search
menu
person

NEWS AND UDATES


Проект тяжёлого транспортного самолёта "Спэнлоудер" (1976)

 Проект тяжёлого транспортного самолёта "Спэнлоудер"

Полковник-инженер И. Борисов

Преследуя агрессивные цели, милитаристские круги США большое внимание уделяют дальнейшему расширению возможностей авиационных транспортных средств для стратегических перебросок американских войск в различные районы мира.

По взглядам американских военных специалистов, мобильность вооруженных сил во многом зависит от состояния и боевых возможностей военно-транспортной авиации Пентагон считает ее одним из основных средств, способных в сжатые сроки обеспечить переброску живой силы и предметов материально-технического обеспечения с Американского континента на любой заморский ТВД или с одного ТВД на другой. Поэтому большое внимание уделяется дальнейшему развитию военно-транспортной авиации: совершенствуется ее организация и управление, модернизируются состоящие на вооружении ВВС военно-транспортные самолеты С-130 "Геркулес", С-141 "Старлифтер" и С-5А "Гэлэкси", повышается уровень летной подготовки экипажей, разрабатываются планы использования транспортных самолетов гражданской авиации (особенно тяжелых широкофюзеляжных самолетов Боинг-747, DC-10) и т. д.

Одновременно с этим в США ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективных военно-транспортных самолетов. Например, американская самолетостроительная фирма "Локхид" разрабатывает проект нового тяжелого транспортного самолета "Спэнлоудер" (название произошло от двух английских слов: span - крыло, loader - погрузчик). По конструкции он представляет собой самолет типа "летающее крыло" (см. рисунок). Предварительные исследования по возможности создания такого самолета были выполнены научно-исследовательским центром НАСА. В соответствии с проектом самолет должен перевозить до 250 т грузов на расстояние 9300 км. Около 50%. деталей и узлов его конструкции предусматривается выполнить из композиционных материалов. По расчетам американских специалистов, отношение веса снаряженного самолета к его максимальному взлетному весу составит 0,23, что на 46%, меньше, чем у существующих широкофюзеляжных транспортных самолетов.

Спэнлоудер
Проекции тяжелого военно-транспортного самолета "Спэнлоудер" (проект); на левой проекции (вид сверху) заштрихованы грузовые отсеки самолёта

Крыло самолета стреловидное, с постоянной хордой по всему размаху. Форма и размеры крыла позволят разместить в нем основные грузовые отсеки общей длиной более 90 м и топливные баки большой емкости. Фюзеляж самолета сравнительно небольшой. В нем будут расположены кабина членов экипажа и один грузовой отсек длиной около 28 м. Емкость всех грузовых отсеков самолета обеспечит перевозку 38 стандартных грузовых контейнеров, каждый размерами 2,4х2,4х6 м.

Зарубежная печать сообщает, что, несмотря на большую абсолютную и относительную толщину профиля крыла, расчетная крейсерская скорость самолета на высотах 10-11 км будет соответствовать числу М=0,75 (при стреловидности крыла 40°). По расчетам специалистов фирмы, принятая ими компоновка обеспечит наличие большого плеча хвостового оперения относительно центра тяжести самолета, что в свою очередь позволит избежать неустойчивости при полете, характерной для самолетов типа "летающее крыло". Они считают, что благодаря сравнительно малым размерам фюзеляжа и большому размаху крыла аэродинамическое качество самолета значительно увеличится по сравнению с современными тяжелыми транспортными самолетами и будет равно 20 при крейсерском режиме полета, что обеспечит высокую экономичность самолета.

Силовая установка будет состоять из шести двухконтурных турбореактивных двигателей, расположенных в гондолах над крылом и имеющих максимальную тягу 23.8 т каждый. Такое расположение двигателей выбрано с целью улучшения летных характеристик самолета, увеличения подъемной силы крыла за счет обдува его верхней части, закрылков, рулей и элеронов. Кроме того, этим обеспечивается меньшая вероятность попадания в двигатели посторонних предметов при выполнении полетов с неподготовленных аэродромов и площадок.

На самолете предполагается использовать шасси на воздушной подушке, которое, по расчетам специалистов фирмы, позволит совершать взлет и посадку на площадки с травянистым покровом и на водную поверхность и, кроме того, обеспечит уменьшение веса самолета на 3%. Всего на самолете "Спэнлоудер" планируется установить три замкнутые системы ограждения плоскости воздушной подушки: две площадью но 81,7 м2 под консолями крыла и одну площадью 164,3 м2 под фюзеляжем. Расчетный расход воздуха, необходимого для создания воздушной полушки, равен 222,6 м3 в секунду (при давлении 0,293 кг/см2), что составит около 10%. общего расхода воздуха двигателями. Отбор такого количества воздуха от двигателей самолета уменьшит их суммарную тягу примерно на 7,5%. По расчетам американских специалистов, удельное давление воздушной подушка на поверхность земли (воды) не превысит 0,15 кг/см2. Для обеспечения длительной стоянки самолета предусматривается использовать специальные наполняемые воздухом закрытые объемы.

Основные проектные тактико-технические характеристики самолетов "Спэнлоудер" указаны в таблице.

Основные проектные тактико-технические характеристики самолета "Спэнлоудер"

Взлетный вес. т  - 550
Максимальная грузоподъемность, т - 250
Дальность полета с грузом 250 т, км - 9300
Крейсерская скорость полета на высоте 10700 м. км/ч  - 800
Длина самолета, м - 63,4
Высота самолета, м - 17,4
Высота воздушной подушки, м - 1,5
Размах крыла. м - 76,8
Толщина крыла, м - 3,35
Площадь крыла, м2 - 1300
Относительное удлинение крыла 4,54

По сообщениям иностранной печати, фирма "Локхид" предполагает создать несколько вариантов самолета "Спэнлоудер".

Стратегический военно-транспортный самолет будет использоваться для перевозки военных грузов в места складирования или перевалочные пункты, находящиеся на больших удалениях. По оценке специалистов фирмы, самолет в этом варианте сможет без дозаправки в воздухе и без посадок на промежуточных аэродромах перевезти 250 т грузов на расстояние до 9300 км или 300 т грузов па расстояние около 6000 км.

Тактический военно-транспортный самолет сможет перевезти 200 т груза на аэродром (посадочную площадку), находящийся на удалении более 7000 км от аэродрома погрузки, и без дозаправки топливом вернуться назад. Для его посадки могут быть использованы неподготовленные участки местности, а также водная поверхность, что позволит доставлять грузы непосредственно в районы дислокации войск.

Самолет-заправщик будет иметь дополнительные топливные баки и оборудование, необходимое для одновременной дозаправки трех самолетов. Считается, что он сможет отдать до 200 т топлива (при радиусе действия около 7000 км).

Американские специалисты изучают также возможность применения самолета "Спэнлоудер" в качестве базового патрульного. В этом варианте самолет, используя эффект влияния земли (моря), сможет находиться в воздухе до 56 ч и пролететь более 20000 км. Сообщается, что вес его максимальной полезной нагрузки (бортовые радиоэлектронные средства разведки и управления, противолодочное оружие и т. д.) составит 50 т.

По сообщениям зарубежной печати, специалисты фирмы "Локхид" исследовали несколько конструктивных решений самолета "Спэнлоудер". В частности, оценивались возможности создания самолета с прямым крылом. Конструктивная схема этого самолета будет почти такая же, как и у обычных транспортных самолетов. По расчетам специалистов фирмы, тяжелый военно-транспортный самолет "Спэнлоудер" с прямым крылом будет иметь удлиненный фюзеляж, силовую установку из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей (максимальная тяга каждого 25 т), расположенных в мотогондолах под крылом самолета, и шасси велосипедного типа. Общая длина этого самолета около 69 м, размах крыла 100 м. По заявлениям представителей фирмы, его расчетные грузоподъемность и максимальная дальность близки к соответствующим характеристикам самолета "Спэнлоудер" со стреловидным крылом. Однако отмечается, что самолет с прямым крылом будет иметь меньшие крейсерскую скорость (около М = 0,6 на высоте 7600 м) и практический потолок.

В последние годы в связи с обострением энергетического кризиса в США и других капиталистических странах ведутся научно-исследовательские работы по изысканию новых авиационных топлив. В частности, изучаются возможности использования жидкого водорода, который в связи с его низкой плотностью потребует установки на самолете более объемных баков. Американские специалисты считают, что габариты самолета "Спэнлоудер" позволят установить на нем такие баки При этом, по их расчетам, он будет иметь дальность полета с грузом 220 т около 19000 км (при запасе жидкого водорода 102 т) Топливо на нем предполагается разместить в грех специальных баках: двух крыльевых и одном фюзеляжном. Длина крыльевого бака 19,8 м, диаметр 4,57 м, а фюзеляжного 39,6 м и 6,1 м соответственно.

Рассматривая возможности создания самолетов типа "Спэнлоудер", специалисты фирмы считают, что до постройки первого такого самолета необходимо решить ряд сложных проблем. По их мнению, прежде всего необходимо изучить вопросы технологии изготовления крыльев с толстым профилем, выявить их характеристики на крейсерских режимах полета, разработать системы управления и увеличения подъемной силы, а также исследовать вопросы аэроупругости и интерференции крыла и хвостового оперения. Следует решить также проблемы управляемости и устойчивости полета самолета, рассмотреть воздействие динамических нагрузок на его конструкцию, провести поиск новых материалов, отработать вопросы установки на самолет шасси на воздушной подушке. Все это, по мнению иностранных специалистов, потребует много времени, а также больших затрат сил и средств.

Зарубежное военное обозрение", 1976, №2, с. 65-68

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (12.01.2012) | Автор: Полковник-инженер И. Борисов
Просмотров: 2771 | Теги: И. Борисов, Спэнлоудер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar