Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 09.12.2016, 12:44
Ключевые слова
ВМС, концепция, Б. Яшин

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 1970 - 1990 гг

ВМС и стратегические концепции США (1978)

ВМС и стратегические концепции США

Контр-адмирал запаса Б. Яшин.
кандидат военно-морских наук, доцент

Военно-морские силы США, включающие корабельные и авиационные соединения флота, наземные силы и авиацию морской пехоты, рассматриваются правящими кругами страны как мощный и мобильный вид вооруженных сил. Они предназначены во взаимодействии с другими видами вооруженных сил обеспечивать достижение агрессивных целей американского империализма. Во всех войнах и вооруженных конфликтах, в которых участвовали США, ВМС оказывали существенное влияние как на ход боевых действий, так и на исход войны в целом.

Как сообщает зарубежная печать, военно-морские силы призваны завоевывать и удерживать господство на море, наносить ракетно-ядерные удары по территории противника, оказывать поддержку сухопутным войскам, проводить десантные операции, обеспечивать переброски морем войск, вооружения и предметов материально-технического снабжения, а также оказывать военно-политическое давление на иностранные государства.

Анализируя сегодняшнее состояние ВМС, американские военные специалисты отмечают сложный путь, пройденный ими. Так, в 50-х годах в связи с утверждением за стратегической авиацией США преимущественного положения среди вооруженных сил флот оказался на втором месте. По утверждению сторонников воздушно-ядерной мощи тех лет, общая расстановка сил в мире была такова, что роль ВМС в термоядерной войне ограничивалась и могла быть сведена к выполнению лишь второстепенных задач, связанных с конвоированием военных транспортов, вспомогательных и торговых судов. Командованию ВМС приходилось в течение ряда лет выдерживать сложную межведомственную борьбу за усиление своих позиций среди видов вооруженных сил.

В начале 60-х годов с принятием администрацией президента Кеннеди стратегии "гибкого реагирования" роль и место ВМС в вооруженных силах США подверглись пересмотру. Судя по заявлению бывшего министра обороны Р. Макнамары, в соответствии с новой стратегией больше внимания стало уделяться развитию вооруженных сил общего назначения, повышению их боевых возможностей. Провозглашение этой стратегии дополнялось призывами Кеннеди утвердить "свободу рук США в Мировом океане путем укрепления ВМС и торгового флота". Признавалось также, что в современных войнах будут участвовать все виды вооруженных сил, в том числе и военно-морские силы.

Значение ВМС постепенно возрастало. Так, в 1962-1963 годах вдвое было расширено строительство и переоборудование кораблей. Все чаще флот стал использоваться в отдаленных от США районах Мирового океана для "демонстрации флага" (представительское или длительное военное "присутствие"), угрозы применения силы или для прямого вооруженного вмешательства. Вместе с тем курс на повышение роли сил общего назначения нисколько не означал умаления значения ядерного оружия. В это время развертываются стратегические наступательные силы (межконтинентальные баллистические ракеты, стратегические бомбардировщики и атомные ракетные подводные лодки).

Очередной пересмотр военной доктрины начался в США в конце 60-х годов. Главными причинами этого, как заявил бывший президент Соединенных Штатов Никсон, были "конец неоспоримого превосходства США в смысле стратегического могущества и приход ему на смену стратегического равновесия, при котором ядерные силы США и Советского Союза уже сопоставимы". Этот период был характерен также провалом агрессивных планов США во Вьетнаме, падением политического престижа Соединенных Штатов в мире, потрясениями, вызванными валютным кризисом, банкротством политики "холодной войны". Все это, вместе взятое, вынудило военно-политическое руководство страны пересмотреть существующую стратегию "гибкого реагирования" и принять в 1971 году стратегию "реалистического устрашения", которая положила начало новому этапу гонки вооружений и дальнейшему росту стратегических наступательных сил. При этом важная роль в составе этих сил отводилась атомным ракетным подводным лодкам, наименее уязвимым для противника. Всевозрастающая боевая мощь ВМС США позволила занять им ведущее место также среди сил общего назначения.

Тенденция увеличения удельного веса ВМС в вооруженных силах за последние годы, на примере роста бюджетных ассигнований, ясно прослеживается в табл. 1, составленной по материалам иностранной печати.

Таблица 1 Распределение ассигнований Министерства обороны США по видам вооружённых сил (млрд. долларов)
  Финансовые годы
1973/74 1974/75 1975/76 1976/77 {оценка) 1977/78 (проект)
ВМС 26,8 27,9 31,5 36,4 40,1
ВВС 24,7 26,1 28,4 32,3 34,7
Сухопутные войска 21,6 21,7 24,0 26,9 29,6
Управления и другие ведомства министерства обороны 11,9 12,2 13,6 4,6 16,0

Итого:

85,0 87,9 97,5 110,2 120,4

Совершенно очевидно, что такое положение ВМС связано со степенью их участия в обеспечении реальности военно-стратегических концепций, определяющих состав и перспективы развития вооруженных сил США в целом.

Особое место среди видов вооруженных сил занимают ВМС в официально не принятой, но практически осуществляемой "океанской стратегии" - составной части американской стратегии "реалистического устрашения".

Судя по материалам иностранной прессы, главное содержание "океанской стратегии" заключается в сосредоточении основной мощи стратегических наступательных сил в акватории Мирового океана, в повышении удельного веса атомных ракетных подводных лодок в составе этих сил, сосредоточении усилий в строительстве вооруженных сил преимущественно на развитии ВМС и в использовании их в качестве важнейшего средства для достижения агрессивных целей милитаристских кругов США.

Перенесение стратегических ядерных средств с суши на море, по мнению Пентагона, резко сократит число ударов непосредственно по территории Соединенных Штатов, уменьшит опасность ее заражения радиоактивными осадками, а также снизит уязвимость этих средств со стороны противника.

Обосновывая "океанскую стратегию", американские военные специалисты ссылаются прежде всего на мобильность военно-морских сил, позволяющую быстро сосредоточивать усилия на новых направлениях, создавая угрозу странам и целым континентам, эффективно действовать из любого района Мирового океана.

Как сообщает зарубежная печать, существует тесная взаимосвязь "океанской стратегии" с американскими стратегическими концепциями "стратегической достаточности", "полутора войн", "стратегической мобильности", которые выражают основные положения военной доктрины и способы обеспечения ее реализации.

В концепции "стратегической достаточности" сформулированы требования к стратегическим наступательным силам и основные направления их строительства, обеспечивающие возможности "гарантированного уничтожения" противника в наиболее неблагоприятных для США условиях, когда он упреждает в нанесении первого массированного ядерного удара. Важное место в ней отводится военно-морским силам, в частности ПЛАРБ.

По мнению американских военно-морских специалистов, ракетно-ядерная система морского базирования наилучшим образом отвечает современным требованиям, предъявляемым к силам стратегического назначения. Она находится в повышенной боевой готовности, эффективна в применении, обладает скрытностью действия и точностью стрельбы. Более высокая живучесть по сравнению с ракетами наземного базирования и авиационными системами позволяет использовать ее для нанесения "ответного удара" и "причинить потенциальному противнику так называемый неприемлемый ущерб". Именно эти качества способствовали бурному развитию подводной ракетно-ядерной системы и обусловили ее дальнейшее совершенствование. Подтверждением этого может служить тенденция постоянного увеличения количества ядерных боеголовок на борту атомных ракетных подводных лодок (табл. 2), которое, по данным иностранной прессы, достигло 5120 и составляет более половины всех стратегических ядерных боеприпасов.

Таблица 2 Общая численность ядерных боеголовок на борту  ПЛАРБ*
Год Количество ПЛАРБ с ракетными системами Количество ядерных боеголовок: на борту ПЛАРБ с ракетными системами Общее количество ядерных боеголовок
"Поларис"А2 "Поларис"АЗ "Посейдон" "Поларис"А2 и A3 "Посейдон"
1970 13 24 4 592 640 1232
1971 6 23 10 496 1600 2096
1972 8 17 16 400 2560 2960
1973 6 12 21 320 3360 3680
1974 - 16 23 286 3680 3968
1975 - 13 28 206 4480 4668
1976 - 12 29 192 4640 4832
1977(по плану) - 10 31 160 4960 5120
* При расчете иностранные специалисты исходили из того, что каждая ракета "Посейдон" имеет в среднем десять боеголовок, а три боеголовки рассеивающегося типа на ракете "Поларис"A3, способные поразить одну цель, принимаются за одну. - Ред.

Еще больше возрастет значение военно-морского компонента стратегических сил с созданием в 80-х годах новой ракетно-ядерной системы морского базирования "Трайдент". Увеличение дальности стрельбы ракет до 11000-12000 км позволит, по мнению американского командования, использовать ПЛАРБ из районов, непосредственно прилегающих к территории США. Это в значительной степени, как оно считает, снизит эффективность использования противником противолодочного оружия и повысит живучесть новой системы.

Другим направлением в развитии морской стратегической наступательной мощи является намерение Соединенных Штатов разместить на борту своих атомных торпедных подводных лодок стратегические крылатые ракеты. Претворение в жизнь этих планов существенно увеличит общее количество ядерных боеголовок военно-морских сил.

Возрастающая роль ВМС страны прослеживается также в концепции "полутора войн", которая определяет основные принципы строительства и использования сил общего назначения США. Она требует, чтобы эти силы были в состоянии совместно с союзниками вести одну большую воину в Европе или Азии и одновременно участвовать в незначительном вооруженном конфликте в любом другом районе мира.
В соответствии с положениями и требованиями этой концепции поддерживаются в высокой степени боевой готовности передовые группировки американских войск на заморских ТВД. В Средиземном море постоянно находится 6-й флот США, составляющий ударные ВМС НАТО на Южно-Европейском театре военных действий. Военную мощь Соединенных Штатов в Западной части Тихого океана представляют прежде всего 7-й флот и соединения ВМС, дислоцирующиеся в Японии и на островных владениях США в Океании.

Концепция "полутора войн" вновь подтвердила стоящие перед флотом задачи: завоевание господства на Атлантике, оказание поддержки сухопутным войскам и обеспечение безопасности морских коммуникаций между США и Западной Европой, а также между США и их союзниками в Азии.

В докладе бывшего министра обороны Рамсфелда по военному бюджету США на 1976/77 финансовый год было подчеркнуто положение, согласно которому принятая к руководству вооруженными силами концепция "полутора войн" предполагает необходимость для США поддержания одновременного и беспрепятственного функционирования их морских путей сообщений "с двумя жизненно важными для Соединенных Штатов Америки районами мира - Западной Европой и Северо-Восточной Азией". Подобными обоснованиями и соображениями обычно сопровождаются доклады и выступления начальника штаба ВМС США.

Так, в сентябре 1975 года адмирал Холлоуэн заявил, что при планировании развертывания контингентов вооруженных сил США расчеты командования ВМС по строительству военно-морского компонента сил общего назначения связываются с выполнением флотом стратегических задач, выдвинутых этой концепцией.

Возрастающая роль ВМС страны в реализации стратегической концепции "полутора войн", как известно, учитывается военно-морским командованием при разработке и проведении практических мероприятий по совершенствованию и развитию флота. Эти мероприятия направлены прежде всего на обеспечение постоянного военно-морского "присутствия" США в ключевых районах мира.

В общей для вооруженных сил концепции "стратегической мобильности", предполагающей, как указывается в иностранной печати, быструю переброску значительных контингентов американских войск в "горячие точки" земного шара для усиления развернутых я создания новых группировок, а также для тылового обеспечения их боевых действии, важное место отводится военно-морским силам.

По мнению командования вооруженных сил США, реализация этой концепции в значительной степени будет зависеть от количества и состояния транспортных средств страны, прежде всего морского транспорта, создания в Соединенных Штатах и на заморских ТВД развитой системы портов, а также заблаговременного накопления на важнейших театрах военных действий запасов материальных средств.

Будущее более широкое участие ВМС США в обеспечении "стратегической мобильности" вооруженных сил США было довольно подробно рассмотрено в докладах бывших министров обороны США Шлесинджера и Рамсфелда. Шлесинджср, например, связывал эту концепцию, а также роль ВМС в ее реализации с необходимостью создания превосходства в силах над вероятным противником в определенном районе, в определенное время, для решения определенных задач. При этом отмечалось, что авиационные средства, представленные в основном военно-транспортными самолетами С-141 и С-5А, не могут решить проблему в целом.

Судя по материалам американской печати, "недостаточно надежное положение" с военными перевозками повышает роль ВМС в реализации концепции "стратегической мобильности".

Еще большее внимание проблемам военных перевозок (как срочных, так и плановых) и роли ВМС в их непосредственном обеспечении уделено в докладе бывшего министра обороны Рамсфелда о военном бюджете на 1976/77 финансовый год. Он отметил, что силы и средства стратегической переброски войск становятся "основным элементом структуры сил общего назначения". Среди них главную роль, по оценке руководства Пентагона, играют морские транспортные средства (командование морских перевозок ВМС - КМП), которые позволяют осуществлять быструю переброску войск, оружия и боевой техники, предметов материально-технического обеспечения на заморские театры военных действий.

Для более успешной реализации концепции "стратегической мобильности", как сообщает иностранная печать, американское командование планирует привлекать и уже привлекает к перевозкам грузов министерства обороны США суда торгового флота. Кроме того, увеличение состава судов КМП происходит за счет ввода в строй судов резервного флота национальной обороны.

По взглядам военно-морского руководства США, выполнение требований концепции "стратегической мобильности" предполагает не только выделение соответствующих транспортных средств, но также формирование и поддержание в высокой степени боеготовности соединений флота, которые должны будут обеспечивать защиту морских коммуникаций и осуществлять непосредственное прикрытие конвоев.
Вышеизложенные краткие сведения иностранной печати о роли и месте военно-морских сил в американских стратегических концепциях еще раз свидетельствуют об агрессивной направленности военной доктрины США и возрастающем значении ВМС в планах Пентагона.

Зарубежное военное обозрение 1978, №1, С. 73-77

 

Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (28.12.2012) | Автор: Контр-адмирал запаса Б. Яшин

Просмотров: 1563 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов