Командование ВВС США в Европейской и Африканской зонахПолковник Д. Балашов История современного командования военно-воздушных сил Соединенных Штатов Америки в Европейской и Африканской зонах начинается с момента создания 8-й воздушной армии (ВА) вооруженных сил США, развернутой в 1942 году на территории Великобритании и имевшей на вооружении тяжелые бомбардировщики, истребители сопровождения, а также транспортные самолеты. Основной задачей объединения являлось нанесение бомбовых ударов по объектам военного и государственного управления, а также по предприятиям военно-промышленного комплекса на территории фашистской Германии и стран-союзниц. По окончании Второй мировой войны в сентябре 1945 года воздушная армия получила наименование "Командование американских военно-воздушных сил в Европе".
В последующие годы на вновь образованное формирование неоднократно возлагались задачи, выполнение которых оказало существенное влияние на состояние и изменения военно-политической обстановки (ВПО) не только в Европе, но и во всем мире, в частности: В разные годы состав и численность командования менялись в зависимости от взглядов руководства США на вопросы строительства национальных вооруженных сил, а также концепции их применения в различных условиях политической обстановки. В 80-х Годах XX века на его вооружении находились около 850 самолетов боевой и вспомогательной авиации, дислоцировавшихся на 190 авиационных базах (АвБ) и аэродромах совместного базирования, а также военных объектах США. Кроме формирований боевой и вспомогательной авиации в состав командования ВВС США в Европейской зоне входили части и подразделения крылатых ракет наземного базирования, развертывание которых началось в декабре 1983 года. Являясь ракетами средней дальности с ядерной боевой частью, они попали под действие советско-американского Договора о ликвидации таких вооружений. Всего к моменту подписания указанного соглашения (8 декабря 1987 года) в Европе было развернуто более 300 ракет. С момента основания штаб командования американских военно-воздушных сил в Европе находился в г. Висбаден (ФРГ), а в марте 1973 года он был передислоцирован на авиабазу Рамштейн (Германия). По своей административной организации это одно из основных авиационных командований национальных ВВС, которое подчинено непосредственно начальнику штаба и министру этого вида. В настоящее время данное формирование является воздушным компонентом объединенного командования ВС США в Европейской зоне. С 2014 года в зону оперативной ответственности командования ВВС США в Европе также вошел Африканский континент. В этой связи оно получило современное наименование командование ВВС США в Европейской и Африканской зонах (United States Air Forces in Europe - Air Forces Africa). Летный состав командования подготовлен к выполнению различных видов полетов днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях в соответствии с их функциональным предназначением, включая боевое применение тактических истребителей в антитеррористических операциях, а также оказание гуманитарной помощи экипажами транспортных самолетов, в том числе за пределами собственной зоны оперативной ответственности. Основными задачами командования являются: Командующий командованием ВВС США в Европейской и Африканской зонах представляется к назначению лично президентом и утверждается после рассмотрения и поддержки его кандидатуры сенатом конгресса США. Одновременно это лицо исполняет обязанности командующего объединенными военно-воздушными силами НАТО. Отвечает за планирование и подготовку подчиненных ему соединений и частей к ведению боевых действий, обеспечение их перевода с мирного положения на военное, принятие сил с континентальной части США, их развертывание, проведение воздушных операций как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС США, а также стран НАТО. В настоящее время эту должность занимает генерал (четырехзвездный) Тод Уолтерс, приступивший к выполнению своих обязанностей в августе 2016 года. В боевом составе командования насчитывается около 140 тактических истребителей, часть из которых является носителями ядерного оружия. Авиационный парк таких самолетов представлен машинами предыдущего поколения типа F-15C/D "Игл", F-15E "Страйк Игл" и F-16C/D "Файтинг Фалкон", дислоцирующимися на авиабазах в Великобритании, Германии и Италии. На Европейском континенте на постоянной основе базируются также стратегические разведывательные самолеты RC-135 "Ривет Джойнт" и U-2S "Дрэгон Леди" (всего пять единиц). Кроме того, к ведению воздушной разведки привлекаются стратегические беспилотные летательные аппараты RQ-4B "Глобал Хок", задействующие АвБ Сигонелла (Италия). Вспомогательная авиация представлена стратегическими транспортно-заправочными самолетами (ТЗС) КС-135 "Стратотанкер" и тактическими транспортными самолетами С-130J "Геркулес-2", С-20, С-21, С-37 и С-40 (15 и 30 единиц соответственно). Командование также имеет на вооружении авиационную технику сил специальных операций ВВС США, включая 15 специальных самолетов и четыре вертолета, базирующихся в Великобритании. Основу парка составляют транспортно-десантные самолеты с укороченным взлетом и посадкой (УВП) CV-22 "Оспрей". Численный состав командования ВВС США в Европейской и Африканской зонах около 25000 военнослужащих и более 5000 гражданских специалистов. Организационная структура. Командование ВВС США в Европейской и Африканской зонах включает одну (3-ю) воздушную армию, основу которой составляют истребительные авиационные крылья (иакр). В нее также входят наземные части обеспечения и обслуживания. 3 ВА дислоцирована на территории Германии (штаб - АвБ Рамштейн). Три иакр (31, 48 и 52-е) дислоцируются на авиабазах Авиано (Италия), Лейкенхит (Великобритания) и Шпангдалем (Германия) соответственно. Каждое истребительное авиакрыло включает авиационные эскадрильи (от одной до трех), имеющие на вооружении 18 или 24 самолета. Кроме того, при каждой из них есть резервная однотипная авиатехника (до трех единиц), которая предназначена для восполнения авиапарка в случае выхода из строя штатных самолетов, а также боевых потерь. Тактические истребители F-15E "Страйк Игл" и F-16C/D "Файтинг Фалкон", состоящие на вооружении истребительных авиационных крыльев командования, способны обеспечить решение всего спектра боевых задач. Кроме того, такие самолеты могут являться носителями управляемых ракет класса "воздух - земля" большой дальности, а также тактического ядерного оружия (ядерных авиационных бомб типа В-61 различных модификаций). При этом организация применения тактических ядерных авиабомб может планироваться как исключительно американскими носителями, так и во взаимодействии с европейскими союзниками. Вспомогательная авиация 3 ВА сведена в два авиационных крыла. Основу парка 86-го тактического транспортного авиакрыла (АвБ Рамштейн) составляют модернизированные тактические транспортные самолеты C-130J "Геркулес-2". На их экипажи возложены задачи обеспечения мобильности и снабжения войск, десантирования воздушных десантов, а также проведения гуманитарных операций. Кроме того, на вооружении крыла находятся самолеты такого же типа, предназначенные для перевозки высшего командного состава как объединенного командования вооруженных сил США в Европейской зоне, так и других должностных лиц, в том числе аккредитованных при штаб-квартире НАТО и штабе стратегического командования операций ОВС альянса в г. Брюссель. Они же осуществляют доставку американских инспекционных групп и военнослужащих других государств в своей зоне ответственности. На вооружении 100-го стратегического транспортно-заправочного авиационного крыла (АвБ Милденхолл) имеются 15 стратегических ТЗС КС-135 "Стратотанкер". Эта авиатехника активно задействуется для воздушной заправки самолетов других командований ВВС США при их перебазировании с континентальной части Соединенных Штатов в передовые Заправщики способствуют выполнению стратегическими разведывательными самолетами продолжительных полетов с целью ведения воздушной разведки, в том числе вблизи западных границ Российской Федерации и в районе Кольского п-ова. Периодически ими обеспечиваются полеты стратегических бомбардировщиков из состава командования глобальных ударов военно-воздушных сил США. 352-е авиационное крыло специальных операций (АвБ Милденхолл) было сформировано в 2016 году на базе 352-й авиагруппы. На него возложены следующие задачи: На вооружении крыла имеются специальные самолеты MC-130J "Комбат Шэдоу-2", самолеты УВП CV-22 "Оспрей" и вертолеты HH-60G "Пэйв Хок". На обеспечивающие крылья из состава командования возложены задачи организации и обслуживания авиационной техники, в том числе на внебазовых аэродромах. В настоящее время командующему 3 ВА подчинены три таких крыла (39, 435 и 501-е), дислоцирующихся на авиабазах Инджирлик (Турция), Рамштейн и Олконбери (Великобритания) соответственно. До 2015 года одно из обеспечивающих крыльев дислоцировалось на АвБ Лагенс (о. Терсейра, Азорские о-ва, Португалия), но в связи с утратой необходимости задействования аэродрома промежуточной посадки при выполнении трансатлантических перелетов было принято решение о сокращении указанного соединения. Тем не менее в ответ на просьбу правительства Португалии о сохранении занятости гражданского персонала авиабазы из числа местных граждан командование ВВС США в Европейской и Африканской зонах продлило аренду аэродрома, обеспечив тем самым занятость португальских сотрудников. В свою очередь, численность американских военнослужащих уменьшилась, а крыло обеспечения сокращено до группы. Взаимодействие с другими командованиями ВВС США может быть организовано в интересах наращивания авиационной группировки национальных военно-воздушных сил на авиабазах Европейского континента с целью завладения стратегическим превосходством в силах и средствах, в первую очередь за счет увеличения количества самолетов боевой авиации, включающей тактические истребители, штурмовики, самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки. В случае возникновения кризисной ситуации на аэродромы стран Западной Европы могут быть перебазированы стратегические бомбардировщики командования глобальных ударов ВВС США. При этом количество эскадрилий, выделяемых самолетов, а также сроки нахождения авиационных подразделений будут определяться исходя из развития ВПО и принятия решений на применение средств воздушного нападения. Группировка вспомогательной авиации будет увеличена в соответствии с потребностями обеспечения боевой составляющей за счет наращивания парка самолетов-заправщиков. В качестве аэродромов передового развертывания командование ВВС США в Европейской и Африканской зонах рассматривает не только авиабазы на территории стран Западной Европы, но и государств - бывших участников Варшавского Договора, в первую очередь Польши. В этой связи с ноября 2012 года на АвБ Ласк (180 км юго-западнее Варшавы) на постоянной основе развернут передовой отряд, а также созданы условия для приема до 250 военнослужащих летного и инженерно-технического состава авиационных подразделений. С начала 2013 года отряд обеспечивает деятельность тактических транспортных самолетов С-130 и тактических истребителей F-16C/D "Файтинг Фалкон". Кроме того, командование ВВС США намерено задействовать в своих интересах польские аэродромы Повидз и Познань-Кшесины (280 и 200 км западнее Варшавы соответственно). С этой целью на всех трех авиабазах проведены мероприятия по реконструкции взлетно-посадочных полос и тыловой инфраструктуры, введен в строй ряд новых технических сооружений и хранилищ авиационного топлива, установлено и сертифицировано современное светотехническое и радионавигационное оборудование, позволяющее осуществлять взлет и посадку самолетов в сложных метеоусловиях и при установленном минимуме погоды. Подобные мероприятия планируется провести также на авиабазах Болгарии, Румынии и стран Балтии. Оперативная и боевая подготовка (ОБП) командования организуется и проводится по планам и в соответствии с указаниями комитета начальников штабов, начальника штаба ВВС, непосредственно командующего, а также стратегического командования операций ОВС НАТО. Причем при организации ОБП по планам альянса учитываются требования коалиционных документов по совместной подготовке войск (сил) в тесном взаимодействии с ОВС НАТО. В ходе оперативной и боевой подготовки отрабатываются задачи завоевания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий, непосредственной авиационной поддержки и ведения воздушной разведки. Для этого задействуются более 30 полигонов, предоставляемых союзниками. Командование ВВС США в Европейской и Африканской зонах использует традиционные формы ОБП, основными из которых являются командно-штабные и летно-тактические учения, специальные тренировки и плановые полеты по программам совершенствования летного состава, а также курсы боевой подготовки пилотов на незнакомых полигонах. Оценка готовности подразделений к выполнению поставленных задач проводится в рамках плановых проверок и инспекций. Исходная обстановка учений, как правило, разрабатывается в соответствии с предполагаемыми угрозами и прогнозируемыми вариантами их эскалации. Характер и направленность ОБП также определяются масштабным и активным задействованием авиационных частей и соединений командования в текущих военных конфликтах, наличием в мире потенциальных источников напряженности (прежде всего на Ближнем Востоке) и с учетом "российского фактора" в Восточной Европе. Кроме того, отмечается роль командования в реализации американской стратегии "глобальной войны с терроризмом". Средний налет экипажей (летчиков) командования в боевой авиации составляет около 130 ч, во вспомогательной -свыше 150 ч. Продолжительность обучения каждого члена экипажа на тренажерах около 70 ч в год. Тенденции строительства командования военно-воздушных сил США в Европейской и Африканской зонах в целом совпадают с общей направленностью развития американских ВВС. В ближайшие годы ожидается поступление на вооружение истребительных авиационных крыльев командования современного тактического истребителя пятого поколения F-35A "Лайтнинг-2" взамен эксплуатируемой ими авиатехники. Кроме того, перевооружение ожидает 100-е стратегическое транспортно-заправочное авиационное крыло. В Великобританию будут поставлены 15 стратегических ТЗС нового поколения КС-46А "Пегас", испытания которых проводятся в настоящее время на континентальной части США. Учитывая темпы поставок современной беспилотной авиационной техники в национальные военно-воздушные силы, нельзя исключать возможность формирования в составе командования ВВС США в Европейской и Африканской зонах собственного крыла стратегической беспилотной авиации, на вооружении которого будут находиться современные аппараты, предназначенные не только для ведения воздушной разведки, но и для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Предусматривается существенное наращивание сил специальных операций (ССО) в составе командования. В ближнесрочной перспективе ожидается формирование нового крыла ССО, местом постоянной дислокации которого станет Италия. На вооружение нового соединения поступит современная авиатехника, включая самолеты УВП CV-22 "Оспрей", ударные самолеты сил специальных операций AC-130U "Спуки", вертолеты и многоцелевые беспилотные летательные аппараты. Таким образом, командование военно-воздушных сил США в Европейской и Африканской зонах является одним из основных авиационных командований национальных ВВС, способным проводить воздушные операции как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и военно-морскими силами страны, а также других государств - партнеров по НАТО. 1 В 1949 году сформирован блок НАТО. 2 В 1989 году состоялось объединение ФРГ и ГДР. Зарубежное военное обозрение. 2017, №10 С. 56-64 Смотрите также | ||||||
| ||||||
Просмотров: 3990 | | |
Всего комментариев: 0 | |