Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 21:22
Ключевые слова
P-2H, А. Иванов, S-3A, противолодочный самолёт, P-3B, S-2E

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 406
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 1970 - 1990 гг

Противолодочные самолёты (1976)

Противолодочные самолёты

Полковник-инженер запаса А. Иванов

Милитаристские круги США и других стран НАТО в своих агрессивных приготовлениях уделяют большое внимание совершенствованию сил и средств борьбы с подводными лодками. Однако, несмотря на значительные денежные фонды, выделяемые на эти цели, по мнению иностранных специалистов, проблема борьбы с подводными лодками до сего времени не решена. Они считают, что в последние годы эта проблема еще более осложнилась в связи с вводом в состав флотов малошумных атомных подводных лодок, способных быстро передвигаться на больших глубинах и оставаться под водой неограниченное время.

В общем потенциале противолодочных сил, наряду с подводными лодками и надводными кораблями, командования ВМС основных капиталистических стран в своих планах важное место отводят противолодочным самолетам базовой и авианосной авиации.

Основные тактико-технические данные противолодочных самолетов стран НАТО приведены в таблице.

Противолодочные самолеты базовой авиации. В настоящее время в составе ВМС США находятся противолодочные самолеты Р-3 "Орион" модификаций А, В и С. Устаревшие самолеты Р-2H "Нептун" выведены в резерв (небольшое их количество находится на вооружении авиации ВМС других стран). Самолеты Р-ЗА "Орион" поступили в части в 1962 году, а Р-ЗС - в 1969 году. К концу 1972 года фирма "Локхнид" поставила ВМС 390 самолетов всех модификаций (из них 286 модификаций А и В). В серийном производстве находятся только самолеты Р-ЗС, которые постепенно вытесняют Р-ЗА. Самолетами Р-ЗВ и Р-ЗС оснащены 24 эскадрильи.

Основные тактико-технические характеристики противолодочных самолетов

Обозначение и наименование (страна, год принятия на вооружение) экипаж Тип двигателя Мах взлётный вес Скорость, км/ч: потолок дальность в каких странах на вооружении
количество х мощность л.с. мах патрули-рования
Базовая авиация
Р-2Н "Нептун" (США. 1058) 7 ПД 36 500 600 8265 3500  США. Франция . Австралия, Нидерланды, Аргентина. Бразилия, Португалия, Япония
2х3500 *
ТРД
2х1590 кг
Р-3В и С "Орион" (США. 1865 и 1969) 10 ТВД 61 200 765 9000 5500 (при 3 ч патрули-рования) США. Иран. Австралия, Новая Зеландия, Норвегия
4х4900 380
"Нимрод" МR.1 (Великобритания, 1969) 11 ТРДД 79600 925 9I50 (высота крейсерского полета) 8340 Великобритания
4x5200 кг  
Бреге 1150 "Атлантик" (Франция. 1964) 12 ТВД 43 500 660 10 000 9000 Франция. ФРГ, Италия, Нидерланды
2x6150 320
CL-28 "Аргус" Мк2 (Канада, 1958) 15 ПД 61 100 510 6100 6400 Канада
4x3700 280
Авианосная авиация
S-2E "Треккер" (США. 1962) 4 ПД 13 200 480 6400 2100 Франция, Канада. Италия
2x1525  
S-ЗА "Викинг" (США. 1974) 4 ТРДД 19 250 800 10 675 3700 (перего-ночная) Япония США
2х4080 кг 255
Бреге 1050 "Ализе" (Франция, 1959) 2 ТВД 8200 470 6100 2850 Франция
1x975 240-370

По мнению зарубежных военных специалистов, самолет Р-ЗС обладает хорошими летными характеристиками для ведения противолодочных операций. Он имеет современные бортовые системы поиска, обнаружения и классификации целей, а также разнообразное вооружение для поражения не только подводных лодок, но и надводных кораблей.

Этот самолет оснащен боевой информационно-управляющей противолодочной системой A-NEW, основными элементами которой являются цифровая универсальная ЭВМ AN/ASQ-114, аппаратура обработки и преобразования данных AN/AYA-8 и комплексный индикатор данных AN/ASA-70. Последний состоит из двух основных и двух вспомогательных индикаторов для отображения выдаваемых ЭВМ данных и информации, поступающей от различных датчиков.

В состав навигационной аппаратуры самолета входят: инерциальная навигационная система AN/ASN-84, доплеровская навигационная РЛС AN/APN-187, приемоиндикаторы навигационных систем "Лоран" (А и С) и "Омега", приемник системы VOR, запросчики системы "Такан", УКВ радиокомпас, радиовысотомер малых высот и т. д.

Средства поиска и обнаружения подводных и надводных кораблей включают: радиогидроакустические буи; приемники AN/ARR-72 и AN/ARR-52 сигналов РГБ; аппаратуру обработки и отображения сигналов РГБ системы "Дифар"; обнаружитель магнитных аномалий Земли AN/ASQ-81; обнаружитель магнитных аномалий, создаваемых подводными лодками, AN/ASA-64; компенсатор магнитного поля самолета AN/ASA-65; панорамный разведывательный приемник AN/ALQ-78; две поисковые РЛС AN/APS-115, антенны которых размещены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, телевизионную аппаратуру AN/AXR-13, обеспечивающую обнаружение целей при низких уровнях освещенности; АФА переднего обзора КА-74 и АФА КВ-18А для фиксирования результатов применения оружия.

Вооружение самолета размещается в отсеке (2х0,8х3,9 м) и на 10 наружных узлах подвески. Варианты вооружения (в отсеке вооружения на бомбодержателях): одна мина Мк25, 39, 55 или 56 (калибр 2000 фунтов); три мины МкЗ6 или Мк52 (калибр 1000 фунтов); три глубинные бомбы Мк57; восемь бомб Мк54; восемь торпед Mк43, 44 и 46 (общим весом до 3200 кг). На наружных узлах подвески могут подвешиваться мины, торпеды, НУР, УР "Гарпун" и "Буллпап". Самолет оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах.

Базовый патрульный самолет типа "Шэклтон", принятый на вооружение ВМС Великобритании в 1955 году и предназначенный для борьбы с подводными лодками, использовался до 1969 года. Ему на смену пришел самолет "Нимрод" MR.1, разработанный на базе транспортного самолета "Комета"4С. Он стал первым в странах НАТО базовым противолодочным самолетом с четырьмя реактивными двигателями (суммарная тяга 20 800 кг). Самолет может быстро достичь заданного района (скорость около 880 км/ч). Внешние двигатели можно выключать на высоте поиска 50-150 м, а это снижает общий расход топлива и тем самым увеличивает время патрулирования, а также общую продолжительность полета.

Вся аппаратура самолета объединена в комплекс, состоящий из навигационной и тактической систем.

В состав первой входит доплеровская РЛС "Декка"67 с инерциальной платформой, приемоиндикаторы радионавигационных систем "Такая", "Лоран"С, VOR, ILS и радиокомпас. Самолетовождение в район поиска цели выполняет так называемый "маршрутный" штурман, который пользуется навигационными системами и пультом с расположенным на нем проектором фирмы "Ферранти", индицирующим символы самолетов и надводных кораблей по данным поисковой РЛС на карте-экране (для облегчения считывания их координат).

Тактическая система включает цифровое счетно-решающее устройство 92OВ фирмы "Маркони-Эллйот", РЛС ASV.21D для обнаружения надводных кораблей и самолетов, радиогидроакустические буи американской системы "Джезебел" и английской Мк1С, магнитный обнаружитель AN/ASQ-10, газоанализирующую аппаратуру "Автоликус", аппаратуру радиоэлектронного подавления, две фотосистемы, расположенные в люках в нижней хвостовой части фюзеляжа (рядом с осветительными средствами для ночных съемок), поисковый прожектор на правой плоскости крыла (сила света 70 млн. свечей) и аппаратуру отображения данных. Информация от различных датчиков обрабатывается в счетно-решающем устройстве и отображается на экране электронно-лучевой трубки (диаметр 610 мм), размешенной на пульте управления оператора тактической обстановки.

Противолодочное вооружение самолета "Нимрод"Мк.1 составляют мины, глубинные бомбы, авиационные бомбы и торпеды, размещаемые в различных вариантах в отсеке вооружения длиной 15,4 м. На двух пол,-крыльевых пилонах подвешиваются ракеты AS-12 или УР "Мартель". Для принятия экипажем окончательного решения о применении оружия используются небольшое счетно-решающее устройство и аппаратура отображения, которые автоматически производят все расчеты, поступающие от датчиков. Применение оружия любого типа из соображения безопасности осуществляется не автоматически (как это делается на американских самолетах), а по сигналу оператора тактической обстановки.
Во Франции фирмой "Бреге" был разработан базовый патрульный самолет Бреге 1150 "Атлантик". Такие самолеты поступили на вооружение ВМС стран НАТО в 1964 году на смену устаревшим американским базовым патрульным самолетам Р-2Н "Нептун". Два турбовинтовых двигателя английской фирмы "Роллс-Ройс" (суммарная мощность 12300 л. с.) при запасе топлива около 21000 л обеспечивают достаточно высокую крейсерскую скорость при полете в район поиска и сравнительно продолжительное время патрулирования. Так, при скорости полета 560 км/ч на высоте 7650 м радиус действия самолета 1100 км, время патрулирования на малой высоте 8 ч, общая продолжительность полета 12,5 ч. При этом резерв топлива составляет 20%. общего количества.

Для успешного проведения противолодочных операций самолет оснащен такими навигационными средствами, как радиокомпас, бортовая аппаратура системы "Такан", VOR и "Лоран", навигационная ЭВМ, доплеровская навигационная система, вычислитель аэродинамических параметров, а также аналоговый вычислитель, который, получая информацию от указанных датчиков, непрерывно определяет положение самолета (при этом широта и долгота отображаются на цифровых индикаторах). Информация о положении самолета в условной прямоугольной системе координат поступает от вычислителя на два стола-экрана размером 800х800 мм. Один из них используется в процессе поиска, а второй - для тактической навигации в ходе преследования и атаки цели. На обоих столах-экранах нанесены соответствующие символы и метки о положении самолета, цели, маркеров и т. п. У каждого летчика имеется прибор IDI-6, выдающий информацию о направлении на цель и расстоянии до нее. Он может быть подсоединен к автопилоту, который выдерживает высоту полета с точностью 1,5 м и курс до 1°.

Самолет оснащен системами РГБ: "Джезебел" (используется на первом этапе поиска подводной лодки) и "Джули" (для уточнения ее координат после обнаружения). Сигналы от РГБ поступают на стол-экран оператора тактической обстановки и анализируются блоком АОА-1. На хвостовой штанге самолета размещен датчик магнитного обнаружителя типа DHAX-1 дальностью действия около 300 м. Сигналы от него могут поступать в автопилот для выполнения необходимого маневра самолета.

Для выявления выхлопных газов дизельных подводных лодок самолет оснащен английской газоанализирующей аппаратурой "Автоликус" Мк3В. Кроме того, на нем имеются приемники радиолокационных сигналов ARAR-10B и ARAX-10B, с помощью которых определяются продолжительность и частота импульсов, излучаемых РЛС, ширина луча и скорость вращения антенны, а также направление на РЛС с точностью 1-3°.

В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B дальностью действия 22-110 км или 75-370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 0- 8 об/мин. Радиосвязь осуществляется с помощью KB и УКВ станций. Вся информация, используемая при поиске и обнаружении подводной лодки, записывается 15-канальным регистратором.

В главном отсеке (9х2,2Хх1,55 м) в различных вариантах подвешиваются пять глубинных бомб по 160 кг, торпеды LX.4 или Мк44 и РГБ. Один из вариантов предусматривает подвеску четырех торпед LX.4 (или восьми Мк44), ядерной глубинной бомбы и десяти активных РГБ. На самолете имеются также вспомогательные отсеки для размещения осветительных бомб, морских маркеров, подводных источников звука (до 96) и активных РГБ (до 72). На четырех подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР AS-12 или другого типа, либо контейнеры с фотоаппаратурой.

После незначительного переоборудования самолет Бреге 1150 "Атлантика может выполнять задачи самолета ДРЛО, постановщика мин и поисково-спасательного.

Командование ВМС Канады планирует заменить находящийся на вооружении самолет CL-28 "Аргус". С этой целью оно решило тщательно проанализировать характеристики и боевые возможности американских самолетов Р-3С "Орион" и Боинг 707-ASW (проект переоборудованного транспортного самолета Боинг 707-320С), чтобы выбрать один из них для дальнейшей доработки и закупки. На самолете Р-ЗС в случае его закупки не планируется производить каких-либо значительных изменений. А по проекту переоборудования самолета Боинг 707-320С в самолет Боинг 707-ASW предусматривается полностью изменить внутрифюзеляжную компоновку, оснастить его современными средствами поиска и обнаружения подводных лодок, аппаратурой приема, обработки и отображения информации, поступающей от различных датчиков, а также системами оружия.

По сообщениям зарубежной печати, самолет Боинг 707-ASW намечено оснастить четырьмя экономичными ТРДД максимальной тягой по 8600 кг, которые должны обеспечить ему достаточно высокую скорость полета в район поиска, небольшую скорость патрулирования на малых высотах в этом районе, значительные дальность и продолжительность полета Предполагается, что максимальный вес самолета составит около 150000 кг.

Прежде чем приступить к переоборудованию самолета Боинг 707-320С, американские специалисты переоборудовали в летающую лабораторию самолет Боинг720, близкий к нему по своим летным характеристикам Самолет оснащен новой навигационной аппаратурой и средствами поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме того, на нем установлены два магнитных обнаружителя AN/ASQ-10, штанги которых располагаются в концевых частях крыльев. Испытывались магнитные обнаружители со штангами длиной 1,52 м, 2,44 м и 3,05 м. Зарубежные военные специалисты считают, что установка двух штанг с датчиками должна повысить дальность обнаружения подводной лодки и точность определения ее координат. К концу 1972 года самолет выполнил 90-часовую программу летных испытаний, в ходе которых проводились продолжительные полеты на высотах до 60 м над поверхностью моря, осуществлялись развороты при угле крена 40°, сбрасывались РГБ на скорости 740 км/ч с высот до 12 000 м. Самолет барражировал в течение 8-10 ч на дальности 1850 км.

Оружие (ракеты класса "воздух-корабль" и т. п.) планируется размещать на четырех подкрыльеных пилонах. Считается, что в зависимости от оборудования самолет можно будет использовать также для решения задач дальнего обнаружения воздушных целей и ведения разведки в районах Арктики. Командование ВМС предполагает приобрести 20-30 самолетов на сумму 750 млн. долларов.

Противолодочные самолеты авианосной авиации. Основным таким самолетом в США является S-2 "Треккер", первая модификация которого (S-2A) была принята на вооружение в начале 50-х годов. Известно пять модификаций самолета, причем последняя (S-2E) начала поступать на вооружение ВМС в 1962 году. Всего было построено около 1000 самолетов различных модификаций. Самолеты поставлялись в Нидерланды (26), Италию (40), Аргентину (шесть), Бразилию (12), Японию (60) и Австралию (14). Несмотря на многократную модернизацию самолета "Треккер", командование ВМС США считает, что он по своим тактико-техническим характеристикам, составу оборудования и вооружения не отвечает требованиям ведения борьбы с современными подводными лодками.

В 1969 году фирма "Локхид" начала разработку палубного противолодочного самолета S-3A "Викинг". Первый полет опытного образца произведен в январе 1972 года. Самолет принят на вооружение в 1971 году. Всего намечалось построить восемь опытных и 186 серийных машин.

Самолет "Викинг" оснащен двумя экономичными ТРДД максимальной тягой по 4080 кг, и поэтому он имеет сравнительно высокую скорость и большую дальность (продолжительность) полета.

Основой всей электронной аппаратуры самолета является цифровая ЭВМ "Юнивак" 1832, позволяющая максимально использовать информацию, поступающую от датчиков. Поиск целей производится как акустическими, так и другими средствами обнаружения.

В хвостовой части фюзеляжа размещены 60 РГБ, которые сбрасываются автоматически по команде ЭВМ. В аварийных случаях за 10 с можно сбросить 50 буев. На самолете, кроме РГБ AN/SSQ-41 системы "Лофар", предполагается применять РГБ AN/SSQ-53 системы "Дифарл с устройством для автоматической классификации целей, буи AN/SSQ-50 системы "Касс", AN/SSQ-62 системы "Дикасс" и батитермографические буи AN/SSQ-36.

В запоминающем устройстве ЭВМ хранится информация о зонах возможного появления целей, их типах, боевой нагрузке самолета, частотах и циклах работы РГБ. В памяти ЭВМ хранятся также данные о местоположении, времени и глубине постановки РГБ, которые затем записываются на магнитную ленту для последующей обработки. Высокочувствительный многоканальный акустический процессор обрабатывает сигналы буев и выдает данные на соответствующие индикаторы При предварительном поиске, классификации и определении цели РГБ работают в пассивном режиме, а выдаваемая ими информация записы вается на двух магнитных барабанах. По сигналам от различных РГБ оператор может опознать цель и переключить РГБ в режим активной работы, а процессор автоматически обновляет данные о местоположении цели.

При атаке цели ЭВМ автоматически выбирает вид оружия, определяет момент нанесения удара и выдает команду летчику на применение оружия

РЛС переднего обзора AN/APS-116 предназначена для обнаружения небольших целей в открытом море. Её стабилизированная антенна расположена в носовой части фюзеляжа. Кроме того, она работает в режимах поиска и навигации.

ИК станция OR-89/AA переднего обзора высокой разрешающей способности предназначена для работы в условиях плохой видимости. Датчик системы, установленный под фюзеляжем в носовой его части, наводится автоматически с помощью ЭВМ. За датчиком находится панорамная камера, управляемая летчиком, которая позволяет следить за обстановкой по всему горизонту.

Самолет оснащен магнитным обнаружителем подводных лодок и точной навигационной системой, состоящей из инерциальной AN/ASN-92(V) и доплеровской AN/APN-200 систем определения путевой скорости, центрального вычислительного блока, системы определения координат буев и радиовысотомера AN/APN-20I с устройством сигнализации о малых высотах (световая и звуковая). Диапазон рабочих высот 3-1500 м (точность ±1,5 м). Минимальная безопасная высота выбирается в пределах 3-90 м.

В состав оборудования входят также два разведывательных приемника AN/ALR-47, четыре антенны которых расположены в обтекателях на концах крыла. С их помощью ЭВМ может анализировать излучение одного и того же передатчика и определять зоны вероятного нахождения цели.

Многочисленная аппаратура обработки и отображения данных и высокая степень автоматизации всех процессов позволяет экипажу самолета (два летчика и два оператора) выполнять такой же объем работ, какой выполняет экипаж из 10-12 человек на самолетах Р-ЗС "Орион".

В двух разделенных между собой отсеках, расположенных в фюзеляже, на бомбодержателях BRU-14/A подвешиваются боеприпасы в следующих вариантах: четыре бомбы МкЗ6 или Мк82; две глубинные бомбы Мк57 или четыре Мк54; четыре торпеды Мк46 или четыре мины Мк53.

На бомбодержателях BRU-11/A. находящихся на двух подкрыльевых пилонах, размещают мины Мк52, Мк55 или Мк56; две пусковые установки с семью или 19 НУР калибра 70 мм каждая; пусковые установки с четырьмя НУР калибра 127 мм. На пилоны могут быть установлены трехзамковые держатели для подвески кассетных бомб Мк20, фугасных бомб Мк82 и Мк36.
Управление оружием осуществляется автоматически через комплексную систему управления самолетом. Летчик может управлять оружием вручную.

В настоящее время самолеты "Викинг" в связи с выводом из состава флота США противолодочных авианосцев базируются на многоцелевые авианосцы.

Зарубежное военное обозрение", 1976, №2, с. 83-90

Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (15.01.2012) | Автор: Полковник-инженер запаса А. Иванов

Просмотров: 2051 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов