Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 15:09
Ключевые слова
А. Евгеньев, связь, инфраструктура ВМС

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » ВМС общие вопросы

Элементы инфраструктуры для ВМС (1976)
Элементы инфраструктуры для ВМС

Капитан 1 ранга А. Евгеньев

Милитаристские круги США и других стран - участниц НАТО считают военно-морские силы важным инструментом осуществления своей агрессивной политики. Особую роль натовские стратеги отводят военно-морским силам США, которые должны, по их замыслу, обеспечивать "постоянное американское присутствие" в любом районе земного шара. Наряду с наращиванием мощи военно-морских сил основные страны блока выделяют огромные средства на расширение и совершенствование инфраструктуры для ВМС на океанских и морских театрах военных действии. В программах инфраструктуры США и НАТО основные усилия направлены на совершенствование и создание современных систем связи, базирования сил флота и противолодочного оборудования.

Системам связи США и их союзников по блоку отводится важнейшая роль в обеспечении управления военно-морскими силами, особенно ударными группировками.

Коротковолновая радиосвязь является в настоящее время основным видом управления группировками ВМС в море. Береговые радиоузлы KB создаются, как правило, в районах расположения крупных штабов и пунктов управления ВМС отдельных империалистических стран или блоков и имеют целевое предназначение. Такие узлы связи располагают приемопередающей аппаратурой, телефонами, аппаратурой буквопечатания, а также крупными антенными полями. Подводные лодки могут использовать коротковолновую радиосвязь лишь в надводном положении, на перископной глубине с выдвижной штыревой антенной или с помощью антенных буев. Как подчеркивают иностранные специалисты, ее недостатком является сильная подверженность естественным и искусственным ионосферным возмущениям, что затрудняет (а в ряде случаев исключает) прием сигналов.

Сверхдлинноволновая радиосвязь в странах НАТО осуществляется в настоящее время через ряд узлов, располагающих передающей аппаратурой СДВ (диапазон частот 3-30 кГц). Данная аппаратура позволяет осуществлять передачу сигналов на расстояние 10 тыс. км и более на глубину до 30 м, что дает возможность использовать этот вид связи для управления атомными лодками (преимущественно ракетными) в подводном положении.

Узлы связи с аппаратурой СДВ создаются прежде всего США, Великобританией и Францией, имеющими на вооружении атомные ракетные подводные лодки. Всего таких узлов, по данным иностранной печати, насчитывается более 20, основные из них показаны в табл.1.
К крупным недостаткам узлов связи СДВ американские специалисты относят наличие больших антенных полей, что делает их легкоуязвимыми от воздействия атомного оружия, а также небольшую глубину проникновения излучаемых ими электромагнитных волн.

Таблица 1 Важнейшие узлы СДВ связи
Местоположение, год ввода в строй Мощность Характер антенного поля
Катлер (США. штат Мэн), 1961 2000 кВт 2 шестиугольных полотна: всего антенное поле имеет 26 мачт высотой 240--300 м; площадь поля 6 им2
Аннаполис (США, штат Мэриленд) до 1940 1000 кВт Высота мачт антенн 180-300 м
Джим-Крик (США, штат Вашингтон) 1953 1000 кВт 10 антенных лучей длиной 1720- 2650 м. антенны подвешены к мачтам высотой 61 м
Луалуалей (Гавайские о-ва) до 1940 1000 кВт Высота мачт антенн 188-300 м
Бальбоа (Зона Панамского канала), до 1940 1000 кВт То же
Норд-Вест Кап (Австралия), 1967 1000 кВт в ромбических секций, подвешенных на 13 мачтах (высота центральной мачты 388 м)
Росне (Франция*, департамент Эндр) 1972 500 кВт 13 антенных мачт высотой 270-350 м, площадь антенного поля - 400 га
* Все станции принадлежат США, а последняя - Франции.

По сведениям иностранной печати, в США большое внимание уделяется созданию дублирующих систем управления атомными ракетными подводными лодками. С этой целью на специально оборудованных транспортных самолетах С-130 и С-135 и кораблях резерва ВМС "Аннаполнс" и "Арлингтон" устанавливаются передатчики, которые используются в качестве ретрансляторов для передачи команд на лодки. Принимаются меры и к повышению живучести антенных полей береговых СДВ станций. Во Франции, например, специалисты ВМС решили в случае вывода из строя основного антенного поля станции СДВ в Росне применять резервную антенну, которую предполагают поднимать на воздушном шаре.

Американские специалисты пришли к выводу, что имеющиеся средства связи с атомными подводными лодками не удовлетворяют возросшим требованиям обеспечения живучести и надежности. С середины 60-х годов в США создается новая мощная береговая система связи "Сэнгвин" для передачи команд на лодки. Она будет работать на принципе использования электромагнитных волн чрезвычайно низкой частоты (30-100 Гц), имеющих малое затухание. По проекту "Сэнгвин", в котором принимают участие до 30 американских фирм и научных организаций, предусматривается возвести мощные антенны в виде квадратной сетки (сторона длиной около 65 км). Антенны укладываются в каменистом грунте на глубине 1,8 м; в местах пересечения антенных проводов устанавливаются до 100 передатчиков (часть из них под землей, на глубине до 100 м). По мнению американских специалистов, подземное расположение объектов системы "Сэнгвин" обеспечивает ей высокую живучесть, а большая мощность передатчиков, работающих на ннзких частотах, дает возможность передавать сообщения в любой район Мирового океана на значительно большие глубины, чем обычными СДВ радиостанциями. В случае успешных испытаний систему "Сэнгвин" предполагается ввести в строй к 1978 году, то есть к моменту завершения постройки первой атомной ракетной подводной лодки проекта "Трайдент".

Спутниковая связь используется для управления надводными и подводными силами в режиме УКВ (в США, в частности, приоритет отдается диапазону 225-400 мГц). Спутниковые системы обладают большем, чем обычные KB радиостанции, помехоустойчивостью и пропускной способностью, практически неограниченной дальностью действия и высокой живучестью. По расчетам иностранных специалистов, три ИСЗ, выведенные на экваториальную орбиту на высоту 36 тыс. км, могут обеспечить круглосуточную связь на всей поверхности земли от 70° сев. широты до 70° южн. широты. Из действующих военных спутниковых систем связи наиболее известными являются DSCS-1 и DSCS-2 (США), "Скайнет" (Великобритания), "НАТО". В числе наземной аппаратуры этих систем имеются станции, приспособленные для установки на кораблях.

В 1971 году в США была начата разработка тактической спутниковой системы связи "Флитсатком", предназначенной для двусторонней связи с надводными кораблями и самолетами, а также для передачи циркулярных сообщений всем силам флота. Она состоит из пяти ИСЗ и сможет обеспечивать связь по 30 телефонным и 12 телеграфным каналам. Отмечая ее недостатки, американские специалисты подчеркивают, что она не обеспечивает прием сигналов подводными лодками в подводном положении (частоты УКВ диапазона не проникают в толщу морской воды). По заявлению командования ВМС США, система "Флитсатком" сможет заменить в будущем KB радиосвязь, которая применяется в настоящее время для управления силами флота.

Подводная кабельная связь (телефонные кабели, проложенные по дну океанов и морей) считается важным элементом инфраструктуры для ВМС.

Сеть морских кабельных линии широко развита в морях, окружающих промышленно развитые капиталистические страны: США, Великобританию, Францию, Италию, Японию и другие. Имеются также многочисленные трансокеанские кабельные линии, обеспечивающие связь между континентами. Наиболее интенсивно трансокеанская кабельная сеть развита на Атлантике; ее важнейшие линии приведены в табл. 2.

По сообщениям иностранной печати, в 70-х годах через Атлантику намечено проложить еще две подводные кабельные линии.

Радионавигационное оборудование. Командования ВМС США и ряда других капиталистических стран после второй мировой войны развернули большие работы по радионавигационному обеспечению ВМС. Было построено значительное количество станций различных радионавигационных систем, радиомаяков и т. д.

Таблица 2 Основные трансатлантические кабельные линии
Индекс Направление линии (год постройки) Длина. км Число накалов Число усилителей
TAT-1 Франция - о. Ньюфаундленд (1956) 3 700 46 51x2
TAT-2  Великобритания - о. Ньюфаундленд (1959) 3 750 48 51x2
  Великобритания - Канала (1961) 4600 80 110
  Шотландия - Фарерские о-ва - Исландия - Гренландия - Канада (1963) 4 400 24  
  США - Бермуды (1962) 1 400 80 34
TAT-3 США - Великобритания (1963) 6500 128 182
TAT-4 США - Франция (1965) 6600 120 186
САТ-1 ЮАР - Португалия (1966) 11 000 360 643
  Португалия - Великобритания (1969) 1 845 640 133
TAT-5 США - Испания (1970) 6400 720 363
TAT-6 США - Франция (1972)   725  
  Великобритания - Канада (1975)   1800  

К настоящему времени созданы системы, предназначенные дли обеспечения местоположения надводных кораблей, подводных лодок и самолетов.

Система "Омега" (сверхдлинноволновая гиперболическая), создается американскими специалистами. Общая стоимость ее после завершения строительства составит более 100 млн. долларов. По дальности действия станции (до 14 тыс. км) система является глобальной. Восемь ее станций размещаются в США (штат Северная Дакота), Норвегии, на о. Тринидад, Гавайских о-вах, в Аргентине (600 миль южнее Буэнос-Айреса), на о. Реюньон, о. Цусима и в Австралии. Точность определения местоположения судна, по данным американских специалистов, должна составить 800-1600 м днем и до 3300 м ночью. Считается, что "Омега" станет основной радионавигационной системой для надводных кораблей, подводных лодок (в том числе в подводном положении) и авиации.

Спутниковая система NNSS (Navy Navigation Satellite System) создана для ВМС США в 1964 году (вначале она была известна под названием "Транзит"). Имеет пять оперативных спутников на орбитах с высотами около 1100 км. Погрешность в определении местоположения судна, по данным иностранной печати, не более 460 м. Система используется военными кораблями и торговыми судами.

Система "Лоран"С (США, импульсно-фазовая) начала строиться в начале 60-х годов. Дальность ее действия днем 2600-4000 км (при точности определения координат судна 70-350 м). Станции сведены в цепочки (по три-пять), из них одна ведущая, а другие ведомые. К настоящему времени имеется около 30 станций (восемь цепочек), установленных на побережьях всех континентов северного полушария (в районах Атлантики, Тихого океана и Средиземного моря). Совершенствование системы "Лоран"С осуществляется в направлении создания автоматизированной аппаратуры, устанавливаемой на судах. Кроме того, в стадии испытания находится мобильный вариант этой системы, известный под названием "Лоран"D.

Система "Лоран"А (США, импульсно-гиперболическая) имеет дальность действия станций 1300-1650 км днем (при точности определения местоположения судна 1-5 км) и 2200-2600 км ночью (точность при этом ухудшается). Ее стационарные станции расположены на территориях США, Канады, Дании, Исландии. Японии, Филиппин и ряда островов Тихого океана. Станции сведены в цепочки. Рабочими зонами этой системы покрыто до 3/4 всей водной поверхности Северного полушария. Новые станции данной системы в настоящее время не создаются; ее совершенствование ведется в направлении разработки автоматизированной аппаратуры, устанавливаемой на судах.

Система "Декка" (Великобритания, фазовая ближнего действия) в настоящее время обеспечивает непрерывное определение местоположения кораблей и судов в районах Британских о-вов, Норвегии, Северного и Балтийского морей, восточного побережья Канады, в Персидском заливе, на подходах к портам Бомбей, Калькутта, Нью-Йорк. Дальность действия станций (сведены в цепочки) до 450 км, погрешность в определении местоположения судна не превышает 200 м днем и 2000 м ночью. Предполагается дальнейшее развитие системы, в частности на Средиземном море (Южная Франция и Северо-Западная Италия) и в Японии.

Действуют также и другие радионавигационные системы, в том числе английская "Хай-Фикс" (точность определения места 7-12 м при общей дальности 100-150 км), французская RAHA HS5 (дальность до 70 км, точность определения места до нескольких метров).

Система базирования сил флота. В настоящее время, по данным иностранной печати, на территориях капиталистических государств в общей сложности насчитывается около 150 военно-морских баз и пунктов базирования и значительное число портов и погрузочно-разгрузочных пунктов. Различные районы земного шара неодинаково оборудованы системами базирования. Наиболее густая сеть баз находится на Атлантическом и Тихоокеанском побережьях США, в странах Западной Европы и Средиземноморского бассейна, а также в Юго-Восточной Азии (главным образом в Японии).

Как сообщает зарубежная печать, обычно развитие и совершенствование системы базирования производится военно-морскими командованиями в пределах своих операционных зон и военных округов. Так, командование ВМС США, которое обеспечивает глобальную стратегию американских правящих кругов, создало многочисленную сеть военно-морских баз и пунктов базирования. Военно-морские командования других капиталистических стран строят систему базирования в основном на территориях своих стран, а в отдельных случаях, в определенных районах земного шара, которые находятся в сфере интересов этих стран (например, Великобритания и Франция). Иностранные специалисты подчеркивают, что военно-морские базы основных капиталистических государств вместе с США образуют единую систему базирования на океанских и морских ТВД.

Развитие и совершенствование системы базирования ведется в настоящее время по нескольким основным направлениям.

Создание баз для стратегических сил флота (атомных ракетных подводных лодок). В настоящее время для всестороннего обеспечения атомных ракетных подводных лодок созданы тыловые базы, которые обладают полным комплексом обеспечивающих объектов: причалами, ремонтными предприятиями, складами оружия, техники и ГСМ, тренировочными центрами и т. д. К ним относятся Чарлстон, Нью-Лондон, Бремертон, Перл-Харбор (все США), Фасленн (Великобритания), Иль-Лонг (Франция). Как правило, вблизи этих баз расположены крупные судостроительные и судоремонтные предприятия, на которых в случае необходимости можно быстро восстановить боеспособность лодок.

Наряду с содержанием тыловых баз командования ВМС США, Великобритании и Франции создали дополнительную сеть баз для приближения базирования атомных ракетных подводных лодок к районам боевого патрулирования и снижения их уязвимости.

Командование американских ВМС, например, пошло по пути создания на территориях других стран так называемых передовых пунктов базирования атомных ракетных подводных лодок. Они оборудованы в Хо-ли-Лох (Великобритания), Роте (Испания) и на о. Гуам. В них при минимальном количестве береговых и причальных сооружений постоянно находятся плавучая база с дополнительным количеством ракет и сменными экипажами, а также плавучий док. Такие пункты способны обслуживать одновременно две-три лодки, готовящиеся к выходу на патрулирование. Считается, что в данном случае при возникновении угрожающего положения пункт базирования может быть быстро переведен в любое другое укрытое место, что уменьшит вероятность уничтожения лодок и снизит эффективность удара противника. По сообщениям зарубежной печати, подобные пункты базирования в будущем предполагается оборудовать на Средиземном море (в районе о. Маддалена, Италия), в Индийском океане (на о. Диего-Гарсия) и в новой австралийской военно-морской базе Кокбери-Саунд.

Командование ВМС Великобритании стремится в дополнение к ВМБ Фаслейн оборудовать некоторые другие базы для ремонта и технического обслуживания своих атомных лодок и перезарядки атомных реакторов. По свидетельству зарубежной прессы, для этих целей уже приспособлены Плимут и Чатам.

В связи с предполагаемым вводом в строй к концу текущего десятилетия новой ракетной системы "Трайдент" командование ВМС США приняло решение о строительстве тыловых баз для обслуживания новых лодок. Первая база строится на Тихоокеанском побережье США в Бангоре (штат Вашингтон), она предназначается для обслуживания десяти лодок проекта "Трайдент". Как сообщает иностранная печать, аналогичную базу предполагается создать и на Атлантическом побережье США, на северной стороне м. Канаверал (штат Флорида). Рассматривается также вопрос об использовании для этой цели ВМБ Чарлстон.

Дальнейшее развитие систем базирования атомных ракетных подводных лодок, по мнению зарубежных специалистов, должно идти в направлении строительства в различных районах земного шара тыловых (возможно, и передовых) баз для лодок проекта "Трайдент" и приспособления для обслуживания этих лодок существующих военно-морских баз. Кроме того, ведутся исследования различных проектов создания подводных стационарных баз на основе использования обитаемых подводных станций.

Развитие системы базирования для надводных сил. По сообщениям иностранной печати, в настоящее время расширяется существующая сеть военно-морских баз с целью охвата всего Мирового океана, совершенствуется инженерное оборудование действующих ВМБ и портов для более качественного и полного обслуживания кораблей и судов.

Первое направление наиболее характерно для США, которые, используя своих союзников по агрессивным блокам (НАТО, АНЗЮС и другим), стремятся создать сеть баз во всех районах Мирового океана, имеющих важное стратегическое значение. К началу 70-х годов США имели многосторонние или двусторонние соглашения по вопросам "обороны" со многими странами. В соответствии с ними они создали за пределами своей территории разветвленную сеть баз, крупнейшими из которых являются Кефлавик, Рота, Сасебо, Субик-Бей и другие. Кроме того, ВМС США используют многочисленные базы союзных стран для периодических заходов своих кораблей, их ремонта и снабжения.

В настоящее время особое внимание военных кругов США направлено на район Индийского океана и Южную Атлантику. Бывший начальник штаба ВМС США адмирал Замуолт заявил: "Индийский океан стал районом, потенциально способным вызвать в ближайшее десятилетие крупные сдвиги в глобальном равновесии сил. Из этого следует, что нам нужна способность влиять на события в данном районе, а способность развернуть нашу военную мощь в нем - существенный элемент такого влияния". В Индийском океане на о. Диего-Гарсия по соглашению США с Великобританией заканчивается строительство крупного передового пункта базирования, который сможет обслуживать как надводные корабли, так и атомные подводные лодки. Западная пресса не исключает, что здесь может быть размещено ядерное оружие. Командование ВМС США предпринимает попытки создать новую базу на о. Масира и сохранить существующую базу в Манаме (Бахрейнские о-ва). В глобальной стратегии Пентагона учитываются также базы Ган (Мальдивские о-ва), Кокбери-Саунд (Австралия) и другие. В южной части Атлантики ключевое значение, по мнению натовских стратегов, занимает ВМБ Саймонстауй (ЮАР), право на использование которой имеют Великобритании и США. Подобным же образом США действуют и в других районах Мирового океана, в частности на Тихом океане и в Средиземном море.

Второе направление - инженерное оборудование и совершенствование действующих военно-морских баз - широко осуществляется как национальными военно-морскими командованиями капиталистических стран, так и командованиями агрессивных блоков (прежде всего НАТО), которые выделяют специальные ассигнования па развитие инфраструктуры. Как сообщает иностранная печать, комплекс мероприятии по инженерному оборудованию включает: проведение дноуглубительных работ в базах, портах и на подходах к ним; строительство и модернизацию причалов, складов и оградительных сооружении (молов, волнорезов и т. д.); развитие кранового хозяйства; создание судоремонтных предприятий, радиостанций, пунктов управления и многих других объектов. Большое внимание при этом уделяется вопросам противоатомной защиты, для чего отдельные сооружения часто размещаются в укрытиях.

По мнению иностранных специалистов, в последние годы особую роль приобрели подвижные средства базирования, к которым относятся сборно-разборные волноломы, плавучие пирсы, аэродромы и краны, подвижные энергетические установки (в частности, АЭС), системы снабжения кораблей и г. д. Они применяются для решения задач рассредоточения сил в целях снижения их уязвимости. Такие средства, например, как плавучие причалы, могут широко применяться для создания условий базирования на необорудованных рейдах и стоянках.

Как сообщает зарубежная печать, инженерные средства подвижного базирования, которые разработаны в США, приобретаются в большом количестве другими странами НАТО для своих ВМС.

Большое внимание уделяется созданию подводных нефтехранилищ. Одним из первых таких хранилищ явился подводный резервуар емкостью 4770 м3, который был установлен американской фирмой "Теннеко" в 1966 году в Мексиканском заливе на глубине 40 м. Несколько подводных хранилищ со значительно большей емкостью (80 тыс. м3 и более) созданы в Персидском заливе. С берегом все они соединяются подводными нефтепроводами.

Использование вспомогательных кораблей и судов для обслуживания сил флота в открытом море, по мнению зарубежных специалистов, способствует повышению маневренности соединений и отдельных кораблей, увеличению продолжительности пребывания кораблей в море, повышению возможностей уклонения от атак противника. В период вьетнамской войны транспорты обслуживания обеспечивали американским ударным авианосцам, действовавшим в составе 7-го флота, непрерывное ведение боевых действий в течение четырех месяцев; при этом перегрузка грузов осуществлялась при волнении моря до 6 баллов и скорости до 8-16 узлов.

В настоящее время флоты всех капиталистических стран имеют в своих составах различные суда МТО, наиболее универсальным из которых считается американское транспортное судно "Сакраменто" (полное водоизмещение 53 600 т, скорость 26 узлов). Данный тип судна обеспечивает возможность снабжения надводных кораблей боеприпасами всех бидон (в том числе ракетами), топливом, водой, продовольствием.

По мнению западных специалистов, дальнейшее развитие системы снабжения кораблей в море должно идти по пути создания новых типов судов обеспечения, имеющих лучшие характеристики (американское универсальное транспортное судно AOEF/C, водоизмещением 45 тыс. т и скоростью 21 узел; суда на воздушной подушке, которые в перспективе должны иметь вес до 10 тыс. т и скорость 80-100 узлов; суда на подводных крыльях), а также развития транспортной авиации.

Противолодочное оборудование. Оборудование океанских и морских ТВД в интересах противолодочной борьбы считается в настоящее время важной задачей командований ВМС США и их союзников. Основные усилия в решении этой задачи направлены на борьбу с атомными ракетными подводными лодками, а также на защиту морских коммуникаций, имеющих жизненно важное значение для капиталистических стран. Поскольку районы действия ракетных лодок и коммуникаций охватывают весь Мировой океан, то и противолодочная борьба, по мнению американского командования, должна вестись в глобальном масштабе. По данным зарубежной прессы, в 1975 году расходы на развитие противолодочных сил и средств в США составили около 4,5 млрд. долларов; значительная часть этой суммы (более 300 млн. долларов) была израсходована на развитие стационарных гидроакустических средств обнаружения подводных лодок.

ВМС США, организующие противолодочную борьбу в глобальном масштабе, создали систему обнаружения SOSUS (Sound Surveillance System). Её основными компонентами являются отдельные стационарные гидроакустические системы сверхдальнего обнаружения подводных лодок, устанавливаемые в различных районах Мирового океана.

Пассивная акустическая система "Цезарь", развернута в пределах континентального шельфа на подступах к восточному и западному побережьям США. Она состоит из сети гидрофонов, смонтированных в пластмассовых звукопрозрачных буях-обтекателях, имеющих положительную плавучесть. Буи, установленные на якорях, соединены с береговыми приемными центрами подводными кабелями. Как сообщает зарубежная печать, в настоящее время имеется 21 береговой центр этой системы. Большинство их расположено на Атлантическом побережье США. С 1972 года США приступили к созданию звеньев системы "Цезарь" в бассейне Карибского моря и Мексиканского залива. Общие затраты на создание и эксплуатацию системы составили к настоящему времени почти I млрд. долларов; для нее уже разработана пятая модификация аппаратуры. Обнаружителями системы в 1968 году было ориентировочно установлено место катастрофы атомной подводной лодки "Скорпион" (в 450 милях юго-западнее Азорских о-вов).

Активная противолодочная гидроакустическая система "Артемис" установлена в районе Бермудских о-вов. Принцип ее работы основан на использовании для обнаружения подводных лодок сверхмощных (в излучении до 1 МВт) гидроакустических преобразователей низкой частоты. Приемными устройствами для отражения акустических сигналов могут служить, помимо специально созданных приемников (несколько сотен мачт с закрепленными на них гидрофонами), гидрофоны системы "Цезарь", расположенные в данном районе. Излучающая антенна (15X0,5 м, вес 150 т) в период испытания была установлена на танкере "Мишн Капистрано". По сообщениям иностранной печати, подводные лодки обнаруживались системой "Артемис" при благоприятных условиях на расстоянии до 50 миль.

Пассивная система "АФАР" (AFAR - Azore Fixed Acoustic Range) создана в соответствии с программой развития средств противолодочной борьбы в районе Азорских о-вов рядом стран - участниц НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Португалия и Нидерланды). Цель ее создания - обеспечение контроля за подводной обстановкой в Восточной Атлантике и на подходах к Гибралтарскому проливу. Гидрофоны удерживаются подводными вышками высотой 120 м каждая, которые установлены в 50 милях к юго-западу от Азорских о-вов; береговой центр обработки информации расположен на о. Санта-Мария.

Западная печать публикует сообщения о том, что подобные системы обнаружения подводных лодок установлены также в проливах Ла-Манш и Гибралтарском, в северной части Атлантики (на подходах к крупным базам и портам).

Дальнейшее развитие стационарных систем обнаружения подводных лодок осуществляется в направлении широкого охвата всей акватории Мирового океана и на больших глубинах (в том числе ниже слоя "температурного скачка", когда наблюдение за лодками с надводных кораблей практически исключено).

Как сообщает зарубежная печать, одной из крупнейших программ ВМС США (общая стоимость составит около 1,2 млрд. долларов; в ней принимают участие свыше 100 американских фирм) является создание пассивной стационарной гидроакустической системы обнаружения подводных лодок SASS (Suspended Array Subsystem). Она предназначена для обнаружения лодок на больших глубинах (свыше 500 м) во всех районах Северной Атлантики. Система будет состоять из опор, расположенных в вершинах треугольника со сторонами 8-10 миль. Каждая опора должна иметь подвешенную гидроакустическую антенну, имеющую положительную плавучесть и соединенную подводным кабелем с береговым центром. Аналогичную систему предполагается создать и на Тихом океане. По заключению американских специалистов, достоинством этой системы, работы по созданию которой намечено завершить до конца 1977 года, является возможность быстрого и скрытного развертывания се в любых районах Мирового океана.

По другой программе ВМС США - MSS (Moored Surveillance System) предполагается создать якорную гидроакустическую систему, основу которой составят радиогидроакустические буи, устанавливаемые с самолетов и кораблей на заданную глубину.

Значительную активность в создании систем обнаружения подводных лодок проявляют Канада и Япония. По сообщениям иностранной печати, Канада с 1971 года начала создавать противолодочный рубеж в заливе Линкольна, а также в районах, расположенных у восточного и западного побережий страны, выходящих к Северному Ледовитому океану. ВМС Японии приступили к созданию рубежей наблюдения за лодками в проливах Сангарском, Лаперуза, Цусимском и Бунго; на них будет развернуто 20 береговых гидроакустических станций (пассивных) и значительное количество донных гидроакустических антенн. Кроме того, сеть стационарных гидроакустических станций предполагается установить также в море вдоль береговой черты Японии.

Большое значение придается созданию гидроакустических систем, способных обнаруживать вблизи побережья сверхмалые подводные лодки или подводных пловцов. Командование ВМС США пошло по пути создания подвижных групп, которые могут быстро перебрасываться различными видами транспорта в нужные районы побережья. В настоящее время в США созданы две такие группы: одна базируется на Литгл-Крик (штат Виргиния), вторая - на Лонг-Бич (штат Калифорния). Обе они оснащены соответствующей малогабаритной гидроакустической аппаратурой (переносные гидролокаторы, радиогидроакустические буи, РЛС и т. д.), которая может быть быстро развернута в прибрежных зонах.

В иностранной печати подчеркивается, что главной страной, осуществляющей оборудование океанских и морских ТВД в глобальном масштабе, являются США, Существенную помощь им в оборудовании отдельных районов Мирового океана оказывают союзники по агрессивным блокам, прежде всего Великобритания и Канада.

Активная, миролюбивая политика СССР и других стран социалистического содружества оказывает сдерживающее влияние на деятельность военных кругов США по подготовке к новой войне. Заключение в 1971 году по инициативе СССР "Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения" стало важным этапом в борьбе за запрещение использования океанов и морей в военных целях.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №10, с. 94-102

Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (02.05.2012) | Автор: Капитан 1 ранга А. Евгеньев

Просмотров: 2319 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов