search
menu
person

NEWS AND UDATES


Многоцелевые авианесущие корабли

 Многоцелевые авианесущие корабли

Капитан 2 ранга Ю. Данилин

В странах Североатлантического блока продолжают активно действовать влиятельные силы, которые не прекращают пугать мир коммунистической угрозой. Под предлогом ее "отражения" милитаристские круги добиваются наращивания военного потенциала блока, форсируют гонку вооружений, разрабатывают новые средства борьбы, в том числе и морские.

Как свидетельствуют сообщения иностранной прессы, в связи с принятием на вооружение ВМС самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой в ряде капиталистических стран с 1971 года началась разработка кораблей нового класса - многоцелевых авианесущих кораблей. К другим предпосылкам создания кораблей такого класса зарубежные военно-морские специалисты относят высокую стоимость современных ударных, противолодочных и многоцелевых авианосцев. Например, постройка только четвертого атомного ударного авианосца CVN70 "Винсон" обойдется США ориентировочно в 972 млн. долларов. Считается, что на эти средства можно построить не менее семи авианесущих кораблей, которые обеспечили бы возможность контроля за более обширными районами океана. Кроме того, корабли нового класса могли бы использоваться и как узкоцелевые (в частности, для решения задач ПЛО соединений кораблей на переходе морем), а также в морских операциях, когда привлечение ударных авианосцев представляется нецелесообразным.

Все это заставило командования ВМС ряда капиталистических стран пересмотреть целесообразность дальнейшего строительства ударных, противолодочных и многоцелевых авианосцев и начать разработку новых авианесущих кораблей.

США. Общие положения по созданию и боевому использованию многоцелевых авианесущих кораблей были сформулированы в 1971 году начальником штаба ВМС США. Согласно выдвинутой им концепции, на эти корабли будут базироваться авиационные группы смешанного состава, в которые войдут самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой (штурмовики, истребители, разведчики) и противолодочные вертолеты. Многоцелевые авианесущие корабли призваны охранять конвои и боевые корабли на переходе морем, а в отдельных случаях, когда нецелесообразно использовать ударные авианосцы, они будут частично выполнять и их боевые задачи.

Рис. 1.. Эскиз многоцелевого авианесущего корабля (А - полетная палуба. б - ангарная палуба): 1 - площадка вертикального взлета и посадки с решетной; 2 - экран-отражатель реактивной струи; 3 - площадка для взлета и посадки вертолетов; 4 - островная надстройка; 5 - подъемник
Рис. 2. Эскиз корабля материально-технического обеспечения многоцелевых авианесущих кораблей (А - вид сверку, Б - продольный разрез): 1 - подъемник 2 - решетка взлетных площадок; 3 - полетная палуба: 4 - взлетно-посадочная площадка тяжелых вертолетов; 5 - ширина корпуса 25,62 м; 6 - верхняя надстройка; 7 - ремонтная палуба самолетов и вертолетов; 8 - высота ремонтной палубы 9,15 м; 9-запасы топлива и ГСМ; 10-палуба Для хранения запасных частей и самолетам и вертолетам; 11 - палуба для размещения топлива и ГСМ к самолетам к вертолетам; 12 - ремонтные мастерские; 13 и 14 - жилые палубы
Рис. 3. Схема материально-технического обеспечения многоцелевых авианесущих кораблей: 1 - многоцелевой авианесущий корабль; 2 - корабль материально-технического обеспечения; 3 - вспомогательные вертолеты для доставки запасных частей и ремонтных бригад на борт авианесущего корабля; 4 - тяжелые вертолеты для транспортировки на корабль материально-технического обеспечения самолетов и вертолетов, нуждающихся в сложном или длительном ремонте

По взглядам американских военно-морских специалистов, многоцелевые авианесущие корабли не предназначены для замены ударных авианосцев. Предполагается, что они будут привлекаться в будущем для выполнения боевых задач совместно с ударными авианосцами. Поэтому командование ВМС США намерено в ближайшие годы сохранить в регулярных ВМС 14 ударных и многоцелевых авианосцев. Планируется, что эти корабли будут выполнять свои прежние задачи. По мнению специалистов, использование авианосцев совместно с авианесущими кораблями повысит эффективность, оперативность и боевую готовность кораблей-носителей авиации.

Зарубежная печать сообщала, что первый из восьми запланированных к строительству в США авианесущих кораблей (рис. 1) будет построен в мае 1977 года, а остальные семь - в 1979-1980 годах. Их основные тактико-технические данные: водоизмещение 12000 - 15000 т, длина корпуса 195,1 м, ширина 23,2 м, осадка 9,17 м, длина полетной палубы 175,2 м, ширина 32,05 м: четыре турбины общей мощностью 80 тыс. л. с. обеспечат скорость хода до 28 узлов; вооружение - 15-24 самолета и вертолета; экипаж около 700 человек. Стоимость такого корабля серийной постройки оценивается в 117 млн. долларов.

Великобритания. Как сообщалось в иностранной печати, планируется построить три авианесущих корабля типа "Инвинсибл", которые будут представлять собой "крейсера со сплошной полетной палубой". Предполагается, что первый из них войдет в боевой состав ВМС в 1978-1979 годах, а остальные два - в 1980 и 1982 году соответственно. Их проектные тактико-технические данные: водоизмещение около 20000 т, длина наибольшая 200 м, ширина 27 м, осадка 6 м; четыре турбины общей мощностью 94 тыс. л. с. обеспечат скорость хода до 30 узлов. Вооружение: ракетные установки "Си Дарт" класса "корабль-воздух" и "Экзосет" класса "корабль-корабль", пять самолетов типа "Харриер" и девять вертолетов типа "Си Кинг". Кроме того, четыре самолета и вертолета могут быть размещены на полетной палубе. Экипаж 800-900 человек. Стоимость одного корабля составит около 60 млн, фунтов стерлингов.

Франция. Судя по сообщениям зарубежной печати, военно-морское командование намерено в ближайшее время заложить авианесущий корабль (типа вертолетоносца) с атомной силовой установкой. На этот корабль будут базироваться самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, а также вертолеты типа "Линкс".

Вопросы строительства и боевого использования авианесущих кораблей изучаются также в Японии. Нидерландах и Италии.

Наряду с разработкой проекта многоцелевого авианесущего корабля командование ВМС США в 1972-1973 годах отрабатывало в Атлантике вопросы боевого использования этих кораблей по специальной программе. В качестве прототипа использовался десантный вертолетоносец "Гуам", тактико-технические данные которого почти такие же, как и у (разрабатываемого корабля (водоизмещение 18000 т, длина 180,4 м, ширина полетной палубы 32 м).

В ходе выполнения этой программы проверялась возможность использования самолетов с вертикальным или укороченным взлетом н посадкой одновременно с вертолетами, а именно: самолета канадского производства CL-84-I, самолета американской морской пехоты AV-8A "Харриер" и вертолетов SH-3G "Си Кинг". Испытания проводились в темное и светлое время суток, в условиях килевой и бортовой качки, при различных направлениях и силе ветра. Проверялось палубное оборудование для взлета и посадки, а также существующая система управления полетами. На заключительном этапе основное внимание было уделено вопросам боевого применения авиации с кораблей нового класса, испытанию системы управления самолетами и вертолетами с многоцелевого авианесущего корабля при нанесении ударов по надводным кораблям, подводным лодкам и воздушным целям.

В результате проведенных испытаний американские военно-морские специалисты пришли к выводу, что многоцелевые авианесущие корабли смогут решать следующие основные задачи: завоевание превосходства и воздухе, нанесение ударов по корабельным группировкам противника в море, обеспечение всех видов обороны соединения кораблей на перехода морем, авиационная поддержка в морской десантной операции, самостоятельные боевые действия в интересах сухопутных войск, охранение авианосного ударного соединения, защита торгового судоходства.

По мнению иностранных специалистов, первоначально функции многоцелевых авианесущих кораблей будут ограничены выполнением задач ПЛО и ПВО, поскольку ко времени ввода их в боевой состав еще не будут приняты на вооружение самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, полностью отвечающие предъявляемым к ним требованиям. По мнению американских военно-морских специалистов, многоцелевые авианесущие корабли смогут решать весь комплекс вышеперечисленных задач лишь к середине 80-х годов.

Первоначально на эти корабли будут базироваться самолеты AV-8A "Харриер" и вертолеты ПЛО SH-3G "Си Кинг". К концу 70 х годов самолеты "Харриер" планируется заменить новыми, имеющими лучшие летно-технические характеристики (они должны быть всепогодными, одноместными, с неизменяемой стреловидностью крыла, их полетный вес около 16 т, радиус действия до 700 км, вооружение: 4 ракеты класса "воздух-воздух"). Вертолеты "Си Кинг" предполагается заменить вертолетами СН-53 "Си Стэльен".

Командование ВМС США осенью 1972 года заключило контракт на разработку и постройку двух опытных самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Разрабатываемые самолеты получили условное обозначение XFY-12 (истребитель-перехватчик) и XFY-12A (истребитель-штурмовик). Их основные тактико-технические данные: длина 13,12 м, размах крыла 9,14 м, высота 2.82 м. база шасси 7.28 м, взлетный вес при укороченном взлете 10900 кг (длина пробега около 90 м) и при вертикальном - 8650 кг, скорость М=2,2-2,5, тактический радиус действия 925 км; вооружение - шестиствольная 22-мм пушка М61, четыре ракеты АIМ-7 "Спарроу" или AIM-9 "Сайдвиндер" класса "воздух-воздух". Вместе с тем предполагается отказаться от вооружения самолетов системами, имеющими большой вес взрывчатого вещества и малую точность попадании. Для повышения эффективности авиационных ударов по корабельным группировкам противника в море с многоцелевых авианесущих кораблей планируется начать разработку новых систем с высокой точностью поражения, но меньшим весом взрывчатого вещества.

Включение в боевой состав флотов многоцелевых авианесущих кораблей, по мнению иностранных военно-морских специалистов, повлечет за собой изменения в существующей системе материально-технического обеспечения. Как известно, при нынешней системе МТО корабли для пополнения запасов, а главным образом для ремонта, должны заходить в порты или военно-морские базы, что противоречит принципам использования многоцелевых кораблей. Разместить же необходимые запасы и ремонтные мастерские на самом корабле не представляется возможным из-за ограниченности помещении. Поэтому планируется создать новый корабль материально-технического обеспечения специально для многоцелевых авианесущих кораблей (рис. 2).

На таком корабле предусматривается разместить емкости для топлива, ремонтные мастерские и площадки, а также помещения для хранения запасных частей к самолетам и вертолетам. Для проведения текущего ремонта на многоцелевой авианесущий корабль с корабля МТО будут доставляться на вертолетах ремонтные бригады с необходимыми запасными частями, инструментом и контрольно-измерительной аппаратурой. Для выполнения сложного или длительного ремонта самолетов (вертолетов) их будут транспортировать на корабли МТО с помощью вертолетов или самостоятельно (рис, 3). Предполагается, что одного корабля МТО будет достаточно для обеспечении нескольких авианесущих кораблей.

Рассматривая перспективы развития авианесущих кораблей, иностранные военно-морские специалисты выдвигают идею создания многоцелевых авианесущих кораблей на воздушной полушке или на подводных крыльях, что значительно увеличит мобильность этих кораблей. Судя по сообщениям зарубежной печати, изучается возможность постройки такого корабля на подводных крыльях водоизмещением около 1000 т. Его проектные тактико-технические данные: длина полетной палубы 56 м, ширина 15 м (полетная палуба будет расположена на высоте 13,4 м от ватерлинии, и на ней смогут одновременно разместиться 2-3 самолета типа "Харриер"); дальность плавания на подводных крыльях около 2000 миль, а в водоизмещающем режиме около 3000 миль; скорость хода на спокойной воде 50 узлов, при волнении моря 6 баллов 40 узлов, автономность плавания 8- 12 сут. На борту корабля планируется установить систему радиоэлектронного противодействия, включая установки для запуска ложных целей. Предполагается, что многоцелевой авианесущий корабль на подводных крыльях сможет решать следующие задачи: охрана конвоев на переходе морем, патрулирование у своего побережья, ведение разведки в интересах главных сил флота, поддержка действий десанта, проведение самостоятельных операций на удалении от авианосного ударного соединения до 300 миль. Стоимость головного корабля такого проекта составит ориентировочно 50-75 млн. долларов.

Таким образом, в ближайшие годы в военно-морских силах США и некоторых других стран ожидается появление боевых кораблей нового класса, на которые будут базироваться самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Предполагается, что в действиях на море эти корабли смогут решать широкий круг боевых задач.

Зарубежное военное обозрение №2 1975 С.75-79


Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (25.08.2011) | Автор: Капитан 2 ранга Ю. Данилин
Просмотров: 3835 | Комментарии: 1 | Теги: авианосец, Данилин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 евгений • 17:23, 27.08.2011
супер
avatar