Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 19.01.2021, 01:59
Ключевые слова
наставление, О. Оберстов, стратегия, ЯО

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [255]
Боевые операции [68]
Личный состав [123]
Вооружение [223]
Законы, Уставы [58]
Подготовка [158]
НИОКР [150]
Техническое обеспечение [220]
Форма, знаки различия, награды [23]
Кадры [14]
Информационное противоборство [88]
Тактика и стратегия [169]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Готовы ли ВС США к борьбе за господство в Арктике?
Всего ответов: 16
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Законы, Уставы

Ядерные операции вооружённых сил США (2020)

Ядерные операции вооружённых сил США

Полковник О. Оберстов

В июне 2019 года комитет начальников штабов (КНШ) ВС США опубликовал наставление "Ядерные операции" (Joint Publication 3-72 Nuclear Operation). Оно разработано на основе руководящих документов, определяющих взгляды Вашингтона на роль и перспективы развития ядерных сил:
- "Стратегия национальной безопасности США" - рассматривает ядерное оружие (ЯО) в качестве ключевого инструмента сдерживания, позволяющего предотвратить агрессию против Соединенных Штатов, их союзников и партнеров;
- "Стратегия национальной обороны США" - обосновывает необходимость модернизации национальной ядерной триады, включая совершенствование системы управления, а также принятия мер противодействия вероятным противникам, которые угрожают применением ядерного оружия или стратегических неядерных средств;
- "Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США" - формулирует реализуемую Вашингтоном ядерную политику, а также определяет состав и структуру ядерных сил, их возможности и особенности применения. Кроме того, документ содержит планы наращивания потенциала стратегических наступательных сил (СНС) на ближайшие 5-10 лет;
- приложение В "Руководства по применению ядерного оружия" -утверждается министром обороны США и регламентирует исполнение указаний президента по вопросам ядерного планирования;
- инструкция № 3110.04 председателя комитета начальников штабов "Ядерное обеспечение плана межвидовой стратегической военной кампании" - детализирует задачи объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США в части разработки планов развертывания и применения ядерных сил.

Joint Publication 3-72 Nuclear Operation

Президент Соединенных Штатов осуществляет общее руководство процессами планирования применения и обеспечения безопасности ЯО.

Ядерные силы рассматриваются Вашингтоном в качестве основного средства стратегического сдерживания широкого спектра угроз жизненно важным интересам Соединенных Штатов. Они позволяют Белому дому "реализовыватъ национальную политику и поддерживать мир с позиции силы".

В соответствии с наставлением JP 3-72 СНС должны быть разнородными, гибкими, адаптивными, эффективными, оперативными и живучими. В документе подчеркивается, что согласно "Стратегии национальной безопасности" и "Стратегии национальной обороны" они решают следующие задачи:
- сдерживание противников от использования ядерных и обычных сил;
- гарантированное обеспечение безопасности союзников и партнеров;
- достижение целей военной политики США в ситуациях, когда меры стратегического сдерживания не остановили противника;
- обеспечение страховки на случай непредвиденного развития обстановки.

Указанные задачи являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Необходимые условия для их решения сформулированы в "Обзоре состояния и перспектив развития ядерных сил США".

Стратегическое сдерживание представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование у противника убежденности в том, что в случае враждебных действий ему будет нанесен ущерб, намного превышающий предполагаемые выгоды.

В связи с этим ядерные силы должны постоянно находиться в высокой степени боеготовности. В случае начала вооруженного конфликта мероприятия по стратегическому сдерживанию не прекращаются.

Безопасность союзников и партнеров обеспечивается посредством юридически оформленных обязательств Соединенных Штатов по стратегическому сдерживанию противников. Предоставление таких гарантий, а также устранение возможных угроз отвечают общей цели сотрудничества. Ни одно из государств не должно сомневаться в надежности гарантий Вашингтона, а также в способности страны нанести при необходимости поражение любому потенциальному агрессору. В большинстве случаев уверенность американских союзников и партнеров в безопасности напрямую зависит от возможностей ядерного потенциала США. Считается, что это позволяет им отказаться от создания собственного ЯО и способствует решению задач в области нераспространения ОМП.

В ситуациях, когда меры стратегического сдерживания не остановили противника, президент использует все имеющиеся возможности, предоставляемые СНС и в целом вооруженными силами. При этом важная роль отводится демонстрации способности и решимости США устранить возникающие угрозы. Противник должен ясно осознать, в связи с чем Соединенные Штаты готовы прибегнуть к эскалации, и не провоцировать дальнейшее обострение обстановки.

Ядерные силы являются средством поражения широкого перечня объектов, при этом временные параметры и способы их применения определяются конкретным решением американского президента. Они должны быть готовы к действиям в соответствии с заблаговременно разработанными вариантами.

Страховка на случай непредвиденного развития обстановки подразумевает возможность защиты Соединенных Штатов с помощью ЯО при любом развитии событий. В связи с этим отмечается, что Вашингтон должен принимать меры в целях формирования стабильной геополитической ситуации в мире. Подчеркивается, что реализация положений действующих американских стратегий будет способствовать снижению геополитических, технологических, оперативных и концептуальных рисков.

В соответствии с наставлением JP 3-72 ядерные операции - это "согласованные действия, проводимые в целях стратегического сдерживания, реагирования на кризисные ситуации, нанесения ракетно-ядерных ударов, оценки их эффективности и стабилизации военно-политической обстановки".

В документе отмечается, что поводом для проведения ядерной операции могут стать угроза провала военной кампании с использованием обычных вооружений, высокая вероятность свержения политического режима в союзном государстве или необходимость эскалации неядерного конфликта для последующего заключения мира на условиях Вашингтона.

По мнению Пентагона, заблаговременно разработанные оперативные планы применения ЯО предоставляют американскому президенту широкие возможности для урегулирования военных конфликтов по американским сценариям. При этом залогом успеха является скоординированное задействование ядерных сил и сил общего назначения с учетом сложившейся обстановки.

Планирование применения стратегических наступательных сил осуществляет штаб ОСК, а тактического ядерного оружия - штабы зональных объединенных командований в соответствии с распоряжением президента, определяющим цели и общие принципы использования ядерных сил. Министр обороны и председатель КНШ детализируют полученные указания в своих директивах.

В ходе планирования моделируются варианты нанесения ядерных ударов, оцениваются их ожидаемая эффективность, возможный характер и масштабы побочного ущерба для населения и своих формирований. В связи с этим разведывательное обеспечение предусматривает вскрытие состава группировок и боевых порядков войск (сил) противника, замыслов его действий, идентификацию целей, выявление их физических характеристик (размеры, особенности конструкции, местоположение) и стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва.

Применение ядерного оружия санкционирует президент. Он принимает данное решение с учетом предложений министра обороны, председателя КНШ, командующих ОСК и зональными объединенными командованиями, ближайших советников. Приказ на задействование ядерных средств передается через председателя КНШ.
Система боевого управления должна быть надежной, функционировать непрерывно и обеспечивать проведение следующих мероприятий:
- обнаружение ракетного нападения, определение его параметров и оповещение;
- адаптивное ядерное планирование;
- принятие обоснованного решения на применение ЯО;
- своевременное доведение боевых распоряжений.

В наставлении КНШ "Ядерные операции" дается характеристика стратегической ядерной триады США. которая включает силы МБР, ПЛАРБ и стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА). Все ее компоненты уникальны и дополняют друг друга. В документе отмечается, что разнородный состав триады обеспечивает ее надежность и позволяет США компенсировать проблемы технического характера одного из компонентов за счет преимуществ другого. В результате противник не сможет добиться превосходства в данной области. Поэтому состав стратегических ядерных сил в обозримом будущем планируется сохранить трехкомпонентным.

Стратегические наступательные силы оперативно подчинены командующему ОСК, в то время как тактические истребители, являющиеся носителями ядерных авиабомб, - командующим зональными объединенными командованиями.

Силы МБР несут боевое дежурство и находятся в постоянной готовности к применению. Благодаря им президент США может использовать различные варианты оперативного реагирования. Главными преимуществами сил МБР являются рассредоточенное базирование, высокая оперативность и устойчивое управление. Кроме того, данный компонент СНС обладает достаточной живучестью, так как противнику для нанесения удара по всем шахтным пусковым установкам и пунктам управления пуском МБР придется использовать большое количество ядерных боеприпасов.

Силы ПЛАРБ обеспечивают США гарантированную возможность нанесения ядерного удара. Они надежны и обладают высокой живучестью. Это эффективное средство сдерживания. Противнику сложно определить местоположения ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании, и соответственно принять меры по их уничтожению. В связи с этим при планировании нападения он вынужден учитывать угрозу ответного удара баллистическими ракетами подводных лодок.

Стратегическая бомбардировочная авиация (СБА) способна наносить удары по целям в любой точке земного шара. Бомбардировщики используются для демонстрации силы в ходе решения задач стратегического сдерживания. За счет этого у американских союзников и партнеров формируется уверенность в том, что США обеспечат их безопасность. Самолеты СБА способны наносить удары, находясь вне зоны действия противовоздушной обороны противника, и преодолевать ее, чтобы поражать наиболее важные объекты, включая системы ПВО, мобильные и защищенные пункты управления. Стратегические бомбардировщики, в отличие от БРПЛ и МБР, позволяют осуществлять их перенацеливание в ходе полета.

Тактические истребители, способные нести ядерные авиабомбы, имеются на вооружении ВВС США. и отдельных стран НАТО, что также способствует решению задач стратегического и регионального сдерживания.

В соответствии с наставлением КНШ тактическое ядерное оружие расширяет возможности США по противодействию региональным угрозам. Оно убеждает союзников в приверженности Вашингтона своим обязательствам по обеспечению их безопасности и демонстрирует противникам решительность намерений Соединенных Штатов.

Всестороннее обеспечение ядерных сил является залогом успешного проведения операций с применением ЯО. Министерство обороны располагает необходимыми объектами и подразделениями для решения этой задачи. Кроме того, задействуются другие министерства и ведомства США.

Наличие большого количества самолетов стратегической заправочной авиации (СЗА) считается необходимым условием для эффективного применения СБА. Дозаправка в воздухе выполняется в целях нанесения ударов на большую дальность и безопасного выхода самолетов из районов боевого применения. Кроме того, СЗА обеспечивает непрерывное функционирование системы воздушных пунктов управления ядерными силами.

Национальная администрация по ядерной безопасности является структурным подразделением министерства энергетики, отвечающим за развитие ядерного арсенала, сохранность ядерных и радиоактивных материалов, поставку ядерного топлива и энергетических установок для ВМС. Кроме того, оно обязано принимать меры для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ядерным оружием и топливом.

Безопасность ЯО достигается за счет его физической защиты. В ядерных боеприпасах также используются внутренние ступени предохранения и системы вывода их из строя для предотвращения несанкционированного задействования.

Работы по техническому обслуживанию, хранению и транспортировке ЯО выполняет квалифицированный и специально обученный персонал. При развертывании или размещении ядерного оружия на новых объектах осуществляется заблаговременная подготовка. Оно хранится отдельно от обычных боеприпасов и специальных технических средств. Кроме того, принимаются дополнительные меры. Так, перед транспортировкой ядерного оружия особо тщательно прорабатываются вопросы обеспечения безопасности.

Подготовка наставления КНШ ВС США "Ядерные операции" свидетельствует о том, что в Соединенных Штатах ведется плановая работа по актуализации основополагающих документов, касающихся строительства американских ядерных сил, развития ядерного оружейного комплекса и применения ЯО.

Зарубежное военное обозрение. - 2020. - №9. - С. 3-9

Категория: Законы, Уставы | Добавил: pentagonus (02.01.2021) | Автор: Полковник О. Оберстов

Просмотров: 97 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2021

Рейтинг Военных Ресурсов