Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 25.06.2017, 22:07
Ключевые слова
Operation Enduring Freedom, ISAF, В. Сатаров, Афганистан

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [17]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [50]
Ирак 2003- [40]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 480
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Афганистан 1998

Иностранное военное присутствие в Афганистане (2010)

Иностранное военное присутствие в Афганистане

Полковник В. Сатаров
кандидат военных наук,
профессор Академии военных наук

Афганистан, в котором более 30 лет (с 1978 года) идет гражданская война, продолжает оставаться в центре внимания мировой общественности. За последние годы обстановка в этой стране стала еще более нестабильной, что обусловлено как усилением внутренней политической борьбы, так и внешними факторами, важнейшим из которых является иностранное военное присутствие.

Определяющее влияние на развитие обстановки в Афганистане оказывают Соединенные Штаты Америки, войска которых контролируют основные города и транспортные коммуникации Афганистана, а авиация ежемесячно наносит до сотни воздушных ударов по различным целям. С начала 2009 года США существенно активизировали военную деятельность в этой стране: повысили темп наращивания группировки своих войск на ее территории, стали активнее участвовать в подготовке подразделений силовых структур Афганистана и расширили масштабы операций против формирований Исламского движения талибов (ИДТ) и боевиков "Аль-Каиды".

Вместе с тем очевидно, что путь Афганистана к миру будет нелегким. Немалую опасность по-прежнему представляют отряды талибов и боевики "Аль-Каиды", разместившие свои базы в труднодоступных горных и пустынных районах на востоке и юго-востоке страны, а также в горах Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. Для успешной борьбы с экстремистами необходимы поддержка населения и единство политических сил Афганистана.

Исламская Республика Афганистан (ИРА) - горная аграрная страна в юго-западной части Азии, являющаяся в настоящее время одной из беднейших в мире1. Не население (до 30 млн человек) включает различные этнические группы: около 40 % составляют пуштуны, более 35 % - таджики, до 10 % - хазарейцы, примерно столько же - узбеки и около 5 % - другие малочисленные народности.

Военно-политическая обстановка и иностранное военное присутствие в Афганистане к декабрю 2009 года
Численность ВС США и их союзников в Афганистане
Состав МССБ по состоянию на 1 февраля 2010 года (в этот день Армения и Иордания осуществляли замену своих воинских контингентов на ротационной основе)

В первой половине I тысячелетия до н. э. территория современного Афганистана входила в государство Ахеменидов. В 330 329 годах до н. э. эта территория была завоевана Александром Македонским, а затем находилась под властью Сслсвкидов. С середины III века до н. э. до 140 139 годов до н. э. Афганистан находился в Греко-Бактрийском царстве, а затем в государстве Великих Кушан (I-IV века нашей эры). В V-VI веках территория Афганистана контролировалась правителями эфталигов. В VII-X веках Афганистан входил в состав Арабского халифата. С IX века в стране стал распространяться ислам, постепенно вытеснивший зороастризм, буддизм и другие религии. С конца XIV века территория страны оказалась под властью Тимура, а затем - в составе владений Тимуридов.

Исторически основателями афганской государственности были пуштуны. Именно из них, как правило, в дальнейшем формировалось государственное и военное руководство страны. В связи с этим представители других национальностей на протяжении столетий довольно остро ощущали свое неравноправное положение.

Первые афганские государственные образования возникли в XVI веке. В 1747-1818 годах существовала Дурранийская империя, созданная Ахмад-шахом Дуррани. В начале XIX века Афганистан распался на несколько самостоятельных княжеств. В 1880-х годах началось объединение страны в единый эмират Афганистан. Британские колонизаторы в течение почти столетия пытались, но не смогли подчинить его с помощью военной силы. Однако по договору 1893 года Великобритании предоставлялось право осуществлять контроль над внешней политикой Афганистана, к британским колониям была присоединена значительная часть территории страны (ныне это Северо-Западная пограничная провинция Пакистана). Афганско-пакистанская пограничная линия - так называемая линия Дюранда, по сути, была лишь линией прекращения огня, установленной договором 1893 года о разделении британских владений в Индии и территорий, принадлежавших афганскому эмиру. Эта линия разделила традиционно совместно проживавшие пуштунские племена, никогда не признававшие ее границей.

Третья англо-афганская война (1919), начатая Великобританией после того, как эмир Аманулла-хан провозгласил независимость Афганистана (немедленно была признана Советской Россией), окончилась победой Афганистана.

В 1929-1973 годах у власти находилась династия Надир-шаха. В 1973 году монархия была упразднена и Афганистан провозглашен республикой. После государственного переворота (1978) в стране развернулась гражданская война, в которой на стороне центрального правительства участвовали советские войска, а противостоявшие ему силы (моджахеды) получали помощь (в виде финансовых средств, стрелкового оружия, ПЗРК, минно-взрывных устройств, а также организации ведения партизанских действий) от НАТО, мусульманских государств и Китая.

В 1989 году СССР вывел свой воинский контингент из Афганистана и тем самым оставил руководство этой страны один на один со всеми своими противниками. Почти три гола продолжалась неравная борьба. И в 1992 году центральное правительство, которое в мире никто больше не поддерживал, было свергнуто моджахедами, после чего начались ожесточенные вооруженные столкновения между их противоборствующими группировками в борьбе за власть. При этом за многими из афганских группировок стояли внешние силы, в частности США, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, стремившиеся усилить свое влияние в Афганистане и регионе в целом.

В 1996 году столицу Афганистана - г. Кабул - захватили состоявшие в основном из пуштунов отряды Исламского движения талибов (ИДТ), которых поддерживали пакистанские исламисты, а также некоторые транснациональные структуры, заинтересованные в прокладке по территории Афганистана и Пакистана нефте- и газопроводов из Средней Азии к Индийскому океану и в Индию. ИДТ постепенно распространило свою власть почти на всю территорию страны.

Реальный вооруженный отпор талибам осуществлял "Северный альянс" (Объединенный фронт) под руководством (до сентября 2001 года) Ахмад Шаха Масуда, включавший представителей непуштунских этнических групп, прежде всего таджиков. К нему примкнула часть отрядов других антиталибских группировок, в том числе состоявших из пуштунов. Они не выступили единым фронтом против талибов, но более-менее прочно удерживали позиции в северных провинциях страны.

Уже к 1998 году стала очевидной тесная связь ИДТ с международными террористическими организациями. В Афганистане сформировался "плацдарм" для трансграничной экспансии религиозно-политического экстремизма и терроризма, стремительно обретавшими организационно-политические и силовые структуры. Ключевую координирующую и мобилизующую роль в этом играли возглавлявшиеся Усамой бен Ладеном организации "Аль-Каида" и "Всемирный фронт джихада", к которым примкнуло большинство других обосновавшихся в Афганистане центров зарубежных экстремистских организаций. В лагерях подготовки террористов обучались не только афганцы, но и выходцы из Пакистана, арабских стран. Чечни и Центральной Азии, а также уйгурские экстремисты из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, граждане Бангладеш и Филиппин. Террористические структуры все более тесно взаимодействовали с международным наркобизнесом и другими разновидностями трансграничной организованной преступности, занимавшимися контрабандой оружия, нелегальной эмиграцией и т. п.2

В 1998 году после взрывов в американских посольствах в Кении и Танзании и отказа руководства ИДТ выдать организовавшего теракты Усаму бен Ладена позиция США трансформировалась от неофициального признания режима талибов к оказанию на него жесткого давления. Контролируемый талибами Афганистан стал рассматриваться Соединенными Штатами в качестве "страны-террориста", а не просто "убежища" для Усамы бен Ладена. Последним доказательством такого определения стало его назначение в августе 2001 года "главнокомандующим военными формированиями талибов".

После террористических актов 11 сентября 2001 года президент США Джордж Буш выдвинул талибам ультиматум: в кратчайшие сроки передать в руки американского правосудия Усаму бен Ладена, а также все руководство "Аль-Каиды". 21 сентября те ответили отказом, заявив, что американцы не предоставили веских доказательств причастности этой организации к терактам в Нью-Йорке и Вашингтоне.

7 октября 2001 года США и их союзники при поддержке "Северного альянса" начали антитеррористическую операцию "Несгибаемая свобода"3, объявив ее целями свержение режима талибов, а также пленение и суд над Усамой бен Ладеном и его сообщниками по "Аль-Каиде".

В течение первого месяца боевые действия сводились к воздушным бомбардировкам американской авиацией различных военных объектов ИДТ и проведению специальных операций.

После бомбардировок боеспособность вооруженных формирований Исламского движения талибов значительно снизилась. Это позволило "Северному альянсу" перейти в наступление. 9 ноября 2001 года им был взят г. Мазари-Шариф. После первого же поражения многие поддерживавшие ИДТ полевые командиры перешли на сторону альянса. Уже 13 ноября талибы без боя оставили г. Кабул. Несколько дней спустя они контролировали лишь южную часть Афганистана и г. Кундуз на севере страны. Осада Кундуза продолжалась с 16 по 25 ноября и завершилась капитуляцией удерживавших город талибов.

К концу ноября под контролем талибов оставался только один крупный город - Кандагар. 25 ноября в Афганистане высадился первый значительный воинский контингент США - около 1300 морских пехотинцев. Они были переброшены вертолетами с кораблей, находившихся в Аравийском море, в район южнее г. Кандагар, где США создали передовую операционную базу - Кэмп-Рино.

В дальнейшем иностранное военное присутствие в Афганистане непрерывно наращивалось. К настоящему времени оно представлено контингентом ВС США, ведущим антитеррористическую операцию "Несгибаемая свобода" (до 32 тыс. военнослужащих), подчиненным Объединенному центральному командованию ВС США, а также Международными силами содействия безопасности4 (МССБ), выполняющими свою миссию на основании резолюции 1386 от 20 декабря 2001 года и последующих резолюций СБ ООН (более 85 тыс. военнослужащих, из них 47 тыс. - американцы).

С августа 2003 года МССБ действуют под руководством НАТО, а их финансирование обеспечивается государствами, выделяющими воинские контингенты. В обязанности Североатлантического союза входит назначение командующего силами и обеспечение работы штаба непосредственно в Афганистане. С июня 2006 года МССБ возглавляют американские генералы. В настоящее время командующий этими силами генерал Стэнли Маккристал одновременно является командующим группировкой ВС США, участвующей в операции "Несгибаемая свобода" в Афганистане.

Международные силы содействия безопасности в Афганистане были созданы по итогам Боннской конференции, состоявшейся в декабре 2001 года после свержения режима талибов при прямом участии ведущих стран участниц международной антитеррористической коалиции. Приглашенные на конференцию лидеры бывшей афганской оппозиции представляли переходное правительство Афганистана. Для оказания ему помощи в обеспечении безопасности в Кабуле и его окрестностях, а также в восстановлении Афганистана было принято решение создать международные силы, действующие по мандату ООН.

В настоящее время в выделении войск в состав МССБ участвуют 43 страны, включая все 28 стран-членов НАТО.

МССБ не являются силами ООН, а представляют собой коалицию, действующую с санкции Совета Безопасности. Дополнительные руководящие указания для действий МССБ содержатся в подробном военно-техническом соглашении, которое было заключено между командующим этими силами и переходным правительством Афганистана.

Численность военнослужащих МССБ непрерывно возрастает. В августе 2003 года она составляла 5 581 человек, в августе 2004-го - 8 065, в июле 2005-го - 9 685, в сентябре 2006-го - 19 597, в ноябре 2006-го - 31 267, в марте 2008-го - 47 332, в январе 2009-го - 55 106, в декабре 2009 года - 84 150. а к 1 февраля 2010 года - 85 795 человек.

Первоначально мандат МССБ предусматривал обеспечение безопасности только в Кабуле и его окрестностях. В октябре 2003 года ООН расширила мандат этих сил, распространив его на всю территорию Афганистана и создав, таким образом, условия для расширения территории, контролируемой ими. Расширение зоны ответственности МССБ осуществлялось в четыре этапа.

Первый этап: расширение зоны ответственности на север. В декабре 2003 года Североатлантический совет - главный орган принятия решении альянса - уполномочил верховного главнокомандующего ОВС НАТО генерала Джеймса Джоунса приступить к расширению района действий МССБ и принять под свое командование группу восстановления провинции (ГВП5) в г. Кундуз. В 2003 году помимо нее в Афганистане действовали восемь ГВП под руководством командования США, проводившего антитеррористическую операцию "Несгибаемая свобода". К 1 октября 2004 года были созданы и переданы в подчинение МССБ еще четыре такие группы на севере страны - в городах Ма-зари-Шариф, Меймен, Файзабад и Баглан.

Второй этап: расширение зоны ответственности на запад. 10 февраля 2005 года НАТО объявила о размещении контингентов МССБ в западных районах Афганистана. Начало этому процессу было положено 31 мая 2005 года, когда под командование МССБ перешли еще две группы восстановления провинций в городах Герат и Фарах. В том же году на западе страны приступили к работе еще две ГВП под руководством этих сил. Таким образом, расширенная миссия МССБ стала руководить деятельностью девяти таких групп на севере и западе, охватив половину территории Афганистана.

Третий этап: расширение зоны ответственности на юг. 8 декабря 2005 года во время заседания в штабе НАТО в Брюсселе министры иностранных дел стран НАТО утвердили план дальнейшего расширения роли и присутствия МССБ в Афганистане. В первой части этого плана, получившей название "Третий этап", предусматривалось расширение миссии МССБ на юг страны в 2006 году. Она была выполнена 31 июля 2006 года, когда США включили в МССБ часть своих сил, действовавших в южных провинциях Афганистана в рамках операции "Несгибаемая свобода".

Таким образом, на третьем этапе МССБ расширили район своих действий, включив в него дополнительно шесть провинций и приняв под свое командование еще четыре ГВП. Нарастив свое присутствие, МССБ стали руководить в общей сложности 13 группами восстановления провинций на севере, западе и юге и действовали на 3/4 территории Афганистана. Численный состав МССБ также значительно увеличился: если до "выдвижения" на юг он включал около 10 тыс. военнослужащих, то после этого достиг примерно 20 тыс. человек.

В этот период произошли заметные изменения в тактике действий антиправительственных сил. Превосходство международных сил безопасности при ведении обычных боевых действий вынудило вооруженную оппозицию перейти к тактике асимметричных локальных акций, направленных преимущественно против афганских армии и полиции, а в ряде случаев против гражданского населения: применение самодельных взрывных устройств, теракты террористов-смертников, убийства и похищения людей.

В мае 2006 года МССБ начали операцию "Горный прорыв", ознаменовавшую возобновление активных боевых действий в Афганистане после четырехлетнего "затишья". Она проводилась в провинциях Гильменд, За-боль, Кандагар, Пактика и Урузган, в ней принимали участие более 11 тыс. военнослужащих МССБ. Талибы, успевшие закрепиться в этих районах, оказывали серьезное сопротивление. Операция закончилась в июле. За ней последовали ряд других: "Медуза" (сентябрь 2006-го), "Горная ярость" (сентябрь 2006-го - январь 2007-го) и т. д. Они сопровождались интенсивными боевыми действиями. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что канадский контингент в июле - сентябре 2006 года потерял погибшими 21 человека - больше, чем за предыдущие четыре года пребывания в Афганистане.

Четвертый этап: расширение зоны ответственности на восток. 5 октября 2006 года МССБ провели последний этап расширения, приняв от США командование войсками на востоке страны. С этой даты Североатлантический союз стал выполнять свою задачу на всей территории Афганистана, возглавив контингент, в состав которого вошли 30 тыс. военнослужащих из 37 стран и 25 групп восстановления провинций.

В связи с расширением зоны действий МССБ и возрастанием их численности увеличились и масштабы их действий. При этом в части и подразделения различных звеньев управления Афганской национальной армии (AHA) были направлены группы военнослужащих МССБ в качестве инструкторов и военных советников. Однако соглашение о координации военных действий между МССБ и формированиями AHA было достигнуто лишь в 2009 году.

Серьезной проблемой присутствующих на территории Афганистана иностранных войск остается сложная структура их подчинения и недостаток координации действий между частями международного контингента. Это связано, например, с тем, что американские войска, действующие в рамках операции "Несгибаемая свобода", подчиняются ОЦК вооруженных сил США, в то время как американские части из состава МССБ подчинены объединенному командованию ВС США в Европейской зоне.

На всех этапах МССБ активно участвовали в реализации разработанного Пентагоном плана строительства афганской национальной армии, основным содержанием которого является ее оснащение вооружением и содействие в подготовке военных кадров.

Численность AHA составляет около 100 тыс. военнослужащих. В связи с быстрым ее увеличением армия вынуждена сочетать активные боевые действия против повстанцев с интенсивной подготовкой большого числа новобранцев и обучением профессиональных военных кадров. По оценкам командования НАТО, серьезным фактором, сдерживающим строительство Афганской национальной армии, по-прежнему является недостаточная численность направляемых в нее оперативных групп инструкторов и групп связи МССБ.

Афганская национальная полиция (АНП) включает 93 тыс. полицейских. По уровню профессиональной выучки и эффективности действий АНП отстает от AHA. Серьезную проблему по-прежнему представляют коррупция и низкий уровень организации учета финансовых и кадровых ресурсов, имущества и оружия.

Для достижения силовыми структурами Афганистана способности самостоятельно контролировать территорию страны и надежно охранять границы, по разным оценкам, потребуется еще от трех до пяти лет. Так, американское военное руководство заявляет о возможности передачи всех полномочий по обеспечению безопасности в Афганистане правительству этой страны в 2013 году Афганское командование ожидает, что условия для этого сформируются к 2014-му, а по оценкам командования ВС Великобритании, необходимость в значительном иностранном военном присутствии в стране сохранится и после 2014 года. В декабре 2009 года президент X. Карзай заявил, что для восстановления вооруженных сил и органов правопорядка потребуется финансирование со стороны Запада в течение 15-20 лет. Ряд конгрессменов США, в свою очередь, отметили, что долговременные обязательства Вашингтона перед Афганистаном могут обойтись американским налогоплательщикам в следующем десятилетии в сумму от 500 до 900 млрд долларов.

Несмотря на тактические успехи международных и национальных ВС, боевой потенциал вооруженной оппозиции не подорван. Многие районы на востоке, юго-востоке и юге страны по-прежнему практически недоступны для афганских официальных лиц и сотрудников гуманитарных организаций6.

В частности, в докладе французской исследовательской организации Международный совет по безопасности и развитию7, опубликованном 10 сентября 2009 года, отмечается, что структуры ИДТ в настоящее время постоянно присутствуют на 80 % территории Афганистана, тогда как в ноябре 2008 года их постоянное присутствие отмечалось только на 72 %, а в 2007-м - на 54 % По оценкам ООН, Афганистан в настоящее время разделен на более стабильные запад и север, где военно-политическая обстановка характеризуется как спокойная, и нестабильные юг и восток, представляющие собой зоны высокого риска, где все более организованно действует вооруженная оппозиция. На юге и востоке страны проживают преимущественно пуштуны, большинство которых продолжает поддерживать талибов.

В целом по Афганистану поддержка действий США со стороны его населения упала с 83 % в 2005 году до 47 % в 2009-м. При этом большинство (79 %) афганцев, являющихся противниками иностранного военного присутствия на территории ИРА, свое недовольство связывают с практикуемыми американцами ночными обысками и нанесением авиационных ударов, сопровождающихся гибелью мирного населения.

В связи с этим перед войсками США были поставлены качественно новые задачи: формировать положительное к себе отношение, защищать мирное население от талибов, восстанавливать инфраструктуру и способствовать повышению авторитета органов государственной власти Афганистана.

Особый интерес представляет применяемая американскими военными практика "откупа от ответственности" в случае гибели гражданского лица - из средств специального Фонда компенсации жертвам семье погибшего выделяются денежные средства в размере до нескольких десятков тысяч долларов США. В условиях крайней бедности большей части населения страны эти суммы выглядят для них внушительно.

Одним из основных источников финансирования боевиков ИДТ и "Аль-Каиды" являются доходы от наркоторговли. Объемы наркотрафика из Афганистана за период его оккупации войсками США и НАТО многократно возросли. Выращиванием опийного мака занимаются до 2 млн афганцев. Однако на их долю приходится лишь малая часть доходов, а получаемая при этом основная денежная масса "подпитывает" деятельность наркоторговцев и террористов. До февраля 2009 года борьба с наркотиками рассматривалась руководством возглавляемой США коалиции как решение "гуманитарной проблемы" и была возложена на афганскую полицию, а с этого момента стала квалифицироваться как решение "проблемы безопасности" и была передана в ведение НАТО.

Эскалация конфликта в Афганистане вызвала значительный рост потерь среди военнослужащих коалиционных войск. Только в 2009 году в этой стране погибли 520 иностранных военнослужащих, в том числе 317 американцев. В настоящее время потери натовских войск самые высокие с момента падения режима талибов в 2001 году. За этот период были убиты более 1 500 военнослужащих коалиционных сил, в том числе потери США составили 853 человека убитыми и свыше 4,6 тыс. ранеными. Как следствие, к 2008 году общественность всех стран НАТО, кроме США и Великобритании, стала выступать за возвращение своих солдат на родину. Это побудило Вашингтон искать пути увеличения вклада стран альянса в укрепление нынешнего режима в Афганистане. Предложения Белого дома по данному вопросу были оглашены на юбилейном саммите НАТО в апреле 2009 года. При этом отмечалось, что в области экономической помощи ИРА наблюдается недостаточная согласованность действий.

В настоящее время треть населения Афганистана не имеет работы, а половина живет в нищете. Содействие в восстановлении страны оказывают 48 государств, однако его размеры явно недостаточны. Например, в 2007 году официальная помощь в целях развития (чистый объем выплат) составила 146 долларов на душу населения8. При этом экономическая помощь направляется преимущественно в мирные регионы страны - в центральные районы и на север, где компактно проживают таджики, узбеки и хазарейцы, что увеличивает вероятность сепаратизма в Афганистане.

По оценкам западных экспертов, тремя главными препятствиями для эффективного использования направляемых в Афганистан средств являются неверно обозначенные приоритеты, недостаток мотивации и коррупция. За прошедшее с 2001 года время в Вашингтоне убедились, что осуществить экономические преобразования в этой стране в короткие сроки не удастся. Лидеры демократов в конгрессе США выступили с призывом "не опережать время" в ИРА. Не намереваясь выделять Кабулу дополнительные средства из бюджета Соединенных Штатов, Белый дом изучает возможности оптимизации международной программы помощи. С этой целью в январе 2009 года в США был учрежден пост специального представителя президента по Афганистану и Пакистану, на который был назначен Ричард Холбрук.

Барак Обама, став президентом США, заявил, что цель американской политики в Афганистане состоит в том, чтобы "постепенно выковывать тяжело достающийся мир", и провозгласил страну "центральным фронтом" борьбы с терроризмом. Однако быстро добиться успеха на этом фронте оказалось практически невозможно. Более того, развитие ситуации в ИРА с каждым днем приближало Соединенные Штаты и их союзников к провалу.

Назначенный 15 июня 2009 года командующим силами США и НАТО в Афганистане генерал Стэнли Маккристал, которому было поручено пересмотреть афганскую стратегию, в своем докладе, представленном министру обороны 30 августа 2009 года, сообщил руководству страны об ухудшении ситуации и необходимости увеличения числа военнослужащих для борьбы с талибами.

Аргументируя необходимость наращивания военного присутствия США в Афганистане на 30-50 тыс. человек, он заявил: "Если не удастся взять инициативу в свои руки и повернуть вспять усиление боевиков в ближайшее время (следующие 12 месяцев), которое требуется для укрепления вооруженных сил Афганистана, возможен исход, когда победа над боевиками станет невозможной".

В докладе в качестве основного фактора, обусловливающего ухудшение обстановки, рассматривается утрата афганским правительством и коалиционными войсками поддержки населения страны. При этом делается вывод, что "хотя ситуация серьезная, но успех все еще достижим". Для этого, по мнению Маккристала, коалиционные войска должны быть усилены, а их действия направлены не столько на уничтожение экстремистов, сколько на защиту мирных жителей. Командующий подчеркнул также, что для достижения успеха следует бороться не только с талибами, но и с коррупцией, которая пронизывает властные структуры страны.

Маккристал настаивает и на том, что сейчас крайне важно предпринять все возможные меры для ускорения процесса обучения афганских сил безопасности. Было предложено к осени 2010 года увеличить численность AHA до 134 тыс. военнослужащих, а впоследствии довести ее до 240 тыс. Численность национальной полиции Афганистана, по его мнению, должна быть увеличена до 160 тыс. человек. А это значит, что численность афганских силовых структур может достичь 400 тыс. человек.

В своем докладе командующий отметил, что для защиты населения от боевиков войскам коалиции и АНА придется проводить больше рискованных операций, а это неизбежно увеличит потери.

Барак Обама несколько месяцев вместе с министрами и советниками изучал доклад командующего силами США и НАТО в Афганистане и 1 декабря 2009 года в военной академии в Вест-Пойнте объявил о стратегии дальнейших действий Соединенных Штагов в Афганистане и Пакистане. При этом президент отмстил три основных направления: военные действии против талибов, сотрудничество с ООН, международными партнерами и афганским народом, а также тесное партнерство с Пакистаном, "Мы будем претворять в жизнь военную стратегию, которая позволит перехватить инициативу у талибов и повысить обороноспособность Афганистана в ближайшие 18 месяцев",- подчеркнул Б. Обама. Для этого вслед за наращиванием американского военного присутствия на юге и востоке страны на 17 тыс. человек, предпринятым в апреле 2009 года, в первой половине 2010-го планируется увеличить американский контингент еще на 30 тыс. Предлагается также активизировать подготовку ВС Афганистана, а в перспективе - полностью передать полномочия по обеспечению безопасности самим афганцам. Это, по оценке главы Белого дома, позволит спустя 1,5 года начать вывод американских войск из Афганистана. Однако, по данным американских спецслужб, талибы уже ждут этой даты и строят планы по взятию власти в свои руки. В своей речи Б. Обама заявил о намерении Соединенных Штатов укреплять партнерство с Пакистаном и сообщил также, что попросит страны, участвующие в миссии МССБ, последовать примеру США и направить в Афганистан дополнительные войска.

В ответ на запрос Вашингтона в штабе НАТО 7 декабря 2009 года была проведена конференция по формированию сил альянса, по итогам которой генеральный секретарь Североатлантического союза издал коммюнике, где сообщил, что в дополнение к 30 тыс. военнослужащих, выделяемым Соединенными Штатами, государства-члены и государства - партнеры НАТО приняли совместное обязательство направить для участия в миссии еще 7 тыс. военнослужащих. И все же, несмотря на большую численность иностранных войск в Афганистане, они не в силах справиться с талибами, подвергаясь атакам террористов-смертников и сталкиваясь с минной войной. Минирование дорог и путей сообщения с 2007 года выросло на 300 % (если в 2003 году был отмечен 81 случай минирования, то в 2009-м - 7 200).

В связи с наращиванием военного присутствия и активизацией военной деятельности США в Афганистане американские расходы на операцию в этой стране существенно возросли. Если в 2008 и 2009 финансовых годах они составляли соответственно 44 и 56 млрд долларов, то в 2009-м планируется израсходовать 102 млрд, а в 2010-м - 113 млрд. При этом общие объемы оказания Соединенными Штатами гуманитарной помощи населению Афганистана и финансирования проводимых в стране мероприятий по восстановлению экономики и борьбе с наркотиками не превышают 3 млрд долларов в год. Это свидетельствует о том, что в Белом доме продолжают считать военную силу главным инструментом решения проблемы Афганистана. Необходимо отметить, что после того, как президент США Б. Обама подписал законопроект о военном бюджете страны на 2010 финансовый года, аналитики из исследовательской службы конгресса сообщили, что расходы на борьбу с терроризмом в мире с сентября 2001 года превысили 1 трлн долларов, в том числе 300 млрд - это расходы, связанные с войной в Афганистане.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, комментируя решение президента США увеличить американское военное присутствие в Афганистане, отметил, что для изменения ситуации в этой стране необходимо принять и другие меры: во-первых, добиться тесного сотрудничества афганского правительства с командованием поддерживающей его иностранной коалиции, а во-вторых, во взаимодействии с ООН повышать эффективность работы органов государственной власти ИРА. Кроме того, он подчеркнул, что афганское правительство, а также оказывающие ему помощь страны и организации должны сосредоточиться на создании более самостоятельной государственной власти.

В действительности иностранное военное присутствие в Афганистане по мере его наращивания и активизации действий войск США и их союзников становится все более дестабилизирующим фактором внутриафганского конфликта. При этом задача по нанесению полного военного поражения исламским экстремистам, несмотря на принимаемые командованием США и НАТО меры, не будет решена до тех пор, пока Афганистан не станет по настоящему суверенным государством, возглавляемым дееспособным и пользующимся поддержкой населения правительством.

1 Согласно докладу ООН (Human Development Report 2009) Афганистан занимает предпоследнее место в мире по качеству жизни (оценивается индексом развития человеческого потенциала - human development index) и последнее место по уровню жизни {оценивается индексом нищеты населения - human poverty index). До 2 млн афганцев находятся за рубежом на положении беженцев.

2 Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 - июнь 2002 года). Институт востоковедения РАН. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002.

3 Operation Enduring Freedom (OEF),

4 International Security Assistance Force (ISAF).

5 ГВП - это небольшие группы, работающие в афганских провинциях и объединяющие в своем составе как гражданских, так и военных специалистов. Их задача состоит в том, чтобы обеспечивать безопасность работников гуманитарных организаций и оказывать помощь в восстановлении страны.

6 Доклад генерального секретаря ООН "Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности" от 6 марта 2008 года.

7 International Council on Security and Development.

8 Human Development Report 2009, United Nations Development Programme, 2009

Зарубежное военное обозрение. 2010, №2, С.3-14

Категория: Афганистан 1998 | Добавил: pentagonus (09.09.2014) | Автор: Полковник В. Сатаров

Просмотров: 2972 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2017

Рейтинг Военных Ресурсов