Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 23:19
Ключевые слова
авиация, Ю. Феоктисов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [17]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [50]
Ирак 2003- [39]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Вьетнамская война 1965—1973

Действия авиации в локальных войнах (1976)

Действия авиации в локальных войнах

Полковник Ю. Феоктисов,
кандидат военных наук

Агрессивная война, развязанная империалистами США в Индокитае, и война, которую вели израильские экспансионисты при поддержке американских монополий и международного сионизма п 1973 году на Ближнем Востоке, характеризовались широким применением авиации.

Несмотря на ограниченный характер этих войн, авиация выполняла в них все основные задачи, к которым иностранные военные специалисты относят: завоевание превосходства в воздухе, изоляцию района боевых действий, непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, воздушную разведку, воздушные перевозки и проведение специальных операций.

Каждая локальная война имела свои особенности, в частности в применении военно-воздушных сил. Например, в войне во Вьетнаме агрессор имел колоссальное превосходство в авиации над противником, а война на Ближнем Востоке отличалась интенсивностью действий боевых сил в воздухе и быстрым истощением их с обоих сторон. Средства ПСО были одним из главных препятствии успешного решения любого задания Они оказывали существенное влияния на формы и методы использования авиации. Поэтому характер и масштабы выполнения каждой из упомянутых выше основных задач в этих войнах были неодинаковыми. Более того, они менялись в ходе боев. С учетом этих особенностей в данной статье кратко рассматривается тактика действии авиации в локальных войнах.

Завоевание превосходства в воздухе проводилось с целью обеспечения свободы маневра своей авиации и создания благоприятных условий для боевых действий наземных сил. Подводя итоги войны в Индокитае, американский генерал Момьер в свое время писал в журнале "Орднакс" (США), что завоевание и удержание в течение длительного периода надежного превосходства в воздухе было особенно необходимо. Это достигалось, как отмечалось в зарубежной печати, путем уничтожения самолетов в воздушных боях, разрушения аэродромов и боевой техники на них, подавления средств ПСО.

В последние годы войны во Вьетнаме и особенно в войне на Ближнем Востоке в 1973 году задача завоевания превосходства в воздухе решалась главным образом за счет уничтожения самолетов противника в воздушных боях. поскольку нанесение ударов по его аэродромам и средствам ПСО было связано с определенными трудностями. По утверждению иностранных специалистов, дли успеха в воздушном бою требовались мастерство летного состава, организация гибкой системы управления, а также наличие истребителей, обладающих высокими летно-тактическими и огневыми возможностями. Для удовлетворения этих требовании принимались определенные меры.

Ещё в ходе войны во Вьетнаме американское командование пришло к заключению о необходимости иметь специальный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Коренным образом была пересмотре-па также система подготовки летного состава, в которой основное внимание стало уделяться обучению летчиков в условиях, близких к реальным. Из тактических приемов ведения боя особо выделялись ложные маневры вспомогательных групп, внезапное сближение с противником и уничтожение его с дальних дистанции. Судя по сообщениям зарубежной печати, большее количество самолетов в боях поражалось в первой ракетной атаке. Ради успешного выполнения такой атаки заранее распределялись обязанности между группами различного тактического назначения и составлялся план боя.

Вывод самолетов из строя на аэродроме усложнялся тем. что их начали размещать одиночно в железобетонных укрытиях. Для разрушения прочных малоразмерных целен требовалось больше сил Поэтому бомбометание производилось уже не по ним, а по взлетным полосам, пунктам управления, складам топлива и боеприпасов. В результате разрушения ВПП самолеты не могли подниматься в воздух в течение определенного промежутка времени.

Такие операции получили название блокирование или минирование аэродромов. Так, в войне в Индокитае, как сообщала иностранная печать, тактическая авиация США не раз получала задачу блокировать аэродромы базирования истребителей ДРВ на время полета стратегических бомбардировщиков через зону возможного противодействия последним. Время блокирования зависело в основном от степени повреждения взлетной полосы. Нанесение ударов по аэродромам, как признают американские военные специалисты, было связано с некоторыми особенностями применения средств поражения. Чтобы причинить максимальный ущерб, необходимо было сбрасывать обычные бомбы с высот 600 - 800 м. Самолет в это время находился в зоне действительного огня наземных средств ПСО аэродрома. Противозенитный маневр затруднял летчику прицеливание, а на прямолинейном участке полета росла вероятность поражения самолета.

Если на аэродроме била налажена система оповещения, а средства отражения налета имели достаточно высокую степень готовности, то стоимость самолетов, сбитых огнем средств ПСО, была выше стоимости нанесенного противнику ущерба. Поэтому не случайно в конце войны во Вьетнаме командование ВВС США организовало ночные рейды одиночных истребителей бомбардировщиков F-111. способных летать на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Однако бомбовый запас одного такого самолета был не достаточным для того, чтобы вывести из строя ВПП на продолжительное время. Кроме того, не все бомбы попадали в цель. В связи с этим каждую ночь такие рейды совершались по нескольку раз.

Подавление средств ПСО является, по мнению иностранных специалистов, важным элементом борьбы за превосходство в воздухе. Они считают, что при организации противодействия силам и средствам борьбы с самолетами в воздухе необходимо учитывать их постоянное совершенствование. В зарубежной печати подчеркивалось, что пренебрежение этим фактором неизменно приводило к серьезным неудачам и ставило под угрозу удержание авиацией тактического превосходства. Недаром на основе опыта войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в США были созданы УР класса "воздух - земля", запускаемые с рубежа, не досягаемого для огня средств ПСО противника, прикрывающих объект удара.

Развитие огневых средств ПСО шло с учетом возможного поражения самолетов по вcем диапазоне их действий по высотам, а также плотного прикрытия отдельных районов и направлений. В этих условиях разработка эффективных приемов прорыва к цели была сопряжена со значительными трудностями. Маневренные возможности ударных самолетов, загруженных до предела бомбами, ухудшались, и они не могли должным образом уклоняться от зенитного огня. Поэтому наиболее действенными оказались приемы внезапного появления самолетов над целью (после приближения к ней на малой высоте), использование отвлекающих групп, а также маскировка ударных самолетов на фоне интенсивных радиолокационных помех.

Однако подобные действия требовали высокой квалификации летного состава и четкого тактического взаимодействия между группами самолетов. Любая ошибка, связанная с неточностью или несвоевременностью выполнения рассчитанного маневра, приводила к потерям самолетов от зенитного огня.

Изоляция района боевых действий проводилась с целью сковать маневр противника и воспретить ему наращивание сил b восполнение потерь. Глубина изоляции зависела от задач сухопутных войск и боевого радиуса самолетов. Дальней границей считался рубеж, на котором авиация могла препятствовать подходу резервов и снабжению войск противника боеприпасами, горючим и материально-техническим имуществом. Ближняя граница изоляции определялась возможностью средств управления самолетами поддержки, действующими над полем боя.

Основными объектами при изоляции района боевых действий во Вьетнаме, как писал западногерманский журнал "Труппенпраксис", были линии коммуникаций, идущие из глубины территории противника, порты, хранилища и склады топлива.

Усилий тактической авиации не хватало для нарушения коммуникаций и нанесения ударов по промышленным объектам, защищенным средствами ПСО. Поэтому американское командование вынуждено было использовать стратегические бомбардировщики.

Стратегические самолеты В-52 вылетали на задания по заявкам сухопутных войск, но выполняли их самостоятельно, без участия в управлении полетом передовых авиационных наводчиков. Для выхода на цель использовалась информация от радиолокационной системы тактической авиации "Скай Спот". С помощью ее выполнялось до 50%. бомбометаний по площадным целям. Сброс бомб с самолетов В-52 производился с высот 7000-9000 м. Низкая точность попаданий в цель (в основном из-за большого рассеивания) компенсировалась увеличением количества сбрасываемых бомб.

Непосредственная авиационная поддержка широко применялась в локальных войнах. В ходе ее боевые самолеты уничтожали наземные цели, затруднявшие наступление или оборону своих сухопутных войск. Обычно эта задача решалась в простых метеорологических условиях. Управление самолетами осуществлялось с командных пунктов, расположенных в боевых порядках войск.

При организации непосредственной авиационной поддержки наибольшее внимание уделялось сокращению времени на вызов авиации и прибытие ее в назначенный район В этих целях самолеты базировались по возможности ближе к району боевых действий, уменьшались сроки
подготовки самолетов к вылету, использовались специальные системы вызова.

Чтобы приблизить авиацию к району боевых действии, ее размещали на передовых неподготовленных аэродромах. Это обстоятельство не позволяло использовать тяжелые самолеты для непосредственной поддержки. Для сокращения сроков подготовки самолета к вылету был, в частности, усовершенствован порядок послеполетного контроля и заправки, а также процесс подвески бомб и заряжания оружия. По сообщению швейцарского журнала "Интеравиа", самолет F-100 готовился к повторному вылету за 12-15 мин.

Команды на срочный вызов авиации передавались обычно через передового авиационного наводчика. В обязанности командира, имевшего право на вызов авиации, входило обеспечение экипажей самолетов данными целеуказания для выхода их на заданный объект атаки. Он же должен был обозначать свой передний край, чтобы исключить улары по своим войскам.

Часто обстановка на поле боя менялась так быстро, что вызванные самолеты приходилось перенацеливать на другие объекты. Если надобность воздействия на заданный объект отпадала, то экипажу иногда приходилось самому искать цели. Во время повторных заходов возрастала вероятность уничтожения самолета зенитным огнем противника.

Часто общевойсковые командиры без достаточных основании использовали авиацию по второстепенным целям, что приводило к быстрому расходу отведенного им количества самолетовылетов. Эти недостатки, как считают иностранные военные специалисты, можно устранить только путем введения новых методов управления авиацией над полем боя и совершенствования способов наведения и целеуказания с земли.

Воздушная разведка в локальных войнах велась непрерывно всем.: имеющимися средствами и способами. Задачи ее (в интересах сухопутных войск и ударных сил авиации) выполняли тактические и стратегические самолеты на всю глубину ТВД. Тыловые районы противника также находились под постоянным наблюдением с воздуха. На страницах американских журналов сообщалось, что е войне во Вьетнаме стратегические разведчики (U-2, SR-71) летали днем на большой высоте, превышающей 20000 м. Беспилотные разведывательные самолеты (AQM-34) действовали днем сначала на большой высоте, достигавшей 12000 м, а затем только на малой, не превышавшей 500 м в районе фотографирования. Разведку ночью в районах, прикрытых современными средствами ПВО, вели в основном экипажи самолетов RF-4С. Кроме того, задачи по разведке возлагались обязательно на все экипажи боевых самолетов

В ряде случаев интенсивность использования самолетов-разведчиков была высокой. Так, в декабре 1972 года в разведывательных целях было произведено около 30% общего количества самолетовылетов. В зависимости от обстановки на ТВД менялась и тактика ведения разведки.

В ходе "противопартизанской войны" во Вьетнаме поиск замаскированных в джунглях объектов вели визуально пилоты легких самолетов, за которыми были закреплены определенные районы. Они же давали целеуказание ударным группам штурмовиков.

Большие трудности возникали при разведке расположения средств ПСО, поскольку время получения готовых данных аэрофогографирования было слишком большим. Американский журнал "Эр форс" по этому поводу писал: "Чтобы установить местоположение стартовых позиций ЗУР, необходимо было затратить на обработку данных фоторазведки около 10 ч, а противнику достаточно было 4 ч, чтобы передислоцировать ракеты на другое место". Поэтому поиск путей сокращения времени доставки информации был в центре внимания командования ВВС США.

На основании имевшихся сведении, полученных разведкой, не только планировалось количество ударов но вскрытым объектам, но и определялись также способы преодоления ПСО и маневрирования в районе цели. В локальных войнах широко применялись радиотехническая и инструментальная разведки (с помощью инфракрасных и радиолокационных средств), а также так называемая "огневая разведка", при которой самолеты-разведчики действовали совместно с группами истребителей-бомбардировщиков.

Воздушные перевозки. Несмотря па ограниченный характер войн, потребности в материально-техническом обеспечении войск были относительно большими. Американский журнал "Спейс энд аэронотикс" писал, что в войне во Вьетнаме расходовалось свыше 25 млн. боеприпасов в неделю, а запасных частей, материалов и эксплуатационного оборудования подвозилось столько, сколько было необходимо для напряженных полетов сотен самолетов и вертолетов.

Как подчеркивалось в зарубежной печати, важную роль в обеспечении поиск всеми необходимыми материалами в войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке играли воздушные перевозки. Для снабжения войск израильских агрессоров был образован специальный "воздушный мост", по которому, как сообщала американская печать, с 13 октября по 11 ноября 1973 года Израиль получил из США 22 407 т военных грузов.

В войне во Вьетнаме снабжение американской армии по воздуху осуществлялось по так называемой системе "Ред болл экспресс". Самолеты с необходимым грузом прибывали примерно через 6S ч после того, как поступала заявка от армейского командования. За один день перевозилось в среднем более 100 т грузов.

Постоянная потребность сухопутных войск в подкреплениях требовала посадки тяжелых транспортных самолетов как можно ближе к районам боевых действий. Для этого задействовались соответствующие готовые аэродромы и строились полевые аэродромы с ВПП из стальных панелей. С целью сокращения длины пробега были модифицированы транспортные самолеты Установленная, например, на самолетах С-123 новая тормозная система позволила уменьшить посадочную дистанцию на 180-210 м.

Были разработаны также способы сбрасывания грузов с самолетов, пролетающих над площадкой на высоте до 60 м. В воздушных перевозках активно участвовали и транспортные вертолеты. Так, вертолет CH-47A "Чинук" поднимал до 6 т груза или 33 солдата с полным снаряжением.

Проведение "специальных" операций. Эти операции, в которых участвовали авиационные, подразделения специального назначения, включали борьбу с патриотическими силами, психологическое воздействие на население и другие военные акции, направленные на подрыв морального состояния войск противника.

В войне в Юго-Восточной Азии командование США широко использовало силы специального назначения, приемы и методы действий которых были самыми разнообразными. В число их входили радиовещание и разбрасывание агитационных листовок с самолетов, сброс бомб на мирных жителей экипажами самолетов с не американскими опознавательными знаками, десантирование в тыл противника диверсионных отрядов, состоящих из наемников, переодетых в форму патриотов и т. п.

Израильские экстремисты в войне 197З года также проводили "специальные" операции в целях запугивания арабского населения, подрыва морального духа войск противника и обострения обстановки в регионе. В ходе войны действовали разведывательно-диверсионные отряды, которые на вертолетах (при поддержке авиации) совершали налёты на важные объекты противника, выводили их из строя, захватывали необходимое оборудование и технику и возвращались на свою территорию.

Помимо основных задач, авиация в локальных войнах выполняла множество других задании. В число их входили: радиоэлектронное противодействие, поиск и спасение экипажей, дозаправка топливом в воздухе, целеуказание, связь, метеорологическая разведка и т. д.

Таким образом, как это видно из приведенных выше данных, авиация в локальных войнах в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке широко привлекалась для решения самых разнообразных задач. Масштабы и характер ее действии были неодинаковыми и зависели от многих факторов, и прежде всего от соотношения сил, условий ТВД и состояния ПСО противника.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №3, с. 45-50

  

Категория: Вьетнамская война 1965—1973 | Добавил: pentagonus (21.01.2012) | Автор: Полковник Ю. Феоктисов

Просмотров: 3637 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов