Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 07:57
Ключевые слова
А. Чайковский, Госдеп, США-Ирак

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [17]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [50]
Ирак 2003- [39]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Ирак 2003-

Итог войны США в Ираке

Итог войны США в Ираке

Александр Чайковский
эксперт Института внешнеполитических
исследований и инициатив (ИНВИССИН, Москва).

Под занавес 2011 г. США объявили об окончательном выводе войск из Ирака. Туманные заявления об "успехе", предостережения о грядущих проблемах, обещания "не оставлять иракский народ", спуск американского флага - но никаких деклараций победы и радостного ликования, описывает церемонию газета "Вашингтон пост".

Что принесла США 9-летняя война (2003-2011) в Ираке - победу или поражение?

Ответ зависит прежде всего от того, что считать целью войны. Если верить пропагандистской версии внешней политики США про "построение демократического государства" в Ираке, то Америка войну явно проиграла. Однако, если судить по реальным интересам и целям, которые США преследовали в Ираке, то исход можно считать победой - хотя и не столь убедительной, как хотелось бы Вашингтону.

В чём в реальности состояли цели второй войны США в Ираке? Стратегическая цель заключалась в том, чтобы превратить крупное государство важнейшего для США региона в вассала-посредника, и обрести таким образом ключевой военно-политический плацдарм на Ближнем Востоке, на границе с несгибаемыми противниками Ираном и Сирией. Эта генеральная цель включает в себя составляющие: поставить во главу государства группу послушных руководителей; создать лояльные военные подразделения, которые служили бы опосредованной военной силой США в регионе; получить контроль над запасами нефти - третьими по величине подтверждёнными запасами в мире, и гарантию их разработки западными нефтяными компаниями; "вскрыть" местную экономику для капитализма, сделав её "свободным рынком" - свободным для грабежа западными корпорациями; создать новый рынок для американских вооружений.

Всё это вместе на официальном внешнеполитическом языке США, сделанном из эвфемизмов, называется "взрастить стратегического союзника в сердце Ближнего Востока". И всё это было невозможно при Саддаме Хуссейне - изначально американский ставленник, он вдруг перестал подчиняться.

Но, прежде всего: насколько США "ушли" из Ирака?

"Действия Америки в Ираке ни в коем случае не закончены", заявил министр обороны США Леон Панетта на церемонии в Багдаде, и для решения американских задач в Ираке на 2012 год выделен бюджет в 6 миллиардов долларов. Кто реализует этот бюджет? Государственный департамент США. Обратите внимание на важный тактический момент: часть функций, которые считались прерогативой военных, теперь будет исполнять не Пентагон, а Госдеп. Дело в том, что в последние годы, по мере того как министерство обороны усиливало свои разведывательные возможности, а ЦРУ создавало собственные военные спецподразделения, Госдеп обретал серьёзные силовые мандаты.

Под командованием Госдепа в Ираке будут работать ни много ни мало 16.000 человек, по численности - американская сухопутная дивизия, отмечает "Вашингтон Пост". Персонал посольства составляет примерно 1.750 сотрудников, их безопасность будут обеспечивать около 5.000 человек, 4.600 инструкторов будут обучать иракцев использованию вооружений, поставляемых США. Причём, 80% из них, несмотря на свои военные задачи и подготовку, числятся как гражданские лица, будучи сотрудниками частных компаний-подрядчиков. Ещё примерно 4.600 человек, в основном не американцы, будут заняты на обслуживающих работах. Подготовка полиции в Ираке уже с 1 октября 2011 г. проводится Госдепом. Внутри департамента этим занимается Управление по международной борьбе с наркотиками и охране правопорядка (Bureau of International Narcotics and Law Enforcement Affairs) под руководством Уильяма Браунфилда (William Brownfield).

С целью реализации своих новых военных функций, Госдеп обретает собственный воздушный флот - "Авиалинии посольства в Ираке" (Embassy Air Iraq): 46 самолётов, 29 вертолётов и аэродром. Также в распоряжение посольства переходят 80 бронетранспортёров.

Передача части военных функций Госдепу призвана показать общественности, что "войска США ушли из Ирака" и освободить вооруженные силы для других задач. Но Пентагон, конечно же, сохранил присутствие. Важнейшей его задачей была и остаётся боевая подготовка местных военных для противоповстанческих действий, т.е. создание опосредованной военной силы, которая преследовала бы американских врагов в регионе - без человеческих и финансовых потерь для США. Под крышей посольства разместилось принадлежащее министерству обороны Управление военного сотрудничества в Ираке (Office of Security Cooperation-Iraq). Официально заявлено, что "боевой подготовкой иракских сил" будут заниматься 157 военнослужащих США. Почему так мало?

Центральное командование США, в зону ответственности которого входит Ирак, в последнее время часто ссылается на "сальвадорскую модель как предпочтительную модель противоповстанческой войны". В чём состоит "сальвадорская модель"?

В 1980 г. США направили в Сальвадор, согласно официальной версии, 55 инструкторов (на самом деле больше) для подготовки местных армейских спецподразделений, направляемых на борьбу с противниками проамериканской военной хунты. Этому предшествовала подготовка кадров полиции, национальной гвардии и других силовых ведомств Сальвадора. В 1987 г. "Нью-Йорк Таймс" пришлось признать: "многие офицеры впоследствии стали лидерами правых эскадронов смерти, уничтоживших десятки тысяч человек в конце 1970-х - начале 1980-х годов". Жертвами эскадронов смерти в Сальвадоре становились на усмотрение проамериканской хунты "нежелательные элементы" - руководители и члены демократических организаций, коммунисты, социал-демократы, христианские демократы, профсоюзные деятели и даже католические священники.

Что касается регулярной иракской армии, по оценке генерал-лейтенанта ВС США Каслена (Lt.Gen. Robert Caslen), ответственного за подготовку и вооружение ВС Ирака, она по-прежнему не вполне готова выполнять свои главные функции: охранять границы и воздушное пространство. Однако, наиболее важные для США задачи - противоповстанческие действия и возможное преследование террористов - осуществляет не столько регулярная армия, сколько силы специального назначения.

В этой сфере дела США в Ираке гораздо более благополучны. "У Соединённых Штатов есть собственные антитеррористические силы здесь на месте", - утверждает "Вашингтон пост" со слов военных. Иракские силы специального назначения численностью в 4.100 человек, подготовлены и вооружены США - за 237 миллионов долларов (правительству Ирака не пришлось потратить ни цента). Генерал Каслен оценивает их как "чрезвычайно эффективные" для проведения налётов и вполне способными вести агентурную разведку; США продолжают поставлять им разведывательные данные и обеспечивать поддержку с воздуха. На протяжении всего курса боевой подготовки, американские инструкторы-спецназовцы ходили на задания со своими иракскими подопечными в черной форме и исламских чёрно-белых клетчатых шарфах - "чтобы подозреваемые не думали, что операцией руководят США". Ещё один важнейший инструмент в военном арсенале США в Ираке - иррегулярные военизированные формирования под командованием местных полевых командиров. Крупнейшее из них - так называемое движение "Пробуждение" (Awakening Movement), оно же "Сыны Ирака". Такие названия - ещё один пример специального языка, созданного Вашингтоном для ведения информационно-психологической войны, в котором благозвучные, позитивные термины заменяют реальный, часто кровавый, смысл. Идея рекрутировать для своих задач местных боевиков-суннитов, которые убивали соперников из мести, была впервые реализована морской пехотой США в 2004 г. в провинции Анбар. Сегодня шейх Ахмед Абу Риша, "самый верный союзник США в Ираке" - т.е. самый отъявленный коллаборационист - командует подразделениями в 80.000 человек. В заголовках центральных газет они проходят как американские "товарищи по оружию". Эти формирования никоим образом не подчиняются иракскому правительству, и премьер-министр Ирака регулярно требует распустить и разоружить их - очередной срок был назначен на 31 декабря, дату вывода войск США. Абу Риша ответил коротко и ёмко: разоружение маловероятно.

Там, где местные военизированные формирования отсутствовали, американские военные их создавали. Генерал Петреус, в то время командующий силами США в Ираке, в мае 2007 г. отдал приказ активизировать создание "местных сил обороны": нанимать "по контракту" вооружённых суннитов, выдавать им форму и немедленно направлять их на борьбу с врагами Америки, избегая "длительных полицейских и армейских программ боевой подготовки". По словам генерала Петреуса, эти силы помогают национальному примирению в Ираке. Видимо, ликвидируя всех, кто не желает примиряться.

В действительности, США создавали эти иррегулярные формирования для следующих задач: 1) как противовес центральному правительству, в котором доминируют шииты - для поддержания динамичной нестабильности внутри Ирака, 2) как карательную силу, которую можно направить против своих врагов - всех тех, кто отказывается им подчиняться, 3) как диверсионные подразделения для дестабилизации Ирана и Сирии. Термин "эскадроны смерти" всё чаще используется для именования этих американских "братьев по оружию".

Достижение экономических целей в Ираке стоило США незначительных усилий. Нужно ли говорить, что американские и британские нефтяные компании очень быстро получили контракты на разработку нефтяных и газовых месторождений Ирака, включая гигантское месторождение Западная Курна-2, которое ушло ExxonMobil и Royal Dutch Shell. В дальнейшем следует ожидать американского давления на правительство Ирака по пересмотру условий соглашений - уменьшения выплат в бюджет Ирака ради увеличения прибылей корпораций. Российские и другие компании получили около 10% нефтяных контрактов. Но, советует "Нью-Йорк Таймс", читайте мелкий шрифт: даже в этих случаях в качестве субподрядчиков выступают старые американские знакомые - Halliburton, Baker Hughes, Weatherford International, Schlumberger (последний базируется в Париже, но буровое подразделение находится в Техасе).

Наконец, ещё одна функция сателлита США - закупать американское оружие, и в ближайшее время Ирак заплатит за него 11 миллиардов долларов. США поставят истребители F-16, танки M1A1 Abrams, артиллерийские установки, бронетранспортеры, а также бронежилеты, прицепы для боеприпасов, внедорожники и др. Боеспособная иракская армия нужна США не только для охраны границ государства, но и для создания дополнительного давления на Иран. Есть ещё одна важная причина для крупных военных заказов: учитывая сегодняшнюю экономическую реальность, Белый дом не может пренебречь рабочими местами на десяток миллиардов долларов, по словам эксперта по национальной безопасности из Института Брукингс Кеннета Поллака. Милитаризация - проверенное средство для выхода из кризиса.

Для того, чтобы исключить самостоятельное развитие Ирака, Вашингтон поддерживает постоянную возможность распада страны. "Самый верный союзник" шейх Абу Риша в последнее время выступает за автономию суннитских регионов на западе и севере Ирака. В декабре 2011 руководство провинций Анбар, Диала и Салахеддин также заявило, что намерено добиваться большей автономии - по примеру Курдистана, у которого имеется собственный парламент, президент, вооруженные силы и возможность подписывать нефтяные контракты напрямую без участия Багдада.

Идея раздела Ирака не нова. В 2006 г. Джозеф Байден, тогда глава Комитета по международным делам Сената США предложил разбить государство на три части - для шиитов, суннитов и курдов. Совместно с Лесли Гелбом (Leslie Gelb), почётным президентом Совета по внешней политике, Байден написал программную статью с издевательским названием "Единство посредством автономии в Ираке": они предлагали применить к Ираку схему раздела Боснии. Особенно полезным США видится независимый Курдистан: он дестабилизирует одновременно Иран, Сирию и Турцию, спровоцировав курдские меньшинства в этих странах последовать примеру.

А в комплексе все эти меры на официальном языке Вашингтона называются так: "Соединённые Штаты останутся вместе с иракским народом, чтобы построить более сильную и благополучную нацию", как заявил министр обороны США Леон Панетта на церемонии.

Конечно, далеко не всё получилось у США так, как они хотели. Премьер-министр Нури Малики демонстрирует больше независимости, чем от него требуется: пытается сохранить страну единой, выстраивает конструктивные отношения с Ираном, и - настоящая пощечина Вашингтону - голосует против санкций и использования силы в Сирии. Сильным ударом для США также стал категорический отказ правительства Ирака в неприкосновенности американских войск для местного судебного преследования - Вашингтон собирался оставить около 5 000 военных инструкторов, но не может это сделать без иммунитета. Как только найдётся более надежный кандидат на пост руководителя Ирака, Малики будет свергнут - усилиями тех самых боевиков, которых он опасается. Наконец, с высокой долей вероятности, арендованные боевики рано или поздно обернутся против своих боссов - как это сделали ранее Усама бен Ладен и движение Талибан, выросшее из моджахедов, спонсированных США в 1980-е гг.

Таким образом, по основным критериям, Соединённые Штаты добились своих реальных - в отличие от публично заявленных - целей в Ираке. Нестабильность, гражданская война и конфликты малой интенсивности представляют собой приемлемую для США оперативную среду. Негативные последствия войны США в Ираке для региона и всего мира будут сказываться на протяжении десятилетий. Получение плацдарма в регионе позволяет США активизировать военное давление и подрывные операции невоенными средствами против неугодных им государств, в частности Ирана и Сирии. В ближайшие месяцы и годы следует ожидать от США нарастающей агрессии, расширения территории войн и нестабильности, и сопутствующего американским военным действиям росту экстремизма и наркопроизводства.

ИА REGNUM

Категория: Ирак 2003- | Добавил: pentagonus (17.01.2012) | Автор: Александр Чайковский

Просмотров: 5152 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов