Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 11:36
Ключевые слова
комплектование

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Добровольный способ комплектования вооружённых сил США
HTML clipboard

Добровольный способ комплектования вооружённых сил США

Полковник Ю. Мгимов

Переход в 1973 году к комплектованию вооруженных сил США на добровольной основе определялся комплексом предпосылок исторического, социально-экономического и военно-политического характера. Принятие решения в значительной степени было связано с особенностями развития Соединенных Штатов как суверенного государства и их военно-политическим курсом, который свидетельствует о том. что им никогда не приходилось защищать собственную территорию от вторжения противника.

Исторические предпосылки, связанные с тем, что страна не нуждалась в течение длительного периода (около полутора веков) в обязательном призыве (воинской повинности) и формировании вооруженных сил (ВС) по призыву, поэтому они комплектовались только за счет добровольцев. Так было еще в колониальный период их существования (создание милицейского контингента из добровольцев со сроком службы три месяца), в годы войны за независимость (1775 -1783), по завершении которой было создано независимое государство - США, в период гражданской войны (1861 - 1865), когда в течение первых двух лет на военную службу с обязательством служить три года поступило более 1 млн добровольцев. К тому же времени относится первая попытка государственно-политического руководства страны (президента Линкольна) ввести «выборочный национальный призыв» (Selective National Draft). Введение соответствующего закона, хотя и в ограниченном виде, вызвало всеобщее возмущение и неповиновение американских граждан: в г. Нью-Йорк произошел бунт с большим количеством жертв (в уличных беспорядках погибло свыше 1 тыс. человек), а на временные призывные пункты явилось не более 250 тыс. новобранцев-призывников.

Впервые обязательная воинская повинность как утвержденная законодательная акция конгресса, поддержанная большинством граждан, была введена в годы Первой мировой войны. 6 апреля 1917 года, в день объявления войны Германии, президент США Вильсон выступил с законодательной инициативой о введении обязательного призыва, а 18 мая это предложение приобрело статус закона. Соответственно начиная с 5 июня 1917 года была проведена регистрация граждан возрастных групп от 21 года до 30 лет, в результате которой было зарегистрировано около 9,5 млн человек, а 20 июля того же года были призваны первые 687 тыс.

После окончания Первой мировой войны закон о воинской повинности был отменен и вооруженные силы снова стали комплектоваться добровольцами. Вновь он был введен в действие только в ходе Второй мировой войны. 14 сентября 1940 года конгресс утвердил, а 16 сентября президент Рузвельт подписал Закон о воинской повинности, который предусматривал создание и организацию службы воинской повинности и обеспечил призыв более 10 млн человек. Всего за годы войны регистрацию по этому закону прошли почти 50 млн человек, а в вооруженных силах служили свыше 12 млн, включая добровольцев. Вышеуказанный закон был отменен в марте 1947 года.

В последующие годы в связи с возрастанием роли силовых компонентов в военно-политическом курсе Соединенных Штатов и, как следствие, активизацией применения вооруженных сил в различных регионах мира, оказалось практически невозможным полностью удовлетворить потребности в личном составе только за счет добровольцев, особенно в сухопутных войсках. Например, в период войны во Вьетнаме сухопутные войска были укомплектованы рядовым и сержантским составом по контракту (добровольцами) только на 15 проц., остальные 85 проц. набирались согласно Закону о воинской повинности.

В последующие годы, вплоть до перехода на добровольный способ комплектования, этот закон неоднократно обновлялся и продлевался, что было связано с военными акциями США в Корее, Ливане, Доминиканской Республике и Вьетнаме. Вплоть до 1965 года, когда значительно активизировались военные действия во Вьетнаме, военная повинность признавалась военно-политическим руководством США и гражданским сообществом как правомерная и необходимая норма формирования вооруженных сил и обеспечения их требуемым количеством личного состава. В целом военную службу на ротационной основе прошли 5,8 млн человек в Корее и 6 млн во Вьетнаме. Однако, как отмечали американские специалисты, «ни в одном из этих событий не было сделано серьезных попыток использовать способ добровольного комплектования», а во Вьетнаме «даже резервные компоненты использовались слабо».

Дальнейшая эскалация боевых действий во Вьетнаме после 1965 года привела к возникновению многих затруднений в комплектовании ВС личным составом. Это обусловило новые подходы, отвечающие количественно-качественным требованиям национальной военной стратегии США и снова привлекло внимание к проблеме комплектования на добровольной основе как замене воинской повинности.

Социально-экономическая ситуация в стране отражает уровень условий жизни и деятельности населения и личного состава вооруженных сил. Значимость этого фактора состоит в том, что оценка своего материального положения традиционно определяет характер отношений американцев к политической деятельности правительства, включая сферу строительства вооруженных сил, а также степень поддержки практических мероприятий, например, по переходу на новый способ комплектования. Эта оценка влияет также на восприимчивость отдельных слоев населения, личного состава вооруженных сил и новобранцев к воздействию СМИ и соответствующих организационных структур, включая военные, при осуществлении ими функций по набору и отбору новобранцев.

Наличие в США в 60 - 70-х годах достаточно мощной финансово-экономической базы позволяло до определенного момента поддерживать необходимый жизненный уровень большей части населения, в том числе потенциального контингента новобранцев. Согласно официальной американской статистике, в течение 1950 - 1964 годов заработная плата в гражданском секторе экономики возросла на 69 проц. Это обеспечивало достаточно высокий уровень денежного содержания основных категорий личного состава регулярных вооруженных сил. Именно поэтому значительная часть бюджета министерства обороны (до 50 - 60 проц.) того периода приходилась на статью, регламентирующую содержание личного состава. При этом финансовая нагрузка на эту статью значительно возросла в связи с увеличением численности регулярных войск по мере эскалации войны во Вьетнаме. По данным министерства обороны США, она достигла максимального уровня в 1968 году (3 546 000 человек), что не могло не сказаться на финансовых возможностях государства. Это также привлекло внимание определенных слоев американского общества (прежде всего налогоплательщиков) и конгресса как главного законодательного органа, конституционно ответственного за выделение (утверждение) средств на вооруженные силы и контроль их расходования. В итоге американское военное руководство приступило к сокращению численности личного состава ВС еще до перехода на добровольный способ комплектования, что облегчило этот переход уже на его первом (подготовительном) этапе.

Как отмечают американские экономисты, в этот же период стала приобретать стабильный характер тенденция чрезмерного роста разницы в денежном содержании между призывниками-новобранцами первого срока службы и остальной частью рядового (сержантского) состава, младшими и старшими офицерами, а также офицерами, прослужившими не менее двух лет. Так, за период с 1948 года (когда вновь была введена воинская повинность) по 1965-й основной оклад офицеров, прослуживших два года и более, возрос в среднем на 45 проц., а менее двух лет - только на 13 проц.

По данным американской статистики, за период с 1950 по 1964 год основной оклад призывников-новобранцев возрос только на 4 проц., тогда как денежное содержание кадрового личного состава в целом увеличилось на 58 проц. В результате этого снизился интерес потенциальных новобранцев к службе в вооруженных силах и возникли трудности в ходе их набора даже в условиях обязательной воинской повинности, а главное — возросло число военнослужащих, уволившихся из вооруженных сил после первого срока службы, то есть нарушалась стабильность кадрового состава, что в конечном счете вело к снижению уровня боеготовности и боеспособности войск.

Между тем, как отмечалось в 1969 году в докладе специальной комиссии (во главе с бывшим министром обороны США Гейтсом) по переходу на добровольный способ комплектования, повышение оплаты новобранцев на 10 проц. может увеличить их приток в ВС почти на 12,5 проц. Таким образом, при новом способе комплектования значительно бы облегчилась проблема набора добровольцев.

Важным моментом социально-экономического характера, влияющим на решение проблемы является соотношение (разница) между денежным содержанием военнослужащих и уровнем заработной платы занятых в гражданских сферах. Несоразмерное или «неконкурентоспособное» соотношение затрудняет привлечение на службу в ВС квалифицированных специалистов дефицитных профессий и снижает ее «экономическую привлекательность». В отдельные периоды эта разница оказывалась минимальной (всего несколько десятков долларов), однако при комплектовании на основе воинской повинности она возрастала в пользу занятых в гражданском секторе (в 1965 году составила почти 50 проц.) Непосредственно перед переходом на добровольный способ комплектования (1972 год) она превышала 60 проц.

Существенное влияние на способы комплектования вооруженных сил оказывает положение в области занятости, а также способность правительства регулировать остроту такой социальной проблемы, как безработица.

Согласно официальной американской статистике, в 60 - 70-х годах безработица среди населения в возрасте 16-65 лет удерживалась на уровне 5-7 проц., а среди молодежи активного призывного возраста (20 - 24 года) она составляла 9-15 проц. При этом наибольшая доля безработных приходилась на представителей национальных меньшинств: афроамериканцев (негров) - 18 - 20 проц., испаноязычных - 9 - 13 проц. (для белых американцев этот показатель не превышал 9 проц.). По взглядам специалистов, такая ситуация при переходе к добровольному способу комплектования могла привести к проблемам в национально-этническом составе контингента новобранцев и регулярных вооруженных силах в целом.

В 1973 году при переходе на добровольный способ комплектования вооруженных сил, уровень безработицы составлял 4,8 проц. Между тем комиссия Гейтса в своем докладе подчеркивала, что даже при минимальном ее уровне число новобранцев-добровольцев может увеличиться почти на 20 проц., хотя это грозит ухудшением качественных показателей набираемого контингента.

Помимо степени занятости, жизненный уровень населения обусловливается также одновременным воздействием многих факторов (инфляция, налогообложение, социальные дотации государства и другие). В связи с этим администрация США старалась не допустить чрезмерного завышения этих показателей прежде всего в отношении широких слоев общества - мелких собственников, высококвалифицированных рабочих, интеллигенции, которые составляют основные социальные массы в США.

В целом при переходе к комплектованию вооруженных сил на добровольной основе руководство ВС США исходило из определенных социально-экономических предпосылок. Во-первых, оно рассматривало и оценивало финансовые ресурсы с точки зрения их достаточности для обеспечения строительства вооруженных сил по основным направлениям (в данном случае обеспечение ВС личным составом), которые трансформируются в процессе планирования в финансовые элементы разрабатываемых военных программ и в статьи бюджета (например, статья «Содержание личного состава»). Во-вторых, учитывало людские ресурсы, а также проводило количественную и качественную оценку их как базы обеспечения регулярных вооруженных сил и их резервных компонентов личным составом на основе концепции «единых сил» в мирное и военное время.

Необходимость учета предпосылок военно-политического характера обусловлена, прежде всего, тем, что комплектование вооруженных сил личным составом осуществляется не абстрактно, а целенаправленно - в соответствии с предназначением, целями и задачами ВС как силового инструмента реализации политики национальной безопасности Соединенных Штатов. В связи с этим основными критериями возможности перехода на добровольный способ комплектования могут быть, во-первых, внутреннее состояние американского общества, например, в 60-годы его отношение к ведущейся США войне во Вьетнаме и соответственно к службе в армии; во-вторых, состояние самих вооруженных сил (количественно-качественное, морально-психологическое).

По оценке американских военных специалистов, в конце 60-х - начале 70-х годов американское общество характеризовалось значительным ухудшением морально-психологического состояния, особенно среди контингента потенциальных призывников. Боевые потери и необходимость систематической, а не периодической ротации войск, как это было в начале военных действий во Вьетнаме, требовали непрерывного пополнения вооруженных сил. Так, в тот период ежемесячный призыв возрос до 20 — 30 тыс. человек, а призывной возраст снизился до 19 лет (для сравнения: в 1964 - 1965 годах — 5 — 10 тыс. человек при среднем возрасте 23 года). Кроме того, были сокращены сроки обучения и подготовки военнослужащих, направляемых во Вьетнам. В результате снизился уровень подготовки личного состава, и, естественно, возросли боевые потери, что вызвало негативную реакцию, а также отрицательно сказалось на морально-психологическом состоянии американского общества. Как показывают социологические опросы того времени, многие представители различных слоев населения «чрезвычайно скептически» относились к внешней политике Соединенных Штатов в целом и к войне во Вьетнаме в частности. Призывники нередко сжигали повестки и не являлись на призывные пункты. Уклоняясь от военной службы, многие покинули страну. Так, в период эскалации войны во Вьетнаме в Канаду и Швецию эмигрировали около 60 тыс. американцев призывного возраста. Кроме того, молодежь свой отказ служить в вооруженных силах объясняла принадлежностью к различным религиозным сектам, запрещающим ношение или применение оружия.

Наиболее характерным для того периода являлось то, что из всего призывного контингента вооруженных сил (26,8 млн) службу в ВС фактически прошли только 10,8 млн человек, а более половины по тем или иным причинам не служили. По данным американской печати, к числу наиболее распространенных причин относились физические и умственные недостатки (соответственно свыше 3,5 и 1,6 млн человек), психические отклонения (более 250 тыс.), религиозные и этические соображения (около 90 тыс.), отказ исполнять воинскую повинность (почти 600 тыс.).

В тот период беспрецедентного размаха в США достигло антивоенное движение военнослужащих. В начале 70-х годов оно получило организационное оформление: в вооруженных силах начали действовать такие общества, как «Союз американских военнослужащих», «Солдаты за мир», «Объединение солдат против войны во Вьетнаме», «Движение за демократическую армию». Появление организаций военнослужащих, пусть неформальных и немногочисленных (например, «Союз американских военнослужащих» насчитывал около 10 тыс. человек), но выдвигавших как чисто военные, так и широкие демократические требования, вызвало большие опасения военно-политического руководства, поскольку свидетельствовало о начале политизации вооруженных сил, что, по мнению командования, требовало принятия соответствующих мер.

Состояние личного состава вооруженных сил в период, предшествовавший принятию добровольного способа комплектования, характеризовалось рядом других негативных моментов, требовавших быстрого устранения в интересах обеспечения национальной безопасности.

Численность регулярных вооруженных сил колебалась, иногда довольно резко, что было вызвано активным участием в региональных войнах (см. таблицу): от 1,46 млн человек в 1950 году до 3,56 млн в 1953-м и 3,49 млн в 1969-м. Это составляло соответственно 4,8; 11,6 и 9,8 проц. численности мужского населения основной призывной возрастной группы (18-45 лет). В период до 1973 года уменьшалось число добровольцев, поступающих на военную службу в соответствии с Законом о воинской повинности: с 1965 по 1967 год оно в общей численности регулярных вооруженных сил сократилось почти на 16 проц., а в сухопутных войсках более чем на 18 проц.

Таблица Численность регулярных Вооружённых сил США в период с 1950 по 1969 год

Финансовые годы

Численность регулярных ВС, млн. человек

Доля численности регулярных ВС по отношению к мужскому населению (18 - 45 лет), проц.

1950

1,46

4,8

1953

3,561

11,6

1955

2,94

9,6

1960

2,48

7,9

1965

2,66

8,0

1969

3,492

9,8

1 В период войны в Корее
2 В период войны во Вьетнаме

Отсев (уход) новобранцев-призывников в течение первого срока службы характеризовался в 1971 - 1973 годах постепенным, но стабильным ростом: 18,2 проц. в 1971 году, 21 проц. в 1972-м и 23,2 проц. в 1973-м для призывников со средним образованием и соответственно 39,7; 41,6 и 46,3 проц. для не имеющих такового. Из этих данных следует также важный для оценки степени подготовки контингента вывод о том, что, как правило, 50 проц. не прошедших конкурсный отбор, составляли лица, не имевшие среднего образования.

Уровень образования новобранцев-призывников в допереходный период также снизился: в 1964 году доля новобранцев со средним образованием в регулярных вооруженных силах составляла 69 проц., а в 1972-м - 67 проц.; в сухопутных войсках и морской пехоте - 70 и 61 проц., 61 и 52 проц. соответственно.

От уровня образования зависит степень умственного развития призывного контингента. По официальным американским данным, доля призывников, принадлежавших к высоким уровням (категории I - III) такого развития на основе тестирования в 1964 году, составляла около 85 проц., а в 1968-м снизилась до 75 проц., при этом доля принадлежащих к самой низшей категории (IV) резко увеличилась. В рассматриваемый период наблюдался рост представителей национальных меньшинств, прежде всего афроамериканцев (негров). Например, их доля в контингенте призывников для сухопутных войск возросла с 13 проц. в 1964 году до 15 проц. в 1972-м.

Кроме того, для вооруженных сил того периода был характерен высокий уровень дезертирства и самовольных отлучек. Например, в 1971 году общее количество военнослужащих, совершивших такие проступки, превысило 240 тыс. человек. Дезертирство приняло такие масштабы, что в вооруженных силах были созданы специальные органы по борьбе с этим видом воинских нарушений.

Во время войны во Вьетнаме отмечалось ухудшение дисциплины в войсках, особенно в тех частях, которые участвовали в боевых действиях. Широкое распространение получили алкоголизм, наркомания, преступность. Участились случаи неповиновения командирам, невыполнения приказов и распоряжений. Усилились и расовые противоречия. Все это привело к значительному снижению уровня боеспособности и боеготовности вооруженных сил США, что потребовало от американского военно-политического руководства принятия решения об отмене воинской повинности и замене ее добровольным способом комплектования.

В целом из всех предпосылок, сопутствовавших переходу на этот способ, военно-политические имели наибольшее значение, были вызваны состоянием американского общества в целом и личного состава самих ВС в частности и в комплексе предопределили его целесообразность.

Зарубежное военное обозрение №2 2000 С.2-6

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (14.03.2010) | Автор: Полковник Ю. Мгимов

Просмотров: 3972 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
Здравствуйте.Меня интересует какие документы нужны,и что нужно для службы по контракту у вас.
Ответ: У нас, надо зайти в военкомат и спросить smile
А вот в Армию США всё сложнее. Этот вопрос до косточек обсосан на форуме - http://pentagonus.ru/forum/4-16-1

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов