Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 20:55
Ключевые слова
С. Григорьев, Пратт энд Уитни, Локхид-Мартин, Гамильтон Сандстртд, авиационная промышленность, ВПК, Текстрон, Боинг, Юнайтед текнолоджиз

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » ВПК

Авиационная промышленность США (2012(

Авиационная промышленность США

Майор С. Григорьев

Авиационная промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК) Соединенных Штатов. По уровню развития передовых технологий, масштабам и объему производства, номенклатуре выпускаемой продукции и числу занятых в производстве она занимает первое место в мире. Высокоразвитая производственная база отрасли обеспечивает разработку, выпуск, модернизацию, ремонт и утилизацию всех типов современных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Уровень и масштабы производства авиационной техники (AT) в ближайшей и среднесрочной перспективе будут практически полностью удовлетворять потребности национальных вооруженных сил.

Развитию американской авиационной промышленности в значительной степени способствуют масштабные государственные заказы, что обусловлено первостепенным вниманием военно-политического руководства страны к производству военной AT, обеспечивающей решение широкого спектра задач в ходе проведения различных по масштабу военных операций.

В 2013 финансовом году на закупку авиационной техники для вооруженных сил планируется выделить 49,6 млрд долларов, что составляет 27,8 % ассигнований министерства обороны на приобретение ВВТ (178,1 млрд), или 8 % всех ассигнований МО (620,3 млрд).

Авиационная промышленность США имеет комплексный состав, а также развитую внутриотраслевую и территориальную структуру, включающую производственные предприятия всех видов и форм организации производства (многопрофильные и специализированные), ремонтные заводы, предприятия по утилизации, а кроме того, научно-исследовательские учреждения. Производственную базу авиапрома формируют предприятия, осуществляющие конечную сборку образцов авиационной техники, выпуск авиационных двигателей и других компонентов AT (табл. 1).

Таблица 1 Количество предприятий авиационной промышленности США по подосростлям с 2007 по 2011 год

Подотрасли 2007 2008 2009 2010 (оценка) 2011 (оценка)
Производство авиатехники 311 287 287 285 285
Производство авиационных двигателей и их компонентов 431 443 457 460 465
Производство других компонентов AT и вспомогательного оборудования 876 876 863 870 865

Всего

1618 1606 1607 1 615 1 615

Число занятых в авиационной промышленности составляло: в 2007 году -366,3 тыс. человек, 2008-м - 386,4 тыс., 2009-м - 342,4 тыс., 2010-м - 316,5 тыс. (табл. 2).

Таблица 2 Число занятых в авиационной промышленности США (2006-2010) тыс чел

Подотрасли 2006 2007 2008 2009 2010
- производство авиационной техники 157,2 178,5 200,4 167,8 147,1
- производство авиационных двигателей и их компонентов 64,4 76,5 70,9 63,8 63,9
- производство других компонентов AT и вспомогательного оборудования 92,8 111,3 115,1 110,8 105,5

Всего

314,4 366,3 386,4 342,4 316,5

Основой производственной базы военного авиастроения являются 17 сборочных заводов, включая предприятия по производству беспилотных летательных аппаратов, 13 из которых располагают мощностями по выпуску боевых самолетов и вертолетов, а четыре - по производству БЛА.

Анализ территориальной структуры авиационной промышленности США показывает, что наибольшее число занятых выпуском AT приходится на штаты Калифорния, Техас и Флорида. Основные мощности по производству AT и ее компонентов, а также научно-исследовательские организации и ремонтные предприятия сосредоточены на Тихоокеанском побережье США. На юге страны к важнейшим центрам отрасли относится г. Форт-Уэрт (крупнейший район по числу занятых в отрасли). Центры сборки самолетов находятся преимущественно в центральной части США - городах Сент-Луис и Уичито.

Свыше 2/3 всего производства авиадвигателей, компонентов AT и других комплектующих сосредоточено на индустриальном востоке и северо-востоке США (основные центры - Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк). На западе к числу крупных центров двигателестроения в авиационной промышленности относятся юрода Сакраменто и Лос-Анджелес.

Современная структура отрасли является в значительной степени следствием реструктуризационных процессов, имевших место в середине-конце 1990-х годов, которые привели к усилению концентрации и монополизации военного производства. Монополизацию отрасли определяет также высокая степень капиталоемкости авиастроения. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствовала слиянию даже крупных компаний (например, "Боинг" и "Мак-доннелл-Дуглас").

Образовавшиеся в результате слияний и поглощений гигантские военно-промышленные корпорации заняли господствующее положение не только в военной промышленности США, но и на мировом рынке (табл. 3). Это корпорации "Боинг", "Локхид-Мартин", "Нортроп-Грумман", "Юнайтед текнолоджиз", "Текстрон". Все они являются головными подрядчиками министерства обороны, многоотраслевыми многопрофильными военно-промышленными корпорациями, выпускающими продукцию военного, гражданского и двойного назначения. Организационно каждую корпорацию формируют несколько подразделений, в состав которых входят специализированные отделения, занимающиеся производством AT.

Таблица 3 Основные экономические показатели ведущих корпораций авиационной промышленности США в 2011 году
Корпорация Численность занятых, тыс. человек Стоимость активов, млрд долларов Объем продаж, млрд долларов Чистая прибыль, млрд долларов Полный портфель заказов, млрд долларов
"Боинг" 170,0 80,0 68,7 4,0 355,4
"Юнайтед текнолоджиз" 199,9 61,5 58,2 5,4 38,3
"Локхид-Мартин" 123,0 37,9 46,5 2,7 80,7
"Нортроп-Грумман" 117,0 30,2 35,0 3,0 60,0
"Текстрон" 32,0 13,6 11,3 0,5 10,0

Корпорация "Боинг" основана в 1934 году как компания по производству авиационной техники и первоначально именовалась "Боинг эрплейн компани". Современная структура окончательно оформилась в середине 1990-х годов после приобретения ею в 1996-м военных отделений компании "Рокуэлл Интернэшнл" и поглощения в 1997-м корпорации "Макдоннелл-Ду глас". В настоящее время "Боинг" является одной из крупнейших корпораций в мире, занятых разработкой и производством авиационной техники, а также ракетного оружия, космической техники и радиоэлектронного оборудования.

Корпорация организационно состоит из пяти подразделений, сформированных по видам их деятельности. Производством AT занимается подразделение "Коммершиал эртеинз" и отделение "Боинг мшитэри эркрафт" подразделения "Дефенс, спейс энд секьюрити". На долю этих подразделений приходится более 70 % общего объема продаж корпорации.

Сборочные предприятия подразделения "Коммершиал эрплейнз" расположены в городах Рентой и Эверетт (штат Вашингтон), а также в г. Чарлстон (Южная Каролина).

На заводах компании выпускаются самолеты следующих типов: Боинг 737 (г. Рентой, штат Вашингтон). Боинг 747, 767 и 777 (г. Эверетт. Вашингтон). Сборка широкофюзеляжного магистрального авиалайнера Боинг 787 ведется на предприятии в г. Эверетт. Кроме того, для его производства был построен новый завод в г. Чарлстон (штат Южная Каролина). Для изготовления отдельных узлов и агрегатов пассажирских самолетов "Боинг" задействованы четыре предприятия корпорации по производству компонентов в городах Оберн и Фредриксон (штат Вашингтон), Портленд (Орегон) и Солт-Лейк-Сити (Юта).

По существующим в настоящее время оценкам, в среднесрочной перспективе корпорация сохранит паритет и даже некоторое лидерство в соревновании со своим единственным конкурентом на рынке широкофюзеляжных магистральных авиалайнеров - европейской компанией "Эрбас".

Производство военной техники налажено на предприятиях отделения "Боинг милитэри эркрафт" (штаб-квартира в г. Сент-Луис) подразделения "Дефенс, спейс энд секьюрити".

На долю военной авиационной техники приходится 22 % общего объема продаж или 28 % продаж авиационной техники корпорации.

Корпорация "Боинг" выпускает широкий спектр AT военного назначения. Это тактические истребители F-15E "Страйк Игл" и палубные истребители-штурмовики F/A-18E/F "Супер Хорнет", вертолеты огневой поддержки AH-64D "Апач", военно-транспортные самолеты (ВТС) С-17 "Глоубмастер-3", транспортно-десантные вертолеты СН/МН-47 "Чинук", самолеты РЭБ EA-18G "Гроулер", самолеты базовой патрульной авиации Р-8А "Посейдон". Ведется также инициативная разработка БЛА большой продолжительности полета: вертолетного типа А-160Т "Хамингбёрд" и самолетного по программе Х-45С "Фантом Рэй".

Корпорация "Боинг" выполняет контракты по производству тактических истребителей F-15E для вооруженных сил Республики Корея, Сингапура и Саудовской Аравии, а также по модернизации имеющегося парка самолетов F-15 ВВС Саудовской Аравии. Осуществляется доработка транспортно-заправочно-го самолета по программе КС-46А для ВВС США (первые поставки намечены на 2017 год).

Военную авиационную технику выпускают пять сборочных предприятий в городах Сент-Луис (штат Миссури), Лонг-Бич (Калифорния), Меса (Аризона), Филадельфия (Пенсильвания) и Уичито (Канзас).

Корпорация "Юнайтед текнолоджиз" является крупной многоуровневой холдинговой структурой. К авиационной промышленности относятся три дочерние компании первого уровня: "Сикорский эркрафт" (г. Стратфорд, штат Коннектикут), "Гамильтон-Сандстрэнд" (г. Виндзор-Локс, Коннектикут), "Пратт энд Уитни" (г. Хартфорд, Коннектикут).

Компания "Сикорский эркрафт" является холдингом, куда входят шесть дочерних компаний второго уровня. Это один из крупнейших производителей вертолетов военного и гражданского назначения в США. Общая численность сотрудников превышает 14 тыс. человек.

Основные подразделения компании: "Сикорский аэроспейс сервисиз", "Сикорский глобал геликоптерз", "Рисёрч энд инжиниринг", "Сикорский милитэри системз".

Военные вертолеты выпускает завод компании в г. Стратфорд (в г. Коннектикут - ведущее предприятие). Гражданские вертолеты производятся на заводах в городах Шелтон и Бриджпорт (штат Коннектикут), а также Трой (Алабама), Уэст-Палм-Бич (Флорида), Форт-Уэрт (Техас). Кроме того, компания "Сикорский эркрафт" располагает предприятиями такого профиля в Польше, Чешской Республике, Турции и Китае.

В настоящее время в производстве находятся многоцелевые вертолеты семейства UH-60 "Блэк Хок", противолодочные вертолеты SH-60 "Си Хок"/ МН-60 "Страйк Хок" различных модификаций, а также ряд гражданских вертолетов (типов S-76 и S-92). Кроме того, разрабатываются беспилотный вертолет и летательный аппарат комбинированной схемы.

Компания "Гамильтон Сандстртд" выпускает широкий спектр бортового оборудования для военных (в частности, для тактических истребителей F-35), гражданских самолетов и вертолетов, включая компоненты систем управления полетом и работой двигателей, электропитания, пожаротушения, кондиционирования, а также вспомогательные силовые установки.

Численность сотрудников компании составляет более 16,5 тыс. человек. Ее предприятия размещаются в городах Рокфорд (штат Иллинойс), Чатсуорс, Помона (Калифорния), Финикс (Аризона), Иорк (Небраска) и в Пуэрто-Рико.

Компания "Пратт энд Уитни" занимается производством авиационных и ракетных двигателей, а также промышленных газотурбинных двигателей (ГТД). Численность ее сотрудников превышает 35 тыс. человек. Объем продаж компании в 2011 году достиг 13,4 млрд долларов, а прибыль составила около 2 млрд.

Производственный ряд компании включает в себя широкий спектр авиационных двигателей для военных и гражданских самолетов. В число основных ее предприятий входят заводы в городах Ист-Хартфорд (штат Коннектикут), Мидлтаун (Коннектикут) и Коламбус (Джорджия).

Штаб-квартира корпорации "Локхид-Мартин" расположена в г. Бетесда (штат Мэриленд). Она образована в марте 1995 года путем слияния двух фирм -"Локхид" и "Мартин-Мариэтта". Основными направлениями деятельности "Локхид-Мартин" являются разработка и производство ракетно-космической и авиационной техники, радиоэлектронного оборудования, а также оказание информационных и технологических услуг, то есть это широко диверсифицированная корпорация.

Подразделение "Аэронотикс" корпорации "Локхид-Мартин" занимается научными исследованиями, разработкой, проектированием, производством, модернизацией и ремонтом AT военного назначения. Штаб-квартира размещается в г. Форт-Уэрт. Подразделение имеет три отделения: "Комбат эркрафт" - производство многоцелевых истребителей, "Эр мобилити" - выпуск военно-транспортных самолетов и "Эдванст рисёрч энд девелопмент" - разработка AT.

Основными программами являются производство и модернизация истребителей семейства F-16 "Файтинг Фалкон", F-22A "Раптор", F-35 "Лайтнинг-2", военно-транспортных самолетов C-130J "Супер Геркулес" и С-5М "Супер Гэлэкси".

Сборочный завод в г. Форт-Уэрт в настоящее время выпускает тактические истребители F-35 всех модификаций и семейства F-16. На сборочном предприятии в г. Мариэтта (Джорджия) организовано производство ВТС типа C-130J.

Корпорация "Текстрон" включает пять подразделений по видам деятельности: "Белл геликоптер" (штаб-квартира в г. Херст, штат Техас), "Цессна" (Уичито, Канзас), "Текстрон системз" (Вилмингтон, Массачусетс), "Индастриал" (Рокфорд, Иллинойс) и "Файнэншл" (штаб-квартира в г. Провиденс, Род-Айленд). Первые три подразделения относятся к предприятиям авиационной промышленности.

Компания "Белл геликоптер" является одним из крупнейших американских производителей военных и гражданских вертолетов. Общая численность ее работников составляет около 12 тыс. человек.

Фирма выпускает значительный объем авиационной техники военного назначения, включая ударные вертолеты AH-IZ "Вайпер", многоцелевые UH-1Y "Веном" и разведывательные OH-58D "Кайова Уорриор", самолеты специального назначения V-22 "Оспрей" (совместно с корпорацией "Боинг"), а также учебно-тренировочные вертолеты ТН-67.

Основу производственного ряда гражданской продукции "Белл геликоптер" составляют вертолеты моделей Белл 205, 206, 407, 412 и 429. Ее предприятия (располагаются в городах Форт-Уэрт и Амарилло, штат Техас) выпускают вертолеты военного назначения. Гражданская авиационная техника производится компанией преимущественно в Канаде на заводе в г. Мирабель (провинция Квебек).

Компания "Цессна" относится к числу мировых лидеров в области производства легкомоторных самолетов и самолетов общего назначения. Общее число ее сотрудников более 8,5 тыс., около 8 тыс. из которых работают на двух основных предприятиях в г. Уичито (Канзас). Еще два предприятия компании размещаются в городах Индепенденс (штат Канзас) и Коламбус (Джорджия).
Одно из направлений деятельности "Текстрон системз" - выпуск беспилотных летательных аппаратов, в частности тактических БЛА "Шэдоу", и компонентов к ним.

Корпорация "Нортроп-Грумман" образована в 1994 году путем покупки компании "Грумман" корпорацией "Нортроп". Ключевыми направлениями ее деятельности являются разработка и производство ракетно-космической и авиационной техники военного назначения, морских судов различного назначения, радиоэлектронного оборудования, а также оказание информационных и технологических услуг.

Основным подразделением корпорации, отвечающим за разработку и производство AT военного назначения, космических и ракетных систем, является "Аэроспейс системз" (штаб-квартира расположена в г. Редондо-Бич, штат Калифорния). Данное подразделение в последние годы значительное внимание уделяет выпуску и модернизации БЛА, в первую очередь разведывательных аппаратов типа RQ-4 "Глобал Хок", а также БЛА "Файер Скаут" и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2 "Хокай". Кроме того, корпорация производит узлы и агрегаты для боевых самолетов F/A-18E/F и F-35. Продолжаются работы по модернизации выпущенных ранее стратегических бомбардировщиков В-2А "Спирит".

Корпорация "Дженерал атом икс", основанная в 1955 году, первоначально проводила НИОКР в области атомной энергии. В настоящее время она является одним из мировых лидеров в области разработки и производства беспилотных систем и средств воздушной разведки.

Предприятия "Дженерал атомикс" расположены в ряде городов Соединенных Штатов: Вашингтон (округ Колумбия), Лос-Аламос (штат Нью-Мексико), Оклахома-Сити (Оклахома), Тупело (Арканзас) и Огден (Миссисипи), а также за рубежом, в частности в Германии (города Берлин, Дрезден), Австралия (г. Аделаида), России (г. Москва), Японии (г. Токио).

Основной вклад в производство авиационной техники вносят две дочерние компании: "Дженерал атомикс аэронотикл системз" и "Дженерал атомикс системз интэгрэйшн".

"Дженерал атомикс аэронотикл системз", расположенная в г. Поувей (пригород г. Сан-Диего, штат Калифорния), разрабатывает и выпускает БЛА различного назначения, в частности многоцелевой MQ-l(RQ-l) "Предатор" и созданный на его базе разведывательно-ударный MQ-9 "Рипер", а также перспективный БЛА "Предатор-Си". Кроме того, компания производит наземные станции управления БЛА и системы разведки "Гриффин Ай" на базе самолета "Кинг Эр".

Она же занимается разработкой программ обеспечения, проведением технической экспертизы технологий и образцов авиационной техники, в том числе военной, а также вспомогательного и аэродромного оборудования.

В целом необходимо отметить, что ведущие американские производители AT в условиях наличия глобальных кризисных тенденций в экономике и финансовой сфере продолжают удерживать лидирующие позиции в этой области, поддерживать на достаточно высоком уровне продажи, объемы производства и научные исследования, что позволит обеспечить устойчивое развитие авиационной промышленности страны в обозримой перспективе.

На предприятиях этой отрасли помимо выпуска образцов AT проводятся мероприятия по модернизации уже состоящих на вооружении типов авиатехники, разработка с последующим внедрением в производство новых модификаций на основе предыдущих моделей, а также ремонт и переоснащение летательных аппаратов, серийный выпуск которых прекращен. Кроме того, некоторые сборочные производственные мощности сохраняются как резервные.

В последние два десятилетия наблюдается тенденция к более широкой кооперации США с иностранными производителями авиационной техники и оборудования, однако это является отражением всеобщих процессов глобализации и в целом не свидетельствует об ослаблении позиций американского авиапрома на мировой арене. Расширение межгосударственной кооперации при производстве как гражданской, так и военной AT вызвано в первую очередь стремлением ведущих производителей к разделению ответственности и снижению коммерческих рисков.

 
Основные фирмы-подрядчики программы создания истребителя F-35

Особого внимания заслуживает программа приобретения истребителей F-35 "Лайтнинг-2", которая реализуется с 1996 года. Финансирование закупок самолетов началось в 2007-м, а его окончание ожидается в 2037 году. Стоимость данной программы ВС США составляет 326,5 млрд долларов. Закупка одного образца оценивается в 109,1 млн долларов, а общая стоимость приобретения (с учетом средств на разработку данного образца ВВТ) составит 132,9 млн. В доработке и выпуске истребителя F-35 задействованы свыше 63 американских производителей основных систем, узлов и агрегатов, а также около 105 фирм-поставщиков из восьми стран, участвующих в программе в рамках "Меморандума о взаимопонимании" (Memorandum of Understanding - MOU).

В целом анализ современного состояния и перспектив развития авиационной промышленности США позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Авиапром - одна из наиболее развитых высокотехнологичных отраслей экономики США. Тем не менее ей присущ ряд проблем, среди которых одной из наиболее существенных является снижение количества новых разработок военных самолетов и вертолетов.

2. Военная авиационная промышленность имеет все виды и типы предприятий: производственные, ремонтные, научно-исследовательские и предприятия по утилизации.

3. Основу отрасли формируют частные военно-промышленные корпорации, ведущее положение среди которых занимают "Боинг", "Юнайтед текнолод-жиз", "Локхид-Мартин", "Текстрон", "Нортроп-Грумман". На предприятиях этих корпораций сосредоточена подавляющая доля производственных мощностей по выпуску AT.

4. В настоящее время на предприятиях авиационной промышленности США налажен выпуск и проводится модернизация около 20 основных типов военных самолетов и вертолетов, а также более 20 типов БЛА и систем.

5. По состоянию на середину 2012 года приоритетными программами приобретения авиационной техники являются: тактические истребители F-35 "Лайтнинг-2", истребители-штурмовики F/A-18E/F "Супер Хорнет", самолеты специального назначения V-22 "Оспрей", самолеты РЭБ EA-18G "Гроулер", самолеты ДРЛО и управления E-2D "Перспективный Хокай" ("Эдванст Хокай"), ТЗС КС-46А, вертолеты огневой поддержки АН-64 "Апач" Block 3, беспилотные летательные аппараты RQ-4 "Глобал Хок" и MQ-9 "Рипер".

6. Позитивные тенденции и устойчивый рост как количественных, так и качественных показателей наблюдаются преимущественно в области разработки и производства БЛА. Ведущие позиции в разработке и производстве современных  и перспективных беспилотных систем большой дальности и продолжительности полета занимают корпорации "Нортроп-Грумман" и "Дженерал атомикс" (аффилированная компания "Дженерал атомикс аэронотикл системз"). Данное направление рассматривается в качестве одного из наиболее перспективных для поддержания в дальнейшем необходимого технологического и экономического преимущества американского авиапрома перед другими мировыми авиапроизводителями.

Таким образом, авиапромышленность США представляет собой одну из ведущих отраслей экономики страны, и ее ВПК обладает развитой научно-исследовательской, производственной и ремонтной базой. Достигнутый технологический отрыв в различных подотраслях авиастроения, а также накопленный научно-технический, кадровый, производственный и ресурсный потенциал позволяют американскому авиапрому удерживать лидирующие позиции в мире.

Зарубежное военное обозрение №11 2012, с.56-64

  

Категория: ВПК | Добавил: pentagonus (01.01.2013) | Автор: Майор С. Григорьев

Просмотров: 15255 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов