search
menu
person

NEWS AND UDATES


Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием типа "А. Бёрк" ВМС США ч1 (2016)

Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием типа "А. Бёрк" ВМС США

Капитан 2 ранга Д. Василевский,
капитан-лейтенант А. Гусев

В 1981 году США приняли стратегию "Прямого противоборства", предусматривавшую активное противодействие СССР. В рамках этого документа командование ВМС разработало долгосрочную программу развития флота, согласно которой предполагалось создание кораблей и судов нового поколения, предназначенных для замены выслуживших свой срок. При этом планируемая их общая численность на тот момент составляла не менее 600 единиц, что практически соответствовало действительности.

К 1981 году в боевом составе ВМС США насчитывалось 35 современных эскадренных миноносцев (ЭМ, 30 - типа "Спрюенс" и пять с управляемым ракетным оружием (УРО) типа "Кидд") постройки конца 1970-х - начала 1980-х годов. Строительство остальных 48 ЭМ (23 ЭМ УРО типа "Адамс" и семи - "Кунц", а также 18 ЭМ типа "Шерман") велось в конце 1950-х - начале 1960-х годов, и срок их службы истекал в 1990-х.

В рамках реализации данной кораблестроительной программы началось проектирование ЭМ УРО нового поколения, предназначенных для замены ЭМ УРО типа "Адамс" и "Кунц". Первоначально в разработке данного проекта участвовало семь кораблестроительных компаний, а к 1983 году их осталось три ("Бат айрон уоркс", "Инголлс шипбилдинг" и "Тодц шипьярд").

В итоге 5 апреля 1985 года контракт на постройку головного корабля ЭМ УРО типа "А. Бёрк" мод. 1 получила компания "Бат айрон уоркс". Общая численность ЭМ УРО данного типа, планировавшихся к постройке, составляла 29 единиц. Учитывая масштабы проекта, в 1987 году к работам была привлечена еще одна компания - "Инголлс шипбилдинг". В целом программа строительства всех кораблей данного типа оценивалась в 22 млрд долларов, головного - в почти 1,2 млрд, а серийного - 687 млн (в ценах 1985 года).

После распада СССР число кораблей и судов (600 единиц), которое намечалось построить в соответствии со стратегией "Прямого противоборства", стало неактуальным, и темпы производства пришлось сократить. В настоящее время ВМС США насчитывают около 300 кораблей и судов (из них на долю ЭМ УРО типа "А. Бёрк" приходится 21% корабельного состава).

Головной корабль - ЭМ УРО "Орли Бёрк" (DDG-51) - был передан флоту 4 июля 1991 года. На начало 2016 года в составе американских ВМС имелось 62 таких эсминца нескольких модификаций (мод. 1, 2 и 2А). Этот тип боевых кораблей самый крупносерийный не только в США, но и в мире.

Эсминец УРО типа "А. Бёрк" мод. 1; 1 - вертолетная площадка; 2 - универсальная установка вертикального пуска (УВП) Мк 41; 3 - торпедный аппарат Мк 32; 4 - пусковая установка (ПУ) Мк 141; 5 - зенитный артиллерийский комплекс Мк 15 "Фаланкс"; 6 - РЛС AN/SPG-62; 7- РЛС AN/SPS-67; 8 - многофункциональная PЛC AN/SPY-1D; 9 - АУ Мк 45

ЭМ типа "А. Бёрк" предназначены для решения следующих задач:
- нанесение ракетных ударов по объектам военного и государственного управления, важнейшим промышленным центрам противника;
- противоракетная оборона (ПРО);
- ПВО корабельных соединений;
- борьба с надводными кораблями (НК) и судами противника;
- борьба с подводными лодками (ПЛ);
- обеспечение высадки морского десанта;
- ведение разведки и проведение противоминных операций.

Как уже отмечалось, крупносерийное строительство ЭМ УРО типа "А. Бёрк" ведется подсериями, которые в техническом плане отличаются друг от друга. Передовые технологии и конструктивно-схемные решения по мере их разработки и апробации при необходимости внедряются в базовый проект. Такой подход обеспечивает кораблям данного класса возможность более эффективно решать как текущие задачи, так и ставящиеся на перспективу.

Высокий конечный результат достигается за счет относительно высокого модернизационного потенциала базового проекта, заложенного конструкторами на этапе проектировании. При строительстве эсминцев типа "А. Бёрк" применяется модульный принцип построения систем оружия и радиоэлектронного вооружения.

Уже с начала 1970-х годов в рамках программы "Совершенствование и модернизация морских систем посредством модульности" (Sea Systems Modification and Modernization by Modularity - SEAMOD) в американских ВМС рассматривался вопрос применения такого принципа при проектировании кораблей нового поколения.

Вслед за упомянутой в 1980-е годы была принята еще одна программа -"Стандарты при проектировании корабельных систем" (Ship Systems Engineering Standards - SSES). Согласно ей проводилась предметная оценка современных технических возможностей применения модульного принципа при проектировании ЭМ УРО типа "А. Бёрк" мод. 1, разработка которого тогда вступила в активную фазу.

На начальном этапе исследования в рамках данной программы показали, что применение модульного принципа может упростить корабельную конструкцию и позволит на протяжении всего срока эксплуатации переоснащать корабль различными системами оружия, номенклатура которого выбирается в зависимости от стоящих перед кораблем задач. При этом сводятся к минимуму трудозатраты на проведение работ по модернизации.

В дальнейшем строительство ЭМ УРО типа "А. Бёрк" шло модульно-секционным методом из секций с предварительно высокой степенью насыщенности стандартными модулями (модули энергетики, оружия, радиоэлектронного вооружения и др.) и комплектующего оборудования. Готовность этих элементов перед сборкой корпуса достигает 80-90% Секции стыкуются на горизонтальных построечных местах с помощью подъемных кранов и тележек с механическими или гидравлическими устройствами выравнивания высоты.

Применяемый метод позволяет сократить сроки строительства кораблей, снизить стоимость жизненного цикла, выполнять большую часть монтажных работ в цеховых условиях и максимально автоматизировать рабочий процесс.

Корабли, сделанные из стали, имеют однокорпусную конструкцию, разделенную водонепроницаемыми переборками на 18 отсеков. Развал бортов на значительной части корпуса и V-образная носовая часть с острым форштевнем обеспечивают высокую мореходность, снижают амплитуду килевой и бортовой качки, уменьшают заливаемость верхней палубы и слеминг, что позволяет сохранять высокую скорость при волнении, не опасаясь повреждения обтекателя гидроакустической станции (ГАС), как имело место на эсминцах типа "Спрюенс".

С учетом опыта англо-аргентинского вооруженного конфликта (март-июнь 1982 года) в районе Фолклендских (Мальвинских) о-вов алюминиевый сплав применялся только при изготовлении мачты и кожухов дымовых труб. Главный командный пост, боевые посты, погреб боезапаса и отсеки, где расположена корабельная энергетическая установка, дополнительно были защищены броневыми листами.

Один из предлагаемых вариантов применения модульного принципа построения оружия и радиоэлектронного вооружения в проекте ЭМ УРО типа "А. Бёрк" мод. 1 (1980-е годы): 1 - артиллерийская установка; 2 - универсальная УВП Мк 41; 3 - дополнительные помещения для обслуживания авиатехники; 4 - вертолеты; 5 - ангар; 6 - самолеты; 7 - ПУ Мк 26; 8-ПУ Мк 44; 9 - ПУ Мк 29; 10 - 25-мм АУ Мк 38; 11 - 76-мм АУ Мк 75; 12 - стойки с радиоэлектронным оборудованием; 13 - РЛС обнаружения воздушных и надводных целей; 14 - РЛС обнаружения воздушных целей; 15 - антенна системы спутниковой связи; 16 - антенна навигационной РЛС; 17 - кормовая надстройка
Размещение зон коллективной защиты от ОМП эсминца УРО типа "А. Бёрк" мод, 1: 1 - зоны коллективной защиты; 2 - вентиляционные выгородки

Значительные усилия разработчиков были направлены на уменьшение физических полей корабля и снижение его радиолокационной заметности. Последнее достигается за счет уменьшения эффективной поверхности рассеивания (высоты надводного борта), объема  надстроек, скругления углов бортовых и палубных конструкций, а также применения наклонных вертикальных поверхностей при широком использовании радиопоглощающих материалов.

Для снижения уровня теплового поля широко применяются специальные экраны, дополнительное охлаждение и патрубки дымовых труб новой конструкции. Уменьшение акустического поля корабля было достигнуто за счет снижения шумности работы механизмов, а также применения развязок. Кроме того, удалось снизить вибрацию благодаря большей точности при изготовлении линии валов и шестерен редукторов, а также улучшению балансировки.

Впервые в американских ВМС на корабле данного класса был реализован принцип коллективной защиты от оружия массового поражения. Действие этой системы распространяется на значительную часть корпуса, разделенного на четыре зоны: первая - от форштевня до надстройки, вторая - от носового среза надстройки до кормовой дымовой трубы, третья - от дымовой трубы в корму, не достигая 20-25 м, и четвертая - до кормы.

Все зоны находятся под избыточным внутренним давлением (50 мм вод. столба), оснащены тамбур-шлюзами, имеют замкнутую систему вентиляции с воздушными фильтрами. Без защиты остаются только помещения главных и вспомогательных механизмов, так как в них в процессе работы отсутствует личный состав.

При проектировании корабля особое внимание уделялось главной энергетической установке (ГЭУ). На эсминцах типа "А. Бёрк" мод. 1 используется двухвальная комбинированная газотурбинная установка (COmbined Gas And Gas -COGAG). В ее состав входят четыре газотурбинных двигателя (ГТД) LM2500 компании "Дженерал электрик" суммарной мощностью 74,6 МВт. Они работают попарно через нереверсивный двухступенчатый редуктор цепного типа с раздвоением мощности на винты регулируемого шага (ВРШ). Редукторные передачи снижают частоту вращения ГТД (3600 об/мин) до частоты вращения линии вала (140 об/мин).

Учитывая модульно-секционный метод строительства, двигатель поставляется на корабль в виде единого модуля размером 8,0х2,6х2,4 м. В его состав входит: силовая турбина с воздухоприемным и газовыхлопным коллекторами, которые заключены в теплозвукоизоляционный кожух и установлены на фундаментную раму с амортизаторами.

Расход топлива ЭУ может быть снижен за счет парциальной работы турбин. При скорости хода корабля 20 уз дальность плавания составляет 4 200 миль (при стандартном запасе топлива около 1 600 т). Используемая энергетическая установка обеспечивает кораблю высокую скорость полного хода - 30 уз.
ГТД LM2500 обладает высокой маневренностью: набирает полные обороты на холостом ходу из холодного состояния за 60 с, а еще через 30 с турбина выходит на полную мощность. Эсминец типа "А. Бёрк" мод. 1 разгоняется до 30 уз за несколько десятков секунд, а останавливается в пределах 60 с. При этом выбег корабля не будет превышать более двух его длин.

В электроэнергетической системе корабля используется переменный ток напряжением 440 В (частота 60 Гц), вырабатываемый тремя газотурбогенераторами (ГТГ) марки AG9140 с приводом от ГТД "Аллисон" 501-К34 мощностью по 2 500 кВт. Двигатель вращает генератор через одноступенчатую редукторную передачу переборного типа.
ГТГ выполнен в виде модуля с теплозвукоизоляционным кожухом, установленного на фундаментную раму с амортизаторами. Для проведения эксплуатационных работ в кожухе предусмотрены технологические двери.

Движители эсминца типа "А. Бёрк" мод. 1 - это пятилопастные ВРШ компании "Бёрд Джонсон", практически не изменившиеся по сравнению с теми, что применяются на крейсерах с управляемым ракетным оружием (КР УРО) типа "Тикондерога". Эти усовершенствования были направлены главным образом на улучшение их защиты от эрозии.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение. 2016, №6, С. 84-88

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (25.07.2016) | Автор: Капитан 2 ранга Д. Василевский
Просмотров: 3956 | Теги: Д. Василевский, DDG, О. Бёрк, А. Бёрк, ЭМ УРО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar