search
menu
person

NEWS AND UDATES


Авиация и силы специальных операций США (2013)

Авиация и силы специальных операций США

Е. Козлов

Необходимость в силах специального назначения ВВС США особо проявилась в ходе военных конфликтов и локальных войн второй половины XX и начала XXI веков. Вот почему в мае 1990 года все формирования специальных операций (СО) американских ВВС, входившие в состав 23-й воздушной армии военно-транспортного авиационного командования, в интересах их качественной подготовки, оснащения и эффективного применения были сведены воедино и получили новый статус. Так возникло Командование специальных операций военно-воздушных сил США.

Задачи, решаемые авиационными "коммандос", самые разнообразные. Наиболее активно их привлекают для обеспечения непосредственных боевых действий подразделений сил специальных операций из состава сухопутных войск и военно-морских сил. Основными функциями спецназа ВВС при выполнении данной задачи могут быть: разведка, определение и подготовка площадок (районов) для высадки (выброски) десанта и грузов, авиационная поддержка (транспортная и огневая) ССО, эвакуация подразделений после выполнения задач и другие. Красно-каштановые "коммандос" также занимаются ведением специальной разведки (получением сведений о вооруженных силах и военно-техническом потенциале противника, районах местности, отдельных объектах, результатах нанесения ударов по противнику и т.п.). Кроме того, они оказывают помощь иностранным государствам в обеспечении их внутренней безопасности, поиске и спасении экипажей сбитых и терпящих бедствие самолетов и вертолетов.

Отдельной задачей спецназа ВВС является борьба с терроризмом. Она решается совместно с силами специальных операций из состава сухопутных войск и военно-морских сил. Его основные функции при проведении антитеррористических операций заключаются в поиске незаконных вооруженных формирований, доставке в районы их обнаружения необходимых сил, огневой поддержке с воздуха, уничтожении групп и баз террористов.

При проведении психологических операций с СО ВВС применяются совместно с подразделениями групп психологических операций сухопутных войск США. Кроме того, спецназ ВВС США выполняет и такие специальные задачи: уничтожение (подавление) важных объектов системы государственного и военного управления; наведение авиации на поражаемые объекты (установка радиомаяков, лазерная подсветка целей и т.д.); управление воздушным движением в районе боевых действий. Ключ к успешному решению этих задач - наличие эффективных систем оружия и высокопрофессиональная подготовка личного состава.

В истории специальных операций ВВС США после Второй мировой войны особое место занимает Вьетнам. В 1961 году, после почти десятилетнего перерыва, командование США принялось возрождать силы спецназа, в том числе авиационного, для ведения специальных операций: команды боевого управления ("красные береты") и команды поиска и спасения ("каштановые береты"). Используя самолеты, часть из которых была найдена едва ли не на свалках, спецназ ВВС сумел организовать непосредственную авиационную поддержку южновьетнамских и лаосских сухопутных войск и обеспечил им воздушную мобильность.

Тогда же американские специалисты разработали концепцию транспортного самолета, который лучше всего подходил для решения задач в интересах подразделений спецназа. Их первым успехом была вооруженная модификация самолета С-47 "Скайтрейн", получившая обозначение АС-47. Из 16 таких машин была сформирована отдельная диверсионная авиаэскадрилья смешанного авиакрыла 7-й воздушной армии, которая действовала во Вьетнаме. Далее после недолгих экспериментов с самолетом АС-119 была разработана модификация АС-130, которая известна нам и поныне.

В 1970 году была подготовлена и успешно проведена специальная операция с целью освобождения американских военнопленных из лагеря "Шонтай" близ Ханоя. Группы специального назначения из состава сухопутных войск и ВВС, действуя на самолетах МС-130 "Комбат Талон", самолетах-заправщиках НС-130 и вертолетах Н-3 и Н-53, выполнили задачу и благополучно возвратились на базу. Это был прообраз настоящей совместной спецоперации сухопутных войск и ВС США. Подобные акции во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже продолжались до 1974 года. После чего силы спецназа, за исключением нескольких эскадрилий в составе тактического авиационного командования, снова были расформированы.

Это вскоре "аукнулось" неудачной попыткой освобождения заложников в посольстве США в Тегеране (апрель 1980 года). Операцию обеспечивали шесть самолетов АС-130Н "Спектр" из состава сил специального назначения ВВС США. Причины неудачи объяснялись нерешенностью проблем управления разнородными силами в ходе ее выполнения, техническими причинами, метеоусловиями... Конгресс и руководство армии США пришли к выводу о необходимости усилить взаимодействие и взаимозаменяемость между видами и родами вооруженных сил.

В 1983 году самолеты МС-130Н "Комбат Талон" проложили войскам США дорогу в Гренаду. Первыми на месте оказались команды боевого управления специальных сил ВВС. Они готовили площадки для приема десантов, организовывали десантирование воинских частей и подразделений парашютным и посадочным способами на захваченные аэродромы, обеспечивали контроль за воздушным пространством в ходе высадки войск. Самолеты АС-130Н "Спектр" (вооружение: две шестиствольные пушки М61А1 "Вулкан", 40-мм пушка L60 "Бофорс", 105-мм легкая гаубица Ml02, многофункциональное радиоэлектронное оборудование) оказали эффективную огневую поддержку высадившимся сухопутным войскам.

Гренада стала серьезной проверкой возможностей сил специального назначения ВВС США, где были выявлены не только сильные, но и слабые стороны подготовки авиационных "коммандос". В частности, группам боевого управления из состава спецназа ВВС много времени пришлось заниматься ранеными первой волны десанта, а на организацию воздушного движения в районе десантирования, что являлось их основной задачей, времени практически не оставалось. Из этого были сделаны должные выводы - к командам боевого управления были добавлены санитарные подразделения, оказывающие первую помощь десантникам до эвакуации. Эта мера оказалась исключительно эффективной при проведении операции "Джаст коз" в Панаме в 1989 году.

Операция "Джаст Коз" была одна из самых сложных совместных акций, которые когда-либо проводили "коммандос" ВВС и сухопутных войск США. 20 декабря 1989 года на 11 различных объектов на территории Панамы одновременно должны были выйти 27 авиационных формирований с десантами, преодолев по воздуху более 3000 км. Пять вертолетов МН-53J "Пейв Лоу" и два транспортно-боевых самолета АС-130Н "Спектр" вылетели на задание накануне. Вертолеты дозаправлялись топливом в воздухе с помощью семи самолетов-заправщиков НС-130 "Комбат Шедоу". Четыре вертолета MH-60G "Пейв Хок" были загружены в транспортный самолет С-5 "Гэ-лэкси" и отправлены в Панаму за день до начала операции.

В назначенное время пять транспортно-боевых (МС-130 "Комбат Талон") и целая армада транспортных самолетов подняли в воздух 82-ю воздушно-десантную дивизию (более 10 тыс. человек с техникой и вооружением) и подразделения 75-го пехотного полка из состава сил специальных операций сухопутных войск. Метеорологические условия на маршруте были исключительно неблагоприятными. Все самолеты дозаправлялись в воздухе над Мексиканским заливом, в том числе в ночное время и в условиях крайне ограниченной видимости.

В первые часы проведения операции "Джаст Коз" в ночном небе над Панамой находилось более 200 самолетов и вертолетов армии США. Причем район цели по площади не уступал территории, заключенной внутри кольцевой автомобильной дороги вокруг Вашингтона. В час "Ч" самолет специального назначения авиационных "коммандос" АС-130Н "Спектр" уничтожил средства ПВО аэродрома "Токумен-Торриохос" и обеспечил огневую поддержку командам боевого управления и 750 "рейнджерам", выброшенным над аэродромом с предельно малых высот (150-200 м) для захвата взлетно-посадочной полосы (ВПП). Участвовал он и в подавлении сопротивления "батальона 2000" сил национальной обороны Панамы. После приземления группы авиационных "коммандос" приступили к подготовке двух ВПП для приема 82-й воздушно-десантной дивизии и управлению воздушным движением над районом десантирования. Вместе с командами боевого управления приземлились и санитарные подразделения, приступившие к сбору раненых и оказанию им первой медицинской помощи.

Еще один десант был выброшен на аэродром "Рио-Ато", в 80 км к западу от г. Панама-Вьеха (г. Панама-Сити). ПВО в этом районе была подавлена огнем с самолета авиационных "коммандос" АС-130Н "Спектр", после чего на аэродром десантировались команды боевого управления спецназа ВВС, 800 "рейнджеров" и санитарные подразделения. Группы авиационных "коммандос" после захвата ВПП обеспечили ее безопасность, организовали управление воздушным движением над районом, приняли три МС-130 и два С-130, которые доставили горючее и боеприпасы для спецназа, транспортно-боевых и боевых вертолетов.

Боевая группа сил специальных операций ВВС и сухопутных войск активно действовала в районе моста через р. Рио-Пакора. Основная задача - помешать военизированным отрядам добровольцев батальонов "Дигнидад" ("достоинство") из состава сил национальной обороны Панамы перейти через мост и усилить гарнизон аэропорта Токумен-Торриохос и города Панама-Вьеха. Действия американских подразделений поддерживал с воздуха самолет АС-1 ЗОН "Спектр".

Весьма эффективными были и действия команд боевого управления во время подготовки и ведения боевых действий в ходе операции "Буря в пустыне". За 20 минут до начала воздушно-наступательных действий три вертолета MH-53J "ПейвЛоу" сил специальных операций ВВС США участвовали в разведывательном полете над южной частью территории Ирака и обеспечили уничтожение двух иракских РЛС дальнего обнаружения.

Десятки команд действовали за линией фронта в глубине иракских войск. "Коммандос" размечали посадочные площадки в зонах высадки воздушных десантов, обеспечивали десантирование личного состава 82-й воздушно-десантной и 101-й воздушно-штурмовой дивизий, регулировали воздушное движение над районами десантирования, вели постоянную разведку иракских войск, устанавливали радиомаяки и осуществляли лазерную подсветку объектов для наведения на цели американских бомбардировщиков. Авиационные "коммандос" также активно участвовали в проведении психологических акций против иракских войск.

В интересах наращивания темпов наступления 7 АК армии США в районе Рахаил рано утром 25 февраля 1991 года была десантирована воздушно-штурмовая бригадная тактическая группа из состава 101-й воздушно-штурмовой дивизии. Ее высадку и боевые действия обеспечивала команда боевого управления спецназа ВВС, захватившая иракские склады горючего и боеприпасов в 130 км от линии фронта. Спецназовцы организовали воздушное движение до 300 вертолетов различного назначения (в том числе 50 - огневой поддержки) в самое трудное время суток - ночью и в предрассветных сумерках. В дальнейшем "коммандос" ВВС обеспечивали нанесение ударов боевыми вертолетами по выдвигающимся оперативным резервам противника - танковой дивизии "Хаммурапи" Иракской республиканской гвардии.

С 1994 года ССО ВВС США участвовали в сборе разведывательной информации и обеспечивали действия авиационных сил НАТО в определенных районах Боснии и Герцеговины. В частности, самолеты АС-130Н "Спектр" корректировали удары авиации альянса по позициям сербской артиллерии в районе города Сараево. "Каштановые береты" участвовали в поиске и спасении двух французских военных летчиков, самолеты которых были сбиты над сербской территорией.

Силы специальных операций ВВС США также в принимали участие в подготовке и проведении операции ОВС НАТО "Союзническая сила" 24 марта - 10 июня) на территории Югославии в 1999 году. Действуя с итальянских авиабаз (Авиано, Бари, Бриндизи), "красные и каштановые береты" выполняли множество различных задач в интересах войск НАТО. В ночное время самолеты AC-130U "Спектр" применялись для уничтожения БМП, БТР и автомобильной техники вооруженных сил Югославии, проводили операцию по поиску и спасению летчика американского самолета F-117, сбитого в ночь с 27 на 28 марта в 40 км к северу от Белграда. Для этого были задействованы "каштановые береты", самолет АС-130U "Спектр" и три вертолета (1-MH-53J "ПейвЛоу", 2 - MH-60G "Пейв Хок"). Пилот был спасен и доставлен на авиабазу Авиано, откуда вылетал на боевое задание. Операция проходила в режиме полного радиомолчания, что способствовало ее успешному завершению.

Авиационные "коммандос" активно участвовали и в проведении психологических акций против Югославии. Над ее территорией было разбросано более 22 млн листовок с призывами к сербам выступить против президента С. Милошевича и способствовать быстрейшему разрешению конфликта. Проводилось широкомасштабное радиоэлектронное подавление военных систем связи и управления, а также гражданских передающих радио- и телецентров Югославии. Самолеты EC-130E/RR из состава 193-го авиакрыла, базирующегося на авиабазе Гаррисберг в штате Пенсильвания, были передислоцированы на авиабазу Авиано. Они обеспечивали ведение трансляции с воздуха радиовещательных и телевизионных программ информационно-психологической направленности.

В ходе подготовки и проведения операции "Союзная гавань" (1999 г.), которая предусматривала размещение в Албании мобильного штаба и военного контингента "для выполнения гуманитарной миссии", активно участвовали и силы специального назначения ВВС США. Первые подразделения "красных беретов" прибыли 19 апреля на территорию Албании. И расположились менее чем в 100 км от мест боев в Косово. Основные задачи - организовать управление воздушным движением в связи с переброской из Германии 24 боевых ударных вертолетов "Апач", обеспечить высадку парашютно-десантного батальона 82-й воздушно-десантной дивизии США (700 чел.), ведение специальной разведки и т.д.

С октября 2001 года силы специальных операций ВВС США совместно с ССО сухопутных войск принимали активное участие в операции "Несгибаемая свобода" на территории Афганистана по поиску и уничтожению отрядов исламского движения "Талибан", иностранных наемников и групп боевиков организации "Аль-Кайеда". В то же время они обеспечивали управление воздушным движением авиации США в районах проведения операции, организовывали прием и размещение авиации на территории Афганистана (во второй половине 2002 года на авиабазу Баграм, что в 60 км севернее Кабула, совершили перелет шесть истребителей-бомбардировщиков "Харриер" МК7 американских ВВС), вели активную разведку, обеспечивали доставку спецподразделений, грузов в районы боевых действий, проводили эвакуацию личного состава и т.д.

Следует отметить, что интенсивность привлечения групп специальных операций ВВС для решения различных задач за пределами США с 1991-го по 2002 год возросла почти в два раза. Примечательно, что администрация США признала тот факт, что на территории Северного Ирака, особенно в районах компактного проживания курдов, действуют различные подразделения ССО американской армии.

 Армейский сборник. - 2013. - №12. - С. 56-58

Смотрите также
Категория: Вьетнамская война 1965—1973 | Добавил: pentagonus (18.06.2014) | Автор: Е. Козлов
Просмотров: 8073 | Теги: ССО ВВС, Джаст Коз | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar