Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 23.10.2019, 21:08
Ключевые слова
Сухопутные войска, реформа, сетецентризм, новый облик, Армия

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [249]
Боевые операции [67]
Личный состав [123]
Вооружение [220]
Законы, Уставы [56]
Подготовка [157]
НИОКР [148]
Техническое обеспечение [216]
Форма, знаки различия, награды [23]
Кадры [14]
Информационное противоборство [85]
Тактика и стратегия [161]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 60
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Структура и организация

Дорога США к новому облику сухопутных войск. Уже 10 лет и почти сотня миллиардов доларов.

   Прошел год с начала анонсированной 14 октября 2008 года реформы Вооруженных Сил России. Руководитель Разведывательного управления МО США в ежегодном докладе «Оценка угроз» назвал эту реформу самой масштабной в Российской армии со времен Второй мировой войны. Необходимость реформы под сомнение никто не ставит, однако за прошедший год немало копий было сломано в дискуссиях о порядке ее проведения. Тем не менее давно назревшее реформирование идет, в том числе и в Сухопутных войсках, переходящих к трехзвенной системе управления. Только за полгода создано более 40 бригад новой организационно-штатной структуры, уже прошедших обкатку в учениях различных уровней. Об этом еще в середине июня сообщил главком генерал армии Владимир Болдырев. Переход на бригадную структуру происходит также в Испании, Португалии, Австралии, Китае и многих других странах. А первыми подобную реформу инициировали США. Правда, у них получается не так гладко. Об этом свидетельствует выпущенный также в июне 2009 года доклад бюджетного комитета конгресса США «Анализ программ трансформации СВ и возможных альтернатив развития». Причины американских неудач представляют для нас вполне конкретный интерес.

 

   Современный этап реорганизации в армии США начался ровно десять лет назад. В 1999 году начальник штаба генерал Эрик Шинсеки представил свое видение перспективного облика сухопутных войск, где основной боевой единицей становилась бригада, способная в течение 96 часов осуществить переброску своих подразделений в любую точку земного шара для выполнения всего спектра боевых задач в различных условиях обстановки. Для этого, по его мнению, новые формирования должны быть оснащены не 60-тонными танками, а более легкими и мобильными средствами, которые и начали разрабатывать в соответствии с программой «Боевые системы будущего» (Future Combat System - FCS).
  Сегодня в США проводятся организационные и технические мероприятия для создания более мобильных и технически оснащенных формирований бригадного уровня. Но основа для реформирования была заложена в начале 90-х годов прошлого века и перехода на бригадную структуру первоначально не предусматривала. 

ОТ ДИВИЗИИ К БРИГАДЕ

  В зарубежных научных публикациях среди основных причин очередного реформирования американской армии называются новые угрозы национальной безопасности, возникшие после окончания холодной войны и требовавшие коренного изменения форм и способов применения вооруженных сил. Но главное - это появление современных информационных технологий, позволивших в итоге создать более мобильные и жизнеспособные формирования.
  Основу для реформирования заложил начальник штаба СВ (июнь 1991 - июнь 1995 гг.) генерал Гордон Салливан. Изучив достижения в области информационных технологий, он изложил свой план проведения дальнейших исследований и экспериментов с целью выявления тех, которые могли бы найти применение в линейных частях сухопутных войск. Одна из его основных идей - оснащение бригады, дивизии и в конечном итоге корпуса вооружением и военной техникой, а также аппаратурой на основе цифровых технологий (ВВТ).
  Позднее на основе предложений генерала Салливана руководству страны была представлена новая стратегия развития вооруженных сил, получившая наименование «Силы XXI века» (Force XXI), а также подготовлен план экспериментальных учений для отработки новой организационно-штатной структуры, удовлетворяющей современным требованиям военно-политической обстановки. По мнению Пентагона, реализация стратегии позволила бы перейти к инновационным формам и способам ведения военных действий и обеспечить недостижимый для любого противника уровень ситуационного понимания обстановки на поле боя, а также скорости принятия решений.
  В рамках реализации стратегии «Силы ХХI века» была сформирована экспериментальная 4-я механизированная дивизия в Форт Худ численностью 15 280 человек. Личный состав был незначительно сокращен, при этом дивизия получила на вооружение высокоточные средства огневого поражения большой дальности, перспективные комплексы разведки и наблюдения, новую автоматизированную систему тылового обеспечения. Но главной идеей формирования перспективных сил стало их оснащение современными средствами управления и связи, что и дало соединению неофициальное название «компьютеризированная дивизия».
  С середины 1996 года на базе «компьютеризированной дивизии» проводилась серия учений TASK FORCE- 21, в ходе которых экспериментальные формирования оснащались перспективными образцами ВВТ, а также автоматизированной системой управления войсками, средствами разведки, ПВО и тыла за счет чего и достигалось подавляющее информационное превосходство над противником. Другими словами, на рабочих местах в боевых машинах (танки «Абрамс» М1А2, БМП «Бредли» М2А3, ударные вертолеты «Апач» AH-64D и др.) помимо штатных средств связи была установлена дополнительная аппаратура APPLIC, предназначенная для отображения на дисплеях операторов точного местоположения своих сил, войск противника, а также для эффективного управления подчиненными формированиями.
  Характерной чертой «компьютеризированной дивизии» стала реструктуризация ее боевых частей в сторону уменьшения, но с сохранением и даже увеличением их боевой эффективности за счет повышения стратегической и оперативно-тактической мобильности, достижения абсолютного превосходства в информационном и разведывательном обеспечении, а в итоге упреждения противника в принятии решения и осуществлении маневра.
  В дальнейшем по уже утвержденному плану предполагалось реформировать остальные соединения. Однако в руководстве cухопутных войск произошли кадровые перестановки. Начальником штаба был назначен генерал Э. Шинсеки, который, по неофициальной информации, лоббировал предприятия ВПК, занимавшиеся разработкой техники и вооружения общей массой до 30 тонн. В результате реформирование остальных частей если и не приостановилось, то по крайней мере существенно затормозилось. Параллельно произошел пересмотр взглядов на предназначение дивизий и начался переход к формированиям нового типа - Objective Force, основу которых должны были составить уже бригадные тактические группы.
  Новые инициативы нашли отражение в важнейших документах программно-целевого планирования строительства ВС США, определяющих общие направления деятельности в достижении целей реформирования наземных сил. Тогда же был утвержден перечень формируемых бригадных тактических групп: группы сил специальных операций; пехотный полк «Рэйнджер»; воздушно-десантные и легкие пехотные бригады; бригады переходного типа «Страйкер»; механизированные и бронетанковые бригады; бронекавалерийские полки; воздушно-штурмовые бригады.
  В 2003 году преемник Шинсеки генерал Питер Шумейкер продолжил мысль о перспективных силах, но уже с точки зрения унификации их организационной структуры, достигаемой за счет сокращения типов бригад до трех (тяжелой, пехотной и «Страйкер»), перехода на модульный принцип их построения и объединения всех участников в единую сеть информационно-коммуникационного пространства. 

ВОПРОСЫ ВООРУЖЕНИЯ

  Технические мероприятия реформирования cухопутных войск США сводятся не просто к их оснащению современными средствами вооруженной борьбы, а к поиску принципиально новых технических решений на долгосрочную перспективу. Решений, которые позволят модульным бригадам не только осуществлять быструю переброску на удаленные ТВД и сразу вступать в бой, вести длительные и непрерывные боевые действия без дополнительного усиления в различных природно-климатических условиях и при сложном характере местности, но и обеспечат необходимый уровень маневренности, огневой мощи, управляемости и живучести.
  Проектирование подобных комплексов и систем началось в середине 90-х, а к концу века разрозненные направления были объединены в полномасштабную программу модернизации техники и вооружения сухопутных войск «Боевые системы будущего» (Future Combat System - FCS).
  Первоначальными планами программы предусматривалось, что одна бригада, оснащенная техникой воздушного и наземного базирования, будет иметь на вооружении:
  - 322 управляемых наземных комплекса (Manned ground vehicle) восьми типов. Их разработка началась вместо бронированных машин семейства «Страйкер», оказавшихся недостаточно эффективными при применении в вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке. Боевые машины «Страйкер», разработанные на платформе БТР LAV-III, имели массогабаритные характеристики, не позволяющие осуществлять их быструю переброску транспортными самолетами C-130, обладали недостаточной защищенностью от ручных и переносных противотанковых комплексов, низкой проходимостью, плохой эргономичностью, высокой стоимостью и др.
  - 181 роботизированный наземный комплекс (Unmanned Ground Vehicle), включающий дистанционно-управляемые, разведы-
вательно-дозорные и ударно-штурмовые машины; легкие (разведывательно-ударные, инженерные, многоцелевые) и портативные дистанционно-управляемые средства;
  - 24 автономные ракетные системы (Non-line-of-sight launch system-NLOS-LS);
  - 359 разведывательно-сигнализа-ционных приборов (Unattended ground sensor) различных типов;
  - 122 беспилотных летательных аппарата (Unmanned Air Vehicle) класса 1 для взводов и класса 4 для бригад.
  В рамках программы, кроме того, разрабатывается современная аппаратура связи и передачи данных, а также перспективная система вооружения и обеспечения личного состава (Future Force Warrior Program - FFWP).
  За счет унификации новой техники и использования модульного принципа ее построения Пентагон рассчитывал сократить обслуживающий персонал и довести численность бригад до уровня 3300-3500 человек. Также планировалось, что первые образцы начнут поступать на вооружение уже в 2008 году, а количество ежегодно оснащаемых бригад достигнет трех. Это позволило бы сухопутным войскам к 2030 году вооружить новой техникой 65 бригад модульного типа.
  Но программа претерпела серьезные изменения. На три года был перенесен срок начала поставки в войска новой техники. Неоднократно снижался и планируемый темп оснащения: сначала до двух, потом до полутора, в итоге - до одной бригады в год. Таким образом, вместо 65 бригад, оснащенных новой техникой, сухопутные войска могли рассчитывать к 2030 году только на 15. При этом сумма первоначальных расходов увеличивалась на 60 процентов и могла превысить 150 млрд долларов.


ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ НЕ ХВАТИЛО

  В феврале 2004 года генерал Шумейкер официально заявил о том, что масштабная реорганизация сухопутных войск, предусматривающая создание 43 перспективных бригад модульного типа в составе регулярной армии, будет закончена через три года, не потребует дополнительного личного состава, а сумма расходов такой реформы не превысит 21 млрд долларов.
  С тех пор много воды утекло, а широко разрекламированная программа перехода на бригадную структуру уже претерпела существенные изменения, значительно выросла как в объемах затрачиваемых средств, так и в количестве требуемого личного состава.
  Первые корректировки, внесенные буквально через месяц, предусматривали формирование пяти дополнительных бригад, что сразу привело к увеличению на год сроков окончания реформы и на 3 млрд требуемых средств. Очередные изменения произошли уже в ноябре того же года. Тогда было принято решение о создании бригад модульного типа не только в регулярной армии, но и в составе Национальной гвардии. В результате общее количество боевых бригад выросло до 77, не считая 225 обеспечивающих формирований модульного типа: бригад разведки, полевой артиллерии, связи, тылового обеспечения, армейской авиации. При этом сумма расходов возросла вдвое, а сроки пролонгированы до 2010 года.
  В ходе дальнейших довольно незначительных корректировок Пентагон решил остановиться на 73 бригадах. При этом сроки отодвигались уже на 2013 год, а предварительная сумма расходов только на оргштатные мероприятия могла превысить 140 млрд долларов. Существенная разница по сравнению с первоначальным 21 миллиардом.
  Этими проблемами, вероятно, и объясняется запрос председателя подкомитета по ВС в палате представителей (Chairman of the Readiness Subcommittee of the House Committee on Armed Services) о необходимости анализа сложившейся ситуации. Работа по исследованию и оценке состояния реформы была поручена специалистам бюджетного комитета конгресса и некоммерческой научно-исследовательской корпорации РЭНД, финансируемой правительством США.
  В опубликованном в середине июня документе An Analysis of the Army's Transformation Programs and Possible Alternatives представлен анализ и дана оценка действиям Пентагона по проведению реформы. При этом перед специалистами были поставлены следующие вопросы:
  - достигнуты ли первоначальные планы программы;
  - станут ли новые формирования действительно более мобильными и способными решать задачи в любой точке земного шара;
  - соответствует ли разрабатываемая по программе «Боевые системы будущего» техника решаемым задачам и существуют ли альтернативные пути реформирования.
  Как отмечается в подготовленном докладе, часть планов, намеченных в рамках реформирования, действительно удалось реализовать, но при существенном превышении планируемых расходов и ожидаемых сроков. Более того, многие направления были секвестрированы, а зачастую и совсем отменены.
  Не реализованы планы по унификации, предусматривавшие развертывание только трех типов боевых формирований: тяжелых, пехотных бригад и бригад «Страйкер». Также не достигнуты цели и в вопросе обеспечения требуемого времени переброски за счет уменьшения массогабаритных характеристик перспективных образцов ВВТ. Объясняется это тем, что новые бригады, оснащаемые «Боевыми системами будущего», будут лишь на 5 процентов легче бронетанковых бригад старого типа и реального сокращения времени переброски достичь просто не получится.
  В докладе отмечается и невозможность реализации планов военного руководства по переходу на модульную структуру без дополнительного увеличения численности личного состава.
  Первоначально Пентагон рассчитывал сократить число военнослужащих в обеспечивающих частях и подразделениях и за счет этого укомплектовать боевые модульные бригады. Общее количество сокращаемых должностей должно было превысить 45 000. Но оказалось, что даже этого не хватает. Так, по оценкам военных экспертов, для полного укомплектования 73 бригад и 225 обеспечивающих формирований дополнительно требуются 76 000 человек. В то же самое время аналитики бюджетного комитета конгресса указывают, что по сравнению со старой «немодульной» структурой необходимо набрать как минимум 112 000 военнослужащих.
  В настоящее время, по данным сборника Международного института стратегических исследований The Military Balance 2009, численность только регулярной армии США составляет 632 245 человек (при общей численности СВ почти 1 100 000). Всего же, по оценкам комитета, к 2013 году, когда планируется сформировать все модульные бригады, число военнослужащих регулярной армии может значительно превысить 
700 000 человек.
  Кстати, примерно такие же цифры представлены и в концептуальном документе Ассоциации сухопутных войск США - AUSA, выпущенном еще в прошлом году. Более того, и первый шаг в этом направлении уже сделан. 20 июля этого года пресс-служба Пентагона озвучила планы о дополнительном наборе 
22 000 военнослужащих для сухопутных войск.
  Вместе с тем увеличение численности личного состава одновременно приведет и к повышению расходов на реформу. Так, по оценкам бюджетного комитета конгресса, на необходимую реорганизацию, в том числе на формирование новых бригад и их оснащение, может потребоваться около 250 млрд долларов. Большую часть расходов составит сумма на подготовку и набор военнослужащих, обустройство мест дислокации, развертывание учебных центров, материально-техническое обеспечение, а также оплату работы более чем 20 000 гражданских специалистов, которые будут выполнять административные и хозяйственные функции, раньше возлагавшиеся на военнослужащих.
  Специалисты комитета провели оценку и технической составляющей реформы, а именно - программы разработки «Боевых систем будущего», которая уже не раз находилась под угрозой закрытия. Оказалось, что разрабатываемой техникой будет оснащено лишь 20 процентов перспективных бригад и не ранее 2030 года. Это в свою очередь порождает новую проблему - дополнительные 55 млрд долларов на модернизацию состоящих на вооружении танков «Абрамс», БМП «Брэдли», гаубиц «Палладин» и другой техники. Еще более ситуацию с техническим оснащением бригад обострило то, что в июне Пентагон официально объявил о завершении программы «Боевые системы будущего».
  В то же время самые инновационные решения, в том числе БЛА, наземные робототехнические средства, системы связи и передачи данных, будут сохранены. Их разработка будет осуществляться в рамках новой программы «Модернизации боевых бригадных групп» (Army Brigade Combat Team Modernization). 

РЕФОРМЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

  Выводы комиссии неутешительны. Обещания провести реформу без увеличения численности личного состава и расходов не оправдались, несмотря на то, что создано большое количество новых формирований, получивших более высокую степень боеготовности. По самым скромным подсчетам, сроки завершения реформы отложены до 2013 года, а с учетом состояния разработки перспективной техники окончания реформы можно ожидать не ранее 2030 года. При этом сумма расходов на реформирование в период с 2009 по 2030 гг. может превысить 400 млрд долларов.
  Оставаясь по своей сути глубокими прагматиками, американцы никогда не останавливались перед необходимыми изменениями своей военной организации. При этом сохраняется тенденция настойчивого стремления создать самые лучшие, самые мощные ВС, способные не только надежно защитить национальные интересы по всему миру, но и обеспечить, насколько возможно, экономическую выгоду от их применения.
  И нынешний этап реформирования, даже несмотря на возникающие трудности и проблемы, продолжается. Потому что причина реформирования - не желание Пентагона достичь сиюминутной сомнительной выгоды, а четкое понимание, что же в итоге хочется получить и какими видятся свои ВС в будущем.
  Кроме того, прослеживается взаимосвязь реформы с технологической и, конечно же, информационной революцией в американском обществе. Например, осуществление текущего этапа реформирования стало возможно только после появления в ВС необходимого количества средств высокоточного поражения, разведки, а также внедрения современных средств связи и передачи данных, позволивших осуществить переход на качественно новый уровень управления. Так же поступают и китайцы, подчеркивая, что именно современные информационные технологии позволили НОАК сократить излишние уровни управления и начать переход на бригадную структуру. 

* * *

  На фоне таких проблем у американцев российская военная реформа кажется образцовой. По сообщениям ИТАР-ТАСС, общая численность бригад постоянной готовности новой организационно-штатной структуры к концу года достигнет 90. Но самое главное, как подчеркнул генерал Болдырев, «сформированные бригады уже сейчас способны успешно вести боевые действия с любым противником, будь то армии самых развитых государств мира или различные формирования международных террористических организаций, в любых самых сложных географических и климатических условиях». При этом эффективность новых бригад, по словам главкома СВ, подтверждена в ходе многочисленных учений, на которых новые формирования действовали в районе боевых действий по фронту 5 и глубиной 11 км.
  И этот факт радует. Значит, набран гражданский персонал, что позволит снять с плеч военнослужащих ставшую уже им привычной внештатную нагрузку. Значит, в бригадах сформированы штатные части и подразделения разведки и РЭБ, инженерного и медицинского обеспечения. Вероятно, решен вопрос и с оснащением их современными системами разведки наземного и воздушного базирования, средствами связи и управления, высокоточного поражения, за счет чего, собственно, и достигается самодостаточность американских тактических формирований и обеспечивается расширение зоны ответственности для бригад до 50х60 км, как и было уже в операции «Свобода Ираку».
 
Александр КОНДРАТЬЕВ,
кандидат военных наук, профессор АВН,
Александр МЕДИН,
кандидат военных наук, профессор АВН
 
 
Категория: Структура и организация | Добавил: варвар (13.10.2009)

Просмотров: 2755 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов