Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 11:53
Ключевые слова
Ю. Межуев

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 1970 - 1990 гг

Подвижные инженерные средства базирования ВМС (1976)

Подвижные инженерные средства базирования ВМС

Полковник-инженер Ю. Межуев,
кандидат военных наук

Опыт второй мировой войны, по мнению специалистов инженерной службы ВМС ряда империалистических государств, убедительно показал, что для обеспечения временного базирования соединений кораблей, действовавших в удаленных районах Тихого и Атлантического океанов, необходимо иметь подвижные инженерные средства базирования. К ним относятся плавучие волногасящие устройства и причалы, сборно-разборные сооружения, комплекты паро-, водо-, тепло- и воздухоснабжения. Считается, что применение этих быстро развертываемых в передовых базах и пунктах временного базирования кораблей средств позволит создать благоприятные условия для организации тылового обеспечения корабельных соединений, действующих вне системы стационарных пунктов базирования сил флота. Поэтому в настоящее время командования ВМС стран - участниц агрессивного блока НАТО в планах расширяющихся военных приготовлений уделяют большое внимание вопросам инженерного обеспечения временного базирования соединений кораблей.

По сообщениям зарубежной печати, ряд научно-исследовательских организации ВМС США ведет поиск более совершенных конструкций плавучих волногасящих устройств, предназначенных для защиты от волн акваторий пунктов временного базирования кораблей и баз снабжения, развертываемых на участках высадки морских десантов. Быстровозводимые волногасящие устройства позволяют в короткие сроки оборудовать оградительные сооружения для обеспечения временного базирования корабельных соединений в акваториях, слабо защищенных от морских воли.

В 1970-1972 годах в США были спроектированы быстровозводимые волноломы различной конструкции для использования в прибрежной полосе северо-западной части Европы. При проектировании волноломов были приняты следующие основные исходные гидрологические данные: глубина акватории в месте установки 15 м, высота подходящей к волнолому волны 6 м, длина волны 180 м, высота разбитой волны за волноломом не более 0,9 м. время установки волнолома на акватории 48 ч. В ходе работ был проведен сравнительный анализ по критериям "стоимость - скорость перемещения - степень волногашения трех типов волноломов: пневматического; плавучего, состоящего из гибких матерчатых цилиндрических элементов, частично заполненных водой; коробчатой конструкции, выполненной из металла. Наилучшие результаты показал волнолом, состоящий из гибких матерчатых цилиндрических элементов.

Рис. 1. Схема установим легкого волногасящего устройства на акватории пункта базирования; 1 - плавучее полотнище; 2 - полые шары; 3 - амортизатор; 4 - якорь
Рис. 2. Плавучий пал: 1 - понтон шестиугольной формы: 2 - металлическая колонна: 3 - бетонное основание
Рис. 3. Плавучая железобетонная платформа (система MOBS)
Рис. 4. Плавучая платформа тримаранного типа (система MOBS)

Инженерно-строительная лаборатория ВМС США создала легкое волногасящее устройство (рис. 1), включающее плавучее полотнище из пластика с большим количеством ячеистых пустот. Стороны полотнища заглублены в воду и удерживаются тросами, прикрепленными к якорям. Это волногасящее устройство предназначено для гашения волн на открытых рейдах или защиты якорных стоянок кораблей в передовых базах от воздействия волн и мертвой зыби.

Количественный и качественный рост корабельного состава ВМС ряда ведущих капиталистических стран, по мнению зарубежных военно-морских специалистов, потребовал увеличить протяженность причального фронта в пунктах базирования, изменить технические характеристики причальных сооружений и ускорить сроки их возведения. В основном решение этих задач осуществлялось путем создания плавучих причалов промышленного изготовление.

Конструирование плавучих причалов для установки в пунктах базирования соединений кораблей было начато инженерно-строительной лабораторией ВМС США еще в 60-х годах. Именно в этот период создан плавучий причал из металлических понтонов типа NL, предназначавшийся для обеспечения стоянки и снабжения кораблей, а также погрузки на морские суда военной техники весом до 60 т.

В ходе агрессивной войны США во Вьетнаме для временного базирования кораблей и сокращения сроков разгрузки десантных судов в условиях необорудованного побережья в США были разработаны плавучие причалы более совершенной конструкции: стоечный типа "Понтонамми" и причал с использованием надувных поддерживающих камер.

Первый состоит из нескольких металлических плавучих секций, жестко соединенных между собой Для повышения устойчивости он оборудован трубчатыми опорами, опускаемыми на дно акватории. Благодаря им секции причала с помощью гидравлических домкратов могут подниматься на необходимую высоту над уровнем моря. Кроме того, составляющие секции этого причала можно применять и в качестве волноломов для акватории пунктов базирования кораблей.

Второй причал состоит из средних, носовых и аппарельных секций, которые собираются из стальных полых понтонов. Носовой и средний понтоны без днища, в их внутренних полостях размещены надувные камеры из прочной обрезиненной нейлоновой ткани. В нерабочем состоянии камеры находятся внутри полости понтонов и удерживаются там специальными стропами. При заполнении воздухом нижняя кромка камер выступает на 75 см ниже корпуса понтонов и опирается на дно. Причал состоит из трех секций (длина каждой 27 м, ширина 6,4 м), рассчитан на переправу техники и грузов весом до 56 т. Он доставляется к месту развертывания на десантном корабле, компрессорная станция которого может заполнять воздухом камеры причала при его установке. Проведенные испытания, как сообщает зарубежная печать, показали удовлетворительную устойчивость причала под нагрузкой и возможность эксплуатации его на акваториях при высоте волны до 1,8 м.

Согласно данным, опубликованным в американской прессе, наряду с использованием табельных плавучих причалов в ВМС США применяли плавающий лед для создания временных причальных сооружений в арктических условиях. Так для разгрузки морских судов, доставлявших оборудование и грузы на антарктическую станцию ВМС США в Мак-Мердо, оборудовали плавучий причал из блоков льда, прикрепленных металлическими тросами к береговой кромке. Для лучшего сцепления колес транспортных средств с ледяной поверхностью причала ее покрывали слоем вулканического шлака. Плавучий причал, сооруженный из льда, использовался для обработки сухогрузных судов водоизмещением свыше 7000 т и танкера дедвейтом 20 800 т.

Командования ВМС США и некоторых других зарубежных стран в своих планах военных приготовлений большое внимание уделяют обеспечению рассредоточенной стоянки кораблей и снабжению их жидким топливом вне пунктов базирования. С этой целью широко применяют плавучие рейдовые устройства двух типов: кольцевые плавучие палы и рейдовые бочки специальной конструкции.

Плавучий пал (рис. 2) представляет собой подвижное причальное устройство, обеспечивающее рассредоточенную стоянку кораблей и подачу им жидкого топлива на акватории. Он состоит из плавучего понтона шестиугольной формы, полой металлической колонны и бетонного основания с внутренними камерами, которые могут быть заполнены водой (притоплены) или сжатым воздухом для создания положительной плавучести при перемещении пала в другое место установки. Палы такой конструкции могут устанавливаться на глубине до 18 м и приливно-отливных колебаниях уровня моря до 4,6 м. Они оборудованы швартовыми приспособлениями для обеспечения стоянки кораблей и раздаточными устройствами для выдачи и приемки жидкого топлива.

В 1958 году в Швеции была разработана рейдовая бочка типа "Имодко". В 1959 году ее опытный образец был изготовлен на Гельсинборгской верфи и испытан в ВМС Швеции при подаче кораблям дизельного топлива из пластмассового подводного резервуара. С помощью этих бочек, соединенных с береговыми складами трубопроводами, корабли могут принимать жидкое топливо, а танкеры грузоподъемностью до 100000 т передавать его на временные или стационарные склады ГСМ.

В тех случаях, когда рейдовые бочки не используются, они могут быть при топлены под воду с помощью системы погружения, управляемой дистанционно с корабля или берегового склада. Подобные рейдовые устройства находят широкое применение в ряде ВМС зарубежных стран для оборудования скрытых пунктов снабжения корабельных соединений жидким топливом в передовых базах и временных пунктах базирования.

По данным иностранной печати, большое внимание в ВМС стран НАТО уделяется созданию и оснащению береговых частей быстровозводимыми транспортными сооружениями многоразового использования. Это вызвано резко возросшей мобильностью корабельных соединений и необходимостью организовать их тыловое обеспечение в передовых пунктах базирования. Зарубежные специалисты считают, что эти сооружения должны надежно защищать личный состав тыловых подразделений и технику в пунктах базирования от атмосферных воздействий, а при определенных условиях и от радиоактивных осадков ядерных взрывов. В инженерно-строительных органах ВМС США, Великобритании и ФРГ эту задачу решают путем создания различных типов пневматических сооружений, легких транспортабельных фургонов, складывающихся боксов и сооружений контейнерного типа.

Наиболее перспективными для инженерного оборудования передовых пунктов базирования кораблей считаются воздухоопорные, пневмо-каркасные, пневмопанельные и комбинированные пневматические сооружения.

Основные преимущества пневматических сборно-разборных сооружений, по мнению зарубежных военных специалистов, заключаются в легкости, быстроте возведения на неподготовленных площадках, компактности, доступности транспортировки наземным, морским и воздушным транспортом, возможности выполнять работы по монтажу и демонтажу без применения специальных строительных машин и кранов. Так, отношение общего веса пневматических сооружений к их полезной площади составляет 2-4 кг/м2, а суммарной трудоемкости их возведения к полезной площади - 0,06 - 0,08 человеко-дня/м2. Эти характеристики для сооружений из металла, полимерных материалов или деревянных конструкций достигают соответственно 60-300 кг/м2 и 0,4 - 0,5 человеко-дня/м2.

Представляет интерес применение быстротвердеющей полиурстановой пены, армированной стекловолокном, для изготовления элементов сборно-разборных сооружений. Сооружения из таких элементов можно использовать для инженерного оборудования временных пунктов базирования кораблей, развертываемых в любых районах морских театров.

По сведениям, опубликованным в иностранной печати, в настоящее время работы по созданию подвижных средств для обеспечения электроэнергией кораблей и береговых объектов, развертываемых в пунктах временного базирования, ведутся по следующим основным направлениям: совершенствование серии подвижных электростанций турбогенераторного типа мощностью 10-300 кВт; разработка транспортабельных топливных элементов с высоким КПД для непосредственного преобразования химической энергии углеводородного топлива в электрическую; создание атомных энергоблоков, размещаемых на плавучих или наземных платформах.

Командования ВМС СЩА и других стран НАТО уделяют большое внимание созданию быстромонтируемых систем водоснабжения, развертываемых во временных пунктах базирования соединений кораблей. Они могут обеспечивать подачу до 36 м3/ч очищенной воды кораблям и береговым объектам и хранение ее в нейлоновых емкостях общей вместимостью до 300 м3. В систему входит комплект легких труб диаметром до 10 см и общей длиною до 10 км. Кроме создания табельных систем водоснабжения, за рубежом разрабатывается оборудование для быстрого обнаружения подземных источников воды.

В ВМС США не только совершенствуются существующие образцы подвижных инженерных средств базирования, но и создаются принципиально новые для соединений кораблей и авиации. Так, инженерно-строительная лаборатория разработала комплексный проект новой океанской системы подвижного базирования MOBS (Mobil Ocean Basing System), которая может использоваться в качестве плавучих аэродромов, вертолетных площадок, пунктов снабжения кораблей, складов для запасов материально-технических средств и мастерских по ремонту оружия.

По сообщениям иностранной печати, в качестве исходных моделей для создания MOBS предполагается рассмотреть три типа плавучих платформ: самоходную железобетонную (1220x305 м), находящуюся в горизонтальном положении над поверхностью моря на вертикальных полых колоннах, имеющих положительную плавучесть (рис. 3); с корпусом типа баржи (365х122 м), обладающую большой устойчивостью ч находящуюся в полупогруженном состоянии, тримаранного типа (91,4х91,4 м), укрепленную на трех горизонтально погруженных в воду корпусах (рис. 4).

Инженерно-строительная лаборатория ВМС США разработала, построила и спустила на воду в Порт-Уайним (штат Калифорния) модель плавучей платформы, предложенной в качестве будущей океанской системы подвижного базирования - передовой базы соединений кораблей ВМС 80-х годов.

С 1972 года модель проходит всесторонние испытания, цель которых - получить фактические данные для дальнейшей разработки подвижных систем базирования корабельных соединений и авиации ВМС.

Модель платформы (масштаб 1:10, вес 60 т) была собрана в море из железобетонных блоков, цилиндров, опор и колонн. Она состоит из двух цилиндрических корпусов (длина 11 м, диаметр 1,7 м), погруженных в воду и находящихся в горизонтальном положении. На этих корпусах укреплены восемь вертикальных стоек, изготовленных в виде колонн (длима 2 м, диаметр 0,45 м), к ним сверху крепится горизонтальная палуба (9,7х8,1 м).

Для создания модели платформы использовался железобетон, который, по мнению авторов проекта, является наиболее дешевым материалом и вполне соответствует требованиям, предъявляемым к постройке плавучих платформ. Из бетона высоких марок, не подверженного агрессивному воздействию морской воды, можно изготавливать детали различной формы и размеров. Кроме того, постройка плавучих платформ из бетона возможна практически в любом районе морского побережья, имеющем песок и щебень. Как считают зарубежные военно-морские специалисты, это будет оказывать положительное влияние на организацию инженерного обеспечения временного базирования кораблей в новых районах морских театров военных действий.

Как сообщается в иностранной печати, другое, не менее важное направление в развитии океанских и морских систем подвижного базирования - разработка новых плавучих причальных комплексов. По проекту один из таких комплексов должен состоять из трех секций, каждая из которых представляет собой цилиндр (длина 244 и, диаметр 12 м), погруженный в море. На секциях монтируются 27 колонн, к которым крепится горизонтальная площадка (244x12 м), предназначенная для базирования противолодочных вертолетов. В несущих цилиндрах комплекса, погруженных в море, оборудованы цистерны, рассчитанные на хранение до 200 тыс. т жидкого топлива для кораблей и вертолетов.

Проект предусматривает оборудование причального комплекса подруливающим устройством, что позволит ему маневрировать со скоростью до двух узлов. По данным иностранной печати, строительство океанских систем подвижного базирования типа MOBS начнется в 1978- 1980 годах. Считают, что эти системы, находясь у берегов США или в других районах Мирового океана, значительно расширят оперативные возможности корабельных соединений и авиации ВМС США в условиях временного базирования.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №8, с. 79-84

Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (24.03.2012) | Автор: Полковник-инженер Ю. Межуев

Просмотров: 1957 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов