета (на высоте 10 000 м) 540 км/ч, практический потолок 10 600 м, радиус действия 1 300 км, экипаж восемь человек. Они разработаны на базе транспортного самолета С-12 "Гурон".

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей РТ6А-41 мощностью по 640 кВт. Длина самолета 17 м, высота 5 м, размах крыла 16,7 м, площадь крыла 28 м2.

На самолетах RC-12К (поступили на вооружение в 1991 году) установлена аппаратура комплексов радиоразведки "Усовершенствованный Гардрейл-5", радиотехнической разведки "Усовершенствованный Квик Лук" и станция высокоточного определения местоположения радиоcтанций CHAALS (Communication High Accuracy Airborne Location System), позволяющая осуществлять с борта самолетов параллельно радио- и радиотехническую разведку (Р и РТР). Высокая точность определения местоположения объектов разведки достигается благодаря пространственно разнесенному перехвату сигналов двумя-тремя самолетами и комплексированию разностно-временного и разностно-доплеровского методов пеленгования.

Точность определения координат целей на дальности 130-150 км достигает 50-150 м. При полном развертывании системы "Гардрейл коммон сенсор" задачи разведки, как правило, решают одновременно три самолета с высоты 3 000-7 000 м на удалении 40-100 км от линии соприкосновения войск.

Самолеты RC-12N (приняты на вооружение в 1995 году) способны осуществить полный цикл ведения разведки в составе патрулирующей смены разведывательных самолетов при нахождении наземного центра за радиогоризонтом. Это достигается благодаря использованию наземной мобильной станции спутниковой связи Mini-IPF (Integrated Processing Facility), размещаемой на базе автомобилей повышенной проходимости "Хаммер". С самолетов разведывательные данные непрерывно передавались на мобильную станцию, а затем через ИСЗ спутниковой связи DSCS - в центр управления и обработки информации IPF, который мог находиться глубоко в тылу своих сил или на территории США.

В составе системы "Гардрейл коммон сенсор-2000" используются самолеты RC-12P и RC-12Q. На них установлена выполненная по программе создания новых технических систем воздушной Р и РТР на базе единой для всех видов вооруженных сил архитектуры их построения JASA (Joint Airborne Sigint Architecture) разведывательная унифицированная аппаратура последнего поколения, разработанная в рамках проекта JSAF (Joint Sigint Avionics Family). Эта система способна: вести разведку передатчиков, использующих сигналы повышенной скрытности (с псевдослучайной перестройкой частоты, шумоподобные, малой длительности и другие); с высокой точностью определять местоположение источников радиоизлучений (станция CHAALS заменена следующей модификацией - CHAALS-Х); обрабатывать одновременно большое количество сигналов. Она совместима с другими автоматизированными средствами армейского корпуса и может быть включена в единую разведывательно-информационную структуру Пентагона.

В зависимости от целей и характера выполняемых разведывательных задач существуют несколько вариантов построения боевого порядка самолетов RC-12P.

Наиболее часто используются следующие: линия из трех самолетов; линия из двух самолетов; дуга из трех самолетов; угол из трех самолетов; ступенька из трех самолетов; ступенька из двух самолетов; угол из двух самолетов. По оценке американских военных специалистов, результаты применения данной системы во время военных конфликтов последнего времени свидетельствуют о ее высокой эффективности. Самолеты выполняли задачи по круглосуточному наблюдению за изменениями в оперативно-тактической обстановке в различных регионах мира в ходе боевых операций.

Однако, несмотря на то что данная система прошла модернизацию, дальнейшее ее развитие американское военное руководство не предусматривает, и с 2008 года планируется постепенный ее вывод из боевого состава.

Авиационная система радиоэлектронной разведки ARL-M, созданная на базе разведывательных самолетов армейской авиации RC-7B, предназначена для ведения круглосуточной, радио- и радиотехнической, радиолокационной и оптоэлектронной разведки с малых высот в районах конфликтов малой интенсивности. Она обеспечивает: обнаружение дислокации войск противника; вскрытие отдельно действующих подразделений, складов с оружием и других замаскированных объектов; поиск средств радиосвязи и передатчиков радиопомех противника, оценку их местоположения.

Система включает три самолета RC-7B (модифицированный вариант пассажирского самолета "Дэш-7" канадского производства), а также мобильный наземный центр обработки и распределения разведывательной информации. RC-7B имеет следующие характеристики: экипаж шесть человек (два пилота и четыре образуют оперативную группу), взлетная масса 20 000 кг, максимальная скорость полета 500 км/ч, крейсерская 436 км/ч (на высоте 2 440 м), скорость в зоне барражирования 250 км/ч, время патрулирования 8 ч (максимальное - 10 ч), дальность полета с максимальной нагрузкой 1 300 км, максимальная высота полета 7 300 м. В состав силовой установки входят четыре турбовинтовые двигателя РТА6А-50 (тяга 1 120 л. с.). Длина самолета 24,58 м, высота 7,98 м, размах крыла 28,35 м, площадь крыла 79,90 м2. Он способен выполнять взлет и посадку на укороченную ВПП.

В состав бортового разведывательного комплекса входят: оптоэлектронные камеры съемки в видимом и ИК-диапазонах волн; РЛС с синтезированием апертуры антенны и автоматической селекцией движущихся целей, станции радиоразведки и пеленгования в КВ-УКВ диапазонах.

Предназначенный для самолета RC-7B бортовой многофункциональный комплекс ARL-M представляет собой объединение усовершенствованных комплексов ARL-I и ARL-C. Он разрабатывался в соответствии с принятой программой создания новых и модернизации имеющихся технических систем авиационной Р и РТР и обладает большими возможностями по сравнению со своими прототипами. Поиск объектов будет осуществляться путем комбинированного использования радиотехнических и оптоэлектронных средств в режимах обзорной и детальной разведки в заданной полосе.

Разведка ведется на малых высотах на безопасном удалении от линии соприкосновения войск. Видеоизображения целей, а также результаты радиолокационной и радиоразведки передаются в реальном масштабе времени в цифровой форме на наземный центр.

Министерство сухопутных войск в целях повышения эффективности ведения разведки и комплексирования технических средств с борта одного носителя в оперативно-тактическом звене проводит работы по созданию многофункциональной авиационной системы радиоэлектронной разведки ACS (Aerial Common Sensor), которая будет сочетать возможности находящихся на вооружении этого вида ВС специализированных разведывательных систем воздушного базирования "Гардрейл коммон сенсор" и ARL-M.

ACS обеспечит в реальном масштабе времени автоматическое обнаружение, опознавание и высокоточное определение местоположения современных средств радиолокации и радиосвязи в диапазоне частот 20-40000 МГц, перехват радиосигналов, а также оптоэлектронную съемку объектов противника и выдачу целеуказаний средствам огневого поражения. Она будет состоять из воздушного и наземного элементов. Воздушный элемент должен включать до семи самолетов. В состав бортового оборудования каждого войдут шесть рабочих мест с комплектами технических средств, которые позволять вести радио- и радиотехническую разведку источников радиоизлучений на дальности до 350 км, радиолокационную - до 250 км, оптоэлектронную - до 120 км.

Основой наземного элемента станет мобильный центр управления и обработки данных, который сможет осуществлять координацию действий авиационных средств, а также обмен данными с автоматизированной системой обработки и анализа разведывательной информации ASAS. Его планируется разместить на нескольких автомобилях повышенной проходимости типа "Хаммер". Для оперативного обмена информацией с воздушным элементом системы намечается задействовать спутниковую цифровую линию передачи данных.
Многофункциональность системы будет достигаться комбинированным использованием радиотехнических и оптоэлектронных средств в режимах обзорной и детальной разведки, позволяющих вскрывать как общую радиоэлектронную, так и оперативную обстановку на ТВД.

Высокая точность определения местоположения целей, в том числе мобильных (радиостанций с точностью 50-150 м и РЛС - 10-30 м), должна быть обеспечена благодаря применению двух-трех самолетов, комплексированию угломерного, разностно-дальномерного и разностно-доплеровского методов обработки принимаемых сигналов, а также использованию данных КРНС NAVSTAR.

В настоящее время фирмы "Нортроп-Грумман" и "Локхид-Мартин" ведут работы по созданию экспериментальных самолетов радиоэлектронной разведки на базе машин G-450 и ERJ-145, начало испытаний которых запланировано на IV квартал 2004 года. По результатам испытаний будет выбран базовый вариант комплекса. Поступление новой системы на вооружение сухопутных войск ожидается в 2009 году.

Всего в войска намечается поставить до 35 самолетов, которые заменят 60 машин RС-12 и RC-7B, оснащенных системами радиоэлектронной разведки "Гардрейл коммон сенсор" и ARL-М. Общая стоимость программы, по расчетам американских экспертов, составит 2 млрд долларов.

Принятие в перспективе на вооружение сухопутных войск США многофункциональной авиационной системы позволит повысить эффективность ведения радио- и радиотехнической, оптоэлектронной и радиолокационной разведки на ТВД. Эта система будет, в частности, обеспечивать определение местоположения мобильных объектов противника в реальном масштабе времени и выдачу целеуказания для их уничтожения.

В 2003 году министерство сухопутных войск приняло решение о разработке и создании в рамках программы FCS разведывательного беспилотного летательного аппарата (БЛА) на базе тактического разведывательного БЛА RQ-8A "Файрскаут".

Новый аппарат будет задействоваться для решения задач тактической разведки на бригадном уровне. Он разработан по заказу ВМС и МП США совместно фирмами "Нортроп-Грумман", "Локхид-Мартин", "Швейцер эркрафт" (г. Элъмира, штат Нью-Йорк), "L-3 коммьюникейшинс" (г. Солт-Лейк-Сити), "Сьерра-Невада корпорейшн" (г. Спаркс, штат Невада), ТАМАМ (Израиль) на базе легкого пилотируемого вертолета "Швейцер 333".

Серийное производство БЛА для ВМС и МП США начато в 2003 году. Основные тактико-технические характеристики RQ-8A: длина 7,6 м, диаметр несущего винта 9,2 м, практический потолок 6 300 м, дальность действия 240 км, продолжительность полета более 5 ч.

Предполагается, что максимальная взлетная масса нового БЛА составит 1 200 кг.

Первый его полет ожидается в конце 2006 года. Для СВ США планируется заказать 180 таких аппаратов.

Центром сбора, обработки и обобщения данных между различными системами разведки и радиоэлектронной борьбы (Р и РЭБ), а также обмена информацией с АСУ ATCCS армейского корпуса сухопутных войск США на ТВД является автоматизированная система ASAS. Мобильная АСУ Р и РЭБ предназначена для сбора, оценки, сопоставления и распределения данных, поступающих от различных разведывательных средств соединений и частей, а также для вскрытия и отслеживания динамики изменения дислокации войск противника и выдачи целеуказаний. Она обеспечивает командование в тактическом и оперативно-тактическом звеньях управления постоянно обновляемыми и уточняемыми данными о составе, характере деятельности и местонахождении сил и средств противника в зоне ответственности, расчетными прогнозными оценками наиболее вероятных вариантов предстоящих действий противника, степени влияния рельефа местности, климатических условий и других факторов на выполнение поставленных задач, а также рекомендациями по применению сил и средств разведки и РЭБ.
АСУ позволяет (независимо от времени суток и погодных условий) "видеть" противника на глубину до 100 км от линии соприкосновения войск в масштабе времени, близком к реальному, с желаемой степенью детализации и точностью определения местоположения целей, достаточной для их огневого поражения.

Система представляет собой инструмент автоматизированной оценки текущей оперативно-тактической обстановки, создающей в качестве выходного продукта электронную карту обстановки формата VPF масштаба от 1:3 000 000 до 1:25 000 с наложением географических знаков или без них, характеристикой целей, включая данные целеуказания на площади 36 000 км2.
Основным элементом АСУ ASAS является технический центр анализа Р и РТР AN/TSQ-130(V)2 TCAC/D (Technical Control and Analysis Center/Division), состоящий на вооружении дивизий СВ США с 1984 года.

Комплект АСУ ASAS, развернутый на ТВД, принимает от наземных и воздушных систем добывания результаты обработки обобщенных данных радио- и радиотехнической разведки, дешифрованные результаты видовой разведки (РЛС бокового обзора, ИК-, теле- и фотосъемки), а также тексты добытых документов войсковой разведки.

После фильтрации по функциональным признакам и корреляции данных всех разведывательных источников результаты по выявлению комплексных целей вводятся в базу коррелированных целей.

Рекомендации, назначение целей и целеуказания могут выдаваться на любом уровне обработки данных, как только они будут удовлетворять заданному критерию выбора целей по степени важности.

Рекомендации и целеуказания постановщикам радиопомех выдаются только после оценки обстановки.

Активно проводимые американскими специалистами работы по совершенствованию авиационных систем радиоэлектронной разведки направлены на достижение превосходства в области информационного противоборства на базе глобальной ситуационной осведомленности в реальном масштабе времени, а также на интеграцию и унификацию всех средств связи, управления, разведки в единый высокомобильный быстро развертываемый комплекс.

Зарубежное военное обозрение 2004 №9, С. 45-49

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (03.12.2017) | Автор: Полковник А.Максименко
Просмотров: 2782 | Теги: Guardrail/Common Sensors, радиоэлектронная разведка, ACS, А. Максименко, ARL-M | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar