Авиационная промышленность США
Майор С. Григорьев
Авиационная промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся
отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК) Соединенных Штатов. По уровню
развития передовых технологий, масштабам и объему производства, номенклатуре
выпускаемой продукции и числу занятых в производстве она занимает первое место в
мире. Высокоразвитая производственная база отрасли обеспечивает разработку,
выпуск, модернизацию, ремонт и утилизацию всех типов современных самолетов,
вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Уровень и масштабы производства
авиационной техники (AT) в ближайшей и среднесрочной перспективе будут
практически полностью удовлетворять потребности национальных вооруженных сил.
Развитию американской авиационной промышленности в значительной степени
способствуют масштабные государственные заказы, что обусловлено первостепенным
вниманием военно-политического руководства страны к производству военной AT,
обеспечивающей решение широкого спектра задач в ходе проведения различных по
масштабу военных операций.
В 2013 финансовом году на закупку авиационной техники для вооруженных сил
планируется выделить 49,6 млрд долларов, что составляет 27,8 % ассигнований
министерства обороны на приобретение ВВТ (178,1 млрд), или 8 % всех ассигнований
МО (620,3 млрд).
Авиационная промышленность США имеет комплексный состав, а также развитую
внутриотраслевую и территориальную структуру, включающую производственные
предприятия всех видов и форм организации производства (многопрофильные и
специализированные), ремонтные заводы, предприятия по утилизации, а кроме того,
научно-исследовательские учреждения. Производственную базу авиапрома формируют
предприятия, осуществляющие конечную сборку образцов авиационной техники, выпуск
авиационных двигателей и других компонентов AT (табл. 1).
Таблица 1 Количество предприятий авиационной
промышленности США по подосростлям с 2007 по 2011 год |
Подотрасли |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 (оценка) |
2011 (оценка) |
Производство авиатехники |
311 |
287 |
287 |
285 |
285 |
Производство авиационных двигателей и их компонентов |
431 |
443 |
457 |
460 |
465 |
Производство других компонентов AT и вспомогательного оборудования |
876 |
876 |
863 |
870 |
865 |
Всего |
1618 |
1606 |
1607 |
1 615 |
1 615 |
Число занятых в авиационной промышленности составляло: в 2007 году -366,3 тыс.
человек, 2008-м - 386,4 тыс., 2009-м - 342,4 тыс., 2010-м - 316,5 тыс. (табл.
2).
Таблица 2 Число занятых в авиационной
промышленности США (2006-2010) тыс чел |
Подотрасли |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
- производство авиационной техники |
157,2 |
178,5 |
200,4 |
167,8 |
147,1 |
- производство авиационных двигателей и их компонентов |
64,4 |
76,5 |
70,9 |
63,8 |
63,9 |
- производство других компонентов AT и вспомогательного оборудования |
92,8 |
111,3 |
115,1 |
110,8 |
105,5 |
Всего |
314,4 |
366,3 |
386,4 |
342,4 |
316,5 |
Основой производственной базы военного авиастроения являются 17 сборочных
заводов, включая предприятия по производству беспилотных летательных аппаратов,
13 из которых располагают мощностями по выпуску боевых самолетов и вертолетов, а
четыре - по производству БЛА.
Анализ территориальной структуры авиационной промышленности США показывает, что
наибольшее число занятых выпуском AT приходится на штаты Калифорния, Техас и
Флорида. Основные мощности по производству AT и ее компонентов, а также
научно-исследовательские организации и ремонтные предприятия сосредоточены на
Тихоокеанском побережье США. На юге страны к важнейшим центрам отрасли относится
г. Форт-Уэрт (крупнейший район по числу занятых в отрасли). Центры сборки
самолетов находятся преимущественно в центральной части США - городах Сент-Луис
и Уичито.
Свыше 2/3 всего производства авиадвигателей, компонентов AT и других
комплектующих сосредоточено на индустриальном востоке и северо-востоке США
(основные центры - Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк). На западе к
числу крупных центров двигателестроения в авиационной промышленности относятся
юрода Сакраменто и Лос-Анджелес.
Современная структура отрасли является в значительной степени следствием
реструктуризационных процессов, имевших место в середине-конце 1990-х годов,
которые привели к усилению концентрации и монополизации военного производства.
Монополизацию отрасли определяет также высокая степень капиталоемкости
авиастроения. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствовала слиянию даже
крупных компаний (например, "Боинг" и "Мак-доннелл-Дуглас").
Образовавшиеся в результате слияний и поглощений гигантские военно-промышленные
корпорации заняли господствующее положение не только в военной промышленности
США, но и на мировом рынке (табл. 3). Это корпорации "Боинг", "Локхид-Мартин", "Нортроп-Грумман",
"Юнайтед текнолоджиз", "Текстрон". Все они являются головными подрядчиками
министерства обороны, многоотраслевыми многопрофильными военно-промышленными
корпорациями, выпускающими продукцию военного, гражданского и двойного
назначения. Организационно каждую корпорацию формируют несколько подразделений,
в состав которых входят специализированные отделения, занимающиеся производством
AT.
Таблица 3 Основные экономические показатели ведущих
корпораций авиационной промышленности США в 2011 году |
Корпорация |
Численность занятых, тыс. человек |
Стоимость активов, млрд долларов |
Объем продаж, млрд долларов |
Чистая прибыль, млрд долларов |
Полный портфель заказов, млрд долларов |
"Боинг" |
170,0 |
80,0 |
68,7 |
4,0 |
355,4 |
"Юнайтед текнолоджиз" |
199,9 |
61,5 |
58,2 |
5,4 |
38,3 |
"Локхид-Мартин" |
123,0 |
37,9 |
46,5 |
2,7 |
80,7 |
"Нортроп-Грумман" |
117,0 |
30,2 |
35,0 |
3,0 |
60,0 |
"Текстрон" |
32,0 |
13,6 |
11,3 |
0,5 |
10,0 |
Корпорация "Боинг" основана в 1934 году как компания по производству
авиационной техники и первоначально именовалась "Боинг эрплейн компани".
Современная структура окончательно оформилась в середине 1990-х годов после
приобретения ею в 1996-м военных отделений компании "Рокуэлл Интернэшнл" и
поглощения в 1997-м корпорации "Макдоннелл-Ду глас". В настоящее время "Боинг"
является одной из крупнейших корпораций в мире, занятых разработкой и
производством авиационной техники, а также ракетного оружия, космической техники
и радиоэлектронного оборудования.
Корпорация организационно состоит из пяти подразделений, сформированных по видам
их деятельности. Производством AT занимается подразделение "Коммершиал эртеинз"
и отделение "Боинг мшитэри эркрафт" подразделения "Дефенс, спейс энд секьюрити".
На долю этих подразделений приходится более 70 % общего объема продаж
корпорации.
Сборочные предприятия подразделения "Коммершиал эрплейнз" расположены в городах
Рентой и Эверетт (штат Вашингтон), а также в г. Чарлстон (Южная Каролина).
На заводах компании выпускаются самолеты следующих типов: Боинг 737 (г. Рентой,
штат Вашингтон). Боинг 747, 767 и 777 (г. Эверетт. Вашингтон). Сборка
широкофюзеляжного магистрального авиалайнера Боинг 787 ведется на предприятии в
г. Эверетт. Кроме того, для его производства был построен новый завод в г.
Чарлстон (штат Южная Каролина). Для изготовления отдельных узлов и агрегатов
пассажирских самолетов "Боинг" задействованы четыре предприятия корпорации по
производству компонентов в городах Оберн и Фредриксон (штат Вашингтон), Портленд
(Орегон) и Солт-Лейк-Сити (Юта).
По существующим в настоящее время оценкам, в среднесрочной перспективе
корпорация сохранит паритет и даже некоторое лидерство в соревновании со своим
единственным конкурентом на рынке широкофюзеляжных магистральных авиалайнеров -
европейской компанией "Эрбас".
Производство военной техники налажено на предприятиях отделения "Боинг милитэри
эркрафт" (штаб-квартира в г. Сент-Луис) подразделения "Дефенс, спейс энд
секьюрити".
На долю военной авиационной техники приходится 22 % общего объема продаж или 28
% продаж авиационной техники корпорации.
Корпорация "Боинг" выпускает широкий спектр AT военного назначения. Это
тактические истребители F-15E "Страйк Игл" и палубные истребители-штурмовики F/A-18E/F
"Супер Хорнет", вертолеты огневой поддержки AH-64D "Апач", военно-транспортные
самолеты (ВТС) С-17 "Глоубмастер-3", транспортно-десантные вертолеты СН/МН-47 "Чинук",
самолеты РЭБ EA-18G "Гроулер", самолеты базовой патрульной авиации Р-8А
"Посейдон". Ведется также инициативная разработка БЛА большой продолжительности
полета: вертолетного типа А-160Т "Хамингбёрд" и самолетного по программе Х-45С
"Фантом Рэй".
Корпорация "Боинг" выполняет контракты по производству тактических истребителей
F-15E для вооруженных сил Республики Корея, Сингапура и Саудовской Аравии, а
также по модернизации имеющегося парка самолетов F-15 ВВС Саудовской Аравии.
Осуществляется доработка транспортно-заправочно-го самолета по программе КС-46А
для ВВС США (первые поставки намечены на 2017 год).
Военную авиационную технику выпускают пять сборочных предприятий в городах
Сент-Луис (штат Миссури), Лонг-Бич (Калифорния), Меса (Аризона), Филадельфия
(Пенсильвания) и Уичито (Канзас).
Корпорация "Юнайтед текнолоджиз" является крупной многоуровневой
холдинговой структурой. К авиационной промышленности относятся три дочерние
компании первого уровня: "Сикорский эркрафт" (г. Стратфорд, штат Коннектикут), "Гамильтон-Сандстрэнд"
(г. Виндзор-Локс, Коннектикут), "Пратт энд Уитни" (г. Хартфорд, Коннектикут).
Компания "Сикорский эркрафт" является холдингом, куда входят шесть дочерних
компаний второго уровня. Это один из крупнейших производителей вертолетов
военного и гражданского назначения в США. Общая численность сотрудников
превышает 14 тыс. человек.
Основные подразделения компании: "Сикорский аэроспейс сервисиз", "Сикорский
глобал геликоптерз", "Рисёрч энд инжиниринг", "Сикорский милитэри системз".
Военные вертолеты выпускает завод компании в г. Стратфорд (в г. Коннектикут -
ведущее предприятие). Гражданские вертолеты производятся на заводах в городах
Шелтон и Бриджпорт (штат Коннектикут), а также Трой (Алабама), Уэст-Палм-Бич
(Флорида), Форт-Уэрт (Техас). Кроме того, компания "Сикорский эркрафт"
располагает предприятиями такого профиля в Польше, Чешской Республике, Турции и
Китае.
В настоящее время в производстве находятся многоцелевые вертолеты семейства
UH-60 "Блэк Хок", противолодочные вертолеты SH-60 "Си Хок"/ МН-60 "Страйк Хок"
различных модификаций, а также ряд гражданских вертолетов (типов S-76 и S-92).
Кроме того, разрабатываются беспилотный вертолет и летательный аппарат
комбинированной схемы.
Компания "Гамильтон Сандстртд" выпускает широкий спектр бортового
оборудования для военных (в частности, для тактических истребителей F-35),
гражданских самолетов и вертолетов, включая компоненты систем управления полетом
и работой двигателей, электропитания, пожаротушения, кондиционирования, а также
вспомогательные силовые установки.
Численность сотрудников компании составляет более 16,5 тыс. человек. Ее
предприятия размещаются в городах Рокфорд (штат Иллинойс), Чатсуорс, Помона
(Калифорния), Финикс (Аризона), Иорк (Небраска) и в Пуэрто-Рико.
Компания "Пратт энд Уитни" занимается производством авиационных и
ракетных двигателей, а также промышленных газотурбинных двигателей (ГТД).
Численность ее сотрудников превышает 35 тыс. человек. Объем продаж компании в
2011 году достиг 13,4 млрд долларов, а прибыль составила около 2 млрд.
Производственный ряд компании включает в себя широкий спектр авиационных
двигателей для военных и гражданских самолетов. В число основных ее предприятий
входят заводы в городах Ист-Хартфорд (штат Коннектикут), Мидлтаун (Коннектикут)
и Коламбус (Джорджия).
Штаб-квартира корпорации "Локхид-Мартин" расположена в г. Бетесда (штат
Мэриленд). Она образована в марте 1995 года путем слияния двух фирм -"Локхид" и
"Мартин-Мариэтта". Основными направлениями деятельности "Локхид-Мартин" являются
разработка и производство ракетно-космической и авиационной техники,
радиоэлектронного оборудования, а также оказание информационных и
технологических услуг, то есть это широко диверсифицированная корпорация.
Подразделение "Аэронотикс" корпорации "Локхид-Мартин" занимается научными
исследованиями, разработкой, проектированием, производством, модернизацией и
ремонтом AT военного назначения. Штаб-квартира размещается в г. Форт-Уэрт.
Подразделение имеет три отделения: "Комбат эркрафт" - производство многоцелевых
истребителей, "Эр мобилити" - выпуск военно-транспортных самолетов и "Эдванст
рисёрч энд девелопмент" - разработка AT.
Основными программами являются производство и модернизация истребителей
семейства F-16 "Файтинг Фалкон", F-22A "Раптор", F-35 "Лайтнинг-2",
военно-транспортных самолетов C-130J "Супер Геркулес" и С-5М "Супер Гэлэкси".
Сборочный завод в г. Форт-Уэрт в настоящее время выпускает тактические
истребители F-35 всех модификаций и семейства F-16. На сборочном предприятии в
г. Мариэтта (Джорджия) организовано производство ВТС типа C-130J.
Корпорация "Текстрон" включает пять подразделений по видам деятельности:
"Белл геликоптер" (штаб-квартира в г. Херст, штат Техас), "Цессна" (Уичито,
Канзас), "Текстрон системз" (Вилмингтон, Массачусетс), "Индастриал" (Рокфорд,
Иллинойс) и "Файнэншл" (штаб-квартира в г. Провиденс, Род-Айленд). Первые три
подразделения относятся к предприятиям авиационной промышленности.
Компания "Белл геликоптер" является одним из крупнейших американских
производителей военных и гражданских вертолетов. Общая численность ее работников
составляет около 12 тыс. человек.
Фирма выпускает значительный объем авиационной техники военного назначения,
включая ударные вертолеты AH-IZ "Вайпер", многоцелевые UH-1Y "Веном" и
разведывательные OH-58D "Кайова Уорриор", самолеты специального назначения V-22
"Оспрей" (совместно с корпорацией "Боинг"), а также учебно-тренировочные
вертолеты ТН-67.
Основу производственного ряда гражданской продукции "Белл геликоптер" составляют
вертолеты моделей Белл 205, 206, 407, 412 и 429. Ее предприятия (располагаются в
городах Форт-Уэрт и Амарилло, штат Техас) выпускают вертолеты военного
назначения. Гражданская авиационная техника производится компанией
преимущественно в Канаде на заводе в г. Мирабель (провинция Квебек).
Компания "Цессна" относится к числу мировых лидеров в области
производства легкомоторных самолетов и самолетов общего назначения. Общее число
ее сотрудников более 8,5 тыс., около 8 тыс. из которых работают на двух основных
предприятиях в г. Уичито (Канзас). Еще два предприятия компании размещаются в
городах Индепенденс (штат Канзас) и Коламбус (Джорджия).
Одно из направлений деятельности "Текстрон системз" - выпуск беспилотных
летательных аппаратов, в частности тактических БЛА "Шэдоу", и компонентов к ним.
Корпорация "Нортроп-Грумман" образована в 1994 году путем покупки
компании "Грумман" корпорацией "Нортроп". Ключевыми направлениями ее
деятельности являются разработка и производство ракетно-космической и
авиационной техники военного назначения, морских судов различного назначения,
радиоэлектронного оборудования, а также оказание информационных и
технологических услуг.
Основным подразделением корпорации, отвечающим за разработку и производство AT
военного назначения, космических и ракетных систем, является "Аэроспейс системз"
(штаб-квартира расположена в г. Редондо-Бич, штат Калифорния). Данное
подразделение в последние годы значительное внимание уделяет выпуску и
модернизации БЛА, в первую очередь разведывательных аппаратов типа RQ-4 "Глобал
Хок", а также БЛА "Файер Скаут" и самолетов дальнего радиолокационного
обнаружения и управления Е-2 "Хокай". Кроме того, корпорация производит узлы и
агрегаты для боевых самолетов F/A-18E/F и F-35. Продолжаются работы по
модернизации выпущенных ранее стратегических бомбардировщиков В-2А "Спирит".
Корпорация "Дженерал атом икс", основанная в 1955 году, первоначально
проводила НИОКР в области атомной энергии. В настоящее время она является одним
из мировых лидеров в области разработки и производства беспилотных систем и
средств воздушной разведки.
Предприятия "Дженерал атомикс" расположены в ряде городов Соединенных Штатов:
Вашингтон (округ Колумбия), Лос-Аламос (штат Нью-Мексико), Оклахома-Сити
(Оклахома), Тупело (Арканзас) и Огден (Миссисипи), а также за рубежом, в
частности в Германии (города Берлин, Дрезден), Австралия (г. Аделаида), России
(г. Москва), Японии (г. Токио).
Основной вклад в производство авиационной техники вносят две дочерние компании:
"Дженерал атомикс аэронотикл системз" и "Дженерал атомикс системз интэгрэйшн".
"Дженерал атомикс аэронотикл системз", расположенная в г. Поувей (пригород г.
Сан-Диего, штат Калифорния), разрабатывает и выпускает БЛА различного
назначения, в частности многоцелевой MQ-l(RQ-l) "Предатор" и созданный на его
базе разведывательно-ударный MQ-9 "Рипер", а также перспективный БЛА "Предатор-Си".
Кроме того, компания производит наземные станции управления БЛА и системы
разведки "Гриффин Ай" на базе самолета "Кинг Эр".
Она же занимается разработкой программ обеспечения, проведением технической
экспертизы технологий и образцов авиационной техники, в том числе военной, а
также вспомогательного и аэродромного оборудования.
В целом необходимо отметить, что ведущие американские производители AT в
условиях наличия глобальных кризисных тенденций в экономике и финансовой сфере
продолжают удерживать лидирующие позиции в этой области, поддерживать на
достаточно высоком уровне продажи, объемы производства и научные исследования,
что позволит обеспечить устойчивое развитие авиационной промышленности страны в
обозримой перспективе.
На предприятиях этой отрасли помимо выпуска образцов AT проводятся мероприятия
по модернизации уже состоящих на вооружении типов авиатехники, разработка с
последующим внедрением в производство новых модификаций на основе предыдущих
моделей, а также ремонт и переоснащение летательных аппаратов, серийный выпуск
которых прекращен. Кроме того, некоторые сборочные производственные мощности
сохраняются как резервные.
В последние два десятилетия наблюдается тенденция к более широкой кооперации США
с иностранными производителями авиационной техники и оборудования, однако это
является отражением всеобщих процессов глобализации и в целом не свидетельствует
об ослаблении позиций американского авиапрома на мировой арене. Расширение
межгосударственной кооперации при производстве как гражданской, так и военной AT
вызвано в первую очередь стремлением ведущих производителей к разделению
ответственности и снижению коммерческих рисков.
 |
Основные фирмы-подрядчики программы создания
истребителя F-35 |
Особого внимания заслуживает программа приобретения истребителей F-35
"Лайтнинг-2", которая реализуется с 1996 года. Финансирование закупок самолетов
началось в 2007-м, а его окончание ожидается в 2037 году. Стоимость данной
программы ВС США составляет 326,5 млрд долларов. Закупка одного образца
оценивается в 109,1 млн долларов, а общая стоимость приобретения (с учетом
средств на разработку данного образца ВВТ) составит 132,9 млн. В доработке и
выпуске истребителя F-35 задействованы свыше 63 американских производителей
основных систем, узлов и агрегатов, а также около 105 фирм-поставщиков из восьми
стран, участвующих в программе в рамках "Меморандума о взаимопонимании" (Memorandum
of Understanding - MOU).
В целом анализ современного состояния и перспектив развития авиационной
промышленности США позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Авиапром - одна из наиболее развитых высокотехнологичных отраслей экономики
США. Тем не менее ей присущ ряд проблем, среди которых одной из наиболее
существенных является снижение количества новых разработок военных самолетов и
вертолетов.
2. Военная авиационная промышленность имеет все виды и типы предприятий:
производственные, ремонтные, научно-исследовательские и предприятия по
утилизации.
3. Основу отрасли формируют частные военно-промышленные корпорации, ведущее
положение среди которых занимают "Боинг", "Юнайтед текнолод-жиз",
"Локхид-Мартин", "Текстрон", "Нортроп-Грумман". На предприятиях этих корпораций
сосредоточена подавляющая доля производственных мощностей по выпуску AT.
4. В настоящее время на предприятиях авиационной промышленности США налажен
выпуск и проводится модернизация около 20 основных типов военных самолетов и
вертолетов, а также более 20 типов БЛА и систем.
5. По состоянию на середину 2012 года приоритетными программами приобретения
авиационной техники являются: тактические истребители F-35 "Лайтнинг-2",
истребители-штурмовики F/A-18E/F "Супер Хорнет", самолеты специального
назначения V-22 "Оспрей", самолеты РЭБ EA-18G "Гроулер", самолеты ДРЛО и
управления E-2D "Перспективный Хокай" ("Эдванст Хокай"), ТЗС КС-46А, вертолеты
огневой поддержки АН-64 "Апач" Block 3, беспилотные летательные аппараты RQ-4 "Глобал
Хок" и MQ-9 "Рипер".
6. Позитивные тенденции и устойчивый рост как количественных, так и качественных
показателей наблюдаются преимущественно в области разработки и производства БЛА.
Ведущие позиции в разработке и производстве современных и перспективных
беспилотных систем большой дальности и продолжительности полета занимают
корпорации "Нортроп-Грумман" и "Дженерал атомикс" (аффилированная компания "Дженерал
атомикс аэронотикл системз"). Данное направление рассматривается в качестве
одного из наиболее перспективных для поддержания в дальнейшем необходимого
технологического и экономического преимущества американского авиапрома перед
другими мировыми авиапроизводителями.
Таким образом, авиапромышленность США представляет собой одну из ведущих
отраслей экономики страны, и ее ВПК обладает развитой научно-исследовательской,
производственной и ремонтной базой. Достигнутый технологический отрыв в
различных подотраслях авиастроения, а также накопленный научно-технический,
кадровый, производственный и ресурсный потенциал позволяют американскому
авиапрому удерживать лидирующие позиции в мире.
Зарубежное военное обозрение №11 2012, с.56-64