search
menu
person

NEWS AND UDATES


Дозаправка в воздухе тактических самолётов

Дозаправка в воздухе тактических самолётов

Генерал-майор авиации А. Бурмистров,
кандидат военных наук: майор А, Компанеец

Империалистические круги основных капиталистических стран продолжают увеличивать свой военный потенциал, несмотря на выступления широком мировой общественности, настойчиво требующей прекращении гонки вооружений и установления прочного мира на всей планете. Наращивание военного потенциала идет не только но линии увеличения количества техники и оружия, но и повышения их боевых возможностей.

Одним из способов повышения боевых возможностей тактических и стратегических самолетов, как считают иностранные военные специалисты, является дозаправка их топливом в воздухе. За счет дозаправки они могут летать на значительные расстояния, брать па борт больше боевого груза и быстрее прибывать к месту выполнения боевого задания.

В иностранной печати приводились такие данные. Истребитель-бомбардировщик F-4D "Фантом"2 при полете к цели на малой высоте имеет тактический радиус действия без подвесных баков около 400 км, а с двумя подвесными баками - 650 км. При использовании этого самолета в качестве истребителя-перехватчика, вооруженного четырьмя УР. его радиус при ведении пятиминутного воздушного боя без включения форсажа будет примерно равен 600 км (без подвесных баков) и 870 км (с тремя подвесными баками). При однократной попутной дозаправке тактический радиус самолетов может быть увеличен на 30-40 проц.

Исходя из опыта опыта войны 1973 года на Ближнем Востоке, специалисты ВВС США утверждают, что дозаправка в воздухе дает возможность перебрасывать на самолетах войска и грузы в любой район земного шара, где, по их мнению, "затрагиваются интересы безопасности страны", без нарушения суверенитета других государств и без транзитных посадок на аэродромы даже своих союзников.

США имеют на чужих территориях большое количество военных баз, которые, по признанию иностранных обозревателей, служат передовыми постами в развязывании новых агрессивных войн. Во время разнообразных учений и маневров на эти базы перебрасываются части и полразделения сухопутных войск и авиации. Дозаправка в воздухе тактических истребителей сокращает до минимума время прибытия их в назначенное место.

Показательными в этом отношении являются проводимые ежегодно учения и маневры тактической авиации объединенных ВВС НАТО под названием "Дип фарроу" и "Босфорский экспресс", предусматривающие транспортировку по воздуху из Западной Европы в Грецию и Турцию так называемых мобильных сил, а также специальные учения "Крестид кэп", во время которых подразделения тактических истребителей F-4 "Фантом"2 совершают межконтинентальные перелеты с авиабазы Холломэн (штат Нью-Мексико) в Западную Европу. При этом они дозаправляются в воздухе до шести раз.

Как известно из материалов зарубежной печати, дозаправка самолетов в воздухе широко применялась американцами в войне во Вьетнаме. При налетах на объекты ДРВ, имеющие сильную систему ПСО, авиация США действовала группами (включая обеспечивающие), которые насчитывали более 50 самолетов. Ударную группу, как правило, обеспечивали самолеты-заправщики КС-135 из расчета один на четыре ударных самолета или восемь на каждые 16.

По мнению иностранных военных специалистов, дозаправлять тактические истребители намного легче, чем стратегические бомбардировщики, так как первые могут более точно выдерживать параметры строя и быстрее реагировать из команды.

Один самолет-заправщик может обслужить один или одновременно два, три и даже четыре тактических истребителя. Дозаправка группы самолетов значительно увеличивает пропускную способность, но она намного сложнее. На страницах иностранной печати сообщалось, что в 1972 году было совершено 1086 дозаправок тактических истребителей, из них 40 проц. были групповыми.

В целом дозаправка требует от экипажей хорошей слаженности действии и немалого времени подготовки, включая тренировки на тренажерах.

Для дозаправки в воздухе тактических истребителей применяются различные самолеты.

В США такими самолетами являются КС-135А и KC-97L. Заправщики КС-135А, которых в ВВС насчитывается около 600 единиц, могут обслуживать как стратегические1, так и тактические самолеты. Они входят в состав стратегического авиационного командования, а самолеты KC-97L (около 80) состоят на вооружении ВВС национальной гвардии США.

Дозаправка тактических истребителей, базирующихся в Западной Европе, осуществляется самолетами КС-135, размещенными на авиабазе Торрехон (Испания), и КС-97, которые летают на авиабазу Рейн-Майн (ФРГ) по программе "чередование".

Большинство их оборудовано системой (расположена в задней нижней части фюзеляжа), включающей телескопическую трубу с аэродинамическим наконечником (flying boom). На заправляемом самолете имеется воронка топливоприемника. При такой системе во время дозаправки самолет, принимающий топливо, должен точно выдерживать направление на ось телескопической трубы, которая может смещаться только вверх и вниз. Контакт происходит тогда, когда наконечник телескопической трубы попадает в воронку топливоприемника, а затем и в отверстие, где его "захватывает" специальное устройство.

Для обслуживания ряда тактических истребителей, в частности F-100. системы дозаправки некоторых самолетов КС-135 были модернизированы: к телескопической трубе был присоединен гибкий шланг с конусом, что позволило использовать их также для обслуживания канадских и английских самолетов, имеющих приемные штанги.

В ВМС США имеется небольшое количество самолетов-заправщиков KC-130F, которые предназначены главным образом для обслуживания вертолетов. Система их дозаправки включает два контейнера (длиной по 4,1 м), подвешиваемые под каждой консолью крыла. Из них выпускаются шланги с конусами. На заправляемом вертолете или самолете имеется приемная штанга. На самолетах разных типов приемную штангу устанавливают в различных местах, например в передней части фюзеляжа или на ребре атаки консоли крыла, а на вертолете - в носовой части фюзеляжа. Эта система получила название "конус-штанга" (probe and droque).

Для обслуживания палубных штурмовиков А-4 и А-6 используют самолеты А-3, которые также имеют оборудование системы "конус-штанга", смонтированное в нижней части фюзеляжа. На заправщик обычно подвешиваются дополнительные подкрыльевые топливные баки.
В настоящее время стандартным заправщиком ВМС является самолет KA-6D. Он может отдать другому самолету 9500 кг топлива сразу же после взлета или 7300 кг на расстоянии от аэродрома базирования 460 км.

В ВВС Великобритании имеются заправщики "Виктор"К.1, которые оснащены тремя заправочными системами: две под крылом и одна под фюзеляжем. Они могут дозаправлять одновременно два самолета с помощью систем, находящихся под каждой консолью крыла, или один, используя систему, расположенную под фюзеляжем.

Заправщики обслуживают самолеты, совершающие полеты на заморские территории, и перехватчики, которым ставится задача действовать на больших расстояниях от своих 6aз. В иностранной печати сообщалось, что дальний рубеж перехвата для английских истребителей определен в 1500 км.

В последние годы 30 средних бомбардировщиков "Виктор"S.2 были переоборудованы под заправщики и получили обозначение "Виктор" К.2 По данным зарубежной печати, в ВВС Великобритании всего насчитывается около 40 самолетов-заправщиков.

Для дозаправки средних стратегических бомбардировщиков "Мираж"4 ВВС Франции используются 12 самолетов КС-135 американского производства. Они же приспособлены для обслуживания истреби-телеII F-100, а в скором времени будут дозаправлять и самолеты "Ягуар".

Некоторое количество самолетов-заправщиков имеется в ВВС Канады, Ирана и Испании.

Основные тактико-технические данные самолетов-заправщиков, широко используемых в капиталистических странах, приведены в таблице

Организация дозаправки тактических самолетов в указанных выше странах может быть различной. Тактические истребители могут получать топливо от заправщиков, находящихся в зоне ожидания Это обычно происходит перед входом боевых самолетов в воздушное пространство противника или при выходе из него, или если на маршруте полета истребителей нет аэродромов, на которые могли бы базироваться заправщики. Недостаток такого варианта-ограниченное количество отдаваемого топлива.

Основные тактико-технические данные самолётов-заправщиков капиталистических стран
Обозначение самолета экипаж чел Максимальный взлётный вес кг Максимальная скорость полёта* км/ч Практический потолок. м максимальная дальность полета *. км Возможное количество отдаваемого топлива, кг / При удалении от авиабазы, км
KC-135А 4 134700 940 15 200 7 000 24 500 / 1 850
KC-97L 5 79400 600 10 000    6900 / 26000
КС-135F 5 70 300 600 7 010  6100  14 000 / 1 600
KA-6D 2 27000 1000 10 970 4890 7 300 /  460
"Виктор" K.1 5 90 000 1040 16 700 6500 23 000
"Виктор. K.2 5 101 500 1200 18 000 10 000 18 000
* На большой высоте

В другом варианте заправщики взлетают с авиабазы из положения "дежурство" и самостоятельно выходят в район встречи. Этот вариант применяется тогда, когда необходимо увеличить боевую нагрузку самолетов и когда маршрут последних проходит недалеко от аэродромов базирования заправщиков.

 Третий вариант предусматривает взлет с одной авиабазы заправщиков, а затем, с некоторым интервалом, и тактических истребителей. Последние догоняют заправщики в расчетной точке встречи. В этом случае тактические истребители могут брать на борт большее количество боеприпасов. Такой порядок заправки применяется при отсутствии на пути следования аэродромов, на которые могли бы базировался заправщики или истребители

В войне во Вьетнаме, как указывалось в зарубежной печати, дозаправка тактических истребителей США производилась как на маршруте при полете к цели, так и при возвращении их с задания. В первом случае ее легче было осуществить, но при этом самолет становился менее маневренным, и ему труднее было преодолевать систему ПСО противника. Во втором случае боевые самолеты имели больше возможностей для маневра, однако здесь возникали трудности в определении места встречи для дозаправки на обратном пути.

При межконтинентальных перелетах американские тактические самолеты дозаправляются в воздухе по нескольку раз. При этом выбор варианта организации дозаправки зависит от поставленных задач, а также от того, над каков местностью И чьей территорией пролетает маршрут полета.

В нормальных условиях дозаправка обычно происходит на высотах 6000-10000 м и скоростях по прибору 430-450 км/ч. Встреча осуществляется при помощи бортовых радиосредств или наземного радиомаяка. Непосредственное сближение и контакт происходят визуально. Экипажи должны хорошо видеть самолеты. Скорость сближения выдерживается 3,5-9 км/ч (особенно при использовании системы "конус-штанга"), что обеспечивает надежное сцепление контактных узлов систем дозаправки. После установления контакта принимающий топливо самолет должен сразу же погасить скорость и выдерживать ее равной скорости заправщика. При этом не должно быть рыскании самолетов по курсу.

В американской печати сообщалось о дозаправке в воздухе самолетом ТА-4 палубного истребителя ВМС США F-14 "Томкэт" на высоте 6130 м и со скоростью по прибору 445 км/ч. К моменту дозаправки на этом самолете имелось 2075 кг топлива. За 3 мин в его баки было перекачено 1360 кг топлива.

По утверждению иностранных военных специалистов, продолжительность дозаправки тактического истребителя от самолета КС-135 составляет 6-6,5 мин с учетом времени, затрачиваемого на пристраивание к заправщику (1 - 1,5 мин), перекачку топлива (4 мин), расцеп и выход и зону ожидания (1 мин). При скорости полета по прибору около 430 км/ч и высоте полета 8000 м протяженность маршрута дозаправки составит 66 км. В зарубежной печати подчеркивалось, что при встрече и дозаправке топливом в полете чрезвычайно важное значение имеет бесперебойная связь, при нарушении которой дозаправка прекращается.

Большое внимание за рубежом уделяется дальнейшему развитию заправочной авиации, которое идет в основном по линии увеличения количества поднимаемого заправщиком топлива для отдачи его другому самолету. Командование ВВС США, например, планирует создать новые заправщики на базе тяжелых пассажирских самолетов, таких, как Боинг 747, DC-10 или L-1011.

Во Франции изучается вопрос о замене заправщиков КС-135А более современными самолетами A.300В. Военные специалисты Великобритании полагают, что потребности ВВС вполне могут удовлетворять заправщики "Виктор"К.2, которые предполагается эксплуатировать до конца 80-х годов.

Таким образом, дозаправку топливом в воздухе тактических истребителей иностранные военные специалисты рассматривают как один из важных элементов расширения боевых возможностей тактической авиации.

1 О дозаправке r воздухе стратегической авиации см. "Зарубежное военное обозрение, 1974, № 8. С, 51 - 56. - Ред.

Зарубежное военное обозрение, 1975, № 8. С, 47-52

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (05.11.2011) | Автор: Генерал-майор авиации А. Бурмистров
Просмотров: 22392 | Теги: дозаправка, А. Бурмистров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar