Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 05:25
Ключевые слова
В. Трусенков, концепция, тотальные силы

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 1970 - 1990 гг

Американская концепция "Тотальных сил" (1978)

Американская концепция "Тотальных сил"

Полковник запаса В. Трусенков.
кандидат военных наук

Концепция "тотальных (всеобщих) сил" выражает официально принятые политическим руководством Соединенных Штатов способы реализации одного из важнейших положений американской военной доктрины - обеспечение "достаточности" силы для осуществления агрессивного внешнеполитического курса американского империализма в глобальном масштабе. При этом критерием "достаточности" является достижение военного превосходства нал Советским Союзом и другими странами социалистического содружества, которое должно обеспечить возможность успешного ведения против них войны любого размаха. Способы достижения такого превосходства, составляющие содержание этой концепции, служат руководством в деятельности всех государственных органов США при планировании и осуществлении мероприятий по подготовке страны и вооруженных сил к войне, в том числе и в области внешнеполитической деятельности американского правительства.

Концепция "тотальных сил" была принята в 1971 году одновременно с так называемой стратегией "реалистического устрашения", составляющей основу современной военной доктрины Соединенных Штатов. Принятие концепции было обусловлено рядом причин. Главными из них были укрепление экономического и оборонного могущества Советского Союза, всех стран социалистического содружества и изменение соотношения сил на международной арене в пользу социализма, я также дальнейшее углубление общего кризиса капитализма. Как известно, к началу 70-х годов США утратили былое превосходство в ракетно-ядерном оружии. Бывший президент США Никсон был вынужден признать "конец неоспоримого превосходства Соединенных Штатов в смысле стратегического могущества и приход ему на смену стратегического равновесия, при котором ядерные силы США и Советского Союза сопоставимы".

Притязания США на мировое господство уже не соответствовали реальным возможностям Соединенных Штатов. Гонка вооружений, агрессия в Юго-Восточной Азии, большие расходы на содержание войск на чужих территориях привели к напряжению экономики страны, расшатали финансовую систему, обострили внутренние социальные проблемы. В связи с этим уменьшились возможности американского империализма в достижении глобальных политических целей. Военно-политическое руководство США пришло к выводу, что американская военная доктрина стала "нереалистичной" и уже не соответствует изменившимся условиям. Выполняя роль мирового жандарма. Соединенные Штаты приняли на себя обширные обязательства по военной поддержке реакционных режимов на всех континентах, развязывали многочисленные вооруженные конфликты. Все это привело к расширению военных усилий, и, как заявил в 1971 году бывший министр обороны США Лэйрд, вооруженные силы США перестали обеспечивать эффективное устрашение.

Под влиянием перечисленных факторов правящие круги США были вынуждены изменить способы действий, но не отказались от политической цели завоевания мирового господства. Они решили для достижения своих целей опираться не только на собственные силы, а мобилизовать на борьбу против стран социализма и национально-освободительного движения все капиталистические государства, в максимальной мере использовать их возросший экономический и военный потенциал. "Америка по-прежнему должна играть ведущую роль в мире для того, чтобы он отвечал требованиям нашего благоденствия, - заявил бывший президент Никсон 9 марта 1972 года во внешнеполитическом послании конгрессу. - Интересы сохранения наших союзов и поддержания их силы требуют, чтобы наши друзья приняли на себя большую ответственность за наши совместные усилия". Эта новая политическая установка ныне составляет одно из важнейших положений современной военной доктрины США, а способы се реализации - сущность концепции "тотальных сил". Следовательно, сущность концепции "тотальных сил" состоит в стремлении США мобилизовать все силы капитализма на борьбу против мирового революционного процесса, максимально использовать людские и материальные ресурсы не только Соединенных Штатов, но и их союзников для создания военного превосходства над странами социалистического содружества. Предусмотренные концепцией способы обеспечения "достаточности" военной мощи согласованы с принципом "силы н партнерства", определяющим главные направления американской внешней политики. Основополагающая установка концепции заключается в том, что вышеназванные задачи должны выполняться "тотальными", а не только американскими вооруженными силами. Повышению мощи этих сил н обеспечению возможности использовать их в интересах Соединенных Штатов подчинены все планируемые и осуществляемые комитетом начальников штабов и другими государственными органами мероприятия в политической, экономической и военной областях.

В соответствии с концепцией в состав "тотальных сил", которые комитет начальников штабов США планирует использовать в случае войны, включаются вооруженные силы США и их союзников по военно-политическим блокам и двусторонним соглашениям. "Тотальные силы" составляют не только регулярные войска, но и все резервные компоненты, включая формирования, развертываемые по мобилизации. Сюда же Пентагон относит н военный потенциал тех капиталистических стран, которые в настоящее время не связаны с США военно-политическими обязательствами, но занимают важное положение в мире и могут стать их союзниками в будущем.

В наращивании "тотальных сил" Соединенные Штаты осуществляют принцип "взаимозависимости", с тем чтобы удерживать своих союзников в постоянной зависимости от американских военных, и прежде всего ядерных, гарантий. Для этого в строительстве собственных вооруженных сил главное внимание они уделяют развитию стратегических наступательных и тактических ядерных сил, предназначенных для использования на театрах военных действий, а также обеспечению качественного превосходства собственной тактической авиации, ВМС и сухопутных войск над соответствующими видами вооруженных сил союзников по агрессивным военным блокам. Помимо этого, в последние годы Пентагон принимает меры по повышению боевых возможностей резервных компонентов ВВС и сухопутных войск, с тем чтобы соединения и части резерва можно было использовать наравне с регулярными войсками.

Мощный военный потенциал, и прежде всего почти полная среди стран Запада монополия Соединенных Штатов в ракетно-ядерном оружии, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих им господствующее положение в капиталистическом мире н реализацию концепции "тотальных сил". Даже развитые капиталистические государства, добившиеся значительного ослабления экономической зависимости от Соединенных Штатов, остаются зависимыми от них в военном отношении, так как ни одно из них в отдельности и даже любая их региональная группировка не в состоянии сравниться с США по уровню военного потенциала. Поэтому монополистическая буржуазия, кровно заинтересованная в классовом союзе с американским империализмом для сохранения капиталистической системы, поддерживает его требования об увеличении военных расходов и наращивании военного потенциала своих стран.

В соответствии с принципом "взаимозависимости" Соединенные Штаты требуют от своих союзников всемерного наращивания боевой мощи прежде всего обычных вооруженных сил. Это стало особенно необходимым после того, как американское военно-политическое руководство пришло к выводу, что вследствие сложившегося равенства США и СССР в стратегических силах эффективность их ядерного "устрашения" значительно снизилась. Наращивание "тотальных сил", по мнению представителей Пентагона, должно происходить дифференцированно, в зависимости от экономических возможностей союзников.

Западноевропейские страны НАТО, как заявил бывший министр обороны США Лэйрд, должны иметь мощные бронетанковые и противотанковые силы, достаточное количество авиации для обеспечения превосходства в воздухе и боевой поддержки сухопутных войск, эффективные ВМС. Выполняя это требование, западноевропейские партнеры Соединенных Штатов ежегодно увеличивают ассигнования на модернизацию вооруженных сил. Так, по официальным данным НАТО, за период с 1970 по 1975 год нх военные расходы увеличились более чем в два раза и к 1975 году достигли 57,217 млрд. долларов, а их доля в общих военных расходах всего блока, включая США и Канаду, возросла с 23,5 % в 1970 году до 38,3 % в 1975 году. По утверждению бывшего министра обороны США Шлесинджера, "в вооруженных силах мирного времени, развернутых на Европейском континенте... союзники поставляют 90 % сухопутных войск, 80 % кораблей и 75 % самолетов НАТО".

В мае 1977 года на заседании комитета военного планирования НАТО, проходившем на уровне министров обороны, по требованию Соединенных Штатов было принято решение о дальнейшем увеличении ежегодных военных расходов каждой страны - участницы блока не менее чем на 3 %

От слаборазвитых в экономическом отношении союзников США требуют наращивания численности главным образом сухопутных войск. Более того, они должны вести локальные войны собственными силами или с помощью союзников по региональным блокам. Как заявил бывший президент Никсон, эти страны должны взять "на себя основную ответственность за выделение людских ресурсов для собственной обороны...

Ответственность за оборону.-- должны нести прежде всего они сами, а во вторую очередь - их региональные организации. В тех же случаях, когда этого требуют наши интересы. Соединенные Штаты могут и будут участвовать, но именно участвовать, а не нести все бремя".

В соответствии с такой официальной установкой строительство вооруженных сил Израиля, Южной Кореи, Филиппин и других стран осуществляется при финансовой, технической и другой помощи со стороны Соединенных Штатов. Военную помощь этим странам США оказывают главным образом путем поставок оружия и боевой техники, подготовки в своих учебных заведениях их офицерских кадров и организации боевой подготовки непосредственно в частях американскими военными специалистами. Предусмотренные концепцией "тотальных сил" поставки американского оружия и боевой техники являются важным фактором наращивания военного потенциала н других капиталистических государств, в том числе с развитой военной промышленностью, но производящей не все виды военной техники. В зависимости от экономических возможностей стран импортеров поставки им американского оружия осуществляются безвозмездно, в кредит или за наличный расчет.

В 1976 голу конгресс США на военную помощь иностранным государствам утвердил сумму в размере 4.8 млрд долларов. Сюда входят безвозмездные поставки оружия, кредиты па его закупку и проведение военно-политических мероприятий. Из этих денежных средств 2,577 млрд. долларов выделены Израилю. Остальная часть предназначалась для Турции, Греции, Южной Кореи, Филиппин, Таиланда, Индонезии и некоторых других государств. За наличный расчет, по сообщению агентства Рейтер, в 1976 году США предполагали поставить иностранным государствам оружия и боевой техники на сумму 9,5 млрд долларов. За наличный расчет они продают оружие как союзникам, так и другим странам проамериканской ориентации, политика которых способствует укреплению позиций США в важных районах мира Таким образом, военная помощь и продажа оружия за наличный расчет используются Соединенными Штатами и как способ наращивания "тотальных сил", и как средство укрепления своего влияния в других странах.

В числе мероприятии, предусмотренных концепцией "тотальных сил", важнейшими являются укрепление существующих и создание новых военно политических блоков, а также двустороннее военное сотрудничество на основе соглашений "по обеспечению безопасности". Особые усилия США направляют на укрепление главной военно-политической группировки империалистических стран - Североатлантического союза. В 1974 году по их инициативе странами - участницами НАТО была подписана "Атлантическая декларация", в которой вновь была подтверждена готовность этих стран укреплять военно-политическое сотрудничество в рамках блока. В последнее время США предпринимают меры к укреплению южного фланга НАТО, ослабленного противоречиями между Турцией и Грецией и заявлением последней о своем выходе из военной организации блока. Этой цели подчинено и предоставление упомянутым странам американской военной помощи.

Для мобилизации "тотальных сил" и использования их по усмотрению руководства Пентагона были созданы такие многонациональные формирования, как "мобильные силы" в сухопутных войсках и тактической авиации НАТО в Европе и постоянное соединение ВМС блока на Атлантике. По замыслу американского военно-политического руководства, они должны демонстрировать единство всех стран блока в мирное время, а в случае развязывания войны сделать ее с самого начала коалиционной. Именно поэтому командование НАТО на учениях объединенных вооруженных сил отрабатывает варианты применения "мобильных сил" на различных направлениях Европейского театра, и особенно в районах, расположенных на большом удалении от тех стран, подразделения которых входят в состав "мобильных сил".

Как свидетельствует иностранная печать, концепция "тотальных сил" предусматривает непрерывное повышение боевых возможностей вооруженных сил США, а также проведение разнообразных мероприятий по наращиванию военного потенциала других капиталистических стран и использованию его американским военно-политическим руководством для решения глобальных внешнеполитических задач. Содержание этой концепции свидетельствует об агрессивности американского империализма, его стремлении втянуть в военные авантюры всех союзников Соединенных Штатов и использовать в своих интересах их людские, материальные и другие ресурсы. Реализация концепции "тотальных сил" создает угрозу миру во всем мире, поскольку она направлена на перерастание любого вооруженного конфликта в мировую войну и автоматическое втягивание в нее многих стран.

Зарубежное военное обозрение 1978, №1, С. 9-13

 

Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (28.12.2012) | Автор: Полковник запаса В. Трусенков

Просмотров: 1128 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов