search
menu
person

NEWS AND UDATES


Кораблестроительная программа военно-морских сил США ч1 (2016)

Кораблестроительная программа военно-морские сил США ч1

Капитан 1 ранга С. Мишин

Командование военно-морских сил США целенаправленно реализует кораблестроительную программу, которая рассчитана на 30-летний период и предусматривает наличие в составе флота 308 боевых кораблей и судов обеспечения. По утверждению экспертов Пентагона, такой состав минимально необходим для обеспечения превосходства национальных ВМС в любом районе Мирового океана.

Кроме строительства новых кораблей и вспомогательных судов данная программа предполагает проведение работ по продлению сроков эксплуатации и модернизации уже состоящих на вооружении боевых единиц.

На ее реализацию в текущем году планируется израсходовать 25,6 млрд долларов, из которых:
- 10,9 млрд - на строительство надводных кораблей;
- 7,6 млрд - на строительство атомных подводных лодок;
- 0,5 млрд - на строительство транспортных судов снабжения;
- 2 млрд - на развитие перспективных образцов вооружения и военной техники (ВВТ);
- 3,9 млрд - на развитие системы материально-технического обеспечения;
- 0,7 млрд - на техническое переоснащение и ремонт кораблей.

Особое внимание уделяется строительству атомного многоцелевого авианосца (АВМА) типа "Джеральд Форд", десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа "Сан-Антонио", фрегатов (ФР) типов "Фридом" и "Индепенденс", плавбаз (ПБ) передового базирования типа "Монтфорд-Пойнт", атомных многоцелевых подводных лодок (ПЛА) типа "Виргиния", а также финансированию программы разработки атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) нового поколения и модернизации баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) "Трайдент-2".

Финансирование кораблестроительной программы ВМС США в 2014-2016 годах
Основные статьи расходов Финансовые затраты (млн долларов)
2014 2015 2016
Строительство АВМА типа "Джеральд Форд" 1 692,1 2 051,2 2 808,3
Строительство и модернизация ЭМ УРО типа "Орли Бёрк" 2 269,7 3 018,7 3 470,1
Строительство фрегатов типов "Фридом" и "Индепенденс" 2 096,4 1 818,5 1 859,5
Строительство ДВКД типа "Сан-Антонио" 59,6 1 074,5 668,7
Строительство новых десантных катеров на воздушной подушке 68,4 202,3 263,3
Строительство танкеров-заправщиков типа ТАО(Х) 11,1   674,1
Разработка ПЛАРБ нового поколения SSBN (X) 1 056,1 1 223,2 1 390,6
Модернизация БРПЛ "Трайдент-2" 1 216,3 1 270,5 1 206,1
Строительство ПЛА типа "Виргиния" 6 673,8 6 181,5 5 741

Авианосцы типа "Джеральд Форд". Головной АВМА был заложен 14 ноября 2009 года. Передача его флоту намечена на 2017-й. До 2025 года предусмотрено строительство еще двух подобных кораблей ("Джон Кеннеди" и "Энтерпрайз"), а третьего - в 2027-м.

Эти авианосцы представляют собой улучшенную версию АВМА типа "Нимитц". Благодаря внедрению ряда перспективных технологий и конструктивных решений, а также высокой степени автоматизации всех систем значительно уменьшена численность экипажа, что позволит снизить эксплуатационные расходы на обслуживание каждого корабля.

Авиакрыло авианосца включает до 75 самолетов и вертолетов различного назначения: тактические истребители F-35B/C "Лайтнинг-2", истребители-штурмовики F/A-18E/F, самолеты ДРЛО E-2D, РЭБ EA-18G, многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также беспилотные летательные аппараты (БЛА).

Система ПВО корабля состоит из зенитных ракетных комплексов (ЗРК) "Усовершенствованная Си Спарроу" и "Рам".

Основой радиоэлектронного оборудования авианосца являются многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) AN/SPY-3 Х-диапазона, предназначенная для сопровождения целей и наведения зенитных управляемых ракет, а также РЛС S-диапазона.

АВМА "Джеральд Форд" - первый корабль ВМС США, который полностью спроектирован методом виртуального объемного моделирования, разработанным компанией "Нортроп-Грумман".

Применение новых технологий при его создании обеспечило ряд важных преимуществ:
- снижена на 30% трудоемкость технического обслуживания устройств и систем авианосца;
- увеличены возможности по обеспечению полетов палубной авиации (до 160 самолетовылетов в сутки в обычном режиме, в ходе активных действий - до 220);
- уменьшены размеры надстройки (за счет размещения кают членов экипажа и пункта управления авиационной группой внутри корпуса корабля);
- снижена общая масса внутренних подъемных механизмов (в том числе за счет сокращения с трех до двух секций ангара, а также с четырех до трех подъемников самолетов);
- усовершенствована система складирования и подачи боеприпасов (за счет увеличения объема артиллерийских погребов).

АВМА "Джеральд Форд" имеет компактную надстройку с интегрированной мачтой из композитных материалов. На последней установлены РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и система автоматического контроля взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА).

На полетной палубе оборудованы 18 пунктов для заправки и снаряжения самолетов. Одно из важных технологических решений - это замена паровых катапульт электромагнитными ("Имэлс"). Последние обеспечивают большую управляемость процесса взлета палубной авиации, возможность взлета при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра. Эти же катапульты имеют специальные режимы запуска для БЛА.

Кроме того, на палубе впервые применены турбоэлектрические аэрофинишеры. Натяжение синтетического троса в них регулируется электроприводом, что обеспечивает отсутствие экстремальных перегрузок у пилотов, а также снижение нагрузки на тормозной гак и фюзеляж самолета.

Заявлено, что ядерный реактор АВМА может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет, то есть весь рассчетный срок эксплуатации корабля. Мощность силовой установки увеличена на 25%, трудоемкость ее обслуживания сокращена на 50%, а также значительно возросла общая выработка электроэнергии, которая необходима для высокотехнологичных систем авианосца.

Эсминцы УРО типа "Орли Бёрк". Программой строительства эсминцев данного типа в текущем году предусмотрена передача флоту одного и в следующем еще двух кораблей модификации 2А.

Продолжается выработка требований к эсминцам модификации 3. Особенность этих кораблей - наличие у них РЛС ПВО/ПРО AN/SPY-6 противоракетной обороны S-диапазона с АФАР высотой 4,3 м и увеличенной до 10 МВт мощностью излучения. Передача флоту первого корабля новой модификации ожидается в 2023 году.

Генеральными подрядчиками, выполняющими контракт ВМС США на строительство эсминцев УРО типа "Орли Бёрк", являются корпорации "Дженерал дайнэмикс" (г. Бат, штат Мэн) и "Хантингтон инголлс" (г. Паскагула, Миссисипи; до 2012-го - "Нортроп-Грумман").

Эсминцы УРО типа "Замволт". Первоначально в состав американских ВМС должны были войти 32 эсминца данного типа. Однако по причине высокой стоимости руководство МО США было вынуждено кардинально пересмотреть планы их строительства и ограничить серию тремя единицами. Эти корабли предусматривается использовать в качестве лабораторий для испытаний современного энергетического оборудования и перспективных электромагнитных артиллерийских систем. В состав вооружения ЭМ УРО типа "Замволт" входят:
- четыре универсальные установки вертикального пуска (УВП) Мк 57 (PVL8) суммарно на 80 ячеек;
- две 155-мм артиллерийские установки (АУ) Мк 51 "Агс"; - две 57-мм АУ Мк ПО;
- противолодочный вертолет типа MH/SH-60;
- три БЛА вертолетного типа MQ-8 "Файр Скаут";
- многофункциональная РЛС AN/SPY-3.

ДВКД типа "Сан-Антонио". В 2017 году завершится строительство 11-го корабля в серии (LPD 27 "Портланд") и, возможно, до конца текущего года будет заложен 12-й ДВКД данного типа.

Эти корабли оборудованы системой самообороны Мк 2, предназначенной для автоматического обнаружения, идентификации и уничтожения противокорабельных ракет. Она включает электронные датчики, а также комплексы управления огнем и радиоэлектронной борьбы.

Основу вооружения корабля составляют:
- две ПУ ЗРК ближнего действия Мк 49 (под 21 ЗУР RIM-116 каждая);
- две 30-мм автоматические пушки Мк 46;
- девять 12,7-мм пулеметов Мк 26.

В ангарах и на палубе кораблей предусмотрено размещение транспортно-десантных самолетов MV-22B "Оспрей" и вертолетов СН-46 "Си Найт", а также СН-53Е "Си Стэльен". В доковых камерах оборудованы места для десантных катеров.

Генеральный подрядчик, выполняющий контракт на строительство ДВКД типа "Сан-Антонио", - корпорация "Хантингтон инголлс".

 Фрегаты типов "Фридом" и "Индепенденс". Для ВМС США осуществляется строительство ФР двух указанных типов.
Корабли предназначены для ведения боевых действий в прибрежной морской зоне. Кроме того, на них возлагается решение задач борьбы с минной опасностью, подводными лодками и катерами противника.

В ходе несения боевой службы у фрегатов были выявлены серьезные недостатки, такие как слабая защищенность и ограниченная автономность, что привело к пересмотру программы строительства в направлении сокращения их числа с 52 до 40 единиц и снижения темпа ежегодных поставок до одного-двух кораблей. После 2019 года планируется выбрать один проект и установить на него более мощное ракетно-артиллерийское вооружение.

Генеральные подрядчики, выполняющие контракт американских ВМС на строительство ФР, - компании "Маринетт марин" (г. Маринетт, штат Висконсин) и "Аустал" (г. Мобил, Алабама).

Универсальные десантные корабли (УДК) типа "Америка". В соответствии с существующими планами предусматривается постройка 12 единиц, которые постепенно заменят УДК типа "Уосп".

В настоящее время ведутся работы по строительству второго корабля - УДК "Триполи" (LHA 7), спуск на воду которого запланирован на конец текущего года.

Плавбазы типа "Монтфорд-Пойнт". В ВМС США реализуется программа строительства ПБ данного типа, начатая в 2010 году. В настоящее время работы ведутся на четвертом судне. Этот проект намечено завершить к марту 2018 года.

Суда типа "Монтфорд-Пойнт" используются при проведении морских десантных операций в качестве плавбаз передового базирования, которые принимают грузы и технику подразделений морской пехоты с судов-складов и контейнеровозов для последующей их транспортировки десантными катерами, транспортными самолетами и вертолетами непосредственно в район высадки десанта. По мнению специалистов Пентагона, наличие таких судов в составе американского флота значительно снизит зависимость от использования иностранных портов при проведении боевых и гуманитарных операций.

ПБ оборудованы вертолетными площадками, а также местом для приема десантных катеров на воздушной подушке. Кроме того, на судне имеются запасы топлива, а также материально-технические средства для проведения ремонтных работ.

Суда могут быть использованы и в качестве передовой базы сил специальных операций. В этом случае на борту будут размещены штаб, межведомственный разведывательный центр ССО, подразделения специального назначения (СпН), авиационная техника, десантно-высадочные и специальные транспортировочные средства, БЛА, а также необитаемые подводные и надводные аппараты.

Генеральный подрядчик, выполняющий контракт ВМС США на строительство этих судов, - корпорация "Дженерал дайнэмикс".

Танкеры-заправщики (ТНЗ) ТАО(Х). В текущем году командование американских ВМС планирует начать постройку первого из 17 таких судов. При этом кораблестроительная программа предполагает ежегодно закладывать по одной единице в период до 2033 года.

Новые танкеры-заправщики должны заменить выслужившие свой срок ТНЗ типа "Генри Кайзер".

Генеральным подрядчиком на строительство ТНЗ нового поколения для американских ВМС является компания "Дженерал дайнэмикс нэшнл стил энд шип-билдинг" (г. Сан-Диего, штат Калифорния).

Быстроходные военно-транспортные суда (БВТС) типа "Спирхед". Кораблестроительной программой ВМС США в текущем году предусматривается завершение постройки восьмого БВТС данного типа.

Эти суда (грузовместимость до 600 т, дальность плавания до 1 200 миль при скорости 35 уз) имеют конструкцию катамарана и предназначены для решения задач по переброске войск и грузов, снабжения подразделений, обеспечения гуманитарных и поисково-спасательных операций. Судно приспособлено к решению задач в прибрежной зоне, оборудовано вертолетной площадкой и ангаром для авиационной техники.

К 2020 году на вооружении американской морской пехоты планируется иметь 10 судов типа "Спирхед". По оценке руководства компании "Аустал", полный цикл строительства одного БВТС составляет 18 месяцев. При этом средняя стоимость постройки судна не превышает 200 млн долларов.

Десантные катера на воздушной подушке нового типа (ДКВП). С 2014 года корпорация "Текстрон" (г. Новый Орлеан, штат Луизиана) реализует программу строительства 73 ДКВП нового типа, которые должны заменить устаревшие десантные катера типа LCAC. Передача ВМС головного ожидается в 2017 году.

Катер нового типа будет способен транспортировать 74 т грузов различного назначения с максимальной скоростью более 35 уз. Десантовместимость 145 морских пехотинцев.

Строительство катеров ведется на верфи в г. Новый Орлеан. Стоимость программы составляет 4,7 млрд долларов.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение. 2016, №12 С. 67-73

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (17.01.2017) | Автор: Капитан 1 ранга С. Мишин
Просмотров: 8456 | Теги: С. Мишин, Кораблестроительная программа, НИОКР ВМС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar