search
menu
person

NEWS AND UDATES


Концептуальные взгляды командования ВВС США на развитие беспилотной авиации (2017)

Концептуальные взгляды командования ВВС США на развитие беспилотной авиации

Капитан Д. Стрельников

Беспилотная авиация получает все большее распространение в ВВС США. Повышенное внимание командования американских ВВС к наращиванию численности и планированию масштабного применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА) обусловлено рядом факторов, основными из которых являются: возможность замены пилотируемой авиации при решении ряда боевых и обеспечивающих задач, предотвращение потерь среди летного состава, существенное снижение стоимости и трудоемкости изготовления и эксплуатации образцов БЛА по сравнению с пилотируемыми.

По мнению руководства ВВС, указанные преимущества позволят сохранить лидирующие позиции Соединенных Штатов в области разработки и применения новых образцов авиационной техники, повысить боевые возможности авиационных подразделений, продолжать удерживать превосходство американских ВВС в воздухе.

Концептуальные основы развития беспилотной авиации ВВС как составной части системы робототехнических комплексов, создаваемых в интересах Пентагона, раскрываются в "Плане комплексного развития робототехнических систем министерства обороны США"1 и конкретизируются в документах, разрабатываемых министерством ВВС.

Таблица Классификация БЛА, принятая в ВВС США

Класс

Группа Масса, кг Высота полета, м Скорость, км/ч Образец БЛА
Малоразмерные беспилотные авиационные системы (тактические БЛА) 1-я 0-9 до 370 до 185 RQ-11В "Равен"
RQ-12А "Уосп"
2-я 9,5-25 до 1070 до 465 "Скэн Игл"
3-я до 600 до 5500 До 465 RQ-21
БЛА большой продолжительности полета (оперативные и стратегические БЛА) 4-я более 600 до 5500 без ограничения MQ-1B "Предатор"
5-я MQ-9А "Рипер"
RQ-4B "Глобал Хок"

Одним из первых документов американских военно-воздушных сил, детально раскрывшим перечень и содержание основных мероприятий, связанных с массовым оснащением ВВС беспилотными летательными аппаратами на долгосрочную перспективу, был "План развития беспилотной авиации ВВС США на 2009-2047 годы"2, изданный в 2009-м. В документе приводилось деление БЛА по классам и группам, используемое по настоящее время.

В соответствии с принятой в ВВС США классификацией БЛА по своим тактико-техническим характеристикам подразделяются на пять групп, формирующих два класса: БЛА большой продолжительности полета (Remotely Piloted Aircraft - RPA), к которым относятся оперативные и стратегические БЛА, и малоразмерные беспилотные авиационные системы (Small Unmanned Aircraft Systems - SUAS), включающие тактические БЛА.

На современном этапе роль и место БЛА в военных действиях, динамика изменения их возможностей, доли использования при выполнении боевых и обеспечивающих задач, а также изменение численности в формированиях ВВС находят отражение в документах "Основные направления развития БЛА большой продолжительности полета на 2013-2038 годы"3 и "План развития малоразмерных беспилотных авиационных систем ВВС США на 2016-2036 годы"4.

Взгляды руководства ВВС США, изложенные в данных документах, свидетельствуют о возрастающей роли БЛА в решении задач вооруженной борьбы. Отмечается особая важность совершенствования применения беспилотных средств совместно с пилотируемыми летательными аппаратами. Рассматривается возможность принятия в долгосрочной перспективе на вооружение БЛА, имеющих значительную степень автономности, под которой понимается способность самостоятельно оценивать обстановку и эффективно реагировать на ее изменение. Обосновывается необходимость разработки современных ударных БЛА, не уступающих по боевым возможностям пилотируемым самолетам.

К ключевым требованиям, предъявляемым к таким аппаратам, относят: низкую радиолокационную заметность, больший, чем у современных тактических истребителей, боевой радиус действия, повышенную, маневренность, околозвуковую скорость, высокую прочность планера, модульность конструкции, возможность нести различную полезную нагрузку, модернизационный потенциал, а также сниженные стоимостные показатели серийного производства и технического обслуживания.

Изменение количества беспилотных летательных аппаратов в ВВС США

Анализ результатов применения БЛА в военных конфликтах конца XX - начала XXI века показывает их высокую эффективность при решении боевых и обеспечивающих задач. За последние годы интенсивность задействования БЛА в операциях американских ВС многократно увеличилась. В частности, во время действий ВВС США в Афганистане (2011-2016) доля авиационных средств поражения (АСП), носителями которых были БЛА, увеличилась с 5 до 61%, а в ходе операции ВС США и их союзников "Непоколебимая решимость" против ИГИЛ в Сирии и Ираке с августа 2014 по июнь 2016 года БЛА MQ-1 "Предатор" и MQ-9 "Рипер" ВВС США совершили более 9 100 боевых вылетов, применив около 3 400 единиц высокоточного оружия по 1 800 объектам.

Эффективность использования БЛА формирует тенденцию наращивания их количества. Так, за последние 15 лет число БЛА большой продолжительности полета возросло с 10 до 441 единиц, а объем финансирования закупок данных образцов увеличился в разы. В соответствии с планами в среднесрочной перспективе их станет на 75 единиц больше, что должно позволить при необходимости осуществлять одновременное круглосуточное патрулирование таких средств по 60 маршрутам в различных регионах мира.

Вместе с тем в ходе развития беспилотной авиации командование ВВС сталкивается с рядом проблем, основной из которых в настоящее время является нехватка квалифицированных кадров, и в первую очередь, операторов БЛА большой продолжительности полета. На сегодня вакантными остаются около 250 должностей, при том что всего их насчитывается более 1,5 тыс.

В целях компенсации некомплекта специалистов в масштабах ВВС проводятся мероприятия по привлечению на должности операторов БЛА членов экипажей, находящихся в запасе и признанных негодными к летной работе. Ведется масштабная работа, направленная на повышение мотивации личного состава к обучению и прохождению службы на должностях операторов. По мнению руководства ВВС США, расширение сети и емкости курсов обучения операторов БЛА, а также повышение престижности данной профессии позволят повысить набор кандидатов и увеличить ежегодный выпуск операторов БЛА до 380 человек5.

Концептуальные взгляды командования ВВС США на применение беспилотной авиации отражают важность разработки теоретических положений, продолжения финансирования НИОКР, направленных на определение роли и места БЛА в войнах и вооруженных конфликтах будущего, обоснование их оптимальной номенклатуры и количества в структуре авиационных формирований.

Серьезное внимание уделяется уточнению существующих и обоснованию новых подходов к применению БЛА. Учитывая текущее состояние и ключевые направления развития беспилотной авиации, а также содержание действий, в ходе которых планируется использовать БЛА в дальнейшем, они будут задействоваться как одиночно, так и в составе групп.

Хотя в настоящее время одиночная форма применения беспилотных аппаратов является основной, вместе с тем групповая получает все большее распространение.

В соответствии со взглядами американских военных специалистов, групповое использование БЛА может носить совместный, автономный и интегрированный характер.
Совместное применение характеризуется одновременным функционированием в рамках подразделения (группы) личного состава и БЛА (manned-unmanned teaming). Планируется, что аппарат может решать поставленную задачу под непосредственным контролем оператора или экипажа взаимодействующего самолета либо самостоятельно.

Автономное выполнение задач подразумевает действия группы БЛА одного или нескольких типов. Планирование деятельности группы и ее элементов, а также распределение и контроль выполнения задач осуществляются "БЛА - руководителем полета". При этом управляющая роль человека сведена к минимуму, однако функция управления им группой БЛА сохраняется.

Интегрированное применение БЛА - это согласованные по месту и времени действия роботизированных средств, принадлежащих разным видам вооруженных сил, действующих по единому плану в интересах достижения цели вооруженного противоборства.

Выбор формы и конкретного способа применения БЛА осуществляется командованием исходя из условий текущей обстановки, наличия беспилотных аппаратов, а также с учетом специфики применения образцов БЛА, относящихся к той или иной группе.

Применение БЛА первой группы (нано-, микро- и мини-БЛА) предполагает получение разведывательных данных в интересах группы или отдельного военнослужащего при ведении боевых действий на урбанизированной территории.

Планируется, что такие беспилотные аппараты будут способны эффективно вести разведку снаружи или внутри помещений. Долетев до указанной точки сбора данных и закрепившись в удобном месте, БЛА этого типа смогут осуществлять съемку и передачу потокового видео высокого качества. Значительное время функционирования будет обусловлено применением в конструкции аппарата устройств с низким уровнем электропотребления, а также возможностью пополнения энергетического запаса за счет использования солнечных батарей и/или дистанционной подпитки от бытовых электросетей.

Наравне с этим активно ведутся исследования в области создания киборгов-насекомых (пчелы, осы, бабочки и пр.) путем вживления в их организм сверхминиатюрных электронных передатчиков. С помощью таких устройств предполагается осуществлять разведку и поиск групп противника, а также избирательно поражать, например, сильнодействующими ядами определенных людей, "электронный портрет" которых заранее вводится в память этих роботов. Применение последних наиболее характерно для разведывательных и специальных подразделений.

БЛА второй группы с радиусом действия до 10 км в ВВС США могут применяться в основном для охраны авиабаз, станций предупреждения о ракетном нападении, стартовых площадок МБР и наблюдения за линией соприкосновения войск (сил).

Осуществляя контроль наземной и воздушной обстановки посредством бортовой аппаратуры, БЛА этой группы могут вести химическую и радиационную разведку, фиксировать места падений боеприпасов, определять ущерб, причиненный объектам авиабазы после нанесения по ним ударов, пригодность их для эксплуатации, а также объем восстановительных работ.

Для выполнения охранных функций руководящими документами предусмотрен ряд задач, к основным из которых относятся: патрулирование территории и периметра объекта для предупреждения несанкционированных проникновений, быстрое реагирование на сигналы о нештатных ситуациях, сопровождение обслуживающего персонала пусковых комплексов МБР и обеспечение их охраны во время работы.

БЛА третьей группы в настоящее время в ВВС США не применяются. Их разработка, по мнению командования ВВС, является одним из основных направлений развития малоразмерных беспилотных авиационных систем. Многоцелевые аппараты этого типа будут сочетать в себе преимущества второй группы по стоимости, простоте эксплуатации, времени развертывания и условиям запуска, а в плане возможностей по полезной нагрузке и высоте полета могут быть сопоставимы с БЛА четвертой и пятой групп. Аппараты третьей группы намечается использовать для эвакуации раненых, доставки материально-технических средств, продовольствия, медикаментов и другого имущества в условиях блокирования путей доставки. Это может быть особенно актуальным в ходе проведения небольших военных операций, которые часто будут проходить при наличии ограниченных возможностей по доставке грузов потребителю традиционным способом. Помимо решения задач обеспечения их планируется использовать как ударные БЛА ввиду возможности оснащения их современными высокоточными АСП.

Учитывая особенности вооружения и военной техники в перспективе американскими военными специалистами делается вывод о приоритетности создания и приобретения БЛА, не требующих протяженной взлетно-посадочной полосы, а способных осуществлять взлет и посадку на неподготовленной местности и с поверхности воды.
К одному из наиболее важных направлений развития малоразмерных беспилотных авиационных систем, по мнению военного руководства США, относится создание системы заблаговременного вскрытия объектов противника, в том числе системы ПВО, путем массированного применения мини-БЛА со значительной степенью автономности. По оценке американских экспертов, данная концепция позволит не только повысить эффективность АСП, но и значительно снизить боевые потери авиации.

Концептуальный облик полуавтономных БЛА, создаваемых в рамках проекта "Гремлинз"
Схема запуска группы БЛА с самолета-носителя вне зоны действия средств ПВО противника

В этих целях управление перспективных исследований МО США (ДАРПА) приступило к реализации в рамках программы "Гремлинз" (Gremlins) проекта создания полуавтономных БЛА воздушного базирования, массовый запуск которых предусмотрен с борта самолетов различного типа.

После запуска "гремлины" должны сконцентрироваться по принципу "роя", представляющего собой группу БЛА, объединенных в самоформирующуюся сеть. Эти аппараты предполагается оборудовать датчиками, данные с которых будут поступать на БЛА управления через БЛА-ретрансляторы, что позволит своевременно обрабатывать полученную информацию с последующим представлением полной картины оперативной обстановки тем наземным и воздушным силам, для которых в настоящий момент она наиболее актуальна. При этом гарантированная передача управляющих команд и высокоскоростной обмен информацией о взаимном положении БЛА в группе будут обеспечены за счет действия БЛА в едином информационном коммуникационном пространстве.

Согласно замыслу специалистов ДАРПА, по окончании выполнения задания БЛА должны возвращаться на самолет-носитель посредством специальной системы подхвата таких средств в воздухе.

В целых снижения стоимости разработки у серийного производства перед инженерами ДАРПА стоит задача создания БЛА с ресурсом применения около 20 вылетов. Время, необходимое на подготовку к следующему заданию, ориентировочно составит около 24 ч.

Один из вариантов тактики применения подразумевает их сброс вне зоны обнаружения ПВО противника для выполнения разведывательных задач. После получения данных о результатах использования БЛА самолет-носитель продолжит выполнять задачи, а аппарат будет принят на борт специально оборудованного транспортного самолета (планируется дооснащение С-130 без значительных конструктивных изменений).

В дальнейшем планируется применять БЛА данного типа в качестве высокоточных средств поражения. В этом случае аппарат, оснащенный боевой частью и системой наведения, будет выполнять полет по заданной программе до обнаружения или отмене атаки цели. После захвата цели он входит в пикирование и поражает ее. При срыве захвата БЛА может перейти в режим патрулирования с последующим повторением атаки.

Особую роль данная технология будет играть при преодолении ПВО. Этому будет способствовать малая радиоэлектронная заметность и возможность выполнения противоракетных и противозенитных маневров. Кроме того, БЛА будут "вызывать огонь на себя", вскрывая тем самым расположение средств ПВО противника.

Способ "массовый налет БЛА с плотностью, превышающей возможности средств ПВО по его отражению", вероятнее всего, приведет к дезорганизации системы управления ПВО противника и перерасходу ЗУР.

Во время массового налета для борьбы с самолетами-перехватчиками планируется применять часть БЛА в качестве средств РЭБ и удаленных ретрансляторов.

По мнению американских специалистов, оптимальное сочетание пилотируемой и беспилотной авиации, скорее всего, позволит обеспечить преодоление зоны ПВО для нанесения ударов в глубине обороны противника с наименьшими потерями.

Действия групп БЛА в составе эшелона прорыва ПВО противника: 1 - группа противодействия авиации ПВО; 2 - применение высокоточных АСП; 3 - ИСЗ связи и управления; 4 - БЛА -ретранслятор; 5 - группы разведки (разведка ведется в нескольких диапазонах спектра электромагнитных волн); 6 - группа противодействия РЛС; 7 - группа поражения ПВО
Применение групп БЛА для поиске и уничтожения целей при обеспечении действий наземных подразделений: 1 - самолет-носитель; 2 - БЛА управления (разведка и целеуказание); 3 - ИСЗ связи и управления; 4 - самолет огневой поддержки наземных сил; 5 - разведывательно-ударная группа; 6 - группы разведки (информационного обеспечения действий); 7 - БЛА-ретранслятор; 8 - наземные подразделения

Немаловажное значение групповое задействование БЛА будет иметь при непосредственной поддержке наземных сил. По замыслу руководства ВВС США, боевые возможности наземных подразделений должны существенно возрасти за счет использования единой информационно-коммуникационной сети. Имея возможность получать информацию с любого БЛА, находящегося в нужном районе, командир непосредственно на поле боя будет использовать ее для принятия решения или даже брать на себя управление БЛА с последующим применением его в качестве высокоточного оружия.

Основа беспилотной авиации ВВС США - БЛА большой продолжительности полета, входящие в четвертую и пятую группу согласно приведенной выше классификации.

БЛА этого класса обладают значительными возможностями по массе полезной нагрузки, высоте полета и радиусу действия. Они применяются в составе сформированных боевых авиационных патрулей (БАП), которые являются подразделениями ВВС США, предназначенными для непрерывного оперативного обеспечения действий войск в заданном районе на ТВД.

Авиационные патрули активно используются в Ираке, Афганистане, Сирии и Пакистане. Типовой БАП (как и штатная система с БЛА) включает четыре БЛА и комплекс наземного оборудования. Часть личного состава, ответственного за применение таких аппаратов, размещается в пунктах базирования данных средств (этот персонал обеспечивает взлет и посадку БЛА, осуществляет предполетную подготовку к повторному вылету и регламентное обслуживание). Другая (большая) часть личного состава находится на континентальной части США - операторы управления полетом аппаратов и его полезной нагрузкой, группы обработки, распределения и хранения полученных разведданных.

С целью повышения боевой эффективности БЛА большой продолжительности полета планируется проводить модернизацию бортовых средств разведки, совершенствовать аппаратуру связи и обмена данными, осуществлять разработку алгоритмов взаимодействия с пилотируемыми летательными аппаратами и подразделениями других видов ВС в ходе их авиационной поддержки.

Одним из примеров практической реализации данных планов является создание системы, позволяющей проводить совместные операции с несколькими БЛА под управлением одного оператора. Появление такой системы позволит увеличить автономность БЛА и упростить их групповое применение в сложных физико-географических условиях и/или активного радиоэлектронного противодействия со стороны противника.

Основной целью при этом считается развитие возможностей "совместной автономности", под которой понимается синхронизация информации внутри группы БЛА, выработка ряда вариантов совместных действий и их корректировка по мере изменения обстановки. Оператор должен лишь выбрать один из предложенных ему вариантов действий. Преимуществом является повышение живучести отдельных БЛА за счет возможности обмена данными с другими членами группы при выходе из строя или подавлении каких-либо систем (например, навигации или целеуказания).

Концептуальный вариант совместного применения БЛА под управлением пилотируемого самолета
Варианты группового применения БЛА в условиях активной постановки помех противником: 1 - разделение на группы в целях решения внезапно во тикающих задач; 2 - ретрансляция сигналов управления в условиях невозможности отдачи указания непосредственно каждому БЛА; 3 - действия в условиях нестабильной работы глобальной системы позиционирования; 4 - осуществление геопривязки на основе сканирования рельефа участков местности и сопоставления его с отображенным ив электронной карте местности

В качестве приоритетного требования к такой системе выделяется возможность управления группой БЛА без постоянного контроля. Особое значение придается развитию систем управления полетом и действиям ударных аппаратов с борта боевых самолетов.

Пользовательский интерфейс и алгоритмы автономности разрабатываются на базе открытой архитектуры, основанной на уже имеющихся стандартах, используемых в других видах ВС. В дальнейшем такая унификация позволит проводить интегрированные операции с максимальными возможностями по взаимодействию.

Оператор, управляющий группой БЛА, будет обладать актуальными данными о ее состоянии, статусе выполненных очередных задач, а также о возможных алгоритмах действий. При необходимости командир может выделять на мониторе часть группы БЛА, присваивать им позывной и отправлять вновь сформированную группу на выполнение нового задания. При этом задачи, возложенные на них ранее, автоматически перераспределяются между оставшимися БЛА. После выполнения задания группа продолжает действовать по основному плану либо ожидает нового задания в зависимости от заранее созданного алгоритма действий. Предусматривается, что управление БЛА может передаваться другим операторам в зависимости от складывающейся обстановки.

Таким образом, можно отметить активную деятельность командования ВВС США в области создания и развития беспилотной авиации, целью которой является повышение стратегической гибкости применения этого рода авиации, а также ее способности к концентрации сил и средств на удаленных ТВД в сжатые сроки. Теоретически и практически подтверждено, что широкое задействование БЛА. в вооруженных конфликтах может существенно расширить возможности войск по выявлению характера деятельности противника, мест расположения его объектов, а также по их своевременному и гарантированному уничтожению.

На современном этапе основными направлениями деятельности по развитию беспилотной авиации считаются: теоретическое обоснование рациональных способов применения БЛА, уточнение потребного количества беспилотных аппаратов различных классов, формирование требований к новым образцам летательных аппаратов, отладка системы подготовки операторов и специалистов по техническому обслуживанию. Планы американского командования предполагают совершенствование единой информационной сети управления и обмена данными, а также создание новых многофункциональных и специальных образцов БЛА (особенно третьей группы), способных выполнять взлет и посадку на неподготовленной местности или с поверхности воды.

Характерной особенностью развития беспилотной авиации является комплексная проработка вопросов военного, технического и экономического характера, их взаимная увязка, а также своевременная актуализация данной информации посредством реализации принципов адаптивного планирования.

В области применения беспилотной авиации наблюдается переход от одиночного применения к групповому (массовому), которое, в свою очередь, может носить совместный, автономный или интегрированный характер. Рассматривается целесообразность и техническая реализуемость проектов по формированию и задействованию смешанных групп, включающих пилотируемые и беспилотные летательные аппараты. Прорабатываются вопросы создания самоорганизующихся авиационных групп, состоящих из БЛА различных классов, способных автономно выполнять широкий спектр задач в сложных погодно-климатических условиях, а также в условиях активного противодействия.

Как отмечается, дальнейшие исследования предусматривают обоснование возможности согласованного использования БЛА различными видами ВС США и их союзников в рамках перспективной формы - "интегрированной операции БЛА".

1 Unmanned Systems Integrated Roadmap FY2013-2038 / 2012.

2 United States Air Force Unmanned Aircraft Systems Flight Plan 2009-2047 / 2009.

3 The USAF Remotely Piloted Aircraft (RPA) Vector: Vision and Enabling Concepts: 2013-2038 / 2014.

4 Small Unmanned Aircraft Systems (SUAS) Flight Plan: 2016-2036 / 2016.

5 В 2015 году аналогичный показатель составлял 191 человек.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №5 С. 51-61

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (21.06.2017) | Автор: Капитан Д. Стрельников
Просмотров: 8796 | Теги: БЛА-использование, БЛА, UAV, Д. Стрельников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar