Командование ВВС США в Европейской зоне
Полковник
Г. Георгиев
Как известно, американский империализм в своих агрессивных устремлениях отводил
и продолжает отводить Западной Европе особое место, рассматривая ее как одни из
важнейших стратегических районов мира Поэтому не случайно с момента окончания
второй мировой войны США содержат здесь самую многочисленную и мощную
группировку своих вооруженных сил, важной частью которой являются ВВС,
объединенные в командование. Последнее считается одним из основных командовании
тактической авиации ВВС США и главной силой объединенных ВВС НАТО.
Общая численность личного состава командования ВВС США в Европейской зоне, по
данным иностранной печати, составляет 49000 человек, в том числе 6000 офицеров,
40000 сержантов и рядовых и 3000 вольнонаемных. На его вооружении находится
около 600 современных боевых самолетов.
Несмотря на наличие такой сильной группировки американской авиации в Европе,
руководители Пентагона и высокопоставленные деятели НАТО не перестают
утверждать, что необходимо увеличить военную мощь блока из-за существующей якобы
"советской угрозы". Антисоветская истерия подкрепляется практическими делами.
Так, США с ведома союзников намерены усилить свои военно-воздушные силы в
Европе, Ряд стран Североатлантического блока получает на вооружение новую боевую
технику американского производства.
Командованию ВВС США в Европейской зоне отводится одно из важных мест в
реакционных планах империализма. Своими силами оно может вести боевые действия
на европейских ТВД и совместно с союзниками решать в современных войнах все
присущие авиации задачи во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС.
В административном отношении это командование подчиняется штабу ВВС США.
Оперативно им руководит командование вооруженных сил страны в Европейской зоне.
В рамках блока НАТО его основные силы сосредоточены в 4 ОТАК. Командующий ВВС США в Европейской зоне (генерал Р.
Эллис) одновременно исполняет обязанности командующего объединенными ВВС НАТО на
Центрально-Европейском ТВД.
Организация и состав. Схема организации командования ВВС США в Европейской зоне
приведена на рис. 1. Оно состоит из трех воздушных армий (ВА). 3 ВА объединяет
части и подразделения, базирующиеся на территории Великобритании; 16 ВА -
Испании, Италии, Греции и Турции; 17 ВА - ФРГ и Нидерландов.

Рис. 1, Схема организации командования ВВС США в Европейской зоне
По оценке зарубежных военных специалистов, наиболее сильной по своему составу
является 17 ВА, в которой имеется пять крыльев боевой тактической авиации из
десяти, подчиненных командованию. Второй по значимости считается 3 ВА с четырьмя
такими же крыльями.
В тактических истребительных авиационных крыльях числится по две-три эскадрильи
(12-24 самолета в каждой), а в разведывательных - по одной-две (18). Всего
боевые крылья насчитывают примерно 450 многоцелевых тактических истребителей
F-4C, D и Е. Самолеты F-4C и D используются в основном в качестве истребителей
бомбардировщиков, a F-4E - истребителей ПВО. Для действий по объектам в
оперативной глубине имеется более 70 тяжелых тактических истребителей с крылом
изменяемой геометрии F-111E. Воздушной разведкой в интересах как ВВС, так и
сухопутных войск занимаются экипажи 60 тактических разведчиков RF-4.
В распоряжении командования находится также несколько воздушно-командных пунктов
ЕС-135, которые предназначены для управления войсками на ТВД во время войны в
случае вывода из строя основных и запасных наземных КП.
Для защиты боевых самолетов главным образом от осколков авиабомб и поражающих факторов ядерных взрывов па авиабазах их дислокации построены
индивидуальные железобетонные укрытия.
Помимо тактических истребительных авиационных крыльев, в воздушные армии в
ходят.
- Штаб авиационной дивизии "Туслог" (16 ВА). который имеет в своем подчинении до
эскадрильи тактических истребителей F-4, летающих на авиабазу Инджирлик (Турция)
по программе "чередование", а также ряд групп обеспечения. На базе этого штаба и
его подразделений в военное время предполагается развернуть соответствующие силы
авиации.
- 601-е крыло управления тактической авиацией (17 ВА), состоящее из эскадрилий
управления. Оно обеспечивает средствами связи и управления штабы и КП боевой
авиации на европейских ТВД. Ему придано до 30 самолетов OV-10 и несколько
транспортных вертолетов СН-53.
- 400-е летно-тренировочное авиационное крыло (16 ВА), предназначенное для
обучения летного состава использованию бортового оружия. Ему придана школа
боевого применения оружия. Стрельбы проводятся на полигоне этого крыла.
- 40-я группа управления тактической авиацией (10 ВА), которая организует связь
и управление боевой авиацией на южном фланге Европейского театра воины.
Командованию ВВС США в Европейской зоне также оперативно подчинены 322-е и 513-е
транспортные авиационные крылья. На авиабазы дислокации этих крыльев по
программе "чередование" прилетают средние транспортные самолеты С-130
военно-транспортного авиационного командования, а также заправщики КС-97 ВВС
национальной гвардии. Всего в распоряжении командования постоянно находится окаю
30 С-130, которые обеспечивают воздушные перевозки в пределах Европейской зоны.
Самолеты-заправщики КС-97 привлекаются для дозаправки топливом в воздухе
тактических истребителей во время дальних полетов.
Кроме того, на авиабазе Рейн-Майн (ФРГ) в подчинении 322-готак-тического
транспортного авиационного крыла имеются четыре самолета С-9А медицинской службы
ВТАК для перевозки больных и раненых.
Боевая подготовка. В зарубежной печати сообщалось, что авиационные части и
подразделения ВВС США в Европе полностью укомплектованы боегоговыми летными
экипажами, которые периодически заменяются аналогичными экипажами с
континентальной части страны. Большинство из них получило боевой опыт в
агрессивной войне США в Юго-Восточной Азии. Многие экипажи несут круглосуточное
боевое дежурство.
Командование ВВС США в Европейской зоне стремится постоянно поддерживать высокий
уровень боеготовности авиации с учетом того, что ей придется действовать в войне
совместно с авиацией других
стран - участниц НАТО. Поэтому боевая подготовка американского летного состава
проводится в соответствии с планами национального командования США и
командования НАТО.
По планам национального командования США экипажи боевых самолетов совершенствуют
свое летное мастерство, осваивают особенности европейских ТВД. Большое внимание
в боевой подготовке пилотов обращается на их умение вести воздушные бои в
условиях, близких к реальным. Для этого в 1976 году на авиабазе Олконбери
(Великобритания) в составе 10-го разведывательного авиационного крыла была
сформирована 527-я учебная эскадрилья.
Пилоты этой эскадрильи числятся инструкторами ведения воздушного боя. Они
специально изучают тактику самолетов вероятного противника, учитывая при этом
опыт войны во Вьетнаме и войны 1973 года на Ближнем Востоке. Во время учений и
тренировок летчики эскадрильи выступают в роли "противника" и ведут бой с
экипажами других истребителей. По мнению американского командования, такая
методика позволяет уже в мирное время максимально приблизить учебный воздушный
бой к реальному и практически изучать тактику противника.
По планам командовании НАТО американские авиационные части и подразделения,
дислоцирующиеся в Европе, постоянно участвуют в различных учениях и
соревнованиях, где отрабатывают задачи взаимодействия с самолетами союзников и
обеспечения объединенных сухопутных войск авиационной поддержкой. Они же
привлекаются для отражения воздушных налетов "противника".
Почти во всех натовских учениях принимает активное участие авиация США. Наиболее
характерным в этом отношении является серия осенних учении "Отэм фордж", в
замысел которых входит усиление авиационной группировки НАТО в Европе за счет
быстрой переброски по воздуху сюда эскадрилий и отдельных групп самолетов из
состава 9 и и 12-й воздушных армий (тактическое авиационное командование),
базирующихся на континентальной части США. Такие переброски тактической авиации
через Атлантический океан на расстояние до 8000 км осуществляются без
промежуточных посадок, но с несколькими дозаправками самолетов топливом в
воздухе. Для этих целей привлекаются самолеты-заправщики КС-135 из состава
стратегического авиационного командования, базирующиеся на континентальной части
США и в Испании.
В зарубежной печати сообщалось, что только с сентября по ноябрь 1976 года
американским командованием было проведено шесть учений по переброскам
тактической авиации, в результате которых в Европу было временно
передислоцировано 160 самолетов из шести различных крыльев, постоянно
базирующихся на континентальной части США. Среди них 96
истребителей-бомбардировщиков F-4D 49-го тактического истребительного
авиационного крыла (авиабаза Холломэн, штат Нью-Мексико), 18 штурмовиков A-7D
354-го тактического истребительного авиационного крыла (Мертл-Бнч, штат Южная
Каролина), 18 истребителей F-4E 4-го тактического истребительного авиационного
крыла (Симор-Джонсон, штат Северная Каролина), шесть самолетов F-105D 35-го
тактического истребительного авиационного крыла (Джордж, штат Калифорния). 18
истребителей-бомбардировщиков F-105D 192-й тактической истребительной
авиационной группы ВВС национальной гвардии (Берд-Филд, штат Виргиния) и четыре
самолета типа "Ганшин" АС-130 1-го авиационного крыла специального назначения (Херберт-Филд,
штат Флорида). Их распределили соответственно по авиабазам Рамштейн и Хан,
Лехфельд (все в ФРГ), Флесланд (Норвегия), Шпангдалем (ФРГ), Лейкенхит
(Великобритания) и Цвайбрюккен (ФРГ). Здесь самолеты участвовали в отдельных
учениях объединенных вооруженных сил НАТО. Их экипажи осваивали аэродромную сеть
и изучали особенности действий на Европейском континенте, а затем возвращались
обратно в США. При этом особое внимание обращалось на Центрально-Европейский ТВД.
Таким образом, за короткий срок американское командование привлекло к учениям в
Европе самолеты разных типов из различных боевых крыльев и даже из ВВС
национальной гвардии Все это свидетельствует о том. что уже в мирное время все
части тактической авиации, базирующейся в США, готовятся для переброски в
Европейскую зону на случай войны.
Усиление группировки авиации в Европе в мирное время. Несмотря на существующую
крупную группировку американской авиации на этом континенте и имеющиеся
возможности по ее усилению в чрезвычайных обстоятельствах, тем не менее Пентагон
принял решение еще более увеличить в течение 1977 года численность своих ВВС в
Европе, введя в их состав самолеты с высокими тактико-техническими
характеристиками.
Согласно плану 36-е тактическое истребительное авиационное крыло (авиабаза
Битбург, ФРГ) намечено вооружить 72 истребителями F-15A, предназначенными в
основном для завоевания превосходства в воздухе, а входящие в его состав
самолеты F-4D передать в крылья, базирующиеся на авиабазах Хан, Рамштейн и
Шпангдалем (все в ФРГ).
В то же время 48-е тактическое истребительное авиационное крыло, размещенное в
Великобритании на авиабазе Лейкенхит (самолеты F-4D), предполагается перевести
на континентальную часть США, а на его место передислоцировать из США крыло
истребителей-бомбардировщиков F-111F. В связи с этим численность личного состава
командования возрастет более чем на 3000 человек.
В итоге, судя по сообщениям иностранной печати, авиационная группировка ВВС США
в Европейской зоне, помимо качественного улучшения, увеличится в 1977 году почти
до 700 боевых самолетов, а при чрезвычайных обстоятельствах, как показали
осенние учения 1976 года, ее численность может быть доведена до 850 самолетов за
9-10 ч.
Такие действия США идут вразрез с происходящим процессом разрядки напряженности
и являются немалым препятствием в принятии плодотворных решений на
продолжающихся переговорах по взаимному сокращению вооруженных сил и вооружений
в Центральной Европе.
Зарубежное военное обозрение, 1977, №5, с.
45-49