Имитационная система JTLS ч3Полковник А. Медин, Начало см: Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 2. - С. 31-34 и № 3. - С. 26-31. Во второй части статьи были рассмотрены возможности имитационной системы JTLS, ее архитектура, а также приведены описание программного обеспечения и характеристики используемого оборудования при установке. Другие рода войск и служб наземных сил также имеют свои правила ведения действий, которые в ходе моделирования просчитываются соответствующими моделями, а их результаты учитываются в общей модели системы JTLS. Наиболее интересным представляется наличие в системе модели тылового обеспечения группировок войск (сил), существенно влияющей на общие результаты боевых действий. Пользователи системы, привлеченные к решению подобных задач, организуют взаимодействие с другими участниками сценария, контролируя ту часть информационных потоков, которая связана с МТО войск (сил). Они запрашивают потребности от общевойсковых командиров, обобщают их, составляют и реализуют планы поставок материально-технических средств (МТС) и грузов, в том числе и в принудительном порядке, изменяют уровень иерархии в системе обеспечения и создают необходимые запасы. Специалисты выделяют следующие возможности модели тылового обеспечения: имитация доставки материально-технических средств и их перемещение между формированиями с помощью автотранспорта, морских судов или по железной дороге; автоматическое либо по указанию пользователя пополнение МТС формирования; разработка предложений по тыловому обеспечению в предстоящий план действий; создание запасов материально-технических средств; работа нефте- и трубопроводов, доставка топлива морским транспортом; захват запасов МТС «противника» и защита «своих» баз, складов и хранилищ; замена всего имущества на складах или его отдельных категорий, в том числе в интересах выборочных формирований или всей группировки; доставка имущества по воздуху и морю с использованием грузовых модулей; эвакуация погибших, раненых и больных из района ведения боевых действий и др. Моделирование действий ВВС осуществляется с помощью специальной программы - «Генератор приказа о применении ВВС ATOG», исходная информация в который (приказ о применении ВВС и другие распоряжения) может либо заноситься пользователем самостоятельно, либо автоматически из общего приказа на проведение операции (боя) или расписания задач формирования. Генератор автоматически разбивает цели по группам важности и типам самолетов. Кроме того, у пользователей имеется возможность самим формировать задачи авиации. В общем виде модель воздушного боя, реализованная в системе JTLS, позволяет решать задачи: имитации действий авиации в ходе воздушного боя; системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS; ведения РЭБ; выполнения заправки в воздухе; конвоирования; нанесения ударов по наземным целям, непосредственной авиационной поддержки и боевого дежурства в воздухе; ПВО; разведки (в пилотируемом и беспилотном вариантах); осуществления воздушных перебросок и десантирования войск и грузов; минирования с воздуха; противолодочной борьбы; опознавания войск; поиска и спасения и др. В ходе моделирования отрабатываются действия как самих летательных аппаратов (ЛА), так и оружия, имеющегося на их борту. На самолеты поступает боевой приказ, описывающий важнейшие детали задания: маршруты полета, точки разворота (изменения орбиты), зоны патрулирования, номера целей, а также другая информация, включая временные нормативы. Типовые задачи авиации создаются заранее для каждого типа самолетов и закладываются в базу данных сценариев, что позволяет системе автоматически предлагать пользователям варианты для их решения. Ущерб, наносимый «противнику», зависит от эффективности применяемого по нему оружия и условий его применения, которые также заранее занесены в базу данных. Правила ведения воздушного боя разработаны как для авиационной эскадрильи, так и для выполнения задач на индивидуальном уровне. Пользователь может самостоятельно выбирать необходимое оружие для выполнения специфических заданий. В ходе имитации полета автоматически ведется учет расхода топлива и боеприпасов, пополнение которых возможно только на базовых аэродромах. Неиспользованные боеприпасы и топливо по возвращении на аэродромы базирования сохраняются. В случае отсутствия специфического оружия для решения той или иной задачи она может быть выполнена другим, альтернативным видом оружия с учетом новых коэффициентов. При необходимости на аэродромах имитируется процесс ремонта и восстановления летательных аппаратов, что отражается на общем сценарии игры. Военно-морские силы в модели системы JTLS могут выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе объединенной (межвидовой) группировки. К числу наиболее важных из них можно отнести: бой кораблей с применением артиллерийских орудий и ракет класса «корабль - корабль»; огневые удары по берегу с использованием артиллерийского и ракетного оружия; перевозки амфибийных сил и их высадка; патрулирование района и противолодочная борьба; операции ВВС флота; ПВО, включая ПРО важных объектов; минная война; блокада ВМС «противника». Надводные и подводные корабли ВМС обладают значительными возможностями по совершению маневра и поражению целей. Авиация флота может быть использована практически в любых сценариях развития обстановки. Корабли флота способны выполнять различные задачи и в условиях мирного времени. Все эти особенности учитываются в системе JTLS. При моделировании действий ВМС применяются соответствующие правила ведения боевых действий. Так, например, корабли, имеющие незадействованные системы ракетного оружия, могут автоматически уничтожать морские цели «противника», если они находятся в зоне их досягаемости. В то же время специальные возможности, включая палубную авиацию, считаются недействующими, если корабль подвергся удару «противника». В случае значительного повреждения корпуса корабли могут выводиться из боевых действий, в том числе и путем их автоматического затопления. Ремонт должен проводиться в ВМБ с соответствующими затратами времени, что немедленно заносится в базу данных системы JTLS. Пополнение запасов МТС может осуществляться в море путем доставки их необходимой номенклатуры транспортами и гражданскими судами «своих» сил или сил «союзников». Подводные лодки моделируются как уникальное боевое средство военно-морской группировки. Они вводятся в игру скрытно, имея особый статус. Их не могут обнаружить традиционные средства разведки, за исключением сонаров кораблей или противолодочной авиации. Однажды обнаруженная лодка теряет контакт со средством разведки, а для повторного ее обнаружения необходимо провести дополнительные разведывательные мероприятия. На вооружении ПЛ обычно имеются сонар, ракеты класса «корабль - корабль» и/или торпеды, что обеспечивает наиболее эффективное ее использование только против морских целей. В случае повреждения лодки она автоматически переводится в надводное положение и теряет статус «невидимости». Как и надводные корабли, ПЛ способна выполнять задачи самостоятельно или входить в состав морских группировок. Модель разведки может решать следующие задачи: ведение разведки штатными силами и средствами; получение разведданных от старшего начальника или из общей сети; создание единой базы данных по разведке; доведение разведывательной обстановки до пользователей системы в части их касающейся; создание общей картины оперативной обстановки за войска сторон; распределение разведывательной информации между пользователями и др. Пользователи JTLS, выступающие в роли командиров всех степеней и офицеров штаба, могут получать информацию о противнике в боевом приказе и иных распоряжениях в части, касающейся выполнения полученной задачи. Одним из достоинств системы является то, что существует возможность визуального отображения реальных размеров группировок сторон. Другая информация начинает поступать с подключением к работе систем разведки. И хотя для добывания сведений различными методами требуется разное время, что учитывается в базе данных, информация, один раз попавшая к добывающим органам одной из сторон, становится доступна всем ее формированиям. В то же время, когда в боевом пространстве обнаруживается какой-либо объект, он не сразу может быть опознан и идентифицирован по имеющейся базе данных. В связи с этим такой объект классифицируется как «неопознанный» с присвоением шестизначного номера и уникальной буквы до получения дополнительной информации о нем. Пользователи могут обмениваться разведывательной информацией с представителями другой стороны, если в этом возникает необходимость и это не противоречит сценарию игры, причем такой обмен может осуществляться как однократно, так и периодически. Командиры формирований, действия которых моделируются в системе, наделены способностью пользоваться данными о положении и статусе войск (сил) других сторон в зоне своей ответственности. Эта зона распространяется на все боевое пространство в трех измерениях в зависимости от досягаемости основных ударных сил и средств. При этом пользователям необязательно предпринимать какие бы то ни было усилия для получения уже имеющихся разведданных. Достаточно лишь включить соответствующее меню, где отразиться таблица целей, находящихся в зоне его ответственности, с разделением объектов поражения по важности. Иногда объект может быть важным по своему назначению, но не входить в зону повышенных интересов данного уровня пользователей, тогда информация о нем может выдаваться по запросу или появляться периодически. Для упорядочивания информационного обмена между пользователями, решающими различные задачи в ходе моделирования, проведено их разделение на четыре группы: командиры (наземных и морских сил), представители ВВС, тыловые службы и разведка. В рамках своих полномочий они могут получать документы, перечисленные ниже. Командиры: Представители ВВС: Тыловые службы: Разведка: Таким образом, система имитации JTLS - это мощная аналитическая компьютерная модель, используемая в вооруженных силах ведущих зарубежных стран для решения различных задач военного строительства и применения войск (сил). Наибольшее развитие она получила в американских ВС и органах военного управления. Используя подобную систему, можно существенно сократить финансовые и временные затраты на разработку планов применения группировок вооруженных сил в различных условиях обстановки, на анализ структуры и состава боевых и обеспечивающих формирований, имеющих на вооружении различные образцы ВВТ, а также на проведение КШУ, военных игр и других мероприятий в системе оперативной подготовки объединенных и коалиционных (многонациональных) штабов. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3179 | | |
Всего комментариев: 0 | |