Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 19.10.2017, 04:40
Ключевые слова
В. Ковалёв, то, техническое обслуживание, тыл

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [449]
Разведка и контрразведка [79]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 519
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Информационные технологии в системе технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники ВС США (2017)

Информационные технологии в системе технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники ВС США

В. Ковалёв

Система технического обслуживания (ТО) вооруженных сил США является частью тылового обеспечения боевых действий наряду с системами снабжения и распределения материальных средств, транспортного, медицинского, инженерного, финансового и других видов поддержки. Непрерывная всесторонняя тыловая поддержка выступает в качестве одной из шести боевых функций сухопутных войск наряду с такими, как маневр, разведка, управление, защита войск (сил) и огневая мощь.

По взглядам руководства министерства обороны, техническое обслуживание и ремонт (ТОИР) материальных средств является критическим элементом в поддержании боеготовности и боеспособности ВС. В 2014 финансовом году ТОИР прошли около 200 кораблей и катеров, 14 444 летательных аппаратов, около 900 средств ракетного вооружения и 356 385 боевых и тактических машин. В настоящее время расходы на эти цели вдвое превышают затраты на содержание личного состава. Общая стоимость таких работ постоянно возрастает. Например, в 2015 году на ТОИР материальных средств было выделено 248,78 млрд долларов, или 44% общих затрат Пентагона.

Использование информационных технологий ВС США предусмотрено в рамках взаимосвязанных программ по обеспечению готовности материальных средств к выполнению следующих задач:
- обмен данными между ВС, промышленностью и научными организациями;
- моделирование жизненного цикла (ЖЦ) ВВТ (Predective Modeling) с расчетом готовности материальных средств;
- ТОИР вооружения и военной техники (ВВТ) по техническому состоянию;
- техническое диагностирование ВВТ;
- идентификация поставок материальных ресурсов;
- сокращение непроизводительных расходов (Continuous Process Improvement, CPI);
- обучение военной логистике (Training).

В аппарате помощника министра обороны по тылу и материально-техническому обеспечению три из пяти управлений занимаются непосредственно вопросами совершенствования ТОИР ВВТ: готовности материальных средств (Materiel Readiness); политики и программ технического обслуживания и ремонта ВВТ (Maintenance Policy & Programs); программ поддержки ТО (Program Support).

Нормативные документы МО США определяют концепцию поддержки и готовности материальных средств, направленную на реализацию следующих требований:
- обеспечение высокой боеготовности и боеспособности ВВТ в мирное и военное время;
- поддержка быстрого проецирования сил (обеспечение развертывания и действий экспедиционных группировок);
- определение оптимальной структуры жизненного цикла (ЖЦ) ВВТ;
- интеграция людских, материальных, информационных и финансовых ресурсов в ходе практической деятельности.

Стратегия готовности ВВТ состоит в том, чтобы обеспечить их требуемую готовность к применению при минимальной стоимости ЖЦ путем оптимального распределения ресурсов между разработкой, производством, эксплуатацией и ремонтом.

Готовность материальных средств в системе тыла ВС США понимается как поддержание установленного коэффициента готовности ВВТ с учетом параметров их надежности и суммарных задержек времени нахождения в неработоспособном состоянии (административных, технических и других) при ограничении суммарной стоимости ЖЦ вида ВВТ. Нормативными положениями термин "эксплуатационная готовность" (availability) определяется как способность изделия выполнить требуемую функцию при данных условиях в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены.

Таблица 1 Характеристика СТОИР ВС США
Объем информации Вид системы технического обслуживания и ремонта ВВТ
Планово-предупредительная По состоянию ВВТ
Отдельный образец или группа образцов ВВТ По наработке С контролем уровня надежности (RCM)
Отдельный образец ВВТ По наработке образца С мониторингом эксплуатационных параметров (СВМ)

Управление логистики и поставок ВС США применяет два метода расчета готовности материальных средств: по относительному количеству работоспособных изделий и относительному времени их эксплуатационной готовности.

Относительное количество работоспособных ВВТ определяется как отношение количества работоспособных (исправных) изделий к их общему количеству на протяжении циклов эксплуатации и ремонта.

Относительное время эксплуатационной готовности изделий рассчитывается исходя из вероятности того, что на протяжении циклов эксплуатации и ремонта ВВТ будут работоспособны в любой момент времени. При этом учитываются:
- среднее время между ремонтами, которое зависит от надежности (безотказностью) и определяется как интервал времени от момента отказа изделия до момента его восстановления;
- среднее время простоя ВВТ в неработоспособном состоянии, которое определяется ремонтопригодностью, то есть приспособленностью к проведению обслуживания и ремонта, а также системой ТОИР и наличием запасных частей.

Для расчета и анализа вариантов обеспечения готовности материальных средств комитетом начальников штабов ВС США утвержден единый набор параметров, применяемых на всех стадиях работы с ВВТ: запасы, надежность (безотказность), среднее время простоя материальных средств в неработоспособном состоянии и затраты ВС на поддержание их готовности.

Наиболее сложным направлением концепции поддержки и готовности материальных средств является система ТОИР (СТОИР) по техническому состоянию, методическое обеспечение которой начато с конца 50-х годов прошлого века. Первой разработкой был документ с рекомендациями по составлению эффективных программ ТОИР самолетов, затем - военный стандарт США по ремонтопригодности электронной аппаратуры (MIL-STD-470), впоследствии - руководство по формированию программы ТОИР для ВВС МО США, которое вскоре начало применяться для других образцов ВВТ.

В настоящее время в ВС США практикуется смешанная СТОИР ВВТ, где предусмотрены два вида обслуживания и ремонта - сервисное авторское(фирмен-ный производитель) и по техническому состоянию ВВТ. Сервисное обслуживание определяется как ТО, выполняемое с целью уменьшения вероятности отказа или поддержки работоспособности ВВТ. Профилактическое обслуживание по наработке (километры пробега, налет, выстрел пуска) осуществляется на этапе испытаний и подконтрольной эксплуатации установочной партии ВВТ для сбора статистических данных об их надежности.

Таблица 2 Оптимальная периодичность прогнозирующего/корректирующего технического обслуживания боевой платформы в ходе эксплуатации (вариант)

Наработка между отказами, То, ч Заданная вероятность безотказной работы, Ро Оптимальная периодичность технического обслуживания боевой платформы, в ходе эксплуатации, ч
прогнозирующего корректирующею
9 240 0,9 924 1848
0,95 462 924
0,975 231 462
8020 0,9 802 1604
0,95 400 802
0,975 200 400

В ВС США используются три вида систем ТОИР ВВТ по техническому состоянию (Performance Based Logistics - PBL): с контролем уровня надежности (RCM), с мониторингом эксплуатационных параметров (Condition Based Maintenance - СВМ); комплексная СВМ плюс (СВМ +), которая объединяет первые два вида.

Техническое обслуживание, ориентированное на надежность или, как правило, на безотказность, основано на оценке результатов мониторинга вероятностей отказов на интервале эксплуатации изделия и анализе последствия отказов (АПО). АПО определяется системой стандартов и руководящими документами МО США. При этом могут применяться два метода:
- анализ видов и последствий отказов качественный метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на изделие;
- анализ видов, последствий и критичности отказов - количественный или качественный метод анализа, основанный на анализе видов и последствий отказов вместе с рассмотрением вероятности их возникновения и серьезности последствий.

Для управления эксплуатацией ВВТ широко используются числовые идентификаторы и коды формирований, машин, условий эксплуатации, наработки, видов отказов и повреждений, технических обслуживании и ремонтов, запчастей, квалификации ремонтников и других параметров. Кроме того, учитываются и качественные характеристики, например тип, признак, причина, обстоятельства обнаружения и внешнее проявление отказа или повреждения, которые содержатся в виде текста.

Система мониторинга эксплуатационных параметров ВВТ СВМ

Вид ТО определяется техническим состоянием и требованиями готовности ВВТ. Корректирующее обслуживание (corrective maintenance) предусмотрено после обнаружения неисправности с целью возвращения изделия в работоспособное состояние; прогнозирующее ТО - при повышении риска отказа или недопустимого снижения готовности изделия с учетом показателей безотказности и ремонтопригодности или физических параметров.

При расчете оптимальной периодичности ТО боевой платформы в ходе эксплуатации по тренду безотказности используются следующие параметры:
- рациональная периодичность технического обслуживания платформы, например в километрах или часах наработки, выстрелах, пусках;
- наработка между отказами на фиксированном интервале эксплуатации ВВТ;
- заданная вероятность безотказной работы платформы на интервале эксплуатации;
- коэффициент, определяющий вид обслуживания (прогнозирующее или корректирующее).

Система ТОИР ВВТ по состоянию с мониторингом эксплуатационных параметров основана на статистической оценке скорости изменения параметров работоспособности изделия и применяется для определения периодичности замены сборочной единицы боевой платформы. При этом определяющим параметром боевой платформы выбирается такой наблюдаемый параметр, который однозначно характеризует ее техническое состояние, например мощность двигателя, точность стрельбы и другие. Этот параметр измеряется и анализируется непрерывно или в дискретные моменты времени.

В комплексной системе СВМ+ начинает внедряться трехуровневая система: образец ВВТ или боевая платформа (Platform Level), батальон (Battalion Level) и предприятие-изготовитель или ремонтный завод (Enterprise Level). Техническое обслуживание и ремонт по техническому состоянию является частью интегрированной логистической поддержки (ИЛП) (Integrated Logistic Support -ILS) ЖЦ изделия, которая в СВ США понимается как комплексная логистическая поддержка эксплуатационных стадий жизненного цикла (боеготовности и боеспособности ВВТ) или как комплексное материально-техническое (тыловое) обеспечение.

На боевых платформах СВ США интегрированная логистическая поддержка СТОИР по состоянию ВВТ обеспечивается встроенной измерительно-диагностической системой (Test, Measuring and Diagnostic Equipment - TMDE), а также оборудованием поддержки технического обслуживания и ремонта (Maintenance Support Devise - MSD), сопряженными с компьютерной базой данных.
На батальонном уровне управление эксплуатацией ВВТ обеспечивается АСУ тылом СВ (Global Combat Support System - Army - GCSS-A), компонентом которой является управление эксплуатацией ВВТ. Для реализации ТОИР по состоянию информационная поддержка постпроизводственных стадий жизненного цикла ВВТ разрабатывается на основе программы информационной интеграции СВ США и предприятий промышленности, куда входят разработчики, изготовители изделий и ремонтные предприятия, выполняющие средний и капитальный ремонт.

Таблица 3 Военные стандарты США коммерческих технологии

Стандарт Требования
MIL-STD-1840 Automated Interchange of Technical Information Методы обмена техническими данными в разнородной компьютерной среде
MIL-STD-1808A System Subsystem Sub-subsystem Numbering Правила кодирования сборочных единиц ВВТ при подготовке технических руководств
MIL-STD-974 Contractor Integrated Technical Information Service (cms) Параметры интегрированной системы информационно-технического обслуживания исполнителей
MIL-STD-2549 Configuration Management Data Interface Параметры базы данных, содержащей информацию о конфигурации изделия и его составных частях
MlL-M-87268 interactive Electronic Technical Manual (IETM) Content Содержание, стиль, формат, средства и программное обеспечение диалоговых интерактивных электронных технических руководств
MIL-D-872691CTM Database Параметры баз данных для интерактивных электронных технических руководств и справочников
MIL-STD-38784 Standard Practice for Manuals.Technical: General Style and Format Requirements Стиль и оформление технических руководств на промышленные изделия в бумажном виде
MIL-STD-40051 Technical Manual Preparation Состав, содержание, стиль и формат технических руководств США в бумажном виде
MIL-STD-2361 (SC) Digital Publications Development. MIL-HDBK-2361 Army Digital Publications Development Implementation Guide Правила организации процесса разработки электронной документации на системы вооружений СВ США, руководство по составу и структуре документов
MIL-HDBK-1222 Guide to the general style and format of US Army Work Package Technical Manuals Руководство по разработке электронной документации на ВВТ СВ США, стиль и формат комплекта технической документации
MIL-DTL-31000A General Specification for Technical Data Packages Правила подготовки комплекта технической документации

Информационная сеть батальона имеет аппаратное и программное обеспечение, в том числе по обработке данных для системы управления и контроля готовности вооружения и военной техники. В его тыловую информационную сеть с определенной периодичностью от каждой боевой платформы поступает информация об изменении запасов топлива и боеприпасов, параметров надежности и технического состояния изделия, по результатам которых выдаются рекомендации по проведению необходимых операций материально-технического обеспечения, основанные на математическом решении оптимизационных задач расхода и пополнения ресурсов.

На заводском уровне технического обслуживания принципиально новым является сопряжение с АСУ тылом СВ и информационной системой поставок материальных средств (Logistic Inventory Warehouse - LIW) для проведения технического обслуживания и ремонта ВВТ по состоянию. Стратегия ТОИР ВВТ силами и средствами промышленности заключается в том, чтобы по данным системы управления тылом СВ учитывать работы по логистике, не выполненные тыловыми подразделениями СВ США.

Для единообразия документации и внедрения системы СВМ+ министерство обороны разрабатывает и регулярно корректирует необходимые военные стандарты CALS-технологии (Continuous Acquisition and Lifecycle Support). Под последней понимается информационная поддержка всех стадий жизненного цикла ВВТ, основанная на использовании универсальной и единообразной интегрированной информационной среды, которая обеспечивает управление всеми процессами жизненного цикла изделий,
а также взаимодействие заказчиков, разработчиков, производителей, экипажей (расчетов) и специалистов-ремонтников.

Особенностями военных стандартов США являются: согласование с нормативными документами заказчика, войск, промышленности и подрядчиков; использование систем каталогизации и кодификации изделий; единые формы представления электронной и бумажной документации; регулярное изменение и дополнение стандартов по опыту войск и практике заводов. Бумажная документация применяется при работе в полевых условиях и на образцах ВВТ (листы ламинированы, защищены от влаги, топлива и масел, легко вынимаются из книг).

Идентификация поставок материальных ресурсов обеспечивается программами инвентаризации, радиочастотной идентификацией поставок, обслуживания и ремонта ВВТ (RFID), а также управления комплексной цепочкой поставок (SCM).

Таблица 4 Классификация предметов снабжения по категориям

Класс предметов снабжения Относительная стоимость, проц Доля годового объема продаж,%
А 66,6 80
B 23,3 15
C 10,1 5

Целью инвентаризации является снижение затрат и запасов, сокращение отходов и повышение качества продукции, так как снижение затрат при годичной инвентаризации в 3-4 раза больше стоимости инвентаризации. В результате отдельные заводы, работающие на министерство обороны США, сократили свои запасы на 50-80% Преимуществом периодической инвентаризации является также рациональное распределение запасов между производством (заводами) и складами разного уровня. Основной недостаток инвентаризации, как отмечают специалисты МО США, - риск того, что будет внезапно остановлено производство или прервана цепочка поставок из-за непредвиденных ситуаций.

При планировании поставок активно используется качественная классификация предметов снабжения по двум категориям - стоимость (для заказчика) и объем продаж (для поставщика).

Программа сокращения непроизводительных (лишних) расходов (Continuous Process Improvement - CPI) предполагает обеспечение защиты от коррозии (Corrosion Prevention) и компенсацию дефицитных запчастей и материалов для ВВТ (DMSMS).

Таким образам, созданный и постоянно совершенствуемый комплекс информационных технологий в системе технического обслуживания и ремонта ВВТ ВС США объединяет нормативные положения и ресурсы ВС, промышленности и научных организаций для обеспечения готовности ВВТ с учетом рационального расхода финансов.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №5 С. 26-30

 

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (18.06.2017) | Автор: В. Ковалёв

Просмотров: 769 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2017

Рейтинг Военных Ресурсов