search
menu
person

NEWS AND UDATES


Командование ВВС США в Европейской зоне
HTML clipboard

Командование ВВС США в Европейской зоне

Полковник В. Гребешков

По мнению специалистов ВВС США, тактическая авиация — это наиболее гибкий элемент американских сил общего назначения, обладающий большой ударной мощью, высокой мобильностью и способностью выполнять широкий круг задач как во взаимодействии с другими видами вооруженных сил, так и самостоятельно. Объединяя в своем составе тактические истребители (в том числе носители ядерного оружия), самолеты-разведчики и самолеты РЭБ, то есть до 80 проц. боевых самолетов ВВС США, тактическая авиация является самым многочисленным видом боевой авиации американских ВВС.

Организационно тактическая авиация регулярных ВВС США сведена в четыре командования: тактическое авиационное командование (на континентальной части страны), а также командования ВВС США в трех зонах (Европейской, Тихого океана и Аляски).

В данной статье, написанной по материалам зарубежной печати, приводятся организация и боевой состав, даются краткая характеристика и перспективы развития командования ВВС США в Европейской зоне*. Оно представляет собой крупное объединение тактической авиации, предназначенное для решения задач в современных условиях как самостоятельно, так и совместно с ВВС союзников по блоку НАТО. Всего в его боевом составе более 700 самолетов и вертолетов, включая тяжелые тактические истребители F-111E и F, тактические истребители F-16A, В, С и D, истребители воздушного боя F-15C и D, самолеты огневого подавления средств ПВО F-4G (и часть самолетов F-16C), а также штурмовики А-10, разведчики RF-4C, самолеты радиоэлектронной борьбы EF-111A и ЕС-130Н, воздушные КП ЕС-135 и вертолеты СН-53.

В командовании ВВС США в Европейской зоне насчитывается 93 тыс. военнослужащих и более 11 тыс. гражданских специалистов.

Кроме штатных авиационных частей, к командованию приписаны эскадрильи так называемого «двойного базирования». Они дислоцируются на континентальной части США, входят в ТАК и предназначаются для первоочередной переброски на Европейский театр войны в качестве сил усиления в случае возникновения там кризисной обстановки.

Помимо формирований тактической авиации, в состав командования ВВС США в Европейской зоне входят части и подразделения крылатых ракет (КР) наземного базирования, развертывание которых началось в декабре 1983 года. Они являются ядерными ракетами средней дальности и попадают под положения советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Всего к моменту подписания этого договора (8 декабря 1987 года) в Европе было развернуто более 300 таких ракет.

Командование ВВС США в Европе (его штаб находится на авиабазе Рамштейн, ФРГ) по своей административной (постоянной) организации — одно из основных авиационных командований военно-воздушных сил страны, которое подчинено непосредственно начальнику штаба ВВС и министру ВВС. В соответствии с оперативной организацией американских вооруженных сил оно является авиационным компонентом объединенного командования вооруженных сил США в Европейской зоне. Сфера «ответственности» последнего, по замыслу стратегов из Пентагона, охватывает всю Западную Европу (кроме Исландии), бассейн Средиземного моря, северную часть Африки, страны Ближнего и Среднего Востока. В рамках ОВС Североатлантического блока военно-воздушные силы США в Европе — важная составная часть объединенных ВВС НАТО и основа их ударной мощи.

Командующий ВВС США в Европейской зоне (одновременно он является и командующим объединенными ВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД), согласно сообщениям западной прессы, отвечает за планирование и подготовку подчиненных ему соединений и частей к ведению боевых действий, обеспечение четкого и быстрого их перевода с мирного на военное положение, принятие сил с континентальной части США и их развертывание, проведение воздушных операций в ходе войны как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС.

Организационная структура. Организационно командование ВВС США в Европейской зоне состоит из трех (3, 16 и 17-й) воздушных армий и двух наземных крыльев центрального подчинения — 7455-го тактического крыла обеспечения разведывательной информацией (авиабаза Рамштейн, ФРГ) и 7350-го авиабазового крыла (аэродром Темпельхоф, Западный Берлин).

Основой воздушных армий являются тактические истребительные авиакрылья (тиакр). Кроме того, в них имеются тактические ракетные крылья КР наземного базирования (тркр), могут входить тактические разведывательные авиакрылья (тракр), крылья управления тактической авиацией (последние два типа формирований в настоящее время имеются лишь в 17 ВА). В воздушные армии включены наземные части обеспечения и обслуживания.

Каждое тактическое истребительное авиакрыло состоит, как правило, из трех авиационных эскадрилий (по 24 самолета). В разведывательном авиакрыле имеется одна эскадрилья (18 самолетов), в тактических ракетных — от трех до семи отрядов КР наземного базирования (по четыре пусковых установки, 16 крылатых ракет).

Состав воздушных армий неоднороден. Согласно оценке зарубежных военных специалистов, наиболее сильные из них 3 и 17 ВА, которые предназначены для действий на Центрально-Европейском ТВД совместно с соединениями и частями ВВС Великобритании, ФРГ, Бельгии и Нидерландов, а также канадскими авиационными подразделениями, находящимися в ФРГ. Они организационно сведены во 2-е и 4-е объединенные тактические авиационные командования (ОТАК) ВВС НАТО.

3 ВА дислоцирована на территории Великобритании (штаб в Милденхолл). В нее входят четыре тактических истребительных авиакрыла (10, 20, 48 и 81-е). На Милденхолл, кроме того, базируется 513-е крыло воздушных командных пунктов, в составе которого самолеты-ВКП ЕС-135 командующего ВВС США в Европейской зоне.

10 тиакр (авиабаза Олконбери) в 1987 году преобразовано из тактического разведывательного авиакрыла. В его состав вошли две эскадрильи штурмовиков А-10, выделенных из 81 тиакр. Кроме того, на авиабазе Олконбери развернута разведывательная эскадрилья, вооруженная высотными самолетами TR-1 (рис. 3, созданы на базе стратегического самолета-разведчика U-2), которые с помощью бортовой РЛС бокового обзора способны вести воздушную разведку приграничной полосы стран Варшавского Договора без нарушения их воздушного пространства.
20 и 48 тиакр находятся на авиабазах Аппер-Хейфорд и Лейкенхит соответственно. В первом имеются три, а во втором — четыре эскадрильи, которые вооружены тяжелыми истребителями-бомбардировщиками — носителями ядерного оружия F-111E и F (всего 157 машин). Эти самолеты оснащены аппаратурой, обеспечивающей автоматический полет на малых высотах с огибанием рельефа местности и обходом препятствий. Они способны действовать в любых метеорологических условиях.

81 тиакр вооружено штурмовиками А-10 «Тандерболт-2», предназначенными для борьбы с танками и другими малоразмерными целями на поле боя и в тактической глубине обороны противника. В нем четыре авиационные эскадрильи (в каждой 18 самолетов). Местами их постоянной дислокации являются авиабазы Бентуотерс и Вудбридж. Однако задачи боевой подготовки они отрабатывают, как правило, с аэродромов, расположенных на территории ФРГ, где периодически базируется по шесть— восемь машин. Сообщается, что для эскадрилий штурмовиков А-10 командование ВВС США имеет также передовые авиабазы в ФРГ (Ольхорн, Зембах, Нервених и Лепгейм) вблизи границ со странами Варшавского Договора и закрепленные за ними сектора действий. Летчикам этих подразделений уже в мирное время предписывается детально их изучать. В составе 81 тиакр имеется 525-я учебно-тренировочная эскадрилья, которую официально называют эскадрилья «агрессор». Она вооружена самолетами F-5E и предназначена для обозначения действий советских истребителей в ходе практической отработки боевых задач. На ее вооружение планируется получить истребители F-16.

В состав 3 ВА входит также 501-е тактическое ракетное крыло, дислоцирующееся в 1ринэм-Коммон и состоящее из шести отрядов КР наземного базирования (24 пусковые установки и 96 крылатых ракет). Развернутое ранее в Великобритании на базе Молсуорт 303 тркр 3 ВА было расформировано в соответствии с положением Договора по РСМД.

17 ВА базируется в ФРГ (штаб на авиабазе Зембах). В нее входят две (65-я и 316-я) авиадивизии, два (36-е и 50-е) тактических истребительных авиакрыла и одна (32-я) отдельная авиаэскадрилья, одно (26-е) тактическое разведывательное авиакрыло и одно (601-е) крыло управления тактической авиации. Кроме того, в воздушной армии имеется 38 тркр, вооруженное КР наземного базирования.

65 ад (авиабаза Линдсей, ФРГ) объединяет в своем составе все имеющиеся в воздушной армии средства ведения радиоэлектронной борьбы. В нее входят, в част-ьости, 52-е тактическое истребительное авиакрыло (авиабаза Шпангдалем, ФРГ), предназначенное для борьбы с зенитно-ракетными комплексами (оно вооружено самолетами радиотехнической разведки и огневого поражения ЗРК F-4G «Уайлд Уизл» и F-16C), а также 66-е авиакрыло РЭБ, выполняющее задачу электронного подавления радио- и радиотехнических средств противника. Крыло состоит из двух эскадрилий самолетов РЭБ EF-111A (базируется в Великобритании на авиабазе Аппер-Хей-форд), а также самолетов ЕС-130Н «Компас колл» (Зембах, ФРГ).

316 ад (штаб на авиабазе Рамштейн, ФРГ) включает 86-е тактическое истребительное авиакрыло (самолеты F-16C и D) и 377-е крыло боевой поддержки.

50 тиакр (авиабаза Хан, ФРГ) имеет три эскадрильи, вооруженные самолетами F-16C и D.

36 тиакр (Битбург, ФРГ), включающее три эскадрильи, и 32-я отдельная тиаэ (Сустерберг, Нидерланды) вооружены самолетами борьбы за превосходство в воздухе F-15A, В, С и D. Они уже в мирное время переданы в состав сил и средств объединенной системы ПВО НАТО в Европе.

26 тракр (одна аэ, авиабаза Цвайбрюккен, ФРГ) оснащено тактическими самолетами-разведчиками.

601-е крыло управления тактической авиацией (авиабаза Зембах) состоит из нескольких подразделений и обеспечивает средствами связи и управления штабы и ЕП боевой авиации на европейских ТВД. Ему приданы транспортные вертолеты СН-53.

38 тркр (база Вюшгейм, ФРГ) имеет четыре отряда КР наземного базирования штатного состава (всего на базе планировалось иметь шесть отрядов, но их развертывание было прекращено в связи с вступлением в силу Договора по РСМД).

16 ВА предназначена для действий на Южно-Европейском ТВД совместно с ВВС Италии, Греции и Турции (5 и 6 ОТАК), штаб находится на авиабазе Торрехон (Испания). В нее входят: 401-е тактическое истребительное крыло, 406-е учебно-тренировочное авиакрыло, штаб авиационной группы TUSLOG, 40-я тактическая авиагруппа, а также 487-е тактическое ракетное крыло.

401 тиакр (Торрехон, Испания) включает три эскадрильи, вооруженные тактическими истребителями F-16. Принято решение о том, что это авиакрыло будет постоянно базироваться в Италии. Передислокация крыла должна быть осуществлена к 1990 году.

406-е учебно-тренировочное крыло (Сарагоса, Испания) занимается обучением летного состава подразделений командования ВВС США в Европе использованию бортового оружия самолетов F-15, А-10 и F-16. Ему придана школа боевого применения оружия. Имеется полигон для проведения практических стрельб, пусков ракет, бомбометаний и т. д.

Штаб группы TUSLOG расположен в Анкаре (Турция). В нее входят различные подразделения для обеспечения полетов американских самолетов. В частности, 39-я тактическая авиагруппа обслуживает тактические истребители F-16 (до эскадрильи) из 401 тиакр, которые находятся на авиабазе Инджирлик по программе «чередование».

40-я тактическая авиационная группа развернута на авиабазе Авиано (Италия). Она организует связь и управление американской боевой авиацией на южном фланге Европейского театра войны. Активной ее силой считается отряд самолетов F-16 также из 401 тиакр.

487-е тактическое ракетное крыло (база Комизо, Италия) до 1988 года полностью развернуло семь отрядов ЕР наземного базирования. Но сообщениям иностранной печати, начались мероприятия по выводу из боевого состава крыла некоторых подразделений крылатых ракет.
Взаимодействие с другими командованиями ВВС США организуется по следующим направлениям.

САЕ выделяет в интересах командования ВВС США в Европе подразделения самолетов-заправщиков для обеспечения самолетов тактической авиации дозаправкой ь воздухе при трансатлантических перелетах в ходе боевой подготовки и переброски частей усиления. Из состава САЕ на авиабазах Великобритании постоянно базируются заменяемые по программе «чередование» самолеты-заправщики ЕС-135 (авиабазы Милденхолл и Фэрфорд), а также стратегические самолеты-разведчики SR-71 (Мил-денхолл) и TR-1 (Олконбери).

ВТАЕ предоставляет военно-транспортные самолеты для доставки обслуживающего персонала авиационных частей и необходимого имущества, организует метеорологическое обеспечение всех перелетов, поиск и спасение экипажей. В этой связи в Европе находятся заменяемые по программе «чередование» самолеты С-130, а также самолеты и вертолеты службы поиска и спасения НС-130 и НН-53 из состава ВТАЕ.

В целях организации эффективного взаимодействия между командованиями, а также с многочисленными органами союзников САЕ и ВГАЕ развернули в Европе соответственно две авиационные дивизии: 7-ю и 322-ю.

Командование связи ВВС обеспечивает европейскую авиационную группировку США всеми видами связи, радиотехническими навигационными средствами, осуществляет обслуживание автоматизированных систем управления авиацией.

Командование безопасности и РЭБ развернуло в Европе свой специальный отдел, состоящий из крыльев, групп и эскадрилий безопасности. Их силы и средства передают командующему ВВС США в Европе данные радио- и радиотехнической разведки, контролируют скрытность связи и управления, организуют радиоэлектронное противодействие.

Наиболее тесное взаимодействие командование ВВС США в Европейской зоне поддерживает с тактическим авиационным командованием, являющимся основной базой по подготовке боевых экипажей и переучиванию личного состава авиационных частей и подразделений на новую авиационную технику. Но главное, как отмечается в зарубежной печати, заключается в том, что ТАК — это мобильный стратегический резерв ВВС, предназначенный для быстрого усиления заморских авиационных группировок, и в первую очередь в Европе.

Вопросы приема частей усиления решаются совместно с союзниками США по блоку НАТО. Кроме почти 30 авиабаз, постоянно используемых американской авиацией в мирное время, им выделено еще до 50 аэродромов для совместного базирования. На всех этих авиабазах уже построено более 600 укрытий для самолетов и до 200 находится на различных стадиях строительства. Помимо того, в целях повышения живучести авиации на базах созданы защищенные командные пункты, а также укрытия для топливозаправщиков и другой наземной техники.

Часть усилий по обеспечению деятельности американской авиации в Европе, включая совместное обслуживание самолетов, заправку их топливом, снаряжение боеприпасами, а также ремонт поврежденных в бою самолетов, берут на себя союзники США по НАТО. Все эти вопросы регулярно отрабатываются в ходе специальных учений.

Оперативная и боевая подготовка. Командование ВВС США в Европейской зоне стремится поддерживать высокий уровень боеготовности своих авиационных частей. Их экипажи совершенствуют летное мастерство, осваивают особенности европейских ТВД. Большое внимание уделяется обучению действиям в условиях, близких к реальным. В этих целях широко используются новые тренажеры, имитирующие угрозу ЗРК, проводятся учебные воздушные бои на специальном полигоне. Особая роль отводится тренировкам совместно с 527-й учебно-тренировочной эскадрильей, члены экипажей которой являются инструкторами по ведению воздушного боя. Они специально изучают и осваивают тактику действий самолетов вероятного противника, а также боевой опыт, приобретенный в реальных вооруженных конфликтах последних лет. Во время учений и тренировок летчики эскадрильи выступают в роли противника. До мнению американского командования, такая методика позволяет уже в мирное время максимально приблизить учебный воздушный бой к реальному и практически изучить тактику противника.

В ходе оперативной и боевой подготовки подразделения и части тактической авиации США отрабатывают задачи завоевания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий, непосредственной авиационной поддержки и ведения воздушной разведки. Для этого они используют более 30 полигонов, предоставляемых союзниками.

Согласно сообщениям зарубежной печати, оперативная и боевая подготовка американской авиации в Европе проводится в тесном взаимодействии с ОВС НАТО.

Части ВВС США, дислоцирующиеся в Европе, активно участвуют во всех учениях, проводимых по плану верховного главнокомандующего ОВС НАТО и на более низком уровне, а также в различных соревнованиях и других мероприятиях, организуемых военным руководством отдельных стран блока. В ходе их отрабатываются задачи взаимодействия с авиацией и сухопутными войсками союзников, изучаются новые тактические приемы ведения боевых действий, а также проблемы управления и связи. Большое внимание при этом уделяется вопросам физической выносливости и психологической совместимости.

Во время таких учений и соревнований, проводимых в условиях, максимально приближенных к боевым, решаются вопросы обеспечения максимальной гибкости маневра, точного выхода на цель по месту а времени, эффективного управления авиацией на всех уровнях, своевременного и полного обеспечения командования данными воздушной разведки.

В большинстве организуемых командованием ВВС США в Европе мероприятий, кроме частей, постоянно входящих в его состав, принимают участие подразделения тактического авиационного командования и резервных компонентов американских ВВС, предназначенные для усиления европейской авиационной группировки. В соответствии с концепцией «двойного базирования» подразделения ТАК ежегодно участвуют в учениях типа «Крестид кэп», «Крик би» и т. д., в ходе которых осуществляется беспосадочная переброска самолетов из США на передовые авиабазы ФРГ и других стран НАТО с дозаправкой в воздухе. Ежегодно проводится 10—15 подобных мероприятий.

Перспективы развития. В связи с подписанием советско-американского Договора по РСМД и осуществляемой ликвидацией целого класса ракет зарубежные средства массовой информации активно обсуждают проблемы возможной «компенсации» снимаемых с вооружения ракет другими ударными средствами, находящимися в Европе в мирное время. Наибольшее раскрытие эта проблема получила в прошлом году на ' страницах английского еженедельника «Джейн'с дефенс уикли», по мнению авторов которого, в новых условиях основная часть задач ракет средней дальности неизбежно будет возложена на объединенные военно-воздушные силы НАТО, и особенно на американские ВВС в Европейской зоне. Наряду с их основными боевыми задачами (завоевание превосходства в воздухе и оказание авиационной поддержки сухопутным войскам) усиливается роль и значение ВВС в поддержании ядерного потенциала блока на Европейском театре войны.

Ядро всепогодных ударных сил дальнего действия объединенных ВВС НАТО, по оценке еженедельника, должны составить вместе с английскими и западногерманскими самолетами «Торнадо» базирующиеся в Великобритании тяжелые тактические истребители F-111E и F из состава 20-го и 48-го тактических истребительных авиакрыльев.

Боекомплект истребителя F-111 в ядерном варианте включает в основном ядерные авиационные бомбы свободного падения В43, В57 и В61 мощностью от 2 кт до 1 Мт. В начале 90-х годов авиабомбы В43 и В57 будут сняты с вооружения и заменены авиабомбами В61.

Дальнейшее наращивание их возможностей может быть осуществлено, по оценке западной прессы, за счет передачи в состав тактической авиации и перебазирования на территорию Великобритании средних бомбардировщиков FB-111A, имеющих более высокие тактико-технические характеристики.

Второй по мощности ударной силой американских ВВС в Европейской зоне являются истребители F-16 из состава 50, 86 и 401-го тактических истребительных авиакрыльев. Официально тактический истребитель F-16 характеризуется как «самолет, способный вести воздушный бой и атаковать наземные цели». По поводу возможностей применения им ядерного оружия английский еженедельник «Джейн'с дефенс уикли» высказывается совершенно определенно, так как опубликовал фотоснимки самолета F-16 в испытательных полетах с ядерными авиабомбами В57 и В61 на наружной подвеске.

Ядерное оружие могут применять и специальные самолеты подавления системы ПВО F-4G из состава 52 тиакр (примерно 40 машин), поскольку механизм подвески ядерной бомбы В28 на этот тип самолета испытан. Сообщается, что и разведывательные самолеты RF-4C могут нести ядерные бомбы В28 или В57 (по одной на самолет), но данные о том, что самолеты 26-го тактического разведывательного авиакрыла подготовлены как носители, в западной печати не появлялись.

В дальнейшем, по мнению зарубежных специалистов, ударный потенциал американских ВВС в Европейской зоне может быть значительно усилен за счет принятия на вооружение новой модификации тактических истребителей F-15E, способных эффективно действовать по наземным целям на большую глубину.

И наконец, наращивание возможностей группировки ВВС США в Европе в связи с ликвидацией ракет средней дальности, по оценке западной прессы, может быть осуществлено за счет постоянного базирования некоторого количества бомбардировщиков В-52 в Европейской зоне.

По сообщениям зарубежной печати, идея использования бомбардировщиков в Европейской зоне получила принципиальное одобрение со стороны командования ВВС и объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США.

* Иногда в иностранной прессе его называют командованием ВВС США в Европе. — Ред.

Зарубежное военное обозрение № 7 1989 С.31-36

Смотрите также
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (20.10.2009)
Просмотров: 16093 | Теги: Европа, структура ВВС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar