Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 17:29
Ключевые слова
Ю. Дмитриев, NASA, космос, Шатл, НАСА

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 1970 - 1990 гг

Финансирование работ по созданию транспортного космического корабля (1976)

Финансирование работ по созданию транспортного космического корабля

Ю. Дмитриев

В настоящее время в США ведут интенсивные работы по созданию перспективной транспортной космической системы, предназначенной для вывода полезных нагрузок на околоземные орбиты. Решение о разработке такой системы, принятое правительством США. вызвано его стремлением значительно снизить затраты на запуски космических объектов и за счет этого выполнить важные задачи военного и прикладного назначения.

Транспортной космической системе придается особое значение в осуществлении как национальной космической программы США вообще. так и военно-космических программ министерства обороны в частности. К числу основных задач, которые планируется выполнять с помощью данной системы в интересах министерства обороны, относятся: вывод на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли военного назначения; техническое обслуживание и ремонт военных спутников, находящихся на орбите; ведение военной разведки; наблюдение за искусственными спутниками Земли вероятного противника, а при необходимости вывод их из строя или уничтожение; обеспечение работы долговременных орбитальных станций и т. д. Как утверждают иностранные специалисты, все это свидетельствует о намерениях американского командования использовать перспективную транспортную космическую систему в качестве разведывательного, а возможно, и ударного космического комплекса.

По мнению зарубежных специалистов, наиболее перспективным можно считать создание двух основных элементов: космического транспортного корабля (Space Shuttle), предназначенного для вывода космических объектов на низкие околоземные орбиты, и межорбитального транспортного аппарата, или "космического буксира" (Space Tug), обеспечивающего перевод космических объектов с начальной (опорной) орбиты на более высокие. Однако по ряду причин, в основном из-за финансовых затруднений, США в январе 1972 года приступили к разработке только транспортного космического корабля.

Б 1972 году НАСА после тщательного анализа представленных на конкурс проектов такого корабля признало наилучшим проект компании "Норт Америкэн Рокуэлл" (в 1973 году переименована в "Рокуэлл интернэшнл"). С фирмой "Спейс дивижн", являющейся отделением космической техники вышеуказанной компании, в августе 1972 года был заключен контракт стоимостью 2,6 млрд. долларов на проведение в течение шести лет объема работ, охватывающих проектирование, изготовление и испытания орбитальной ступени, а также окончательную сборку транспортного космического корабля.

Транспортный космический корабль фирмы "Рокуэлл интернэшнл" состоит из двух ступеней. Первой (разгонной) служат два возвращаемых разгонных РДТТ. Вторая (орбитальная) ступень включает орбитальный самолет и сбрасываемый внешний топливный бак основной двигательной установки

Головной разработчик орбитальной ступени (компания "Рокуэлл интернэшнл") заключила в первой половине 1973 года с четырьмя американскими фирмами субконтракты на общую сумму 143 млн. долларов, предусматривающие разработку и изготовление основных элементов этой конструкции. В частности, отделение "Конвейр" фирмы "Дженерал дайнэмикс" получило контракт на изготовление средней части фюзеляжа с грузовым отсеком (40 млн. долларов), фирма "Грумман аэроспейс" - крыла (40 млн. долларов), отделение "Ферчайлд рипаблик" фирмы "Ферчайлд индастриз" - киля (13 млн. долларов), отделение "Астронотикс" фирмы "Макдоннелл-Дуглас" - блока двигательной установки орбитального маневрирования (50 млн. долларов). Срок действия всех контрактов семь лет.

В августе 1973 года НАСА объявило о выдаче фирме "Мартин-Мариетта" крупного заказа (на сумму 107 млн. долларов) на разработку и производство внешнего топливного бака орбитальной ступени. Этот заказ рассчитан на поставку до середины 1978 года шести образцов топливного бака для использования их в рамках программы летных испытаний (вывод второй ступени на орбиту). После этого НАСА планирует выдать два новых контракта на поставку соответственно 54 и 385 серийных баков (стоимостью каждого 2,31 млн. долларов). Общие затраты на НИОКР по топливному баку определяются в 322 млн. долларов.

В ноябре 1973 года головным подрядчиком по созданию разгонных РДТТ была выбрана фирма "Тиокол кэмикл". Контракт на сумму 106 млн. долларов, заключенный НАСА с указанной фирмой сроком на шесть лет, предусматривает изготовление нескольких образцов РДТТ для наземных испытаний и 12 для обеспечения шести экспериментальных полетов транспортного космического корабля. По данным иностранной печати, общая стоимость контрактов на разработку и серийное производство разгонных РДП" составит 900-1000 млн. долларов.

Двигательную установку орбитальной ступени разрабатывает отделение "Рокетдайн" фирмы "Рокуэлл интернэшнл", с которым НАСА в июле 1971 года заключило сроком до конца 1979 года соответствующий контракт на 465 млн. долларов. К числу других основных соглашений, подписанных в рамках программы создания транспортного космического корабля, относятся: заказ (стоимостью 80 млн. долларов), полученный фирмой "Аэроспейс" на разработку теплозащитного покрытия носка фюзеляжа и передней кромки, субконтракт (50 млн. долларов) с отделением "Миссайлс энд спейс" фирмы "Локхид эркрафт" на изготовление большей части теплозащиты для орбитальной ступени, субконтракт (13,2 млн. долларов) с фирмой "Юнайтед эркрафт" на разработку бортовой системы регулирования характеристик среды, субконтракт (10 млн. долларов) с фирмой "Пратт-Уитни" на НИОКР и производство водородно-кислородных топливных элементов.

Таким образом, к началу 1974 года имелись контракты на создание всех главных элементов транспортного космического корабля: разгонных РДТТ. орбитальной ступени, сбрасываемого топливного бака и основной двигательной установки. Были заключены также субконтракты на разработку основных элементов конструкции и бортовых систем орбитальной ступени.

В районе стартового комплекса на мысе Канаверал в апреле 1974 года началось сооружение ВПП, предназначенной для посадки орбитальных самолетов (длина полосы 4500 м, ширина 90 м). Строительство ведет фирма "Моррисон Кнудсон" по контракту в 21,8 млн. долларов, заключенному с НАСА в марте 1974 года сроком на 28 месяцев.

Головной фирмой по сборке орбитальной ступени и всего транспортного космического корабля является "Спейс дивижн". Все работы, кроме окончательной сборки, проводятся на заводе этой фирмы в Дауни (штат Калифорния). Окончательную сборку и проверочные работы предполагается проводить на заводе в Палмсдейл (штат Калифорния), сборочное здание которого будет предварительно модернизировано фирмой, согласно контракту на сумму 7,3 млн. долларов, подписанному с НАСА в октябре 1973 года. После перестройки на этом заводе можно будет одновременно производить сборку двух образцов орбитальной ступени.

Ассигнования НАСА на программу создания транспортного космического корабля

В настоящее время усилия США направлены на привлечение промышленных фирм стран Западной Европы к созданию основной полезной нагрузки для транспортного космического корабля - орбитальной лаборатории "Спейслэб". По мнению американских специалистов, участие западноевропейских государств в этих работах позволит НАСА сэкономить время и средства на всю транспортную космическую систему. По оценкам иностранной печати, предполагаемые затраты только на разработку "Спейслэб" составят 300-400 млн, долларов.

Как сообщает зарубежная пресса, суммарные расходы на разработку транспортного космического корабля и изготовление двух экспериментальных образцов для орбитальных полетов по программе летно-конструкторских испытаний превысят 5,2 млрд. долларов (в ценах 1971 года). Общие же затраты на программу создания этого корабля и на его эксплуатацию в период 1980-1991 годов составят примерно 16 млрд. долларов, а с учетом расходов на полезные нагрузки - около 50 млрд. долларов. При этом доля министерства обороны США в расходах па полезные нагрузки оценивается в 11,7 млрд. долларов.

На диаграмме показана динамика роста ассигнований НАСА на программу создания транспортного космического корабля в 1969/70 - 1975/76 финансовых годах. Так, в 1974/75 году было выделено 797,5 млн. долларов, или 71%. средств, отпущенных на пилотируемые космические корабли, и 34% - на всю программу космических исследований НАСА в указанном году (2,35 млрд. долларов). В проекте бюджета НАСА на 1975/76 финансовый год на эти цели предусмотрено выделить 1 206 млн. долларов, в том числе на разработку орбитальной ступени S77 млн. долларов.

Ассигнования министерства обороны на программу создания транспортного космического корабля характеризуются следующими данными: 1969/70 финансовый год - 2,4 млн. долларов, 1970/71 - 2,7 млн., 1971/72 - 2,9 млн., 1972/73 - 4 млн., 1973/74 - 5,5 млн., 1974/75 - 10 млн. и 1975/76 - 22,7 млн. Хотя финансовая доля участия Пентагона незначительна по сравнению с НАСА, специалисты министерства обороны сыграли уже большую роль как в формировании всей концепции транспортной космической системы, так и в выработке тактико-технических требовании к ее главным элементам.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №12, с.101-104

 

Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (19.05.2012) | Автор: Ю. Дмитриев

Просмотров: 1269 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов