Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 12:38
Ключевые слова
Д. Василевский, DDG, А. Бёрк, О. Бёрк, ЭМ УРО

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Флот

Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием типа "А. Бёрк" ВМС США ч2 (2016)

Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием типа "А. Бёрк" ВМС США ч2

Капитан 2 ранга Д. Василевский,
капитан-лейтенант А. Гусев

В первой части статьи* говорилось о создании в США эсминцев нового поколения с управляемым ракетным оружием (УРО), предназначенных для замены выслуживших свой срок кораблей. Авторы подробно рассказывали об особенностях конструкции корпуса ЭМ УРО типа А. Бёрк, о системе коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения, за счет чего достигается снижение радиолокационной заметности корабля, а также уменьшение уровня его теплового и акустического полей. Особое внимание уделялось главной энергетической установке и газотурбинным двигателям.

Эсминец УРО типа А. Бёрк мод. 1 располагает сбалансированным составом вооружения, что позволяет ему эффективно противодействовать воздушному, подводному и надводному противнику, а также наносить удары по береговым объектам.

Для решения основных огневых задач на эсминце имеется установка вертикального пуска (УВП) Мк 41 мод. 2, которая рассчитана на применение следующих ракет:
- крылатых ракет морского базирования (КРМБ) "Томахок" Block 3 с дальностью стрельбы до 1 850 км и "Тактический Томахок" (до 2 400 км, для поражения наземных целей);
- зенитных управляемых ракет (ЗУР) "Стандарт-2" Block 3 с дальностью стрельбы до 70 км (для обеспечения ПВО);
- ЗУР "Стандарт-3" Block 1А с дальностью стрельбы до 300 км (для обеспечения ПРО);
- противолодочных управляемых ракет "Асрок-УВП" с дальностью действия до 30 км (для уничтожения подводных лодок).

УВП, установленная в носовой части корабля, включает три модуля с восемью ячейками в каждом, предназначенных для транспортно-пусковых контейнеров (ТИК), а четвертый - с пятью ячейками для ТПК и тремя для телескопического крана с гидравлическим приводом грузоподъемностью до 1,8 т. УВП, расположенная в кормовой части, состоит из семи модулей с ячейками для ТПК, а восьмой предназначен для телескопического крана.

Все модули представляют собой металлическую решетчатую конструкцию с рельсовыми направляющими для погрузки ТПК. На каждом из двух уровней предусмотрены проходы с площадками, необходимые для проведения регламентных работ. Крышка ячейки выполнена из стали марки HY80 толщиной 19 мм. Для борьбы с пожаром все модули оборудованы системами пожаротушения, а для избежания перегрева ракеты каждая ячейка оснащена устройством орошения. Кроме того, для предотвращения обледенения крышек предусмотрен их обогрев. Длина модуля 3,4 м, ширина 2,5 м, высота 7,7 м, масса без боезапаса 15,53 т (с боезапасом 37,4 т), а модуля с телескопическим краном 21,3 и 34,9 т соответственно.

Для поражения береговых и морских надводных целей имеется 127-мм артиллерийская установка (АУ) Мк 45 мод. 1. Максимальная дальность стрельбы 24 км (по высоте 15 км). Масса АУ около 25 т, скорострельность 20 выстр./мин.

Достаточно эффективным средством борьбы с НК является противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) "Гарпун". Он рассчитан на запуск противокорабельных ракет RGM-84F Block ID с палубной ПУ Мк 141. Дальность стрельбы ПКРК 240 км.

Для обеспечения ПВО в ближней морской зоне используется 20-мм зенитный артиллерийский комплекс (ЗАК) Mk 15 "Фаланкс". Максимальная дальность стрельбы 5 км (по высоте 2,5 км), масса около 6 т, скорострельность 4 500 выстр./ мин.

Огонь по ПЛ в ближней морской зоне ведется торпедами Мк 46 (максимальная дальность хода 10,5 км при скорости 45 уз) и Мк 50 (соответственно 20 км и 55 уз). В настоящее время на замену им поступает торпеда Мк 54 (10,5 км и 45 уз). Данное оружие находится в двух 324-мм трехтрубных торпедных аппаратах (ТА) Мк 32 мод 14. Поражение ПЛ в дальней морской зоне осуществляется с помощью вертолета SH-60B, на внешней подвеске которого могут размещаться две торпеды.

В состав радиоэлектронного вооружения ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 1 входит трехкоординатная многофункциональная радиолокационная станция (МФ РЛС) AN/SPY-ID, разработанная компанией "Локхид-Мартин". Антенный пост данной станции включает четыре фазированные антенные решетки (3,65 х 3,65 м) с электронным сканированием по азимуту и углу места. Каждая содержит около 4 400 излучающих элементов, имеет массу 3,6 т. МФ РЛС AN/ SPY-ID обеспечивает поиск, захват и сопровождение более 300 воздушных и надводных целей.

Фазированные антенные решетки МФ РЛС AN/SPY-ID расположены в надстройке эсминца типа А. Бёрк мод. 1.

Кроме МФ РЛС AN/SPY-1D на корабле имеются станция обнаружения надводных целей AN/SPS-67(V)3, станция навигационного обеспечения AN/SPS-73(V)12 и станция системы управления стрельбой AN/SPG-62.

Для освещения подводной обстановки на эсминцах установлена система обработки информации AN/SQQ-89(V)6, которая получает ее от носовой подкиль-ной (AN/SQS-53C) и буксируемой (AN/ SQR-19B) ГАС.

В комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) корабля входят следующие элементы:
- система постановки пассивных помех Мк 36, которая включает шесть шестиствольных ПУ Мк 36 мод. 12 SRBOC (Super Rapid Blooming Offboard Chaff), предназначенных для выстреливания ложных целей (дипольных отражателей и инфракрасных помех) для защиты корабля от самонаводящихся ракет;
- система AN/SLQ-32A(V)2, предназначенная для обнаружения, пеленгования, классификации и подавления радиоэлектронных средств противника.

На корабле установлена система противоторпедной защиты AN/SLQ-25 "Никси". В ее состав входят бортовой генератор сигналов и буксируемый гидроакустический излучатель, имитирующий шум винтов корабля.

Взаимодействие различных систем оружия со средствами освещения воздушной, подводной и надводной обстановки обеспечивает многофункциональная система боевого управления (МФ СБУ) "Иджис". При необходимости она может координировать работу систем вооружения кораблей соединения и осуществлять наведение истребительной авиации при отражении атак средств воздушного нападения на дальних рубежах, обеспечивая их нужной информацией по линиям связи.

С 1985 по 1992 год были поданы заявки на строительство 22 кораблей (1985-й -один, DDG-5; 1987-й - два, DDG-52 и -53; 1989-й - пять, DDG-54-58; 1990-й-пять, DDG-59-63; 1991-й - четыре, DDG-64-67 и 1992-й - пять, DDG-68-72). По решению командования ВМС США последний из пяти заказанных в 1992 году - ЭМ УРО "Мэхэн" (DDG-72) -строился как корабль подсерии 2.

Заказы на строительство ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 2 распределялись по годам следующим образом: 1992-й - один (DDG-72), 1993-й-четыре (DDG-73-76), 1994-й - два (DDG-77-78). Из этого видно, что подсерия 1 включает 21 корабль (DDG-51-71), а 2-я - 7 (DDG-72-78).

В конструкцию эсминца данной модификации был внесен ряд изменений:
- АУ Мк 45 мод. 1 была заменена на Мк 45 мод. 2 (начиная с эсминца "Дикейтор", DDG-73);
- улучшены гидродинамические качества за счет оптимизации обводов подводной части корпуса;
- полное водоизмещение корабля увеличилось на 450 т, а осадка достигла 6,3 м (после установки двух дополнительных топливных цистерн);
- повышена взрывопожаро-безопасность за счет установки в корпусе корабля дополнительных бронированных переборок;
- усовершенствована электронно-вычислительная техника;
- модернизированы средства РЭБ.

В 1994 году из-за снижения противостояния и уменьшения опасности возникновения мировой войны с применением ядерного оружия командование ВМС США приняло новую стратегию, получившую название "Вперед с моря". Она предполагала изменение приоритета с завоевания господства в открытом море, которого эта страна уже достигла, на достижение его в прибрежных водах вероятного противника.

Дальнейшее развитие эскадренных миноносцев в США осуществлялось в основном в двух направлениях. Первое предполагало строительство ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 2А, а второе - создание многоцелевых кораблей нового поколения по программе "Надводный корабль XXI века" (Surface Combatant for the 21st Century - SC-21).

Первое направление. Заказ на строительство первого корабля подсерии 2А ЭМ УРО "Оскар Остин" (DDG-79) поступил в декабре 1994 года, а в августе 2000-го его передали флоту. Всего с 1994 по 2012 год было построено 34 эсминца подсерии 2А (DDG-79-112).

Головной корабль подсерии 2А обошелся американской казне в 1,878 млрд долларов, 778 млн из которых - это расходы на вооружение. В ходе серийного строительства стоимость последнего удалось снизить почти до 700 млн долларов. В дальнейшем она повысилась из-за удорожания новых систем, которые внедрялись на кораблях, а также в связи с ростом инфляции. В результате ЭМ УРО "Майкл Мерфи" (DDG-112), заказанный в 2005 году, стоил уже около 2,2 млрд.

Второе направление. В рамках программы SC-21 намечалось создать два класса кораблей: ЭМ (проект DD-21) и крейсер (КР) УРО (CG-21), в полной мере отвечающих требованиям новой стратегической концепции. Решили начать с эсминца, а с учетом полученного опыта проектирования последнего - создать крейсер.

В 2001 году руководство ВМС США объявило о реорганизации программы SC-21. Все наработки, полученные в ходе реализации проекта ЭМ DD-21, были использованы уже в рамках программы "Надводный корабль будущего" (Future Surface Combatant - FSC). FSC предполагала создание семейства НК уже трех классов, при этом акцент делался на решение отдельных задач, которым уделялось первостепенное внимание при реализации стратегических замыслов командования ВМС США. Эта программа предусматривала постройку:
- серии многоцелевых кораблей под обозначением LCS (Littoral Combat Ship), предназначенных для решения задач противолодочной и противоминной обороны, а также для борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями в прибрежной зоне;
- серии ЭМ DD(X) (впоследствии получили наименование эсминцы УРО типа "Замволт"), призванных поражать различного типа цели, находящиеся на значительных дальностях, высокоточным оружием, в том числе артиллерией крупного калибра;
- серии КР УРО с условным названием CG(X), предназначенных для решения задач ПВО и ПРО.

По замыслам руководства ВМС США, предполагалось, что корабли прибрежной зоны LCS заменят планово выводящиеся из боевого состава фрегаты УРО типа "Перри", ЭМ УРО типа А. Бёрк, а КР УРО CG(X) придут на смену находящимся в боевом составе кораблям того же класса типа "Тикондерога".

Первоначально планировалось построить серию кораблей прибрежной зоны LCS из 60 единиц, ЭМ DD(X) из 32 и КР УРО CG(X) из 19. После принятия решения о сокращении общей численности корабельного состава и значительного повышения стоимости кораблей новых проектов, их количество в сериях было пересмотрено в сторону уменьшения: LCS с 60 до 52 единиц (в настоящее время принято решение сократить до 40), ЭМ DD(X) - с 32 до трех, а дорогостоящую программу создания крейсеров CG(X) вовсе свернули. Вместе с тем было возобновлено производство ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 2A (DDG-113) и в плановом порядке в 2016 году перешли к строительству улучшенного варианта эсминца - мод. 3 (DDG-124).

При проектировании кораблей подсерии 2А конструкторы учли имеющиеся недостатки предыдущих модификаций (среди них отсутствие ангара для размещения вертолета) и усовершенствовали вооружение. Это связано с тем, что данные корабли проектировались для совместных действий в составе соединения с авианесущими, которые имели на вооружении вертолеты, и для них на эсминцах типа А. Бёрк мод. 1 и 2 была предусмотрена взлетно-посадочная площадка.

С учетом этого в кормовой части кораблей подсерии 2А оборудовали ангар для двух вертолетов SH-60В со всеми системами обслуживания. Для увеличения взлетно-посадочной площадки кормовую часть удлинили на 1,5 м и оборудовали системой обеспечения посадки, фиксации вертолета и его буксировки в ангар RAST (Recovery Assist, Secure and Traverse), что обеспечивает возможность посадки на корабль при килевой качке до 5°, бортовой - до 28° и скорости ветра до 23 м/с.

Также на кораблях подсерии А установку вертикального пуска Мк 41 мод. 2 заменили на Мк 41 мод. 7. Ее отличительной особенностью является то, что отсутствует телескопический кран, что позволяет увеличить количество ячеек носовой УВП с 29 до 32, а кормовой - с 61 до 64. Кроме того, возможности установки Мк 41 мод. 7 позволили расширить номенклатуру применяемого боезапаса. В состав вооружения корабля вошла ЗУР RIM-162 "Усовершенствованная Си Спарроу". Благодаря уменьшенному оперению в одной ячейке ПУ удалось разместить четыре ракеты.

Начиная с ЭМ УРО "Уинстон Черчилль" (DDG-81) в носовой части корабля вместо артустановки Мк 45 мод. 2 стали устанавливать Мк 45 мод. 4 с удлиненным стволом для стрельбы составным активно-реактивным снарядом (программа ERGM - Extended Range Guided Munitions).

Предполагаемый облик ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 3: 1 - вертолетная площадка; 2 - УВП Мк 41; 3 - ТА Mk 32; 4 - ЗАК Мк 15 "Фаланкс"; 5 - РЛС AN/SPG-62; 6 - PЛC AN/SPQ-9B; 7 - МФ PЛC AMDR-S; 8 - АУ Мк 45; 9 - ГАС SQS-53; 10 - поисково-спасательные лодки RHIB

ЭМ УРО "Пинкни", "Момсен", "Чанг-Хун", "Нитце", "Джеймс Уильямс" и "Бейнбридж" (DDG-91-96) в опытном порядке оснащены противоминной системой RMS (Remote Minehunting System). Одновременно с ней МФ РЛС AN/SPY-ID начали заменять модернизированной станцией AN/SPY-1D(V).

После террористической атаки на ЭМ УРО "Коул" (DDG-67), совершенной 12 октября 2000 года в порту г. Аден (Йемен), на всех эсминцах типа А. Бёрк для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями были установлены 25-мм автоматические АУ Мк 38 мод. 2.

Добиваясь снижения стоимости строительства кораблей подсерии 2А, командование ВМС приняло решение отказаться от ПУ Мк 141, ПКРК "Гарпун" и одного ЗАК Мк 15 "Фаланкс" (начиная с ЭМ УРО "Мак-Кэмпбелл", DDG-85).

С учетом отмеченных выше изменений полное водоизмещение ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 2А увеличилось на 611 т, составив 9 425 т.

В сентябре 2012 года на заводе компании "Инголлс шипбилдинг" произошла нарезка стали для ЭМ УРО "Джон Финн" (DDG-113). Церемония закладки состоялась в ноябре 2012 года, спуск на воду осуществлен в марте 2015-го, а передача ВМС намечена на середину 2016-го.

Всего планируется построить 11 таких кораблей - семь из них (DDG-113-119) в настоящее время находятся на разных стадиях строительства, а оставшиеся четыре (DDG-120-123) намечается закладывать по мере освобождения стапелей. Первые три эсминца (DDG-113-115) в качестве "версии перезапуска" (Restart version) конструктивно не будут отличаться от последнего - "Майкл Мерфи" (DDG-112). На еще восьми кораблях (DDG-116-123), условно обозначенных "как "технологическое новшество" (Technology Insertion), предполагается применять передовые технологии, разработанные для ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 3.

Кроме ЭМ УРО типа А. Бёрк в состав ракетно-артиллерийских кораблей ВМС США входят 22 крейсера УРО типа "Тикондерога", которые с 2020 года по достижении предельного срока службы начнут выводиться из боевого состава. В связи этим в феврале прошлого года в конгресс поступил доклад о предполагаемом техническом облике эсминца типа А. Бёрк мод. 3. Проект утвердили и внесли в кораблестроительный план текущего года. Согласно ему первый ЭМ этой подсерии (DDG-124) войдет в боевой состав флота в 2021 году.

Принципиальная схема и состав гибридной электрогазотурбинной энергетической установки ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 3

Полное водоизмещение корабля может составить около 11 000 т, что должно повысить его модернизационный потенциал. Для придания ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 3 большей живучести и боевой устойчивости он будет иметь двойной корпус. Благодаря компактному размещению надувных поисково-спасательных лодок с жестким корпусом RHIB в районе юта изменится конфигурация кормовой надстройки, что позволит увеличить количество жилых помещений, а также установить вспомогательное оборудование для радиолокационного комплекса AMDR (Air and Missile Defense Radar) AN/SPY-6.

Для решения задач ПВО/ПРО эсминцы типа А. Бёрк мод. 3 будут оснащаться радиолокационным комплексом AMDR, в состав которого войдут МФ РЛС Х- и S-диапазонов. На первые корабли подсерии 3 установят РЛС AN/SPQ-9B (вместо AMDR-X) и МФ РЛС AMDR-S. Для обеспечения нормального функционирования комплекса AMDR необходимо определенное время и модернизировать МФ СБУ "Иджис".

Для бесперебойной работы комплекса AMDR потребуется увеличение суммарной мощности корабельной электроэнергетической установки. В связи с этим на данных эсминцах будут установлены три новых газотурбогенератора марки MT-5S мощностью по 4,17 МВт, которые через модули преобразователей обеспечат электричеством общекорабельных потребителей, в том числе и указанный комплекс.

Планируется также оснащать эсминцы той же подсерии гибридной электрогазотурбинной энергетической установкой (Hybrid Electric Drive - HED), что позволит значительно снизить стоимость жизненного цикла корабля и сократить число обслуживающего персонала. В состав HED кроме стандартных для ЭМ УРО типа А. Бёрк четырех ГТД марки LM2500 войдут два гребных электродвигателя (ЭД), подключение которых осуществляется через ГРП.

В настоящее время такой энергетической установкой оснащены эсминец УРО "Тракстан" (DDG-103), а также универсальные десантные корабли "Америка" (LHA-6) и "Макин-Айленд" (LHD-8).

Всего планируется закупить до 27 эсминцев УРО типа А. Бёрк мод. 3. Последний намечено заказать в 2029 году. К тому времени корабли подсерии 1 начнут выводить из боевого состава, однако командование американских военно-морских сил намерено поддерживать общее количество эскадренных миноносцев на уровне 85 единиц. С учетом этого обстоятельства в период с 2020 по 2022 год намечается приступить к разработке эсминцев с управляемым ракетным оружием нового поколения (в некоторых зарубежных источниках их называют ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 4).

В соответствии с 30-летним кораблестроительным планом (2016-2045) первый корабль такого класса должен войти в боевой состав в 2035 году, а вся серия будет включать 37 единиц.

В начале 1980-х годов командование ВМС США приняло решение о начале проектирования эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием нового поколения типа А. Бёрк, предназначенных для замены ЭМ УРО типа "Адамс" и ЭМ типа "Кунц". Тогда предполагалось, что эти корабли будут решать боевые задачи в составе авианосных и корабельных ударных групп, что сказалось на их архитектуре и составе вооружения. Первоначально планировалось построить 29 кораблей подсерии 1. Однако в период с 1985 по 1992 год удалось заказать только 21 единицу, а с 1992-го по 1994-й уже были спущены на воду семь кораблей подсерии 2.

Изменение военно-политической обстановки в мире, происходившее в 1990-х годах, привело к пересмотру стратегии применения ВМС США. В 1994 году была принята новая стратегия, получившая название "Вперед с моря", которая предусматривала смещение акцентов с завоевания господства в открытом море (которого США уже достигли) на преобладание в прибрежных водах вероятного противника. В свою очередь, это привело к пересмотру, а в некоторых случаях и ужесточению требований к корабельному составу, вследствие чего в планах по дальнейшему развитию эскадренных миноносцев в США была намечена деятельность в двух направлениях: первое - строительство серии усовершенствованных ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 2А, второе - создание эсминцев нового поколения с условным названием DD-21, которые бы в полной мере отвечали стратегическим замыслам руководства американских ВМС.

С 1994 по 2005 год было заказано 34 ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 2А, после чего их строительство было прекращено в связи с вводом новой серии из 32 единиц ЭМ DD(X) (впоследствии получившего наименование ЭМ УРО типа "Замволт"). Однако из-за значительного роста стоимости головного корабля количество единиц в серии пришлось сократить до трех, а также было принято решение о возобновлении выпуска ЭМ УРО типа А. Бёрк мод. 2А с плавным переходом в текущем году к производству улучшенного варианта эсминца типа А. Бёрк - мод. 3.

В настоящее время семь кораблей подсерии 2А находятся на различной стадии строительства. Всего запланировано спустить на воду 11 единиц, после чего начнется производство 27 эсминцев типа А. Бёрк мод. 3. Согласно перспективному кораблестроительному плану ВМС США в конце 2020-х годов должны начаться работы по созданию ЭМ УРО нового типа - А. Бёрк мод. 4. В техническом отношении эти корабли будут значительно превосходить эсминцы типа А. Бёрк предыдущих подсерии.

* Начало см.: Зарубежное военное обозрение. 2016. № 6. С. 84-88.

Зарубежное военное обозрение. 2016, №7, С. 73-80

Категория: Флот | Добавил: pentagonus (21.08.2016) | Автор: Капитан 2 ранга Д. Василевский

Просмотров: 776 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов