search
menu
person

NEWS AND UDATES


Состояние и перспективы развития тренажёров в ВМС основных стран НАТО
HTML clipboard

Состояние и перспективы развития тренажёров в ВМС основных стран НАТО

Капитан 2 ранга П. Середюшин

Возрастающая сложность современных систем корабельного оружия и технических средств, применение в них новейших достижений в области радиоэлектроники, лазерной и вычислительной техники, позволяющей производить обработку практически любой информации в реальном масштабе времени, задействование интеллектуальных интерфейсов и высокоскоростной обработки сигналов от различных источников информации требуют от обслуживающего персонала как повышенного уровня образования, так и соответствующих навыков к использованию своего заведования. Эта проблема актуальна для специалистов всех уровней корабельной иерархии - от командира корабля и вахтенного офицера до оператора гидроакустической или радиолокационной станции. Соответствующий требования накладывает, в свою очередь, и возросшая скорость изменения тактической обстановки при боевых действиях на море, что обусловлено увеличением скоростей, дальности действия, незаметности и внезапности использования современного оружия, массированностью его применения, значительным сокращением времени реакции, необходимого для принятия решения в той или иной ситуации, число вариантов которых также растет. Поэтому существенную роль играет предварительная подготовка корабельных специалистов разных уровней к работе со всеми находящимися в их заведовании средствами с помощью различных тренажеров. Последние используются на различных стадиях отработки учебно-боевых задач экипажами кораблей, они широко применяются также для контроля и проверки оборудования, проведения контрольных испытаний в различных опасных и экстремальных ситуациях. Тренажеры играют существенную роль на ранней стадий подготовки операторов к работе с аппаратурой (базовая подготовка), в период переподготовки или модернизации оборудования, а также для повышения профессионального мастерства. В целом совершенная система тренажеров позволяет поддерживать профессиональные навыки личного состава на всех этапах жизненного цикла корабля независимо от того, находится ли он в стадии постройки, в базе, вышел в море или поставлен на модернизаций.

Практика показывает, что подготовка с помощью тренажеров различной степени сложности делает не-обязательными частые выходы кораблей в море для обеспечения тренировки экипажей, уменьшает уровень активности ВМС в мирное время и дает возможность держать меньшее количество кораблей в повышенной боевой готовности, увеличивает срок их службы, обеспечивает экономию сил и средств.

Одной из важных положительных сторон подготовки с использованием тренажеров является то, что они позволяют тренирующимся на них операторам совершенствовать навыки в обслуживании аппаратуры без создания каких-либо отрицательных факторов для уровня оперативной готовности боевой части, корабля и флота в целом. Кроме того, различные тактические ситуации или возможные неисправности в оборудовании могут быть смоделированы на тренажерах без какого-либо риска для физического состояния тренирующихся. При этом существует реальная возможность воспроизводить атмосферу реальной жизни на корабле (вибрации, шумы, качка и т. п.). Тренажер может быть запрограммирован на переход от одного сценария к другому - например, от маневра в узкости при полном ограничении видимости к ведению поиска воздушных или надводных целей в открытом море. С его помощью инструктор имеет возможность повторять отдельные последовательности действий так часто, как сочтет это необходимым, а также замедлять временной ход событий для комментирования отдельных действий операторов. Все это трудно, { порой и невозможно сделать на реальном корабле в походных условиях. Хотя при подготовке на тренажере оператор не испытывает чувства страха за свою жизнь или чувства тревоги в моделируемой ситуации (как это может быть в реальной обстановке при его неправильных действиях), тем не менее существенно то, что с самого начала от тренирующихся требуется проявление волевых качеств, находчивости, инициативы и быстрой реакции, а это облегчает профессиональный отбор.

Все тренажеры подразделяются на универсальные и специализированные. Первые позволяют производить основную подготовку специалистов для работы и действий на боевых и технических средствах независимо от будущей службы в конкретном подразделений.. Вторые обеспечивают целенаправленную отработку учебно-боевых задач в интерес» выполнения функциональных обязанностей на определенном корабле и его технических средствах.

По уровню сложности и количеству отрабатываемых при подготовке функций тренажеры могут быть трех основных типов - комплексные, моделирующие боевые информационные посты и для обучения личного состава.

Рис. 1. Схематическое изображение комплексного тренажера: 1 - кабины с рабочими местами операторов: 2 - ходовой мостик; 3 - экран; 4 - проекторы; 5 - гидравлическая платформа; б - пульт инструктора 7 - управляющая и моделирующая ЭВМ; 8 - ЭВМ физических эффектов; 9 - ЭВМ генерации изображения

Рис. 2. Стандартная компоновка тренажера: 1 - рабочие места операторов; 2 - центральная ЭВМ; 3 - пульт инструктора; 4 - интерфейс

Рис. 3. Тренажер на базе локальной вычислительной сети: 1 - рабочие места оператором 2 - центральная ЭВМ; 3 - пульт инструктора; 4 - процессоры сети; 5 - шина передачи данных

Комплексные тренажеры (рис 1) предназначены для отработки задач управления кораблём в различных тактических ситуациях, его маневрированием с внесением всевозможных усложняющих элементов окружающей обстановки, навигационных опасностей, создания необходимости расхождения со встречными судами. Эти комплексы дают тренирующимся представление о том, что они могут наблюдать визуально или с помощью технических средств на ходовом мостике, главном командном пункте (ГКП) либо в боевой рубке и как корабль реагирует на команды. При этом инструктор тренажера имеет возможность осуществлять подачу команд, контролировать ход и результаты их выполнения. Степень приближения происходящего к реальности может повышаться за счет размещения экранов РЛС и ГАС со смоделированной картиной внешней обстановки, представления дополнительно навигационной и другой информации.

Тренажеры, моделирующие боевые информационные посты (центры) или боевые рубки оснащаются синтезированными дисплеями, дающими представление о состоянии своего корабля, существующей для него угрозе, распределении средств поражения по средствам нападения противника, условиях использования оружия и результатах его применения. Данные тренажерные комплексы являются наиболее сложными по характеру отрабатываемых задач и техническому оснащению, а также дорогостоящими.

Тренажеры для обучения операторов и обслуживающего персонала основных и запасных систем корабля представляют собой системы по отработке навыков эксплуатации и использования радиотехнических средств (РЛС, ГАС, станций РЭБ, средств радио- и радиотехнической разведки, навигационных комплексов и систем). Сюда относятся также имитаторы, применяемые как на тренажерах первого и второго типов, так и в качестве корабельных имитаторов для непосредственной подготовки операторов ГАС, РЛС и т. д.

В ВМС стран НАТО широко используются разнообразные тренажеры: от единичных пультов с простым контролем и отображением элементарных сигналов (вопросов или задач) до тех, где воспроизводятся в полном масштабе со всеми органами управления, индикаторами, дисплеями и прочим оборудованием боевые посты и командные пункты, включая главный, и даже корабль в целом.

Современные тренажеры для ВМС обычно имеют в своем составе следующие основные компоненты (рис. 2): индивидуальные рабочие места операторов, центральную ЭВМ, контрольный пульт инструктора, интерфейс. К ним, особенно у тренажеров, относящихся к первому и второму типам, могут добавляться элементы, моделирующие окружающую обстановку.

Рабочее место оператора фиксируется в пространстве либо укрепляется на платформе, которая может перемещаться в двух или трех плоскостях. В идеальном варианте оно должно представлять собой автоматизированное рабочее место оператора со всеми присущими ему атрибутами - встроенным процессором, индикаторами, дисплеем, клавиатурой, обеспечивающей а том числе и диалоговой режим, интерфейсом для сопряжения с другими подсистемами и всей системой. В то же время оно обычно оснащено и тем оборудованием, которое находится на моделируемом посту данного типа корабля, хотя может использоваться и многофункциональное оборудование. Довольно широко применяется аппаратура коммерческого назначения (дисплеи, встроенные процессоры, периферийные приборы и т. д.), что в значительной степени способствует удешевлению тренажерных комплексов.

Задачей центральной ЭВМ является в основном выполнение разнообразных моделирующих программ. На нее возлагаются также диспетчерские функции в случае большого числа рабочих мест операторов, организация функционирования в режиме разделения времени, запоминание большого количества последовательностей действий тренирующихся, обеспечение их работы в диалоговом режиме и т. д. Центральная ЭВМ служит для реализации вычислительных возможностей при различных математических моделях, представленных в моделируемых сценариях. Как правило, моделируется лишь часть характеристик реального корабельного оборудования, имеющих непосредственное отношение к цели тренировки, для того чтобы оптимальнее использовать производительность центральной ЭВМ.

Пульт инструктора, связанный с рабочими местами операторов непосредственно и через центральную ЭВМ, дает ему возможность начинать упражнение, вес» его по заранее разработанному сценарию, вносить поправки и усложняющие элементы как в упражнение, так и в действия операторов, затормозить либо полностью остановить развитие событий по ходу тренировки, а также осуществить возврат к прошедшим событиям или позициям. Фактически он представляет собой один из вариантов автоматизированного рабочего места оператора с большим выбором органов управления и контроля.

Важнейшим моментом в использовании многих тренажеров является возможность . визуального представления того, что должен видеть тренирующийся оператор. Наиболее перспективное направление в данной области - сочетание телевизионной техники с моделированием на ЭВМ. Так, например, фирма «Зингер линк майлз» выпускает тренажер «Сискоуп-ЗТ», для, отработки навыков визуального наблюдения в перископ. В нем с помощью моделирования на ЭВМ создается телевизионное изображение обстановки, наблюдаемой червя перископ на поверхности моря. Реализована возможность создания картины происходящего над водой в дневное и ночное время, создание изображений целей на разных относительных курсах и скоростях, имеющих различный вид из-за качки и маневрирования. Дополнительную реальность картине придают имитация поверхности воды, моделирование заливания перископа водой и сам зеленый цвет воды. В этом тренажере использована разработанная фирмой технология MST (Microprocessor Simulation Technologic в которой реализован принцип распределённой обработки с помощью локальной вычислительной сети в модульном исполнении, состоящей из параллельных микропроцессоров (рис. 3). Телевизионная техника применяется также для создания визуальных изображений (вид с командирского мостика, через перископ, возможные навигационные опасности и т. п).

Широко используются обычные индикаторные устройства радиотехнических средств, изображение на которые может подаваться от различных имитаторов сигналов (РЛС, ГАС и т..п.), а также вырабатываться с помощью ЭВМ. Находят свое применение и проекционные средства. Примером реализации всех принципов создания изображения является радиолокационный тренажер SY-2094 фирмы «Солартрон» (рис. 4), созданный для учебных центров ВМС. Он состоит из пульте инструктора и пульта оператора РЛС, на котором обучаются радиометристы, штурманы и вахтенные офицеры. В пульт инструктора вмонтированы цветной графический дисплей диалоговый терминал, дисковое запоминающее устройство и ЭВМ PDP-11/73. Пульт обучаемого позволяет полностью имитировать работу оператора РЛС. Одним из основных элементов тренажера является построенный на базе ЭВМ цифровой генератор изображения надводных целей, различных помех и береговой черты, позволяющий с высокой точностью имитировать береговые объекты (разрешающая способность доведена до 15 м). В SY-2094 также моделируется работа приёмоиндикаторов РНС "Декка", ЛОРАН, «Омега», радиопеленгаторов, «колота. В комплект поставки Может включиться проекционная системе видеоизображения с помощью ЭВМ. Пульт инструктора, в свою очередь, оснащен цветным дисплеем, на котором изображается участок карты условного учебного района, изменяемый с помощью шаровой рукоятки, отдельным дисплеем для изображения таблиц различных данных и терминалом с клавиатурой для диалога с ЭВМ.

Наиболее интересные комплексные тренажеры созданы для ВМС Франции и ФРГ, В их разработке французские специалисты исходят из того, что типовые тренажеры должны быть едиными Для подготовки специалистов кораблей различных классов и типов как национальных ВМС, так и предназначенных для продажи за границу.

Во Франция, в военно-морском учебном центра Суман используется комплексный тренажер для экипажей ПЛАРБ при комплектовании и межпоходовой подготовке личного составе командных пунктов и боевых постов лодок. В пери-од 1981-1984 годов в центре была проведена значительная модернизация, что" связано с перевооружением французских ПЛАРБ на новые баллистические ракеты М4. Комплексный тренажер центра Суман как единая система включает в себя пять больших подсистем, сопряженных для обмена информацией и управляющими сигналами с помощью линии передачи данных. Каждая подсистема может функционировать и как самостоятельный тренажер на базе 32-разрядной ЭВМ SEL-32/77, обеспечивая отработку одной из пяти главных задач: ракетная стрельба, маневрирование в различной тактической обстановке, управление главной энергетической установкой и управление подводной лодкой, навигационные расчеты. Кроме того, в систему включены семь небольших тренажеров (на основе ЭВМ типа 15М),- с помощью которых могут отрабатываться частные задачи; обслуживание пусковых шахт, ракет и систем их пуска; ремонт и наладка: работа на гидроакустическом комплексе: к классификация обнаруженных целей; использование радионавигационного оборудования; работа на радиолокационной станции; обслуживание средств вычислительной техники и другие.

Платформы, где размещены места операторов, зафиксированы. Исключением является тренажер по отработке управления подводной лодкой (по курсу, крену, дифференту и глубине погружения), который имеет две степени свободы а горизонтальной плоскости и имитирует физические эффекты, возникающие на ПЛ при изменении ее нагрузки (балластировки), дифферентовки и поступлении в отсеки воды. В состав тактического тренажера включен синтезатор шума. В начале 90-х годов во Франции вступит в строй новый центр подготовки, в котором будут тренироваться экипажи ПЛАРБ нового поколения (типа «Триумфан»).

Западногерманская фирма «Крупп Атлас - Электроники создала один из самых современных комплексных тренажеров для ВМС ФРГ. В нем реализованы все функции по управлению кораблей любого класса и рационально совмещены тренажерные, исследовательские и контрольные приборы. Основным элементом является командирский мостик боевого корабля (вспомогательного судна), оснащенный всеми необходимыми внешними и бортовыми источниками информации, индикаторами навигационной РЛС, картами, планшетами, машинным телеграфом и т. п. Предусмотрена возможность визуального обзора в секторе 250°. В тренажерном комплексе смонтированы комната для инструкторов, аудитория и вычислительный центр. Имеется шесть отдельных кабин, в которых смоделированы боевые рубки. Для обеспечения проведения тренировок в условиях, максимально приближенным к реальным, создан специальный электрогидравлический привод. Он дает возможность вполне натурально воспроизводить бортовую и килевую качку корабля (судна) в пределах 12°, рыскание и даже вибрацию палубы (как результат работы движителей), все это дополняется шумовым фоном. Операторы со своих рабочих мест могут отдавать необходимые команды и выполнять операции по управлению кораблем, работе боевых и технических средств независимо один от другого. Они выполняются в реальном масштабе времени благодаря применению ЭВМ.

Одной из особенностей тренажерного комплекса является расположение автоматизированного рабочего места инструктора, в котором широко применяются последние достижения теории управления и эргономики. В частности, обеспечивается реализация режима контроля и подсказки на основе технологии «меню», то есть возможность выбора тренирующимся правильного варианта действий путем задания ряда вспомогательных вводных, создания «дерева решений», выбрать путь по которому оператор должен сам.

Программы, заложенные в центральную ЭВМ тренажерного комплекса, способны воссоздать обстановку на семи кораблях различных типов и моделируют ситуации маневрирования корабля в гавани, узкости или в открытом море. Эффект воссоздания реальности повышается за счет имитации .воздействия воды, ветра, дождя и других атмосферных явлений. 11 цветных проекторов, которые воспроизводят вид через окна ГКП, помимо изображения дневной, и ночной обстановки в разных метеорологических условиях, способны имитировать в статике или динамике силуэты кораблей основных классов (всего до 60 единиц, из них 14 - в движении). Слежение за ними обеспечивается и радиолокационной станцией кругового обзора.

События, происходящие в ходе тренировки, а также реакция и действия операторов фиксируются на носителях информации в ЭВМ, а затем воспроизводятся при разборе в аудитории. В комплексном тренажере, помимо основных пультов «флагманского корабля», имеется четыре дополнительных рабочих места операторов, что позволяет моделировать обстановку в составе соединения и обучать соответствующим действиям.

Центральным звеном вычислительного центра тренажерного комплекса военно-морской школы ВМС ФРГ в Мюрвике . является 32-разрядный процессор «Гоулд-32/37», объединенный в сеть с восемью процессорами «Kpyпп-ERP/300» (из них пять служат для создания изображения).
Аналогичный комплексный тренажер поставлен для учебного центра ВМС Австралии в Сиднее.

Одно из новых направлений в области создания тренажеров - их модульное исполнение с применением многофункциональных пультов. Это позволяет лег. ко и быстро варьировать их по составу и назначению . для моделирования и отработки различных функций. В частности, универсальный тренажёр «Сикомор» французской фирмы «Томсон - КСФ» представляет собой модель боевой рубки подводной лодки в модульном исполнении. Универсальность его заключается в том, что он легко может быть переоборудован для подготовки операторов боевого информационного поста вахтенных офицеров ПЛ и надводных кораблей, а также использоваться для тренировки экипажей самолетов. Он включает рабочие места операторов (рис. 6), центральную ЭВМ, и пульт инструктора. В распоряжении операторов и инструктора имеются стандартные многофункциональные пульты - с графическими и буквенно-цифровыми дисплеями, средствами обеспечения диалога, органами управления. В зависимости от предназначения пульта на экранах отображается определенное синтезированное - изображение, видеосигналы либо сигналы РЛС и ГАС. При разработке. тренажера не ставилась задача воссоздания всей обстановки на том или ином посту, поэтому использовано и оборудование, применяемое в коммерческих целях и подходящее по функциональному назначению. Это позволило довольно точно смоделировать центральный пост подводной лодки при значительной экономии финансов (до 50 проц.).

Навигационно - радиолокационный тренажер SY-2086 относится к тренажерам третьего типа. В его состав входит подсистема' ЭВМ из двух микропроцессоров, которая позволяет моделировать береговую черту и надводные цели, а также осуществлять обработку циркулирующей в системе информации. Он является 'аналогом вышеупомянутого тренажера SY-2094. Генератор изображения обеспечивает воспроизведение от 24 до 46 радиолокационных Отметок на экране, а также береговой черты с разрешающей способностью до 30 м. Математическая модель, заложенная в ЭВМ, обеспечивает воссоздание до десяти целей различных типов.

Гидроакустический тренажер MAST, созданный фирмами «Электроника Сан-Джиорджин» (Италия) и «Рейтёон» (США), также относится к системам третьего типа и установлен в одном из учебных центров ВМС Италии. Он представляет собой программируемый управляемый микропроцессорный комплекс, который может быть рас-' ширен вплоть до имитации различных гидроакустических • сигналов работающих ГАС подводных лодок и' надводных кораблей, радиогидроакустических буев. Итальянские ВМС используют этот тренажер для обучения операторов ГАС типа DE-1160.

Французская фирма «Согитек» разработала на базе коммерческого. аналога военно-морской тренажер для отработки задач по предупреждению столкновений в море с применением навигационной РЛС. Тренажер может функционировать также в режиме большого радиолокационного планшета с характеристиками ARPA (Automatic Radar Plotting Aids), отображая цели, навигационные опасности, береговую черту и т. п. Кроме того, на нем могут создаваться различные нештатные и критические ситуации, вводиться определенные неисправности. Подобная гибкость обеспечивается за счет моделирования и управления с помощью ЭВМ, использования диалогового режима между инструктором и оператором. Всего на тренажере может одновременно обучаться до шести операторов.

К тренажерам третьего типа относятся также имитаторы различных сигналов (РЛС, ГАС, станций РЭБ и т. д.), которые могут быть задействованы самостоятельно и совместно с любыми другими тренажерами. В частности, в странах НАТО создана специальная группа NEWSG для решения вопросов, связанных с проблемами РЭБ. Ею разработаны подвижные станции, с помощью которых можно передавать всю гамму радиоэлектронного излучения кораблей и самолетов вероятного противника. Предусмотрено также моделирование искажений сигналов связи и .радиолокации. Подвижные станции могут использоваться как с берега, так и с кораблей. Основным производителем таких тренажеров является фирма «Сперри» (США).

Прогресс в области средств автоматизации, создание совершенных и дешевых микропроцессоров, емких, быстродействующих и недорогих запоминающих устройств, совершенных операционных систем и в целом математического обеспечения выдвинуло на передний план идею создания встроенных тренажеров как в отдельные корабельные подсистемы, так и в единую автоматизированную систему боевого управления (АСБУ). Интерес к этому направлению порожден также усложнением современных корабельных комплексов (подсистем) оружия, освещения обстановки и управления, а также увеличением стоимости специализированного тренажерного оборудования, Данный подход дает экономию средств, позволяет тренировать специалистов почти в реальных условиях, поддерживать и повышать их квалификацию без отрыва от несения службы на корабле. При этом большинство функций встроенного в ту или иную подсистему тренажера, можно обеспечить программными средствами, задействуй и внедряя в будущем основные принципы и методы «искусственного интеллекта» (в частности, экспертные системы). В современных корабельных АСБУ (например, американских AN/BSY-1 и SCCS Мк2, английской COMKAFS), предусмотрен учебно-тренировочный режим в самой системе. Но существующие тенденции перехода к распределенной обработке и модульной структуре систем на основе локальной вычислительной сети, стандартизация оборудования, использование высокоскоростных линий передачи данных с применением волоконной оптики, внедрение «искусственного интеллекта» открывают возможность для качественно нового подхода к созданию встроенных тренажерных модулей при сочетании аппаратных и программных методов.

В настоящее время специалисты ВМС США ведут разработку двух встроенных тренажеров: один из них будет связан с РЛС AN/SPA-256, а второй предназначен для перспективных атомных ПЛ типа «Сивулф». В западной печати отмечается, что подводные лодки являются идеальными носителями для встроенных тренажеров, так как экипаж во время длительных автономных плаваний может работать на них в любое время, поддерживая тем самым квалификацию на высоком уровне. Встроенное тренажерное оборудование дает значительный эффект особенно в тех областях, где операторы со временем теряют свои навыки. С переходом на новых подводных лодках к АСБУ, основанных на интеграции всех радиоэлектронных средств корабля в единый комплекс с реализацией концепции распределенной обработки на базе локальных вычислительных сетей, позволит проводить обучение и тренировки личного состава не только отдельных постов и командных пунктов, но и всего экипажа в условиях обстановки, практически адекватной боевой.

Встроенные тренажеры предусмотрены в структуре корабельных систем английской компании «Солатрон», которое разрабатываются на основе аппаратного и математического обеспечения, созданного фирмами «Шинмбергер» (Великобритания), «Фэйрчайлд» и ДЭК (США). При этом использованы концепции распределенной обработки информации и локальной вычислительной сети, а также гибких адаптивных структур, способных к модификации и реконфигурации. В локальной сети может находиться до десяти узлов, выполняющих роль вычислителей для моделирования обстановки и задействования памяти и контроллеров, объединенных с помощью скоростной линии передачи данных. Основу каждого узла составляют 32-разрядные одноплатные ЭВМ Micro-VAX фирмы ДЭК, производительность которых соответствует ЭВМ VAX-11/780 при , значительно меньших габаритах. К узлам подключены несколько 16-разрядных микропроцессоров типа M68000 фирмы «Моторолла», встроенных в рабочие терминалы . операторов и выполняющих функции обработки для всей системы либо данного узла и конкретного терминала. Всего в данной системе, которая создана по модульному принципу, может быть до 2000 каналов передачи управляющих сигналов и информации со скоростью до 1 Мбайт/с. При этом исходная база данных объемом до 1 Мбайт записывается на гибких магнитных дисках или винчестерском диске. Конечной целью разработчики считают создание комплексного тренажера с полной имитацией окружающей обстановки, различных тактических ситуаций и возможных неисправностей, который может быть встроен в АСБУ кораблей.

В будущем при задействовании линий внешней связи, выносных средств и встроенных тренажеров появится возможность отрабатывать задачи в масштабе соединения или группы кораблей с широким применением экспертных систем, один из вариантов которых проходит проверку в настоящее время на американском атомном авианосце «Карл Винсон».

В зарубежной печати указывается, что общей тенденцией развития тренажеров в военно-морских силах стран НАТО является стремление к обеспечению боевых кораблей высококвалифицированными специалистами и поддержанию высокого уровня их подготовки в течение всего периода службы. Для этого создаются как сложные тренажерные комплексы на берегу, так и бортовые тренажеры. С учетом того, что тренажерный комплексы весьма дороги, они создаются в рамках основных национальных кораблестроительных программ, либо как часть большого экспортного заказа.

Основными направлениями развития тренажеров в настоящее время считаются:
- совершенствование техники отображения и создания обстановки, адекватной реальной, за счет примене-ния теле- и видеотехники, графических дисплеев, многоцветных экранов;
- использование микропроцессорной техники на основе концепции распределенной обработки и локальной вычислительной сети, задействование мощных запоминающих устройств, позволяющих проводить
тренировки в реальном масштабе времени, обеспечивающих запоминание и воспроизведение проигрываемых ситуацией, комплексность в подготовке не только отдельных операторов но и экипажей в целом, а также моделирование любых вариантов тактических и критических ситуаций;
- обеспечение моделирования на тренажерах за счет программных средств, что становится возможным благодаря использованию высокопроизводительных процессоров, скоростных линий передачи данных, мощных операционных систем, осуществляющих параллельную обработку и современных языков программирования
- применение модульных конструкций в соответствии с современными принципами постройки кораблей, что придает универсальность тренажерным комплексам;
- задействование многофункциональных пультов;
- широкое использование в береговых тренажерах средств вычислительной технике и отображения, применяемых в коммерческих целях, что позволяет примерно в 2 раза снизить стоимость тренажеров по сравнению с той, которая получалась бы, при использования штатного
оборудования;
- все более широкое распространение встроенных в корабельные системы тренажеров, обеспечивающих непрерывность подготовки и совершенствования личного состава в море и базах;
- создание с помощью береговых тренажеров физических эффектов присутствия в море.

В перспективе, по оценке зарубежных специалистов, в технике создания и применения тренажеров найдут широкое распространение принципы и методы' «искусственного интеллекта». Особый интерес будут представлять средства понимания естественного языка и экспертные системы, что позволит повысить гибкость подготовки специалистов и я большем объеме воспроизводить любые возможные ситуации, увеличить насыщенность единицы времени, отводимого на тренировку, и улучшить конечный результат.

Зарубежное военное образование №9 1989 С. 54-61

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (21.02.2010) | Автор: Капитан 2 ранга П. Середюшин
Просмотров: 13921 | Теги: тренажёры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar