search
menu
person

NEWS AND UDATES


Объединённое космическое командование Вооружённых сил США
HTML clipboard

Объединённое космическое командование Вооружённых сил США

Майор А. Кузьмин

Военные космические средства рассматриваются Пентагоном в качестве основной стратегической системы, обеспечивающей политическое и военное руководство, командование вооруженных сил различного уровня и разведывательные органы данными предупреждения о ракетно-ядерном нападении, а также необходимой информацией и связью систем боевого управления. С точки зрения своей значимости они стали неотъемлемым компонентом стратегической ядерной триады США.

Долговременная политика Соединенных Штатов в этой области базируется на предположении, что все большее количество стран будет создавать национальные (региональные) космические системы, которые в конфликтных ситуациях должны рассматриваться как «элементы инфраструктуры противника, подлежащие уничтожению».

Несмотря на изменение стратегической обстановки, американские военные специалисты по-прежнему оперируют такими понятиями, как контроль космического пространства, космическая поддержка (обеспечение) войск и сил флота, защита своих космических аппаратов и противодействие чужим. В общем плане рассматривается возможность нанесения ударов из космоса и через космос по наземным целям. Особый упор делается на то, что использование космических средств военного назначения позволит существенно повысить эффективность применения вооруженных сил.

В основе подхода к контролю над космическим пространством в США всегда был и остается поиск средств и методов противодействия угрозе со стороны космических средств других государств как необходимого условия обеспечения полного контроля над космическим пространством.
В 80-е годы, когда на повестке дня стояла казавшаяся недалекой перспектива принятия на вооружение боевых космических систем (это было время «звездных войн», программы СОИ и активной разработки противоспутникового оружия), сформировавшееся в США множество структур, ведавших разработкой и эксплуатацией космических средств, перестало соответствовать главному организационному принципу американских вооруженных сил.

Рис. 1. Структура объединенного космического командования вооруженных сил США

Рис. 4. Перспективная система ПРО национальной территории США

Данный принцип, как известно, предусматривает разграничение административных и оперативных функций на уровне объединенных командований, создаваемых для оперативного (боевого) управления передаваемыми им компонентами, и основных командований видов вооруженных сил, куда эти компоненты входят, и в рамках которых решаются вопросы эксплуатации, обслуживания, оснащения вооружениями и военной техникой, комплектования и обучения личного состава, обеспечения повседневной деятельности и т. п.

С учетом такого подхода космические командования видов вооруженных сил были сформированы в 1982 (ВВС), 1983 (ВМС) и 1988 (сухопутных войск) годах. Объединенное космическое командование (ОКК) вооруженных сил США было создано в 1985 году и первоначально включало компоненты космических командований ВВС и ВМС. Ведущая роль в процессе формирования этих структур отводилась ВВС, что вызывало трудности, обусловленные как межведомственным соперничеством, так и сложностью распределения функций противоракетной обороны (ПРО) и в целом военной космической деятельности между ними. На данный момент в состав ОКК входят компоненты всех трех космических командований.

Изначально планировалось, что ОКК будет решать задачи оборонительного характера, связанные главным образом с национальной ПРО. Однако при этом учитывалась и возможность решения наступательных задач, поскольку тактико-технические характеристики перспективных космических противоракетных средств позволяют непосредственно из космоса использовать их в качестве ударных, в том числе и по наземным целям.

Это командование является высшим оперативным объединением вооруженных сил США, предназначенным для решения стратегических задач воздушно-космической обороны страны. Как и другие подобные командования, оно подчинено непосредственно министру обороны и является главным органом оперативного руководства космическими командованиями видов вооруженных сил.

В сущности структура и состав ОКК определяются силами и средствами, выделяемыми космическими командованиями в его оперативное распоряжение для выполнения соответствующих задач, то есть теми компонентами из состава командований, боевым применением которых руководит непосредственно штаб ОКК (рис. 1).

Отношения объединенного космического командования с объединенным штабом и комитетом начальников штабов (КНИГ) строятся на основе закона Голдуотера- Никол-са «О реорганизации министерства обороны США» (1986). При этом КНШ непосредственно не руководит ОКК, если только министр обороны не поручает эту функцию председателю комитета. Вместе с тем командующий ОКК в обязательном порядке согласовывает с КНШ свои оперативные планы, который в свою очередь обеспечивает взаимодействие с другими объединенными командованиями. Кроме того, через КНШ доводятся все указания и директивы президента страны и министра обороны.

Основными задачами ОКК в настоящее время являются:
- разработка и корректировка воздушно-космической доктрины и способов ведения боевых действий с применением космических средств;
- планирование воздушно-космических операций;
- оценка потребностей войск в новой космической технике, системах вооружения и боевого обеспечения;
- разработка тактико-технических требований к перспективным системам оружия;
- оперативное руководство силами и средствами подчиненных космических командований при проведении воздушно-космических операций.

Предполагается, что централизованное руководство боевым применением перспективных боевых систем ПРО и противокосмической обороны (ПКО) также должно осуществляться по линии ОКК, поскольку эффективность их действий будет определяться главным образом наличием космических средств обнаружения, целеуказания, наведения и поражения.

Главнокомандующий ОКК вооруженных сил США является одновременно командующим НОРАД и космическим командованием ВВС. Он отвечает за предупреждение военно-политического руководства страны о ракетно-ядерном ударе и за контроль космического пространства, осуществляет оперативное руководство использованием американских космических систем военного назначения, включая обеспечение безопасности полетов «Шаттл» по планам министерства обороны.

В качестве командующего НОРАД главнокомандующий ОКК осуществляет руководство, организует оперативно-боевую подготовку и планирование боевого применения сил и средств, выделенных в распоряжение коалиционного командования Соединенными Штатами и Канадой. В настоящее время ими являются силы и средства ПВО: американские - из состава боевого авиационного командования, командования ВВС в зоне Тихого океана и военно-воздушных сил национальной гвардии; канадские - из состава истребительной авиационной группы ВВС.

Таким образом, в США сформировано единое управление силами и средствами космических командований видов вооруженных сил, воздушно-космической обороны Североамериканского континента и космического командования ВВС, подразделения и части которых и составляют основу структуры ОКК. Главные компоненты ОКК и НОРАД, обеспечивающие решение задач предупреждения о ракетно-ядерном ударе, контроля космического пространства и ПВО, объединены понятием стратегическая оборона или стратегические оборонительные силы.

Штаб ОКК размещается на авиабазе Петерсон в г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо), где находятся также штабы космического командования ВВС и НОРАД. Несмотря на то, что его отделы территориально располагаются в различных зданиях, фактически он представляет собой целостную штабную структуру с общими обслуживающими и обеспечивающими подразделениями и раздельными для этих командований органами боевого управления и оперативного планирования.

Основной командный пункт ОКК совмещен с КП командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента НОРАД и оборудован в одной из подземных выработок в скальном массиве горы Шайенн (штат Колорадо) на глубине около 530 м. Подземный комплекс, который строился в начале 60-х годов как центр управления стратегическими оборонительными силами США, предназначавшийся для использования в условиях ядерной войны, является наиболее защищенным в противоатомном отношении объектом американских вооруженных сил. Основной КП рассчитан на автономное функционирование в течение 30 сут. В настоящее время здесь осуществляется крупномасштабная модернизация технических систем и электронного оборудования, начатая еще в 1986 году и предусматривающая в перспективе развертывание центров управления боевыми средствами ПРО и ПКО.

При всем разнообразии компонентов и относительной неопределенности функций ОКК на данном этапе развития активных систем ПРО, ПКО и космических вооружений главной его задачей как оперативного объединения, является обеспечение стратегической обороны США, то есть защиты национальной территории, населения и вооруженных сил от ударов воздушных, ракетных и космических средств. Однако такая постановка задач в настоящее время носит условный характер, поскольку эта страна пока не располагает какими-либо боевыми системами противоракетного или противокосмического оружия, способными обеспечить эффективную защиту от ракетных ударов или воздействия на спутниковые средства вероятных противников.

Фактически единственной реальной функцией ОКК остается противовоздушная оборона, силы и средства которой способны решать весь комплекс боевых задач - от обнаружения до уничтожения воздушных целей. Противоракетная оборона сейчас решает только задачи предупреждения (своевременное обнаружение пусков ракет, определение масштабов и характера удара, оповещение военно-политического руководства и населения страны), противокосмическая - слежения за космическими объектами в околоземном пространстве, классификации их, определения параметров их орбит и степени вероятной угрозы для США. Исследования и испытания, проводимые в последние годы, свидетельствуют о наличии возможности воздействия на низкоорбитальные ИСЗ с помощью экспериментальных наземных лазерных установок.

При том что в настоящее время имеющиеся у США космические средства выполняют исключительно обеспечивающие функции (разведка, связь, навигация, метеоданные), космос всегда рассматривался американским руководством как перспективный театр военных действий.

По оценке главнокомандующего объединенным космическим командованием генерала X. Эстесса, «космические системы, являющиеся составной частью сдерживающей мощи ядерной триады США, приобрели первостепенное значение для успешного ведения войны».

В КНШ рассматривается предложение Эстесса о признании космоса зоной ответственности ОКК по примеру того, как закреплены за объединенными командованиями (вооруженных сил США в Европе, Тихоокеанской зоне и другие) региональные «зоны ответственности». При этом генерал сказал, что «космос в ближайшие годы может превратиться в непосредственный театр военных действий, и космическое пространство будет использоваться не только в интересах обеспечения операций на море, в воздухе и на суше».

Заглядывая в XXI век, специалисты не сомневаются, что эта сфера станет одной из важнейших, и лидерство в ней создаст реальные возможности установления глобального военно-стратегического и политического господства. Намерения США в этом плане очевидны.

Новая американская «Национальная политика в области исследования и использования космоса», утвержденная президентом Б. Клинтоном 19 сентября 1996 года, отражает преемственность и развитие взглядов и традиций военно-политического руководства США в определении значения космического пространства в будущих войнах как «четвертой сферы ведения боевых действий», сферы «жизненно важных интересов США».

В соответствии с новой космической политикой «Соединенные Штаты будут иметь на вооружении и совершенствовать средства космического наблюдения, системы боевого управления, связи и разведки, предназначенные для обнаружения, отслеживания и оценки угроз космическим системам США и дружественных стран, а также для эффективных действий американских вооруженных сил. В США будут продолжены работы по программе создания современной системы ПРО на ТВД, которую намечено завершить к концу XXI века, а также по обеспечению готовности к развертыванию системы ПРО национальной территории» (рис. 4).

По оценке западных специалистов, уже в настоящее время структура и организация ОКК отвечают основным требованиям планов и целей военной космической политики США. В случае разработки и принятия на вооружение перспективных систем противоспутникового и противоракетного оружия единственным вариантом является их передача в оперативное подчинение ОКК. Эти системы составят его активный компонент, эффективность применения которого будет находиться в прямой зависимости от обеспечения данными космических средств обнаружения, целеуказания и наведения, что позволит объединенному космическому командованию решать широкий спектр задач, сопоставимых по масштабам и значимости с задачами объединенного стратегического командования.

Таким образом, космическая деятельность США на современном этапе сохраняет преимущественно военную направленность. Американское руководство оставляет за собой право предпринимать в космосе любые необходимые действия для защиты своих национальных интересов. Цели и задачи военной космической деятельности Соединенных Штатов предопределяют возрастание роли и значения ОКК воруженных сил США в практическом широкомасштабном освоении космического пространства как перспективной сферы вооруженного противоборства XXI века..

Зарубежное военное обозрение №7 1998 С.29-33

Смотрите также
Категория: 1990 - 2000 гг | Добавил: pentagonus (15.04.2010) | Автор: Майор А. Кузьмин
Просмотров: 5868 | Теги: Космическое командование, космос, НОРАД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar