Финансирование военной деятельности США за рубежомА. Суворова В настоящее время бюджет министерства обороны (МО) США условно делится на две группы: бóльшая часть средств предназначена для реализации планов строительства ВС (так называемый "базовый" бюджет), а меньшая - для финансирования военной деятельности США за рубежом (чрезвычайные цели). Под термином "чрезвычайные цели" понимается широкий спектр военных операций ВС США: от миротворческих, где угроза применения военной силы против американских военнослужащих незначительна, до военных конфликтов, где предусматривается непосредственное участие ВС в боевых действиях. В официальных документах администрации США для характеристики чрезвычайных целей могут использоваться термины: война, военный конфликт, боевые действия. Подробно критерии "чрезвычайных целей" прописаны в Своде законов США (глава 10, параграф 101). До 2001 года этого разделения не предусматривалось. В случае необходимости МО запрашивало дополнительные ассигнования на ведение боевых действий за пределами страны, и, если кампания длилась несколько лет, эти дополнительные затраты включались в состав бюджета военного ведомства. Так, в первый год войны в Корее дополнительные ассигнования составляли более 2/3 бюджета МО, то есть бюджет увеличился практически в 3 раза - со 122 млрд долларов в 1950 году до 391 млрд в 1951-м. В 1952 году он составлял около 476 млрд, однако этого оказалось недостаточно и МО дополнительно запросило еще 11 млрд долларов. С 1997 года был учрежден специальный счет для финансирования чрезвычайных целей (Overseas contingency operations transfer fund, OCOTF), на который в случае необходимости перечислялись выделенные федеральным правительством средства и впоследствии переводились на соответствующие статьи "базового" бюджета. Это позволило учитывать финансирование операций в составе "базового" бюджета и одновременно следить за целевым расходованием средств. После терактов 11 сентября 2001 года была инициирована "глобальная война с терроризмом" (Global war on terrorism - GWOT) и ассигнования на военные операции за рубежом (чрезвычайные цели) были выделены в отдельную категорию бюджета МО, так как предполагалось продолжительное военное присутствие США на Ближнем Востоке и требовался отдельный контроль над финансированием этих мероприятий. Согласно оценке бюджетного управления конгресса (БУК) во второй половине ХХ века только войны в Корее и во Вьетнаме оказались сопоставимы по объемам финансирования и длительности с современными кампаниями США в Ираке, Афганистане и Сирии. Значительный рост ассигнований на чрезвычайные цели начался в 2003 году в связи с военными действиями в Афганистане и Ираке. Их объем достиг максимума в 2008-м - 186,9 млрд долларов, а доля в военном бюджете возросла до 26,8% К 2016 году финансирование чрезвычайных программ сократилось до 58,9 млрд долларов в связи со снижением интенсивности американских военных операций в Ираке и Афганистане. Но с 2017-го объем средств на военную деятельность США за рубежом вновь стал расти. В 2019-2021 годах ассигнования на чрезвычайные цели составляют 69-71 млрд долларов (около 9% всех ассигнований по военному бюджету). Следует отметить, что с 2015 года в состав чрезвычайных расходов включаются средства в интересах "базового" бюджета. Они не имеют отношения к ведению и обеспечению военных операций за рубежом и включаются в их состав, чтобы не превышать установленные бюджетные ограничения. В связи с этим фактический объем финансирования чрезвычайных целей, согласно официальным документам, с 2015 года оказался на 2-18 млрд долларов выше реального. Таким образом, без учета средств в интересах "базового" бюджета, в 2021 году на них планируется потратить 53 млрд долларов, что на 24% (13 млрд) меньше чем в 2020-м. Так как проведение операций США за рубежом стало обычной практикой, учет их финансирования является довольно острой проблемой военного и политического руководства США. В связи с чем возникает ряд вопросов. В случае, если финансирование чрезвычайных целей остается за пределами базового бюджета МО, то трудно спланировать объем средств на военные нужды. Так, "Перспективная программа строительства ВС" (Future years defense program) создается на 5 лет вперед и обозначает основные направления военных расходов. Чрезвычайные операции тяжело поддаются прогнозу и во многом зависят от меняющейся геополитической обстановки, поэтому программа не учитывает их финансирование. Согласно оценкам БУК, если бы все затраты на действия США за рубежом с 1950-х годов были включены в "базовый" бюджет, то он бы был больше в среднем на 19% в год. Таким образом, исключение финансирования чрезвычайных целей из "базового" бюджета МО при составлении прогнозов занижает требуемый объем финансирования военных мероприятий США в перспективе. С другой стороны, американское руководство считает, что объединение финансирования чрезвычайных целей с "базовым" бюджетом затрудняет контроль за целевым расходованием средств, в том числе на строительство ВС или на чрезвычайные цели за рубежом. Считается, что когда затраты на эти действия были включены в "базовый" бюджет, на военную деятельность за рубежом отвлекались ресурсы, предназначавшиеся для поддержания общей боеготовности вооруженных сил. Так, в ходе войны во Вьетнаме США были вынуждены дополнительно перебросить в зону боевых действий своих военнослужащих и боеприпасы из состава частей ВС, расположенных в Европе. Военные операции в Ираке и Афганистане вынудили руководство МО расширить сферу применения средств на чрезвычайные цели. Поэтому с начала 2000-х годов они стали применяться в том числе и для ускорения программ модернизации и материально-технического обеспечения (МТО) ВВТ, как правило, проходящих по "базовому" бюджету. Так, многочисленные поломки танков M1 "Абрамс" в ходе войны в Персидском заливе вынудили военное руководство СВ США более тщательно подходить к вопросу оценки работоспособности техники, участвовавшей в военной операции. В связи с этим в 2004 году было принято решение не ремонтировать вышедшие из строя танки, а сразу отправлять их на модернизацию, которая финансировалась из средств на чрезвычайные цели. Таким образом, с 2005 по 2009 год около 46% средств по программе модернизации М1 "Абрамс" выделялось из бюджета на чрезвычайные цели, что позволило ускорить ее на 7 лет. Такой же подход использован и в отношении других видов ВВТ: вертолетов, автомобильной техники, ББМ. Данная практика применяется и другими видами ВС. Так, ВМС США используют средства из бюджета на чрезвычайные цели для МТО кораблей, не задействованных в операциях. В связи с этим для оценки объемов финансирования МТО ВМС необходимо учитывать не только средства по "базовому" бюджету, но также выделенные на чрезвычайные цели за рубежом. Следует также отметить, что использование средств на чрезвычайные цели для финансирования приоритетных направлений позволяет в ряде случаев финансировать по "базовому" бюджету менее приоритетные программы, которые в ином случае не получили бы должного финансирования. Кроме того, крупномасштабные военные операции ВС США, особенно продолжительные по времени, повышают статьи расходов "базового" бюджета. К ним прежде всего относятся затраты на содержание военных баз. Так, с начала операции в Афганистане и Ираке расходы на эти цели в расчете на человека выросли до 30% и в дальнейшие 5 лет оставались на этом же уровне. Последующее увеличение контингента в 2007 году повысило финансирование еще на 27% Затраты стали сокращаться после 2010-го с выводом войск. В настоящее время чрезвычайные ассигнования обеспечивают проведение операций ВС США в Афганистане, Ираке и Сирии, а также оказание военной помощи этим странам, в том числе оппозиционным силам САР. С 2015 года начато финансирование программы "Противодействие России в Европе" и ряд других программ. Прямые военные затраты (Direct war requirements) - это текущие расходы на непосредственное проведение военных операций американскими военнослужащими за пределами страны, а также финансирование "Фонда содействия силовым структурам Афганистана", "Фонда обучения и оснащения сил для борьбы с ИГИЛ (запрещена в РФ)", программы "Поддержка коалиционных сил" и пр. В 2021 году на военные операции планируется выделить 20,5 млрд долларов, что на 16,7% (4,1 млрд долларов) меньше чем в 2020-м. Предполагается, что по их окончании на данную категорию затрат перестанут выделяться средства. В целом отмечается снижение реальных объемов финансирования данного направления. Проведение военных операций (Operations/Force protection) включает финансирование операций, проводимых американскими военнослужащими, находящимися в Афганистане, Ираке, Сирии, в том числе затраты на выплаты военным, боевую подготовку, связь, снабжение, в том числе вещевое и продовольственное обеспечение, транспортные и эксплуатационные расходы, на содержание ВВТ, а также 2,5 млн долларов резервного фонда командующего группировкой США в Афганистане (Commanders’ emergency response program, CERP) на различные непредвиденные нужды. В 2021 году на эти цели запланировано выделить 13,4 млрд долларов, что на 7% (1 млрд долларов) меньше чем в 2020-м. Фонду содействия силовым структурам Афганистана (Afghanistan security forces fund, ASFF) на поддержание боеспособности афганских вооруженных сил, полиции, сил специальных операций предложено выделить 4 млрд долларов. Финансируется боевая подготовка 347 тыс. военнослужащих Национальной армии Афганистана и полиции. Фонд обучения и оснащения сил для борьбы с ИГИЛ (Counter-ISIS Train and Equip Fund, CTEF) финансируется в размере 0,9 млрд долларов, из которых 645 млн предназначено вооруженным силам, полиции, пограничным формированиям и подразделениям, привлекаемым к контртеррористическим операциям Ирака, а также курдам. С 2021 по 2022 год планируется экипировать в общей сложности 18 тыс. бойцов курдских военизированных формирований (12 бригад по 1,5 тыс. человек). Программа "Поддержка коалиционных сил" обеспечивает функционирование двух фондов: "Фонда поддержки коалиционных сил" (Coalition support fund, CSF) и "Фонда повышения и поддержания боеготовности" (Lift and sustain). Финансирование первого сокращено до 180 млн долларов (20%, или на 45 млн) в связи с приостановкой деятельности американских войск в Пакистане согласно распоряжению президента США Д. Трампа от 4 января 2018 года. Затраты на второй фонд возросли до 250 млн долларов (67%, или на 100 млн) в связи с ожидающимся расширением участия союзников в военных операциях США в Афганистане, Ираке и Сирии. Затраты на материально-техническое обеспечение (Enduring requirements или activities) включают расходы на содержание воинских контингентов на ТВД и на территории США, участвующих в обеспечении зарубежных операций. Затраты по данной категории не заканчиваются по окончании активной военной фазы боевых действий американских военнослужащих за рубежом. Данная категория включает средства на содержание военных баз, снабжение, эксплуатационные расходы ВВТ (кораблей, систем вооружения и пр.), а также "Программу противодействия России", "Программу помощи Украине" и "Программу сотрудничества в целях безопасности" (Security cooperation). В 2021 году на МТО планируется выделить 32,5 млрд долларов (меньше на 21,5%, или 8,9 млрд). Оценочно, в 2021 году соотношение затрат на проведение операций и на их обеспечение составит 1 : 1,6. Согласно оценкам БУК, с 2006 по 2018 год на МТО ежегодно выделялось 31-85 млрд долларов в постоянных ценах 2019 года (в среднем около 53 млрд в год). Однако крайне сложно разделить затраты на МТО, необходимое для непосредственного проведения военных операций за рубежом и связанные с укреплением общей боеготовности ВС США. В связи с этим в 2019 году предлагалось перенести часть затрат (45 млрд долларов), проходящих по этой категории, в "базовый" бюджет, что позволило бы снизить зависимость финансирования строительства вооруженных сил от средств на чрезвычайные цели. Эта мера позволила бы сократить бюджет на чрезвычайные цели до 20-25 млрд долларов, из которых на операции американских ВС выделялось бы около 15 млрд, а на помощь ВС Афганистану и Ирака - 7 млрд. Однако это предложение осталось нереализованным Обеспечение на ТВД (In-theater support) - это средства, направленные на обеспечение военнослужащих, оказывающих поддержку контингентам ВС США на ТВД в Афганистане, Ираке и Сирии. Предусмотрены аналогичные расходы на проведение военных операций, а также средства, которые выплачиваются военнослужащим, находящимся за пределами этих государств (операторы БПЛА, разведывательные службы и пр.). Кроме того, в эту статью входят затраты на проведение военных операций в других странах и "Фонд на оснащение силовых структур Ирака" (628 млн долларов в 2021 году). Общая численность воинского контингента США за рубежом, финансируемого по бюджету на чрезвычайные цели, в 2021 году составит 91 233 человека. Это на 10% больше чем в 2020-м, но ниже уровня 2019-го (99 178). Таким образом, в 2021-м на одного военнослужащего, занятого в проведении или обеспечении операции за рубежом, приходится 224,7 тыс. долларов в год прямых военных затрат и 356,2 тыс. - на материально-техническое обеспечение. Следует отметить, что расходы по данному направлению финансирования практически не зависят от количества военнослужащих США, непосредственно участвующих в проведении военных операций. Так, в период с 2013 по 2019 год они составляли около 20 млрд долларов в постоянных ценах 2019-го. Обслуживание ВВТ включает также средства на ремонт и боеприпасы. В первую очередь это БПЛА, вертолеты, бронеавтомобили и ББМ, а также управляемые ракеты GMLRS, "Хеллфайр", управляемые авиационные бомбы типа SDB, JDAM, JASSM. На секретные программы, в том числе разведку в 2021 году выделено 5,1 млрд долларов. В реальном исчислении их финансирование резко возросло в 2014-м - до 19 млрд, а с 2015 по 2019 год стабильно находится на уровне около 10 млрд. Средства Управлению по снижению угрозы МО (Defense threat reduction agency, DTRA) предназначены для поиска и ликвидации угроз в киберпространстве (Counter and deter threat network), а именно для борьбы в этой области с Россией, Китаем, Ираном и Северной Кореей, а также с экстремистскими организациями. Кроме того, Управление ведет киберразведку и обеспечивает информационную поддержку ВС США и их союзников. На эти цели в 2021 году запланировано выделить 0,5 млрд долларов. По программе "Взаимодействие в целях безопасности" (0,6 млрд долларов в 2021 году), союзникам США выделяются средства на обеспечение собственной безопасности и антитеррористическую деятельность. Так, в рамках этой программы Украине направляется 250 млн долларов "для обеспечения собственного суверенитета, территориальной целостности и проведения институциональных реформ". С 2015 года начата программа "Противодействие России в Европе". На 2021 год ассигнования на нее запланированы в объеме 4,5 млрд долларов, что на 1,5 млрд (24,5%) ниже предшествующего года, но в 4,6 раза превышает показатель 2015-го. В целом за период существования программы ассигнования на повышение возможностей ВС союзников США увеличились в 28 раз, наращивание возможностей заблаговременного складирования ВВТ в передовых зонах - в 14,2 раза, по другим направлениям - в 2-7 раз. По проекту бюджета на 2021 год предусмотрено сокращение ассигнований по всем направлениям финансирования. На боевую подготовку (проведение военных учений) - на 51,7%, расширение присутствия вооруженных сил США в Европе - на 29,3%, оптимизацию военной инфраструктуры стран-союзниц - на 19,1%, наращивание возможностей заблаговременного складирования ВВТ в передовых зонах - на 17,2%, повышение возможностей ВС стран-союзниц - на 9,4% В распределении ассигнований по программе по видам вооруженных сил лидируют СВ - около 65% всех средств в 2021 году. Далее следуют ВВС (20%) и ВМС (7%), остальная доля средств приходится на неклассифицированные по видам ВС, включая силы специальных операций. На финансирование деятельности ССО выделено 43,3 млн долларов. Однако в отличие от документа прошлого года в проекте на 2021 год многие статьи программы "Противодействие России в Европе" засекречены. Поэтому финансирование сил специальных операций может быть значительно выше. В целом объем ассигнования каждого вида ВС существенно превышают уровень 2015 года: СВ - в 6,6, ВВС - в 2,9, ВМС - в 9,9 раза. Таким образом, как отдельная часть бюджета министерства обороны затраты на чрезвычайные цели стали выделяться с 2001 года в связи с долгосрочными военными операциями ВС США на Ближнем Востоке. Однако при составлении долгосрочных планов финансирования строительства ВС эти средства не учитываются, тем самым занижаются необходимые объемы расходов. Кроме того, наличие отдельно выделенной значительной величины бюджетных ассигнований для финансирования операций за рубежом позволяет МО США гибко распределять эти средства для решения оперативных задач, а также ускорять плановую модернизацию и МТО ВВТ. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 1546 | | |
Всего комментариев: 0 | |