Кораблестроительный план ВМС США на 2013-2042 годы Капитан 2 ранга Д. Василевский Начало статьи см Зарубежное военное обозрение. - 2013. - № 5. - С. 70 75; № 6. - С. 75-84. Среднесрочный период планирования (2023-2032). Средний уровень ежегодных затрат на строительство в данный период планирования относительно высокий - 19,5 млрд долларов. Это более чем на 4 млрд выше уровня затрат в ближнесрочный период и почти на 3 млрд больше среднего по годам уровня расходов на весь 30-летний период, который составляет 16,8 млрд долларов. Командование ВМС прилагает все усилия для снижения стоимости постройки 11 ПЛАРБ нового поколения типа SSBN-(X) с запланированных 6 млрд до 5,3 млрд долларов. Данный период является наиболее критичным. В том случае, если все нижеперечисленные мероприятия удастся выполнить, численность корабельного состава будет поддерживаться на требуемом уровне восемь из десяти плановых лет. Продолжится строительство АВМА типа "Форд". В 2023 и 2028 годах соответственно будут заказаны четвертый и пятый авианосцы с атомной энергетической установкой. Всего планируется закупить до 33 ЭМ УРО типа "Бёрк" под сери и 3 (DDG-121) с РЛС ОВЦ AMDR для решения задач ПВО/ПРО - 20 из них будут построены в среднесрочный период планирования, а последний должен быть заказан в 2030 году. С 2031 года Пентагон намерен начать строительство многоцелевых ЭМ УРО нового поколения, предназначенных для замены ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерий 1, 2 и 2А, которые будут планово выводиться из состава ВМС в период с 2025 до 2030 года. Требования к ЭМ УРО нового поколения будут рассмотрены в ближайшее время. В некоторых источниках серию этих кораблей называют ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерий 4 (DDG-155), однако, скорее всего, в техническом отношении они будут превосходить прототип ЭМ УРО типа "Бёрк", особенно первой подсерий (DDG-51). Будет продолжено строительство корветов (кораблей прибрежной зоны - LCS) типов "Фридом" и "Индепенденс". Они будут закупаться вплоть до 2026 года, а к 2029-му их численность достигнет требуемой - 52 единиц. Учитывая проектный срок эксплуатации 25 лет, в 2033 и 2035 годах первые корабли необходимо будет вывести из состава ВМС. В этой связи в 2030 году для их замены планируется вы-делить средства на строительство первого корвета нового поколения - LCS-(Х). Последние 10 корпусов многоцелевых ПЛА типа "Вирджиния" будут построены до конца среднесрочного периода планирования. К НИОКР по созданию ПЛА нового поколения (SSN-774(Х), намечается приступить с расчетом начала строительства головной лодки в 2033 году. Продолжится строительство УДК типа "Америка" (LHA-6). Дополнительно к третьему УДК еше три десантных корабля этого класса сЧдут заложены в среднесрочный период планирования с интервалом каждые четыре года начиная с 2024-го. Три из десяти ДТД нового поколения (тип LSD-(X)| будут закуплены в ближнесрочный период планирования с 2018 по 2022 год по одному через год. В среднесрочный период, с 2024 по 2028 год, данный профиль закупки сохранится, а с 2028-го будет строиться по одному кораблю в год. Всего до 2032 года командование ВМС США планирует приобрести оставшиеся семь ДТД. Такие темпы закупки позволят сохранить индустриальную базу, а также удерживать общую численность десантных кораблей на требуемом (33 единицы или более) уровне в период с 2022 по 2040 год. Пять из 17 танкеров-заправщиков (ТЗ) нового поколения будут заложены в ближнесрочный период планирования. Оставшиеся 12 планируется заказываться по одному в год в период с 2023 по 2034 год. Суда снабжения данного класса заменят 15 ТЗ типа "Генри Кайзер" (Т-АО-187) и четыре УТРС типа "Саплай" (Т-АОЕ-6). С принятием на вооружение последнего ТЗ нового поколения в состав вспомогательного флота будут входить суда только двух классов: 12 ТРСБ типа "Льюис энд Кларк" (Т-АКЕ-1) и 17 ТЗ (тип Т-АО-(Х). В 2029 году начнется строительство быстроходного многоцелевого транспортного судна типа JHSV-(Х), предназначенного для замены судна типа "Спирхэд" (JHSV-1), срок службы которого к концу среднесрочного периода приблизится к предельному - 20 лет. В 2023 и 2025 годах планируется начать строительство двух плавбаз ПЛ для замены в 2029-м и 2030-м соответственно находящихся на вооружении плавбаз ПЛ "Эмори С. Лэнд" (AS-39) и "Фрэнк Кэйбл" (AS-40). Продолжительность службы судов данного типа к 2029 году превысит 50-летний срок. В 2032 году начнется строительство первого корабля управления нового поколения LCC-(Х) для замены ШДК типа "Блю Ридж". Четыре ПЛАРК типа "Огайо", прошедшие модернизацию в период с 2002 по 2008 год, значительно повысили боевые возможности ВМС США. Однако их высокая стоимость с учетом ограничения финансирования кораблестроения не позволит провести замену ПЛАРК по достижении ими предельного срока службы. В результате в период с 2013 по 2017 год планируется выделить дополнительные средства на продолжение НИОКР и проектирование дополнительного (к четырем 533-мм торпедным аппаратам и двум носовым ПУ) модуля полезной нагрузки (VPM-Virginia Payload Module) с четырьмя штатными пусковыми установками большого диаметра (2,21 м), расположенными в ряд в кормовой части ПЛА типа "Виргиния". Четыре универсальные ПУ, подобные тем, которые размещены на ПЛАРК типа "Огайо", будут вмещать 28 КРМБ "Томахок" (семь в каждой) либо другую полезную нагрузку расширенной номенклатуры (боевые пловцы ССО, НПА и БЛА различного назначения, разворачиваемые гидроакустические средства и т. п.) в зависимости от характера решаемых задач. В случае успешной разработки такие модули полезной нагрузки намечается устанавливать в кормовой части многоцелевых ПЛА типа "Виргиния" подсерии 3 (Block 5) с 2019 года. Продолжится строительство океанских научно-исследовательских судов T-AGOS-(X). В 2023, 2024 и 2028 годах будет заложено по одному судну этого типа. В 2023 и 2024 годах также планируется закупить два спасательных судна нового поколения T-ARS-(X). Долгосрочный период планирования (2033-2042). Будет продолжено строительство ЭМ УРО типа "Бёрк" и корветов. В начале этого периода закончится строительство ПЛАРБ и ДТД. Ввиду достижения предельного срока эксплуатации первыми кораблями в серии ПЛА типа "Виргиния" (SSN-774) и ДВКД типа "Сан-Антонио" (LPD-17) планом намечено строительство кораблей этого класса нового поколения для их замены. В результате предполагаемый рост численности корабельного состава составит свыше 300 единиц уже в начале дальнесрочного периода, а к 2041-2042 годам она может достичь 307 единиц - наибольшей за 30 лет. Несмотря на это, средний уровень годового финансирования кораблестроительных программ в сравнении с предыдущим периодом планирования может снизиться на 3,6 млрд - до 15,9 млрl долларов в год. Наиболее сложным периодом является среднесрочный. В рамках его намечена реализация программы строительства ПЛАРБ нового поколения SSBN-(Х) -чрезвычайно дорогостоящего проекта, которому отдается приоритет, что приведет к превышению среднего уровня годового финансирования кораблестроительных программ относительно среднего за 30-летний период- 16,8 млрд долларов. В условиях ограниченного бюджета перерасход денежных средств недопустим. В этой связи возможности ВМС по замене выслуживших свой срок ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерии 2А, плановая замена которых должна состояться в период с 2033 по 2042 год, будут ограничены двумя эсминцами в год. Решение данной проблемы, по-видимому, связано с продлением срока службы ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерии 2А до 40 лет, начиная с ЭМ УРО "Оскар Остин" (DDG-79). Тем не менее запланированные темпы строительства приведут к сокращению численности ЭМ УРО до 78 единиц в 2034 году, что на 15 единиц меньше требуемого уровня. Ситуация может выправиться лишь к 2039 году, когда в состав ВМС войдут ЭМ УРО нового поколения типа "Бёрк" подсерии 4 (DDG-155), первый из которых согласно плану будет заказан в 2030-м. Темпы их строительства увеличатся до трех единиц в год в 2036-м - по окончании программы закупки ПЛАРБ нового поколения, что приведет к росту общей численности ЭМ УРО до 88 единиц. Однако необходимо отметить, что сокращение общей численности ракетно-артиллерийских кораблей, вызванной как низкими темпами их строительства, так и выводом из боевого состава КР УРО типа "Тикондерога", в обозначенный период не представляет особой опасности для боеспособности ВМС США, так как крейсера УРО будут выводиться в резерв и при крайней необходимости привлекаться для решения боевых задач ВМС страны. Возможность реализации этих планов, то есть достижения требуемой численности корабельного состава, особенно на дальне срочную перспективу, следует оценивать также с учетом финансовой стороны вопроса. Как показывает практика, стоимость кораблей стремительно растет на протяжении последних трех десятилетий, практически с тех пор как военно-политическим руководством (ВПР) США было принято решение о сокращении количественного состава кораблей и судов вдвое (с 600 до 300). В ценах 2010 года средняя стоимость американских кораблей в 1981-1988 годах составляла 1,1 млрд долларов, в 1993-2000-м - 1,4 млрд, а в 2000-2008 годах - уже 2,1 млрд - то есть за 28 лет она возросла в 2 раза. Например, стоимость первых двух корветов типа "Фридом" и "Индепенденс" увеличилась относительно запланированной на 100 %, головного ДВКД "Сан-Антонио" - на 80 %, а ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт" - на 60 % Таким образом, кораблестроителям не выгодно вкладывать деньги в работы по снижению стоимости кораблей, особенно когда количество заказов сократилось. В связи с этим со стороны ВПР США предпринимаются беспрецедентные меры по снижению не только стоимости кораблей и судов нового поколения, но также их жизненного цикла в целом. При этом, помимо того что устанавливаются фиксированные цены, как не парадоксально, выделяются средства на финансирование НИОКР, направленных на снижение стоимости постройки и эксплуатации кораблей и судов нового поколения. Например, командование ВМС США ожидает, что увеличение темпов закупки позволит снизить стоимость каждой лодки на 200 млн долларов. К 2012 году командование ВМС выдвинуло требование снизить стоимость каждой лодки на 400 млн, что позволило сократить стоимость одной до 2 млрд долларов (в ценах 2005 года). Уже затрачено около 600 млн на снижение стоимости каждой лодки на 172 млн. Приблизительно 84 млн долларов на каждый корпус ПЛА сэкономлено за счет корректировки проекта лодки при разработке третьей подсерии. Более 100 изменений, нацеленных на снижение стоимости и сроков постройки, внесены в проект ПЛА. В результате около 90 млн долларов были сэкономлены благодаря сокращению сроков постройки с 95 до 66 месяцев. В условиях жесткой экономии денежных средств, выделяемых на оборону, военно-политическое руководство США, с одной стороны, прилагает значительные усилия по удержанию роста стоимости кораблестроительных программ, с другой - по повышению боевых возможностей национальных ВМС. В настоящее время и в ближайшей перспективе эта страна будет обладать самыми многочисленными и наиболее технически оснащенными ВМС в мире. В их состав будут входить 12-14 ПЛАРБ, 11 атомных авианосцев, более 45 многоцелевых ПЛА, около 90 НК класса крейсер и эсминец УРО, 52 многоцелевых НК малого водоизмещения, около 33 десантных кораблей, а также более 60 судов снабжения и вспомогательного флота различного типа. Значительное внимание будет уделяться обновлению корабельного состава - на смену выслужившим свой срок кораблям будут приходить корабли нового поколения. Выведенные из боевого состава корабли по достижении предельного срока эксплуатации при возможности и необходимости будут выводиться в резерв. В ближайшие пять лет планируется вывести из боевого состава ВМС 48 кораблей и судов, при этом 11 из них (20 %) - в резерв. Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №8. - С. 82-85 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 5216 | | |
Всего комментариев: 0 | |