search
menu
person

NEWS AND UDATES


Командование воздушных перебросок ВВС США (2018)

Командование воздушных перебросок ВВС США

Капитан 3 ранга С. Иванов

Министерство обороны Соединенных Штатов Америки в рамках строительства национальных вооруженных сил придает большое значение обеспечению их стратегической мобильности. Важнейшая роль в достижении этой цели принадлежит командованию воздушных перебросок (КВП, Air Mobility Command) ВВС США (штаб размещается на авиабазе Скотт, штат Иллинойс).

Оно отвечает за быструю доставку войск и военных грузов в любую точку земного шара, является одной из основных командно-штабных структур национальных военно-воздушных сил и подчинено начальнику штаба и министру ВВС.

Эмблема командования воздушных перебросок ВВС США
Организационная структура командования воздушных перебросок ВВС США

КВП было создано 1 июня 1992 года на базе расформированных военно-транспортного авиационного командования (Military Airlift Command) и тактического авиационного командования (Tactical Air Command) в интересах решения задач по оперативной переброске войск (сил) в глобальном масштабе. На данный орган возложено решение следующих задач:
- проведение воздушных перебросок вооружения, военной техники (ВВТ), личного состава и грузов;
- дозаправка авиационной техники вооруженных сил страны и союзников топливом в воздухе;
- перевозка президента и других высокопоставленных лиц государственного и военного управления США;
- проведение поисково-спасательных операций;
- эвакуация погибших и раненых;
- обеспечение гуманитарных операций;
- развертывание передовых авиабаз в условиях кризисной ситуации.

Командующим КВП ВВС США с 11 августа 2015 года является генерал Карлтон Эверхарт.

Основа командования воздушных перебросок - 18-я воздушная армия (ВА, АвБ Скотт, аэродром Мид-Америка, штат Иллинойс) и 618-й центр управления воздушными операциями (АвБ Скотт).

Численность личного состава более 45 тыс. военнослужащих и около 9 тыс. человек гражданского персонала.

18 ВА была сформирована 28 марта 1951 года на авиабазе Доналдсон (штат Южная Каролина) в интересах подготовки членов экипажей транспортных самолетов. С июня 1951 года силы и средства объединения задействовались для перевозки личного состава на континентальной части страны, обеспечения Соединенными Штатами научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике, включая проведение операций "Дип фриз-1 и -2" (Deep Freeze-1 и -2), а также высадку первого десанта на Южном полюсе в ноябре 1956 года.

В 1957 году штаб 18 ВА был передислоцирован на авиабазу Кон-нели (Техас). 1 января 1958-го по причине бюджетных ограничений деятельность формирования была приостановлена, а его силы и средства переданы в состав 12-й воздушной армии. С началом операции "Свобода Ираку" в 2003 году объединение было воссоздано и приступило к выполнению своих обязанностей по воздушным переброскам ВВТ, личного состава и грузов.

В настоящее время на вооружении 18 ВА находятся около 200 самолетов-заправщиков и до 370 транспортных самолетов следующих типов:
- стратегические транспортные самолеты С-5В/С/М и С-17А (около 200 единиц);
- тактические транспортные самолеты С-130, LC-130, С-9, С-20, С-21, С-22, С-26, С-37, С-38 и С-40 (150 единиц);
- транспортные самолеты особого назначения С-20, С-32А, С-37, С-40 и VC-25A (20 единиц);
- транспортно-заправочные самолеты (ТЗС) КС-135 и КС-10 (200 единиц). Для перевозки президента Соединенных Штатов задействуется самолет VC-25A, который выполняет функции борта №1 (Air Force One). В случае необходимости обеспечить перевозку других высокопоставленных представителей руководства США используется С-32А.

Военно-транспортная авиация (ВТА) представлена стратегическими военно-транспортными самолетами (ВТС) С-5В/С/М "Гэлакси" и С-17А "Глоубмастер", а также тактическими транспортными самолетами С-130 "Геркулес" и С-40 "Клиппер".

Стратегические ВТС С-5, разработанные в 1960-х годах, сейчас составляют основу парка самолетов ВТА военно-воздушных сил страны. Для поддержания их в боеготовом состоянии реализуется комплексная программа модернизации, которая предусматривает оснащение С-5 новыми двигателями и замену бортового радиоэлектронного оборудования, а также другие конструктивные и технологические доработки.

Стратегический ВТС С-17А, принятый на вооружение ВВС в 1993 году, обеспечил КВП более широкие возможности по доставке тяжелых (объемных) образцов ВВТ, а также других материальных средств в районы их применения.

Стратегическая заправочная авиация в составе КВП ВВС США представлена самолетами двух типов - КС-10 и KC-135R/RT/T.

Кроме использования самолетов ВТА для перебросок войск и грузов в Соединенных Штатах реализуется специальная программа. Предусмотрено привлечение сил и средств гражданских авиакомпаний в интересах вооруженных сил, для чего в настоящее время в ней участвуют 24 коммерческие авиакомпании, которые входят в состав так называемого гражданского резерва воздушного флота. Принадлежащие им около 1 ООО транспортных и пассажирских воздушных судов (более 780 из них способны выполнять переброски на дальность не менее 6 тыс. км) могут привлекаться для выполнения задач по доставке личного состава и ВВТ в интересах группировок войск (сил), действующих на удаленных ТВД. Предполагаемые сроки готовности самолетов этих авиакомпаний к передаче в распоряжение вооруженных сил США составляют от 24 ч до 30 сут. При этом общие возможности ВВС по грузоперевозкам достигают свыше 80 млн т-км в сутки.

Участие самолетов гражданских авиакомпаний в перебросках личного состава и грузов позволяет решить следующие задачи:
- снизить нагрузки на летный состав ВТА в условиях интенсивного задействования американских вооруженных сил в районах мира, удаленных от национальной территории;
- сократить расход моторесурса военно-транспортных самолетов, обеспечить их плановый ремонт, обслуживание и проведение работ по модернизации авиационной техники;
- повысить оперативность и скрытность перебросок войск (грузов) и их развертывание на передовых ТВД;
- обеспечить в мирное время условия для изучения экипажами самолетов гражданской авиации маршрутов перелетов на передовые ТВД с учетом возможного их привлечения к выполнению грузовых и пассажирских перебросок в интересах Пентагона в случае возникновения вооруженного конфликта;
- отработать на практике вопросы организации взаимодействия между командованием воздушных перебросок ВВС и руководством гражданских авиакомпаний США;
- повысить материальную заинтересованность американских авиакомпаний в содержании такого количества воздушных судов, которое будет достаточно для перевозки грузов военного назначения.

При этом коммерческие авиакомпании, составляющие резерв КВП ВВС, самостоятельно не способны эффективно решать все задачи по переброске нестандартных (негабаритных) грузов и эвакуации раненых в силу конструктивных особенностей самолетного парка. Это связано прежде всего с ограниченными возможностями самолетов гражданской авиации по транспортировке тяжелой техники и вооружения, а также с повышенными требованиями к задействуемым аэродромам, взлетно-посадочные полосы (ВПП) которых должны иметь искусственное покрытие и длину не менее 2000 м.

При этом совместное использование военных и гражданских воздушных судов обеспечивает требуемый уровень стратегической мобильности американских вооруженных сил.

В интересах своевременного, полного и качественного решения поставленных задач в американских военно-воздушных силах реализуется комплекс мероприятий по модернизации существующей и разработке перспективной авиационной техники.

Так, командование ВВС планирует увеличить количество транспортных самолетов C-130J "Геркулес" в составе парка самолетов КВП. Согласно заявлению представителей инженерно-технического состава компании "Локхид-Мартин", по своим ТТХ С-130 данной модификации значительно превосходит предыдущие версии летательного аппарата указанного типа.

К основным преимуществам С-130J "Геркулес" относятся: автоматизация бортового радиоэлектронного оборудования, наличие цветных многофункциональных жидкокристаллических дисплеев, дублированной инерционной навигационной системы, цифрового автопилота и системы навигации GPS. Он оборудован четырьмя новыми турбовинтовыми двигателями "Роллс-Ройс" АЕ 2100D3 мощностью по 3 424 кВт, а также шестилопастными винтами диаметром 4,11 м. За счет увеличения подъемной силы и снижения лобового сопротивления самолета специалистам компании "Локхид-Мартин" удалось добиться уменьшения расхода топлива.

Бюджетная заявка командования ВВС США на усовершенствование имеющихся и закупку новых самолетов C-130J на текущий финансовый год составляет 886,1 млн долларов. Эти машины активно задействуются по планам проведения совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки ВС США и стран-союзниц за пределами национальной территории.

В указанный период предусматривается также приобрести девять новых самолетов - семь модификаций НС/М-130 и два - КС-130J.

Развитие стратегической заправочной авиации ВВС США в настоящее время осуществляется по двум направлениям: модернизация парка самолетов КС-135 и разработка перспективного ТЗС КС-46А "Пегас".

Модернизация КС-135 до модификации Блок 45 предусматривает установку цифрового пилотажного командного прибора (Digital Flight Director), радиолокационного высотомера (Radar Altimeter), электронного индикатоpa состояния двигателей (Electronic Engine Instrument Display) и автоматической бортовой системы управления полетом (Automatic Flight Control System/Autopilot for Communications, Navigation, Surveillance/Air Traffic Management (CNS/ATM)). Проведение таких работ позволит продлить срок эксплуатации этих самолетов до 2040 года.

Перевооружение парка стратегической транспортно-заправочной авиации на новые самолеты-заправщики командование ВС США планирует осуществить в три этапа в течение 30 лет. Первый этап, условно обозначенный КС-Х (2016-2028), предусматривает поставку около 180 самолетов КС-46А "Пегас" для замены почти трети всего устаревшего парка самолетов КС-135. Второй этап - KC-Y (2029-2040) - предполагает замену оставшихся на вооружении самолетов КС-135 всех модификаций. Третий этап - KC-Z (начиная с 2041 года) - предусматривает замену 60 самолетов КС-10А.

Согласно условиям контракта компания "Боинг" должна была передать ВВС США первую партию из 18 самолетов-заправщиков КС-46А "Пегас" в августе 2017 года. Однако из-за технических трудностей, возникших при тестовой эксплуатации топливозаправочного оборудования, расположенного на оси фюзеляжа, поставка данных машин была перенесена на текущий год. Общая сумма контракта по замене 180 самолетов-заправщиков КС-135 составляет около 44,4 млрд долларов.

С запланированным темпом выпуска до 15 самолетов в год производство заправщиков КС-46А продолжится до 2028-го. Руководство компании "Боинг" 30 января 2017 года объявило о заключении с ВВС дополнительного контракта на поставку 15 самолетов КС-46А, двух запасных двигателей и пяти подкрыльевых контейнерных систем дозаправки в воздухе на сумму в 2,123 млрд долларов США.

Самолет КС-46А в транспортном, транспортно-заправочном и медико-эвакуационном вариантах будет производиться на основе планера коммерческого авиалайнера Боинг 767, эксплуатируемого авиакомпаниями в секторе гражданских перевозок. Новая версия авиационной платформы Боинг 767-200ER, модернизированная в качестве самолета транспортной авиации, получила обозначение Боинг 767-2С, а после установки военного оборудования - КС-46А.

Первый испытательный полет КС-46А совершил с заводского аэродрома (г. Эверетт, штат Вашингтон) 25 сентября 2015 года, а второй - 2 марта 2016-го. В рамках программы летных испытаний в период с января по июль 2016-го было проведено шесть демонстрационных полетов КС-46А, в ходе которых осуществлялась дозаправка топливом в воздухе тактических истребителей F-16, истребителей-штурмовиков F/A-18, штурмовиков AV-8B и самолетов А-10, военно-транспортного С-17А, а также другого самолета-заправщика КС-46А.

По результатам летных испытаний в июле 2016 года специалистами компании "Боинг" было принято решение о начале мелкосерийного производства КС-46А.

По мнению оценочной комиссии ВВС США, данный проект отвечает всем требованиям обеспечения минимального уровня риска в эксплуатации и представляется наиболее выгодным с точки зрения затрат государственных средств.

В конструкции летательного аппарата планируется использовать самые современные технологии и материалы. В частности, цифровое оборудование кабины экипажа будет включать электронные дисплеи и элементы системы управления, применяемые в настоящее время на самолете Боинг 787 "Дримлайнер" (Dreamliner).

Кроме того, на КС-46А намечается установить модернизированную топливозаправочную систему, применяемую на самолетах КС-10А. Она включает электронно-дистанционную систему управления, баки большего объема и комплексные агрегаты заправки, за счет чего самолет будет способен перекачать больше топлива в одном вылете.

По заявлению представителей министерства обороны США, первая партия самолетов-заправщиков КС-46А в количестве 18 единиц будет размещена на авиабазах Ал туе (штат Оклахома) и Мак-Коннелл (Канзас).

В целом поддержание необходимых возможностей командование воздушных перебросок ВВС США по выполнению соответствующих задач при возникновении кризисных ситуаций в различных регионах мира является одним из приоритетных направлений развития сил общего назначения американских ВС.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №8 С. 55-62

Смотрите также
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (27.08.2018) | Автор: Капитан 3 ранга С. Иванов
Просмотров: 7539 | Теги: С. Иванов, транспортное командование, Air Mobility Command, командование воздушных перебросок, структура ВВС, Military Airlift Command | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar