Арктическая стратегия-2019 (2020)(Доклад министерства обороны США национальному конгрессу) Полковник Б. Александров Пентагон в июне 2019 года представил подготовленную по резолюции американского конгресса новую редакцию ведомственного документа «Арктическая стратегия», где уточняется роль и место военного ведомства в комплексных усилиях Соединенных Штатов по защите национальных интересов в условиях роста активности в Заполярье иностранных государств, прежде всего главных геополитических соперников Вашингтона - России и Китая. Новый документ учитывает основные положения «Стратегии национальной безопасности-2017» и «Стратегии национальной обороны-2018». Обновленная стратегия содержит: четвертую по счету оценку обстановки в Арктике; анализ угроз и вызовов национальной безопасности США; перечень ключевых целей военной политики страны в регионе; стратегический подход, посредством реализации которого будут решаться намеченные приоритетные задачи. Главной целью Пентагона заявлено сохранение безопасности и стабильности в Арктике, обеспечение интересов национальной и внутренней безопасности Соединенных Штатов во взаимодействии с зарубежными партнерами при решении возникающих проблем. Новая стратегия основывается на целях и приоритетах, определенных «Стратегией национальной обороны». В частности, американские вооруженные силы должны быть готовы к сдерживанию и при необходимости к отражению масштабной агрессии со стороны одной из мировых держав. Военному ведомству страны предписано сконцентрировать внимание на решении таких задач, как достижение безусловного военного превосходства над Китаем и Россией, а также поддержание выгодного для США «баланса сил» в Индо-Тихоокеанском (ИТР) и Европейском регионах. Стратегический подход министерства обороны США предусматривает необходимость сосредоточения усилий в Арктике на следующих приоритетных направлениях: совершенствование системы контроля за обстановкой; наращивание интенсивности мероприятий оперативной и боевой подготовки (ОБП) войск (сил); поддержание порядка, основанного на нормах международного права. Оценка военно-политической обстановки в Арктическом регионе. По оценке авторов документа, поскольку Соединенные Штаты являются одним из приарктических государств, то развитие ситуации в полярных широтах непосредственно затрагивает американские национальные интересы. Географически Арктика охватывает подступы к территории США с севера и может использоваться как для нападения противника на континентальную часть страны, так и для проецирования силы Соединенными Штатами. Доступ с американского Восточного и Западного побережий к Северному Ледовитому океану обеспечивают два стратегических коридора: из Тихого океана - через Берингов пролив, из Атлантики - через Фареро-Исландский рубеж. По оценке американских экспертов, ситуация в Арктике остается сложной. Наряду с активным межгосударственным взаимодействием по многим направлениям отмечается ряд негативных тенденций и спорных вопросов. Несмотря на низкую вероятность возникновения военного конфликта, в регионе проявляются неблагоприятные факторы, способные повлиять на национальные интересы США, привести к возникновению угроз стабильности и безопасности в Заполярье. Изменение климата. Климатические условия в Арктике продолжают изменяться. В частности, из-за повышения температуры сокращается общая площадь материкового и морского льда, уменьшается толщина ледового и снежного покрова, происходит таяние ледников. В регионе открываются новые морские проходы, облегчается доступ к запасам природных ресурсов. Если динамика потепления сохранится на текущем уровне, в результате масштабного таяния льда после 2040 года могут появиться периоды осуществления свободной летней навигации. Многостороннее взаимодействие для решения общих проблем на основе совпадающих интересов. Приарктические государства исторически стремятся не допустить возникновения в Заполярье крупных геополитических конфликтов, продолжают демонстрировать свою приверженность многостороннему сотрудничеству, проявляют уважение к суверенным интересам друг друга, даже если в отдельных случаях между ними имеются расхождения и противоречия. Международные соглашения в области научных исследований, морского судоходства и защиты окружающей среды определяют конкретные меры по реагированию на проблемы, связанные с экономическими и иными аспектами деятельности человека в сложных арктических условиях. В данном контексте существует общая заинтересованность в поддержании мира и стабильности в регионе, что позволяет прибрежным странам активнее использовать потенциальные выгоды от доступа к природным ресурсам Заполярья. Статус морских коммуникаций в Арктике. Россия и Канада устанавливают собственные правила судоходства для иностранных судов в акваториях, которые, как считают данные государства, находятся под их национальной юрисдикцией. По мнению американских экспертов, это не соответствует нормам международного права. Например, Российская Федерация требует наличия соответствующего разрешения на проход по Северному морскому пути (СМП), нахождения на борту иностранных судов своих лоцманов и организации сопровождения российскими ледоколами. РФ угрожает применением силы против судов, которые отказываются выполнять эти правила. Канада рассматривает акваторию Северо-Западного прохода в качестве «исторически сложившихся» внутренних вод. Повышение военной активности. В стратегии утверждается, что Российская Федерация, являясь крупнейшим по территории, населению и уровню военного присутствия приарткическим государством, считает себя великой полярной державой. Коммерческие инвестиции страны в регион сопровождаются хорошо финансируемой военной деятельностью, что повышает ее возможности, касающиеся территориальной обороны и контроля СМП. В декабре 2014 года в Вооруженных Силах РФ было сформировано Объединенное стратегическое командование «Северный флот». С того момента Россия постепенно наращивает свое военное присутствие в Арктике за счет дислокации там своих воинских формирований, восстановления аэродромов и другой инфраструктуры, размещения военных баз вдоль побережья. Там создается интегрированная сеть объектов, включающая системы ПВО и береговой артиллерии, станции раннего обнаружения, центры поисково-спасательных служб и технические средства контроля обстановки. Попытки усилить влияние е Арктике посредством экономических рычагов. Китай, не имея территориальных претензий в регионе, стремится расширить свое влияние в полярных широтах, развивая экономическую деятельность в рамках инициативы «Один пояс - один путь». При этом Пекин пытается решить более широкий спектр задач, и прежде всего получить доступ к арктическим природным ресурсам и морским маршрутам. В настоящее время КНР расширяет свои возможности в регионе за счет укрепления торговых связей, инвестирования в стратегические секторы экономики приарктических государств, активизации научной деятельности. В Исландии и Норвегии функционируют китайские исследовательские станции. КНР поддерживает российские проекты в области развития энергетики, например «Ямал СПГ». Кроме того, Пекин продолжает изыскивать возможности для строительства в Заполярье инфраструктуры двойного назначения. Интересы национальной безопасности США в этом регионе американские эксперты подразделяют на три группы. Арктика как часть национальной территории. США - приарктическое государство, интересы которого требуют обеспечения его суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности. Это достигается путем эффективного использования систем раннего предупреждения и оповещения о ракетно-ядерном ударе и противоракетной обороны, надежной защиты объектов критической инфраструктуры, а также постоянного контроля за обстановкой в Заполярье. Арктика как потенциальная зона стратегического противоборства. В Заполярье существует вероятность расширения агрессивной конкуренции между мировыми державами. Это обусловлено тем обстоятельством, что Арктика географически связывает два ключевых региона (Индо-Тихоокеанский и Европейский), в которых в настоящее время усиливается противостояние между ведущими международными «игроками». Интересам США отвечает поддержание готовности к глобальному проецированию силы, в том числе посредством обеспечения свободы навигации и полетов авиации, а также путем ограничения возможностей Китая и России использовать регион для достижения своих стратегических целей. Риски для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов. Тенденции в сфере обеспечения региональной безопасности создают определенные риски для реализации всех трех групп американских интересов. Арктика как часть национальной территории США. Данный регион может использоваться для нападения на континентальную часть этой страны. Так, Китай и Россия, являющиеся, как полагают авторы стратегии, источниками угроз для американских интересов в различных районах мира, в настоящее время наращивают свои возможности в Заполярье, что представляет опасность для Соединенных Штатов. Арктика как общий регион. По мнению разработчиков документа, Россия и Китай различными способами стремятся нарушить сложившийся в Заполярье порядок, основанный на нормах международного права. Например, РФ единолично регулирует правила судоходства на СМП, угрожает применением силы в случае невыполнения иностранными судами российских требований. Арктика как потенциальная зона стратегического противоборства. Обстановка в Заполярье может прямо или косвенно влиять на способность Пентагона осуществлять стратегические переброски американских войск (сил), а также оказывать негативное воздействие на реализацию геополитических интересов США в контексте противоборства с Китаем и Россией в Индо-Тихоокеанском и Европейском регионах. Кроме того, имеющиеся в других районах мира противоречия, споры и конфликты могут постепенно распространиться и на полярные широты. Цели военной политики США в Арктическом регионе. Исходя из положений «Стратегии национальной обороны» (2018) сформулированы следующие основные цели военной политики страны в Арктике. Защита национальной территории определена в «Стратегии национальной обороны» в качестве главного приоритета Пентагона. Военное ведомство должно быть готово обеспечить суверенитет Соединенных Штатов в Заполярье, откуда возможно нападение на континентальную часть страны с севера. Участие в глобальном противоборстве для поддержания выгодного Белому дому «баланса сил» в ключевых регионах мира. Арктика является «стратегическим коридором» между Индо-Тихоокеанским, Европейским регионами и континентальной частью США. В этой связи Пентагон призван защитить интересы национальной безопасности, рассматривая соответствующие действия в полярных широтах как часть усилий по поддержанию благоприятного для Соединенных Штатов баланса сил в ИТР и в Европе. Обеспечение гарантированного доступа к Арктике. Регион включает в себя территории восьми приарктических государств и акваторию Северного Ледовитого океана. Пентагон во взаимодействии с другими федеральными министерствами и ведомствами, союзниками и партнерами США по Арктическому совету должен обеспечить сохранение беспрепятственного доступа страны к региону для реализации законных американских интересов в гражданской и военной сферах. Стратегический подход министерства обороны США к деятельности в Арктическом регионе заключается в защите интересов национальной безопасности и адекватном реагировании на возникающие угрозы с помощью методов и способов, не противоречащих нормам международного права и не провоцирующих обострение стратегического противоборства. Участие Пентагона в конкурентной борьбе в Заполярье не должно создавать помех эффективному решению иных приоритетных задач, определяемых «Стратегией национальной обороны США». Расширение взаимодействия с союзниками и партнерами. Укрепление военного сотрудничества будет способствовать установлению, продвижению и поддержанию конструктивных взаимоотношений с государствами-единомышленниками, разделяющими американские подходы к коллективному противодействию региональным угрозам и вызовам. Координация усилий с приарктическими и другими странами должен повысить эффективность мероприятий стратегического сдерживания. Стратегическое сдерживание в Арктическом регионе вероятных противников США требует от Пентагона наличия способности своевременно выявлять угрозы безопасности, быстро и эффективно реагировать, а также снижать вероятность их возникновения в будущем. Соединенные Штаты должны быть готовы к предотвращению агрессии в Заполярье, действуя как самостоятельно, так и (когда это возможно) совместно с союзниками и партнерами. Сотрудничество с федеральными министерствами и ведомствами США. Пентагон намерен принимать активное участие в решении многочисленных задач в Арктике во взаимодействии с другими федеральными органами. При необходимости он будет оказывать поддержку при реагировании на чрезвычайные ситуации, такие как масштабные стихийные бедствия или техногенные катастрофы. Продолжится практика контактов с уполномоченными представителями коренных народов Севера в штате Аляска для соблюдения их прав и учета позиции в отношении различных аспектов деятельности американских вооруженных сил в Заполярье. Направления и формы военной деятельности, необходимые для реализации стратегии. Для достижения целей военной политики страны в Арктическом регионе основные усилия министерства обороны будут сосредоточены на следующих направлениях деятельности. Совершенствование системы контроля за обстановкой в Арктике. Обеспечение возможности Пентагона своевременно выявлять угрозы безопасности США в регионе рассматривается в качестве главного условия эффективного сдерживания вероятных противников или реагирования на их деструктивную деятельность. Особую роль играет военное сотрудничество между Вашингтоном и Оттавой, обеспечивающее координацию совместных усилий в Заполярье. Объединенное американо-канадское командование воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД) решает задачи контроля обстановки и предупреждения о воздушном нападении, а также наблюдения за ситуацией в заданных океанских, морских районах и прибрежных водах. В частности, силы и средства НОРАД позволяют обнаруживать и сопровождать стратегические бомбардировщики ВКС России, а также осуществлять перехват крылатых ракет. В связи с этим важное значение приобретает совершенствование противовоздушной и противоракетной обороны за счет использования многосферных систем обнаружения, которые включают как наземные РЛС, так и средства космического базирования. Совершенствование систем боевого управления и разведки. Устойчивое функционирование связи, разведки и наблюдения является крайне важным для проведения операций в Арктике. Развертывание в Заполярье современных сетей связи и передачи информации подразумевает создание устойчивой и динамической архитектуры с наземными, воздушными и космическими элементами, которые должны быть интегрированы в единую систему с возможностью сопряжения с системами связи американских союзников и партнеров. Увеличение числа наблюдений «на местах» и совершенствование процесса моделирования изменений экологической системы. Понимание и прогнозирование климатических изменений крайне необходимо при постановке задач войскам (силам) и в целом для обеспечения безопасности личного состава, объектов и техники. Министерство обороны США намерено выделять средства на развитие возможностей по прогнозированию погодных явлений и изменений климата в Арктике. Поддержка береговой охраны (БОХР) США. Береговая охрана является главной структурой, отвечающей за обеспечение национальных интересов в Арктике. Пентагон намерен содействовать реализации программы по строительству ледокольных судов. Взаимодействие между кораблями/судами ВМС и БОХР США необходимо для поддержания американского присутствия в регионе. Наращивание интенсивности мероприятий оперативной и боевой подготовки (ОБП) войск (сил) в регионе. Способность министерства обороны США осуществлять стратегическое сдерживание вероятных противников в Арктике зависит от возможностей вооруженных сил быстро и эффективно реагировать на кризисные ситуации в Заполярье. Пентагон намерен добиваться этого путем проведения мероприятий ОБП войск в Заполярье, а также за счет соответствующей оптимизации структуры воинских формирований. Проведение учений и развертывание войск (сил) в Арктике на регулярной основе. Министерство обороны будет повышать возможности ВС США эффективно выполнять задачи в регионе посредством регулярного проведения там учений и развертывания войск (сил) как самостоятельно, так и совместно с союзниками и партнерами. Учебные мероприятия будут проходить по планам ОБП ОВС НАТО в двустороннем и многонациональном форматах. Пентагон продолжит активно участвовать в крупных учениях типа «Трайдент джанкче», «Арктик челлендж» и «Колд риспонс». Мероприятия ОБП, такие как «Арктик эдж» и «Болд квест», направлены на совершенствование возможностей вооруженных сил решать задачи в арктических условиях, а также позволяют повысить уровень взаимодействия между видовыми компонентами ВС США. Инфраструктура объединенного Тихоокеанского учебно-тренировочного комплекса на Аляске обеспечивает отработку воинскими формированиями различных способов ведения боевых действий в арктических условиях. Проведение учений в условиях экстремально низких температур. Выполнение задач в сложных условиях (ниже -50 °С) требует применения специальных форм и способов ведения боевых действий, которые будут отрабатываться на имеющихся объектах министерства обороны США. Так, учебный центр подготовки войск к боевым действиям в северных широтах (Форт-Уэйнрайт, штат Аляска) сухопутных войск занимается подготовкой подразделений в условиях низких температур и горной местности, а школа выживания в арктических условиях (АвБ Эйлсон, Аляска) - это старейший учебный объект подобного профиля в ВВС США. Кроме того, американское военное ведомство будет проводить работу по обеспечению развернутых в регионе подразделений техникой повышенной проходимости, способной функционировать в течение длительного времени в режиме низких температур и различного рельефа местности, в том числе при движении по ледовому покрову. Развертывание войск (сил) в Арктике. Заполярье является важным с точки зрения проецирования американской военной силы. Развертывание там на регулярной основе сил и средств ВС США, а также их союзников и партнеров повышает возможности своевременно и эффективно реагировать на возникновение кризисных ситуаций. Министерство обороны будет оценивать потребности, затраты, риски и потенциальную выгоду от направления инвестиций в развитие инфраструктуры на Аляске и в Европе в целях создания возможностей для своевременного развертывания войск (сил) в Арктике. Обеспечение надежности функционирования объектов инфраструктуры. Переброска воинских формирований с континентальной части Соединенных Штатов в регион и обеспечение их деятельности невозможны без наличия соответствующих объектов инфраструктуры. Пентагон будет заниматься вопросом их функционирования совместно с другими федеральными органами, а также частными структурами. В связи с этим продолжатся научные исследования негативного влияния окружающей среды, в частности вечной мерзлоты, на жизнедеятельность объектов. Взаимодействие с другими федеральными органами по вопросам реагирования на чрезвычайные ситуации. С наращиванием экономической деятельности в Арктике возрастает необходимость реагирования на стихийные бедствия и техногенные катастрофы с большим числом пострадавших. Министерство обороны отвечает за координацию операций по поиску и спасению с привлечением авиационных средств, сил БОХР США. Поддержание в Заполярье порядка, основанного на нормах международного права. Пентагон продолжит совместно с союзниками и партнерами работу по вопросам укрепления порядка в Арктике на основе норм международного права, что должно способствовать сдерживанию стратегических соперников Соединенных Штатов от агрессивных действий и попыток в одностороннем порядке изменить существующие правила, регулирующие доступ к региону и его ресурсам. Взаимодействие с союзниками и партнерами для сдерживания агрессии необходимо для повышения коллективных возможностей по предотвращению агрессивных действий вероятных противников и эффективному реагированию на чрезвычайные ситуации. Решение данных задач предполагает обмен информацией об обстановке в Арктике, а также согласование единых подходов к коалиционным действиям в регионе. Пентагон будет развивать такое сотрудничество путем организации зарубежных визитов представителей высшего командного состава ВС США, двусторонних встреч, форумов по вопросам обороны, а также реализации межгосударственных планов действий. Участие Соединенных Штатов в мероприятиях по линии формата оборонного сотрудничества «Нордефко» и в исландской инициативе «Круглый стол по обеспечению безопасности в Арктике» будет способствовать выработке общего подхода к решению проблем Заполярья. Союзники и партнеры США в регионе обладают большим опытом действий в арктических условиях, представляющим интерес для американских ВС. Военное ведомство также будет стремиться к расширению контактов в рамках проведения многонациональных мероприятий ОБП как на национальной территории, так и в других районах Заполярья. Сотрудничество в рамках НАТО способствует обеспечению безопасности в регионе и сдерживанию стратегических соперников от использования силы для достижения своих целей в других районах мира. Принципы коллективной обороны, закрепленные в ст. 5 Вашингтонского договора, применимы к арктическим государствам - членам альянса, что также способствует сдерживанию потенциальной агрессии. Создание объединенного командования ОВС НАТО «Норфолк» в качестве органа управления оперативно-стратегического уровня направлено на обеспечение защиты морских коммуникаций стран-участниц в Северной Атлантике. Данные инициативы позволяют наращивать возможности США и их союзников в области коллективной обороны и своевременного реагирования на угрозы с моря - от Арктики до Фареро-Исландского рубежа. Обеспечение свободы судоходства и полетов авиации в соответствии с нормами международного права необходимо для гарантированного доступа к региону и осуществления стратегических перебросок американских войск (сил). Белый дом будет пресекать агрессивные действия отдельных государств в целях поддержания стабильности и безопасности в Арктике. В целом анализ содержания обновленной американской стратегии свидетельствует о том, что Соединенные Штаты в обстановке растущей конкуренции в Арктике намерены последовательно добиваться лидирующей роли в региональных процессах, используя свои военные, экономические, научно-технологические возможности, а также наращивая взаимодействие с союзниками по НАТО. Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 5171 | | |
Всего комментариев: 0 | |