Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 15:49
Ключевые слова
истребитель, В. Давидков, воздушный бой, тактика

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 1970 - 1990 гг

Тактические истребители в современных войнах (1977)

Тактические истребители в современных войнах

{По взглядам иностранных военных специалистов)

Генерал-полковник авиации в отставке В. Давидков,
Герой Советского Союза, кандидат военных наук

Агрессивные империалистические силы, - отмечается в постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции", - подхлестывают гонку вооружений, представляющую серьезную угрозу для мира и безопасности народов, пытаются всячески помешать разрядке напряженности". Все это делается в угоду лихорадочному развертыванию военных приготовлений западных стран. Немалое место в них отводится оснащению авиации новой техникой и вооружением, а также разработке способов ее применения в современных войнах.

В данной статье рассматриваются некоторые взгляды иностранных военных специалистов на использование в агрессивных войнах тактических истребителей, которые обладают высокой мобильностью и значительной ударной мощью.

Как сообщалось в зарубежной печати, большое влияние на развитие тактических истребителей капиталистических стран и совершенствование способов их действий оказал опыт последних локальных войн. Вот, например, к каким выводам пришли американские специалисты, обобщая результаты применения тактических истребителей в агрессивной воине США во Вьетнаме (1964-1972 годы).

1. Налеты тактических истребителей на наземные цели с применением обычных бомб были недостаточно эффективными. Так, для уничтожения малоразмерных целей, обороняемых средствами ПВО, требовалось выделять большое количество самолетов, из-за чего росли потери, а точность сброса боеприпасов была невысокой. Поэтому многие задачи изоляции района боевых действий не были выполнены полностью. В то же время продемонстрирована достаточно высокая результативность ударов тактических истребителей по объектам УАБ с лазерными и УР с электронно-оптическими системами наведения.

2. Возросло значение ближнего воздушного боя в решении задачи завоевании превосходства в воздухе. Поэтому большое внимание стали
уделять развитию истребителей, стремясь улучшить такие их характеристики, как тяговооруженность и маневренность. Кроме того, совершенствовались управляемые ракеты ближнего боя. Американские ракеты типа "Сайдвиндер" и "Спарроу" класса "воздух-воздух", выпускаемые в 60-х годах, не удовлетворяли полностью требованиям скоротечного и маневренного боя из-за ограничений по дальности пуска и подверженности влиянию больших перегрузок.

3. Зенитное ракетное оружие и истребители-перехватчики стали серьезной угрозой для ударных тактических самолетов. В связи с этим потребовалось выделять специальные силы для их прикрытия и обеспечения (для доразведки, постановки помех и непосредственного сопровождения).

4. Повысилось значение управления группами самолетов с земли и в воздухе, а также их взаимодействия с ПВО своих войск.

5. Подтвердилась необходимость организовывать дозаправку тактических истребителей топливом в воздухе. При этом увеличивается их боевая нагрузка и радиус действия.

6 Используемые тактические истребители F-4D, F-105D и F-111A оказались неспособными вести маневренные воздушные бои. Чтобы ликвидировать этот недостаток, пришлось использовать самолет F-4 в двух вариантах: для нанесения ударов по наземным целям и ведения воздушных боев. В последнем случае на него подвешивались только УР класса "воздух-воздух" в ограниченном количестве. Но несмотря на это, по маневренным характеристикам он уступал истребителям противника.

К указанным выводам американское командование подошло критически, с учетом тех условий, которые могут возникнуть на европейском театре войны.

По мнению командования НАТО, боевые действия авиации на европейских ТВД с участием пяти-шести стран блока будут в шесть-восемь раз интенсивнее, чем во Вьетнаме. Мобильность сухопутных войск значительно повысится, что повлечет за собой быстрое изменение обстановки на поле боя, в тактической и оперативной глубине. Возрастет количество танков и боевых машин, по которым потребуйся наносить мощные удары штурмовиками и самолетами непосредственной авиационной поддержки, В воздухе сосредоточится много самолетов различного назначения. Широко будут применяться средства РЭБ. Все это сильно усложнит управление экипажами и группами самолетов в воздухе.

В сложной воздушной обстановке, подчеркивалось в иностранной печати, и при наличии у противника сильной зональной и объектовой ПВО потери авиации намного увеличатся по сравнению с предыдущими локальными войнами. Быстрое восполнение потерь окажется маловероятным, поскольку многие авиационные заводы выйдут из строя, а пути переброски самолетов издалека могут быть заблокированы истребителями противника. Поэтому возникла необходимость еще в мирное время иметь достаточное количество тактических истребителей, чтобы уже в начальный период войны добиться превосходства с воздухе и оказать необходимую авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС.

Учитывая опыт прошедших локальных воин и возможный характер будущей войны, командование НАТО уделяет серьезное внимание развитию тактических истребителей. В строевых частях уже появились самолеты F-15A и А-10А (США), "Ягуар" (Франция и Великобритания), в скором времени на вооружение ВВС ряда стран НАТО поступят истребители F-I6A и штурмовики "Альфа Джет", а в 80-х годах - многоцелевые самолеты "Торнадо". В 1977 году планируется усилить и без того крупную группировку объединенных ВВС НАТО в Европе за счет крыла истребителей F-15A ВВС США.

Судя по материалам зарубежной печати, на тактические истребители планируется возложить выполнение различных задач, среди которых основное место занимают: завоевание превосходства в воздухе, изоляция района боевых действии, непосредственная авиационная поддержка. Ниже, на основе данных иностранной печати, рассматриваются возможные варианты их решений в будущих войнах.

Завоевание превосходства в воздухе предполагается осуществлять, как и раньше, путем поражения самолетов противника в воздушных боях и на аэродромах, а также уничтожения его систем управления авиацией и средствами ПВО. Основным способом выполнения указанной задачи станет борьба в воздухе, так как иностранные военные специалисты считают, что самолеты, укрытые в железобетонных сооружениях на аэродромах, трудно будет вывести из строя.

Для ведения воздушных боев в США предназначены специальные самолеты F-15A и F-16A, которые по сравнению с многоцелевыми тактическими истребителями имеют лучшую маневренность, большую тяговооруженность и дальность полета, а также более совершенное оборудование. Например, по маневренности F-15A вдвое превосходит самолет "Фантом". Тяговооруженность F-16A достигает 1,4, в то время как у "Фантома" она равна 0,8. На новые истребители подвешиваются усовершенствованные УР для применения в ближнем маневренном бою. Самолет же F-15A способен вступать в противоборство и на средних дистанциях (5-50 км). Специалисты за рубежом считают, что усилия истребителей F-15A по завоеванию превосходства в воздухе будут дополняться действиями самолетов F-16A, которые предназначаются в основном для ближнего боя на дальностях визуальной видимости.

Исходя из наличия новой боевой техники, иностранная печать делает заключение, что групповые бои на ближних дистанциях, которые занимали основное место в воздушной войне во Вьетнаме и на Ближнем Востоке (1973 гол), захватят и область дальних дистанций. В отдаленном будущем могут иметь место бои (с применением ракет "Феникс") и на больших расстояниях (50-100 км). При этом истребители будут наводиться па воздушные цели с самолетов E-3А или с наземных пунктов. От них же они получат информацию о целях, обнаруженных на значительных расстояниях, и данные, необходимые для принятия решения на сближение.

Иностранные специалисты придают немаловажное значение фактору внезапности в современных воздушных боях, чтобы достичь результата уже в первой ракетной атаке. Это будет обеспечиваться маневрированием при занятии исходного положения для атаки и применением средств РЭБ. Атаку предполагается вести как с задней, так и с передней полусферы. Лобовая атака цели с помощью УР "Спарроу" (AIM-7F) возможна с дальности 20 км. Если она сорвется, то летчик сможет перевести РЛС на режим ближнего поиска для последующего сближения с целью и занятия выгодного положения для пуска ракет малой дальности "Сайдвиндер" или "Эджайл", которые способны действовать при перегрузках 7-8.

Что касается тактического истребителя "Торнадо", то его характеристики иностранные специалисты хотят оптимизировать для решения задач перехвата воздушных целей и поражения наземных объектов, В качестве истребителя его планируют применять для ведения воздушного боя на средних и больших дистанциях.

В иностранной печати сообщалось, что самолеты "Ягуар", оснащенные УР "Сайдвиндер", будут вести только ближние воздушные бои.

Здесь не рассмотрены все имеющиеся в капиталистических странах истребители, которые могут применяться в будущих воинах, поскольку они не изменят характер воздушного боя. В целом же задача завоевания превосходства в воздухе находится в центре внимания командования
НАТО, ибо от её решения во многом зависит успех действия всей авиации, а также сухопутных войск и ВМС.

Изоляция района боевых действий, по сообщениям зарубежной печати, должна осуществляться на европейских ТВД самолетами F-111, F-4, "Торнадо" и "Ягуар", которые способны брать на борт значительную боевую нагрузку и более точно сбрасывать боеприпасы по сравнению с тактическими истребителями, участвовавшими в локальных войнах. Указанным выше самолетам предстоит наносить удары по резервам в районах сосредоточения и на марше, по узлам шоссейных дорог, железнодорожным станциям, местам, переправам, аэродромам, КП соединений и объединений, складам и базам снабжения. Цель ударов - сковать маневр танковых и механизированных частей и соединений, нарушить связь и управление и воспретить подход свежих сил противника к району боевых действий.

Налеты тактических истребителей на стационарные объекты предполагается организовывать по заранее составленным планам, как и в воине во Вьетнаме. Вызов авиации для нанесения ударов по подвижным объектам (ракетно-ядерным средствам, поездам, танкам, пехоте на марше и другим) иностранные специалисты рекомендуют производить из положения дежурства на аэродромах или в воздухе. Способы же нанесения таких ударов будут в определенной степени отличаться от тех, которые использовались в локальных войнах. Во многом они определяются характером и силой ПВО противника, а также типом применяемых боеприпасов. Важные малоразмерные цели (мосты, переправы, склады, узлы дорог и т. л.) должны поражаться УР и УАБ с телевизионными и лазерными головками самонаведения. УР "Мейверик" с телевизионной головкой была испытана в войне 1973 года на Ближнем Востоке.

Судя по данным, опубликованным в иностранной печати, можно сказать, что для выполнения задачи изоляции района боевых действий планируется привлекать как одиночные самолеты и мелкие группы, так и крупные силы авиации. Английское командование, например, на учениях отрабатывало нанесение ударов по объектам одиночными самолетами и мелкими группами. Они летали к целям на малых высотах в условиях радиомолчания и с обходом районов, прикрытых средствами ПВО. Из материалов зарубежной печати известно, что рейды подобного рода совершали тактические истребители F-111A в конце воины во Вьетнаме.

Американское командование не исключает в обычной войне налеты на объекты крупными группами авиации, следующими к целям на средних высотах в сопровождении истребителей. Но при этом предполагается предварительно расчистить воздушное пространство, подавить средства ПВО на маршруте и провести соответствующие мероприятия по РЭВ, Боевой порядок самолетов может состоять из следующих групп: ударной, прикрытия, электронного подавления и доразведки целей

Особое место в обеспечении действий авиации займут средства электронного подавления. Уже сейчас некоторые тактические истребители (например, F-111 и F-4) модернизируются для использования в качестве носителей таких средств. Самолет EF-111A намечается вооружить системой постановки помех ALQ-99 и специальной электронной аппаратурой. В таких системах управление самолетными средствами подавления будет происходить автоматически, что, по мнению зарубежных специалистов, позволит не только быстро определять местонахождение, производить опознавание и классификацию любой работающей наземной и самолетной РЛС, но и моментально обрабатывать получаемую информацию, находить рациональный способ подавления каждой цели, осуществлять управление частотой, мощностью и продолжительностью помех.

Как полагают иностранные специалисты, группа электронного подавления, состоящая из нескольких самолетов, сможет в зависимости от обстановки уничтожать наземные РЛС противника противорадиолокационными ракетами и в то же время подавлять работу самолетных и наземных РЛС активными и пассивными помехами.

Кроме того, создаются специальные тактические истребители для ведения РЭБ, а на каждом современном боевом самолете устанавливается бортовое оборудование подобного же назначения. Более того, на любой из них можно подвесить контейнеры с аппаратурой электронного подавления.

Выход на цель и атаку ее ударная группа тактических истребителей будет осуществлять в основном с одного направления при помощи своих автономных прицельно-навигационных систем, а также визуально. В начале 80-х годов все тактические истребители ВВС США намечается оснастить новой системой точного наведения и нанесения ударов. Бомбометание обычными боеприпасами предполагается выполнить с горизонтального полета, пологого и крутого пикирования и на выходе из пикирования с примененном новых прицелов, обеспечивающих высокую точность попадания. Пуск УР типа "Мейверик" и "Мартель" планируется производить вне зоны прицельного огня зенитной артиллерии.

При организации ударов по отдаленным объектам не исключается дозаправка тактических истребителей топливом в воздухе.

Непосредственная авиационная поддержка, как свидетельствует иностранная печать, будет в основном осуществляться специально предназначенными для этого самолетами, а именно: А-10A, "Альфа Джет", "Харриер", "Хок" (HS-1182) и "Ягуар". Объектами их ударов могут быть живая сила, ракетные и артиллерийские позиции, опорные пункты. КП, а также другие цели, от уничтожения которых зависит успех сухопутных войск в наступательном или оборонительном бою. Целеуказания экипажи самолетов получат от передовых постов на ведения авианаводчиков.

К проведению непосредственной авиационной поддержки в критической обстановке, когда потребуется увеличить мощность ударов по наземным объектам, могут также привлекаться самолеты F-15, F-111, F-4, "Торнадо" и А-7.

Организация авиационной поддержки возлагается на командующего ВВС на ТВД на основе общего плана, по которому армейские корпуса получат определенное количество самолетов на каждый этап и день операции. Вылеты тактических истребителей на уничтожение наземных целей должны выполняться по планам, составленным на основе заявок от батальонов, бригад, дивизий и корпуса или от этих же инстанций по вызовам (срочным заявкам).

В зависимости от характера целей. ПВО объектов. дальности размещения их от переднего края обороны предполагается использовать различные боеприпасы. Так, самолеты А-10A могут нести кассетные бомбы "Рокай" дли применения по площадным целям, УР "Мейверик" и 30-мм пушку для уничтожения танков и боевых машин.

Прицельные системы самолетов А-10А, "Альфа Лжет" и "Хок" позволяют наносить удары по объектам только в простых метеорологических условиях, но при наличии на борту лазерной поисково-следящей системы "Пейв-Пенни" она способны поражать цели днем и ночью. Подсветка последних лучом лазера может происходить с самолета или наземного поста наведения. Американские специалисты считают, что в современной войне самолеты непосредственной авиационной поддержки будут действовать интенсивно. Готовясь к этому, экипажи самолетов почти в каждом учении отрабатывают элементы такой поддержки, причем основное внимание обращается на повышение точности ударов по объектам, сокращение времени вызова и появления тактических истребителей над полем боя, улучшение взаимодействия экипажей и координацию их ударов с огневыми средствами сухопутных войск.

Таким образом, по сравнению с последними локальными войнами, как об этом сообщает иностранная печать, организация и принципы осуществления непосредственной авиационной поддержки станут более гибкими, целенаправленными и эффективными.

Поднятые в статье вопросы не схватывают всех сторон применения тактических истребителей за рубежом, но и в таком изложении они дают определенное представление о некоторых способах их действии в будущих агрессивных войнах империалистических государств.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №9, с. 45-50

Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (06.09.2012) | Автор: Генерал-полковник В. Давидков

Просмотров: 1863 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов