Американский лёгкий штурмовик OV-10 "Бронко"Майор А. Бубнов Легкий штурмовик OV-10 "Бронко" создавался в соответствии с требованиями министерства обороны США к легкому разведывательно-ударному самолету, предназначенному для действий против партизан в операциях по подавлению национально-освободительных движений. Он разработан американской фирмой "Рокуэлл интернэшнл"; серийное производство началось в 1967 году.
Основная модификация самолета - OV-10А, широко применявшаяся в войне в Юго-Восточной Азии. Эти машины использовались для разведки, сопровождения вертолетов, передового авианаведения и непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. В 1967-1969 годах было выпущено 157 единиц для ВВС и ВМС, а также 114 для морской пехоты США. В 1971 году 15 OV-10A были переоборудованы с целью исследования возможности их использования в ночных условиях для передового авианаведения и целеуказания. На них, в частности, были установлены гиростабилизированный перископический ночной прицел, лазерные дальномер и станция подсветки целей, приемник и преобразователь координат навигационной системы "Лоран". В 1974 году после проведения испытаний это оборудование было снято. Специально для ВВС ФРГ построено шесть самолетов OV-10B, которые использовались в качестве буксировщиков мишеней. OV-10B(Z) - это модификация, на которой, в отличие от OV-10В, в гондоле на верхней части фюзеляжа установлен дополнительный турбореактивный двигатель J85-GE-4 тягой 1 340 кг для увеличения скорости полета при буксировке мишеней. В 1970 году в ФРГ было поставлено 18 таких самолетов. Для ВВС Таиланда к сентябрю 1973 года было построено 32 машины OV-10C. Вооруженные силы Венесуэлы в период с 1973 года получили 16 самолетов OV-10E. Для ВВС Индонезии было произведено 16 машин под обозначением OV-10F. С весны 1978 года для ведения разведки и действий по наземным целям в ночных условиях 17 самолетов OV-10A переоборудованы в вариант OV-10D (установлено специальное оборудование). Самолет представляет собой свободно-несущий моноплан двухбалочной схемы с высокорасположенным крылом и двух-килевым хвостовым оперением. Крыло прямое двухлонжеронное, имеет на задней кромке двухщелевые закрылки и элероны. Оно изготовлено из алюминиевых сплавов. Перед внешними секциями закрылков установлены интерцепторы, которые применяются для управления по крену на малых скоростях полета. Под крылом размещены воздушные тормоза. Запас топлива (954 л) размещается в пяти мягких защищенных топливных баках (ТПБ), установленных в центроплане и консолях крыла. Все баки обеспечивают затягивание пробоин от пуль калибра до 12,7 мм. Живучесть ТПБ повышена за счет заполнения их противопожарной полиуретановой пеной. Кроме того, пространство между стенками баков и обшивкой крыла может заполняться противопожарным пенообразующим веществом. Предусмотрена возможность подвески на подфюзеляжном пилоне сбрасываемого ТПБ емкостью 568 л.
Фюзеляж типа полумонокок выполнен из алюминиевых сплавов, а носовой обте- Фонарь кабины обеспечивает экипажу хороший обзор вперед, вниз и в обе стороны. В хвостовой части фюзеляжа расположена грузовая кабина (объем 2,12 м3). Кресло наблюдателя является съемным, и после его демонтажа в грузовой кабине можно разместить: до 1 452 кг груза или шесть десантников в полном снаряжении; двух раненых на носилках и двух человек медицинского персонала. Шасси самолета трехстоечной схемы, с носовой опорой позволяет приземляться с вертикальной скоростью до 6,1 м/с и преодолевать препятствия высотой до 10см. Передняя стойка убирается в фюзеляж против направления полета, а основные опоры - в мотогондолы по направлению полета. Давление в пневматиках колес главных стоек 4,6 кг/см2, передней - 5,6 кг/см2. Это обеспечивает возможность эксплуатации самолета с грунтовых взлетно-посадочных полос. Силовая установка самолета ОV-10A состоит из двух турбовинтовых двигателей T76-G-416/417 мощностью по 715 л. с, имеющих трехлопастные реверсивные винты с изменяемым шагом (модификация OV-10D оснащена турбовинтовыми двигателями T76-G-420/421 мощностью на валу по 775,5 кВт). Встроенное вооружение состоит из четырех пулеметов М60С (боекомплект по 500 патронов), установленных в коротких балках по бортам нижней части фюзеляжа. На модификации OV-10D, кроме этого, под хвостовой частью фюзеляжа на подвижной турели располагается трехствольная 20-мм пушка М97. Подвесное вооружение размещается на четырех узлах под балками (каждый рассчитан на нагрузку 270 кг) и на одном подфюзеляжном (540 кг). Суммарная боевая нагрузка может составлять 1 620 кг. Самолет способен нести следующее вооружение: фугасные бомбы Мк 81 (калибр 250 фунтов), Мк 82 (500), Мк 83 и Мк 117 (1 000), зажигательные бомбы Мк 77 (500) и Мк 122 (250), пусковые установки для 70-мм НАР, авиационные мины MLU-10/B, подвесные установки с шестиствольным 7,62-мм пулеметом "Миниган", пулеметом калибра 12,7 мм, 20-мм пушкой и 40-мм гранатометом, а также бомбовые кассеты и другое оружие. На пилонах под каждой консолью крыла самолета OV-10A подвешивались две УР "Сайдвиндер" AIM-9D класса "воздух - воздух".
На таких же пилонах самолетов OV-10D размещались бомбы, пусковые установки для
неуправляемых авиационных ракет и другое оружие для действий по наземным целям. Для ведения разведки и обеспечения действий по наземным целям в ночных условиях на самолете OV-10D в шаровом обтекателе под носовой частью фюзеляжа установлены ИК-стан-ция переднего обзора и лазерный целеуказатель. Характеристики модификаций OV-10B, С, Е и F в основном такие же, что и у OV-10A. Самолет OV-10B(Z) за счет установки дополнительного турбореактивного двигателя имеет большую максимальную скорость (630 км/ч на высоте 3 000 м) и лучшие взлетные характеристики (длина разбега 170 м при взлетной массе 5 440 кг), но меньшую дальность полета. В 2004-2005 годах в рамках программы Marsh Aviation Performance Upgrade были модернизированы 12 машин для ВВС Колумбии и 16 для ВВС Филиппин. В июле 2009 года боевое авиационное командование ВВС США инициировало программу LAAR (Light Attack and Armed Reconnaissance), позднее переименованную в OV-10(X). К 2012 году планировалось прибрести 100 машин. В качестве кандидатов рассматривались самолеты АТ-6В* компании "Бичкрафт", А-29 "Супер Тукано" фирмы "Эмбрайер" и АТ-802.
Корпорация "Боинг" предложила построить на базе OV-10D машину, оснащенную
современными авиационными средствами поражения, БРЭО и силовой установкой с
пятилопастным винтом (с целью снижения шума в кабине).
Зарубежное военное обозрение №12, 2012, с. 65-67 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8031 | | |
Всего комментариев: 0 | |