search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американская система УРО "Гарпун" (1976)

Американская система УРО "Гарпун"

Капитан 1 ранга Ю. Тучков

Милитаристские круги США в своих агрессивных целях наряду с широкими мероприятиями, направленными на дальнейшее усиление своих ВМС в целом, стремятся увеличить боевые возможности отдельных кораблей, подводных лодок и самолетов. Так, по заказу министерства ВМС фирма "Макдоннелл Дуглас" разрабатывает три варианта противокорабельной системы УРО "Гарпун" для установки на кораблях, подводных лодках и самолетах. Как сообщалось в иностранной печати, эта система должна поступить на вооружение ВМС в конце 1976 года.

Система УРО "Гарпун" включает: управляемую ракету, пусковую установку и приборы управления.

Гарпун
Рис. 1. Ракета "Гарпун" RGM-84A: 1 - приборный отсек: 2 - отсек боевой части; 3 - отсек маршевого двигателя; 4 - хвостовой отсек; 5 - стартовый ускоритель

Ракета "Гарпун" (рис. 1) построена по обычной аэродинамической схеме, имеет крестообразное крыло и четыре складывающихся руля. Корабельный и лодочный варианты ракеты (RGM-84A) в отличие от самолетного (AGM-84A) имеют стартовый ускоритель с четырьмя складывающимися стабилизаторами, расположенный соосно с маршевым двигателем. Корпус ракеты состоит из четырех отсеков: приборного, боевой части, маршевого двигателя и хвостового. Основные тактико-технические данные ракеты "Гарпун" RGM-84A приведены в таблице.

Основные тактико-технические данные УР "Гарпун" RGM-B84A
(корабельный вариант) *
Стартовый вес 667
Длина м 4,581
Диаметр корпуса м 0,343
Размах крыла м 0,914
Вес боевой части, кг 230
Максимальная дальность стрельбы, км 110-130
Постоянный угол возвышения при пуске с контейнерной пусковой установки. град 35
Угол встречи с целью, град Около 7
Маршевая скорость Высокая дозвуковая
Высота маршевого участка полета Малая высота полета
Профиль полета на конечном участке Очень малая высота полета или горка с последующим пикированием на цель
Система наведения Комбинированная инерциальная на начальном в маршевом участках и активное радиолокационное самонаведение на конечном
* Самолетный вариант УР "Гарпун" AGM-84A отличается от корабельного по весу (522 кг) и длине (3,84 м) за счет отсутствия стартового ускорителя.

В приборном отсеке (рис. 2), который в носовой части закрыт обтекателем, размещены активная радиолокационная головка самонаведения PR-53/DSO-28, блок инерциального наведения на начальном и маршевом участках полета, радиолокационный высотомер AN/APN-194, передающая антенна высотомера и преобразователь электропитания.

Головка самонаведения PR-53/DSO-28 разработана полностью на транзисторах (вес около 34 кг, объем 32 дм3). Она защищена от средств радиоэлектронного подавления, так как значения ее рабочей частоты меняются по случайному закону. В передней части головки имеется антенная фазированная решетка, которая может поворачиваться в пределах +450 в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Головка самонаведения включается на конечном участке и начинает поиск цели в соответствии с командами, выдаваемыми устройством программного сканирования по азимуту и дальности. Во время полета ракеты этим устройством управляет ЭВМ блока инерциального наведения на начальном и маршевом участках.

Блок инерциального наведения на начальном и маршевом участках (размер 15х26х30 см, вес 11 кг) состоит из двух основных частей: цифровой ЭВМ-автопилота, инерциальных приборов управления и наведения. Цифровая ЭВМ-автопилот общего назначения параллельного действия имеет ЗУ с произвольным доступом емкостью 512 16-разрядных слов и постоянное ЗУ емкостью 7680 столько же разрядных слов.

В состав инерциальных приборов управления и наведения входят три гироскопа, определяющие скорость отклонения ракеты от заданного положения в пространстве, и три акселерометра, определяющие ускорение этого отклонения. До момента пуска ракеты в ее инерциалъные приборы управления и наведения вводятся исходные данные, которые вместе с информацией, поступающей от радиолокационного высотомера, используются для удержания ракеты на заданных высоте и курсе на начальном и маршевом участках траектории полета. После того как цель будет обнаружена и захвачена головкой самонаведения, ее сигналы поступят в автопилот, а далее на рулевые машинки для наведения ракеты на цель.

Радиолокационный высотомер AN/APN-194 используется для наведения на начальном и маршевом участках полета ракеты. Его передающая антенна размещается в приборном отсеке, а приемная - в отсеке боевой части.

В отсеке боевой части размешается обычный заряд (общий вес 230 кг, длина 0,9 м), снабженный исполнительно-предохранительным устройством, неконтактным взрывателем и взрывателем ударного действия с замедлением.

В отсеке маршевого двигателя размещаются топливный бак, маршевый ТРД J402-CA-400 (вес 44 кг, длина 76,2см, тяга 273 кг) с осевым центробежным компрессором. С наружной стороны отсека расположены воздухозаборник и консоли крыльев. Топливный бак вмещает около 50 кг топлива типа JP-5. Перед ним находятся две серебряно-цинковые батареи, которые служат для питания бортовых приборов ракеты. Они весят 9 кг и активируются перед пуском ракеты.

Рис, 2. Приборный отсек ракеты "Гарпун": 1 - обтекатель; 2 - преобразователь; 3 - установочное кольцо; 4 - блок инерциального наведения на начальном и маршевом участках; 5 - радиолокационный высотомер; 6 - передающая антенна радиолокационного высотомера; 7 - активная радиолокационная головка самонаведения

Хвостовой отсек имеет четыре руля управления, а также опорное кольцо, к которому с помощью разрывных болтов крепится стартовый твердотопливный ускоритель (вес 137 кг, вес топлива 66 кг, тяга 6600 кг), сообщающий ракете продольное ускорение 10g Ускоритель имеет четыре стабилизатора и кольцо с четырьмя отверстиями для разрывных болтов. После окончания работы ускорителя болты подрываются, и он отделяется от ракеты.

Пусковые установки. Стрельбу ракетами "Гарпун" можно вести с различных пусковых установок.

Рис. 3. Траектории полета УР "Гарпун": ДБ - начальный участок; БВ - маршевый участок; ВГ - конечный участок

Для пуска УР "Гарпун" с надводных кораблей могут использоваться установки находящихся на вооружении систем ЗУРО "Тартар" (Мк11, Мк13 или Мк22), "Терьер" (Мк10 с дополнительной направляющей для ПЛУР "Асрок") и системы ПЛУРО "Асрок" (Mk112). В настоящее время для тех кораблей, которые не имеют таких систем, создана пусковая установка контейнерного типа, имеющая постоянный угол возвышения +35°, алюминиевую раму-основание (размер 1,4х2,0 м, вес 3,8 т), к которой с помощью быстроразьемного соединения крепятся четыре контейнера с ракетами.

С корабельной пусковой установки ракета запускается с помощью стартового ускорителя и делает горку. В наивысшей точке горки отделяется стартовый ускоритель и включается маршевым двигатель, с помощью которого ракета продолжает полет. На начальном (рис. 3, АБ) и маршевом (рис, 3. БВ) участках ракета управляется и наводится с помощью автономной инерциальной системы и радиовысотомера, На конечном участке (рис 3, ВГ) ракета снижается на малую высоту полета, включается активная головка самонаведения, которая начинает поиск, захват, слежение и наведение ракеты на цель. На малой высоте она летит до встречи с целью или делает перед ней горку и пикирует на нее.

Пуск ракеты "Гарпун" из погруженной подводной лодки осуществляется через торпедный аппарат с помощью специальной капсулы. имеющей размеры торпеды и состоящей из центрального, носового и хвостового отсеков. На последнем имеются стабилизаторы. Капсула с находящейся в ней ракетой "Гарпун" со стартовым ускорителем выстреливается из торпедного аппарата погруженной подводной лодки. Консоли крыла, рули управления и стабилизаторы стартового ускорителя ракеты в этот момент сложены. Капсула имеет положительную плавучесть и благодаря стабилизаторам, расположенным на хвостовом отсеке, в строго определенном положении всплывает на поверхность моря. При достижении поверхности моря отделяются хвостовой и головной отсеки капсулы и включается ускоритель ракеты. При выходе ракеты из капсулы раскрываются консоли крыла, рули и стабилизаторы стартового ускорителя. Далее полет ракеты аналогичен корабельному варианту.

Пуск ракеты "Гарпун" с самолетов может осуществляться с пусковых установок AERO 65А1 базовых патрульных самолетов Р-3 "Орион", MAU-9A/1 палубных противолодочных самолетов S-3А "Викинг" и штурмовиков А-7Е "Корсар"2, а также AERO 7A1 палубных штурмовиков А-6Е "Интрудер".

Если высота и скорость полета самолета-носителя небольшие, то маршевый реактивный двигатель начинает работать в момент ее пуска. Если самолет находится на большой высоте, то маршевый двигатель ракеты не запускается до тех пор, пока ракета не достигнет определенной высоты, на которой запускается маршевый двигатель, и ракета продолжает полет на маршевом участке (рис. 3, БВ) аналогично корабельному варианту.

Приборы управления системы УРО "Гарпун", находящиеся на носителе, на основе данных о цели и носителе рассчитывают углы ориентации гироскопических приборов инерциальной бортовой системы и время включения головки самонаведения. Кроме этого, они обеспечивают подачу электропитания до момента активации батареи, вырабатывают боевой курс носителя, осуществляют предстартовую проверку и контроль за состоянием системы и выдачу электрического сигнала для пуска ракеты. Данные о цели и носителе определяются имеющимися на нем средствами, не входящими в систему УРО "Гарпун". Для этой системы специально разработаны: универсальная ЭВМ, блок преобразования данных, блок согласования и распределения, пульт управления пуском ракеты, а также вспомогательные блоки.

Универсальная ЭВМ определяет углы ориентации гироскопов ракеты, время включения головки самонаведения н вырабатывает боевой курс носителя

Блок преобразования служит для преобразования данных из аналоговой формы в цифровую и обратно.

Блок согласования и распределения обеспечивает подачу питания от сети носителя на ракеты и распределение по ракетам данных, поступающих от ЭВМ.

Предстартовая проверка и подготовка системы, выбор источника данных о цели и ввод этих данных в ЭВМ осуществляются с пульта управления пуском ракеты. На нем имеются лампы сигнализации и световые табло, по которым можно контролировать состояние системы, а также пусковая кнопка.

Так, на самолете Р-3 "Орион" после окончания предстартовой проверки на табло пульта управления пуском ракеты высвечивается слово "Да", если вся система исправна, или "Нет", если имеются какие-либо неисправности. После этого в систему управления ракетой вводятся исходные данные, о чем свидетельствует высвечивание слова "Готово", после чего можно производить пуск.

Большая серия испытательных пусков ракеты "Гарпун", как сообщает зарубежная печать, показала хорошие результаты. Вероятность попадания ракеты в цель достигала 90%. и выше. На этих испытаниях систему обслуживала смешанная группа, в состав которой вошли представители фирмы-изготовителя и ВМС.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №3, с. 78-82

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (27.01.2012) | Автор: Капитан 1 ранга Ю. Тучков
Просмотров: 7454 | Теги: RGM-84A, Гарпун, Ю. Тучков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar