Финансирование в США программы приобретения многоцелевого истребителя F-35 "Лайтнинг-2"А. Измайлов Под программой приобретения понимается комплекс мероприятий по проведению НИОКР в рамках создания образца ВВТ и последующим закупкам данных образцов в интересах национальных вооруженных сил. Основным условием реализации программы приобретения истребителя пятого поколения F-35 является ее достаточное и стабильное финансирование, которое осуществляется по двум целевым статьям бюджета МО - "НИОКР" (программные ассигнования на НИОКР) и "Закупки ВВТ" (программные ассигнования на закупки). Источниками финансирования разработок истребителя являются как государственный сектор, где весь объем средств выделяется из федерального бюджета, так и частный, представленный расходами частных компаний. Детали финансирования, как правило, составляют коммерческую тайну и не представлены в открытом доступе, поэтому в роли основного источника для оценки объемов финансирования программы разработки и приобретения выступает государственный сектор. Финансирование закупок осуществляется исключительно по линии госсектора, где функцию потребителя выполняют национальные ВС.
За период с 1996 по 2018 год в номинальном исчислении общий объем ассигнований на программу приобретения увеличился более чем на 13 млрд долларов и к 2018-му составил 13,5 млрд. Максимальный объем отмечался в 2010 году - 15,7 млрд долларов. Анализ распределения по целевым статьям показал, что до 2006 года средства предусматривались на разработки, объем которых к 2018 году вырос на 1,6 млрд долларов. Наибольшие суммы на эти цели выделялись в 2006-м - 5 млрд. На приобретение истребителя F-35 программные ассигнования направляются с 2006 года. Их объем увеличивался в течение всего периода, за исключением 2013 и 2017 годов, и к 2018-му составил 11,8 млрд. Государственное финансирование разработок истребителя F-35 имеет особую специфику, в результате чего распределение программных ассигнований осуществляется по нескольким основаниям, в том числе по видам ВС, программам и отраслям военной промышленности, а также по стадиям НИОКР. Распределение средств по видам ВС отражает финансирование НИОКР, в частности по линии ВВС (F-35А) и ВМС (F-35B для морской пехоты и F-35C для палубной авиации). За период с 1996 по 2018 год ассигнования по обоим видам ВС распределялись неравномерно. Несмотря на рост ассигнований в номинальном исчислении в целом за период он сопровождался постоянными сокращениями как по линии ВВС, так и по линии ВМС. Доля ВВС находилась в диапазоне 45-63% при наименьшем показателе в 2017 и 2018 годах - 49,3% Доля ВМС за указанный период не превышала 65% В 2018 году объем ассигнований этого вида сравнялся с показателем ВВС, составив 50,7% Распределение средств на разработку по программам отражает их разбивку по функциональной принадлежности к истребителю F-35. В соответствии с этим следует выделить системные, смежные и вспомогательные программы. Сама программа "Джойнт Страйк Файтер" полностью не отражает общий объем выделяемых средств на создание этого самолета, что требует учета объемов финансирования прочих программ, связанных с ним. К системным относятся программы НИОКР, финансируемые и реализуемые исключительно в интересах создания истребителя F-35. Cмежными являются те программы, в рамках которых проводятся НИОКР, связанные не только с истребителем F-35, но и с другими технологически и функционально схожими с ним самолетами. К вспомогательным относятся программы по разработке авиационного вооружения, а также способов его доставки и переноса. Анализ распределения ассигнований на НИОКР по программам за рассматриваемый период показал, что наибольший объем средств до 2018 года направлялся на системные программы - 63-100% (в 2018-м этот показатель составил 0,5 млрд долларов). Доля смежных программ находилась в пределах 5-30%, а в 2018 году увеличилась до 60,7% - 1 млрд долларов. Доля вспомогательных программ была сравнительно невелика - наибольший показатель был отмечен в 2013 году - 22,6%, а в 2018-м она составила 9,4% Средства также получают научные организации гражданских областей, где преимущественно финансируются исследования в области совершенствования наземного оборудования и модернизации инфраструктуры. Доля радиоэлектронной отрасли за рассматриваемый период составляла в среднем 2-6%, увеличившись к 2018 году до 11,8% Наибольшая доля ракетно-космической отрасли в общем объеме отмечалась в 2000 году - 8%, которая затем сокращалась, составив 0,3% в 2018-м. В интересах атомной отрасли ассигнования на разработки выделялись в период с 2003 по 2009 год (0,1-0,2% ежегодно), а также в 2014 и 2015-м (1,8 и 7,3% соответственно). Небольшие объемы также приходятся на средства, отнесенные к гражданским отраслям (от 0,1 до 22,4% общего объема). В 2018 году доля ассигнований, которые направлялись на гражданские отрасли, составила 12,5% Дальнейшая разбивка программных ассигнований была осуществлена по этапам НИОКР, которые фактически отражают прохождение полного цикла создания конкретного образца до производственного этапа включительно. Так, основными этапами работ являлись: перспективные исследования; перспективные компоненты и прототипы; создание и демонстрация новых систем, а также модернизация состоящих на вооружении. При этом наибольшая доля средств приходилась на создание и демонстрацию систем, предусматривавших основные технические доработки образца, а также проведение многочисленных испытаний (75-96%) - в 2018 году 72,4% На этапе модернизации систем, находящихся на вооружении, финансирование составляло 2-11% за рассматриваемый период, в 2018 году увеличившись до 26,3% При этом предпринимались необходимые меры по доработке образцов, прошедших уже войсковые или боевые испытания. Доля средств, отпущенных на реализацию этапа управления и демонстрации систем, в течение которого фактически проводятся предпроизводственные испытания образца или компонента, была невелика и на протяжении всего периода не превышала 10% общего объема, за исключением 1997 года - 17,9% Средства, выделяемые на разработку перспективных технологий, а также компонентов и прототипов, были невелики и выделялись нерегулярно - их доля в общем объеме не превышала 6% за весь период. На долю прикладных исследований приходилось 0,2-3,1% за период, причем средства на них выделялись также крайне редко. Максимальным в общем объеме являлся показатель 1999 года - 1,9%, который в 2018-м составил 1,3% Кроме того, в бюджете МО заложены средства на приобретение истребителей F-35 в интересах национальных ВС, в том числе на закупки образцов и комплектующих, предназначенных для ремонта и модернизации компонентов как самих истребителей, так и их РЭО. В рамках программных ассигнований на закупку образцов за рассматриваемый период было выделено более 70 млрд долларов для закупки 426 единиц, в том числе 275 F-35А, 78 F-35В и 73 F-35С. Объем ассигнований на приобретение модификации F-35A за рассматриваемый период вырос более чем в 40 раз - 5 млрд долларов в 2018 году, а наибольшее значение данного показателя отмечалось в 2012-м - 9,8 млрд. Объемы закупок F-35B с 2011 по 2018 год увеличились более чем в 5 раз, до 2,3 млрд. Снижению подверглись объемы закупок F-35C - c 1,5 млрд долларов в 2009 году до 0,8 млрд в 2018-м; максимум был отмечен в 2010 году (4,2 млрд). Таким образом, руководство С ША уделяло особое внимание финансированию программы разработки и приобретения истребителя F-35. В течение всего периода отмечалось увеличение общего объема средств вплоть до 2012 года, и к 2018-му он составил 13,5 млрд. Средства распределялись по двум целевым статьям - "НИОКР" и "Закупки ВВТ". Доля ассигнований на приобретение в общем объеме средств значительно возросла - до 87,6% в 2018 году одновременно с сокращением доли ассигнований на разработки - до 12,4% Анализ объемов программных ассигнований на закупки показал, что наибольшая часть средств как на приобретение образцов, так и модернизацию компонентов приходилась на F-35A (не менее 40% общего объема). За рассматриваемый период отмечается сокращение доли ассигнований на F-35C - почти на 40% при незначительном увеличении доли на F-35B - до 25% к 2018 году. С учетом позиции руководства страны по вопросу снижения объемов средств на разработки по данной программе в дальнейшем ожидается сокращение объемов ассигнований на проведение соответствующих НИОКР при увеличении доли средств на закупки F-35. Зарубежное военное обозрение. 2018, №12 С. 50-55 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5647 | | |
Всего комментариев: 0 | |