Американский самолёт США "Старлифтер"Полковник-инженер запаса М. Николаев В агрессивных планах американского империализма большая роль отводится стратегической военно-транспортной авиации, объединенной в единое военно-транспортное авиационное командование (ВТАК). Руководство Пентагона считает ее одним из основных средств повышения мобильности вооруженных сил США. На нее возлагается задача быстрой переброски войск, военной техники и других средств материально-технического обеспечения боевых действий на заморских ТВД. На вооружении ВТАК ВВС США состоят такие военно-транспортные самолеты, как С-5А "Гэлекси", С-130 "Геркулес" и рассматриваемый ниже самолет С-141А "Старлифтер". Самолет С-141А разработан крупнейшей американской фирмой "Локхид". Как сообщает зарубежная печать, при создании этого самолета впервые в практике американского самолетостроения было уделено большое внимание его надежности.
Перед началом серийного производства для проведения летных испытаний было изготовлено пять опытных образцов самолета. Первый испытательный полет состоялся в декабре 1963 года, а с апреля 1965 года самолеты C-141 начали поступать на вооружение частей ВТАК ВВС США. С-141А относится к классу тяжелых военно-транспортных самолетов и предназначен в основном для межконтинентальных перевозок войск и военных грузов. По конструкции он представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Фюзеляж самолета цельнометаллический, типа полумонокок. В нем размещаются кабина экипажа и грузовая кабина Общий полезный объем грузовой кабины около 150 м3. В задней части фюзеляжа имеется грузовой люк с опускающейся рампой. Крыло - стреловидное (стреловидность крыла по 1/4 хорды 25°), цельнометаллическое, двухлонжеронной конструкции. Его механизация состоит из элеронов, двухсекционных закрылков и установленных на нижней и верхней поверхностях крыла интерцепторов. Привод всех рабочих поверхностей гидравлический. Передние кромки крыла и воздухозаборников двигателей имеют воздушную антиобледенительную систему. Горячий воздух для нее забирается от двигателей самолета. Шасси трехстоечное, убирающееся. Передняя стойка - двухколесная, основные имеют по четыре колеса. Размеры колес передней стойки 914x279 мм, основных стоек 1118x406 мм. Давление в ппевмати-ках 14 и 10,5-18.7 кг/см2 соответственно, что, по мнению иностранных специалистов, требует для эксплуатации самолета наличия взлетно-посадочных полос с твердым покрытием. Силовая установка самолета состоит из четырех двухконтурных реактивных двигателей TF33-P-7 максимальной статической тягой по 9525 кг, установленных на пилонах под крылом. Топливо находится в десяти интегральных баках (помещаются в крыле между лонжеронами) общей емкостью около 90000 л. Самолет оснащен: системами наддува (дифференциальное давление 0,58 км/см2) и кондиционирования воздуха, который забирается от компрессора двигателя; тремя независимыми гидравлическими системами с максимальным рабочим давлением 210 кг/см2; четырьмя генераторами переменного тока мощностью 40 кВт, вспомогательным генератором (40-50 кВт) и аварийным (2,5 кВт). В состав радиоэлектронного оборудования самолета входят: обзорная РЛС, навигационная доплеровская РЛС, навигационный вычислитель, радиовысотомер, бортовое оборудование радионавигационных систем "Такан" и "Лоран" (два комплекта каждой), курсовой, глиссадный и маркерный приемники, KB и УКВ радиостанции, автоматическая система управления полетом и другое оборудование. По мнению американских специалистов, это оборудование позволяет эксплуатировать самолет днем и ночью в любых метеорологических условиях. Самолет С-141А может быть использован в различных вариантах, а именно: в грузовом, пассажирском, десантном (для посадочного и парашютного десантирования) и санитарном. Грузовой вариант самолета является основным и предназначен для перевозки до 12 т груза. Для ускорения процесса загрузки (выгрузки) была создана автоматизированная система 463L, включающая непосредственно разношенные в грузовой кабине самолета погрузочные устройства и наземное оборудование. Иностранные специалисты считают наиболее эффективной загрузку самолета с использованием специальных грузовых платформ. Обычно для погрузки применяются погрузочные рампы, грузовые автомобили и прицепы с платформами, а также система рельсово-роликовых настилов. Пассажирский вариант самолета рассчитан на перевозку 120 человек. Для этого в грузовой кабине устанавливаются блоки из трех кресел. В кабине обеспечивается нормальная температура, а давление до высоты 12000 м соответствует давлению воздуха на высоте 2400 м. Кроме того, на каждом пассажирском кресле имеется кислородная маска. В передней части грузовой кабины размещается специальная платформа с бортовой кухней, хранилищем для продуктов и питьевой воды к двумя туалетами. При посадочном десантировании войск самолет может перевезти 154 солдата (для этого по бортам его грузовой кабины устанавливаются 72 кресла, а по центру-82), а при парашютном десантировании-до 123 десантников или около 32 т грузов. Обычно парашютисты покидают самолет через боковые двери, которые с помощью специальных электроприводов открываются наружу (вперед по полету) и служат отражателями воздушного потока, облегчая тем самым выход парашютистов из самолета. Двери могут открываться при скоростях полета, не превышающих 360 км/ч. Грузы, предназначенные для десантирования, укладываются на платформы, которые через задний грузовой люк вытягиваются из кабины вытяжными парашютами. Самолет C-141A может перевозить до 80 носилочных раненых и восьми человек сопровождающего медицинского персонала. В этом случае в грузовой кабине устанавливаются подвесные кровати (носилки) и специальная платформа с оборудованием для обеспечения питания раненых. Как сообщает зарубежная военная печать, самолеты С-141А широко использовались для эвакуации раненых и больных из Юго-Восточной Азии, в частности, только с августа 1965 по сентябрь 1966 года этими самолетами было перевезено около 15 000 раненых и больных американских солдат и офицеров. По данным иностранной печати, переоборудование военно-транспортных самолетов С-141А из одного варианта в другой занимает незначительное время. Это достигается благодаря использованию специально созданных комплектов различного типового оборудования и установленных в грузовой кабине узлов его крепления. Как сообщает зарубежная печать, более 30 самолетов С-141A было переоборудовано для перевозки межконтинентальных баллистических ракет "Минитмэн". При этом МБР "Минитмэн" перевозятся в специальных контейнерах (вес ракеты с контейнером около 39 т), а время погрузки ракеты в самолет не превышает 2 ч. Во время эксплуатации самолетов С-141А большое внимание уделяется увеличению их надежности. С этой целью на все имевшие место неисправности, отказы, поломки и отклонения от норм составлялись технические донесения, которые направлялись в специально созданный фирмой "Локхид" центр сбора, обработки и анализа данных. Результаты анализа использовались при проведении доработок самолетов. Самолеты С-141А наряду с самолетами С-5 составляют в настоящее время основу парка тяжелых военно-транспортных машин ВТАК США. Придавая большое значение наращиванию возможностей военно-транспортной авиации, Пентагон постоянно предпринимает меры по увеличению численности парка тяжелых реактивных транспортных самолетов при одновременном улучшении их боевых возможностей. По данным иностранной печати, командование ВВС приняло программу модернизации 275 самолетов С-141А. Основные цели этой программы: обеспечение перевозок более крупногабаритных грузов, повышение грузоподъемности и увеличение дальности полета самолетов. Объем грузовой кабины и грузоподъемность самолета решено увеличить за счет удлинения фюзеляжа на 7,16 м. Для увеличения дальности полета самолет намечено оснастить системой дозаправки топливом в полете. Кроме того, предусматривается замена обтекателей в местах соединения крыла с фюзеляжем, что должно при полете на крейсерской скорости снизить аэродинамическое сопротивление на 8%. На модернизацию самолетов С-141А ВВС было выделено в 1973/74 финансовом году 40 млн. долларов, в 1974/75 - 25 млн. долларов. На последующие два финансовых года запрашивалось 17 и 124 млн. долларов соответственно. Общая стоимость программы модернизации оценивается в 660 млн. долларов. Наряду с другими самолетами ВТАК ВВС США тяжелые военно-транспортные самолеты С-141А широко использовались для перевозки войск и грузов при ведении американским империализмом агрессивной войны против вьетнамского и других народов Юго-Восточной Азии. Иногда налет некоторых из этих самолетов достигал 397 ч в месяц, то есть в среднем 13,2 ч в сутки. Весьма интенсивно с помощью самолетов С-141А перебрасывались боевая техника и оружие на Ближний Восток для оказания помощи израильским захватчикам. В настоящее время, как и ранее, самолеты ВТАК принимают активное участие в проводимых Пентагоном учениях по переброске личного состава и боевой техники для усиления американских войск, размещенных на европейских ТВД. Характер задач, выполняемых самолетами ВТАК, в том числе и С-141А, и мероприятия военного руководства США по усилению военно-транспортной авиации еще раз убедительно свидетельствуют об агрессивной сущности американского империализма. Зарубежное военное обозрение, 1976, №11, с.59-62 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8065 | | |
Всего комментариев: 0 | |