search
menu
person

NEWS AND UDATES


Истребители на вес золота

Истребители на вес золота

Константин Богданов

Трудности на пути реализации американской программы создания авиации пятого поколения

«Обладающий преимуществом обязан атаковать под угрозой потери этого преимущества». Старое правило шахматной игры подвигло американских военных к разработке и постановке на вооружение сразу двух авиационных комплексов, дальнейшая судьба которых теперь находится под вопросом из-за их непомерной стоимости.

Боевая авиация пятого поколения - самая модная тема последнего десятилетия. Общественность полна восторгов: страна, которая первой введет в строй такие машины, получит решающее превосходство в воздухе. Кажется, повторяется ситуация столетней давности, когда Великобритания спустила на воду линкор «Дредноут», разом обесценивший старые привычные броненосцы.

Вокруг того, что же должен уметь истребитель пятого поколения, а чего он уметь не обязан, сломана масса копий. Перечень качеств самолета выглядит так: многофункциональность, крейсерская сверхзвуковая скорость без форсажа двигателей, радиолокационная и инфракрасная малозаметность, РЛС кругового обзора, наличие единой боевой информационной системы с экспертным режимом подсказок и способность обстреливать несколько целей на всех ракурсах. Каждая из этих позиций тянет за собой массу требований к высокотехнологичной продукции - электронике, программному обеспечению, полимерам, конструкционным материалам, реактивным двигателям, радиолокационной аппаратуре.

Если рассмотреть боевые машины, имеющиеся на данный момент в производственной или хотя бы коммерческой готовности, то к пятому поколению относятся только два самолета и оба они американские - F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Хищный самолет

История «Раптора» («Хищника») уходит корнями в первую половину 80-х, в программу ATF (Advanced Tactical Fighter). К 1991 году был выбран базовый прототип - YF-22 разработки консорциума «Локхида», «Боинга» и «Дженерал Дайнэмикса». Он и лег в основу проекта нового истребителя F-22, поднявшегося в воздух в 1997-м. С 2003 года самолет начал поступать на вооружение ВВС США.

Насколько можно судить, машина в эксплуатации показывает себя сравнительно неплохо. Озвученные было чудовищные суммы расходов на полетное обслуживание (44 000 долларов за час летного времени), судя по последним выводам экспертов, не соответствуют действительности. Официальные данные Пентагона и вовсе указывают на то, что эти цифры не сильно превосходят аналогичные затраты, связанные с эксплуатацией самолетов F-15 - функциональных «предков» нового истребителя. Не нашли пока обоснованного подтверждения и широко разошедшиеся в прессе сообщения о том, что дорогостоящее покрытие, поглощающее радиоволны, оказалось нестойким к дождевой влаге.

Однако стоимость всей программы по созданию и строительству «Рапторов» превысила 65 миллиардов долларов. Производство одной машины обходится в 183 миллиона долларов, а с учетом НИОКР ее себестоимость переваливает за 350 миллионов. Закономерный итог: военный бюджет 2010 года был сверстан без закупок F-22. По-видимому, оценив всю «хищность» финансовых аппетитов программы, Пентагон решил, что имеющихся 168 самолетов ему пока достаточно. Удешевить машину за счет экспорта не получится: истребитель законодательно запрещен к поставкам за пределы США.

На фоне исходных заявлений о полной замене «Рапторами» парка F-15 это выглядит почти скандально: напомним, что цена вопроса - это 630 машин, из них около 500 строевых. Даже если считать стартовые требования ВВС (750 единиц) завышенными, то последняя квота была установлена в 2003 году и составила 277 самолетов, причем уже считалась недостаточной и вынужденной (по финансовым соображениям). Остается только гадать, в какой мере ВВС США удовлетворены сложившимся положением, но некоторые эксперты отмечают в связи с этим снижение общего боевого потенциала американской авиации.

Сделать дешевле!

Когда появились первые реальные данные о серийной стоимости «Хищников», Пентагон предпринял усилия, чтобы как-то срезать растущие издержки. Сокращение закупок F-22 стало вторым шагом, и шагом тактическим. Стратегически же проблему попытались решить еще в 1996 году, запустив разработку более дешевого и многофункционального тактического истребителя пятого поколения. Так возникла программа JSF (Joint Strike Fighter) и ее неуклюжее дитя - самолет F-35 «Лайтнинг» («Молния»).

По требованиям технического задания машина должна была стать легче F-22, не такой мощной, но зато пойти в войска сразу в трех модификациях. Вариант «A» - тактический истребитель аэродромного базирования для ВВС. Вариант «B» - с укороченным взлетом и посадкой для Корпуса морской пехоты. Вариант «C» - палубный истребитель для ВМФ. Пентагон в очередной раз соблазнился идеей экономии путем универсализации, позабыв старую, многократно подтвержденную практикой истину: универсальное оружие сочетает в себе все недостатки заменяемых им специализированных образцов и, как правило, в отсутствие специфических достоинств.

Американские инженеры отмечали, что проект F-35 родился в результате «плотного консультирования» с российским КБ Яковлева, которое на момент распада СССР имело экспериментальный образец перспективного самолета с укороченным взлетом и посадкой - Як-141. Если все, что потом стало происходить с программой JSF, является прямым следствием этих консультаций, то яковлевцам нужно вручать государственные награды за развал дорогостоящей военной программы «вероятного противника».

Если же говорить серьезно, то проект F-35 пал жертвой, с одной стороны, противоречивых желаний заказчика, а с другой - технико-экономических ограничений, которые уже не позволяют сравнительно недорого строить самолеты с такими характеристиками. Программа JSF может считаться наглядным примером того, к чему приводит попытка создать боевую машину на грани существующей технологии да еще и по принципу «то же самое, но подешевле». Один из разработчиков «Локхида» по этому поводу лаконично заметил: «Они хотели самолет с такими требованиями - малозаметность, один двигатель, внутренняя подвеска, укороченный взлет, и они его получили».

В сентябре 2008 года американские эксперты в области авиастроения опубликовали заметку в английском обозрении «Джейнс дефенс уикли», где вынесли «Лайтнингу» нелицеприятный вердикт: «Программа F-35 неудачна и имеет все шансы превратиться в катастрофу того же масштаба, что и проект F-111 в 60-е годы». Сравнение со злосчастным F-111 исключительно точно: это была предыдущая попытка создать единый «универсальный самолет», который в разных модификациях должен был служить и ВВС, и флоту, и даже стратегической авиации.

Официально опубликованные характеристики F-35 вызвали массу пересудов. Революционное новшество американских инженеров от авиастроения состояло, например, в том, что первоначально заявленный боевой радиус самолета в разных модификациях колебался от 51 до 56% максимальной дальности. Тогда как классическая процедура проектирования, подкрепленная обычной житейской логикой (надо долететь туда и обратно да еще оставить запас на воздушный бой и непредвиденное маневрирование), закладывает этот параметр в районе 40% от дальности. Содержательный вывод специалистов один: общественности продемонстрирован боевой радиус «Молнии» с подвесными баками в сопоставлении с максимальной дальностью без таковых. Кстати, впоследствии данные «поправили»: теперь радиус строго равен половине максимальной дальности, что по-прежнему оставляет вопрос открытым.

Тонкость в том, что размещение на внешней подвеске этого самолета топливных баков или вооружения (а во внутренних отсеках он несет очень скромные 910 кг боевой нагрузки) тут же нарушает его «малозаметность». Это не говоря об ухудшении маневренных и скоростных характеристик (и так довольно слабых, если отталкиваться от официальной тяговооруженности и геометрии машины) и возможности выдерживать крейсерский сверхзвуковой режим (которая и без внешней подвески некоторыми наблюдателями ставится под сомнение). Таким образом, F-35 действительно может иметь такой боевой радиус, но фактически утратив часть критически важных тактических элементов машины пятого поколения.

Добавим сюда вскрытый в 2003 году «ляп» в распределении весовых лимитов конструкции (беспрецедентная ошибка в 35% расчетного значения, по словам ведущего разработчика «Локхид Мартин» Тома Бербэджа), который в итоге привел к потере времени на поиск решения, утяжелению машины и... трате лишних пяти миллиардов долларов. Но эти пять миллиардов были только началом эпопеи под названием «финансирование программы JSF».

Переучет переучета

В 2001 году Пентагон заявил, что в ходе реализации программы будет закуплено 2866 истребителей F-35, цена одной машины в производстве не превысит 50,2 миллиона долларов. Спустя семь лет Министерство обороны США «пересчитало» бюджет: американские ВМС к тому времени по здравому размышлению пришли к выводу, что четыре сотни «Молний» им ни к чему. Теперь планировалось закупить только 2456 самолетов, но общая цена контракта нисколько не упала, а даже выросла до 299 миллиардов долларов. Из-за таких расходов на два года растянулся график поставок техники в войска.

И, наконец, очередной приступ «переучета». Весной 2010 года Пентагон был вынужден официально признать в конгрессе, что в ходе реализации программы JSF опять оказалась нарушена «поправка Нанна - Маккерди» (допущено превышение бюджета военного проекта). Минобороны США сквозь зубы назвало новую цифру - 138 миллионов долларов за один истребитель F-35 в ценах 2010 года. Тем самым исходная стоимость машины, озвученная стратегами с Потомака в 2001 году, подскочила в 2,3 раза (c устранением инфляции и роста цен).

Следует подчеркнуть, что это далеко не последняя часть «марлезонского балета». Названная величина представляет собой лишь среднюю оценку стоимости истребителя в условиях его массового производства «с учетом экспортных контрактов» (а к этому непростому вопросу мы еще вернемся чуть ниже). Пока же на руках у конгресса другие цифры: в 2011 году вооруженные силы США заказывают первую партию из 43 «Молний» по цене свыше 200 миллионов долларов за машину. Понятно, что при развертывании массовых серий удельные расходы на один самолет снизятся, однако ровно в той же мере этот процесс может быть использован для встраивания в себестоимость издержек на проектирование.

Закупки мелких серий тоже не внушают оптимизма: последний контракт Пентагона с «Локхид Мартин» на четвертую по счету пробную партию - 5 миллиардов долларов за 31 «Лайтнинг». Причем в соглашении указано, что цена является фиксированной и в случае возникновения дополнительных расходов подрядчик обязуется покрыть их за свой счет.

Данный факт указывает на реальную опасность превышения «текущих окончательных» цифр стоимости. Военное же ведомство США, по-видимому, исчерпало резервы для дальнейшего увеличения закупочных цен на технику и сможет эффективно верстать свой бюджет только путем сокращения поставок или заметным удлинением их сроков. И то, и другое приведет к фактическому повышению удельной стоимости закупаемой единицы вооружения, как и в случае с F-22.

Заграница не поможет?

Программу F-35 предполагалось «удешевить» в первую очередь за счет крупных поставок на экспорт. По первоначальным планам, до 2035 года за рубеж должны были уйти свыше 600 машин, а с учетом возможного расширения круга «партнеров» программы их число могло вырасти до 1600.

Однако удорожание самолета и нарастающие сомнения в его боевой эффективности не остаются незамеченными. Так, Великобритания рассматривает возможность сокращения закупок со 140 машин до 70. Злые языки уже чисто по-английски шутят, что общая сумма все равно, по-видимому, не изменится из-за роста контрактной цены.

У малых стран-партнеров ситуация еще сложнее. Нидерланды задержали приобретение F-35 на несколько лет и снизили их количество с 85 до 58 единиц. Дания этой весной заморозила вопрос о поставках до 2012 года с «хорошей» перспективой вообще отказаться от такой идеи. А Норвегия на днях приняла волевое решение отложить получение «своих» 48 истребителей сразу до 2018 года. Официальная причина - министерство обороны страны заявило, что «не понимает, по каким ценам оно будет вынуждено покупать эти самолеты». На фоне того, что Пентагон и сам не до конца осознает, во сколько ему обойдется сей «золотой истребитель», подобную формулировку иначе как издевательской и не назовешь.

Куда перспективнее выглядит судьба «Лайтнинга» на Ближнем Востоке. Буквально только что Израиль подписал соглашение о приобретении 20 истребителей F-35, согласившись выложить за каждый те самые 138 миллионов долларов. Присутствует и пункт о потенциальном увеличении поставок еще на 55 машин, и израильская сторона уже заявила, что «готова им воспользоваться».

Однако оптимизм Тель-Авива не должен вводить в заблуждение. Еврейское государство всегда стремилось заполучить самые передовые образцы оружия и боевой техники, не считаясь с затратами. Стратегия Израиля состоит в том, чтобы гарантированно сдерживать соседей-арабов, и этот вопрос следует рассматривать в разрезе не военной экономики, а политики. Так, еврейское государство в свое время приложило массу усилий, чтобы первым среди ближневосточных держав заполучить передовые образцы истребителей предыдущего поколения (F-15 - в 1977-м, F-16 - в 1980-м).

Поэтому израильский заказ нисколько не подтверждает международный успех программы JSF, а является попыткой выдать нужду за добродетель. Тель-Авив находится в ситуации, когда у него нет иных вариантов, кроме как уплатить любые деньги за самолеты, которые он полагает жизненно необходимыми. Тем более что большая часть денег за контракт будет вычитаться из пакета американской военной помощи. Проще говоря, конечным заказчиком изрядной части израильских машин является американский бюджет.

Бревно в глазу

Может возникнуть ощущение, будто американцы потратили несколько десятков миллиардов долларов и несколько десятков лет трудов на чудовищно дорогие, неэффективные и вроде бы никому не нужные машины, помпезно названные истребителями пятого поколения. Эта точка зрения, безусловно, потешит чье-то ущемленное самолюбие, но она в корне ошибочна.

Оборонно-промышленный комплекс США исключительно неповоротлив, монополизирован и забюрократизирован. Он способен пожирать миллиарды без всякого видимого эффекта и навязывать государству откровенно ненужные контракты. И тем не менее при взгляде на его работу вспоминается старый афоризм Уинстона Черчилля про демократию: «Отвратительно, но все остальное еще хуже». Европейская военная промышленность страдает той же склонностью к излишним тратам и дополнительно отягощена медлительными процедурами согласования. Китайский ОПК, несмотря на серьезные успехи в последние 20-25 лет, до сих пор не преодолел технологического отставания от развитых стран. Российская же «оборонка» только-только получила сколь-нибудь значительное финансирование и лишь приступает к восстановлению производственных связей и перспективных разработок, полностью уничтоженных в 90-е.

Единственному стоящему на вооружении истребителю пятого поколения - F-22 попросту не с кем воевать. Он терпеливо ждет достойных соперников. А в это время американская военная индустрия отлаживает производственные механизмы и технологические цепочки.

В текущей ситуации даже заметные трудности с F-22 (вполне боеспособным, но очень дорогим самолетом) и грозные контуры возможного провала F-35 (такого же дорогого, но по ряду оценок еще и малополезного в боевом отношении) - это вполне приемлемая плата за полномасштабное развертывание конструкторско-технологического и производственного комплексов авиации пятого поколения. А такое развертывание - эксклюзивная реальность современной Америки. Другие игроки на этом поле вынуждены догонять, модернизируя свой научно-производственный потенциал на ходу.

Радио Голос России - ("Военно-промышленный курьер", Москва)

Смотрите также
Категория: ВПК | Добавил: pentagonus (21.10.2010) | Автор: Константин Богданов
Просмотров: 40071 | Теги: F-35, F-22, НИОКР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar