Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 30.04.2017, 06:19
Ключевые слова
USS Freedom, LCS, USS Independence

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [156]
Флот [145]
Авиация [88]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [75]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [86]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 154
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Флот

Фрегаты типа Freedom и Independence ч1 (2017)

Фрегаты типа Freedom и Independence

Капитан 1 ранга В. Спирин,
капитан 2 ранга Д. Василевский,
капитан-лейтенант Е. Леонов

Программа создания многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны (Littoral Combat Ship program) для ВМС США активно обсуждается в зарубежных СМИ из-за их запредельной дороговизны, многочисленных проблем при проектировании, а также курьезов в ходе строительства первых двух единиц в серии по разным проектам, И сегодня западными специалистами высказываются опасения относительно низкой живучести кораблей, их слабого вооружения, что влияет на эффективность выполнения поставленных задач. Затянувшаяся разработка модулей полезной нагрузки для них ставит под сомнение полноценность строящихся в настоящее время и уже сданных военно-морским силам кораблей-носителей.

До реструктуризации программы в 2014 году некоторые высокопоставленные должностные лица ВС США, поднимая эти проблемы, предлагали сократить количество закупаемых кораблей до 24 единиц по уже действующим контрактам либо построить значительно меньше 52 фрегатов (ФР), ранее запланированных. В ответ на критику военно-морские силы признали наличие проблем, но заверили, что уже приняты меры, направленные на их устранение, одновременно поставив под сомнение другие аргументы, приведенные против программы. Однако, как показывает практика последних 15 лет, это не единственная программа кораблестроения военно-морских сил США, при реализации которой возникли серьезные проблемы.

В середине 90-х годов XX века в США активно реализовывалась программа "Надводный корабль 21-го века" - аббревиатура SC-21 (Surface Combatant for the 21st Century). Согласно ее замыслу предполагалось создать два класса кораблей нового поколения: эсминец (ЭМ) УРО (по программе DD-21) и крейсер (КР) УРО (CG-21), которые, обладая характеристиками, отвечающими новым требованиям стратегических концепций применения флота, к началу XXI века должны были заменить состоящие на вооружении американских ВМС морально устаревающие ЭМ и КР.

Целью программы SC-21 являлось создание семейства надводных кораблей (НК) нового поколения, способных решать широкий круг задач. Основными требованиями, предъявляемые к ним, стали способность эффективно действовать в прибрежной зоне и большие возможности при огневой поддержке сухопутных войск на прибрежных направлениях. Они были продиктованы изменением военно-политической обстановки в мире, обусловившим пересмотр основополагающих концепций применения ВС, и в частности ВМС. Это также привело к переносу ведения боевых действий (БД) в открытом море на прибрежные районы.

Предполагалось, что указанные корабли, созданные с использованием самых передовых технологий, придут на смену линейным типа "Айова", которые в начале 90-х годов прошлого века были списаны, а других кораблей с артиллерией крупного калибра в американских ВМС не оказалось. Поэтому прежде всего приступили к созданию ЭМ УРО по программе DD-21.

1 ноября 2001 года (после очередной серьезной корректировки стратегических концепций) официальные представители ВМС заявили, что все работы по программе создания ЭМ УРО нового поколения DD-21 реорганизованы и будут продолжены в рамках программы с новым названием - "Надводный корабль будущего" (FSC - Future Surface Combatant). К тому времени работы над программой DD-21 уже велись продолжительное время, а до начала реализации программы CG-21 (согласно планам) оставалось еще несколько лет.

FSC предполагала создание семейства НК уже трех классов, при этом основное внимание акцентировалось на решении отдельных задач, которым отдавался приоритет в условиях реализации новых стратегических замыслов командования ВМС США.

В соответствии с этим документом планировалось построить:
- ЭМ с условным названием DD(X) для поражения целей различного типа на значительных дальностях высокоточным оружием, в том числе артиллерией крупного калибра;
- КР - CG(X) для решения задач ПВО/ ПРО;
- многоцелевые корабли прибрежной морской зоны (LCS) для решения задач ПЛО, ПМО и борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями в указанной зоне.

В итоге серия ЭМ УРО DD(X), впоследствии получившая название ЭМ УРО типа "Зумвольт" (DDG-1000), в 2009 году была сокращена до трех единиц из-за значительного увеличения стоимости проекта, а создание КР УРО с условным названием CG(X) было прекращено из-за вероятного возникновения аналогичных проблем в случае реализации проекта. Все эти процессы происходили на фоне жесточайшей экономии и сокращения бюджета ВМС.

27 мая 2004 года командование ВМС США заключило контракт с двумя индустриальными компаниями: одной, возглавляемой фирмой Lockheed Martin, другой возглавляемой фирмой General Dynamics, на разработку и строительство базового проекта корабля класса LCS (Littoral Combat Ship). По его условиям, каждая фирма должна была подготовить собственный проект и построить два корабля в рамках данного проекта. Эти разработки значительно отличались друг от друга.

Проект корабля, предложенный фирмой Lockheed Martin, был основан на идее монокорпусной конструкции полуглиссирующего типа, выполненной из стали, с надстройкой из алюминиевых сплавов. Другой проект, разработанный General Dynamics, предполагал выполнение корпуса (типа тримаран) полностью из алюминиевых сплавов. Кроме того, каждой компанией были разработаны собственные боевые системы (аппаратное и программное обеспечение, системы отображения информации, датчики и др.), отвечающие тактико-техническим требованиям, выдвинутым командованием ВМС к базовому проекту.

Проект фирмы Lockheed Martin выполнен на судостроительном заводе "Маринетт марин" (г. Маринетт, штат Висконсин). Корабли, строящиеся на нем, имеют нечетные номера (LCS-1, -3, -5, -7 и т. д.).

Другой проект, подготовленный General Dynamics, реализован на судостроительном заводе "Остал" (г. Мобайл, штат Алабама). Корабли, строящиеся на последнем, имеют четные номера (LCS-2, -4, -6, 4 и т. д.).

Таким образом, серия многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны с условным названием LCS оказалась самой массовой в программе FSC. Однако все та же проблема резкого увеличения стоимости заставляет руководство американских ВМС постоянно корректировать планы строительства кораблей этого класса в сторону снижения их количества и удержания расходов на приемлемом уровне.

С 2001 по 2014 год FSC была известна как Программа создания многоцелевого корабля прибрежной зоны (Littoral Combat Ship program), и все запланированные для строительства на то время корабли - 52 единицы - обозначались как LCS. Это количество могло составить 17%, или до 1/6 всего корабельного состава ВМС, насчитывавшего около 300 кораблей и судов различных классов.

По инициативе министра обороны Чака Хэгеля программа была реструктурирована. 24 февраля 2014 года он заявил: ".. .Никаких обсуждений условий нового контракта на закупку кораблей более 32 единиц не предвидится...". В результате пересмотра программы последние 20 кораблей (с LCS-33 до -52), которые должны были закупить в 2019 финансовом году и последующий период, предлагалось построить по проекту, отличающемуся от базового, и классифицировать как фрегаты, а не LCS.

В соответствии с этим планом в рамках реструктуризированной Программы создания многоцелевого корабля прибрежной зоны/ фрегата намечалось закупить 24 базовых проекта LCS с 2005 по 2016 финансовый год, 20 фрегатов в 2019-м и последующие финансовые годы, и восемь переходных LCS (которые бы включали только часть изменений проекта, намеченных для последних 20 кораблей) с 2016 по 2018 финансовый год. Общая численность кораблей, построенных в рамках этой программы, должна была составить 52 единицы.

Меморандум нового министра обороны США Эштона Картера от 14 декабря 2015 года предусматривал очередное реструктурирование программы ВМС. Согласно этому документу в период с 2005 по 2016 финансовый год (как и прежде) необходимо было закупить 24 LCS, построенных по базовому проекту. Четыре (а не восемь) переходных варианта предполагается приобрести до конца 2018 года, и 12 (а не 20) модернизированных фрегатов должны быть закуплены в 2019-м и последующие финансовые годы. Таким образом, общая численность кораблей класса LCS и фрегатов должна составить 40 единиц. Кроме того, меморандум обязывал ВМС выбрать единый проект для последних 12 кораблей, строительство которых планируется начать с 2019 года.

Количество кораблей класса LCS двух типов, закупленных в период с 2005 по 2015 год, и планируемое к закупке до 2020-го
Финансовые годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Количество закупленных кораблей, ед. 1 1 0 0 2 2 2 4 4 4 3
Финансовые годы 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026
Планируемое к закупке количество кораблей, ед. 3 3 3 2 3 - - - - - -

Стоимость программы и стратегия приобретения

Ключевым аргументом программы создания кораблей прибрежной зоны была невысокая стоимость. Первоначально командование ВМС планировало закупать их по цене не более 220 млн долларов за единицу - в 5 и более раз дешевле стоимости ЭМ УРО. Однако это преимущество было полностью исключено после резкого увеличения стоимости первых двух кораблей, построенных по разным проектам компаниями General Dynamics и Lockheed Martin (с 215,5 млн долларов в 2005 финансовом году до 531 млн в 2009-м для LCS-1 и с 213,7 млн в 2005-м до 507 млн в 2009 финансовом году для LCS-2 - и это без учета стоимости вооружения).

К 2010 году стоимость полностью снаряженных кораблей LCS-1 и LCS-2 с модулями вооружения приблизилась к 631 и 636 млн долларов соответственно. Сенаторы, выражая озабоченность в связи с этим, отметили: "...Программа LCS - наглядный пример того, как не надо закупать корабли".

С целью контроля и недопущения дальнейшего роста стоимости LCS конгрессом США был установлен ее верхний предел. 6 января 2006 года для пятого и шестого кораблей серии он находился на уровне не более 220 млн долларов плюс корректировка с учетом инфляции и других факторов.

Однако 28 января 2008 года верхний предел стоимости был скорректирован. Она была увеличена до 460 млн долларов (без учета инфляции) и распространялась на все корабли, закупаемые с 2008-го.

14 октября 2008 года реализация предыдущего решения была отложена на два года - применена ко всем кораблям, закупаемым с 2010-го.

28 октября 2009 года верхний предел стоимости был в очередной раз пересмотрен. Было принято постановление повысить его до 480 млн долларов. При этом была отмечена недопустимость превышения установленной суммы, включая ее корректировку, с учетом инфляции и других факторов.

Кроме того, было определено, что министр ВМС может отказаться от установленного верхнего предела стоимости в двух случаях:
- после предоставления данных в комитет конгресса по обороне и письменного подтверждения, что денежные средства, предназначенные для приобретения кораблей, будут израсходованы (или израсходованы) в интересах США и в пределах представляемого к утверждению годового плана кораблестроения, либо эти средства пойдут на строительство как минимум одного корабля по цене ниже установленного верхнего предела (480 млн долларов);
- по истечении 30 дней с момента предоставления указанных документов в комитет конгресса по обороне.

Стоимость LCS, которые закупили в 2010 году и последующие годы, постоянно была темой для дискуссий. Если брать в расчет инфляцию, то на декабрь того же года верхний предел стоимости одного корабля составил 538 млн долларов, однако в утвержденных в это время двух контрактах представители ВМС указали, что цена за единицу не должна превышать 440 млн.

По всей видимости, жесткие меры коснутся и последних 20 кораблей в серии, которые по предварительной договоренности будут закуплены в соответствии с двумя контрактами, где определены целевые затраты (выделенные средства на закупку) и более высокая предельная стоимость. Любой рост цены выше целевых затрат и до предельной стоимости будет разделен между подрядчиком и ВМС в соответствии с согласованным пропорциональным распределением. Повышение предельной стоимости компенсируется полностью за счет подрядчика.

Представители ВМС утверждают, что в худшем случае, если затраты на закупку последних 20 кораблей в серии вырастут до максимальных значений и все заявки на ее изменение будут исчерпаны, средняя стоимость кораблей увеличится примерно на 20 млн долларов и составит 460 млн, что будет значительно ниже скорректированного с учетом инфляции верхнего предела (538 млн долларов).

Согласно программе строительства первые четыре корабля (с LCS-1 по -4) были закуплены на средства, которые выделялись по отдельным четырем контрактам индивидуально на каждый. Первые два корабля по программе LCS были закуплены в 2005 и 2006 году соответственно. ВМС в основном реструктурировали программу LCS в 2007 году в ответ на значительный рост стоимости и задержки строительства первых корпусов LCS.

Это привело к отказу в 2007- м от четырех кораблей, средства на которые выделялись в 2006 и 2007 годах. От пятого LCS, профинансированного в 2008- м, также пришлось отказаться.

В апреле 2007 года командование ВМС отменило заказ компании Lockheed Martin на строительство LCS-3 для покрытия перерасхода средств на строительство первого корабля серии. Это никак не повлияло на проведение работ General Dynamics.

Однако в ноябре 2007 года после неудачной попытки компании пересмотреть условия контракта ВМС отменили заказ на LCS-4.

Средства, выделенные в 2007 году на строительство LCS-5 и LCS-6, также были потрачены на покрытие перерасхода при строительстве первых двух кораблей. Из девяти профинансированных или заказанных кораблей вплоть до 2008-го только три были включены в планы постройки.

В марте 2009 года командование ВМС выдало контракт с фиксированной ценой плюс поощрительное вознаграждение компании Lockheed Martin на постройку LCS-3 "Форт-Уэрт". В мае фирма "Бат айон уоркс" заключила контракт на постройку LCS-4 "Коронадо". Стоимость каждого из них составила 550 млн долларов, однако реальная цена каждой единицы была 600 млн.

16 сентября 2009 года командование ВМС выступило с инициативой выбора одного проекта для продолжения строительства кораблей прибрежной морской зоны. Согласно ей должен был быть объявлен конкурс, чтобы выбрать один из проектов, по которому будут строиться LCS. Средства на эти цели выделялись в 2010-м и последующие годы. Окончательное решение должны были принять 14 декабря 2010 года, когда истекал срок подачи предложений о закупочной стоимости кораблей участниками конкурса.

С победителем конкурса мог быть заключен договор на постройку 10 LCS в пятилетний период (2010-2014) - два корабля ежегодно. В дальнейшем ВМС должны были объявить конкурс среди других судостроительных предприятий, кроме верфи, которая уже выиграла контракт на строительство 10 LCS в период с 2010 по 2014 год, для того чтобы определиться со второй. На ней намечалось строить пять дополнительных LCS по тому же проекту (одна единица в 2012 году и две в 2013-м и 2014-м). Эти две верфи затем конкурировали бы за получение контрактов на строительство кораблей, средства на которые должны были выделить в 2015-м и последующие годы.

До заявления командования ВМС (16 сентября 2009 года) действовала ранее принятая стратегия закупок LCS в 2009 и 2010 финансовых годах. В соответствии с ней военно-морские силы должны были приобрести два LCS в 2009-м (LCS-3 и -4) и три в 2010-м. В 2009 году с каждым подрядчиком LCS планировалось заключить контракт на постройку одного корабля. Цены, которые те предложили бы тогда, могло определить распределение контрактов на строительство трех кораблей в 2010 финансовом году. Победивший подрядчик (предложивший меньшую цену) получил бы заказ на строительство двух кораблей в 2010 финансовом году, проигравший - на строительство одного. Такой подход преследовал цель оказать давление на подрядчиков в виде заказа для одной (предложившей меньшую цену) судоверфи на строительство третьего корабля, а также для формирования оптимальной цены на следующие, заказанные в 2009 и в 2010 финансовых годах.

ВМС утверждали, что контракты на строительство третьего и четвертого кораблей будут заключены до конца января 2009 года. 23 марта был заключен первый контракт с Lockheed Martin на постройку LCS-3, а 1 мая того же года - с General Dynamics на постройку LCS-4. Задержка подписания контрактов частично объяснялась разногласиями с подрядчиками по верхнему пределу закупочной стоимости одного корабля, который был определен на уровне 460 млн долларов.

Первоначально ВМС решили выбрать один из двух проектов и заключить контракт на строительство 10 LCS летом 2010 года. Однако окончательные предложения подрядчики представили 15 сентября, которые рассматривались в течение 90 сут (до 14 декабря).

Данная стратегия не была принята, и поэтому следующие 20 кораблей (с LCS-5 до -24) закупались по двум контрактам, которые были заключены с двумя судостроительными компаниями в декабре 2010 года.

3 ноября 2010 года, когда наблюдатели ожидали решения командования ВМС по поводу выбора одного из проектов LCS, официальные представители флота уведомили конгресс о разработке альтернативной стратегии приобретения LCS по двум проектам у двух подрядчиков, согласно которой будет закуплено по 10 кораблей у каждого из них в шестилетний период (2010-2015) с погодовым профилем закупки "1-1-2-2-2-2" для обеих судостроительных компаний. До 2015 года график соблюдался. Однако в 2015-м вместо четырех было закуплено только три корабля. В итоге до этого года включительно были выделены средства только на 23 корабля. Последний в контракте - 24-й был оплачен уже в 2016 году.

Нечетные - LCS-5, -23 - строятся на заводе "Маринетт марин", четные -LCS-6, -24, - на предприятии "Остал". Официальные лица ВМС заявляли, что в сравнении с предыдущей стратегией приобретения новая позволит сократить закупочную стоимость LCS на сотни миллионов долларов. ВМС нуждались в дополнительных полномочиях от конгресса, чтобы осуществить новую стратегию приобретения LCS по двум проектам у двух подрядчиков. Они утверждали, что если бы дополнительные полномочия не были бы предоставлены к 14 декабря, то ВМС продолжили бы реализацию старой стратегии приобретения, предложенной 16 сентября 2009 года. 13 декабря 2010 года сообщалось, что два подрядчика по запросу командования флота расширят диапазон цен в своих предложениях до 30 декабря 2010 года, давая конгрессу время на принятие решения о предоставлении ВМС полномочий, необходимых для реализации новой стратегии.

29 декабря 2010 года, используя предоставленные полномочия, ВМС реализовали новую стратегию приобретения LCS, заключив с двумя верфями контракты с фиксированной ценой на строительство 20 кораблей (по 10 единиц).

В этот день ВМС фактически приняли решение только по двум кораблям (LCS-5 и -6), средства на строительство которых были выделены в 2010 финансовом году. Дальнейшее финансирование строительства остальных кораблей будет проходить с санкции конгресса.

ВМС заявили, что если средства на строительство какого либо корабля из 20 оговоренных в контракте не будут выделены либо они не будут удовлетворены выполнением условий контракта подрядчиками, то не обязаны оплачивать расходы на дополнительные корабли, оговоренные в контракте. Кроме того, ВМС не должны будут выплачивать неустойки в связи с расторжением контракта, как это было ранее.

Последующие изменения в программе в большей степени коснулись технических возможностей LCS, нежели их стоимости. 24 февраля 2014 года состоялся брифинг МО США на котором поднимался вопрос о дальнейшем развитии Программы создания многоцелевого корабля прибрежной зоны/фрегата.

В своем обращении к участникам брифинга министр обороны выразил озабоченность тем, что корабли класса LCS были разработаны для выполнения конкретных задач - ПЛО или ПМО, а также борьбы с малоразмерными быстроходным целями (в зависимости от установленных на них модулей) в относительно благоприятных условиях при слабом противодействии противника.
В этой связи он усомнился, обладают ли корабли данного класса необходимыми средствами самообороны и имеют ли достаточную огневую мощь для того, чтобы противодействовать наращивающему свои боевые возможности противнику, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Принимая во внимание продолжительные финансовые ограничения, глава военного ведомства отметил, что ВМС должны рационально расходовать средства, выделяемые на кораблестроение, чтобы строить корабли, способные действовать в любом регионе мира и эффективно решать задачи, участвуя во всех конфликтах.

Кроме того, 24 февраля 2014 года в своем меморандуме министр обороны Хэгель обратился к руководству флота - министру ВМС Рею Мэбусу и начальнику штаба ВМС адмиралу Джонатану Гринерту. После внимательного рассмотрения материалов, отражающих ход программы и ознакомления с предварительными оценками затрат в рамках жизненного цикла и технического совершенства LCS, а также проведения консультаций с руководством управлений кораблестроения и вооружения ВМС США, должностными лицами, ответственными за закупку, военными экспертами и экспертами в области политики, другими аналитиками, он заявил о том, что "...Никаких обсуждений условий нового контракта на закупку кораблей более 32 единиц не предвидится...".

Кроме того, министерству ВМС было предписано предоставить следующую информацию:
- По обеспечению последовательного улучшения ТТХ LCS, основанному на результатах их испытаний и последнем опыте применения. Эти оценки должны учитывать живучесть, эксплуатационные качества, стоимость эксплуатации, готовность материальной части, огневую мощь и модернизационный потенциал;
- По альтернативным проектам малых надводных боевых кораблей с возможностями, присущими фрегату, до рассмотрения бюджета на 2016 финансовый год. Варианты должны включать абсолютно новый проект, существующие проекты корабля (в том числе LCS) и модификации LCS. В предложения должны войти: целевые затраты, тактико-технические требования к кораблю в целом, его оружию и техническим средствам в частности, а также сроки поставки.

Если проект модифицированных LCS окажется приемлемым для малого надводного боевого корабля, то в максимально короткий срок должны быть внесены изменения в проекты строящихся кораблей. Если вышеупомянутые оценки покажут несостоятельность проекта LCS, МО сохраняет право скорректировать программу.

Следуя распоряжениям министра обороны от 24 февраля 2014 года, специалисты ВМС в течение нескольких месяцев занимались изучением вариантов проектов для малых надводных боевых кораблей, которые будут закуплены после первых 32 LCS. Работы были завершены к 31 июля того же года, а их результаты доложены главе оборонного ведомства. После тщательного рассмотрения предложенных ВМС вариантов МО одобрил план закупок малых надводных боевых кораблей (SSC), основанный на улучшенной модификации LCS 0+.

В меморандуме от 10 декабря 2014 года Чак Хэгель выразил министру ВМС Рею Мэбусу и начальнику штаба ВМС Джонатану Гринерту благодарность за проделанную работу. Кроме того, были даны следующие распоряжения:
- В кратчайший срок разработать стратегию приобретения, чтобы обеспечить проектирование и закупку нового SSC не позже 2019 финансового года. Утвердить ее не позднее 1 мая 2015 года. После этого ВМС должны продолжить поиск дальнейших возможностей по увеличению живучести корабля и огневой мощи, что позволит продвинуться к следующему этапу разработки SSC. Конкурс по SSC должен проводиться в пределах имеющихся ресурсов;
- Разработать и представить план контроля полной стоимости программы. Контроль расходов должен занимать особое место в программе. Особое внимание необходимо уделить стоимости боевого применения и эксплуатационным расходам, а также мерам по ее снижению;
- Предписывалось не позднее 1 мая 2015 года провести и предоставить МО результаты оценки стоимости и реализуемости модернизации кораблей более ранней модификации, построенных или строящихся в соответствии с контрактом.

Цель должна состоять в том, чтобы улучшить боевые возможности и живучесть кораблей модификации 0+ насколько это возможно. Оценка должна была быть согласована с соответствующими должностными лицами.

В результате реструктуризации, проведенной по инициативе МО в 2014 году, последние 20 кораблей в программе (с LCS-33 по -52), которые планировалось закупать в 2019-м и последующие финансовые годы, должны были быть построены по модифицированному проекту относительно базового LCS и классифицироваться как фрегаты.

В соответствии с этим планом Программа создания многоцелевого корабля прибрежной зоны/фрегата должна была включать 24 базовых проекта LCS, закупленных в 2005-2016 финансовых годах, 20 фрегатов, которые будут приобретены в 2019-м и последующие финансовые годы, а также восемь переходных вариантов LCS (в которые могли бы быть внесены некоторые изменения проекта, разработанного для последних 20 кораблей), планировавшихся к закупке в 2016-2018 финансовых годах. Таким образом, общая численность кораблей класса LCS и фрегат, закупаемых по программе, должна была составить 52 единицы.

22 апреля 2015 года руководство ВМС США заявило, что оценки стоимостных показателей оперативного соединения малых надводных кораблей были основаны на результатах имитационного моделирования, не всегда учитывающих все нюансы, с которыми сталкиваются при строительстве серии кораблей. В ходе оценки стало понятно, что увеличение стоимости LCS/фрегатов не будет превышать 20% относительно модификации LCS 0+, что составит 75-100 млн долларов. Стоимость корабля останется ниже предельного уровня, утвержденного конгрессом.

Кроме того, было отмечено, что ВМС в настоящее время работают над определением стоимости эксплуатации фрегата. Отдел сопровождения проекта LCS использует результаты имитационного моделирования, пока не будут приняты окончательные решения относительно новых, и/или модернизированных систем. Эту работу должны были завершить к моменту формирования бюджета ВМС на 2017 финансовый год.

После изучения разработанной стратегии приобретения, плана контроля стоимости программы и результатов ее оценки 14 декабря 2015 года был опубликован меморандум министра обороны, который обязывает ВМС реструктурировать программу в сторону снижения общей численности закупаемых кораблей до 40 единиц. В это число входят 24 базовых проекта LCS, приобретенных в период 2005-2016 финансовых годов (как прежде), четыре (а не восемь) переходных вариантов корабля, закупаемых в течение 2016-2018 финансовых годов, и 12 (а не 20) фрегатов, которые планируется поставить после 2019-го. Кроме того, меморандум предписывает ВМС выбрать единый проект для последних 12 единиц.

До 2015 года всего закуплено 23 корабля. Военно-морские силы запросили в бюджет 2016 финансового года средства на закупку трех LCS. По оценкам ВМС, общая стоимость их составила 1 437 млн долларов (в среднем 479 млн за единицу). В общей сложности на эти цели в предыдущем финансовом году было выделено 80 млн долларов, поэтому в бюджете военно-морских сил на 2016-й запланированы оставшиеся 1 357 млн.

Военно-морские силы выступили с предложением, чтобы в 2016 финансовом году также были выделены дополнительно 231,5 млн долларов на общее оборудование модулей полезной нагрузки для LCS, противоминные модули, в том числе дистанционную систему поиска и уничтожения мин (RMS - Remote Minehunting System), а также на модули для борьбы с малоразмерными надводными целями.

Программу разработки модулей полезной нагрузки также пришлось пересмотреть. Ранее намечалось приобрести 90-110 единиц. Теперь речь идет только о 64. ВМС в настоящее время планирует закупить три модуля полезной нагрузки: для обеспечения ПМО и ПЛО, а также для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями. Ранее рассматривалась возможность разработки дополнительных модулей: для проведения морских десантных операций; огневой поддержки; для сил специальных операций, а также для обеспечения проведения гуманитарных операций.

Командование ВМС США до реструктуризации программы 2014 года планировало закупить 64 модуля оружия (16 противолодочных, 24 противоминных и столько же для борьбы с надводными целями) для 52 кораблей этого класса.

В том числе пять модулей будут профинансированы из средств, выделенных на НИОКР.

По состоянию на январь 2014 года стоимость программы приобретения модулей оружия для LCS составляла 7,24 млрд долларов. Эти цифры не отражают изменений, связанных с реструктуризацией программы в 2014 и 2015 годах. До ноября 2015 года официальные лица ВМС США не уточняли, как перестройка структуры программы 2014 года могла бы изменить планы закупки модулей оружия.

В августе 2013 года официальные лица ВМС утверждали, что оценочно средняя закупочная стоимость одного из 59 модулей оружия для LCS составляет 69,8 млн долларов (в ценах 2010 года). Это самый корректный ответ на вопрос, сколько стоит модуль оружия. Кроме первых пяти единиц, которые должны пройти весь комплекс испытаний, предполагается закупить: 23 противоминных, 15 противолодочных, 21 для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями и 59 комплектов различного оборудования для всех типов модулей оружия. При этом средняя стоимость одного противоминного модуля составляет 97,7 млн долларов, противокорабельного - 32,6 млн, противолодочного - 20,9 млн и комплекта различного оборудования -14,8 млн. Однако ни одна из этих цифр не отражена в бюджете.

Эти оценки не учитывают средства, затраченные на НИОКР, связанные с разработкой, установкой на корабль, наладкой и проведением всего комплекса испытаний пяти первых модулей оружия, которые нельзя считать серийными образцами. С учетом данных средств средняя закупочная стоимость одного из 64 модулей оружия для LCS составляет 99,7 млн долларов. Это уже не столь корректный ответ на вопрос, сколько стоит модуль оружия.

По всей видимости, модификация проекта LCS и снижение количества кораблей, запланированных к постройке, приведут и к снижению количества закупаемых модулей.

В настоящее время первые версии модулей оружия проходят испытания. В проекте бюджета на 2015 год официальные лица ВМС отмечали, что версии 1 и 2 модуля оружия для борьбы с надводными целями по планам должны достичь начальной оперативной готовности в IV квартале 2014-го, первая версия противоминного модуля - в IV квартале 2015 года, а вторая версия противолодочного модуля - в IV квартале 2016-го.

После успешного испытания на борту многоцелевого корабля прибрежной зоны "Форт Уэрт" (LCS-3) в апреле и ноябре 2014 года было заявлено о начальной оперативной готовности (ЮС) модуля для борьбы с надводными целями (SUW). Первая после разработки фаза испытаний (Increment 1 Developmental Test) противоминного модуля завершилась в октябре 2014 года. На 2015-й была запланирована вторая фаза испытаний (IOТ&Е - Technical Evaluation and Initial Operational Test & Evaluation).

В сентябре 2014 года противолодочный модуль установили на многоцелевом корабле прибрежной зоны Freedom (LCS-1). Его испытания в реальных условиях были запланированы на 2016 год. Вторая фаза испытаний (IOТ&Е) противолодочного модуля намечалась на текущий год.

Большая часть испытаний уже была проведена на обоих типах LCS с загруженными противолодочными, противоминными модулями, а также с модулями для борьбы с надводными целями. Фрегат класса LCS, оснащенный противолодочным модулем, в состав которого входят буксируемые пассивная и активная ГАС, в ходе испытаний, проводимых в ранее установленные сроки, успешно обнаружил ПЛ.

В пассивной ГАС используется многофункциональная линейная антенная решетка (MFTA - Multi-Function Towed Array), а для активной ГАС был разработан излучатель с изменяемой глубиной буксировки (VDS - Variable Depth Sonar). ФР Freedom (LCS-1) служит также платформой для испытания новых средств РЭБ в рамках программы SEWIP (Surface Electronic Warfare Improvement Program).

На 2016 год были выделены средства на поставку пяти модулей для LCS - двух противоминных, двух для борьбы с надводными целями и одного противолодочного (EDM - Engineering Development Model). LCS с модулями оружия и вооружения соответствуют либо превосходят по боевым возможностям корабли, которые они должны заменить.
Серия фрегатов (многоцелевых кораблей прибрежной зоны) двух типов - Freedom и Independence строится для замены ФР УРО типа "Перри" и минно-тральных кораблей типа "Эвенджер".

На начальном этапе к фрегатам этих типов предъявлялись следующие требования:
- возможность решения возложенных на них задач в сложных метеорологических условиях при состоянии моря до 5 баллов;
- возможность развивать скорость более 50 уз при состоянии моря до 3 баллов;
- дальность плавания 3 500-4 300 миль экономическим ходом (18-20 уз) и 1 150-2 000 миль со скоростью около 45 уз;
- возможность базирования одного-двух вертолетов, а также двух-трех БЛА и НПА;
- возможность обнаружения ПЛ при помощи быстро разворачиваемой гидроакустической системы;
- низкие уровни физических полей;
- СБУ модульного построения, обеспечивающая автоматическое управление и контроль за всеми боевыми и вспомогательными системами и устройствами, а также оценивающая общее состояние корабля;
- численность экипажа 40 человек.

Однако не все предъявляемые требования разработчикам удалось выполнить. Например, высокий уровень автоматизации базового проекта LCS позволил значительно сократить численность экипажа. Изначально предъявляемые к проекту требования относительно численности экипажа составляли 40 человек. В настоящее время принято решение увеличить ее до 50 человек. Еще 38 требуется для обслуживания противоминного модуля (23 человека, обслуживающих авиационную технику и 15 - непосредственно сам модуль). Экипаж LCS с противоминным модулем должен насчитывать не более 88 человек в сравнении с экипажем ФР, численность которого в среднем превышает 200, КР и ЭМ - более 300. Численность экипажа последних в серии 20 кораблей может несколько отличаться от базового проекта.

Кроме того, в период проведения испытаний первых двух фрегатов выявились многочисленные технические недостатки проектов. К ним относятся негерметичные уплотнители, коррозия, чрезмерная вибрация корпуса, трещины в корпусе до 15 см, а также невысокая эффективность систем управления и РЛС.

Первая восьмимесячная боевая служба фрегата Freedom также сопровождалась неисправностями в главных редукторных передачах и генераторах электроэнергии, Как отмечается, значительная часть этих недостатков возникла из-за ошибок проектирования и дефектов деталей оборудования, которые присутствуют только в первых двух кораблях. При ходовых испытаниях второго корабля серии Independence - "Коронадо" (LCS-4) в Мексиканском заливе корабль развил скорость 50 уз, после чего в машинном отделении произошло возгорание агрегатов ГЭУ, что послужило причиной ее выхода из строя. По результатам дальнейших испытаний скорость полного хода для кораблей типа Independence была ограничена 40 уз.

Справедливости ради необходимо отметить, что большинство зарубежных проектировщиков - приверженцы традиций в кораблестроении. При создании кораблей нового поколения они широко используют опыт проектирования, строительства и эксплуатации своих предшественников - в новых проектах проглядываются традиционные архитектурные формы, конструктивно-схемные решения и компоновочные схемы, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. По сути, новые корабли представляют собой улучшенную модификацию предыдущих серий кораблей того же класса.

Другое дело, когда создаются корабли принципиально нового класса либо используются нетрадиционные подходы в проектировании. ФР типа Freedom и Independence значительно отличаются от тех, на смену которым они должны прийти, - ФР типа "Пери" и тральщиков типов "Оспрей" и "Эвенджер". При их создании впервые в кораблестроении использованы передовые технологии, новые принципы и подходы в проектировании, применена иная стратегия приобретения.

Данные факторы всегда являются следствием огромных рисков при реализации новых проектов, которые проявляются в массовом выявлении недочетов, ошибок при проектировании и строительстве на этапе проведения морских испытаний и последующей эксплуатации и длительном их устранении. Это часто встречающаяся практика.

После перехода к массовому производству и одновременному устранению недостатков посредством внесения изменений в проект эксплуатация кораблей класса LCS сопровождается меньшими проблемами.

По состоянию на 14 марта 2016 года первые шесть LCS были сданы ВМС: LCS-1-8 ноября 2008 года; LCS-2 -16 января 2010-го; LCS-3 -6 августа 2012-го; LCS-4 -27 января 2014-го; LCS-5 -16 октября 2015-го; LCS-6 -11 августа 2015 года.

Первый фрегат Freedom (LCS-1) в период с апреля по декабрь 2013 года нес боевую службу в районе Сингапура. ФР Independence (LCS-2) был введен в строй, но в выполнении оперативных задач участия не принимал. Freedom привлекался для проведения морских испытаний модулей оружия для ведения ПЛО, ПМО и борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями.

Боевое применение кораблей типов Freedom и Independence будет осуществляться парами или тройками, с объединением их усилий для решения одной или нескольких боевых либо вспомогательных задач в прибрежной морской зоне.

Для каждых двух базовых проектов LCS планируется сформировать три экипажа и непрерывно эксплуатировать один.из них. Этот план официальные лица ВМС назвали "3-2-1". В соответствии с ним продолжительность боевой службы базовых проектов LCS должна составлять 16 месяцев, ротация экипажей будет проводиться каждые четыре месяца. Такой подход позволит увеличить коэффициент оперативного использования относительно традиционного подхода, когда продолжительность боевой службы составляет шесть-восемь месяцев, а каждый корабль эксплуатируется своим экипажем.

Планируется постоянное базирование до четырех LCS в западной части Тихого океана в Сингапуре и до восьми - в Персидском заливе (в Бахрейне). Этот план также может распространяться и на последние 20 LCS.

(Продолжение следует)

Зарубежное военное обозрение. 2017, №2 С. 75-86

 

Категория: Флот | Добавил: pentagonus (01.04.2017) | Автор: В. Спирин

Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2017

Рейтинг Военных Ресурсов