search
menu
person

NEWS AND UDATES


Боевые возможности истребителя F-15A (1977)

Боевые возможности истребителя F-15A

Полковник-инженер И. Чеботарёв,
кандидат технических наук

Империалисты США при подготовке к новым агрессивным войнам большое внимание уделяют созданию современной боевой техники, к которой, в частности, относится истребитель F-15A "Игл" американской фирмы "Макдоннелл-Дуглас". Самолет был сконструирован исключительно для решения задач завоевания превосходства в воздухе. Сейчас ими вооружаются авиационные части ВВС США.

К разработке истребителя F-I5A приступили не случайно. Она, подчеркивалось в зарубежной печати, началась после того, как американское командование во время грязной войны США во Вьетнаме пришло к выводу, что успешные боевые действия сухопутных войск можно вести только при условии превосходства в воздухе, в завоевании которого основную роль должны играть маневренные воздушные бои.

В зарубежной печати публиковалось немало данных, характеризующих самолет с точки зрения ведения им боев на различных высотах. В послезнее время для расширения рынка сбыта дорогостоящего самолета F-15A фирма-изготовитель начала рекламировать также его возможности по поражению наземных объектов. Информация об этом, полученная главным образом в процессе летных испытаний, часто давалась в иностранной печати в разрозненном виде, и в ней подчеркивались прежде всего положительные стороны действий самолета. Поэтому к этой информации следует относиться критически.

Ниже и краткой форме рассматриваются возможности истребителя "Игл" по ведению воздушных боев и нанесению ударов по наземным целям.

Ведение воздушных боев. По многим своим тактико-техническим данным самолет F-15A сравнивается с находящимся на вооружении ВВС США истребителем F-4E "Фантом"2. Это не случайно, поскольку последний считался за рубежом (до появления F-15A) лучше других приспособленным для борьбы с воздушным противником. Уже в требованиях, предъявляемых к самолету F-15A при его создании, было сказано, что он по маневренным свойствам, скороподъемности и времени разгона должен превосходить истребитель F-4E в два раза.

Иностранные военные специалисты считают, что высокая тяговооруженность, малая нагрузка на крыло и совершенная система управления оружием дают истребителю преимущества в воздушном противоборстве с другими современными истребителями.

Тяговооруженность истребителя F-15A, по данным зарубежной прессы, больше единицы. Она обеспечивается за счет высокой тяги двух турбореактивных двух контурных двигателей F100-PW-100 фирмы "Пратт-Уитни" {тяга каждого около 7000 кг без форсажа и 11300 кг с форсажем) и сравнительно небольшого нормального взлетного веса 18 150 кг (на 3180) кг меньше, чем у самолета F-4E). Последнего показателя удалось добиться благодаря использованию при изготовлении планера сплавов алюминия и титана, композиционных и других материалов, а также многофункциональных конструктивных элементов, которые воспринимают нагрузку на всех стадиях полета, начиная со взлета и кончая посадкой.

Для своего веса истребитель имеет большие размеры. По длине он превосходит "Фантом" на 0,6 м, по размаху крыла - на 0.9 м. площадь его крыла равна 56,2 м2. Поэтому удельная нагрузка на крыло всего около 270 кг/м2, что намного меньше, чем у большинства существующих истребителей. В процессе летных испытаний были достигнуты перегрузки от -3 до +9, при этом напряжении в основных силовых элементах конструкции составили всего 85%. предельно допустимых.

Система управлении оружием истребителя включает доплеровскую импульсную РЛС AN/APG-63, предназначенную для обнаружения и сопровождения воздушных целей на значительных дальностях, на больших и малых высотах, а также на фоне земли. Режимы работы системы выбираются с помощью кнопок и переключателей, расположенных на рычаге управления двигателем и ручке управления самолетом. Это дает возможность летчику сближаться с целью и атаковать ее, не отрываясь от пилотирования истребителя.

На ручке управления самолетом помещена кнопка "захвата" ближней маневренной воздушной цели, находящейся на расстоянии не более 18,5 км. При нажатии кнопки могут быть два режима работы РЛС. Одни из них. называемый в американской литературе "борсайт", возникает тогда, когда РЛС захватывает первую цель, появившуюся на линии прицеливания, которая обозначается на индикаторе на лобовом стекле "перекрестием". Его рекомендуется использовать тогда, когда в секторе обзора находится несколько отметок самолетов противника. Другой режим, называемый "суперсёрч", имеет место при захвате первой цели, вошедшей в сектор обзора индикатора на лобовом стекле.

При захвате цели летчик запрашивает ее по системе опознавания. В случае получения ответного сигнала "свой" сопровождение ее автоматически прекращается. Во время сопровождения цели вся информация о ней. включая командную метку, метку цели, дальность до цели, скорость сближения, диапазон дальностей стрельбы выбранной УР и отметку момента пуска, отображается на индикаторе на лобовом стекле. Здесь же воспроизводится символ ("квадрат") на месте ожидаемого появления цели.

По сообщениям зарубежной печати, учебные пуски УР "Сайдвиндер" с прицеливанием по индикатору на лобовом стекле осуществлялись на расстоянии 3,7 км от цели.

В кабине пилота (в верхнем левом углу приборной доски) имеется индикатор вертикального обзора, представляющий собой экран электронно-лучевой трубки.

С помощью данных, отображающихся на индикаторе вертикального обзора, летчик находит нужную цель, а после ее захвата получает информацию о ее полете. Рекомендуется на выбранном масштабе дальности вести поиск цели во всем диапазоне высот.

В то время, когда РЛС следит за целью, на индикаторе выдаются данные о ней: высота, скорость относительно земли, курс, дальность, ракурс, скорость сближения и перегрузки. Скорость относительно земли и значение перегрузки используются летчиком для определения типа атакуемого самолета. Большая скорость и высокие перегрузки показывают, что цель - истребитель. При захвате цели летчик нажимает кнопку "запрос". Если цель отвечает на "запрос", то на индикаторе вертикального обзора появляется символ "ромб".

Во время перехвата воздушной цели на средних дистанциях летчик может пользоваться данными как экрана вертикального обзора, так и индикатора на лобовом стекле*. Учебные пуски УР "Спарроу" средней дальности, как об этом сообщалось в зарубежной печати, производились с расстояния 37 км от цели. Для выполнения дальнего перехвата, боевого патрулирования и других задач, связанных с длительным пребыванием в воздухе, на самолет подвешиваются три подвесных топливных бака по 2270 л или два несбрасываемых контейнера "Фаст пэк" по 2900 л. Продолжительность полета с тремя подвесными баками составляет 5 ч 30 мин.

Чтобы иметь представление о возможностях истребителя F-15A вести маневренный воздушный бой, необходимо рассмотреть следующие его летные характеристики, о которых сообщалось в иностранной печати.
Маневр в горизонтальной плоскости. По этой характеристике истребитель F-15A намного превосходит самолет F-4E. Результаты летных испытаний, опубликованные в иностранной печати, были следующими. На высоте 9140 м и скорости М=1,3 самолет F-15A делает установившийся разворот на максимальной тяге с перегрузкой 4,3, a F-4E - 3,5. Если скорость уменьшается до М=0,9, то такие развороты выполняются истребителем F-15A с перегрузкой 3 на тяге боевого бесфорсажного режима, а F-4E - 2,7 на максимальной тяге. На меньшей высоте разница в их возможностях возрастает. Так, на высоте 3000 м и скорости М=0,9 самолет F-15A делает установившийся разворот с перегрузкой 6 на боевом бесфорсажном режиме, а F-4E - с перегрузкой 5 и только на максимальном форсаже. С перегрузкой 5 первый истребитель может выполнять установившийся разворот с разгоном.

Маневрирование скоростью - важная характеристика самолета при ведении воздушного боя, полете в строю и дозаправке топливом в воздухе, На самолете F-15A оно обеспечивается за счет хорошей приемистости двигателей. В зарубежной печати приводился такой пример: на высоте 9600 м самолет на форсажном режиме со скорости М=0,9 выходил на скорость М=1,1 через 10 с.

Максимальная скорость самолета (без внешних подвесок) на высоте 12 000 м составляет 2650 км/ч, а на высоте 300 м - 1470 км/ч. Для уменьшения скорости полета при выполнении боевой задачи или при заходе на посадку используется тормозной щиток, установленный за фонарем кабины. Посадочная скорость самолета 220 км/ч, скорость отрыва при взлете 260 км/ч.

Скороподъемность. Высокая тяговооруженность позволяет самолету набирать высоту на сверхзвуковой скорости. Например, иностранная печать писала, что истребитель F-15A, имея на борту 4047 кг топлива, развивал скорость набора высоты до 198 м/с. Он начинал выполнять фигуру "иммельман" с высоты 1500 м на скорости 555 км/ч и заканчивал на высоте 4050 м и скорости 590 км/ч.

В целях увеличения скороподъемности при перехвате воздушных целей и улучшения разгона на самолете F-15A могут быть установлены ракетные ускорители, размещенные в двух несбрасываемых контейнерах "Фаст пэк". Последние прикрепляются под крылом к боковым поверхностям фюзеляжа, образуя с ним аэродинамически одно целое. Тяга каждого ускорителя 2720 кг.

Опубликованные на страницах английского журнала "Флайт" результаты учебных маневренных воздушных боев истребителя F-15A с самолетами F-4E, F-5E, F-106, Т-38, А-4 убедительно доказывают его преимущество над ними. Из 221 воздушного боя 87% закончились в пользу самолета F-15A, 12% были прерваны из-за того, что одна из противоборствующих сторон вышла за пределы ограничений, накладываемых полигонными условиями.

Наиболее показательными были бои между самолетами F-15A и перехватчиком F-I06. В ходе 33 атак (из них 17 выполнялись на встречных курсах) истребитель F-15A имел возможность осуществить 11 пусков УР "Спарроу", 29 УР "Сайдвиндер" и 14 раз имитировать стрельбу из пушки, в то время как F-106 ни разу не мог занять выгодную позицию для использования бортового оружия.

При перехвате высокоскоростных целей самолет F-15A поражал ракетами "Спарроу" воздушную мишень "Бомарк", летевшую на высоте 21 640 м со скоростью М=2,7.

Практиковались также перехваты целей, летящих на малой высоте. Некоторые из них, по сообщениям иностранной печати, уничтожались на высоте 150 м.

Нанесение ударов по наземным целям. При выполнении этой второстепенной задачи самолет, как полагают представители фирмы "Макдоннелл-Дуглас", может нести одновременно с УР класса "воздух- воздух" и авиабомбы.

Как сообщалось в зарубежной печати, фирма провела серию испытаний истребителя F-15A в полигонных условиях для выявления его боевых возможностей по доставке боеприпасов к цели и опубликовала некоторые их результаты. Специалисты фирмы считают, что самолет сможет действовать и в качестве истребителя-бомбардировщика.

Соответствующая конструкция узлов подвески топливных баков позволяет подвешивать бомбы, а система управления оружием вместе с инерциальной навигационной системой обеспечивает прицельное бомбометание по наземным целям.

Под фюзеляжем и на два внутренних узла подвески консолей крыла рекомендуется подвешивать авиабомбы, а на два внешних узла - контейнеры с аппаратурой РЭБ (самолет также имеет бортовую аппаратуру РЭБ).

Электронное оборудование самолета дает возможность летчику выполнять бомбометание в ручном и автоматическом режимах. Во время испытаний истребитель загружался разнообразными боеприпасами (см. таблицу). Управление им осуществлялось с помощью электронно-механической системы, которая обеспечивает большую устойчивость полета самолета при прицеливании по наземным целям.

При бомбометании в ручном режиме на индикаторе на лобовом стекле непрерывно отображается линия разрывов. Летчику необходимо наложить ее на цель и в момент совмещения перекрестия с целью произвести сброс бомб. При этом способе выдерживаются небольшие углы пикирования.

В автоматическом режиме бомбы сбрасываются на больших углах пикирования. Момент сброса бомб вычисляется бортовой ЭВМ по данным наклонной дальности до целя, воздушной скорости и угла пикирования самолета, а также по заранее введенным в нее баллистическим данным боеприпасов. Б английском журнале "Флайг" приводились следующие сведения о точности бомбометания с самолета F-15A в автоматическом режиме, При углах пикирования самолета 30-600 и наклонных дальностях до цели 4620-4860 м круговая вероятная ошибка составляла 5 мрад, то есть 50%, боеприпасов ложилось п круг диаметром 28,2 м.

Варианты подвески боеприпасов на самолет и условия их сброса
Боеприпасы Вес кг Количество подвешиваемых боеприпасов Условия их сброса с самолета
скорость, М перегрузки
Фугасные бомбы:
Mk82, обычная 228 18 1,4 От -3 до +7.33
Mk82, "Снейкай" 254 18 1,4 То же
Мк84. обычная 890 3 1,4 То же
Мк84 с лазерной головкой самонаведеиия 930 3 1,2 От -2 до +5
Мк84 с ИК головной самонаведения 960 3 0,95 То же
Мк84 с телевизионной головной 1000 3 0,35 То же
Зажигательная бомба BLU-27B 370 9 0,95 От -2 до +6
Бомбовые кассеты:
CBU-52B 355 12 1,4 То же
CBU-58B 370 12 1,4 То же
CBU-71B 370 12 1,4 То же
Mk20 "Рокай" 224 18 1,4 От -3 до +7,33

Таким образом, информация, появляющаяся на страницах иностранной печати, свидетельствует о том, что истребитель F-15A имеет более высокие лётно-технические данные по сравнению с другими самолетами такого же класса, находящимися на вооружении капиталистических стран. Командование ВВС США возлагает большие надежды на эти всепогодные самолеты при выполнении ими задач по завоеванию и удержанию превосходства в воздухе в будущих войнах. Оно планирует использовать их в комбинации с легкими истребителями F-16A, которые скоро начнут поступать в строевые части.

* Более подробно об этом см. "Зарубежное военное обозрение", 1976, №11, с. 50-55, - Ред.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №7, с. 48-53  

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (12.08.2012) | Автор: Полковник-инженер И. Чеботарёв
Просмотров: 6128 | Теги: И. Чеботарёв, F-15A | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar