search
menu
person

NEWS AND UDATES


Самолётные средства радиотехнической разведки (1976)

Самолётные средства радиотехнической разведки

Полковник-инженер Ф. Дмитриев.
кандидат технических наук

Военное руководство агрессивного блока НАТО считает, что в на-стоящее время успех в войне любого масштаба в значительной степени зависит от готовности вооруженных сил к ведению электронного подавления, являющегося важнейшим элементом радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В зарубежной печати отмечается, что опыт американской агрессии в Юго-Восточной Азии и боевых действий на Ближнем Востоке подтвердил, что эффективность подавления радиоэлектронных средств противника в значительной степени зависит от результатов, полученных радиотехнической разведкой. По мнению иностранных специалистов, наибольшими возможностями по ведению радиотехнической разведки (непрерывность, полнота, глубина, оперативность и ширина разведываемого диапазона частот) располагает воздушная разведка, осуществляемая с помощью пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

Как сообщает зарубежная печать, в последние годы в странах - участницах НАТО большое внимание уделяется модернизации существующих и разработке новых средств воздушной радиотехнической разведки. В частности, в последние годы Пентагон значительно увеличил расходы на совершенствование средств РЭБ.

По характеру задач и используемым для их решения средствам иностранные военные специалисты подразделяют воздушную радиотехническую разведку на стратегическую и тактическую. При этом подчеркивается необходимость широкого взаимодействия между ними, особенно в отношении обмена получаемыми разведывательными данными. В течение последнего пятилетия наблюдается значительное сближение задач стратегической и тактической воздушных радиотехнических разведок.

По мнению зарубежных специалистов, это связано в первую очередь с тем, что к началу 70-х годов был достигнут высокий уровень микроминиатюризации разведывательной аппаратуры, появилась возможность автоматической обработки, анализа и записи перехваченных сигналов непосредственно на борту большинства самолетов, выполняющих радиотехническую разведку, и были разработаны средства для передачи данных с самолета на землю в масштабе времени, близком к реальному. Однако, несмотря на это, по данным зарубежной печати, существует и в ближайшие десятилетия сохранится определенная специфика в боевом применении средств воздушной радиотехнической разведки различного назначения, что сказывается на составе и особенностях конструкции аппаратуры, ее тактико-технических характеристиках и используемых для нее носителях.

В зарубежной печати отмечается, что основными задачами стратегической радиотехнической разведки являются: вскрытие дислокации и назначения стационарных стратегических радиоэлектронных средств, а также перехват, анализ и регистрация радиосигналов с не отмечавшимися ранее параметрами, выявление радиоэлектронной обстановки на максимально возможной глубине территории вероятного противника. Данные этого вида разведки используются для организации радиоэлектронной борьбы, в частности для определения целей, подлежат их огневому и электронному подавлению стратегическими силами, и принятия решений по разработке перспективных радиоэлектронных средств. Для ведения стратегической радиотехнической разведки наиболее широко используются специальные самолеты САК ВВС (ЕС-135, RC-130, SR-71. U-2) и самолеты ВМС (Е-2С и ЕС-121).

Бортовая аппаратура радиотехнической разведки самолетов ЕС-135, RC-130 и ЕС-121 сведена в единую систему, в состав которой обязательно входят средства первичного анализа перехваченных сигналов и их регистрации в объеме, достаточном для подробного анализа в специальных наземных центрах обработки данных.

Тактическая радиотехническая разведка проводится для вскрытия дислокации и определения тактико-технических характеристик радиоэлектронных средств противника с целью организации РЭБ на конкретных тактических и оперативных направлениях в ходе проведения боя (операции). Она ведется специальными самолетами-разведчиками (RF-4C, OV-1D, Р-3С, S-3A, ЕА-6A) и некоторыми боевыми самолетами, оснащенными аппаратурой радиотехнической разведки (F-4. К-105, А-4, А-6, А-7 и т. д.). При этом первые обычно выполняют разведку при подготовке к проведению операции, а вторые осуществляют доразведку в процессе боевых действий. По данным зарубежной печати, специальные самолеты-разведчики оборудованы станциями радиотехнической разведки, используемыми обычно совместно с другими разведывательными средствами (фотографическими, инфракрасными, телевизионными, гидроакустическими и т. п.). а боевые самолеты большей частью оснащены станциями предупреждения об облучении и наведения оружия, а также обнаружительными приемниками.

Придавая большое значение радиоэлектронной борьбе, военные ведомства капиталистических стран уделяют значительное внимание постоянному совершенствованию технических средств, предназначенных для ее ведения. Как сообщает зарубежная печать, одним из направлений их развития является объединение средств радиотехнической разведки (на основе ЭВМ) со средствами электронного подавления и обеспечение совместимости их работы с работой других бортовых радиоэлектронных систем. В области конструирования этой аппаратуры широкое применение находит принцип модульного построения. Это, по мнению иностранных специалистов, позволяет более гибко использовать аппаратуру РЭБ в различной тактической обстановке без коренной переделки ее основных узлов.

В настоящее время в США и других странах агрессивного блока НАТО имеется большое количество различных средств воздушной радиотехнической разведки. Однако, по данным зарубежной печати, их тактико-технические характеристики во многих случаях весьма близки друг к другу. Ниже приводятся некоторые данные об образцах этого вида техники, наиболее широко используемых в военной авиации стран НАТО.

Система радиотехнической разведки AN/USD-7 устанавливается на американских стратегических самолетах-разведчиках ЕС-135. По мнению иностранных специалистов, в настоящее время она является основным средством стратегической радиотехнической разведки США. Эта система создана в начале 60-х годов. При ее разработке и неоднократной модернизации в процессе эксплуатации фирма "Эрборн инструментс" широко использовала твердотельные приборы и микроминиатюрные элементы. Основным устройством системы является многоканальный разведывательный приемник, перекрывающий широкий диапазон частот (С-, Х- и К-Диапазоны)1 В качестве входных усилителей в приемнике используются лампы бегущей волны и перестраиваемые электронным способом высокочастотные фильтры на иттриево-железистом гранате. Прием сигналов разведываемых радиоэлектронных средств противника осуществляется антенной системой, выполненной в виде решетки направленных антенн. По мнению американских специалистов, это обеспечивает высокую точность пеленгации источников излучения методом сравнения амплитуд сигналов, принимаемых соседними элементами антенной решетки.

Первичная обработка данных, заключающаяся в основном в отборе сигналов вновь выявленных средств и определении их основных параметров, ведется на борту самолета с помощью ЭВМ и ряда других анализирующих устройств. Сигналы регистрируются широкополосными магнитофонами и шлейф-осциллографами для их детального анализа в наземных центрах обработки данных.

По программам ВВС США, кроме дальнейшего совершенствования системы AN/USD-7, для самолета ЕС-135 разрабатывается аппаратура разведки радиоэлектронных средств противника по их побочным излучениям, вызываемым работой гетеродинов, модуляторов и генераторов электропитания.

Станция радиотехнической разведки R-47 устанавливается на стратегических самолетах-разведчиках ВМС США ЕС-121. Она обеспечивает перехват сигналов радиоэлектронных средств противника в диапазоне от метровых до сантиметровых волн (в будущем возможно его расширение и до миллиметровых волн). В состав станции входят несколько приемных высокочастотных головок, многофункциональный демодулятор (обеспечивает демодуляцию сигналов практически с любыми видами модуляции), устройство управления, индикатор частоты перехваченных сигналов и ряд периферийных устройств, предназначенных для ввода в станцию сигналов управления, передачи ее данных в бортовую ЭВМ и в систему управления средствами электронного подавления. В зависимости от выполняемых самолетом разведывательных задач, состав станции R-47 может быть различным. На рис. 1 показана упрощенная блок-схема станции полного состава, которая обеспечивает параллельный (по поддиапазонам) и последовательный панорамный просмотр всего диапазона частот, независимый панорамный просмотр любого поддиапазона частот, ручную перестройку для проведения подробного анализа отдельных участков поддиапазонов частот, цифровое управление перестройкой по частоте для быстрого перехвата наиболее важных для разведки сигналов и пеленгацию источников их излучения методом сравнения амплитуд сигналов, принятых различными антеннами.

R-47
Рис. 1, Упрощенная блок-схема станции радиотехнической разведки R-47

Высокочастотные головки осуществляют перехват и усиление сигналов в следующих диапазонах частот: 0,5-1, 1-2, 2-4. 4-8, 8-12,4 и 12-18 ГГц. В состав каждой высокочастотной головки входят: двух-канальный двухполюсный фильтр преселектора, высокочастотные изоляторы, смеситель-усилитель и гетеродин, схема управления перестройкой гетеродина, схемы автоматической регулировки частоты и усиления, источник электропитания. В этих головках осуществляется однократное преобразование частоты принятого сигнала в сигнал промежуточной частоты, равной 160 МГц. Для преобразования используется либо сигнал управляемого по напряжению гетеродина, либо сигнал синтезатора частот. Точность настройки с помощью гетеродина составляет +10,8%. требуемого значения частоты, а с помощью частотного синтезатора ±100 кГц.
Для усиления сигналов, модулированных но амплитуде, используется входящий в демодулятор линейный усилитель, сигналов импульсных и со сложными видами модуляции - отдельный логарифмический усилитель, а сигналов, модулированных по частоте, - дополнительный усилитель. Приемное устройство имеет две полосы пропускания шириной 1,4 и 20 МГц. Переключение с одной полосы на другую осуществляется с помощью специальной электронной схемы.

Система радиотехнической разведки AN/AIR-52 разработана фирмой "Арго системз" в начале 70-х годов. Она предназначена для разведки в диапазоне частот 0,5-12 ГГц и должна устанавливаться на самолетах-разведчиках ВМС США ЕР-ЗЕ, которыми планируется заменить самолеты ЕС-121. Характерной особенностью системы является то, что в ней применено приемное устройство не супергетеродинного типа, а многоканальный приемник прямого усиления, который в зарубежной печати иногда называется приемником с мгновенным измерением частоты. По мнению иностранных специалистов, такие приемные устройства обладают невысокой по сравнению с супергетеродинными приемниками чувствительностью, однако они имеют большую вероятность перехвата разведываемых сигналов. Это достигается тем, что они измеряют не спектральные характеристики перехватываемого сигнала, а их мгновенное значение. Кроме того, они имеют весьма широкий динамический диапазон, обеспечивающий разрешение по частоте 0.01%. (при разности амплитуд перехватываемых сигналов 70 дБ), что делает их эффективными при перехвате сигналов очень малой длительности, с перестройкой по частоте (дискретной и непрерывной) или на близко расположенных частотах.

Основным измерительным элементом приемника является частотный дискриминатор, выходной сигнал которого поступает на электрон но-лучевую трубку индикатора. Отображение данных о перехваченном сигнале осуществляется в полярных координатах. Расстояние от центра экрана до конца импульса соответствует амплитуде перехваченного сигнала, а его угловое положение - мгновенной частоте излучения, В состав системы входит также устройство анализа параметров перехватываемых сигналов (длительности, частоты повторения и т. д.). Результаты анализа отображаются на специальном индикаторе. Управление работой системы в полете осуществляется двумя операторами.

В иностранной печати отмечается, что система AN/ALR-52 имеет высокую надежность и вполне отвечает современным требованиям, предъявляемым к системам радиотехнической разведки.

AN/ALR-45
Рис. 3. Упрощен нар блок-схема станции радиотехнической разведки AN/ALR-45: 1 - сигналы, принимаемые со стороны передней полусферы; 2 - с задней

Станции предупреждения об облучении и наведения оружия AN/ALR-45 и AN/ALR-46. Эти станции поступают на вооружение вместо устаревших обнаружительных приемников AN/APR-36 и AN/APR-37, которыми оборудованы тактические истребители ВВС и палубные истребители и штурмовики ВМС США. По данным иностранной печати, этими станциями будут оснащаться самолеты ВВС ряда европейских стран НАТО. Станция AN/ALR-45 работает в диапазоне частот 0,5- 14,5 ГГц и предназначена для предупреждения летчика об облучении его самолета наземными и бортовыми РЛС противника и выработки данных целеуказания для системы управления оружием. Упрощенная блок-схема станции AN/ALR-45 приведена на рис. 3. Основным элементом станции является цифровая ЭВМ DSA-20, созданная фирмой "Далмо Виктор", которая обеспечивает обработку принятых сигналов с целью быстрого (примерно за 30- 40 мкс) опознавания излучающих их средств. Эта же ЭВМ используется для выполнения контрольных проверок отдельных цепей, блоков и станции в целом и автоматического поиска неисправностей. Полученная разведывательная информация отображается на специальном индикаторе, выполненном в виде табло с подсвечиваемыми надписями, и на индикаторе пеленга. Данные на индикаторе пеленга отображаются в виде условных знаков, цифр и букв, характеризующих назначение облучающей самолет РЛС, режим ее работы и степень ее "опасности" для самолета. Положение условного знака на экране соответствует азимуту и дальности до этой РЛС.

Обнаружительный приемник AN/APR-38 (поступает на вооружение) входит в состав комплекса аппаратуры, разработанной для установки на самолетах F-4E и F-105G, специально выделяемых для борьбы с зенитной артиллерией и зенитными ракетными комплексами с помощью про-тиворадиолокационных управляемых ракет "Стандарт" ARM. Приемник рассчитан на использование в условиях сложной радиоэлектронной обстановки, например, такой, которая, по мнению иностранных специалистов, может возникнуть на европейских ТВД. С этой целью работа приемника, управление им и обработка разведывательных данных максимально автоматизированы. Система автоматизации создана на базе цифровой ЭВМ. Информация о перехваченных сигналах отображается на экране индикатора первого летчика в виде условных знаков, а индикаторы второго летчика позволяют вести панорамный обзор всего диапазона частот приемника и отображают степень опасности облучающего самолет радиоэлектронного средства противника. Антенная система приемника обеспечивает круговое перекрытие пространства по азимуту и дает возможность пеленговать источники излучения с достаточно высокой точностью.

Обнаружительный приемник AN/APR-39 устанавливается на вертолетах армейской авиации США. Он рассчитан на использование в условиях сложной радиоэлектронной обстановки. Вырабатываемые приемником звуковые и световые сигналы тревоги оповещают экипаж вертолета о возможном применении по нему оружия противника. Пере хват сигналов осуществляется четырьмя антеннами, что дает возможность приблизительно определять пеленг облучающего вертолет средства (методом сравнения амплитуд сигналов, принятых соседним" антеннами).

Ведущее место в капиталистическом мире по созданию и производству таких средств занимают США. Однако европейские страны НАТО наряду с широкой закупкой американской аппаратуры разрабатывают и производят собственную. Например, английская фирма "Декка" производит встроенные обнаружительные приемники для вертолетов "Линкс" ВМС Великобритании (диапазон волн 1,5-15 см) и портативные приемники HPW-2 для вертолетов других типов. На истребителях ВВС Великобритании установлены обнаружительные приемники английского производства API-I8223 и ARI-18228.

Иностранные специалисты считают, что эти приемники по сравнению с американскими средствами такого же назначения (AN/APR-36 и AN/APR-37) имеют ограниченные возможности, поскольку они не обеспечивают предупреждение летчика о возможном пуске ЗУР, их устройство анализа перехваченных сигналов весьма несовершенно, а точность измерения пеленга излучающего средства составляет ±30°. Однако, как отмечает зарубежная печать, положительные результаты, достигнутые английскими специалистами в разработке корабельных средств радио технической разведки, особенно в области создания автоматизированных анализирующих устройств, позволят им в ближайшее время оборудовать тяжелые самолеты достаточно совершенными системами радиотехнической разведки. Так, на самолетах HS-748 и F-27 предполагается установить разработанную для подводных лодок станцию радиотехнической разведки "Сюзи", обеспечивающую перехват сигналов в диапазоне волн 1,5-30 см и автоматическое опознавание до 250 типов радиоэлектронных средств противника, а станцию радиотехнической разведки противолодочного самолета "Нимрод" дополнить устройством автоматической обработки разведывательных данных "Сари". Кроме упомянутых выше, в США и Великобритании имеется и создается значительное количество других бортовых средств радиотехнической разведки. Краткие сведения о некоторых из них приведены в таблице.

Основные бортовые средства радио- и радиотехнической разведки* созданные в США и Великобритании
Наименование аппаратуры Диапазон волн, см Место установки Примечание

США

Станции радиотехнической разведки:
AN/APQ-142 1,5-1000 Самолет 0V-1D Состоит на вооружении
AN/ALR-42   Самолет ЕА-6В То же
AN/ALR-47   Самолет S-3A  "
AN/ALR-59   Самолет E-2C Начато серийное производство
Станции предупреждения об облучении и наведения оружия:
AN/APS-109 3.5 и 10 Самолеты F-4 и F-111 Состоит на вооружении
AN/ALR-50   Самолеты А-6. А-7. F-4 и RA-5C Поступает на вооружение
 AN/ALR-56   Самолет F-15 Начато серийное производство1
AN/ALR-62 3,5 и 10 Самолеты F-111 и FB-111 Готовится серийное производство
"Раппорт"   Самолет "Мираж "5 Разрабатывается2
Обнаружительные приемники:
AN/APR-36 3 и 10 Самолеты F-4. А-7 и F-105 Состоит на вооружении3
AN/APR-37 3 и 10  То же То же
AN/APR-41   Вертолеты Разрабатывается
AN/ALR-54   Вертолет SH-2F Проходит испытания
AN/ALR-58 3-4 Самолет Р-3В То же
Великобритания
ARI-18223   Самолеты "Ягуар" и "Харриер" Состоит на вооружении
ARI-18228   Самолеты F-4, "Буканир" и "Вулкан" То же
HRW-2 2,7-15 Вертолеты  "
1 Поступление на вооружение планировалось на 1976 год.
2 Создается по заказу ВВС Франции.
3 Широко Используются также в ВВС Израиля и Ирана

Стремление военного руководства США и других стран НАТО к совершенствованию средств воздушной радиотехнической разведки еще раз показывает, что оно стремится использовать достижения научно-технического прогресса в военных целях и продолжает вести подготовку к развязыванию агрессивной войны против СССР и других стран социалистического содружества.

1 Соответствует примерно 5000-10000 МГц.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №5, с. 56-63

 

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (25.02.2012) | Автор: Полковник-инженер Ф. Дмитриев
Просмотров: 6941 | Теги: радиотехническая разведка, Ф. Дмитриев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar