search
menu
person

NEWS AND UDATES


Имитационная система JTLS ч3 (2010)

Имитационная система  JTLS ч3

Полковник А. Медин,
кандидат военных наук

Начало см: Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 2. - С. 31-34 и № 3. - С. 26-31.

Во второй части статьи были рассмотрены возможности имитационной системы JTLS, ее архитектура, а также приведены описание программного обеспечения и характеристики используемого оборудования при установке.

Другие рода войск и служб наземных сил также имеют свои правила ведения действий, которые в ходе моделирования просчитываются соответствующими моделями, а их результаты учитываются в общей модели системы JTLS.

Наиболее интересным представляется наличие в системе модели тылового обеспечения группировок войск (сил), существенно влияющей на общие результаты боевых действий. Пользователи системы, привлеченные к решению подобных задач, организуют взаимодействие с другими участниками сценария, контролируя ту часть информационных потоков, которая связана с МТО войск (сил). Они запрашивают потребности от общевойсковых командиров, обобщают их, составляют и реализуют планы поставок материально-технических средств (МТС) и грузов, в том числе и в принудительном порядке, изменяют уровень иерархии в системе обеспечения и создают необходимые запасы.

Специалисты выделяют следующие возможности модели тылового обеспечения: имитация доставки материально-технических средств и их перемещение между формированиями с помощью автотранспорта, морских судов или по железной дороге; автоматическое либо по указанию пользователя пополнение МТС формирования; разработка предложений по тыловому обеспечению в предстоящий план действий; создание запасов материально-технических средств; работа нефте- и трубопроводов, доставка топлива морским транспортом; захват запасов МТС «противника» и защита «своих» баз, складов и хранилищ; замена всего имущества на складах или его отдельных категорий, в том числе в интересах выборочных формирований или всей группировки; доставка имущества по воздуху и морю с использованием грузовых модулей; эвакуация погибших, раненых и больных из района ведения боевых действий и др.

Моделирование действий ВВС осуществляется с помощью специальной программы - «Генератор приказа о применении ВВС ATOG», исходная информация в который (приказ о применении ВВС и другие распоряжения) может либо заноситься пользователем самостоятельно, либо автоматически из общего приказа на проведение операции (боя) или расписания задач формирования. Генератор автоматически разбивает цели по группам важности и типам самолетов. Кроме того, у пользователей имеется возможность самим формировать задачи авиации.

В общем виде модель воздушного боя, реализованная в системе JTLS, позволяет решать задачи: имитации действий авиации в ходе воздушного боя; системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS; ведения РЭБ; выполнения заправки в воздухе; конвоирования; нанесения ударов по наземным целям, непосредственной авиационной поддержки и боевого дежурства в воздухе; ПВО; разведки (в пилотируемом и беспилотном вариантах); осуществления воздушных перебросок и десантирования войск и грузов; минирования с воздуха; противолодочной борьбы; опознавания войск; поиска и спасения и др.

В ходе моделирования отрабатываются действия как самих летательных аппаратов (ЛА), так и оружия, имеющегося на их борту. На самолеты поступает боевой приказ, описывающий важнейшие детали задания: маршруты полета, точки разворота (изменения орбиты), зоны патрулирования, номера целей, а также другая информация, включая временные нормативы.

Типовые задачи авиации создаются заранее для каждого типа самолетов и закладываются в базу данных сценариев, что позволяет системе автоматически предлагать пользователям варианты для их решения. Ущерб, наносимый «противнику», зависит от эффективности применяемого по нему оружия и условий его применения, которые также заранее занесены в базу данных.

Правила ведения воздушного боя разработаны как для авиационной эскадрильи, так и для выполнения задач на индивидуальном уровне. Пользователь может самостоятельно выбирать необходимое оружие для выполнения специфических заданий.

В ходе имитации полета автоматически ведется учет расхода топлива и боеприпасов, пополнение которых возможно только на базовых аэродромах. Неиспользованные боеприпасы и топливо по возвращении на аэродромы базирования сохраняются. В случае отсутствия специфического оружия для решения той или иной задачи она может быть выполнена другим, альтернативным видом оружия с учетом новых коэффициентов. При необходимости на аэродромах имитируется процесс ремонта и восстановления летательных аппаратов, что отражается на общем сценарии игры.

Военно-морские силы в модели системы JTLS могут выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе объединенной (межвидовой) группировки. К числу наиболее важных из них можно отнести: бой кораблей с применением артиллерийских орудий и ракет класса «корабль - корабль»; огневые удары по берегу с использованием артиллерийского и ракетного оружия; перевозки амфибийных сил и их высадка; патрулирование района и противолодочная борьба; операции ВВС флота; ПВО, включая ПРО важных объектов; минная война; блокада ВМС «противника».

Надводные и подводные корабли ВМС обладают значительными возможностями по совершению маневра и поражению целей. Авиация флота может быть использована практически в любых сценариях развития обстановки. Корабли флота способны выполнять различные задачи и в условиях мирного времени. Все эти особенности учитываются в системе JTLS.

При моделировании действий ВМС применяются соответствующие правила ведения боевых действий. Так, например, корабли, имеющие незадействованные системы ракетного оружия, могут автоматически уничтожать морские цели «противника», если они находятся в зоне их досягаемости. В то же время специальные возможности, включая палубную авиацию, считаются недействующими, если корабль подвергся удару «противника». В случае значительного повреждения корпуса корабли могут выводиться из боевых действий, в том числе и путем их автоматического затопления. Ремонт должен проводиться в ВМБ с соответствующими затратами времени, что немедленно заносится в базу данных системы JTLS. Пополнение запасов МТС может осуществляться в море путем доставки их необходимой номенклатуры транспортами и гражданскими судами «своих» сил или сил «союзников».

Подводные лодки моделируются как уникальное боевое средство военно-морской группировки. Они вводятся в игру скрытно, имея особый статус. Их не могут обнаружить традиционные средства разведки, за исключением сонаров кораблей или противолодочной авиации. Однажды обнаруженная лодка теряет контакт со средством разведки, а для повторного ее обнаружения необходимо провести дополнительные разведывательные мероприятия. На вооружении ПЛ обычно имеются сонар, ракеты класса «корабль - корабль» и/или торпеды, что обеспечивает наиболее эффективное ее использование только против морских целей. В случае повреждения лодки она автоматически переводится в надводное положение и теряет статус «невидимости». Как и надводные корабли, ПЛ способна выполнять задачи самостоятельно или входить в состав морских группировок.

Модель разведки может решать следующие задачи: ведение разведки штатными силами и средствами; получение разведданных от старшего начальника или из общей сети; создание единой базы данных по разведке; доведение разведывательной обстановки до пользователей системы в части их касающейся; создание общей картины оперативной обстановки за войска сторон; распределение разведывательной информации между пользователями и др.

Пользователи JTLS, выступающие в роли командиров всех степеней и офицеров штаба, могут получать информацию о противнике в боевом приказе и иных распоряжениях в части, касающейся выполнения полученной задачи. Одним из достоинств системы является то, что существует возможность визуального отображения реальных размеров группировок сторон. Другая информация начинает поступать с подключением к работе систем разведки. И хотя для добывания сведений различными методами требуется разное время, что учитывается в базе данных, информация, один раз попавшая к добывающим органам одной из сторон, становится доступна всем ее формированиям. В то же время, когда в боевом пространстве обнаруживается какой-либо объект, он не сразу может быть опознан и идентифицирован по имеющейся базе данных. В связи с этим такой объект классифицируется как «неопознанный» с присвоением шестизначного номера и уникальной буквы до получения дополнительной информации о нем.

Пользователи могут обмениваться разведывательной информацией с представителями другой стороны, если в этом возникает необходимость и это не противоречит сценарию игры, причем такой обмен может осуществляться как однократно, так и периодически.

Командиры формирований, действия которых моделируются в системе, наделены способностью пользоваться данными о положении и статусе войск (сил) других сторон в зоне своей ответственности. Эта зона распространяется на все боевое пространство в трех измерениях в зависимости от досягаемости основных ударных сил и средств. При этом пользователям необязательно предпринимать какие бы то ни было усилия для получения уже имеющихся разведданных. Достаточно лишь включить соответствующее меню, где отразиться таблица целей, находящихся в зоне его ответственности, с разделением объектов поражения по важности. Иногда объект может быть важным по своему назначению, но не входить в зону повышенных интересов данного уровня пользователей, тогда информация о нем может выдаваться по запросу или появляться периодически.

Для упорядочивания информационного обмена между пользователями, решающими различные задачи в ходе моделирования, проведено их разделение на четыре группы: командиры (наземных и морских сил), представители ВВС, тыловые службы и разведка. В рамках своих полномочий они могут получать документы, перечисленные ниже.

Командиры:
- Доклад об обстановке. Пользователь может затребовать информацию о сложившейся к настоящему времени ситуации за любое «свое» подразделение или в целом за формирование, если оно есть в базе данных.
- Периодический доклад, включающий сводную справку о состоянии и возможностях «своих» войск (наземные, воздушные, морские силы, средства тылового обеспечения), а также данные разведки о целях «противника» и состоянии войск (сил) других участников. Он обычно состоит из 15 самостоятельных сообщений по соответствующей тематике (выводы о состоянии своих боевых систем, справка о базах ВВС и самолетах, список целей «противника», оценка возможного ущерба от воздушных ударов и др.), которые могут поступать с различными интервалами в зависимости от готовности базы данных.

Представители ВВС:
- Доклад о воздушной обстановке, отражающий сведения о частях и подразделениях авиации, выполняемых боевых задачах, техническом состоянии летательных аппаратов и времени, необходимом для их ремонта или восстановления (при необходимости).
- Доклад о задачах авиации, охватывающий все решаемые к времени запроса задачи как отдельными самолетами, так и группировкой в целом. При этом на интерактивной вставке отображаются: номер цели (задачи), ее описание, требуемое время на выполнение задачи и возвращение на аэродром базирования, бортовые номера самолетов или подразделений авиации и их местоположение. Кроме того, в отдельном окне представлены потребности в боеприпасах и топливе для всей группировки и по отдельным ЛА.

Тыловые службы:
- Общий доклад по тылу, отражающий состояние всей системы тылового обеспечения. Он имеет общую (состояние боевых сил) и специальную (отчет собственно о состоянии и возможностях формирований тылового обеспечения) части.
- Расширенный доклад по тылу. По форме аналогичен общему докладу, однако имеет более подробную детализацию как по рассматриваемым подразделениям (до минимально возможного уровня), так и по номенклатуре МТС. Имеется возможность запрашивать справки по отдельным видам боеприпасов, отдельной номенклатуре топлива и т. п.
- Доклад о статусе конвоев. В этом документе пользователю предоставляются данные обо всех маршрутах и пунктах доставки МТС, местоположении грузов, их номенклатуре, возможном времени доставки потребителям, возвращении в пункты дислокации и т. д.

Разведка:
- Доклад о состоянии объектов по состоянию на... Формируется автоматически на момент запроса по имеющимся базам данных сценария и содержит информацию только о наблюдаемых к настоящему времени объектах и целях. На экране изображаются статус, местоположение, возможности объектов, их относительная готовность к выполнению боевых и других задач.
- Доклад тактической разведки, автоматически обновляемый через определенное время или с получением новых сведений, которые могут вноситься в базу данных только соответствующих формирований. Детализация проводится по мере развития сценария и касается как войск «противника», так и войск «союзников» и иных государств.
- Данные радиоразведки, представляющие собой таблицу обнаруженных ко времени запроса источников радиоизлучений.
- Данные о подготовке к пуску ракет «противником», включающие ракетные части, обеспечивающие их воздушные и наземные датчики, средства разведки. В случае вскрытия разведпризнаков о начале подготовки пусков информация немедленно доводится до всех потребителей в части их касающейся.

Таким образом, система имитации JTLS - это мощная аналитическая компьютерная модель, используемая в вооруженных силах ведущих зарубежных стран для решения различных задач военного строительства и применения войск (сил). Наибольшее развитие она получила в американских ВС и органах военного управления. Используя подобную систему, можно существенно сократить финансовые и временные затраты на разработку планов применения группировок вооруженных сил в различных условиях обстановки, на анализ структуры и состава боевых и обеспечивающих формирований, имеющих на вооружении различные образцы ВВТ, а также на проведение КШУ, военных игр и других мероприятий в системе оперативной подготовки объединенных и коалиционных (многонациональных) штабов.

Зарубежное военное обозрение. 2010, №4, С.35-37

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (27.08.2014) | Автор: Полковник А. Медин
Просмотров: 2996 | Теги: JTLS, А. Медин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar