Информационные технологии в системе технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники ВС СШАВ. Ковалёв Система технического обслуживания (ТО) вооруженных сил США является частью тылового обеспечения боевых действий наряду с системами снабжения и распределения материальных средств, транспортного, медицинского, инженерного, финансового и других видов поддержки. Непрерывная всесторонняя тыловая поддержка выступает в качестве одной из шести боевых функций сухопутных войск наряду с такими, как маневр, разведка, управление, защита войск (сил) и огневая мощь. По взглядам руководства министерства обороны, техническое обслуживание и ремонт (ТОИР) материальных средств является критическим элементом в поддержании боеготовности и боеспособности ВС. В 2014 финансовом году ТОИР прошли около 200 кораблей и катеров, 14 444 летательных аппаратов, около 900 средств ракетного вооружения и 356 385 боевых и тактических машин. В настоящее время расходы на эти цели вдвое превышают затраты на содержание личного состава. Общая стоимость таких работ постоянно возрастает. Например, в 2015 году на ТОИР материальных средств было выделено 248,78 млрд долларов, или 44% общих затрат Пентагона. Использование информационных технологий ВС США предусмотрено в рамках взаимосвязанных программ по обеспечению готовности материальных средств к выполнению следующих задач: В аппарате помощника министра обороны по тылу и материально-техническому обеспечению три из пяти управлений занимаются непосредственно вопросами совершенствования ТОИР ВВТ: готовности материальных средств (Materiel Readiness); политики и программ технического обслуживания и ремонта ВВТ (Maintenance Policy & Programs); программ поддержки ТО (Program Support). Нормативные документы МО США определяют концепцию поддержки и готовности материальных средств, направленную на реализацию следующих требований: Стратегия готовности ВВТ состоит в том, чтобы обеспечить их требуемую готовность к применению при минимальной стоимости ЖЦ путем оптимального распределения ресурсов между разработкой, производством, эксплуатацией и ремонтом. Готовность материальных средств в системе тыла ВС США понимается как поддержание установленного коэффициента готовности ВВТ с учетом параметров их надежности и суммарных задержек времени нахождения в неработоспособном состоянии (административных, технических и других) при ограничении суммарной стоимости ЖЦ вида ВВТ. Нормативными положениями термин "эксплуатационная готовность" (availability) определяется как способность изделия выполнить требуемую функцию при данных условиях в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены.
Управление логистики и поставок ВС США применяет два метода расчета готовности материальных средств: по относительному количеству работоспособных изделий и относительному времени их эксплуатационной готовности. Относительное количество работоспособных ВВТ определяется как отношение количества работоспособных (исправных) изделий к их общему количеству на протяжении циклов эксплуатации и ремонта. Относительное время эксплуатационной готовности изделий рассчитывается исходя из вероятности того, что на протяжении циклов эксплуатации и ремонта ВВТ будут работоспособны в любой момент времени. При этом учитываются: Для расчета и анализа вариантов обеспечения готовности материальных средств комитетом начальников штабов ВС США утвержден единый набор параметров, применяемых на всех стадиях работы с ВВТ: запасы, надежность (безотказность), среднее время простоя материальных средств в неработоспособном состоянии и затраты ВС на поддержание их готовности. Наиболее сложным направлением концепции поддержки и готовности материальных средств является система ТОИР (СТОИР) по техническому состоянию, методическое обеспечение которой начато с конца 50-х годов прошлого века. Первой разработкой был документ с рекомендациями по составлению эффективных программ ТОИР самолетов, затем - военный стандарт США по ремонтопригодности электронной аппаратуры (MIL-STD-470), впоследствии - руководство по формированию программы ТОИР для ВВС МО США, которое вскоре начало применяться для других образцов ВВТ. В настоящее время в ВС США практикуется смешанная СТОИР ВВТ, где предусмотрены два вида обслуживания и ремонта - сервисное авторское(фирмен-ный производитель) и по техническому состоянию ВВТ. Сервисное обслуживание определяется как ТО, выполняемое с целью уменьшения вероятности отказа или поддержки работоспособности ВВТ. Профилактическое обслуживание по наработке (километры пробега, налет, выстрел пуска) осуществляется на этапе испытаний и подконтрольной эксплуатации установочной партии ВВТ для сбора статистических данных об их надежности.
В ВС США используются три вида систем ТОИР ВВТ по техническому состоянию (Performance Based Logistics - PBL): с контролем уровня надежности (RCM), с мониторингом эксплуатационных параметров (Condition Based Maintenance - СВМ); комплексная СВМ плюс (СВМ +), которая объединяет первые два вида. Техническое обслуживание, ориентированное на надежность или, как правило, на безотказность, основано на оценке результатов мониторинга вероятностей отказов на интервале эксплуатации изделия и анализе последствия отказов (АПО). АПО определяется системой стандартов и руководящими документами МО США. При этом могут применяться два метода: Для управления эксплуатацией ВВТ широко используются числовые идентификаторы и коды формирований, машин, условий эксплуатации, наработки, видов отказов и повреждений, технических обслуживании и ремонтов, запчастей, квалификации ремонтников и других параметров. Кроме того, учитываются и качественные характеристики, например тип, признак, причина, обстоятельства обнаружения и внешнее проявление отказа или повреждения, которые содержатся в виде текста.
Вид ТО определяется техническим состоянием и требованиями готовности ВВТ. Корректирующее обслуживание (corrective maintenance) предусмотрено после обнаружения неисправности с целью возвращения изделия в работоспособное состояние; прогнозирующее ТО - при повышении риска отказа или недопустимого снижения готовности изделия с учетом показателей безотказности и ремонтопригодности или физических параметров. При расчете оптимальной периодичности ТО боевой платформы в ходе эксплуатации по тренду безотказности используются следующие параметры: Система ТОИР ВВТ по состоянию с мониторингом эксплуатационных параметров основана на статистической оценке скорости изменения параметров работоспособности изделия и применяется для определения периодичности замены сборочной единицы боевой платформы. При этом определяющим параметром боевой платформы выбирается такой наблюдаемый параметр, который однозначно характеризует ее техническое состояние, например мощность двигателя, точность стрельбы и другие. Этот параметр измеряется и анализируется непрерывно или в дискретные моменты времени. В комплексной системе СВМ+ начинает внедряться трехуровневая система: образец ВВТ или боевая платформа (Platform Level), батальон (Battalion Level) и предприятие-изготовитель или ремонтный завод (Enterprise Level). Техническое обслуживание и ремонт по техническому состоянию является частью интегрированной логистической поддержки (ИЛП) (Integrated Logistic Support -ILS) ЖЦ изделия, которая в СВ США понимается как комплексная логистическая поддержка эксплуатационных стадий жизненного цикла (боеготовности и боеспособности ВВТ) или как комплексное материально-техническое (тыловое) обеспечение. На боевых платформах СВ США интегрированная логистическая поддержка СТОИР по состоянию ВВТ обеспечивается встроенной измерительно-диагностической системой (Test, Measuring and Diagnostic Equipment - TMDE), а также оборудованием поддержки технического обслуживания и ремонта (Maintenance Support Devise - MSD), сопряженными с компьютерной базой данных.
Информационная сеть батальона имеет аппаратное и программное обеспечение, в том числе по обработке данных для системы управления и контроля готовности вооружения и военной техники. В его тыловую информационную сеть с определенной периодичностью от каждой боевой платформы поступает информация об изменении запасов топлива и боеприпасов, параметров надежности и технического состояния изделия, по результатам которых выдаются рекомендации по проведению необходимых операций материально-технического обеспечения, основанные на математическом решении оптимизационных задач расхода и пополнения ресурсов. На заводском уровне технического обслуживания принципиально новым является сопряжение с АСУ тылом СВ и информационной системой поставок материальных средств (Logistic Inventory Warehouse - LIW) для проведения технического обслуживания и ремонта ВВТ по состоянию. Стратегия ТОИР ВВТ силами и средствами промышленности заключается в том, чтобы по данным системы управления тылом СВ учитывать работы по логистике, не выполненные тыловыми подразделениями СВ США. Для единообразия документации и внедрения системы СВМ+ министерство обороны разрабатывает и регулярно корректирует необходимые военные стандарты CALS-технологии (Continuous Acquisition and Lifecycle Support). Под последней понимается информационная поддержка всех стадий жизненного цикла ВВТ, основанная на использовании универсальной и единообразной интегрированной информационной среды, которая обеспечивает управление всеми процессами жизненного цикла изделий, Особенностями военных стандартов США являются: согласование с нормативными документами заказчика, войск, промышленности и подрядчиков; использование систем каталогизации и кодификации изделий; единые формы представления электронной и бумажной документации; регулярное изменение и дополнение стандартов по опыту войск и практике заводов. Бумажная документация применяется при работе в полевых условиях и на образцах ВВТ (листы ламинированы, защищены от влаги, топлива и масел, легко вынимаются из книг). Идентификация поставок материальных ресурсов обеспечивается программами инвентаризации, радиочастотной идентификацией поставок, обслуживания и ремонта ВВТ (RFID), а также управления комплексной цепочкой поставок (SCM).
Целью инвентаризации является снижение затрат и запасов, сокращение отходов и повышение качества продукции, так как снижение затрат при годичной инвентаризации в 3-4 раза больше стоимости инвентаризации. В результате отдельные заводы, работающие на министерство обороны США, сократили свои запасы на 50-80% Преимуществом периодической инвентаризации является также рациональное распределение запасов между производством (заводами) и складами разного уровня. Основной недостаток инвентаризации, как отмечают специалисты МО США, - риск того, что будет внезапно остановлено производство или прервана цепочка поставок из-за непредвиденных ситуаций. При планировании поставок активно используется качественная классификация предметов снабжения по двум категориям - стоимость (для заказчика) и объем продаж (для поставщика). Программа сокращения непроизводительных (лишних) расходов (Continuous Process Improvement - CPI) предполагает обеспечение защиты от коррозии (Corrosion Prevention) и компенсацию дефицитных запчастей и материалов для ВВТ (DMSMS). Таким образам, созданный и постоянно совершенствуемый комплекс информационных технологий в системе технического обслуживания и ремонта ВВТ ВС США объединяет нормативные положения и ресурсы ВС, промышленности и научных организаций для обеспечения готовности ВВТ с учетом рационального расхода финансов. Зарубежное военное обозрение. 2017, №5 С. 26-30 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 12056 | | |
Всего комментариев: 0 | |