Боевые вертолёты Морской пехоты США
Полковник Е. Белов
Основу парка боевых вертолетов морской пехоты США составляют специализированные ударные AH-1W "Супер Кобра" и многоцелевые UH-1N "Ирокез", разработанные фирмой "Белл". Для сохранения машин этого типа в боевом составе морской пехоты до 2020-х годов при одновременном повышении боевой эффективности и снижении стоимости эксплуатации осуществляются работы по их радикальной модернизации.
Основной целью является повышение тактико-технических характеристик машин и показателей боевой живучести благодаря использованию более рационального бронирования, снижению демаскирующих признаков в оптическом и акустических диапазонах, оснащению современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, главном образом новыми прицельными системами и аппаратурой РЭБ, а также расширению номенклатуры применяемого вооружения. Особое внимание уделяется обеспечению высокого уровня унификации конструкции.
Конструкция основных элементов (кроме носового отсека, пола и дверей) фюзеляжа модернизированных вертолетов, получивших обозначение AH-1Z и UH-1Y, будет значительно усилена, а двухлопастные несущие и рулевые винты заменены на новые - четырехлопастные, с бесподшипниковой составной опорой с улучшенными аэродинамическими характеристиками. В фюзеляже и лопастях широко используются композиционные материалы (КМ), являющиеся более стойкими к воздействию вибрационных нагрузок и менее подверженными усталостным разрушениям по сравнению с алюминиевыми сплавами.
Таблица 1 Основные характеристики двигателя T700-GE-401C |
Мощность на режимах, кВт: | |
номинальном | 1 240 |
максимальном взлетном | 1340 |
чрезвычайном | 1450 |
Удельный расход топлива на номинальном режиме, кг/кВт*ч | 0,28 |
Сухая масса, кг | 208 |
В состав силовой установки (СУ) новых машин входят по два турбовальных двигателя T700-GE-401C фирмы "Дженерал электрик" (основные характеристики приведены в табл. 1). Для обеспечения их автономного запуска, проведения наземных проверок и подготовок используется вспомогательная СУ, размещаемая между двигателями.
Снижение уровня инфракрасного излучения выхлопных газов и горячих частей двигателей на всех режимах полета, включая висение, достигается благодаря наличию усовершенствованного устройства охлаждения и экранирования турбины. По оценкам американских специалистов, использование этой системы снижает показатели заметности вертолетов в ИК-диапазоне со стороны задней полусферы более чем в 4-7 раз по сравнению с базовыми образцами.
Существующая трансмиссия заменена новой, рассчитанной на передаваемую мощность 1 955 кВт. Она, включая главный и промежуточные редукторы, по расчетам разработчиков, способна сохранять работоспособность без смазки в течение не менее 30 мин.
В целях снижения акустических шумов лопасти несущего винта с увеличенной до 63,5 см хордой оснащены стреловидной законцовкой, а рулевой винт перенесен на левую сторону и выполнен с асимметричным расположением лопастей. Лопасти винтов, выполненные из композиционных материалов, имеют назначенный ресурс 10 тыс. ч и сохраняют работоспособность при простреле снарядом калибра до 23 мм.
Для снижения геометрических размеров вертолетов в варианте корабельного базирования и облегчения воздушной переброски их военно-транспортными самолетами несущий винт оснащен системой складывания лопастей. Она может функционировать в полуавтоматическом или ручном режиме, обеспечивая складывание лопастей при скорости ветра до 45 уз.
С целью повышения дальности полета емкость топливной системы увеличена на 454 л для ударного АН-1Z и на 820 л (до 1 735 л) для варианта UH-1Y. Это достигается благодаря применению увеличенных крыльевых и фюзеляжных самогерметизирующихся взрывобезопасных топливных баков. Для повышения боевой живучести осуществляется наддув баков нейтральным газом. Кроме того, использование более рациональной схемы бронирования, а также перспективной брони из КМ существенно повысило показатели боевой живучести модернизированных машин по сравнению с базовыми.
Согласно проведенным расчетам, применение более мощных и экономичных двигателей, увеличенный запас топлива, а также более совершенная несущая система способствуют повышению боевого радиуса действия вертолета AH-1Z до 240, а UH-lN-до 220 км.
Таблица 2 ТТХ вертолётов АН-1 и UH-1 |
Характеристики | АН-1 | UH-1 |
Z | W | Y | N |
Масса, кг: | | | | |
пустого | 5 500 | 4 820 | 5 300 | 3 040 |
максимальная боевой (полезной) нагрузки | 2 860 | 1600 | (2 760) | (1 200) |
максимальная взлетная | 8 400 | 6700 | 8400 | 4 760 |
Скорость, км/ч: | | | | |
максимальная | 320 | 300 | 300 | 240 |
крейсерская | 270 | 245 | 270 | 200 |
Диапазон эксплуатационных перегрузок, единиц | -0.5..+2.8 | -0.5..+2.4 | -0.5..+2.64 | -0.5..+2.3 |
Боевой радиус действия, км | 240 | 110 | 250 | 80 |
Дальность полета, км | 690 | 590 | 650 | 400 |
Сравнительные тактико-технические характеристики вертолетов АН-1 и UH-1 различных модификаций приведены в табл. 2.
Для повышения характеристик маневренности и управляемости устанавливается новый стабилизатор увеличенной площади, оснащенный вертикальными шайбами. Применение более тяжелых по сравнению с ранее использовавшимися двигателей и хвостовой балки в целях сохранения заданной центровки потребовало установки на вертолете UH-1Y дополнительной секции фюзеляжа длиной около 0,53 м (перед сдвижной дверью). В ней размещены стеллажи для блоков аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования.
Основу БРЭО модернизированных машин составляют инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах с коррекцией по данным КРЫС "Навстар", радиовысотомер, радиосистема ближней навигации "Такан", ИК-станция переднего обзора на гиростабилизированной подвижной турельной установке (для UH-1Y с зоной обзора 360°) и комплект KB- и УКВ-радиостанций. Бортовой комплекс РЭБ включает станции предупреждения о радиолокационном (AN/APR-39A(V)2) и лазерном (AN/AVR-2 А) облучении, предупреждения о пуске ракет AN/AAR-47 и постановки пассивных помех AN/ALE-47 в составе четырех автоматов сброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей.
Ударный вертолет оснащается современной оптоэлектронной прицельной системой AN/AAQ-30, в состав которой входят ИК-станция переднего обзора, цветная телевизионной камера, работающая при низком уровне освещенности, и лазерный дальномер-целеуказатель. Основные элементы БРЭО соединены между собой мультиплексной шиной распределения данных стандарта 1553В. Для снижения информационной нагрузки на экипаж, кабины оборудуются цветными многофункциональными индикаторами и аппаратурой отображения информации на лобовом стекле.
Вооружение машины включает 20-мм автоматическую трехствольную подвижную пушку Ml97 (боекомплект 750 патронов, скорострельность до 690 выстр./мин), расположенную на турельной установке в носовой части фюзеляжа, и размещаемые на шести внешних узлах подвески на консолях крыла противотанковые управляемые ракеты "Тоу" или "Хеллфайр" с полуактивной лазерной и активной радиолокационной головкой самонаведения, противорадиолокационные ракеты AGM-122 "Сайдарм", авиационные кассеты CBU-55/B, 70-мм неуправляемые авиационные ракеты в семи или 19-тизарядных блоках, а также управляемые ракеты AIM-9 "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух". Максимальное количество подвешиваемого вооружения: до 18 УР "Сайдвиндер" или "Сайдарм", до 16 ПТУР "Тоу" либо "Хеллфайр", до четырех авиационных кассет или до 76 НАР. Максимальная масса боевой нагрузки увеличена до 1 800 кг, что на 500 кг больше, чем у вертолета модификации W.
После завершения модернизации машин показатель унификации основных элементов (хвостовая балка, силовая установка, гидравлическая и система энергоснабжения, БРЭО) составляет 85 % Первый переоборудованный вертолет AH-1Z "Супер Кобра" в 2005 году поступил для проведения войсковых испытаний, и после их успешного завершения в 2010-м началось полномасштабное производство этих машин. Текущими планами предусматривается приобрести 226 AH-1Z, из которых 58 единиц будут новыми, а оставшиеся - переоборудованными АН-1W.
Вертолеты UH-1Y также производятся серийно и с 2009 года применяются в Афганистане.
Зарубежное военное обозрение 2013 №1 с. 70-72